Транспортное обеспечение логистических систем

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИИ ПРАВА
Курсовая работа по дисциплине
ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ
Транспортное обеспечениелогистических систем
Санкт-Петербург 2010
Содержание
Задание
1.Выбор и логистический анализ возможных вариантов доставки грузов
1.1 Разработка графика поставок
1.2 Варианты доставки груза
2.Оценка логистических издержек при различных вариантах доставки груза
2.1 Расчет издержек при перевозке груза автомобильнымтранспортом
2.2 Расчет издержек при перевозке груза железнодорожнымтранспортом
2.3 Расчет издержек при перевозке груза речным транспортом
2.4 Расчет затрат на хранение
3.Сравнительный стоимостной анализ возможных вариантов доставки грузов и выборнаиболее эффективной логистической цепи
Списоклитературы
Задание
Доставка грузовосуществляется из Санкт-Петербурга в г. Подпорожье Ленинградской области длядальнейшего их производственного потребления.
Суточный объемпроизводственного потребления груза: Qсут = 3,5 т;
Партионностьгрузовых отправок: qпарт = 5 т.
Доставка грузов изСанкт-Петербурга в Подпорожье может быть осуществлена автомобильным,железнодорожным и речным транспортом.
Поставщик находитсяв Санкт-Петербурге на расстоянии 5 км от грузовой площадки железнодорожнойстанции и 8 км от речного порта.
Грузополучательнаходится на расстоянии 9 км от грузовой железнодорожной станции и 15 км от речного порта. Складские помещения грузополучателя расположены на территории предприятия. Ихемкость ограничена 10 тоннами доставляемого груза, являющегося сырьем длядальнейшего производства. Возможна аренда складов емкостью до 100 тоннпоставляемого груза расположенные на расстоянии 10 км от грузополучателя.
1. Выбор илогистический анализ возможных вариантов доставки грузов
Взаимноерасположение грузоотправителя, грузополучателя, железнодорожных станций, речныхпортов и промежуточного склада обозначено на схеме – рисунок 1.1. 1.1 Разработка графика поставок
Поставку грузажелезнодорожным и речным транспортом на промежуточный склад целесообразноосуществлять контейнером емкостью 20 т, что составляет 4 грузовых места.
С промежуточногосклада груз будет отправляться автомобильным транспортом на склад получателя вколичестве 10 т (2 грузовых места).
График поставок,обеспечивающий необходимый объем груза для производства разработаем в таблице1.1.
Количество груза наскладе получателя Q и напромежуточном складе Q’ в i-й день определим по формулам:
на складеполучателя: />
на промежуточномскладе: />,
где П’ – поставки на промежуточный склад, т;
П – поставки насклад получателя т.
График поставоксоставим на 30 дней.
Осуществлениепоставок груза в соответствии с таблицей 1.1 позволит рационально использоватькак речной, так и железнодорожный транспорт и минимизировать расходы нахранение груза на промежуточном складе.

/>
Рисунок 1.1Варианты доставки груза
Таблица 1.1 График поставок №1Номер дня, i Поставки Расход, Р, т Количество на складе П’, т П, т Q’, т Q, т 1 20 10 3,5 10 6 2 3,5 10 2,5 3 10 3,5 9 4 3,5 5,5 5 3,5 2 6 20 10 3,5 10 8,5 7 3,5 10 5 8 3,5 10 1,5 9 10 3,5 8 10 3,5 4,5 11 3,5 1 12 20 10 3,5 10 7,5 13 3,5 10 4 14 3,5 10 0,5 15 10 3,5 7 16 3,5 3,5 17 3,5 18 20 10 3,5 10 6,5 19 3,5 10 3 20 10 3,5 9,5 21 3,5 6 22 3,5 2,5 23 20 10 3,5 10 9 24 3,5 10 5,5 25 3,5 10 2 26 10 3,5 8,5 27 3,5 5 28 3,5 1,5 29 20 10 3,5 10 8 30 3,5 10 4,5
В таблице 1.1выделим повторяющийся период. Он составляет 20 дней. Дальнейшие расчеты будемпроизводить исходя из этого периода.
Рассмотрим такжеграфик поставок минимальными партиями безиспользования промежуточного склада. Количество товара на складе получателя в i-й день в этом случае определяетсявыражением:
/>, где
П = 5 т – размерминимальной партии груза;
Р = 3,5 т – объем,используемый для производства;
Ni – количество минимальных партий.
Расчет проведем втаблице 1.2
Таблица 1.2 График поставок №2Номер дня, i Расход, Р, т Размер партии, П, т
Число партий, Ni
Количество на складе, Qi, т 1 3,5 5 2 6,5 2 3,5 5 3 3 3,5 5 2 9,5 4 3,5 5 6 5 3,5 5 2,5 6 3,5 5 2 9 7 3,5 5 5,5 8 3,5 5 2 9 3,5 5 2 8,5 10 3,5 5 5 11 3,5 5 1,5 12 3,5 5 2 8 13 3,5 5 4,5 14 3,5 5 1 15 3,5 5 2 7,5 16 3,5 5 4 17 3,5 5 0,5 18 3,5 5 2 7 19 3,5 5 3,5 20 3,5 5 21 3,5 5 2 6,5 22 3,5 5 3 23 3,5 5 2 9,5 24 3,5 5 6 25 3,5 5 2,5 26 3,5 5 2 9 27 3,5 5 5,5 28 3,5 5 2 29 3,5 5 2 8,5 30 3,5 5 5
В таблице 1.2 такжеможно выделить повторяющийся период 20 дней, который использовать в дальнейшихрасчетах. 1.2 Варианты доставки груза
Исходя изразработанного графика поставок можно рассмотреть три варианта доставки груза.
В двух первыхвариантах используем схему доставки № 1: доставка груза партиями 20 т напромежуточный склад железнодорожным (вариант 1) или речным транспортом (вариант2). С промежуточного склада до склада получателя груз доставляетсяавтомобильным транспортом в обоих вариантах.
При рассмотренииварианта 3 используем схему доставки № 2. Доставку производим толькоавтомобильным транспортом непосредственно от грузоотправителя на складгрузополучателя без использования промежуточного склада.
Логистические цепивариантов доставки груза представлены на рисунках 1.1, 1.2, 1.3.
/> Рисунок 1.1 Логистическая цепь доставки груза железнодорожным транспортом (вариант 1)
/> Рисунок 1.2 Логистическая цепь доставки груза речным транспортом (вариант 2)
/> Рисунок 1.3 Логистическая цепь доставки груза автомобильным транспортом (вариант 3)
2. Оценкалогистических издержек при различных вариантах доставки грузатранспорт груз логистический поставка
Определим затраты,возникающие в отдельных звеньях логистической цепи при доставке грузовразличными видами транспорта./> 2.1 Расчет издержек при перевозкегруза автомобильным транспортом
Во всех трехвариантах используется автомобильный транспорт (в первом и втором – каквспомогательный вид транспорта, в третьем – как основной транспорт).
Расчет издержек приперевозке груза автомобильным транспортом начнем с выбора автомобиля исходя изразмера партии поставки (грузового места).
Выбираем автомобильЗИЛ-4329В1 со следующими характеристиками:
– массаперевозимого груза 5000 кг;
– допустимая полнаямасса 11000 кг;
– максимальнаяскорость 85 км/ч;
– двигатель:
ММЗ Д-245.30Е3 дизельный;
Нт = 45 л/100км – линейная норма расхода топлива;
– n = 4 –количество колес на автомобиле.
Рассчитаем удельныезатраты на перевозку груза автотранспортом с учетом размера партии и выбранногоавтомобиля.Затраты на автомобильное топливо
/> л/100км – линейная норма расходаавтомобильного топлива;
/>– поправочный коэффициент к линейнойнорме расхода топлива;
/> руб. – цена одного литраавтомобильного топлива.
Затраты на топливо:
/>руб. Затраты насмазочные материалы
/> – коэффициент, определяющийсоотношение затрат на смазочные материалы по отношению к затратам наавтомобильное топливо для дизельных двигателей;
Затраты насмазочные материалы:
/>руб.Затраты на автомобильные шины
/> руб. – цена однойавтошины;
/> км – среднеэксплуатационныйпробег автошины;
n = 4 количество колес на автомобиле;
Затраты наавтошины:
/>руб. Затраты натехническое обслуживание и ремонт автомобилей
Hтоп = 2,3 % – норматив затрат на ТО и Рдля данного вида автомобилей на 1000 км пробега (от стоимости автомобиля);
Сп =430000 руб. – первоначальная (восстановительная)стоимость автомобиля;
Затраты натехническое обслуживание и ремонт автомобилей определим по формуле:

/>руб. Амортизационныеотчисления
Амортизациюрассчитаем по линейному методу начисления, учитывая, что месячная нормаамортизации составляет ka = 2,7%.
Амортизационныеотчисления за год:
/>руб.
Годовой пробегавтомобиля примем 150000 км.
Тогдаамортизационные отчисления на 1 км пробега составят:
/>руб. Затраты на оплатутруда
Затраты назаработную плату водителей определим исходя из месячной тарифной ставки иколичества водителей, выделенных для перевозки данного груза:
Тм =20000 руб./месяц;
n = 2 чел.
Годовые затраты назаработную плату:
/>руб.
Отчисления по обязательномупенсионному страхованию (14% от фонда оплаты) и страховые взносы от несчастныхслучаев на производстве (1,1% от фонда оплаты труда):

/>руб.
Годовые затраты наоплату труда:
Згтр= ЗПг + Отчг = 552480 руб.
Затраты на оплатутруда на 1 км пробега:
/>руб. Накладные расходы
Накладные расходыопределим укрупненно, как 41,3% от заработной платы водителей:
/>руб.
Таким образом,затраты на перевозку 1 партии груза автомобильным транспортом на расстояние 1кмсоставят:
/>
/>руб./парт·км.
 
Затраты напогрузочно-разгрузочные работы:
 
Ц1пр= 300 руб./т – стоимость погрузочно-разгрузочных работ на автомобильномтранспорте;

Q = 5 т – объемгрузового места;
Затраты напогрузочно-разгрузочные работы:
З1 = Q·Ц1пр = 5·300 =1500 руб.2.2 Расчет издержек при перевозкегруза железнодорожным транспортом
Логистическиеиздержки при использовании железнодорожного транспорта складываются из оплатыначально-конечных операций (сбор за выполнение железной дорогойпогрузочно-разгрузочных работ) и оплаты доставки груза.
1. Затраты наначально-конечные операции
Цпр = 30 руб./т-операцию – ставка сбора за тонно-операцию;
Q = 20,0 т – объемгруза;
2 – множитель,учитывающий количество операций с партией груза (2 операции – погрузка иразгрузка).
Затраты наначально-конечные операции составят:
Зпр = 2·Q·Цпр = 2·20,0·30 = 1200руб.
 
2. Доставкагруза железнодорожным транспортом
Т = 5184 руб./вагон– прейскурантный тариф;
В = 1 – количествовагонов 20 т, отправляемым по железной дороге.
Плата за перевозкугруза по железной дороге:
Зд = Т·В= 5184·1 = 1584 руб.

2.3 Расчет издержек при перевозке груза речным транспортом
Логистические издержкипри использовании речного транспорта складываются из оплаты начально-конечныхопераций (сбор за выполнение речным портом погрузочно-разгрузочных работ) иоплаты доставки груза.
1. Затраты наначально-конечные операции
Цпр = 42 руб./т-операцию – ставка сбора за тонно-операцию;
Q = 20,0 т – объемгруза;
2 – множитель,учитывающий количество операций с партией груза (2 операции – погрузка иразгрузка).
Затраты наначально-конечные операции составят:
Зпр = 2·Q·Цпр = 2·20,0·42 = 1680руб.
 
2. Доставка грузаречным транспортом
Т = 1500 руб./т –прейскурантный тариф на данном маршруте;
Q = 20,0 т – объемгруза;
Плата за перевозкугруза речным транспортом:
Зд = Т·Q = 1500·20 = 30000 руб. 2.4 Расчет затрат на хранение
Затраты на хранениегруза за период при использовании графика поставок №1 рассчитаем в таблице 2.1,при использовании графика поставок №2 – в таблице 2.2.
Годовые затраты нахранение на собственном складе составляют 1600руб./(т·год). Тогда суточныезатраты на хранение на собственном складе:
/>руб./(т·сутки)
Затраты на хранениена арендованном складе составляют 1000руб./месяц на одно грузовое место. Тогдасуточные затраты на хранение на арендованном складе:
/>руб./(т·сутки).
Таблица 2.1 Расчет затрат на хранение (график поставок №1)День периода Удельные затраты руб./(т·сутки) Количество груза, т Затраты на хранение, руб.
харенд
хсобств пром. склад собств. склад пром. склад собств. склад 1 13,33 4,38 10 6 133,3 26,28 2 13,33 4,38 2,5 10,95 3 13,33 4,38 10 9 133,3 39,42 4 13,33 4,38 5,5 24,09 5 13,33 4,38 2 8,76 6 13,33 4,38 10 8,5 133,3 37,23 7 13,33 4,38 5 21,9 8 13,33 4,38 1,5 6,57 9 13,33 4,38 10 8 133,3 35,04 10 13,33 4,38 4,5 19,71 11 13,33 4,38 1 4,38 12 13,33 4,38 10 7,5 133,3 32,85 13 13,33 4,38 4 17,52 14 13,33 4,38 0,5 2,19 15 13,33 4,38 10 7 133,3 30,66 16 13,33 4,38 3,5 15,33 17 13,33 4,38 18 13,33 4,38 10 6,5 133,3 28,47 19 13,33 4,38 3 13,14 20 13,33 4,38 10 9,5 133,3 41,61
ИТОГО за период
 
 
 
 
1066,4
416,1

Таблица 2.2 Расчет затрат на хранение (график поставок №2)День периода Удельные затраты руб./(т·сутки) Количество груза, т Затраты на хранение, руб. 1 4,38 6,5 28,47 2 4,38 3 13,14 3 4,38 9,5 41,61 4 4,38 6 26,28 5 4,38 2,5 10,95 6 4,38 9 39,42 7 4,38 5,5 24,09 8 4,38 2 8,76 9 4,38 8,5 37,23 10 4,38 5 21,9 11 4,38 1,5 6,57 12 4,38 8 35,04 13 4,38 4,5 19,71 14 4,38 1 4,38 15 4,38 7,5 32,85 16 4,38 4 17,52 17 4,38 0,5 2,19 18 4,38 7 30,66 19 4,38 3,5 15,33 20 4,38
ИТОГО за период
 
 
416,1

3. Сравнительный стоимостной анализвозможных вариантов доставки грузов и выбор наиболее эффективной логистическойцепи
Расчетлогистических издержек для каждого варианта доставки проведем за период 5 днейв таблицах 3.1, 3.2, 3.3.
В таблицах 3.1,3.2, 3.3 примем следующие обозначения:
q, т – размер грузового места;
n – количество грузовых мест впоставке;
N – количество поставок за период;
L, км – расстояние перевозок.
Таблица 3.1 Расчет логистических издержек за период при доставкегруза железнодорожным транспортомЭтап q, т n N Затраты L, км ИТОГО, руб. 1. Погрузка (авт. транспорт) 5 4 4 750 руб./п. – 12000 2. Доставка на ж/д станцию 5 4 4 27,95 руб./п·км 5 2236 3. Погрузка (ж/д транспорт) 20 1 4 1200 руб./вагон – 4800 4. Доставка (ж/д транспорт) 20 1 4 5184 руб./вагон 240 20736 5. Погрузка (авт. транспорт) 5 4 4 750 руб./п – 12000 6. Доставка на пром. склад 5 4 4 27,95 руб./п·км 9 4025 7. Хранение (аренд. склад) – – – – – 1066 8. Погрузка (авт. транспорт) 5 8 2 750 руб./п – 12000 9. Доставка получателю 5 8 2 27,95 руб./п·км 10 4472 10. Хранение (собств. склад) – – – – – 416
ИТОГО
 
 
 
 
 
 
73751
Таблица 3.2 Расчетлогистических издержек за период при доставке груза речным транспортомЭтап q, т n N Затраты L, км ИТОГО, руб. 1. Погрузка (авт. транспорт) 5 8 4 750 руб./п. – 24000 2. Доставка в речной порт 5 8 4 27,95 руб./п·км 8 7155 3. Погрузка (речной транспорт) 20 1 4 1680 руб./конт – 6720 4. Доставка (речной транспорт) 20 1 4 1500 руб./т 240 120000 5. Погрузка (авт. транспорт) 5 8 4 750 руб./п – 24000 6. Доставка на пром. склад 5 8 4 27,95 руб./п·км 15 13416 7. Хранение (аренд. склад) – – – – – 1066 8. Погрузка (авт. транспорт) 5 4 2 750 руб./п – 6000 9. Доставка получателю 5 4 2 27,95 руб./п·км 10 2236 10. Хранение (собств. склад) – – – – – 416
ИТОГО
 
 
 
 
 
 
205009
Таблица 3.3 Расчет логистических издержек за период при доставкегруза автомобильным транспортомЭтап q, т n N Затраты L, км ИТОГО, руб. 1. Погрузка (авт. транспорт) 5 2 7 750 руб./п. – 10500 2. Доставка на склад получателя 5 2 7 27,95 руб./п·км 240 93912 3. Хранение (собств. склад) – – – – – 416
ИТОГО
 
 
 
 
 
 
104828
По критериюминимума логистических издержек выбираем доставку по 1 варианту – железнодорожнымтранспортом.
Преимуществажелезнодорожного транспорта очеридны: высокие скорости подвижного вагонопотока,универсальность, высокая пропускная и провозная способность. Железнодорожныйтранспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза набольшие расстояния. Регулярность перевозок, независимость их от погодныхусловий является еще одним преимуществом перед другими видами транспорта.Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительноневысокая себестоимость перевозки грузов.
К недостаткамжелезнодорожного транспорта стоит отнести низкую возможность доставки к пунктампотребления, т. е. при отсутствии подъездных путей, как в данном случае,железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным.

Список литературы
1. Гаджинский А.М.Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. М.:«Маркетинг», 2004.
2. Основы логистики:Учеб. пособие/ Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2005.
3. Сергеев В.И.Логистика в бизнесе: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001.
4. Логистика:Учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. — М.: ИНФРА-М, 2004.
5. Николашин В.М., Логистические транспортно-грузовые системы, М.,2003.