Транспортное обслуживание международных экономических связей

ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

При осуществлении международных экономических связей
транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей
(пассажиров) между двумя или более странами, то есть в
международных сообщениях.
В зависимости от конкретных видов транспорта,
используемых в перевозках, различают морские, речные,
воздушные, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные
сообщения. Это так называемые прямые международные сообщения,
обслуживаемые одним видом транспорта. В тех случаях, когда
при международной перевозке грузов или пассажиров
последовательно используются два или более видов транспорта,
имеют место смешанные (комбинированные) сообщения. Если такая
перевозка оформлена одним (сквозным) транспортным документом,
покрывающим все участвующие в ней виды транспорта, она
называется прямой смешанной.
Международные перевозки
Международные грузовые сообщения. При любой
внешнеторговой сделке проданный товар попадает в сферу
международного обращения. С помощью средств транспорта товар
перемещается от места его производства до пункта потребления.
При этом транспорт как бы продолжает процесс производства
– 2 –
товара в в пределах сферы обращения, добавляя к его
изначальной стоимости (цене), стоимость (цену) произведенной
транспортной продукции во время перемещения.
Мировая торговля генерирует большие потоки товарных масс
между странами, регионами и континентами. В обслуживание
международной торговли между странами, отделенными друг от
друга морями и океанами, незаменим морской транспорт, который
по праву считается наиболее универсальным и эффективным
средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния.
Этот вид транспорта обеспечивает перевозки более 80 % объема
международной торговли. Грузовладельцы оплачивают
судовладельцам в виде фрахта за перевозки грузов в
международных морских сообщениях 105 – 110 млрд $ ежегодно,
что равно приблизительно 7 % стоимости мирового экспорта.
Основную часть международных морских грузопотоков
составляют массовые наливные и навалочные грузы: Сырая нефть
(около 1000 млн. т. р год), нефтепродукты (300 млн. т.),
железная руда (300 млн. т.), каменный уголь (270 млн.т.),
зерно (200 млн т.). Из других грузов морской торговли
выделяются так называемые генеральные, или тарно-штучные
грузы, то есть готовая промышленная продукция ,
полуфабрикаты, продовольствие. Годовой объем их перевозок
оценивается в 700 млн. т. Это наиболее ценная часть мирового
торгового оборота (около 70 % по стоимости).
Серьезным конкурентом морскому транспорту в
межконтинентальных перевозках ценных грузов в последнее время
стал воздушный транспорт. Железнодорожный, речной и
автомобильный транспорт широко используются во
внутриконтинентальной внешней торговле, а также при
перевозках экспортных и импортных грузов по территории стран-
продавцов и стран-покупателей. В международной торговле
нефтью и газом важную роль играют трубопроводные системы.
Международные пассажирские сообщения. Углубившиеся в ходе
последних десятилетий процессы интернационализации
внешнеторговых, туристических, научных, культурных,
социальных и иных гуманитарных связей вызвали “взрыв”
международной подвижности населения во всех развитых странах
мира. В настоящее время разовые или регулярные поездки в
международных сообщениях ежегодно совершают несколько
миллиардов пассажиров.
Воздушный транспорт, имея неоспоримое преимущество перед
другими видами транспорта в скорости доставки пассажиров при
дальних маршрутах поездок, прочно занял лидирующее положение
в международных пассажирских сообщениях. Только в течение 80-
х годов перевозная способность воздушного транспорта на
международных линиях удвоилась за счет ввода в эксплуатацию
большого числа широкофюзеляжных реактивных самолетов с
высоким уровнем комфортности для пассажиров, с одной стороны,
и с улучшенными показателями энергетической эффективности и
себестоимости перевозок – с другой.
Наряду с воздушным транспортом во внутриконтинентальных
международных перевозках пассажиров широко используется
автотранспорт (легковые автомобили и автобусы) и
железнодорожный транспорт. Морские и речные пассажирские
сообщения наиболее популярны в виде международных
туристических круизов.

Транспорт для международных перевозок. В мире не
существует особого, обособленного от национальных
транспортных систем международного транспорта,
предназначенного исключительно для международных перевозок
грузов и пассажиров. Международные перевозки обслуживаются
национальными перевозчиками различных стран, использующими
для этого свой подвижной состав (морские и речные суда,
самолеты, вагоны, автомобили), а также транспортные сети
(железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и
транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты,
железнодорожные станции, автостанции, грузовые и пассажирские
терминалы), относящиеся к транспортным системам отдельных
стран.
Сущность и виды международных транспортных
операций
Обычно процесс доставки товара в международной торговле
включает прежде всего его перевозку от внутреннего пункта
производства А до пограничного пункта (порта) Б
страны-продавца; далее международную транзитную или морскую
перевозку от пункта Б до пограничного пункта (порта)
страны-покупателя (если страны-партнеры не имеют общей
сухопутной границы); и , наконец, транспортировку от пункта Б
до внутреннего пункта потребления.
Под транспортными операциями в их непосредственном
значении понимается обеспечение перевозки груза на участках А
— Б, Б — В, В — Г. Эти операции осуществляются по договору
грузовладельцев с перевозчиками соответствующих видов
транспорта общего пользования, к которому относятся
перевозочные средства и постоянные устройства, принадлежащие
транспортным организациям, предоставляемые по договорам
грузовладельцам.
Транспортные операции считаются международными, если они
связаны с перемещением внешнеторговых грузов на относительно
страны-продавца и страны-покупателя участках маршрута
перевозки Б –В. Правоотношения, возникающие в таких
транспортных операциях между отправителями и получателями
грузов, а также между ними и перевозчиками, имеют
международный характер.
Осуществляя международные транспортные операции,
перевозчики оказывают грузовладельцам транспортные услуги,
которые являются специфическим товаром международной
торговли. Международные транспортные услуги продаются и
покупаются на международных транспортных рынках. Цены
транспортных услуг и другие условия их предоставления в одних
случаях являются предметом переговоров между
заинтересованными сторонами, в других – устанавливаются
самими перевозчиками.
международным транспортным операциям относят также и
перевозки пассажиров в сообщениях между различными
государствами. Услуги по доставке пассажиров в международных
сообщениях продаются и покупаются на соответствующих
транспортных рынках. Важную роль при этом играют
туристические агентства и другие подобные организации,
имеющие тесные связи с предприятиями воздушного, морского,
речного, автомобильного и железнодорожного транспорта.
Таким образом, услуги по перевозкам грузов и пассажиров
вляются предметом купли-продажи на различных международных
транспортных рынках. Страны, участвующие в международных
экономических связях, продавая и покупая через свои
грузовладельческие, транспортные, туристические и другие
организации транспортные услуги, осуществляют их экспорт и
импорт.
Конвенции и соглашения о международных
перевозках
Перевозочные средства, транспортные сети и терминальные
комплексы, используемые в международных перевозках грузов и
пассажиров, отличаются большой капиталоемкостью объектов и во
многих случаях низкой фондоотдачей (капиталоотдачей). Ввиду
этого транспортный бизнес относится к разряду наиболее
рискованных для частного капитала.
Государства, заинтересованные в расширении деятельности
своих национальных транспортных предприятий в международных
сообщениях, всегда стремились к международному сотрудничеству
в целях выработки единообразных (унифицированных) условий
перевозок грузов и пассажиров, а также согласования
юридических норм, относящихся к режиму нахождения
перевозочных средств и обслуживающего их персонала в пределах
юрисдикции договаривающихся сторон и по многим другим
вопросам. В результате этих усилий на межгосударственном
уровне заключено значительное число международных соглашений
по отдельным видам транспорта, получивших название
“транспортные конвенции”. В отдельных случаях многосторонние
соглашения о международных перевозках заключены на уровне
транспортных предприятий разных стран.
В большинстве международных транспортных конвенций
имеются положения, касающиеся договора перевозки грузов и
пассажиров в соответствующих международных сообщениях.
Согласно договору, одна сторона – транспортная организация
(перевозчик) – принимает на себя обязательство доставить груз
или пассажира в обусловленный пункт назначения, а другая
сторона – грузовладелец (пассажир) – обязуется уплатить
перевозчику провозную плату. Остальные условия договора
перевозки дополняют, конкретизируют и расшифровывают
указанные выше обязательства.
Транспортные конвенции определяют основные реквизиты, а в
ряде случаев и форму транспортных документов, которые должны
применяться в международных перевозках. Наиболее
распространены два типа транспортных документов: накладная
(для железнодорожных, воздушных и автомобильных сообщений) и
коносамент (для морских и речных сообщений).
Характеристика видов транспорта, используемых при
международных перевозках
Железнодорожный транспорт
Железные дороги являются наиболее рентабельным видом
ранспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом –
каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной
продукции – на дальние расстояния. Недавно железные дороги
начали увеличивать число услуг с учетом спецификации
клиентов. Было создано новое оборудование для более
эффективной грузообработки отдельных категорий товаров,
платформы для перевозки автомобильных прицепов (рейсовый
контрейлер), стали предоставляться услуги в пути, такие как
переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт
назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе
перевозки.
Водный транспорт
тоимость перевозки водным транспортом громоздких
нескоропортящихся товаров невысокой стоимости типа песка,
каменного угля, зерна, нефти, металлических руд очень мала. С
другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко
подвержен влиянию погоды.
Автомобильный транспорт
Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в
перевозках. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении
маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии
перевозить товар “от двери до двери”, избавляя отправителя от
необходимости лишних перевозок. Грузовики – рентабельный вид
транспорта для перевозки на небольшие расстояния
рогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные
тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но
при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую
оперативность оказываемых услуг.
Трубопроводный транспорт
Трубопроводы – специфическое средство транспортировки
нефти, каменного угля и химических продуктов от мест их
происхождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по
нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но
несколько дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов
используются владельцами для транспортировки их собственных
продуктов.
Воздушный транспорт
Этот вид транспорта приобретает все большую значимость.
Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше
железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по
воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное
значение имеет скорость или/и когда необходимо достичь
отдаленных рынков. Среди наиболее часто доставляемых по
воздуху грузов скоропортящиеся продукты (такие, как свежая
рыба, живые цветы) и негромоздкие изделия высокой стоимости
(такие, как приборы, ювелирные изделия). Фирмы убеждаются,
что использование авиационного транспорта позволяет снизить
требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов,
сократить издержки на упаковку.
Выбор вида транспорта
ыбирая средство доставки конкретного товара, отправители
принимают в расчет до шести факторов. В Таблице __ дается
краткая сравнительная характеристика различных видов
транспорта с точки зрения этих факторов. Так, если
отправителя инресует скорость, то основной выбор
оказывается между воздушным и автомобильным транспортом. Если
цель – минимальные издержки, делается выбор между водным и
трубопроводным транспортом. Больше всего выгод связано,
кажется, с использованием автомобильного транспорта, чем и
объясняется рост его доли в объеме перевозок.
1 – Скорость (время доставки от двери до двери)
2 – Частота отправок (по плану в сутки)
3 – Надежность (соблюдение графиков доставки)
4 – Перевозочная способность (способность перевозить разные
грузы)
5 – Доступность (число обслуживаемых географических точек)
6 – Стоимость (за тонно-милю)
Благодаря контейнеризации отправители все чаще прибегают
к одновременному двух или более видов транспорта.
Контейнеризация – это загрузка товара в ящики или трейлеры,
которые легко перевозить с одного вида транспорта на другой.
Рельсовый контрейлер – это перевозка с использованием
железнодорожного и автомобильного транспорта, судовой
контрейлер – это перевозка с использованием водного и
автомобильного транспорта, “рельсы-судно” – это перевозки с
использованием водного и железнодорожного транспорта, “воздух
-шоссе” – это перевозки с использованием воздушного и
автомобильного транспорта. Любой смешанный вид
транспортировки обеспечивает отправителю определенные выгоды.
Например, рельсовый контрейлер обходится дешевле чисто
автомобильных перевозок и в то же время обеспечивает гибкость
и удобство.
Суммарный поток мировых внешнеторговых грузопотоков в межконтинентальных
сообщениях:
1979 г. – 3.7 млрд. т.
1988 г. – 3.2 млрд. т.

Морской вид транспорта обеспечивает перевозки более 80 % объема
международной торговли. Грузовладельцы оплачивают
судовладельцам в виде фрахта за перевозки грузов в
международных морских сообщениях 105 – 110 млрд $ ежегодно,
что равно приблизительно 7 % стоимости мирового экспорта.
Морской транспорт можно по праву считать наиболее
универсальным видом транспорта, специализированным на
обслуживании международной торговли. Здесь зародились и
получили развитие основные правовые институты и
организационные формы международных перевозок грузов и
пассажиров.
Развитие системы правоотношений между участниками
перевозочного процесса на других видах транспорта происходило
под большим или меньшим влиянием международной практики
морского торгового судоходства. Поэтому при изучении вопросов
организации перевозок в международных сообщениях этой
целесообразно уделить особое внимание.
В международном судоходстве сложились две формы
организации перевозок – линейная (регулярная) и трамповая
(нерегулярная).
Международное линейное судоходство. Международные
линейные сообщения организуются морскими перевозчиками на
устойчивых географических направлениях международной торговли
готовой промышленной продукцией, полуфабрикатами,
продовольствием и другими товарами. Международные линии
связывают между собой основные мировые экономические центры
(Западную Европу, Северную Америку и Дальний Восток) и эти
центры с другими регионами. Особенностью линейного судоходства
является закрепление судов на данном направлении и их
регулярные заходы в определенные порты по заранее
объявленному расписанию. Перевозки оплачиваются
грузоотправителями по ставкам тарифа, установленным
перевозчиками. Линейные тарифы стабильны в течение
продолжительного периода времени.
Объем услуг, оказываемый морскими линейными перевозчиками
грузоотправителям и грузополучателям значительно больше, чем
в трамповом судоходстве. Обычно морские линейные перевозчики
принимают на себя обязательства оплачивать стоимость погрузки
товаров в порту отправления и выгрузки – в порту назначения.
Дополнительные издержки судовладельцев, связанные со
спецификой линейных условий, возмещаются в тарифах линейного
судоходства. Конкретное толкование линейных условий перевозок
дается в проформах линейных коносаментов.
Международная линейная перевозка оформляется
коносаментом, выдаваемым морским перевозчиком
грузоотправителю в момент передачи груза в ведение
перевозчика. По своей юридической природе коносамент является
доказательством принятия перевозчиком поименованных в нем
грузов. Кроме того, он подтверждает наличие договора
перевозки между перевозчиком и грузоотправителем. Наконец,
коносамент предоставляет грузоотправителю и иному
обозначенному в нем лицу право распорядится грузом и
потребовать его выдачи в порту назначения против
предоставления этого документа. Таким образом, коносамент
является товарораспорядительным документом. В последние годы
в практику международных линейных перевозок вместо
коносамента начал входить другой транспортный документ –
морская накладная. Этот документ, не являющийся
товарораспорядительным, ускоряет процедуру сдачи груза в
порту назначения.
Международное трамповое судоходство. В отличие от
линейного, в трамповом судоходстве суда эксплуатируются на
нерегулярной основе. Они не закрепляются за определенными
направлениями, а свободно перемещаются из одной секции
фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и
от предложения грузов. Цена перевозки и другие коммерческие
условия устанавливаются на каждый рейс или несколько рейсов
на основе договора.
Договор морской перевозки (договор фрахтования судна) в
трамповом судоходстве заключается между морским перевозчиком
(фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем
(фрахтователем), имеет форму чартера. В большинстве случаев
этот договор заключается с помощью посредника или фрахтового
брокера.
В любом чартере содержится ряд обязательных условий,
относящихся к судну, грузу, фрахту, порядку оплаты
стивидорных
работ, диспача, демеража.
При перевозке груза в международном трамповом судоходстве
перевозчиком обычно выдается коносамент, который, помимо
прочего, регулирует отношения между перевозчиком и
получателем груза, не являющимся фрахтователем.
Следует отметить, что в международной практике не было
создано правового акта (конвенции, соглашения), регулирующего
вопросы, относящиеся к содержанию или форме чартера. Основным
источником права в отношении чартеров является национальное
законодательство соответствующих стран.