Транспорт
является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных
услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт
часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает
возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет
расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.
Особое
место транспорта в сфере производства заключается в том, что, с одной стороны,
транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а
потому особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны,
она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах
процесса обращения и для процесса обращения.
Транспорт
— важная составная часть экономики России, так как является
материальным носителем между районами, отраслями,
предприятиями. Специализация районов, их
комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального
размещения производительных сил. При размещении
производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой
продукции, их транспортабельность, обеспеченность
транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих
составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на
эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов, и страны
в целом.
Важное значение транспорт имеет и в
решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо
развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения
населения и производства, является важным преимуществом для размещения
производительных сил и дает интеграционный эффект.
Специфика
транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит
продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем,
материалами, оборудованием
и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в
себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные
издержки очень значительны, как, например, в лесной,
нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости
продукции. Транспортный фактор имеет особо огромное
значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением
ресурсов, населения и основных производственных фондов.
Транспорт
создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В
условиях перехода к рыночным отношениям роль
рационализации транспорта существенно возрастает. С
одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы
предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с
другой стороны, сам рынок подразумевает обмен
товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт
является важнейшей составной частью рыночной
инфраструктуры.
Основными
видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный,
трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они
образуют транспортную систему России.
Большая
часть грузо- и пассажирооборота
приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает
также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте
— автомобильный и авиационный. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическими
особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими
условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными
видами транспорта.
В
перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской,
железнодорожный и внутренний водный виды транспорта, а в перевозке пассажиров —
железнодорожный. Однако необходимо иметь в виду, что эффективность
использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом
конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его
массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность,
технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п.
Уровень
развития транспортной системы Российской Федерации различается по районам.
Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000
км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную
систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный,
Северо-Кавказский, Волго-Вятский
районы, наименее развитую — Дальневосточный,
Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы.
Отличаются
районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются такие
полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки
осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля
трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы,
значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах,
специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском
районе преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес
трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок
осуществляется по железной дороге.
Районы
добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т.е. вывоз
превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, а
районы обрабатывающей промышленности соответственно — пассивный, т.е. ввоз
превышает вывоз.
Мощности
транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения
основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три
основных магистральных направления транспортной системы страны:
1. Широтное магистральное сибирское направление "восток—запад" и обратно; оно включает
железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и
Волги;
2. Меридиональное магистральное центрально-европейское
направление "север—юг" с выходом на
Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;
3. Меридиональное Волго-Кавказское
магистральное направление "север—юг" по
р.Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ
с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом. По этим главным
магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, и тесно
взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды
транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.
Помимо основных магистральных направлений имеется густая
транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой,
они образуют Единую транспортную систему России.
По мере развития производительных сил страны в целом и
отдельных ее районов транспортная «система
нуждается в постоянном совершенствовании, как в области рационализации
размещения, так и ее качественного уровня: обновления материально-технической
базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших
достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской
Федерации нацелено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и
населения страны транспортными услугами.
Железнодорожный
транспорт занимает ведущее место в грузообороте всех видов транспорта (56,7 %) и в пассажирообороте
(33,7%). Он имеет целый ряд достоинств, которые и определили его
преимущественное развитие в стране. Железнодорожный
транспорт характеризуется относительно свободным размещением,
надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года,
суток, условий погоды. Он дает возможность осуществлять массовые перевозки
грузов и пассажиров, что укрепляет его преимущества, повышает производительность
труда и значительно снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет
экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой
электрификации.
Железнодорожный транспорт особенно
эффективен при перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромной
территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в
массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках
на средние расстояния и пригородные сообщения.
Основными грузами железнодорожного транспорта являются:
уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды,
сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения,
продукция машиностроения и др.
Значительные грузопотоки угля формируются в Кузнецком
бассейне. Уголь доставляется на Урал, в Центральные районы, в Поволжье. Грузопотоки
нефтяных грузов идут из Западной Сибири, Урало-Поволжья,
Северного Кавказа. Основная масса лесных грузов идет с европейского Севера и
из Сибири. Грузопотоки черных металлов формируются Центральной и Сибирской
металлургическими базами для потребителей: Центрального района, Северного
Кавказа, Северо-Запада. Хлебные грузы из лесостепной и степной зон идут в густонаселенные
потребляющие районы.
Размещается железнодорожный транспорт неравномерно.
Густой и разветвленной железнодорожной сетью обладает европейская часть страны.
Конфигурация сети — радиально-кольцевая с центром в Москве. От Московского
железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса,
Одессы, Чопа, Казани, Самары, Саратова, Волгограда,
Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и др.
В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное
направление с малой разветвленностью. Важнейшей
магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком является
Трансконтинентальная железная дорога: Москва — Рязань — Рузаевка — Сызрань —
Самара — Уфа — Челябинск — Иркутск — Чита — Хабаровск — Владивосток, длиной
9332 км. Построена Байкало-Амурская магистраль, Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре.
Важное значение для России имеют Южно-Сибирская и
Среднесибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию
Казахстана. В меридиональном направлении действует участок Тюмень — Сургут — Уренгой. Плотность железнодорожной сети в
Российской Федерации мала —5 км на 1000 км, поэтому очень высока
грузонапряженность железных дорог.
Железными дорогами за один год перевезено 1630 млн.т грузов и 2,4 млрд. пассажиров, получено более 50
млн. руб. прибыли. Однако общий объем перевозок упал
на 20% по сравнению с предыдущим годом. Пассажирские
перевозки убыточны. Идет деградация транспортного хозяйства, замедлилось
развитие железнодорожной сети. Резко сокращаются
поставки рельс, шпал, транспортных средств. Не хватает средств для расчетов с
поставщиками.
Распад СССР и разрыв транспортно-экономических связей
имеет тяжелые последствия. Например, даже участок Транссиба
проходит через территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о
Среднесибирской и КЭжно-Сибирской магистралях. А
это самые грузонапряженные магистрали, обслуживающие
связи «восток—запад» России. Участок дороги через Тюмень, минуя Казахстан, по
технико-экономическим данным не в состоянии пропустить грузы Транссиба, а тем
более взять хотя бы часть грузов Среднесибирской и Южно-Сибирской железных
дорог. Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте сохраняются, так
как они связаны с недостатками в размещении и развитии производства во многих
отраслях хозяйства страны.
Основные направления развития железнодорожного
транспорта разрабатываются в рамках комплексной программы "Транспорт России".
Важную роль во внешнеэкономических связях страны играет
морской транспорт. Он является одним из основных источников получения валютных
средств. В 90-х годах Россия имела 39 портов и 22 портовых пункта. Длина их
причалов составляла 60,5 тыс. км.
Производственные мощности портов позволяют обеспечивать
только 54% потребности переработки грузов. Основные грузы, перевозимые морским
транспортом, — нефть, руды, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес. Крупные
порты — Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск,
Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино
и др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего
Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, Ямал, Новую Землю.
Здесь наибольшее значение имеют порты: Дудинка,
Игарка, Тикси, Певек.
Намечено строительство двух портов в Санкт-Петербурге.
Россия имеет перегрузочные комплексы сухогрузов и
наливные суда, но после распада СССР страна осталась без комплексов по перевалке
калийных солей, нефтяных грузов и сжиженного газа, без железнодорожных
переправ на Германию и Болгарию, остался только один припортовый элеватор по
приемке импортного зерна и один специализированный комплекс по приемке
импортного сахара-сырца. 60% российских портов не в состоянии принимать
крупнотоннажные суда из-за недостаточных глубин. Очень нерациональна структура
транспортного флота. Проблемы морского транспорта России требуют незамедлительного
решения, так как оказывают большое влияние на экономическое положение страны.
Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузе- и пассажирообороте России. Это связано с тем, что
основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном направлении, а
большинство судоходных рек имеет меридиональное направление. Также негативное
влияние оказывает сезонный характер речных перевозок. Ледостав на Волге длится
от 100 до 140 дней, на реках Сибири — от 200 до 240 дней. Речной транспорт
уступает другим видам и в скорости движения. Но он обладает и преимуществами:
более низкой себестоимостью перевозок, требует меньше капитальных затрат на
обустройство путей, чем в сухопутных видах транспорта. Основные виды грузов
речного транспорта — минеральные стройматериалы, лес, нефть, нефтепродукты,
уголь, зерно.
Большая часть оборота речного транспорта приходится на
европейскую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь
служит Волга со своим притоком Камой. На севере европейской части России
заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, р. Свирь и Нева. Большое
значение для развития речного транспорта в стране имело создание единой
глубоководной системы и строительство Беломоро-Балтийского,
Волго-Балтийского, Московско-Волжского и Волго-Донского каналов.
В связи с освоением природных ресурсов на востоке страны
возрастает транспортное значение Оби, Иртыша,
Енисея, Лены, Амура. Особенно заметна их роль в обеспечении районов пионерного
освоения, где практически отсутствуют сухопутные транспортные магистрали.
В настоящее время в связи с экономическим кризисом идет
сокращение объемов перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, протяженности
внутренних водных судоходных путей, количества причалов.
Автомобильный транспорт в основном используется для
перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связано со
сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой
грузоподъемностью.
К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести
высокую скорость и возможность доставки грузов от "двери
до двери" без дополнительных затрат на перегрузку. Обеспеченность
автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта
в стране. В России 40% сельских населенных пунктов
не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной
сети невысокое: 11% автодорог грунтовые, 1/3 дорог с твердым покрытием —
гравийные, щебеночные, шлаковые и булыжниковые, они
не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют
ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденцию к
сокращению. Также необходимо учесть, что в России производится только 10—12%
грузовых автомобилей и автобусов от уровня производства в бывшем СССР. Это в
ближайшем будущем осложнит развитие автомобильного транспорта.
Трубопроводный транспорт отличается наименьшей
себестоимостью и используется для перекачки нефти, нефтепродуктов, газа. Преимуществами
этого вида транспорта также являются: возможность функционирования в течение
всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при
транспортировке, возможность прокладки
трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа
местности. Развитие сети магистральных нефте- и
газопроводов связано с географией добычи нефти и газа и районов их потребления.
Воздушный транспорт занимает третье место по объему
пассажирских перевозок. Он также используется в народном хозяйстве для перевозки
срочных грузов, при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении работ для сельского хозяйства,
геологоразведки, рыбного промысла. Уровень развития воздушного транспорта
является показателем степени научно-технического потенциала страны. В
последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы
составляет 60%, а по аэровокзальным комплексам не более 30%. Износ основных фондов оценивается в 70%.
Транспорт является важным связующим звеном в экономике
Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни
одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация экономики и ее
подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. В
настоящее время разрабатывается комплексная
программа "Транспорт России".
В первую очередь требуют решения вопросы увеличения
инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания
работы поставщиков транспортного комплекса —
транспортного машиностроения, электротехнической и электронной
промышленности, приборостроения, стройиндустрии и
др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы
всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства.
Одной из основных задач также является восстановление
транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, так как
транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и обособленное
функционирование его отдельных частей привело к деградации транспортного
хозяйства не только России, но всех бывших республик СССР. Остро стоят проблемы
транспортного обеспечения сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в
крупных городах, снижения отрицательного влияния транспорта на природную среду
и человека.
Переход к рыночным отношениям транспортного комплекса
России сложен из-за сформировавшейся ранее сильно централизованной структуры
управления и созданных ранее сверхкрупных транспортных монополий. При решении
проблемы разгосударствления отдельных частей транспортного комплекса, создания
условий для конкуренции возникла объективная необходимость малого и среднего
бизнеса. Активно идет процесс приватизации автотранспортных предприятии,
создания мелких акционированных авиакомпаний, предприятий водного транспорта.
В условиях рыночных отношений на первый план в развитии
транспортного комплекса выдвигается задача более полного и качественного
удовлетворения потребностей в транспортных услугах народного хозяйства и населения страны.
Список используемой литературы:
1. «География России; население и хозяйство: учебник для общеобразовательных
учебных заведений.» В.Я. Ром, В.П.
Дронов, М. 1995 год.
2. «Региональная
экономика», под редакцией проф. Т.Г. Морозовой, М. 1995г.
3. «Экономическая и социальная география», справочные
материалы. В.П. Дронов, В.П. Максаковский, В.Я. Ром, М. 1994 год.
4. «Размещение производительных сил.» В.В. Кистанов, Н.В. Копылов, А.Т.
Хрущев, М. 1994 год.