Требования к психодиагностическим методикам

Требования  к
психодиагностическим методикам

Короче говоря, нарушение психической совместимости
наступает тогда, когда ты начинаешь сообщать другим людям правду о том, что ты
о них думаешь.

В. Конецкий. Начало конца комедии
Основные типы психодиагностических методик

В качестве основания для практичной типологии тестов, предлагаемой
читателю, выбран принцип, описанный В. В. Столиным и А. Г. Шмелевым. Он основан
на различии методических приемов, лежащих в основе тестов. Так, могут быть
выделены следующие типы методик:

1) объективные тесты, в процессе выполнения которых
испытуемый должен дать правильные ответы на предлагаемые задания. Как правило,
это методики, направленные на оценку способностей (интеллект, память, внимание
и пр.);

2) стандартизованные самоотчеты: тесты-опросники,
открытые опросники и шкальные опросники;

3) проективные методики;

4) аппаратурные методики;

5) диалогические методики.

Рассмотрим эти типы методик более подробно.

1. Объективные тесты

Наиболее часто используются тесты интеллекта. При их
выполнении испытуемый должен решать логические, арифметические,
пространственные задачи. Время выполнения заданий в большинстве объективных
тестов ограничено.

2. Стандартизованные самоотчеты

1) Тесты-опросники более часто используются в кадровой
работе. Опросники (одномерные и многомерные/многофакторные) позволяют оценить
сразу несколько психологических черт. В многомерном опроснике каждая измеряемая
черта представлена группой вопросов (обычно семь и более). В качестве примера
многомерных стандартизованных опросников можно привести знаменитые MMPI, тест
Кэттела 16PF, CPI. По своему содержанию опросники — это списки вопросов или
утверждений («стимульных ситуаций») с заданными вариантами реакций (ответов)
испытуемого на них. Возможные варианты ответов:

• «верно» или «неверно» (опросник MMPI);

• «да», «иногда», «нет» (опросник 16 PF).

2) Открытые опросники представляют собой анкеты,
списки вопросов или неоконченных предложений, для которых предусмотрена особая
форма обработки — контент-анализ (т.е. отнесение ответов к определенным
стандартным категориям). Это биографические опросники, направленные на изучение
психобиографии испытуемого — один из популярных на Западе методов прогноза
профессиональной успешности. Широкое распространение получили так называемые
«неоконченные предложения». В них испытуемому предлагают развернуто дописать
фразы. Например:

• Моя работа — это прежде всего…

• Качества, которые больше всего ценятся руководством
в сотрудниках фирмы — это…

3) Шкальные техники. В некоторых опросниках
испытуемому предлагается оценить себя по одной или нескольким шкалам.
Методика УСК (уровень субъективного контроля)

Направлена на измерение локуса контроля (склонности к
принятию на себя ответственности в различных сферах жизнедеятельности (работа,
семья, межличностные отношения и пр.)).

Инструкция теста: оцените, пожалуйста, каждое из
приведенных ниже 44 утверждений по шестибалльной шкале от -3 до +3. При этом оценка «-3» означает «совершенно не согласен», а оценка «+3» —
«полностью согласен». Отметьте выбранный вами вариант ответа на бланке:

Фрагмент опросника:

5) Продвижение по службе больше зависит от удачного
стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

6) Большинство разводов происходит оттого, что люди не
захотели приспособиться друг к другу.

7) Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то
ничего не поделаешь.

Фрагмент бланка УСК для ответов:

Номер

«Совершенно

не
согласен»

«Не
согласен»

«Скорее
не согласен»

«Скорее
согласен»

«Согласен»

«Полностью
согласен»

1

-3

-2

-1

1

2

3

2

-3

-2

-1

1

2

3

3

-3

-2

-1

1

2

3

4

-3

-2

-1

1

2

3

5

-3

-2

-1

1

2

3

Как любой измерительный инструмент стандартизованные
опросники имеют сильные и слабые стороны.

Преимущества:

• удобны в использовании при групповом обследовании
(легко тиражируются, имеют четкие письменные инструкции по заполнению,
обработке и интерпретации результатов); легко компьютеризируются:

• проводить тестирование может сотрудник кадрового
подразделения, не имеющий специального психологического образования;

• обработка и интерпретация результатов проста, не
требуют значительных временных затрат и длительной специальной подготовки.
Многомерные личностные опросники, как правило, позволяют получить целостный
психологический портрет испытуемого. Кроме того, шкалы таких опросников обычно
в той или иной степени содержательно пересекаются с психограммами большинства
профессий. Последнее является причиной частого включения многомерных опросников
в «тестовые батареи».

Обычно стандартизованные опросники имеют набор
статистических норм для лиц с различными социально-демографическими
характеристиками. Это позволяет оценивать психологические качества испытуемых с
максимальной точностью.

Недостатки:

• опросник не предоставляет об испытуемом информации
больше, чем предполагает шкальная структура теста;

• если результат испытуемого находится в пределах
средних значений, возникают проблемы с содержательной интерпретацией. Поэтому
иногда «не работает» более половины из 16 шкал опросника Кэттела;

• многомерные личностные опросники требуют
значительных временных затрат на проведение, так как включают в себя несколько
сотен вопросов;

• известность и популярность некоторых
стандартизованных опросников привела к снижению их валидности.

3. Проективные методики. Эти методики задействуют в
испытуемом процессы воображения. Инструкции проективных тестов предлагают
человеку «спроецировать» себя в заданную стимульную ситуацию и создать на ее
основе некоторый индивидуальный продукт в виде текста, рисунка, рассказа,
эмоционального состояния и пр. Предполагается, что подобный продукт несет в
себе особенности характера и мотивационно-ценностной сферы испытуемого.

Анализ и интерпретация результатов проективных методик
требуют определенного опыта и подготовки.

Широко известны и часто используются в кадровой работе
такие проективные тесты, как тест цветовых выборов Люшера и рисунок
несуществующего животного. Они основаны на выявленных связях психологических
особенностей личности с цветовыми предпочтениями (в первом случае) и с
графическим самовыражением — во втором.

Своеобразие инструкций и стимульных ситуаций
проективных тестов, апелляция к творческому началу испытуемого делают подобные
методики целесообразными с точки зрения включения их в «тестовые батареи». Это
снижает неизбежный элемент монотонности. Большинство проективных методик
используется для изучения мотивационной сферы личности

4. Аппаратурные методики. Предполагают использование
специальной аппаратуры для изучения индивидуально-психологических особенностей
испытуемого. Как правило, с помощью аппаратурных методик оцениваются
особенности высшей нервной деятельности (скорость реакции, динамические
характеристики нервной системы) и высшие психические функции (особенности
памяти, внимания, восприятия). Эти параметры особенно важны при
профессиональном психологическом отборе операторов и водителей.

Определенным сходством с аппаратурными методиками
обладают компьютерные тесты.

5. Диалогические методики. Предполагают
непосредственный контакт психодиагноста и испытуемого. Эти техники требуют
высокой коммуникативной компетентности. Вариант диагностической техники —
собеседование по результатам психологического обследования, в котором
уточняются результаты и проверяются гипотезы, высказанные по результатам ранее выполненных
тестов. Одновременно при собеседовании испытуемому может быть предоставлена
краткая обратная связь в грамотной с точки зрения деонтологии форме.

Возможна классификация психологических тестов,
основанная на выделении вербальных и невербальных методик. В методиках первого
типа при задании стимульной ситуации активно используется вербальный
(словесный) аппарат. В невербальных методиках его заменяют рисунки, звуки и пр.
Предполагается, что в этом случае смысловая сфера испытуемого вносит
минимальные искажения в его понимание стимульной ситуации и в его ответы. Кроме
того, невербальные тесты в меньшей степени подвержены культурным влияниям и
стереотипам. Это послужило основанием прямого перенесения к нам в страну из-за
рубежа рада невербальных методик, в том числе и широко известного теста
цветовых выборов М. Люшера.

К вербальным методикам можно отнести большинство
стандартизованных и шкальных тестов.

Другой вариант классификации психодиагностических
методик основан на выделении иерархических классов, уровней психологических
качеств личности, реализованных в блочном подходе к изучению личности (см. рис.
1):

• особенностей высшей нервной деятельности,
темперамента;

• высших психических функций (памяти, мышления,
восприятия, внимания);

• характерологических качеств
(социально-психологических характеристик, локуса контроля, уровня тревожности и
т.п.);

• мотивационно-ценностных особенностей.
Правила применения психодиагностических методик

В соответствии с основными принципами кадрового
консультирования в кадровой службе организации-заказчика вопрос о том, какие
психодиагностические методики будут использоваться для оценки персонала, должен
быть подробно обсужден. Лучше всего прочитать небольшую лекцию об истории
психодиагностики, возможностях и ограничениях основных подходов и методов.
Затем, вернувшись к необходимости использования психодиагностических процедур в
консультационном процессе, обсудить свои предложения. Желательно само
обсуждение построить максимально открытым. Для этого можно подробно остановиться
на целостном видении комплекса процедур и на каждой в отдельности.

Одним из наиболее продуктивных способов снятия
первоначальных барьеров служит демонстрация некоторых или всех предлагаемых
процедур с последующим анализом полученных результатов. Сразу после этого
возникает уникальная возможность обсудить с представителями заказчика этическую
сторону применения психодиагностических процедур в процессе консультирования.
Здесь необходимо прояснить разделение ответственности между консультантом и
представителями заказчика. Консультант полностью отвечает за качество
результатов обследования и безопасность оцениваемых. Однако ответственность за
качество работы и итоговый результат распространяется и на руководителя
подразделения. Для контроля за качеством результата он должен помнить, что
эффективная диагностическая работа возможна лишь в том случае, если будут
выполнены следующие требования:

1) в отношении используемых тестов присутствуют данные
о валидности, надежности, существуют статистические нормы для предполагаемых
категорий испытуемых;

2) имеются методические материалы (стимульный
материал, бланки, ключи, описание методики, описание процедуры тестирования,
алгоритм обработки результатов, текст интерпретации результатов и рекомендации
по составлению заключения на их основе;

3) использование методики оправдано с точки зрения
критериев отбора (оценки) персонала, финансовых и временных затрат;

4) имеется квалифицированный консультант, который
может предоставить экспертное заключение в отношении данного теста и
целесообразности его использования;

5) конфиденциальность персональной информации
гарантируется в том числе и процедурно (создается специальный документ, в
котором уточняется порядок хранения, передачи и использования информации,
вводится специальная кодировка первичных результатов с ограниченным доступом к
ключу).

Полноценное использование психодиагностических
методов, необходимое для получения достоверных результатов, а также соображения
профессиональной этики предполагают, что консультант и представители заказчика
в своей работе будут придерживаться ряда правил.
Правила использования психодиагностических тестов

• в кадровой работе следует применять лишь
теоретически хорошо обоснованные и практически проверенные методики;

• обязательно соблюдать профессиональную тайну, как в
отношении технологии тестирования, так и по поводу диагностической информации,
полученной об испытуемом;

• строить отношения с обследуемыми на партнерской
основе. Это означает, что: нельзя злоупотреблять их доверием; следует обязательно
предупреждать о том, как будет использоваться диагностическая информация и кто
будет иметь к ней доступ; необходимо создавать условия для получения испытуемым
информации по данным тестирования;

• при запросе со стороны испытуемого о результатах
тестирования предоставлять информацию в позитивном виде, делая ударение на
потенциальных возможностях испытуемого и избегая негативных оценочных суждений;

• не допускать к психодиагностической и аналитической
работе, требующей высокой профессиональной квалификации, лиц, не прошедших
специальное обучение, а также нарушающих требования профессиональной этики. Для
создания благоприятной психологической атмосферы, снижения напряженности у
испытуемого и в конечном итоге получения достоверного результата при тестировании
следует придерживаться следующих основных правил:

• заранее согласовывать с испытуемым дату, время
обследования, обязательно сообщать о его продолжительности;

• тестирование следует проводить в отдельном
помещении, с соблюдением необходимых санитарно-гигиенических норм (площадь на
одного испытуемого не менее 3 м2, наличие вентиляции, окон, приятный интерьер и
пр.), при отсутствии телефонов и других отвлекающих моментов;

• перед тестированием важно установить психологический
контакт с испытуемым, еще раз сообщить о времени, необходимом для прохождения
тестирования, выразить уверенность в способности испытуемого справиться с
заданиями, сообщить, что полученная информация является конфиденциальной,
позволяет выявить потенциал кандидата (в том числе скрытый) и является не
только основанием для принятия кадрового решения, но и подспорьем в ходе его
профессиональной адаптации на новом месте работы;

• не следует сообщать испытуемому подробности об
интерпретации результатов — это может повлиять на уровень их достоверности и
будет способствовать девалидизации методики;

• в отношении испытуемого следует занять партнерскую
позицию («Мы делаем с вами общее дело, мы заинтересованы в получении
достоверной информации и будем вам благодарны за нее»), взаимодействие с
позиции силы («Сейчас мы все про вас узнаем!») недопустимо;

• во время психодиагностического обследования следует
быть приветливым, вежливым и проявлять готовность прийти на помощь в случае
необходимости;

• во время тестирования следует предусмотреть
10-минутные перерывы через каждый час работы;

• при интересе со стороны испытуемого к результатам
тестирования следует выразить готовность предоставить эту информацию в устной
конспективной форме и сообщить, когда это может быть сделано;

• при завершении обследования следует проинформировать
испытуемого о дальнейшем взаимодействии (сроки, форма и пр.) и обязательно
поблагодарить за проделанную работу.

Поведение испытуемого во время выполнения тестов может
служить дополнительным источником информации о его индивидуально-психологических
особенностях.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.i-u.ru/