Тренинг детей «журналистов» на телевидении
Н.И.Боровинская
В
сентябре 1996 года на канале ГТРК «Ярославия» вышел в эфир первый выпуск
телепрограммы «Детские новости».
От
других детских передач эта программа отличалась тем, что в ее создании
участвовали сами дети юные корреспонденты. За восемь лет работы творческая
группа редакции и студийцы детского телевидения подготовили к эфиру и получили
опыт в создании программ различных жанров и направлений: • просветительские и
познавательные программы («Знайка», «Дорожные истории», «Эффект пружины»); •
информационные программы широкого назначения («Пять с плюсом», «Квадратные
глаза», «Званые гости»); • развлекательные программы («Вреднющие советы», «В
лес, за сказками»); • программы патриотической ориентации («Марш-бросок»); •
постановочные передачи с оригинальным сценарием («Провинциалочка») и другие.
Исходя
из того, что «все первоначальное воспитание (начиная с четырехлетнего возраста)
должно быть не передача знаний, но усовершенствование того снаряда, которым
приобретаются знания…» [1], авторы проекта «Детское телевидение»
предусматривали создание для воспитанников некоторой социальноролевой среды или
ситуации, помогающей детям самим извлекать знания через
эмоционально-чувственный опыт активного взаимодействия и с явлениями природы, и
с педагогами (профессиональными работниками телерадиокомпании), и друг с
другом.
Вспомнив,
насколько популярны были в недавнем прошлом «школы космонавтов», военно-прикладные
виды спорта, школы юных физиков и математиков при академгородках или ведущих
вузах, авторы проекта предложили объединить усилия профессиональной
телекомпании «Ярославия» и Государственного образовательного учреждения «Центр
детей и юношества». Подобный подход, как показала практика, позволил не только
увеличить глубину получаемых ребенком знаний, умений и навыков, но и получать
их в едином комплексе с нравственным и социальным опытом, постоянно проверяя
новые знания с точки зрения их эффективности и полезности.
Стоит
лишь внимательно проанализировать ценностные приоритеты молодежи, как сразу
станет понятным, что телевидение сегодня с успехом может объединять мальчишек и
девчонок на созидательный творческий поиск. В отличие от многих профессиональных
вещательных телепрограмм, наш вариант студии Детского телевидения
предусматривает не только создание программ для детей, но, в первую очередь,
участие детей в разработке авторских сюжетов, начиная от сценария до процесса
видеосъемки, подготовки к монтажу и озвучиванию материала. Участвуя в
подготовке телепрограмм, дети сотрудничают с профессионалами, осваивая и
постигая на практике секреты телевизионных технологий и профессий журналиста,
оператора, режиссера.
У
подобной формы обучения есть важное преимущество каждый ребенок затрачивает на
освоение учебного материала столько времени, сколько лично ему для этого
требуется (безусловно, в разумных пределах). Достигается это за счет
приоритетности индивидуальных форм обучения, большого объема практической и самостоятельной
работы, возможностью учиться не только у профессионалов и педагогов, но и у
наиболее подготовленных и продвинутых сверстников.
Система
оценки знаний и опыта учащихся не только
проста и объективна, но весьма эффективна в плане мотивации интереса к знаниям,
умениям и навыкам.
(Например,
положительная оценка художественный совет телерадиокомпании выпустил авторскую
работу ребенка в эфир, отличная оценка звонки и письма телезрителей в студию).
Возможности работы студии Детского телевидения в рамках объединения системы
дополнительного образования и профессиональной телекомпании позволяют не только
создавать благоприятные условия продуктивной социально-ролевой деятельности
детей и подростков, но и учитывать при этом индивидуальные особенности каждого
из них: • различный уровень жизненного опыта, необходимого для успешного
усваивания предлагаемых знаний; • психические особенности конкретного ребенка;
• широкий диапазон видов одаренности; • потенциальную потребность в
самоутверждении среди сверстников и взрослых.
В
своей работе мы предположили, что для обеспечения оптимальных условий развития
огромного разнообразия детских индивидуальностей требуется педагогическая
среда, моделирующая с высоким приближением к окружающему социуму. Педагогами
студии Детского телевидения был разработан следующий вариант такой среды: сфера
общения, ролевых игр и учебной практики предлагается на 1-м уровне (первый год
обучения). Если телевизор и компьютерные игры для ребенка предмет вожделенного
увлечения, необходимо дать ему такую программу и игру, чтобы у него начали
появляться новые интересы. Если подросток или ребенок хочет общаться, играть,
показать себя и на других посмотреть место ему на первом уровне программы.
Основная задача этого уровня позволить детям провести реальные испытания
полученных знаний, с одной стороны, и оценить социальную значимость отдельного
рода деятельности с другой. Именно здесь рождается мотив к продуктивному
действию. И когда у ребенка возникает желание создать телевизионный сюжет
самостоятельно, он переходит на 2-й уровень (область творческой ориентации),
где дети имеют возможность выбирать интересующий их и доступный для освоения
вид творческой деятельности. На этом уровне постижения телевизионных профессий
корреспонденты Детского телевидения снимают сюжеты в программу «Пять с плюсом»,
работая совместно с профессионалами ГТРК «Ярославия». Но процесс видеосъёмки
организует сам корреспондент.
Это
тоже часть работы над собой. Умение договориться о съёмке сюжета, организовать
людей для проведения мероприятия важнейшее качество телекорреспондента. Жизнь
показывает: если ребёнок не испугался возложенной на него ответственности, если
неизбежные ошибки первых шагов в телетворчестве не задавят здоровых амбиций, то
толк будет. А ещё очень важно, чтобы, приобретая навыки работы тележурналиста,
студийцы сохраняли детскую непосредственность, изобретательность и
индивидуальность. К сожалению, очень часто приходится, как скорлупу с ореха,
счищать с них «наросты масскультуры»: канцелярский язык, реже – жаргонизмы,
поскольку, стараясь быть похожими на известных комментаторов или ведущих, они
неосознанно копируют их стиль изложения, абсолютно неприемлемый для детских
телепрограмм.
Вот
такая сложная задача стоит перед юными корреспондентами: быть серьёзными и
ответственными, как взрослые, и в то же время оставаться детьми. Очень важно в
такой ситуации сохранить баланс взрослого и детского восприятия мира и
отношения к миру.
Иногда
педагогам студии Детского телевидения приходится упрекать «рано повзрослевших»
юных корреспондентов: «Ну что ты рассуждаешь, как столетний дед?», а иногда
напоминать, что в детский сад возвращаться поздно и что сюжеты, написанные в
стиле «мама мыла раму», к эфиру непригодны. На начальных этапах познания
особенностей создания телепрограмм, конечно, не каждый сразу сможет шагнуть на
определённые ступеньки мастерства, и поэтому здесь становится главным не только
создание произведения художественного творчества (хотя требования
профессионального художественного совета ГТРК «Ярославия» к программам,
подготовленным студийцами Детского телевидения, соблюдаются педантично), но и
создание человека-творца, человека, умеющего ориентироваться в сложном мире
телевизионных технологий.
На
3-м уровне студиец включается в процесс социализированного обучения. Здесь
формируются основы профессиональных знаний и развиваются творческие
способности. Главное научить детей производить своими действиями позитивный
настрой у телезрителя. «Ради чего» мы создаём тот или иной сюжет? это должно
стать главным для студийца «Детского ТВ».
Затем
необходимо научить корреспондента освободиться от всех посторонних объектов
внимания, от всех излишних напряжений и сосредоточиться на главной задаче,
поставленной перед ним. Здесь важно понятие «цель» или «задача». Перед ведущим
или корреспондентом ставится цель, а затем выбирается и осуществляется способ
ее достижения. Схема очень проста, главное верно формулировать задачу:
«добиться», «доказать», «раскрыть», «объяснить», «насмешить», «научить» и т.д.
Глагол
должен быть действенным, т.е. провоцировать на действие. Такой подход требует
многоплановой работы, рассчитанной на длительный период, и включает в себя
несколько аспектов:
•
умение увидеть интересное в обычном окружающем мире;
•
воспитание умения логически и последовательно действовать в различных
обстоятельствах для достижения поставленной цели;
•
работа над собственным имиджем (манера речи, стиль одежды и поведение) в
зависимости от задачи программы;
•
воспитание умения импровизировать и творческой смелости;
•
воспитание волевых качеств;
•
воспитание быстрой ориентации в окружающей действительности.
4-й
уровень обучения предполагает индивидуальную работу с наиболее одаренными и
трудолюбивыми детьми в рамках исследовательской деятельности и творческого
поиска.
В
итоге образовательный результат выражается в овладении ребенком некоторым
набором профессиональных качеств, знаний, умений и навыков.
•
способность к активному сотрудничеству в любом виде деятельности;
•
умение общаться с собеседниками и партнерами;
•
навыки самостоятельной постановки и решения нестандартных творческих задач;
•
умение ориентироваться в нестандартной ситуации;
•
владение основами тележурналистики.
Сложность
проблемы обучения искусству создания видео ли печатного продукта состоит прежде
всего в том, что здесь педагогу необходимо работать на стыке обучения,
воспитания и художественного творчества. В этом случае могла бы помочь
«художественная дидактика», на необходимости создания которой настаивает
известный художник и педагог Б.Неменский [2].
Ее
принципиальное отличие от традиционной дидактики он видит в признании того
факта, что передача опыта художественного познания может происходить особым
субъективным путем через личностное проживание. Так и строятся взаимоотношения
между юными телекорреспондентами и профессионалами.
Одно
из основных правил работы, о которых сотрудники редакции Детского телевидения
заявляют сразу, подготовка телевизионных программ не простое развлечение, а
по-взрослому серьёзная работа.
Почему?
Прежде всего, потому что в этой работе заняты взрослые люди,
специалисты-профессионалы: оператор, режиссёр, редактор, звукорежиссёр, инженер
видеомонтажа. Во-вторых, потому, что продукт совместного творчества детей и
взрослых выносится на суд многотысячной зрительской аудитории. Именно поэтому
работа корреспондента Детского ТВ принципиально не отличается от работы
корреспондента «взрослых» программ. Разница может быть лишь в отсутствии
жизненного и профессионального опыта, который зачастую компенсируется ярким
восприятием и эмоциональным изложением.
Все
существующие на ТВ правила работы можно определить двумя словами: люби и
уважай. Прежде всего, своего зрителя. Говори правду, выражай свои мысли
доступным языком. Люби и уважай тех, с кем ты работаешь, телевидение это
коллективное творчество. Наконец, люби и уважай себя самого, то есть
совершенствуй свой литературный язык, работай над дикцией, следи за внешним
видом (растрёпанный и неопрятный ведущий не вызывает уважения у зрителей).
Только тогда можно ожидать, что и зритель тебя оценит и полюбит.
Самое
замечательное в данной программе – это то, что любой ребенок, взявшийся за
решение телезадачи, получает возможность почувствовать себя успешным, так как
совместный труд( со взрослыми профессионалами ) над телеэфиром не допускает
плохого, некачественного результата. Ребята со временем забывают трудности,
связанные с неоднократным переписыванием сценария и многими дублями перед
видеокамерой, остается только позитивный яркий результат.
Таким
образом, проект «Детское телевидение» рассматривается авторами как сфера
социально-ролевой практики детей и подростков, изучающих основы телевизионных
профессий, где активно формируется культурный, нравственный и мировоззренческий
опыт.
Основой
данной образовательной программы является социально-ролевая практика учащихся в
рамках развивающего обучения детей в среде профессиональной деятельности ГТРК
«Ярославия». Достаточно внимания уделяется не только вопросам организации
учебного процесса, но и аспектам создания корпоративной культуры и
презентационной деятельности. Развивая исследовательские, организаторские и
творческие качества ребенка в совместной деятельности над созданием
телевизионных программ, ему гарантируют успешный процесс непрерывного
самообразования в зрелом возрасте, что и определяет состоятельность его как личности,
как профессионала и гражданина.
Список литературы
1.
Одоевский В. Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании
детей. Избр. пед. соч. М., 1955,
С. 121-122.
2.
Неменский Б. Дидактика глазами художника. М.: Педагогика. 1996. No 3. С. 19-29.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://www.yspu.yar.ru