Третья сторона в урегулировании конфликтов

Министерство образования Российской Федерации Дальневосточный государственный технический университет Тихоокеанский институт политики и права Реферат по дисциплине Ведение переговоров на тему Третья сторона на переговорах по урегулированию конфликтов. Ее основные задачи и средства воздействия. Убеждение и принуждение Выполнила Владивосток 2002г. Содержание Введение 3
Глава 1. Что такое третья сторона определение4 Глава 2. Убеждение и оказание помощи в нахождении мирного решения 5 Глава 3. Принуждение, оказание давления и ограничение конфликтных действий.8 Заключение 16 Список источников информации.17 Введение Данная работа обращена к одной из наиболее актуальных современных проблем урегулированию конфликтов
посредством вмешательства третьей стороны. В ней рассматриваются основные задачи и средства воздействия третьей стороны, технологии осуществления посредничества, и как их, в некотором роде, разновидности убеждение и принуждение. Сообразно этому работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников информации. Выше обозначенная тема имеет достаточно глубокие исторические корни. С древних времен для урегулирования конфликтов привлекалась третья сторона, которая вставала между
конфликтующими с тем, чтобы найти мирное решение. Обычно в качестве третьей стороны выступали наиболее уважаемые в обществе люди. Они судили, кто прав, а кто виноват, и выносили решения о том, на каких условиях должен заключаться мир. В средневековой Европе, до того, как были образованы национальные государства, важнейшую роль в качестве третьей стороны при урегулировании конфликтов играл папа римский. Выполняя функции скорее судьи, чем посредника, он решал, как должен закончиться спор. Однако позже роль римского папы в урегулировании конфликтов значительно снизилась. Суверенные государства стремились не допускать вмешательства церкви в свои дела, дабы не ограничивать свою свободу. Такая тенденция могла бы привести к резкому росту конфликтов в Европе, однако этого не произошло, и не в последнюю очередь потому, что еще в средние века здесь начали разрабатываться правила нейтралитета. Глава 1. Что такое третья сторона определение.
Национальные государства с момента своего формирования и по настоящее время очень активно выступали и выступают в качестве третьей стороны при урегулировании конфликтов, так как Конфликты, особенно вооруженные, всегда самым непосредственным образом затрагивали их интересы. Однако сегодня деятельность третьей стороны не сводится только к роли государств. Мир стал сложнее, поэтому в нем наряду с государствами третьей стороной могут быть и нередко бывают
группы государств, объединенных ad hocAd hoc лат для данного случая, для определенной цели, специально. для урегулирования конкретного конфликта международные универсальные т.е. те, которые открыты для всех стран мира и региональные организации церковь неофициальные неправительственные институты и организации, а в некоторых случаях отдельные лица, предпринимающие усилия по мирному урегулированию конфликта. Причем, надо заметить, что роль иных, неправительственных, участников урегулирования конфликтов в современном
мире возрастает. Понятие третья сторона является широким и собирательным, включающим в себя обычно такие термины, как посредник, наблюдатель за ходом переговорного процесса, арбитр. Под третьей стороной может пониматься также любое лицо, не имеющее статуса посредника или наблюдателя, однако занятое вопросами урегулирования конфликтных отношений между другими сторонами. Вообще, когда речь идет о вмешательстве в конфликт с целью его урегулирования или по крайней мере приостановления эскалации кого-то иного, кроме самих его участников, то используют общее понятие третья сторона. При этом важно подчеркнуть, что третья сторона вмешивается в конфликт именно с целью его мирного урегулирования, а не для оказания помощи одному из участников. В последнем случае в зависимости от характера вмешательства третья сторона становится его прямым или косвенным участником. Третья сторона может вмешиваться в конфликт самостоятельно, а может по просьбе конфликтующих сторон.
Ее воздействие на участников конфликта очень разнообразно. Среди средств воздействия различают две группы убеждение и оказание помощи в нахождении мирного решения принуждение, оказание давления и ограничение конфликтных действий. Глава 2. Убеждение и оказание помощи в нахождении мирного решения Убеждение и оказание помощи в нахождении решения являются основными средствами воздействия третьей стороны
при использовании переговорного подхода, хотя не исключено и использование средств давления например, оказание политического или экономического давления. Когда говорят об ориентации третьей стороны на переговорный подход, то обычно различают следующие понятия посредничество, оказание добрых услуг, наблюдение за ходом переговоров. Хотя нередко все понятия выступают как синонимы, что вносит некоторую путаницу.
Под посредничеством, как правило, понимается участие третьей стороны с целью оптимизации процесса поиска взаимоприемлемого решения. В Дипломатическом словаре, например, посредничество определяется как одно из средств мирного разрешения международных споров, суть которого заключается в том, что какая-либо третья, не участвующая в споре сторона в соответствии с международным правом организует по своей инициативе или по просьбе спорящих сторон переговоры между ними в целях мирного разрешения спора, зачастую принимая непосредственное участие в этих переговорах. Наиболее близкое к посредничеству понятие оказание добрых услуг. Гаагской конвенцией 1907 г. о мирном решении международных столкновений не предусматривалось проведение различий между посредничеством и оказанием добрых услуг. Однако отечественный исследователь Э.А. Пушмин выделяет три основных критерия возможного разведения названных понятий по способу возникновения согласие одного или обоих участников конфликта по практике
применения по целям и задачам. Некоторые исследователи подчеркивают, что для осуществления посреднических услуг необходимо согласие всех конфликтующих сторон. Так, известный новозеландский специалист в области изучения посредничества Дж. Беркович специально обращает внимание на этот аспект. Аналогичное требование к посредничеству выдвигают и многие другие авторы.
Часто добровольное привлечение посредника одной из сторон продиктовано некими дипломатическими соображениями, завуалированными под реальное политическое желание как, например, в случае Арабо-израильского конфликта, когда Абдель Хаим Мохаммед подчеркнул, что требуется вмешательство третьей стороны – посредника, который бы смог убедить стороны прекратить противостояние и вернуться за стол переговоров. Что касается самого посредника, для него весьма значительными могут быть следующие качества 1.
Он нейтрален. Нейтральность подразумевает отсутствие каких-либо предпочтений в отношении либо исхода, либо характера исхода конкретного посредничества. 2. Посредник бесстрастен. Он свободен от предпочтений и предубеждений. 3. Посредник должен желать разрешения конфликта. Конечно, не любой ценой, но на основании определенных принципов. Участники конфликта могут испытывать удовольствие от своих доводов. Они даже могут хотеть затянуть переговоры, поскольку эти доводы – все, чем они жили многие месяцы, а, возможно, и годы. Усилия же посредника должны быть направленные на достижение соглашения. В то же время для оказания добрых услуг согласия лишь одного Участника конфликта обычно бывает достаточно. Здесь третья сторона выступает от его имени при контактах с противоположной стороной. Посредничество и оказание добрых услуг, как подчеркивает
Э.А Пушмин, совпадают по своей конечной цели содействовать мирному урегулированию конфликта, но различаются по ближайшим задачам, т.е. по тому, что и как делается в этом направлении. Добрые услуги направлены на то, чтобы побудить конфликтующие стороны разрешить конфликт мирными средствами предоставить им условия для такого разрешения. В этом случае третья сторона может ограничиться, например, лишь предоставлением своей территории для проведения встреч между конфликтующими участниками или выступить
в роли своеобразного почтальона, доставляя сообщения от одного участника конфликта другому Посредничество же предполагает, как правило, более существенное участие третьей стороны в урегулировании конфликта Ее задача не только организовать переговоры, но и участвовать в них, помогая найти взаимоприемлемые формулы решения. Поэтому иногда предлагается различать посредничество и оказание добрых услуг по тому, насколько активную роль играет третья сторона в процессе урегулирования конфликта посредничество или,
напротив, пассивную оказание добрых услуг На практике более распространено посредничество, хотя в ряде случаев участники конфликта предпочитают добрые услуги, поскольку последние подразумевают меньшее вмешательство Например, в споре со Швецией в 1742 г. Россия согласилась только на добрые услуги Франции. Участники конфликта могут и отказаться от предложенных посреднических услуг Так, при урегулировании пограничного конфликта между Марокко и Алжиром в 1963 г. посреднические услуги предлагали многие африканские страны, а также Лига арабских государств, однако переговоры между двумя указанными странами состоялись только после их обоюдного согласия на посредничество Мали и Эфиопии Наблюдатель за ходом переговоров еще в меньшей степени вовлечен в процесс урегулирования. Однако сам факт наличия наблюдателя при проведении переговоров создает условия для снижения напряженности
между сторонами, так как его присутствие сдерживает стороны от проявления враждебных действий по отношению друг к другу или от нарушения ими ранее достигнутых договоренностей, что способствует более эффективному поиску переговорного решения В целом же различия между понятиями посредничество, оказание добрых услуг, осуществление наблюдения за ходом переговоров довольно условны. Иногда по тем или иным причинам третья сторона или участники конфликта соглашаются на предоставление
добрых услуг при урегулировании конфликта или на наблюдение третьей стороной за ходом переговоров, хотя на самом деле речь идет о полноправном посредничестве. Например, в 60-х годах при урегулировании конфликта между Индией и Пакистаном по поводу Кашмира СССР определил свою деятельность как оказание добрых услуг На самом деле это было полноправным посредничеством.
Советский Союз использовал тогда различные посреднические меры воздействия с целью уменьшения различий в первоначальных позициях сторон и поиска взаимоприемлемого решения. Другой пример урегулирование кипрской проблемы. Генеральный секретарь ООН играл тогда очень активную роль, хотя его деятельность также называли добрыми услугами. Наконец, третий пример деятельность СССР и США по урегулированию намибийской проблемы в конце 80-х годов, речь шла о предоставлении независимости Намибии. Формально обе страны выступали только как наблюдатели, но реально выполняли посреднические функции. От понятий посредничество, оказание добрых услуг, наблюдение за ходом переговорного процесса следует отличать понятие арбитраж. Характерными чертами условиями арбитража являются- 1 обязательная юридическая сила его решений для спорящих сторон 2 выбор арбитра или арбитров самими
спорящими сторонами. Правда, второе условие выбор арбитра спорящими сторонами общее и для посредничества, и для арбитража. Стороны сами определяют, к кому им обращаться. Однако обязательность решения является условием только арбитража. Участники конфликта должны следовать арбитражному решению, хотя могут быть и не согласны с ним. При посредничестве стороны самостоятельно принимают решения относительно того, как должен быть урегулирован
конфликт. Посредник обычно оказывает им помощь при нахождении решения. Глава 3. Принуждение, оказание давления и ограничение конфликтных действий В арсенале средств воздействия третьей стороны на участников конфликта не исключаются и различные средства ограничения и принуждения, например отказ в предоставлении экономической помощи в случае продолжения конфликта, применение санкций к участникам введение миротворческих сил для разъединения противоборствующих
сторон осуществление военных операций подобно тем, которые проводились в отношении Ирака в 1991 г. в связи с оккупацией им Кувейта. Все эти средства интенсивно используются в ситуациях вооруженного конфликта, как правило, на первой стабилизационной фазе урегулирования, с Целью побудить участников прекратить насилие. Но к ним прибегают нередко одновременно с посредничеством, для того чтобы заставить стороны искать мирное решение. Принудительные и ограничительные меры иногда применяются и после достижения договоренности с тем, чтобы обеспечить выполнение соглашений например, в зоне конфликта остаются миротворческие силы. Из всех средств ограничения и принуждения, которые используются третьей стороной, наиболее распространенными являются операции по поддержанию мира термин введен Генеральной Ассамблеей ООН в феврале 1965 г а также применение санкций в отношении конфликтующих сторон.
Вопросы, связанные с операциями по поддержанию мира и с введением санкций, подробно изучаются в рамках правовых дисциплин. Однако они имеют и политические аспекты, на которых необходимо остановиться. При использовании операций по поддержанию мира часто вводятся миротворческие силы. Это происходит тогда, когда конфликт достигает стадии вооруженной борьбы. Главная цель миротворческих сил разъединение противоборствующих сторон, недопущение вооруженных столкновений
между ними, контроль над вооруженными действиями противоборствующих сторон. В качестве миротворческих сил могут использоваться как воинские подразделения отдельных государств например, во второй половине 80-х годов индийские войска находились в качестве миротворцев в Шри-Ланке, а в начале 90-х годов 14-я российская армия в Приднестровье или группы государств по решению Организации африканского единства межафриканские силы
участвовали в урегулировании конфликта в Чаде в начале 80-х годов, так и вооруженные формирования Организации Объединенных Наций вооруженные силы ООН неоднократно использовались в различных конфликтных точках. К помощи вооруженных сил ООН голубых касок довольно часто прибегают в случае возникновения вооруженного конфликта. Они представляют собой многонациональные формирования, создание которых на основе решения Совета Безопасности предусмотрено Уставом ООН. Идея об использовании вооруженных сил под эгидой ООН была выдвинута при урегулировании Суэцкого кризиса в 1956 г. канадским министром иностранных дел Л. Пирсеном за что он получил Нобелевскую премию мира и поддержана тогдашним генеральным секретарем ООН Д. Хаммаршельдом. Впоследствии войска ООН участвовали в миротворческих операциях в Африке, Азии, Европе, Центральной Америке. Так, в 1973 г. войска ООН были оперативно размещены на Ближнем Востоке, что позволило снизить напряженность, вызванную продвижением
израильских войск вглубь египетской территории. Вооруженные силы ООН выполняли также миротворческие функции на Кипре, в Ливане и во многих других горячих точках планеты. Миротворческие силы могут находится в зоне конфликта долго, оставаясь там и после достижения договоренностей, как это было, к примеру, на Кипре, где их задача заключалась в недопущении столкновений между представителями греческой и турецкой
общин. На Кипре они выступали гарантом того, что не начнется новый виток вооруженного противостояния. Использованию миротворческих сил ООН предшествовала деятельность военных наблюдателей, получившая затем довольно широкую практику. Группа военных наблюдателей ООН присутствовала в Индии и Пакистане, на Ближнем Востоке. Задача военных наблюдателей и в этом их отличие от наблюдателей за ходом переговоров сводится
в основном к наблюдению за выполнением перемирия, выявлению фактов его нарушения и предоставлению докладов Совету Безопасности ООН. Одновременно с введением миротворческих сил часто создается буферная зона с тем, чтобы развести вооруженные формирования противоборствующих сторон. Практикуется также введение зон, свободных от полетов non-flying zones, для того чтобы предотвратить нанесение бомбовых ударов с воздуха одним из участников конфликта. В частности, такие зоны были введены в воздушном пространстве Боснии и Герцеговины на основе резолюции Совета Безопасности ООН 781 от 9 октября 1992 г а в марте 1993 г. в развитие этой резолюции Совет Безопасности принял новую резолюцию, согласно которой было санкционировано использование всех необходимых мер в случае дальнейшего нарушения воздушного пространства.
В некоторых конфликтах на военных возлагаются дополнительные функции, в то числе доставка гуманитарной помощи гражданским лицам эта функция активно реализовывалась, в частности, в Боснийском конфликте, обеспечение проведения свободных выборов как, например, в Намибии. Наряду с ООН проведением миротворческих операций занимаются региональные межправительственные организации. Некоторые из них имеют свои вооруженные силы например, в 1965 г. при
Организации американских государств были созданы межамериканские вооруженные силы, а какие-то, не обладая собственными вооруженными формированиями или по другим причинам, используют вооруженные силы других организаций или государств. Так, в июле 1992 г. ООН уполномочила СБСЕ ставшую затем ОБСЕ в том числе проводить операции по поддержанию мира. Для реализации этой задачи были использованы, в частности, силы
НАТО. Введение войск третьей стороны помогает урегулированию конфликтов прежде всего благодаря тому, что военные действия противоборствующих сторон становятся затруднительными. В качестве признания этого факта и заслуг ООН в данной области в 1988 г. миротворческим силам ООН была присуждена Нобелевская премия мира. Однако наряду с позитивными моментами использование вооруженных подразделений имеет целый ряд ограничений и негативных моментов. Прежде всего миротворческие войска не всегда могут быть введены. Государства, на территорию которых они вводятся, должны дать согласие на их размещение согласие не распространяется на случаи проведения операций по принуждению к миру peace enforcement, которые проводились, например, в 1991 г. по отношению к Ираку в связи с оккупацией им Кувейта. Страны могут отказаться принять миротворческие войска, рассматривая введение последних как
вмешательство в их внутренние дела. Довольно остро стоит проблема нейтральности вооруженных формирований насколько они воспринимаются противоборствующими сторонами как нейтральные, а не поддерживающие ту или иную сторону в конфликте. Нередко они подвергаются нападкам с обеих сторон, которые обвиняют их в необъективности, предвзятости. Особенно сложно вопрос о нейтральности решается в том случае, если третья сторона проводит военные операции для наказания одного из участников конфликта за невыполнение договоренностей или агрессивное
поведение в отношении другого. Например, НАТО практиковала нанесение бомбовых ударов в Боснийском конфликте. Тогда сразу же возникли сомнения в объективности ее оценок действий конфликтующих сторон, о чем не раз заявляли, например, боснийские сербы. Проблема нейтральности может быть частично решена путем одновременного введения различных войск коллективных миротворческих сил. Так, при урегулировании конфликта в
Южной Осетии в начале 90-х годов туда одновременно были введены российские, грузинские и осетинские подразделения миротворческих сил. Подобные действия позволяют до некоторой степени повысить степень объективности, хотя не снимают полностью проблемы и при одновременном введении различными странами миротворческих войск они могут обвиняться в необъективности. Кроме того, при введении коллективных миротворческих сил нередко возникает еще одна проблема несовпадение оценки ситуации у различных субъектов миротворческого процесса. В этом случае под вопросом оказывается эффективность их действий. Кроме того, возникает опасность конфликта между теми странами, чьи войска были введены. Еще один путь, который позволяет несколько повысить уровень восприятия вводимых войск как нейтральных, следование принципу ООН, согласно которому страна, находящаяся в охваченном конфликтом регионе и прямо или косвенно заинтересованная в том или ином его исходе, обычно не участвует в урегулировании.
По этой же причине доминирующая в регионе держава не должна иметь никаких преимуществ в проведении миротворческих акций. Однако на практике этот принцип трудно выполним. Аргументом здесь, как правило, является защита национальной безопасности и обеспечение прав своих граждан, находящихся в зоне конфликта. Следует учитывать и то, что возможности миротворческих сил ограничены они, например, не имеют права преследовать нападающего, а использовать оружие могут только в целях самообороны.
В этих условиях они могут оказаться своеобразной мишенью для противоборствующих группировок, как это неоднократно происходило в различных регионах. Более того, были случаи захвата представителей миротворческих сил в качестве заложников. Так, в первой половине 1995 г. в Боснийском конфликте в заложниках оказались и российские военнослужащие, находившиеся там с миротворческой миссией. В то же время предоставление больших прав миротворческим силам, в том числе придание им полицейских
функций, разрешение наносить удары с воздуха и т.п чревато опасностью расширения конфликта и вовлечения третьей стороны во внутренние проблемы, а также возможными жертвами среди мирного населения, разделением мнений внутри третьей стороны относительно правомерности предпринятых шагов. Так, весьма неоднозначно были оценены действия НАТО, санкционированные ООН и связанные с нанесением бомбовых ударов в Боснии по позициям боснийских сербов в середине 90-х годов, что, в свою очередь, повлекло за собой довольно жесткие дискуссии относительно роли ООН и НАТО в урегулировании боснийского конфликта между Россией, с одной стороны, и странами-членами НАТО с другой. Получение НАТО прав от ООН на действия в вооруженном конфликте в Боснии породило еще одну проблему принятие Решения о характере мер воздействия.
Дело в том, что передача права решения этого вопроса исполнителю повысила оперативность принимаемых решений, но вместе с тем в определенной степени ограничила саму международную организацию в данном случае ООН в деятельности по урегулированию конфликта. Третья сторона, вводя миротворческие силы, сталкивается и с проблемой финансирования вооруженных формирований. Использование миротворческих войск требует значительных расходов.
Так только в 1992 г. из бюджета ООН на эти цели было израсходовано 1,5 млрд. долл в 1993 г. еще больше. Пребывание войск на территории другого государства также представляет собой проблему. Она не всегда просто решается в рамках национальных законодательств стран, которые предоставляют свои вооруженные силы. Кроме того, участие войск в урегулировании конфликтов за рубежом часто негативно воспринимается общественным мнением, особенно если среди миротворческих сил появляются жертвы.
И, наконец, самая большая проблема заключается в том, что введение миротворческих сил не заменяет политического урегулирования конфликта. Этот акт может рассматриваться только как временный на период поиска мирного решения. Другое распространенное средство воздействия третьей стороны на участников конфликтов, имеющее ограничительный и принудительный характер, это введение санкций. Санкции довольно широко используются в международной практике. Они вводятся государствами по собственной инициативе или по решению международных организаций. Введение санкций предусматривается Уставом ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии со стороны какого-либо государства. В отличие от введения миротворческих сил, санкции не предполагают согласия того, в отношении кого они вводятся. Существуют разные виды санкций. Торговые санкции касаются импорта и экспорта товаров и технологий, причем особое внимание уделяется
тем из них, которые могут использоваться в военных целях. Финансовые санкции включают в себя запрет или ограничения на предоставление займов, кредитов, а также на инвестиции. Используются и политические санкции, например исключение агрессора из международных организаций, разрыв с ним дипломатических отношений. Обычно аргументами за применение санкций к воюющим сторонам служат следующие соображения развитие отношений с государством, которое не стремится к мирному урегулированию
противоречий, означает политическую и экономическую поддержку конфликта многие виды продукции, особенно в сфере электронной промышленности, могут быть использованы участниками конфликта в военных целях, что в еще большей степени усилит конфликт если иностранные фирмы или иностранный капитал играют значительную роль в экономике конфликтующих стран, то их вывод ослабит режим властей, а это может способствовать изменению его политического курса в отношении конфликта.
Наряду с положительными моментами, санкции, как и введение вооруженных сил третьей стороной, чреваты многими негативными последствиями. Прежде всего, сами по себе санкции не решают проблемы политического урегулирования конфликта. Предпринимаемые для того, чтобы побудить участников прекратить конфликт, санкции приводят к изоляции этих стран от внешнего мира. В результате возможность влиять на конфликт извне с целью поиска его разрешения мирными средствами оказывается ограниченной. Как показал И. Галтунг, санкции могут вести к усилению групповой сплоченности внутри конфликтующей стороны, а также способствовать поддержке национального лидера, выступающего за продолжение конфликта. Главным врагом в глазах общественного мнения оказывается тот, кто вводит санкции, а не тот, кто вступает в конфликт. Этот эффект воздействия санкций отмечался, например, в 90-х годах в Югославии, в Ираке. Санкции порой оказывают и противоположный эффект порождают не сплоченность, а поляризацию
общества, что в свою очередь ведет к трудно прогнозируемым последствиям. Так, в поляризованном обществе возможна активизация экстремистских сил, а в результате конфликт будет только обостряться. Конечно, не исключен и другой вариант развития событий, когда, например, вследствие поляризации в обществе возобладают силы, ориентированные на компромисс, тогда вероятность мирного урегулирования конфликта значительно возрастет. Использование санкций осложняется тем, что они действуют не избирательно,
а на все общество в целом, причем преимущественно страдают наименее защищенные слои населения. Для снижения этого негативного эффекта иногда используют частичные санкции, которые не затрагивают, например, сферу поставок продовольствия или медикаментов. Правда, и тогда остается проблема как сделать, чтобы эти поставки действительно доходили до адресата. Еще одна проблема связана с тем, что введение санкций
Наносит ущерб не только экономике той страны, в отношении Которой они вводятся, но и экономике государства, вводящего санкции. Так бывает особенно в тех случаях, если до введения санкций у этих стран были тесные экономические и торговые связи и отношения. Например, введение санкций в отношении Ирака после его вторжения в Кувейт летом 1990 г. отрицательно сказалось на экономике России. Поэтому по экономическим причинам не все страны и не всегда могут присоединяться к санкциям, даже если в политическом плане поддерживают их. Это снижет эффект воздействия санкций. Так, в случае введения санкций в отношении ЮАР периода апартеида некоторые африканские государства, официально выступая в поддержку санкций против ЮАР, в силу своей многоплановой зависимости от Южной Африки были вынуждены сохранять торгово-экономические связи с ней.
Кроме названных моментов проблематичным остается и вопрос об эффективности санкции, поскольку часто страна, против которой они применяются, имеет возможность либо использовать внутренние резервы, либо опереться на помощь других стран, не присоединившихся к санкциям. К. Митчелл проанализировал различные случаи введения санкций в международной практике в период с 1945 по 1970 гг. и показал, что в подавляющем большинстве те цели, ради которых они вводились, не были достигнуты.
Среди этих примеров введение санкций против Югославии социалистическими странами в 1948 1955 гг. с тем, чтобы заставить ее отказаться от достаточно независимой линии поведения. Санкции были сняты в 1955 г так и не оказав особого воздействия на руководство этой страны. В 1951 г. арабскими странами были введены санкции в отношении Израиля в частности, торговое эмбарго с тем, чтобы ослабить его экономику, а также смягчить его позицию
в отношении палестинцев. В результате ущерб был нанесен не только Израилю, но также торговому и экономическому потенциалу региона в целом, а поставленные цели достигнуты не были. Однако есть и другие примеры. В 1960 г. США ввели санкции против Доминиканской Республики с целью изменения ее внешнеполитического курса, который, по их мнению, представлял угрозу миру и безопасности в полушарии. Санкции включали эмбарго на поставки оружия и военного снаряжения, позднее они были распространены на бензин и нефтепродукты. Дело закончилось падением правящего режима. Правда, остался не совсем ясным вопрос, насколько именно санкции явились причиной произошедших изменений. Негативные моменты и ограничения, связанные с использованием санкций и миротворческих сил, стали особенно интенсивно обсуждаться после окончания холодной войны, в начале 90-х годов, когда ряд попыток воздействовать с помощью этих средств конфликты в
Югославии и в некоторых других горячих точках не увенчался успехом. И все же несмотря на это, существуют достаточно серьезные причины, по которым третьей стороне следует вмешиваться в конфликт, в том числе вводя санкции и миротворческие силы. Необходимо ставить вопрос не о том, применять эти средства воздействия или нет, а как снизить их негативные моменты и повысить эффективность. При его решении важно прежде всего взвешивать положительные и отрицательные
моменты в каждом конкретном случае, а также находить оптимальный баланс различных средств воздействия. Снижению негативных эффектов в значительной степени способствует гибкое использование различных средств в зависимости от особенностей конфликта. Например, сам характер ввода и снятия санкций является инструментом воздействия на страну, в отношении которой они применяются. Так, по мере развития в позитивном направлении внутриполитической ситуации в
Южной Африке санкции, введенные многими странами, постепенно смягчались. В июле 1991 г. президент США Дж. Буш отменил введенные законом 1986 г. санкции против ЮАР на том основании, что правительство Южной Африки выполнило перечисленные в нем условия оно отменило чрезвычайное положение, сняло запрет на деятельность политических организаций, дало согласие на переговоры с представителями чернокожего большинства, освободило политзаключенных. В то же время оставалась в силе поправка Грэмма, запрещавшая США поддерживать предоставление ЮАР займов МВФ, а также запреты на предоставление ЮАР кредитов Экспортно-импортного банка США, на сотрудничество с ЮАР в области разведки, на импорт оружия из Южной Африки. В конце июня 1991 г. Финляндия отменила запрет на торговлю с
ЮАР и связанные с торговой сферой финансовые санкции, касающиеся платежей, кредитов и гарантий, оставив запреты на финские инвестиции в ЮАР, передачу ей технологий, предоставление Южной Африке неторговых кредитов. Позже решение, аналогичное финскому, приняла Исландия, а затем и ряд других стран. Санкции и ввод миротворческих сил не следует рассматривать в отрыве от других методов воздействия на конфликт. Негативные
Моменты, связанные с применением одних методов, могут быть значительно смягчены за счет одновременного использования третьей стороной других форм деятельности. Например, степень изоляции участника конфликта при вводе санкций может быть уменьшена путем оказания посреднических услуг на разных официальном и неофициальном уровнях. Заключение Итак, в своей работе я рассмотрела основные задачи и средства воздействия третьей стороны
на переговорах по урегулированию конфликтов. Такие категории методов, как убеждение и принуждение были развернуто рассмотрены в отдельных главах. Сообразно этому считаю свою задачу выполненной. Список источников информации 1. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов подходы, решения, технологии, М 1997. 2. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры, М 1993. 3. httpwww.iatp.donetsk.uaDRMGlib2mediator. htm 4. httpwww.bishkekchamber.kgBCnewsWorldBO00 10242.htm 5.
httpwww.iatp.donetsk.uaDRMGlib2brett.htm 6. httpwww.iatp.donetsk.uaDRMGlib2straun1.h tm