ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯМЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВОООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУРАЗВИТИЮ»
ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГООБРАЗОВАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по:ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ БЛОКУ
НА ТЕМУ: «ТРЕВОЖНОЕСОСТОЯНИЕ БОЛЬНЫХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ»
Выполнила:
студентка 4 курса группы 461
Попова Н.Н.
Проверила:
руководитель Новгородцева
Ирина Владимировна
2010 г.
ВВЕДЕНИЕ
Эмоции и чувства, как идругие психические явления, представляют собой различные формы отраженияреального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающуюдействительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоциии чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражаетсясубъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающейдействительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищаетсяими, другие – огорчают или вызывают отвращение, третьи – оставляют равнодушным.
К классу эмоций относятсянастроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые«чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояниячеловека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональнымипереживаниями. В своей работе мы будем придерживаться определения Изарда, что“эмоции — это субъективные психологические состояния, отражающие в форменепосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношениечеловека к миру и людям, к процессу и результату его практической деятельности”(Израд К. Эмоции человека, 2000).
Они выражаются, преждевсего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворенияего актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторовдеятельности.
Любое заболеваниеявляется для человека настоящим стрессом. Хотя любая болезнь имеет определеннуюобщую схему своего «развития», конкретное течение болезни зависит отиндивидуальных особенностей физиологии и психики каждого конкретного человека.Обусловливается это многими обстоятельствами как врожденного (наследственного),так и приобретенного характера.
Сегодня довольноактуальным является исследование такой личностной особенности, как тревожность.Актуальность темы определяется тем, что тревожность – это склонность индивида кпереживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакциитревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.
Определенный уровеньтревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельностиличности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательныйуровень тревожности – это так называемая полезная тревожность.
В настоящее времясуществует масса исследований, посвящённых тревожности, что создает достаточночеткие основания для дальнейшего понимания этой эмоции. Тревожность изучалитакие зарубежные исследователи, как З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, С. Салливен,Э. Фромм и такие отечественные ученые, как А.С. Спиваковская, Л.М. Костина,А.М. Прихожан, О.А. Коробанова, Р.С. Немов, Л.А. Китаев-Смык и др.
В 1970 г. Ч. Спилбергер сколлегами опубликовал опросник, который может быть использован дляэмпирического исследования различия между тревожностью как чертой характера итревожностью как состоянием.
Однако, несмотря надавнюю, уходящую корнями в античность предысторию, проблема тревожности впсихологии стала активно разрабатываться сравнительно недавно. В 1927 г. вжурнале Psychological Abstracts в обширном своде научных публикаций упоминалисьвсего 3 статьи на эту тему. Тридцать лет спустя эта цифра уже превысила двесотни, а в 1995 г. достигла 600.
Принято считать, чтопроблема тревожности как проблема собственно психологическая была впервыепоставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда. При этомнеобходимо отметить, что взгляды Фрейда во многом близки к философскойтрадиции, берущей свое начало от С. Кьеркегора. Эта близость особенно интереснав понимании тревоги и страха. И Кьеркегор, и Фрейд признавали необходимостьразграничения страха и тревоги, считая, что страх — реакция на конкретнуюопасность, тогда как тревожность — реакция на опасность, неизвестную инеопределяемую.
Несмотря на то, что внаши дни идеи классического психоанализа уже не столь популярны впсихологическом сообществе, как в прежние времена, необходимо признать, чтопредставления Фрейда на долгие годы, вплоть до наших дней, определили основныенаправления изучения тревожности. Проблема тревожности получила дальнейшееразвитие в русле неофрейдизма, в первую очередь в работах Г.С. Салливана, К. Хорнии Э. Фромма.
В работах Хорни особыйакцент делается на роль неудовлетворения потребности в межличностнойнадежности. Рассматривая в качестве главной цели развития человека стремление ксамореализации, он оценивает тревогу, как основное противодействие этойтенденции. Наиболее значимым в работах Хорни представляется именно выделениенеудовлетворения потребности в межличностной безопасности, надежности какосновного источника тревожности — прежде всего для детей.
Э. Фромм подчеркивал, чтоосновным источником тревожности, внутреннего беспокойства является переживаниеотчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельнойличности, чувствующей в связи с этим свою беспомощность перед силами природы иобщества. Основным путем разрешения этой ситуации он считал самые различныеформы любви между людьми. Недаром одним из первых в своей книге «Искусстволюбви» он назвал «Любовь — разрешение проблемы человеческогосуществования».
Существенное влияние наизучение тревожности оказала «концепция влечения» К.Л. Халла. Оналегла в основу работ по тревожности, относящихся и к социальной школе научения,являющейся попыткой синтеза бихевиоризма и психоанализа, и к относящимся кдругому крылу теории научения исследованиям
Р. Спенс и Дж. Тейлор.Последняя рассматривала тревожность (отличая ее от страха) как приобретенноевлечение, имеющее стойкий характер. Дж.Тейлор была разработана так называемаяШкала проявлений тревожности для диагностики индивидуальных различий впредрасположенности к переживанию тревожности, получившая широкоераспространение во всем мире, в том числе и в нашей стране.
В сфере акушерских игинекологических состояний и патологии психические факторы имеют особоезначение при беременности, бесплодии, различных доброкачественных опухолях, прикоторых требуется оперативное вмешательство и др. Именно при перечисленныхсостояниях и процессах отмечается тесное переплетение психологических иакушерско-гинекологических факторов. Психическое состояние женщин имеетспецифические особенности, отличающиеся от типичных реакций мужчин назаболевания иных сфер.
Проблема тревожности уженщин, которым необходимо оперативное лечение имеющихся гинекологическихзаболеваний, мало изучена как в зарубежной, так и в отечественной литературе.Поэтому, опираясь на имеющиеся данные в медицинской и психологическойлитературе, мы проведем исследование тревожного состояния пациенток в предоперационныйпериод.
Цель исследования:изучить тревожное состояние женщин с гинекологическими заболеваниями,требующими оперативного вмешательства.
Гипотеза: тревожноесостояние женщин с гинекологическими заболеваниями, требующими абдоминальногооперативного вмешательства, имеет свои особенности при различных видаххирургического доступа (лапаротомный и лапароскопический):
— депрессия прилапаротомии выше, чем при лапароскопии;
— тревожность (личностнаяи реактивная) выше при лапаротомном хирургическом доступе, чем у пациенток слапароскопическим хирургическим доступом;
— настроение, активность,самочувствие ниже у пациенток с лапаротомным доступом оперативноговмешательства, чем у пациенток с лапароскопическим хирургическим доступом.
В соответствии с поставленнойцелью в работе выделяются и решаются следующие задачи:
1. Изучитьпсихологическую медицинскую литературу по проблеме эмоциональных состояний итревожности у больных с гинекологическими заболеваниями, видов гинекологическихзаболеваний и операций.
2. Провестиэкспериментальное изучение тревожных состояний женщин, которым необходимооперативное лечение.
3. Предложитьрекомендации женщинам с гинекологическими заболеваниями, требующимиоперативного вмешательства по стабилизации эмоциональных состояний.
Для решения поставленныхзадач использовались следующие методы исследования: сравнительный метод,эксперимент, методы первичной и вторичной обработки результатов исследования.
Методики:
1. Методикадифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге.
2. Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения.
3. Методика (шкала)самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина.
Объект исследования:женщины с гинекологическим заболеваниями, требующими оперативного вмешательствапутем лапароскопических операций в количестве 10 человек в возрасте 25 – 40 лети вторая группа требующими оперативного вмешательства путем лапаротомныхопераций в количестве 10 человек в возрасте 35 – 50 лет.
Предмет исследования:эмоциональные состояния, такие как:
— личностная тревожность;
— ситуативнаятревожность;
— депрессия;
— самочувствие;
— активность;
— настроение.
Методы:
— анализ медицинскойпсихологической литературы;
— тестирование
Теоретическая значимостьработы: обобщены данные зарубежной, отечественной медицинской и психологическойлитературы об эмоциональных состояниях, тревожном состоянии пациенток сгинекологическими заболеваниями, требующих оперативного вмешательства.
Практическая значимостьработы: проведено экспериментальное исследование тревожного состояния женщин.
Работа состоит извведения, 2 глав, практической части, заключения, списка литературы,приложений.
Глава1. Анализ медицинской и психологической литературы по проблемеэмоциональных состояний и тревожности у больных с гинекологическимизаболеваниями
1.1 Гинекологическиезаболевания, требующие оперативного вмешательства
Впоследнее время, к сожалению, растёт количество женщин с гинекологическимизаболеваниями. Здесь большую роль играют стрессы, понижение иммунитета,повышение количества различных инфекций, различные гормональные нарушения.
Женскиеболезни изучаются специальной медицинской наукой — гинекологией. Официально онастановится наукой уже с середины XIX в. [28, с. 11-112]. К женским болезнямотносятся разнообразные патологические изменения внутренних и наружных женскихполовых органов. В развитии женских болезней немаловажную роль играютменструации, беременность, роды, послеродовый период, различные инфекционныевоздействия.
Женщиныстрадают тревожными расстройствами в 2 раза чаще мужчин, и у них более вероятнахронизация психических нарушений. Такие нарушения характерны для рядагинекологических заболеваний – синдром предменструального напряжения,климактерический синдром с преобладанием психо-эмоциональных нарушений, миома,фиброма, мастопатия, воспаление придатков матки, кистозные изменения яичников,эрозия шейки матки, эндометриоз и др.
Теснейшимобразом гинекология связана с акушерством, изучающим явления в женскоморганизме, относящиеся к беременности и родам, от момента зачатия до концапослеродового периода; близко стоит она так же к хирургии и другим отделампрактической медицины.
Вотличие от терапевтической патологии, при которой патогенным для психическойдеятельности становится состояние длительного хронического заболевания иизменение системы отношений личности происходит постепенно, в рамкаххирургической патологии отмечается значимость психологическогопредоперационного и постоперационного стресса, Основными проявлениямистресса выступают различные эмоциональные феномены, чаще других — тревога.
Рассмотримнекоторые из гинекологических заболеваний, при которых требуется оперативноелечение.
Миомаматки
Миомаматки — доброкачественная, весьма разнообразная и, как правило, множественнаяопухоль, растущая из незрелых миоцитов сосудистой стенки матки.
До настоящего времени недостаточноизвестно, относится ли миома матки к истинной доброкачественной опухоли или этотак называемое опухолевидное образование по типу «регенераторного пролиферата»,который образуется в участках поврежденного миометрия.
Миома матки развивается из мышечнойткани, которая в своей структуре содержит соединительно-тканные компоненты,кровеносные сосуды, поэтому в зависимости от соотношения паренхимы (мышечнаяткань) и стромы (соединительная ткань) эта опухоль ранее имела различныеназвания: миома, фиброма, фибромиома, лейомиома [29, с.5-7].
Миома матки имеет свои характерные особенности [30, с.135-150]:
• Это самаяраспространенная опухоль у женщин, особенно позднего репродуктивного (35-45 лет)и пременопаузального возраста (46-55 лет).
• Способна к росту,регрессии и даже полному исчезновению в менопаузу (естественную иискусственную).
• Может долгосохранять стабильные размеры или увеличиваться в размерах медленно, быстро иочень быстро («скачок роста»).
• Характерномногообразие клинических вариантов (симптомная и бессимптомная).
• Миома весьманеоднородна:
— по локализации(подбрюшинная, межмышечная, подслизистая), имеет много промежуточных вариантов;
— по размерам(небольшие, средние, большие узлы);
— по расположению(дно, тело, перешеек, шейка матки);
— по характеруроста (ложный, обусловленный нарушением кровоснабжения, отеком зла, и истинный — за счет процессов пролиферации гладкомышечных клеток);
— поморфо-гистохимическим особенностям (простая, пролиферирующая).
Ведущимметодом лечения миомы матки на сегодняшний день остается хирургический-гистерэктомия. При выборе доступа, метода и объема оперативного вмешательстваопределяющую роль играют возраст, размеры и мобильность матки, локализациямиоматозных узлов, наличие сопутствующей патологии, опыт хирурга и техническиевозможности клиники.
В начале позапрошлого столетия врачине знали, как лечить миому матки и если, при лапаротомии, производимой поповоду предполагаемой кисты яичника, обнаруживали миому матки, то брюшнуюполость зашивали наглухо, не оказав больной никакой помощи [31, с.5-7].
В 1843 году Хиз впервыепроизвел ампутацию матки по поводу миомы. Исход операции был неудачным, больнаяпогибла от кровопотери. В последующем надвлагалищные ампутации матки сталипроизводить все чаще, в России такая операция впервые выполнена в 1866 году вгороде Харькове доктором Грубее [29, с.4-9].
Почти одновременно снадвлагалищной ампутаций матки был разработан и внедрен другой вид радикальноговмешательства, а именно — полное удаление матки, выполненное впервые В.А.Караваевым в 1846 году.
Кистаяичника
Киста яичника – этодоброкачественное полое образование яичника с жидким содержимым. Причинразвития кисты яичника — великое множество, а вот симптомов болезни как таковыхнет, поэтому при всей его распространенности, выявить его самостоятельноневозможно. Поэтому киста яичников обычно обнаруживается случайно во времяультразвукового обследования. При УЗИ возможно определить характер кисты.Образование кисты зависит от ее вида [32, с.326-341].
· Функциональныекисты (киста желтого тела и фолликулярная киста) являются следствиемгормонального дисбаланса. Под руководством гипоталамо-гипофизарной системыздоровый яичник вырабатывает гормоны, которые регулируют созревание фолликула иобразование желтого тела. До 14-16 дня менструального цикла фолликул растет,продуцируя эстроген, после чего происходит его разрыв и выход яйцеклетки(овуляция). Если разрыв фолликула не происходит, на его месте образуетсяфолликулярная киста. На месте лопнувшего фолликула образуется желтое тело,которое продуцирует прогестерон. Если же желтое тело не претерпевает обратногоразвития, образуется киста желтого тела яичника. Она может достигать размеровдо 10-12 см. Такие кисты при правильном лечении (обычно для этого применяюторальные контрацептивы) рассасываются сами. Однако если они не исчезают через 3месяца, прибегают к оперативному лечению. Муцинозные кисты заполнены слизистымсодержимым, часто состоят из нескольких камер и могут достигать большихразмеров.
· Эндометриоидныекисты характеризуются наличием эндометриоподобных очагов. Они частосопровождаются бесплодием.
· Муцинозные иэндометриоидные кисты способны перерождаться в злокачественные опухолияичников.
· Дермоидные кистысодержат в своем составе части эмбриональных зародышевых листков.
Такие кисты, каково бы нибыло их происхождение (эндометриоидные, дермоидные – неправильная эмбриональнаязакладка, и т.п.) подлежат обязательному оперативному лечению. После удалениякисты возможны нормальная беременность и роды. При наличии функциональных кистнеобходима нормализация гормонального фона [32, с.326-341].
Особую опасностьпредставляют кисты «на ножке», расположенные в отдалении от тела яичника. Приперекруте ножки возникает некроз кисты, что требует срочной операции.
Мыкратко рассмотрели наиболее часто встречающиеся гинекологические заболевания,требующие оперативного метода лечения. Существуют несколько видовхирургического вмешательства. Прежде, чем выполнять хирургическое вмешательствоу больных с доброкачественными опухолями и опухолевидными образованиямияичников, необходимо решить вопрос хирургического доступа – лапароскопическийили лапаротомический.
1.2 Лапароскопия и лапаротомия.Сравнительная оценка
Гинекологиябывает консервативной и оперативной. В консервативной гинекологии применяетсямедикаментозный способ лечения. Как следует из названия, оперативнаягинекология подразумевает собой хирургическое вмешательство.
Лапаротомия илапароскопия — это различные виды доступов, посредством которых можно выполнитьоперативное вмешательство. Лапаротомия — это доступом, при котором проводитсяразрез на передней брюшной стенке. При лапароскопии оперативное вмешательствовыполняется через проколы на животе.
Лапаротомия (полостнаяоперация) — разрез на передней брюшной стенке с последующим выполнениемобъема операции. При проведении полостной операции образуются спаечный процесс,приводящий в дальнейшем к бесплодию.
Лечение миомы матки— оперативноеединственное радикальное решение проблемы. В ряде случаев лечение миомы маткиосуществляется комбинированно.
Объем операции при миомезависит от возраста больной, желания иметь детей, расположения, количествамиоматозных узлов и т.д. Объемы хирургических вмешательств, при миоме матки,предполагают:
1. Консервативнаямиомэктомия (удаление миомы с сохранением матки) — принципиальный вопрос дляженщин репродуктивного возраста.
2. Удалениетолько тела матки, пораженного миоматозными узлами (ампутация). Шейка матки приэтом сохраняется.
3. Удалениематки (экстирпация матки).
Лапароскопия — этоосмотр брюшной полости через отверстие в брюшной стенке при помощи оптическойсистемы лапароскопа. Операция осуществляется под контролем эндовидеокамеры,изображение с которой транслируется на цветной монитор с шестикратнымувеличением, при помощи специальных инструментов, вводимых внутрь черезнебольшие отверстия – проколы диаметром около 5 мм.на передней брюшнойстенке. В брюшную полость вводятся инструменты, видеокамера, увеличенноеизображение выводиться на экран монитора, с последующим выполнением объемаоперации. Лапароскопия бывает трех видов.
1. Диагностическаялапароскопия — визуальный осмотр органов брюшной полости с применениемдополнительного манипулятора (обычно переходит в оперативную).
2. Оперативнаялапароскопия — выполняется практически весь объем гинекологических операций,включая экстирпацию матки.
3. Контрольнаялапароскопия — проводится для контроля за эффективностью ранее проведенногохирургического лечения.
По времени осуществлениялапароскопия делится на плановую и экстренную. Лапароскопия может быть каксамостоятельной операцией, так и сочетаться с гистероскопией или влагалищнымиоперациями.
Преимуществалапароскопической техники несомненны. Большинство больных после проведеннойоперации лапароскопическим доступом выписываются домой на следующий день,выздоровление и восстановление после операций наступает значительно раньше.
Больные отмечают менеевыраженный симптом послеоперационной боли по сравнению с больными послелапаротомии, частота образования спаечного процесса в брюшной полости и маломтазу минимальна, отдаленные результаты значительно лучше, посколькулапароскопия в сочетании с интраоперационным ультразвуковым исследованиемпозволяет удалять невидимые невооруженным глазом образования (миома, кистыяичника), что приводит к снижению количества рецидивов[33. с 135-385].
Считается, чтолапароскопический доступ легче переносится больными и может быть использован влюбом возрасте. Действительно, в настоящее время имеется четкое увеличениелапароскопического доступа во всех возрастных группах. В то время, каклапаротомический доступ во всех возрастных группах уменьшается.
Итак,каждый хирургический доступ имеет свои достоинства и недостатки. И все-таки, вовсем мире, эндоскопические операции в гинекологии начинают занимать лидирующееположение. У женщин, выполнивших свою детородную функцию, эндоскопическоеудаление кист и миом позволяет значительно улучшить качество жизни. У молодыхженщин, планирующих беременность, диагноз миомы матки не является приговором.Благодаря новым эндоскопическим технологиям возможно полное восстановлениедетородной функции.
Эмоции ичувства представляют собой отражение реальной действительности в формепереживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения,стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.Любая операция сопровождается предоперационной тревогой, котораяявляетсятипичной психологической реакцией на сообщение о необходимости проведенияхирургической операции. Тревога проецируется в будущее, отражая ожидания откачества операции, будущего состояния, удовлетворенности тем, что согласился наоперацию.
1.3 Характеристикаэмоциональных состояний
1.3.1 Эмоции
Как отмечает Вилюнас В.К,эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которойсубъект узнаёт о потребностной значимости происходящего. «Особенность эмоцийсостоит в том, что они непосредственно отрицают отношения между мотивациями иреализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельностичеловека выполняют функцию оценки её хода и результатов. Они организуютдеятельность, стимулируя и направляя её».
В критических условиях,при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации,возникает особый вид эмоциональных процессов — аффект. Одно из существенныхпроявлений аффекта состоит в том, что он, как полагает В.К. Вилюнас, «навязываясубъекту стереотипные действия, представляет собой определённый закрепившийся вэволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессиюи т. д.» [7, с.44-57].
Перейдем к рассмотрениюсуществующих теорий эмоций:
1. Теория эмоций В.Вундта — теория структуры эмоций. В. Вундт выделил три измерения эмоций:удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка.Но Э.Б. Титченер показал, что эти измерения нельзя считать независимымифакторами.
2. Концепциявыразительных движений создана Ч. Дарвиным. Это — теория происхождения эмоций,в которой сформулировано предположение о том, что выразительные движенийчеловека являются рудиментами инстинктивных действий живого существа, связанныхс борьбой, нападением, защитой потомства и т.п. Хотя данная концепция не можетобъяснить всего богатства человеческих выразительные движений (улыбка, слезы).
3. ТеорияДжемса–Ланге разработана одновременно и независимым образом У. Джемсом и К.Г.Ланге. Это — объяснительная модель возникновения эмоций, которая представляетсобой сосудо–двигательную теорию эмоций, в которой ведущую роль отводиласьсоматовегетативному компоненту. Та или иная эмоция представляет собой ощущения,вызываемые изменениями в произвольной сфере (внешние движения) и непроизвольной(сердечная, сосудистая, секреторная деятельность).
4. Биологическаятеория эмоций разработана П.К. Анохиным. Это — теория эмоций, которая объясняетвозникновения положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный субстратэмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение(рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемыхрезультатов, с одной стороны, и сигнализации о реально достигнутом эффекте, сдругой.
5. Потребностно-информационнаятеория предложена П.В. Симоновым (1964 г.). Здесь постулируется, что эмоцияявляется отражением мозгом человека и животных какой-либо актуальнойпотребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которуюмозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуальногоопыта.
6. Теория активацииэмоций (M.B. Arnold, 1950); (G. Lindsey, 1951) происходит из более старойталамической теории У. Кеннона и Ф. Барда, здесь более подчеркнута рольвнутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии ккортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные вталамусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации.Оттуда идет обратное сообщение, которое снова проходит оценивание иочувствование. Эта теория способна объяснить наблюдаемое в клинике внезапное пробуждениеаффекта.
7. Двухкомпонентнаятеория С. Шехтера говорит о том, что переживание эмоций обусловлено сочетаниемдвух факторов. С одной стороны, должно быть физиологическое возбуждение, сдругой, ситуация должна допускать осмысленную когнитивную интерпретацию этоговозбуждения в терминах эмоций. Эта теория основывалась на экспериментах, вкоторых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата.
1.3.2 Изучение природытревожности и уровней тревожности
В данной работерассматривается такое эмоциональное состояние как тревожность и ее проявления.
В настоящее времясуществует несколько трактовок понятия тревожности. Представительницапсиходинамического подхода К. Хорни под тревожностью понимала эмоциональнуюреакцию на скрытую и субъективную опасность, сопровождающуюся определеннымифизическими ощущениями (дрожь, учащенное дыхание и т.д.).
Приверженец теориидифференциальных эмоций К.Е. Изард определяет тревожность как комплексфундаментальных эмоций, включающий страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд,вину и иногда интерес — возбуждение. Может включать потребностные состояния ибиохимические факторы.
Н.Ю. Синягина подтревожностью понимала сравнительно мягкую форму проявления эмоциональногонеблагополучия, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве вразличных ситуациях, в ожидании плохого отношения со стороны окружающих и т.д.
А.И. Захаров считает, чтотревожность — это склонность к беспокойству, недостаточная внутренняясогласованность чувств и желаний.
В словаре «Психология»под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского дано следующее определениетревожности — это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаясянизким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметровиндивидуальных различий.
Следует различать тревогукак состояние и тревожность как свойство личности. Тревога — реакция нагрозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояниедиффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущениемугрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполнеопределённую опасность). Тревожность — индивидуальная психологическаяособенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство вразличных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристикикоторых к этому не предрасполагают.
Ч.Д. Спилбергер исследуятревожность как личностное свойство и тревогу как состояние, разделил эти дваопределения на «реактивную» и «активную», «ситуативную» и «личностную»тревожность.
По Ю.Л. Ханину, состояниятревоги или ситуативная тревожность, возникают «как реакция человека наразличные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативнойоценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения,угрозы своему самоуважению, престижу).
Проблема тревожностизанимает особое место в современном научном знании. С одной стороны, это«центральная проблема современной цивилизации», важнейшая характеристика нашеговремени, с другой — это психическое состояние, вызываемое специальнымиусловиями эксперимента или ситуации [14, с.420-422].
В «Психологическомсловаре» под тревожностью понимается «индивидуальная психологическаяособенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивнымпереживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения» [15,с.420-421].
Согласно концепцииСпилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойстволичности. С точки зрения автора, существует возможность измерения различиймежду двумя упомянутыми видами психических проявлений, которые обозначаютсяA-state (тревога-состояние) и A-trait (тревога-черта), то есть междувременными, преходящими особенностями и относительно постояннымпредрасположением [16, с.207].
Спилбергер считает что,тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, атревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая вповышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях,в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому непредрасполагают. [17, с.309-312].
Сидоров П.И. отмечает,что деление тревожности на ситуативную и личностную прочно вошло впсихологический обиход и стало весьма удобным не только в теории, но и вдиагностической и экспериментальной практике.
Относительно соотношениядвух названных форм тревожности, генетически первичной следует считатьситуативной тревожность, вторичной – личностной тревожность. Жизненный опытчеловека, фиксирующий частоту и интенсивность испытываемых состояний тревоги,непосредственно влияет на формирование тревожности как черты личности;личностной тревожность же определяет особенности функционирования ситуативнойтревожность, при ее актуализации и, значит, выступает базовой в подобном случае[18, с.81 – 89].
Важным результатом исследованийКэттела и его коллег (1961, 1972) явилось выделение собственно феноменатревожности, в отличие от сходных явлений депрессии, склонностипессимистическому восприятию жизни, невротизма. Был также выделен ряд типичныхдля состояния тревоги физиологических и биохимических показателей [20,с.467-478].
Я. Рейковскийрассматривая влияние тревоги на уровень притязаний (его занижение илизавышение), концептуирует тревогу и тревожность как проявление дефектов вструктуре личности и, прежде всего, в нарушении механизмов саморегуляции,проявляющихся в переживании незащищенности, в снижении чувства безопасности[19, с.185-189].
Таким образом, насовременном этапе развития психологии, большинство авторов считают, что тревога– реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонностииспытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях [16, с. 12-24].
«Психологический словарь»(1999) определяет тревогу как «переживание эмоционального дискомфорта,связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Вотличие от страха, который является реакцией на конкретную, реальную опасность,тревога — это переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы». Вэтом же источнике указывается и на другое существующее определение понятий«тревога» и «страх», когда под страхом понимается «комплекс ощущений,испытываемых при «витальной» угрозе (целостности и существованию человека какживого существа, человеческому организму в целом), а тревога — это то, чтоиспытывается личностью при социальной угрозе (при угрозе самой личности, еепредставлению о себе, ее потребностям, межличностным отношениям или положению вобществе)».
Если понятия «тревога» и«страх» могут использоваться (особенно в быту, в обиходном разговоре) каксинонимичные, взаимозаменяемые понятия, то термины ситуативная тревога(состояние субъекта в конкретный, определенный момент) и тревожность (какотносительно устойчивое образование) разводятся уже в 30-50 гг. такимиавторитетными психологами, как Р. Кеттел, Ч. Спилбергер и (несколько позже)Ю.Л. Ханин.
На физиологическом уровнереакции тревоги проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания,увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления,возрастании общей возбудимости и снижении порога чувствительности.
На психологическомуровне тревога проявляется как напряжение, озабоченность, нервозность, чувствонеопределенности и грозящей неудачи, невозможность принять решение и т.д.Оптимальный уровень тревоги необходим для эффективного приспособления кдействительности (адаптивная тревожность). Чрезмерно высокий уровеньтревожности, как и чрезмерно низкий, называются дезадаптивной реакцией, котораяпроявляется в общей дезорганизованности поведения и деятельности.
В 1967 г. психолог Ф.Б.Березин, который определил феномен явлений тревожного ряда как эмоциональныесостояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания и нарастаниясостояния тревоги. К 1988 году Березиным были сформулированы основные градацииявлений тревожного ряда и дана исчерпывающая их классификация, в которойпсихолог выделил 6 уровней [15, с.385-386]:
· Первый уровеньявлений тревожного ряда составляет ощущение внутренней напряженности, которомусвойственна наименьшая интенсивность тревоги и наибольшая адаптационнаязначимость. Ощущение внутренней напряженности выражается в переживанияхнапряженности, настороженности и дискомфорта. Это ощущение не несет в себепризнака угрозы, а служит сигналом приближения более выраженных тревожныхявлений.
· На втором уровне гиперстезическиереакции сменяют ощущение внутренней напряженности или присоединяются к нему.Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении — отрицательную эмоциональную окраску. На этом основывается появление у человеканедифференцированного реагирования, определяемого как раздражительность.
· Третий уровень – собственнотревога – проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувстве неяснойопасности.
· Четвертый уровень– страх – возникает при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании,конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которымисвязывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги,действительную угрозу.
· Пятый уровень –ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы – возникает в результатепродолжающегося нарастания тревоги и выражается в переживании невозможностиизбежать опасности, неминуемой катастрофы, ужасе. При этом данное переживаниесвязано не с содержанием страха, а лишь с нарастанием тревоги. Подобныепереживания может вызвать и неопределенная, но очень сильная тревога.
· Шестой уровеньявлений тревожного ряда – тревожно-боязливое возбуждение – выражается в«потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизацияповедения и деятельности, вызываемая тревогой, достигает при этом своегомаксимума».
Теория дифференциальныхэмоций К. Изарда, возникшая в середине 20 века, предполагает, что тревожность,как она типично описывается, состоит из доминирующей эмоции страха ивзаимодействий страха с одной или несколькими другими фундаментальнымиэмоциями, особенно со страданием, гневом, виной, стыдом и интересом [22, с.33].
Человек в процессе своейдеятельности переживает ряд эмоций, как положительных, так и отрицательных.
Немецкий философ И. Кантделил эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовностьк деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающиезаторможенность).
· Стеническиеэмоции, которые помогают человеку в его деятельности, увеличивая его энергию исилы, придают смелость в совершении поступков и высказываний. Человек в такомсостоянии способен на многие свершения.
· Астеническиеэмоции характеризуются пассивностью, скованностью.
Активность
Активность повседневнойжизни – это действия и виды деятельности, которые человек совершает ежедневно втечение всей жизни. То есть к активности в повседневной жизни относятся вседействия и виды деятельности, которые каждый из нас совершает, начиная с тогомомента, когда мы встаем с кровати утром и до того времени, когда вечером мыснова ложимся в постель [11, с.143]. Абульханова-Славская К.А. активностьповседневной жизни условно разделяет на персональную и инструментальную.Персональная активность повседневной жизни включает в себя выполнение задач,связанных с самообслуживанием – прием пищи, одевание, туалет и другиегигиенические мероприятия, причесывание, поддержание функциональноймобильности, коммуникация. Инструментальные активности повседневной жизнисвязаны с независимым функционированием человека дома, в школе или на работе, вобществе. Например, такая инструментальная активность как ведение домашнегохозяйства включает в себя уборку, приготовление еды, покупку продуктов,использование денег, следование правилам техники безопасности, и прочее.
Активность в повседневнойжизни это не одна какая-то функция или навык, а акты и виды деятельности,которые объединяют использование сразу нескольких функций. Навыки,характеризующие активность в повседневной жизни, характеризуют функционированиеи функциональность человека.
Настроение
Настроение — эмоциональное состояние, придающее окраску переживаниям и деятельностичеловека, оно имеет причину, не всегда осознаваемую человеком. Настроение можетизменяться под впечатлением каких-либо событий, фактов, людей, окружающейприроды, здоровья, выполняемой работы, учебы. В управлении настроениемсказывается развитие личности.
Н.Д. Левитов понималнастроение как общее эмоциональное состояние, которое в течение известноговремени окрашивает переживания и деятельность человека; причина такогосостояния человеком не всегда сознается, и в этих случаях настроениепереживается как «безотчетное». Настроение имеет тенденцию иррадиировать:человеку, переживающему радостное настроение в связи с какой-то жизненнойудачей, все кажется милым и приятным. Левитов уточнял, что настроения, как ивсе психические состояния обусловлены и личностью, и ситуацией. В одних случаяхони более предметны, а в других — беспредметны; в одних случаях они болееличностны, в других — менее личностны. Настроение может превратить человека изугрюмого замкнутого неудачника в бодрого энтузиаста, из ленивого философа вчеловека действия. Плохое настроение может стать причиной болезни, а хорошее –подвигнуть человека на неожиданные и, вполне возможно, добрые дела.
Самочувствие
Самочувствие человека –это общее физическое и моральное состояние человека, которое, в свою очередь,зависит от его эмоционального состояния. Ведь даже человек, находящийся в тяжеломсостоянии, в момент эмоционального подъема, может ощутить себя совершенноздоровым.
Перейдем к рассмотрениюэмоциональных состояний.
Эмоциональные состояниязависят от характера психической деятельности, одновременно и оказывая на неесвое влияние. Оно может зависеть не только от выполняемой деятельности, но и отпоступка, от самочувствия, музыкального произведения, просмотренного фильма,спектакля и т.п. А самочувствие человека, в свою очередь, зависит от егоэмоционального состояния. Ведь даже человек, находящийся в тяжелом состоянии, вмомент эмоционального подъема, может ощутить себя совершенно здоровым.
Эмоциональные состоянияпреходящи, но в них отражаются индивидуальные особенности личности: умеланхолика — минорное настроение, холерика — возбужденное. Но в основном,абсолютное большинство людей при любых индивидуальных особенностях имеютусредненные, смешанные показатели активности, которое напрямую зависит отсамочувствия человека и его настроения.
Ситуативная тревожность
Основные фундаментальныеэмоции по К. Изарду [24, с.464] можно разделить на положительные иотрицательные.
· положительныеэмоциональные состояния — интерес и радость;
· отрицательныеэмоциональные состояния — страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и стыд;
· удивление — неимеет четко выраженного отрицательного или положительного знака эмоциональнойреакции на внезапно появившиеся обстоятельства.
При соединениифундаментальных эмоций могут появиться такие комплексные состояния, кактревожность, сочетающая в себе страх, гнев, вину и интерес. Эмоциональныепереживания неоднозначны, многое зависит от черт характера человека.
Состояние постояннойтревожности может переходить в стрессовые ситуации, а, следовательно, можетпривести человека к неврозу и другим заболеваниям, поэтому желательно вовремявыявить наличие высоких показателей тревожности и принять соответствующие меры.
Депрессия
Означает подавленноенастроение. Точнее триаду явлений в состоянии человека: замедление физической,умственной и психической деятельности [2, с.56]. Набор симптомов, на которыежалуются пациенты: нет сил ничего делать; ничто не радует; самые привычные делаи обязанности превращаются в непосильный труд; вызывает раздражение то, чтораньше радовало; участились вспышки гнева и агрессии к окружающим; утромчувствуешь себя так, будто на тебе всю ночь воду возили; хочется весь деньлежать в темной комнате, лицом к стенке и т.д. Естественно, к этому «букету»активно подключается и физиология, добавляя к вышеуказанному перечню своисимптомы: бессонницу, неглубокий, с тяжелыми кошмарами сон, головную боль,скачки давления, боли в сердце и в желудке, и далее по индивидуальному спискувсех хронических болячек.
Депрессия, или болезненнопониженное настроение, может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлениеммногих других. Пониженное настроение может быть и у совершенно здоровых людей.Депрессия является одним из наиболее распространенных душевных расстройств.Необходимо знать, что депрессия во всех своих проявлениях — заболевание,которое необходимо лечить, иначе оно примет затяжное течение, при этомрасстройстве у больных нередко возникают мысли о самоубийстве [4, с.368]. Нонесмотря на такие мысли больные бывают настолько ослаблены, что не находятдостаточно физических сил, чтобы лишить себя жизни. Осуществить они это могуттогда, когда депрессия у них несколько ослабевает. Своевременное лечениедепрессии в большинстве случаев приводит к полному выздоровлению.
Стресс
Стресс— совокупностьадаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую ипсихическую травму.
Это нервно-психическоеперенапряжение, вызванное слишком сильным воздействием, адекватная реакция накоторое недостаточно сформирована. В процессе переживания стресса, происходиттотальная (всеобщая) мобилизация сил организма (физических и психических) напоиск выхода из опасного, угрожающего целостности личности положения, наприспособление к новым сложным условиям.
Дистресс
Дистресс — формастресса, которая в основе которого лежат попытки адаптации к неблагоприятнойсреде, связанные с выраженными негативными эмоциями и оказывающие вредноевлияние на здоровье[3, с.145].
Стрессовый синдром
Стрессовый синдром частовозникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боитсяопозорить себя в чьих-то или в собственных глазах. Состояние, аналогичноестрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами [4,с.368]. В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа:
· Стадия нарастаниятревоги — при появлении стрессора, человек, даже не всегда четкоосознавая его, начинает испытывать нарастание тревоги. Он все более чувствуетдискомфорт и лихорадочно ищет способы справиться с этим дискомфортом. На этоуходит много сил. Человек тратит больше энергии, чем привык и неосознанно ищетисточники ее восполнения. Например, начинает слишком много есть, или спать и т.п.
· Стадиясопротивления (стабилизации). Человек адаптируется к действию стрессора ивнешне ему удается сохранять относительно нормальное состояние, но наподдержание удовлетворительного состояния требуется теперь значительно большеэнергии, чем до того, как возникла стрессовая ситуация.
· Стадия истощения.Если на втором этапе действие стрессора не прекращается, то, в конце концов,«стратегические запасы» энергии организма исчерпываются, и тогда можетнаступить резкая потеря трудоспособности. Человек может серьезно заболеть,может произойти нервное истощение. Иногда такое положение дел может привести кгибели организма.
Характер стрессовойситуации зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но иот умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научитьсяадекватному поведению в различных стрессовых ситуациях.
Являясь эмоциональнойреакцией на стресс, тревожность существенным образом влияет на поведение,оказывая либо активизирующее, либо дезорганизующее воздействие. Поэтому большоезначение приобретает изучение тревожных состояний у женщин, которым предстоитоперативное лечение.
В поведении одного и тогоже человека в различных условиях обнаруживается резко различные динамическиеособенности. Эти различия зависят от временных состояний высшей нервнойдеятельности [23, с.22].
Эмоциональное состояниеженщин, которым предстоит операция мало изучено. Можно в качестве примерапривести работы психологов О.В. Овчинниковой, Э.Ю. Пунга [27, с.12-46], А.О.Прохорова [9, с. 21-36], которые выяснили, что состояние человека в стрессовойобстановке характеризуется той или иной степенью психологического дискомфорта,уровнем тревожности. Введение в качестве индикатора психической напряженности,показателей тревожности позволяет количественно измерить эмоциональногопсихического состояния.
Методика дифференциальнойдиагностики депрессивных состояний Зунге, методика САН, шкала тревожности,разработанная Ч.Д. Спилбергером и получившая широкое распространение (вотечественной психологии ее развил в 1967 г. В.Ф. Березин [40, с.385-386],являются одним из возможных методов изучения состояния тревожного самочувствия.
С помощью этих методикможно количественно измерить как личностную и реактивную тревожность, так исостояние тревожности, для которого характерны субъективно переживаемыенеприятные эмоции напряжённости, озабоченности, неудовлетворённости,беспокойства и дурного предчувствия.
Это состояние являетсяэмоциональной реакцией на различные стрессоры (операцию), связанные в той илииной мере с угрозой престижу, самоуважению и самооценке человека.
Проведемэкспериментальное изучение тревожного состояния женщин, которым необходимооперативное лечение.
Глава2. Экспериментальное исследование эмоционального состояния женщинпри различных гинекологических заболеваниях
2.1 Цель, задачи,гипотеза, объект, предмет исследования, методы исследования, диагностическийинструментарий
Цель исследования:изучить тревожное состояние женщин с гинекологическими заболеваниями,требующими оперативного вмешательства.
Гипотеза – Тревожноесостояние женщин с гинекологическими заболеваниями, требующими абдоминальногооперативного вмешательства, имеют свои особенности при различных видах хирургическогодоступа (лапаротомный и лапароскопический):
— депрессия прилапаротомии выше, чем при лапароскопии;
— тревожность (личностнаяи реактивная) выше при лапаротомном хирургическом доступе, чем у пациенток слапароскопическим хирургическим доступом;
— настроение, активность,самочувствие ниже у пациенток с лапаротомным доступом оперативноговмешательства, чем у пациенток с лапароскопическим хирургическим доступом.
В соответствии споставленной целью в работе выделяются и решаются следующие задачи:
4. Изучитьпсихологическую медицинскую литературу по проблеме эмоциональных состояний итревожности у больных с гинекологическими заболеваниями, видов гинекологическихзаболеваний и операций.
5. Провестиэкспериментальное изучение тревожных состояний женщин, которым необходимооперативное лечение.
6. Предложитьрекомендации женщинам с гинекологическими заболеваниями, требующимиоперативного вмешательства по стабилизации эмоциональных состояний.
Для решения поставленныхзадач использовались следующие методы исследования: сравнительный метод,эксперимент, методы первичной и вторичной обработки результатов исследования.
Для решения поставленныхзадач мы использовали следующие методики:
1. Методикадифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге.
Опросник разработан длядифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких кдепрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целяхпредварительной, доврачебной диагностики.
1. Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения.
Цель методики САН:экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения. Опросник состоит из 30пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить своесостояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечаетстепень выраженности той или иной характеристики своего состояния.
2. Методика(шкала) самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина.
Тест, разработанный Ч.Д.Спилбергом (США) и адаптированный Ю.Л. Ханиным. Предлагаемый тест являетсянадежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент(реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивойхарактеристики человека). Личностная тревожность характеризует устойчивуюсклонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируясостоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением,беспокойством, нервозностью.
Объект исследования:женщины с гинекологическим заболеваниями, требующими оперативного вмешательствапутем лапароскопических операций в количестве 10 человек в возрасте 25 – 40 лети вторая группа требующими оперативного вмешательства путем лапаротомныхопераций в количестве 10 человек в возрасте 35 – 50 лет.
Предметом исследованияявлялись такие эмоциональные состояния:
— личностная тревожность;
— ситуативнаятревожность;
— депрессия;
— самочувствие;
— активность;
— настроение.
2.2 Результаты ианализ исследования
Экспериментальноеисследование проводилось на базе ГЛПУ Кировского перинатального центра в 1-омгинекологическом отделении, специализирующемся на гинекологических операцияхпроводимых как лапаротомным, так и лапароскопическим методами. Объектом дляисследования были выбраны две группы пациентов в возрасте 25-40 лет и 35-50лет, которым необходима операция по таким диагнозам: миома матки, кистаяичника. Тестирование проводилось до проведения операции.
Экспериментальноеисследование началось с изучения депрессии по методике дифференциальнойдиагностики депрессивных состояний Зунге. Сводные результаты представлены вприложении 5-7, таблицах 1, 2, рис.1
Таблица 1 — Результатыисследования депрессии у женщин с диагнозом миома матки с лапаротомным видомдоступа оперативного вмешательстваУровни депрессии Количество человек Процентное распределение Среднее значение Без депрессии 2 20% 52,1 Легкая депрессия 7 80% Субдепрессивное состояние (маскированная депрессия) Истинное депрессивное состояние
Из результатов таблицы 1видно, что в выборке преобладает уровень легкой депрессии (80%), т.е.отмечается выраженная эмоциональная реакция на предстоящую операцию.Субдепрессивного и истинно депрессивного состояния не наблюдается.
Таблица 2 — Результатыисследования депрессии у женщин с диагнозом киста яичника с лапароскопическимвидом доступа оперативного вмешательстваУровни депрессии Количество человек Процентное распределение Среднее значение Без депрессии 4 40% 50,1 Легкая депрессия 6 60% Субдепрессивное состояние (маскированная депрессия) Истинное депрессивное состояние
Из результатов таблицы 2 следует,что в выборке преобладает уровень легкой депрессии (60%), т.е. выявленанезначительная эмоциональная реакция на предстоящую операцию. 40% пациентовкоторые не испытывают депрессивного состояния.
Сравним средние значенияуровня депрессии пациентов по видам доступа оперативного вмешательства.
/>
Рис. 1 — Сравнительныерезультаты средних значений уровня депрессии пациентов по видам доступаоперативного вмешательства
Из рис. 1 следует, что ввыборке исследуемых уровень легкой депрессии преобладает у пациенток слапаротомным хирургическим доступом оперативного вмешательства.
Экспериментальноеисследование было продолжено изучением самочувствия, активности, настроения пометодике САН. Сводные результаты представлены в приложении 8-13; в таблице 3-8;рис.2.
Таблица 3 — Результатыисследования самочувствия у женщин с диагнозом миома матки с лапаротомным видомдоступа оперативного вмешательстваУровни самочувствия Количество человек Процентное распределение Среднее значение Благоприятное состояние 4 40% 4,19 Не благоприятное состояние 6 60%
Из результатов таблицы 3видно, что в выборке преобладает не благоприятное состояние самочувствия (60%)у пациенток с лапаротомным видом доступа оперативного вмешательства.
Таблица 4 — Результатыисследования самочувствия пациенток с диагнозом киста яичника слапароскопическим видом доступа оперативного вмешательстваУровни самочувствия Количество человек Процентное распределение Среднее значение Благоприятное состояние 6 60% 4,24 Не благоприятное состояние 4 40%
Из результатов таблицы 4видно, что в выборке преобладает благоприятное состояние самочувствия (60%) упациенток с лапароскопическим видом доступа оперативного вмешательства.
Таблица 5 — Результатыисследования активности у женщин с диагнозом миома матки с лапаротомным видомдоступа оперативного вмешательстваУровни активности Количество человек Процентное распределение Среднее значение Благоприятное состояние 5 50% 4,18 Не благоприятное состояние 5 50%
Из результатов таблицы 5видно, что в выборке равномерно распределены благоприятное и не благоприятноесостояния активности пациенток (по 50%) с лапаротомным видом доступаоперативного вмешательства.
Таблица 6 — Результатыисследования активности пациенток с диагнозом киста яичника с лапароскопическимвидом доступа оперативного вмешательстваУровни активности Количество человек Процентное распределение Среднее значение Благоприятное состояние 6 60% 4,57 Не благоприятное состояние 4 40%
Из результатов таблицы 6видно, что в выборке преобладает благоприятное состояние самочувствие (60%) упациенток с лапароскопическим видом доступа оперативного вмешательства.
Таблица 7 — Результатыисследования настроения пациенток с диагнозом миома матки с лапаротомным видомдоступа оперативного вмешательстваУровни настроения Количество человек Процентное распределение Среднее значение Благоприятное состояние 5 50% 4,23 Не благоприятное состояние 5 50%
Из результатов таблицы 7видно, что в выборке нет преобладания не благоприятного состояние настроенияпациенток над благоприятным состоянием пациенток с лапаротомным видом доступаоперативного вмешательства.
Таблица 8 — Результатыисследования настроения пациенток с диагнозом киста яичника с лапароскопическимвидом доступа оперативного вмешательстваУровни настроения Количество человек Процентное распределение Среднее значение Благоприятное состояние 6 60% 4,49 Не благоприятное состояние 4 40%
Из результатов таблицы 8видно, что в выборке преобладает благоприятное состояние самочувствие (60%) упациенток с лапароскопическим видом доступа оперативного вмешательства.
Сравним средние значенияуровня самочувствия, активности, настроения пациентов по видам доступаоперативного вмешательства.
/>
Рис. 2 — Сравнительныерезультаты средних значений уровня самочувствия, активности, настроенияпациентов по видам доступа оперативного вмешательства
Из рисунка 2 следует, чтоуровень самочувствия, активности, настроения ниже у пациенток с лапаротомнымдоступом оперативного вмешательства.
Исследование продолженоизучением уровня реактивной тревожности по методике самооценки уровнятревожности Ч.Д.Спилберга, Ю.Л.Ханина.
Сводные результатыпредставлены в приложении 14-17, таблицах 9, 10, рис. 3.
Таблица 9 — Результатыисследования уровня реактивной тревожности пациенток с диагнозом миома матки слапаротомным видом доступа оперативного вмешательстваУровни тревожности Количество человек Процентное распределение Среднее значение Низкая тревожность 0% 47,4 Умеренная тревожность 6 60% Высокая тревожность 4 40%
Из результатов таблицы 9видно, что в выборке, у пациенток с лапаротомным видом доступа оперативноговмешательства, преобладает умеренная тревожность (60%) и присутствует высокийуровень тревожности (40%).
Таблица 10 — Результатыисследования уровня реактивной тревожности пациенток с диагнозом киста яичника слапароскопическим видом доступа оперативного вмешательстваУровни тревожности Количество человек Процентное распределение Среднее значение Низкая тревожность 0% 31,4 Умеренная тревожность 9 90% Высокая тревожность 1 10%
Из результатов (таблица10) следует, что в выборке, у пациенток с лапароскопическим видом доступаоперативного вмешательства умеренная тревожность (90%) преобладает над высокимуровнем тревожности (10%).
Сравним средние значенияуровня реактивной тревожности пациентов по видам доступа оперативноговмешательства.
/>
Рис. 3 — Сравнительныерезультаты средних значений уровня реактивной тревожности пациентов по видамдоступа оперативного вмешательства
Из рис. 3 видно, чтореактивная тревожность выше при лапаротомном виде хирургического вмешательства.
Исследование продолженоизучением уровня личностной тревожности по методике самооценки уровня тревожностиЧ.Д.Спилберга, Ю.Л.Ханина.
Сводные результатыпредставлены в приложении 4, в таблицах 11, 12, рис. 4.
Таблица 11 — Результатыисследования уровня личностной тревожности пациенток с диагнозом миома матки слапаротомным видом доступа оперативного вмешательстваУровни тревожности Количество человек Процентное распределение Среднее значение Низкая тревожность 0% 49,2 Умеренная тревожность 4 40% Высокая тревожность 6 60%
Из результатов таблицы 11видно, что в выборке, у пациенток с лапаротомным видом доступа оперативноговмешательства, высокий уровень тревожности (60%) преобладает над умеренным(40%) уровнем тревожности и отсутствует низкий уровень личностной тревожности.
Таблица 12 — Результатыисследования уровня личностной тревожности пациенток с диагнозом киста яичника слапароскопическим видом доступа оперативного вмешательстваУровни тревожности Количество человек Процентное распределение Среднее значение Низкая тревожность 1 10% 40,6 Умеренная тревожность 7 70% Высокая тревожность 2 20%
Результаты таблицы 12 показывают,что в выборке у пациенток с лапароскопическим видом доступа хирургическоговмешательства, преобладает умеренный уровень личностной тревожности (70%), также присутствуют низкий уровень (10%), что не выявилось при предыдущем опросе ивысокий уровень(20%), но реже.
Сравним средние значенияуровня личностной тревожности пациентов по видам доступа оперативноговмешательства.
/>
Рис. 4 — Сравнительныерезультаты средних значений уровня личностной тревожности пациентов по видамдоступа оперативного вмешательства
Из рис. 4 следует, чтоличностная тревожность преобладает при лапаротомном виде хирургическоговмешательства.
Нами предложенырекомендации женщинам с гинекологическими заболеваниями, требующимиоперативного вмешательства по стабилизации эмоциональных состояний. В основуположены рекомендации разработанные в 1932 году немецким психиатром И. Шультцем(1966) и названные «аутогенной тренировкой». В настоящее время появилось многоее модификаций (Алексеев, 1978; Вяткин, 1981; Горбунов, 1976; Марищук, Хвойнов,1969; Черникова, Дашкевич, 1968, 1971, и др.).
А.В. Алексеевым созданановая методика, названная «психорегулирующей тренировкой», которая отаутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущениятяжести» в различных частях тела, а также тем, что в ней есть не толькоуспокаивающая, но и возбуждающая часть. В нее включены некоторые элементы из методикЭ. Джекобсона и Л. Персиваля. Психологической основой этого метода являетсябесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных срасслаблением скелетных мышц.
Переключение связано снаправленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательнойкниги, просмотр фильма и т.п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности.Как пишут А.Ц. Пуни и Ф.А. Гребаус, переключение внимания с мучительныхраздумий на деловую сторону даже предстоящей деятельности, осмысление трудностейчерез их анализ, уточнение инструкций и заданий, мысленное повторениепредстоящих действий, сосредоточение внимания на технических деталях задания,тактических приемах, а не на значимости результата, дает лучший эффект, чемотвлечение от предстоящей деятельности.
Рекомендации представленыв приложении 18,19.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из важныхпсихологических проблем является проблемы реакции личности на болезнь. От того,как больной относится к своему заболеванию, зависит общий успех лечения.
1. Анализ современногосостояния проблемы на основании изучения психологической медицинской литературыпо проблеме эмоциональных состояний и тревожности у больных с гинекологическимизаболеваниями, видов гинекологических заболеваний и операций позволилпредположить, что особенности личностного реагирования больного на операциюнаиболее ярко представлены в эмоциональной сфере. Что отношение к своей болезнизависит от эмоционального состояния больного, на которое влияет вид доступахирургического вмешательства.
2. Проведеноэкспериментальное изучение тревожных состояний женщин, которым необходимоабдоминальное оперативное лечение гинекологических заболеваний в зависимости отвидов хирургического доступа. Из эксперимента следует:
· уровень легкойдепрессии, преобладает у пациенток с лапаротомным хирургическим доступомоперативного вмешательства;
· уровеньсамочувствия, активности, настроения ниже у пациенток с лапаротомным доступомоперативного вмешательства;
· личностная иситуативная тревожность преобладает при лапаротомном виде доступахирургического вмешательства.
Таким образом, цельработы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Библиографическийсписок
1. Социальная психология. Словарь. подобщей ред. Петровского А.В., редактор-составитель Карпенко Л.А., под ред.Венгер А.Л., издательство ПЕР СЭ, Москва, 2005.
2. Степанов С. Популярнаяпсихологическая энциклопедия, Эксмо, Москва, 2005.
3. Клиническая психология. Словарь. Подред. Творогова Н.Д., ПЕР СЭ, Москва, 2007.
4. Психиатрия и наркология: Учебноепособие для студентов высших медицинских учебных заведений / В.Д. Менделевич,С.Я. Казанцев, Е.Г. Менделевич, Р.Г. Садыкова; под ред. проф. В.Д. Менделевича– М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.
5. Вишнякова А.М. / Новые внедрения вгинекологии / «Сестринское дело». ООО издательский дом «Медицинский вестник»Москва №11 – 2004, с. 32-34.
6. Абрамова Г.С., Юдчес Ю.А. «Психологияв медицине» [Текст] / Учебное пособие М.; Издательство «Кафедра – М», 1998 –272 с.
7. Вилюнас В.К. Основные проблемыпсихологической теории эмоций. – М.: Педагогика, 1988.
8. Ищенко А.И. / «Новые технологиималоинвазивная хирургия в гинекологии». М. ГЭОТАР – МЕД, 2004 – 136 с.
9. Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс ипсихосоматические заболевания.
/ Психология. Учебник под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект,1999, с. 442-453.
10. Творогова Н.Д. / «Страх итревожность» [Текст], Психология, Лекции для студентов медицинских ВУЗов. М.:Педагогика – Пресс, 1998 – 380 с.
11. Клинические лекции по акушерству игинекологии, М: Медицина, 2004 – 624 с.
12. Абульханова-Славская К.А.Деятельность и психология личности. М, 1980. С. 143.
13. Хохликов В.И. / «Энциклопедияпсихических тестов. Личность, мотивация, потребность», М: ТЕРРА», Книжный клуб1999 – 400 с.
14. Косарева Н.П. / Сестринское дело вгинекологии «Медицинская сестра», Медицина, Москва №5, 2007 – с. 21-23.
15. Кулакова Н.Н. / СтандартыСестринского Дела «Медицинская сестра», Москва №2, 2004 – с13-14.
16. Мэй Р. Краткое изложение и синтезтеорий тревожности // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001, 215 – 223 с.
17. Психологический словарь / Под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006, 479 с.
18. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные иметодологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. –М.: Физкультура и спорт, 1983, 12 – 24 с.
19. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2006, 528 с.
20. Сидоров К.Р. «Триада риска» и еесвязь с состоянием психосоматического здоровья в юности // Психологическийжурнал, 2006, Т.27, №6, с. 81-89.
21. Рейковский Я. Экспериментальнаяпсихология эмоций. – М.: Прогресс, 1979, 392 с.
22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.– СПб.: Питер, 2007, 607 с.
23. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическаяадаптация человека. – Л.: Наука, 1988, 270 с.
24. Ольшанникова А.Е. К психологическойдиагностике эмоциональности. /Проблемы общей, возрастной, педагогическойпсихологии. — М.: Педагогика, 1988, с.246-262.
25. Прихожан А.М. Анализ причин тревожностив общении со сверстниками у подростков: Автореферат, М., МГУ, 1977.
26. Изард К.Э. Психология эмоций. Пер. сангл. – СПб.: Питер, 2000, 464 с.
27. Овчинникова О.В., Пунг Э.Ю. Эксперементальноеисследование эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена. //Психологические исследования. — М., 1985, № 4, с.112-119.
28. Многотомное руководство по акушерствуи гинекологии. Т. 1. — М., Медгиз, 1961 — с. 11-112.
29. Дикке Г.Б.,Евтушенко И.Д. Исторические и современные аспекты учения о миоме матки // Сибирскиймед.журн. – 2002.-Т.17, №4. – С.5-7.
30. Савицкий Г.А.,Савицкий А.Г. Миома матки (проблемы патогенеза и патогенетической терапии). –СПб.: ЭЛБИ, 2000. –235 с.
31. Дикке Г.Б.,Евтушенко И.Д. Исторические и современные аспекты учения о миоме матки // Сибирскиймед. журн. – 2002.-Т.17, №4. – С.5-7.
32. Серов В.П.,Прилепская В.Н., Жаров Е.В и др. Практическое руководство по гинекологическойэндокринологии. – М.: РУСФАРММАМЕД, 1995. 426 с.
33. Эндоскопия вгинекологии. Под редакцией академика РАМН, д.м.н., профессора В.И. Кулакова,член-кор. РАМН, Д.м.н., профессора Л.В. Адамян – 1999 – с. 623.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методикадифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге
Опросник разработан длядифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких кдепрессии, для скрининг- диагностики при массовых исследованиях и в целяхпредварительной, доврачебной диагностики.
Полное тестирование собработкой занимает 20-30 мин.
Испытуемый отмечаетответы на бланке.
Уровень депрессии (УД)рассчитывается по формуле:
— где пр — суммазачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;
— сумма цифр «обратных»,зачеркнутым, высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20.
Например: у высказывания№ 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнутответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 — ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 — ставим в суммуодин балл и т. д.
В результате получаем УД,который колеблется от 20 до 80 баллов.
Если УД не более 50баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 баллов иМенее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротическогогенеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивноесостояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояниедиагностируется при УД более чем 70 баллов.
Бланк для ответов пометодике дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге