Введение
Психологи заметили, чтошкольное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений)всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторыйоптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее.Здесь тревога — фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальныхспособностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел,человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется отдеятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и такизматывается, что «проваливается» в других ситуациях. И все этоусиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.
И родителям и учителям хорошо известно, скольмучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора — основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности,выбора жизненного пути, овладевания социальными нормами и правилами. Если желейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе,то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такогочеловека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение сосверстниками и учителями — не в радость, а в тягость… Да и интеллектуальноеразвитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, несочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления,любознательности. Ведь творческий человек — это человек свободный, рискующий.Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идтисвоим путем, покушается на общепринятое. Тревожные же люди — рабы давнопринятых зачастую устаревших, но зато многократно проверенных жизнью вариантов.
Бросается в глаза существование целого ряда зловещихтерминов для обозначения эмоциональных нарушений ребенка-школьника: школьнаядезадаптация, школьный невроз, страх школы и т.д. Зачастую школа лишь выявляет,как лакмусовая бумажка, особенности ребенка, сформированные в семье. Тем неменее нельзя не признать, что характер обучения в том виде, в каком оно имеетместо во многих школах, содержит целый «букет» факторов, способныхвызвать, развить и углубить тревогу у учащегося.
Школа могла бы (а по-хорошему и должна бы)«расколдовать» тревожного ребенка, вывести его из плена страхов.Учитель, который, как режиссер, направляет ход событий в классе, может и долженстать «психотерапевтом» для тревожного ребенка. Ведь у него в рукахмножество средств: и оценка, которой можно не только карать и награждать, но и«лечить», и общественная жизнь коллектива, и работа на уроках, ивнеклассные дела…
Понятие отревоге и тревожности.
Тревога — одно из самых тягостных переживаний. Каждомузнакомо чувство неизвестно откуда надвигающей опасности, когда потеют ладони,сердце замирает, а неотвязное ощущение:«Надо что-то делать и срочно!»не дает усидеть на месте. Но что именно делать, чего опасаться, от чего бежать- мы не знаем.
Тревога — страх неизвестно чего. Немецкий философПауль Тилих писал, что тревога — реакция на угрозу небытия. Боязнь чего-то, неимеющего ни названия, ни четкого облика, но грозящего человеку потерей себя,утратой своего «я».
Тревогу определяют как «ощущение неконкретной,неопределенной, ненаправленной угрозы, неясное чувство опасности. Ожиданиенадвигающей опасности сочетается с чувством неизвестности: человек не осознает,откуда она может грозить. В отличии от эмоций страха, тревога не имеетопределенного источника. Можно сказать, что тревога -»страх неизвестночего”.
Объединяющим началом для страха и тревоги будетчувства беспокойства.
При остро возникающем чувстве беспокойства человектеряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным,дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд отсутствующий,выражение лица испуганное. Внутри все «опускается», холодеет, телостановится тяжелым, ноги ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает,«сосет под ложечкой», щемит в области сердца, ладони становятсявлажными, лицо бледнеет, и весь человек «обливается потом». Одновременноон совершает много лишних движений, переминается с ногу на ногу, поправляет безконца одежду или становится неподвижным и скованным. Перечисленные симптомыострого беспокойства говорят о перенапряжении психофизиологических функцийорганизма.
В состоянии беспокойства с преобладанием тревожностиотмечается двигательное возбуждение, непоследовательность в поступках, нередкочрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужнойдеятельностью. Характерна непереносимость ожиданий, которая выражается в видетрудно управляемого потока слов (логория). Типична многословность, излишняяобстоятельность в разъяснениях, беспрерывные звонки, что создает видимостьзанятости, ощущение нежности, устраняющая в ряде случаев страх одиночества.стремление все согласовать, предусмотреть направлено на предупреждение самойвозможности появления какой-либо неприятной ситуации. Новое отрицается, рискисключается, поведение приобретает консервативный характер, поскольку все новоевоспринимается как неизвестное. Подобное отношение способно вызвать присоответствующих условиях еще больше прилив тревоги.
Для состояния беспокойства с преобладанием боязнитипична медлительность, скованность и топтание на одном месте. Речьневыразительна, мышление инертное, на сердце «тяжесть», настроениевремени мрачное и подавленное. В отличие от депрессии нет тоски, апатии, идеисамоуничтожения, мысли о самоубийстве, сохраняется достаточная активность вдругих, не затронутых страхом сфер жизнедеятельности. Состояние боязни, т.о. имеетболее избирательный и динамичный характер.
Следовательно, тревожность напоминает в чем-топроявление холерического, а боязнь — флегматического темперамента. В рядеслучаев длительно действующий аффект тревоги и страха действительно способнызаострить крайние типы темперамента.
При состояниях хронического беспокойства и страхачеловек находится в напряженном ожидании, часто пугается, редко улыбается,всегда серьезен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишнеустает, ему свойственны приходящие головные боли и спазмы с различных участкахтела. Несмотря на усталость, не удается сразу заснуть, так как мешают всякогорода навязчивые мысли, догадки, предчувствия. Сон беспокойный, часто бываетсноговорение, шумное дыхание. Постоянно преследуют кошмарные сновидения, вкоторых человек воюет сам с собой, со своим неосознаваемым «Я».Характерны внезапные пробуждения, связанные с ясным сознанием, обдумываниебеспокоящих вопросов и нередко их решение. Отсутствует чувство сна, имеетсястремление как можно раньше проснуться, при этом проявляется спешка, страх неуспеть, и все начинается снова.
Общение становится избирательным, эмоциональнонеровным и, как правило, ограничивается старым кругом привязанностей.Затрудняются контакты с незнакомыми людьми, трудно начать разговор, легковозникает замешательство и торможение при внезапных вопросах. Особенно этозаметно при разговоре по телефону, когда невозможно сразу ответить, собраться смыслями и сказать самое главное.
Тревога в большей мере присуща людям с развитым чувствомсобственного достоинства, ответственности, долга и повышенно чувствительным ксвоему положению и признанию среди окружающих. В связи с этим тревога выступаети как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь и благополучиекак свое, так и близких.
Следовательно, если страх — аффективное(эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни иблагополучия человека, то тревога — это эмоционально заостренное ощущениепредстоящей угрозы.
Тревога в отличие от страха не всегда отрицательновоспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения,волнующего ожидания. Чувство беспокойства в зависимости от психическойструктуры человека, его жизненного опыта, взаимоотношений с окружающими можетприобрести значение как тревоги, так и страха. Человек, находящийся в состояниибезотчетного, неопределенного беспокойства, ощущает тревогу, а человек,боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх.
Термин «тревога» используется для описаниянеприятного по своей окраске эмоционального состояния или внутреннего условия,которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства,мрачных предчувствий, а с физиологической стороны — активитизации автономнойнервной системы. Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимаетопределенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально илипотенциально элементы опасности, угрозы или вреда. Состояние тревоги можетварьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса,которому подвергается индивид.
Термин «тревога» или, точнее,«тревожность» используется также для обозначения относительноустойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние. Вэтом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, илиличностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ееуровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивидавозникает состояние тревоги.
По мировой статистике, обычная «норма тревожности»- 15%, в России — 60-75%.
Из обширной литературы по тревоге ясно, что, покрайней мере, при измерении тревогу не следует считать однозначной поструктуре. Мак-Рейнолдо дал обзор 88 процедур измерения тревоги и заключил, чтобольшинство из них отражают одну или более трех попарно различаемых групппеременных тревоги: состояние тревоги и тревожность как черта; склонность ктревожности; общая и специфическая тревожность.
Тревога как состояние относится к аспекту«здесь и сейчас», а тревожность как черта — к абстракции,характерному, привычному или обычному уровню тревоги личности. Под склонностьюк тревоге понимается качество уязвимости, потенциальная готовность реагироватьили отвечать тревожным образом, по контрасту с «существующей»тревогой как таковой.
В отличие от тревоги как состояния тревожность какчерта личности присуща далеко не каждому. «Тревожный человек» — человек постоянно не уверенный в себе и своих решениях, все время ждетнеприятностей, эмоционально неустойчив, мнителен, недоверчив. Тревожность какчерта личности может стать предвестником развития невроза. Но, чтобы онасформировалась, человек должен накопить багаж неудачных, неадекватных способовпреодоления состояния тревоги. Именно для профилактики невротически-тревожноготипа развития личности необходимо помогать детям находить эффективные способы,с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью, другимипроявлениями эмоциональной неустойчивости.
Можно выделить две большие группы признаков тревоги.Первая — внутренние, соматические признаки (от греческого «сома» — тело), возникающие у человека под влиянием волнения, вторая — внешниеповеденческие реакции в ответ на тревожащую ситуацию. Сложность описания этихпроявлений заключается в том, что все они могут сопровождать не только тревогу,но и другие состояния и переживания, например отчаяние, гнев или даже радостноевозбуждение.
Внутренние признаки тревоги известны каждому изличного опыта. Учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту,ком в горле, ощущение тяжести или боль в голове, чувство жара, слабость вногах, дрожание рук, холод в области солнечного сплетения, боль в животе,холодные и влажные ладони, неожиданное и не к месту желание сходить в туалет,чувство собственной неловкости, неаккуратности, неуклюжести, зуд, покалывание,щекотание то там, то здесь и многое другое. Эти ощущения объясняют нам, почемуученик идя к доске, тщательно трет нос, одергивает костюм, почему мел дрожит вего руке и падает на пол, почему во время контрольной кто-то запускает всюпятерню в волосы, кто-то не может прокашляться, а кто-то настойчиво проситсявыйти. Нередко это раздражает взрослых, которые даже в таких естественных иневинных проявлениях подчас усматривают злой умысел.
Вряд ли нужно говорить, что перечисленные признакипочти никогда не встречаются в «полном наборе». Так, даже понятно,что каждый из них может в данном случае свидетельствовать не о тревоге, а очем-то совсем другом, например о простуде, повышенной температуре.
Если состояние тревоги повторяется, если ребенок ненаходит способа справится с собой, эти внутренние проявления могут перерасти всимптомы серьезных нарушений. Как образно заметил А.Моруа, ” перспективатрудного экзамена иной раз действует на школяра сильнее самого мощногослабительного. Тревога и страх — сами по себе болезни; наслаиваясь на другойнедуг, они утяжеляют его течение”.
Поведенческие признаки тревоги еще болееразнообразны, причудливы и неожиданны, чем соматические. Отвечая у доски,школьница теребит и мнет свой фартук и к концу учебного дня имеет вид, словноего жевал теленок. Иногда напряжение тревожного ожидания так велико, чточеловек невольно сам причиняет себе боль. Отсюда — изгрызенные ногти,исцарапанные руки, неожиданные удары, падения. Во избежание неприятностей ребенокпорой прибегает к вранью, фантазиям, становится рассеянным, забывчивым. Но чащетакое поведение отражает уже не саму тревогу, а тщетные попытки справится сней.
Как только тревога возникает, в душе ребенкавключается целый набор механизмов, которые «перерабатывают» этосостояние во что-то другое, пусть тоже неприятное, но не столь невыносимое. Этоможет до неузнаваемости изменить всю внешнюю и внутреннюю картину тревоги.Знать и понимать, каким образом ребенок борется со своей тревогой, в какие формыон ее преобразует, необходимо хотя бы для того, чтобы распознавать тревожностьв ситуациях, когда ее проявления существенно изменены.
Причинытревожности.
Причиной возникновения тревоги всегда являетсявнутренний конфликт,
противоречивость стремлений ребенка, когда одно егожелание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Противоречивоевнутреннее состояние ребенка может быть вызвано: противоречивыми требованиями кнему, исходящие из разных источников (или даже из одного источника: бывает, чтородители противоречат сами себе, то позволяя, то грубо запрещая одно и то же );неадекватными требованиями, несоответствующие возможностям и стремлениямребенка; негативными требованиями, которые ставят ребенка в униженное,зависимое положение. Во всех трех случаях возникает чувство «потериопоры»; утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающеммире.
В основе внутреннего конфликта ребенка может лежатьвнешний конфликт — между родителями, между семьей и школой, между сверстникамии взрослыми. Однако смешивать внутренний и внешний конфликты совершеннонедопустимо; противоречия в окружающей обстановке ребенка далеко не всегдастановятся его внутренними противоречиями. Совсем не каждый ребенок становитсятревожным, если его мать и бабушка недолюбливают друг друга и воспитывают егопо-разному. Лишь когда ребенок принимает близко к сердцу обе стороныконфликтующего мира, когда они становятся частью его эмоциональной жизни,создаются все условия для возникновения тревоги.
В душе ребенка конфликтуют не воспитательные системымамы и бабушки, а его собственное желание не огорчать маму, его же собственноестремление нравиться бабушке. Точно также не распад семьи сам по себе делаетребенка тревожным, а внутренняя несовместимость добрых чувств к обоим родственникам,ставшим друг другу врагами. Почему же сходные внешне конфликты у одних детейпроникают в глубь души, тогда как другие ребята остаются к ним равнодушными?Причин много, но главная — какие отношения для ребенка являются значимыми.Если ученику не дорого мнение учителя, он постарается избежать конфликта, нодушевных терзаний упреки педагога у него не вызовут. Другое дело, если резкуюоценку его поступков или способностей он получает от того, на чьи слова привыкон внутренне опираться, чьим именем дорожит.
Чем шире круг общения, тем больше ситуаций, которыемогут дать основание для тревоги. Но и другое неоспоримо: ребенок не можетполноценно жить и душевно развиваться, если его отношения с миром обеднены.
Когда, к примеру, единственной значимой фигурой дляребенка оказывается мать, то самые незначительные трения в их отношениях могутпревратиться в душевную трагедию. Не будем «бояться волков» — техвозможных противоречий, которые могут возникнуть между оберегающей заботойсемьи и нормами мужественности, ценимыми в мальчишеских компаниях. Надо все же«ходить в лес» — именно многообразие, переплетение значимых отношенийпозволяет ребенку разрешать противоречия то тут, то там возникающие в жизни.Конфликт не ведет к тревоге, когда есть множество точек опоры.
Но ведь избежать конфликтов ни кому не удается;значит ли это, что ребенок обречен на тревогу? Вовсе нет. Детей, заболевшихневрозами лишь оттого, что их испугала внезапно залаявшая собака, или расстроилнакричавший учитель, или вывела из себя скандальная ссора в семье, — такихдетей фактически не существует. По отношению к таким одноразовым стрессамребенок гораздо устойчивее, чем думают. Природа снабдила человека мощныммеханизмом забывания, который избавляет наше сознание от обязанностей неститяжелый груз неприятных воспоминаний.
Тревога проникает в душу ребенка, лишь когдаконфликт пронизывает всю его жизнь, препятствуя реализации его важнейшихпотребностей.
К этим важнейшим потребностям относятся: потребностьв физическом существовании (пище, воде, свободе от физической угрозы и т.д.);потребность в близости, в привязанности к человеку или к группе людей;потребность в независимости, в самостоятельности, в признании права насобственное «я»; потребность в самореализации, в раскрытии своихспособностей, своих скрытых сил, потребность в смысле жизни и цели.
Одной из самых частых причин тревожности являетсязавышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, неучитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности исклонности. Наиболее распространенная система воспитания — «ты должен бытьотличником». Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающихдетей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании сориентацией на отметки, а не на процесс познания. Бывает, что родителиориентируют на высокие, не доступные ему достижения в спорте, искусстве,навязывают ему (если это мальчик) образ настоящего мужчины, сильного смелого,ловкого, не знающего поражений, не соответствие которому ( а соответствоватьэтому образу невозможно) больно бьет по мальчишескому самолюбию. К этой жеобласти относится навязывание ребенку чуждых ему (но высоко ценимых родителями)интересов, например как туризм, плавание. Ни одно из этих занятий само по себе неплохо. Однако выбор хобби должен принадлежать самому ребенку. Принудительноеучастие ребенка в делах, которые не интересует школьника, ставит его в ситуациюнеизбежного неуспеха.
Стремясь выработать у ребенка такие качества какдобросовестность, послушание, аккуратность, учителя нередко усугубляют и безтого нелегкое положение ребенка, увеличивая пресс требований, невыполнениекоторых влечет для него внутреннее наказание. Без сомнения, добросовестноеотношение к делу необходимо, однако дело школьника (учение) — особое дело, вкотором процесс важнее результата и слабо с ним связан. Если рабочий трудитсяпрежде всего ради результата, например ради производства какой-либо детали, торебенок учится не для того, чтобы решить ту или иную задачу: она давно решена иответ помещен в конце задачника. Смысл учения — в самом процессе учения иразвития, ориентация на результат, а тем более на отметку как конечную цельвсех стараний школьника в сочетании с завышенными требованиями родителейспособствует перенапряжению его сил, извращают их направленность. От отметкичасто зависит отношение к ребенку значимых для него людей. Ребенок чувствует,что отношение к нему прямо пропорционально его успеваемости, и оценкистановятся средством достигнуть расположения родителей, учителей,одноклассников.
Сама интенсивность переживания тревоги, уровеньтревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьномвозрасте мальчики более тревожны, чем девочки. В девять-одиннадцать летинтенсивность переживаний у обоих полов выравнивается, а после двенадцати летобщий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколькоснижается, хотя именно среди мальчишек встречаются ребята с серьезныминарушениями в этой сфере.
Различаются девочки и мальчики тем, с какимиситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются.
Возраст человека отражает не только уровеньфизической зрелости, но и характер связей с окружающим миром, особенностипереживаний. Школьная пора — важнейший этап в жизни человека, в течениикоторого принципиально меняется его психологический облик. Меняется и характертревожных переживаний.
Ведущий страх в данном возрасте — страх «бытьне тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другимисловами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшегоокружения, будь это школа, среда сверстников или семья. Конкретными формамистраха быть «не тем» являются страхи не успеть, опоздать, сделать нето, не так, быть осужденным или наказанным. Эти страхи говорят о нарастающейсоциальной активности, об упрочнении чувства ответственности, долгаобязанности, т.е. обо всем том, что объединено в понятии «совесть»,которая является центральным психологическим образованием данного возраста, онивздрагивают, на лице у них испуг, дети теряют как бы самоконтроль, способностьдумать и говорить.
Последствиятревожных переживаний.
Состояние чистой или как говорят психологи,«свободно плавающей», тревоги крайне трудно перенести.Неопределенность, неясность источника угрозы делает поиск выхода из положенияочень трудным, сложным. Испытывая гнев, я могу бороться. Испытывая печаль, ямогу искать утешения. Но в состоянии тревоги я не могу ни защищаться, нибороться, потому что не знаю против чего бороться и защищаться.
Как только возникает тревога, в душе ребенкавключается целый ряд механизмов, которые «перерабатывают» этосостояние во что-то другое, пусть тоже неприятное, но не столь невыносимое.Такой ребенок может внешне производить впечатление спокойного и даже самоуверенного,но необходимо научиться распознавать тревожность и «под маской».
Внутренняя задача, которая стоит перед эмоциональнонеустойчивым ребенком: в море тревоги найти островок безопасности и постаратьсякак можно лучше его укрепить, закрыть со всех сторон от бушующих волнокружающего мира. На начальном этапе формируется чувство страха: ребенок боитсяоставаться в темноте, или опоздать в школу, или отвечать у доски. Страх — первая производная тревоги. Его преимущество — в том, что у него есть граница,а значит, и всегда остается какое-то свободное пространство вне этих границ.
Основныефакторы школьной тревожности.
Вступая на порог новой жизни, школьной жизни ребеноксталкивается с появлением нового страха. Существует даже термин «школьнаяфобия», что подразумевает навязчиво преследующих некоторых детей страхперед посещением школы. Но нередко речь идет не столько о страхе школы, сколькоо страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязанребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.
Иногда родители сами боятся школы и непроизвольновнушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняютвместо детей задания, а также излишне контролируют их.
Как правило, не испытывают страха перед посещениемшколы уверенные в себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиесясамостоятельно справится с проблемами обучения и наладить отношения сосверстниками. Другое дело, если речь идет о гипертрофированном уровнепритязаний, о детях, не приобрели до школы необходимого опыта общения сосверстниками, чрезмероно привязаны к матери и недостаточно уверены в себе. Вэтом случае они также боятся не оправдать ожидания родителей, испытываюттрудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учителем.
Помимо боязни идти в школу, нередко возникает страхопросов. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость,оконфузиться, быть осмеянным. Как правило, бояться отвечать на вопросытревожные, боязливые дети. Больше всего бояться отвечать у доски. Доска для них- это своего рода лобное место. Именно у доски в полной мере проявляетсябеззащитность некоторых детей, их незащищенность: на обращенный к ним вопросбоязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характернодля эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков иособенно для тех для них, кто перешел в другую школу, где уже произошло«распределение сил» внутри класса.
Интенсивность тревоги от первого до одиннадцатогокласса возрастает более чем в 2 раза. У младших подростков чаще вызываюттревогу ситуации оценки, проверки: ответ у доски, контрольная работа, публичноевыступление.
Чаще всего силой, смягчающей возникающие вокругребенка напряжения, оказывается семья. В семье ребенок, прежде всего, получаетпризнание своего человеческого «я», утверждается как личность,находит круг людей, с которыми может поделиться своими переживаниями и — что неменее важно — может не делится, если не считает нужным. Семья, не дающая этогоэмоционального фундамента, оставляет его незащищенным перед трудностями ипротиворечиями окружающего его большого мира. Тогда ему приходится искать такуюдушевную опору среди других взрослых.
Отсюда понятно сколь осторожно следует обращаться кпресловутому принципу «единства семьи и школы». Даже хорошийвоспитатель может перегнуть палку, в чем-то не учтя особенностей ребенка. И вэтой ситуации семья и школа не должны копировать действия друг друга, а гибкоих дополнять, чтобы в одной из сфер жизни ребенок мог получить то, что ему нехватает в другой. К сожалению, это крайне редко учитывают педагоги, которыехотят чтобы семья слепо воспроизводила школьные требования. Зачастуюобъединение семьи и школы выражается лишь в том, что родители перенимают,усваивают и даже развивают оценочный подход, согласно которому хороший ребенок- это тот, кто хорошо учится, ладит с родителями, приносит домой почетныеграмоты, благодарности и прочие свидетельства своей успешности. При этом семьяи школа выступают единым фронтом… против ребенка.
Чаще у учителей хороших не бывает скованных тревогойдетей: если тревожность появилась до школы, в школе она снижается, утрачиваетсвою остроту. Это оттого, что организация учебной деятельности у таких учителейисключает опору на чувство страха. Напротив они видят свою задачу в том, чтобывернуть уверенность в своих силах ребенку.
Однако подавляющее большинство ребят учатся в другихусловиях. Для многих в школьную пору не просто обостряются старые, нажитые всемье проблемы, но и к ним прибавляются новые, еще более тяжкие — и часто навсю жизнь.
Было бы несправедливо перекладывать всюответственность за эмоциональные проблемы учащихся только на плечи школы,забывая о семье. В жизни школьника эти два фактора неразрывно связаны. Идя вшколу ученик не может оставлять за порогом дома сундук с семейными традициями,с грузом переживаний, а уходя домой забывать в школьном гардеробе сумку ссобытиями дня, требованиями учителей, новыми конфликтами. Более того создаваясвой «я-образ», ребенок подобно пчеле, собирает дань информации осебе в семье и в школе, во дворе и секции, и вновь в школе и семье. Теплое,хорошее отношение в семье к ребенку может компенсировать отрицательныепереживания, связанные со школой. И наоборот, минусы воспитания могут бытьпогашены и чутким учителем, доброжелательным отношением одноклассников.
Это возможно когда семья и школа дополняют другдруга — во имя ребенка, создавая ему гармоничный, целостный мир. Но ксожалению, семья и школа объединяют свои усилия не для поддержки ребенка, адля порицания и наказания. Это создает у ученика чувство безвыходности: никтоне верит в него, все — против.
Нередко при неудачах детей в школе родители исходятиз «презумпции виновности»: не разбираясь, не вникая считают сынаили дочь виноватыми. Это приводит к снижении самооценки ребенка, а в результатевсе к новым и новым неудачам.
Часто тревожность усиливается под влияниемпереутомления. К сожалению, режим школьной жизни, структура учебного года самипо себе способствуют переутомлению, особенно физически ослабленных илиэмоционально неустойчивых детей. Психогигиенисты не раз подчеркивали, чтодеятельность учебной четверти не должна превышать шести недель, после которыхдетям необходим 7-10 -дневный отдых. Учеба в субботу малоэффективна. Ушкольников, получающих домашнее задание на понедельник, отличает от своих болеесчастливых ровесников, имеющих возможность полноценно отдохнуть в воскресенье,повышенная раздражительность, конфликтность, тревожность. И экзамены — сильнейший стресс для подавляющего большинства учащихся.
В разные годы наиболее значимым для школьниковоказывается отношение разных людей. Младшие школьники, особенно первоклассники,в первую очередь стремятся к симпатии учителей, ради этого они готовы учитсяотлично. Если же учитель ставит плохие оценки, значит, по мнению младшегошкольника, «он меня не любит».
Уровень тревожности младших школьников очень сильнозависит от того, насколько гармонично удается сочетать в своем сознаниитребования двух чрезвычайно значимых для них общностей, членами которых вдругоказываются одновременно: семьи (к ее требованиям уже давно привыкли) и школы(установленные ею требования не очень известны, но очень важны). Если семьявыпускает их «в свет», а школа принимает их такими, каковы они есть,то эмоциональных проблем не возникает.
Однако не всегда так происходит. Либо родители неотпускают ребенка от себя: на словах-то ратуют за учебу, но, по существу,«держат» его возле себя, поскольку без него не могут справиться сосвоими личными или супружескими проблемами. Либо школа не помогает ученикуприспособиться к новой жизни: учитель требует от него, чтобы он был как все,но, когда это ребенку не удается, противопоставляет его одноклассникам. В этомслучае у младшего школьника могут возникнуть серьезные эмоциональные нарушения.Это и есть школьный невроз. Проявляется он чаще всего в якобы беспричинныхзаболеваниях желудка, повышении температуры, головных болях и т.д.; или вбурных реакциях протеста против школы — скандалах, истериках, агрессии; илидаже в детской депрессии — подавленном настроении, слезливости, мыслях осмерти.
Острее всего реагируют дети с небогатым опытомотношений со сверстниками.
Еще одна важная причина повышения тревожностимладших школьников недостаточный уровень физиологической и интеллектуальной зрелости,который наблюдается у многих детей и в определенном смысле являетсязакономерным. Поступление в школу совпадает с возрастным кризисом, из которогоразные дети выходят в разное время и с разными приобретениями. Кто-то активен исообразителен, другой удручает медлительностью и тупоумием, третий раздражаетупрямством и агрессивностью. Со временем шероховатости сгладятся, способностидетей более или менее уравняются — если они не утратят веру в себя и непочувствуют отвращения к учебе и школе.
Однако всю эту пестроту индивидуальных вариаций вхарактерах, в возможностях детей не учитывают большинство учителей. Они ставятоценки ребятам, руководствуясь «нормой справедливости». Не ответил — «2», не слышал объяснения — замечание в дневник.
Тот, кто сегодня отстает при нивелировке оказываетсяв тупике, а тот, кто легко учится, на «отлично», может заболеть«звездной болезнью», что нередко заканчивается катастрофой — неспособностью переносить неудачи и бурной вспышкой тревожности в ответ напервый промах.
Иногда для ребенка значим лишь источникпредъявляемых ему высоких требований, но не их содержание, не ихнаправленность: он, например, старается учиться изо всех сил, чтобы не огорчатьбез конца маму, хотя самому отметки безразличны.
В других случаях сами эти завышенные требованияусваиваются ребенком, превращаются в его собственные требования к себе, которыедействуют даже при ослаблении внешнего давления. Однако в его сознании при этомобразуется противоречивый комплекс: на одном полюсе «должен», а надругом «а вдруг не смогу?» или отчаяние «наверняка несмогу!». Отсюда панический страх получить четверку у некоторых детей,воспитанных по принципу «учеба превыше всего». Когда этот страховладел ребенком, то заверения родителей, что «4» и «3» нетак уж страшны, не помогают. Ведь образ-я — отличник” становится частьюпредставлений школьника о себе…
Ценить ребенка исключительно по его достижениям (вшколе, в секции) — значит обречь его на постоянный внутренний конфликт. Никакиедостижения не являются абсолютными, всегда рядом может найтись другой, ктодостигнет большего. Отсюда зависть и вечное стремление сравнивать, «ктолучше — мой или сын Ивановых», — неизбежные спутники оценочного подхода кребенку.
Освобождение от тревожности возможно, если взрослыепоймут: любой ребенок — отличник или двоечник, подвижный или медлительный,атлет или рохля — заслуживает любви и уважения; ценность человека в нем самом,прежде всего в его моральных качествах, а не в наградах, оценках и другихусловных знаках благополучия.
Все еще встречаются семьи, в которых детей открытоунижают, бьют. Чаще всего такие ситуации бывают в семьях алкоголиков. Подобныеситуации ужасны, но тревожные дети выходят не из таких семей. В такой семьеребенок, скорее всего, окажется агрессивным, либо эмоционально отстранится отвзрослых и начнет искать дружбу, эмоциональную близость на стороне. И еслинайдет — то у него есть все шансы на нормальное развитие.
Тревогу у детей вызывает эмоциональное отторжениеименно от близкого человека. В нашем обществе гуманные установки по отношению кдетям признаются подавляющим большинством родителей. Однако глубоко ли ониосознанны и усвоены? Увы, подчас поверхностно.
Корень детской тревожности — не открытоепренебрежение интересам ребенка, а неустойчивая, неуверенная, а порой и простосамообманная любовь порождают в нем внутренний конфликт. Как же иначе — он тоблизок, то далек, то одарен всеми милостями, то отвергнут и наказан — и сам незнает за что. Суть тревоги — внутреннее противоречие детской души. Ребенокбуквально ощущает в себе противоположные силы: одна тянет его к родителям,другая — отталкивает. Он ощущает любовь (по крайней мере, видит ее признаки),но одновременно чувствует и постоянный страх потерять эту любовь. Он не верит вее надежно