Тревожность у детей

Министерство образования РФ Ростовский государственный педагогический университет Институт педагогики и психологии Кафедра педагогики и методик начального образования РЕФЕРАТ На тему ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ Выполнила Студентка II-го курса Группы В Бендрик Наталья Ивановна Ростов-на-Дону 2003г. ПЛАН I. Характеристика тревожности и страхов
1. Предметная тревожность 2. Безобъектные формы тревожности 3. Анализ тревожных состояний родителей 4. Анализ детских страхов III. Общий сравнительный анализ тревожных состояний IV. Проблема преодоления тревожности 1. Некоторые приемы коррекционной работы по преодолению тревожности 1 Характеристика тревожности и страхов Устойчивая тревожность и интенсивные постоянные страхи детей относятся
к числу наиболее частых поводов обращений родителей к школьному психологу или психологу детского сада. При этом в последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество таких обращений существенно увеличилось. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют и специальные экспериментальные исследования. По данным многолетних исследований, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом, количество тревожных людей вне зависимости от половозрастных, региональных и других характеристик обычно бывает
близко к 15. Изменилось, если так можно выразиться, и качество тревожности. В настоящее время значительно возросла выраженность форм тревоги, имеющих глубинный характер, т.е. наиболее тяжелых и в наименьшей степени поддающихся преодолению. 1. Предметная тревожность Очень показательна в этом плане школьная тревожность. При анализе школьной тревожности можно увидеть не только боязнь санкций со стороны школы и учителя, восприятие педагога как угрожающей фигуры уступают место домашним неприятностям, но в значительном случае требования школы вызывают у ребенка резкий, даже агрессивный отпор. Это же подтверждается и возрастанием значений неблагополучия в общении со сверстниками и чувства собственной неполноценности. Ранее значение таких характеристик в возникновении тревожности школьников рассматривалось по отношению преимущественно к подростковому возрасту и традиционно связывалось с доминированием потребности
в общении и развитием самосознания. Возникает впечатление, что современные школьники в этом отношении как бы старше своих сверстников 90-х гг. Если ранее, например, в общении со сверстниками учащихся начальных классов больше волновало. Примут ли их играть, и отсутствие каких-либо престижных вещей одежды, игрушек, ручек, жвачки, то сейчас заметное место занимают высказывания типа Ему никто не подскажет, за просто так никто подсказывать не будет.
Высказывания относительно собственной несостоятельности также изменяются, перемещаясь из настоящего в будущее Ни на что не буду годиться, Не смогу заработать деньги и кормить семью и т.п. По сравнению с предшествующим десятилетием у младших школьников резко возросла боязнь физического насилия дети говорят о том, что боятся нападений со стороны одноклассников и более старших ребят, посторонних людей, о том, что их будут бить, издеваться, требовать денег, отбирать сладости, жвачку.
Конечно, в определенной степени можно сказать, что таким образом проявляется сильный страх, который носит разлитой характер, не ограничиваясь определенным типом ситуаций. Важно, однако, что даже в школе дети не чувствуют себя защищенными от насилия. Непосредственные источники школьных страхов претерпели, сравнительно с предшествующим периодом, существенные изменения. Причем не просто сама ситуация стала более угрожающей, если можно так сказать, более грубой, жесткой, связанной не столько со школьной жизнью, сколько с темными сторонами жизни вообще. Главное в том, что дети чувствуют себя сегодня незащищенными, как в психологическом, так и чисто физическом смысле. Возросло количество высказываний о боязни того, что родители будут очень огорчены, расстроятся, будут сильно переживать. Казалось бы, такая боязнь должна рассматриваться как положительная, свидетельствующая о развитии у детей сочувствия и большей ответственности за свои поступки.
Сложность, однако, в том, что чувство ответственности за переживания родителей может оказаться не по силам маленькому ребенку, он будет испытывать постоянное внутреннее напряжение и как следствие у него могут возникнуть и закрепиться устойчивая тревожность, сильные фантастические страхи. Это же подтверждается и в процессе практической работы с тревожными детьми. Именно своеобразная смена ролей детей и родителей, возникновение у детей чувства повышенной ответственности
за эмоциональное состояние родителей, то, что родители перестают восприниматься детьми как защитники все это, является источником повышенной напряженности, тревожности и частых интенсивных страхов. 2. Безобъектные формы тревожности До сих пор мы рассматривали проявления школьной тревожности, в той или иной степени привязанные к определенным объектам. Перейдем теперь к таким ответам, в которых ребенок выражает тревожность, но не может связать ее с чем-
либо. Известно, что именно безобъектные формы тревоги являются самыми опасными с точки зрения психического здоровья детей. Свидетельствуя о глубинных внутренних конфликтах, значительных личностных трудностях, они могут характеризовать преневротические и невротические состояния. Применительно к младшим школьникам, однако, часто возникает опасность принять за подобную особо тяжелую форму тревоги более мягкие формы тревоги, но сочетающиеся с недостаточным уровнем речевого развития, когда у ребенка просто не хватает языковых средств для выражения мыслей. Отметим, что недостаточное речевое развитие проявляется примерно в 40-50 случаев, во всех остальных речь должна идти именно о безобъектной тревожности. Сказанное не означает, конечно, что в случае недостаточного речевого развития нельзя говорить о тревожности, в том числе и объектной. Это, конечно, не так. Проблема в том, можно ли это считать наиболее тяжелой
формой тревожности. По отношению к таким детям требуется дополнительный анализ с помощью методических средств. Низкий уровень речевого развития, в частности, непонимание или недостаточное понимание многих слов. Употребляемых учителем и одноклассниками, невозможность выразить словами свою мысль часть могут быть достаточным поводом для тревожности младшего школьника. Поэтому такие дети нуждаются, прежде всего, в помощи школьного психолога, оказываемой вместе с педагогом
и логопедом. Опыт показывает, что такая работа достаточно эффективно помогает профилактике и преодолению тревожности и способствует общему психическому развитию ребенка. Однако помощи школьного психолога для преодоления глубинной, безобъектной тревожности часто бывает недостаточно. Здесь обычно требуется обратиться в специализированную психологическую консультацию, а в особо тяжелых случаях к психоневрологу. Связь увеличения количества тревожных детей младшего школьного
возраста с общественной ситуацией в стране очевидна. I. Анализ тревожных состояний родителей Проанализировав интенсивность и содержание страхов, тревог, опасений окружающих школьника взрослых, прежде всего, матерей, можно отметить, что 38 родителей оценивают свое состояние как постоянно раздраженное на грани срыва, сдерживаюсь изо всех сил. Еще около 24 как безрадостное, унылое. Лишь 17 оценили свое самочувствие как хорошее, активное, радостное и около 20 как уравновешенное, спокойное. Кроме того, 23 родителей часто испытывают страхи и опасения, причем значительной интенсивности. Конечно, эту самооценку нельзя отождествлять с реальными переживаниями, поскольку существуют надежные данные, полученные при сравнении самооценки тревожности с результатами ее объективных измерений, что взрослые люди склонны преувеличивать свою тревожность.
Но для нас важны именно самооценочные показатели тревожности, поскольку именно самооценка проявляется в общении взрослого с детьми, в жалобах, претензиях, требованиям к ним. В целом можно сказать, что даже со всеми поправками на субъективность самооценочных показателей можно свидетельствовать, что многие дети живут в атмосфере эмоционального неблагополучия, эмоциональной напряженности или, скажем осторожнее, достаточно часто оказываются в подобной атмосфере.
Если при этом учесть, что, как показывают многие исследования, проведенные у нас в стране и за рубежом, отношения в семье являются основным источником тревожности у дошкольников и младших школьников, а одним из распространенных страхов является боязнь огорчить, расстроить родителей, то становится ясным, что именно подобная атмосфера значимый фактор в возникновении тревожности у младших школьников. Дело не в том, что дети просто заражаются тревожностью взрослых хотя это тоже нередко происходит подобная
атмосфера препятствует переживанию чувства защищенности, надежности семейного окружения, что необходимо для нормального эмоционального самочувствия, да и в целом нормального развития ребенка. Такой вывод подтверждается при сравнении содержания страхов и опасений у детей и их родителей. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Содержание наиболее часто встречающихся страхов родителей таково 1. Боязнь, что с ребенком что-нибудь случиться болезнь, травма, насилие, несчастье, что-то неопределенное, но обязательно плохое 94. 2. Боязнь смерти ребенка 76. 3. Боязнь болезней, смертей, несчастий других близких людей родственников, друзей 72. 4. Боязнь своей несостоятельности как матери или отца Не смогу, не сумею дать ребенку то, что обязана дать, Не смогу подготовить его для этой ужасной жизни, Он уже понял, что его родители не на что в этой жизни
не годятся, что они не смогут обеспечить ему богатую жизнь 68. 5. Боязнь будущего, неуверенность в завтрашнем дне 68. 6. Боязнь отсутствия денег 62. 7. Боязнь каких-то катастроф, катаклизмов, войны, конца света и т.д. 54. 8. Боязнь оставить ребенка сиротой 45. 9. Боязнь одиночества 32. 10. Чувство постоянного, разлитого страха 23. II.1. Анализ детских страхов
У детей наиболее частыми страхами были 1. Боязнь, что с родителями, другими близкими что-нибудь случиться 92. 2. Боязнь смерти родителей и др. близких 78. 3. Боязнь доставить родителям неприятности, расстроить их 78. 4. Боязнь физического насилия 64. 5. Боязнь, что в семье не будет денег 64. 6. Боязнь конца света космических катастроф, НЛО, и т.п. Проснусь и ничего уже нет, Инопланетяне прилетят, и мы победить их не сможем 59. 7.
Боязнь физической травмы, несчастного случая 51. 8. Магические страхи плохие приметы, несчастливые дни, плохой гороскоп, Человек с черной энергией 51. 9. Фантастические страхи, страшные сны, боязнь темноты 46. 10. Разлитые неопределенные страхи, ощущение беспомощности, незащищенности Все будет плохо, страшно, никто не поможет 32. 11.
Медицинские страхи боязнь уколов, операций и др. 26. 12. Боязнь наказаний, замечаний со стороны взрослых 22. 13. Боязнь личной несостоятельности Не сумею постоять за себя, Покажусь маленьким и слабым, как козявочка какая-то 26. II.2. Общий сравнительный анализ тревожных состояний Сопоставив перечни страхов детей и их родителей, можно видеть значительное сходство на первый план выходят болезнь и смерть близких, а также так называемые дезинтеграционные страхи, боязнь глобальных катастроф. Что касается опасений относительно болезни и смерти, то, на первый взгляд, они представляются вечными и даже естественными. Еще Л.Н. Толстой писал, что рождение ребенка создает у матери особое поле уязвимости. Однако в нашем случае речь идет о частых страхах значительной интенсивности.
На это прямо указывает высказывания родителей Стоит ему задержаться после школы, я место себе не нахожу, рисую всякие ужасы, и так почти каждый день, В голове все время как дятел стучит упадет, разобьется, заболеет. Особо хочется остановиться на группе страхов, связанных с боязнью собственной несостоятельности и как родителей, и в более широком смысле. Они характерны именно для современного периода. В известной нам литературе подобные страхи не описаны, а в нашей собственной практике они стали встречаться
с начала 90-х гг. Все это вместе с боязнью будущего, неуверенностью в завтрашнем дне, боязнью катаклизмов, глобальных катастроф, нехватке денег почти с равной частотой такие страхи встречаются и у родителей, и у детей, по-видимому, и является формой выражения на семейном, микросоциальном уровне происходящих микросоциальных изменений. Именно в таком виде эти изменения часто предстают перед ребенком, создавая весьма неблагоприятный фон, прежде всего эмоциональный, для его психического развития.
Интересно отметить, что лишь 9 родителей говорили об опасениях, связанных с тем, что ребенок недостаточно способный и поэтому из него ничего не получится, хотя по литературным данным именно такие страхи родителей одна из наиболее распространенных причин тревожности младших школьников. Значительно чаще речь шла либо о том, что из-за отсутствия денег ребенок не сможет получить того, что ему должны дать родители образование, материальных благ, либо, еще чаще, о некоторой безымянной силе, своего рода стене, противостоящей ребенку, с которой родители не смогут помочь ему справиться Ему придется самому пробиваться, мы ему немногим сможем помочь. Важно, что страхи родителей, порождая аналогичные или ответные, зеркальные страхи детей, отрицательно влияют на чувство защищенности, разрушают его. Кроме того, они часто служат основанием для гиперопеки, отрицательные последствия которой для развития хорошо известны.
В целом можно сказать, что анализ содержания страхов показывает, что и у родителей, и у детей превалирует чувство нестабильности окружающего мира, угрозы, которая в любой момент может стать явью. Очевидно, что эти переживания младшему школьнику передаются преимущественно родителями. Оно аффективно насыщено гиперзаботой о его здоровье, благополучии, жизни. Далее тревожность развивается в соответствии с механизмом заколдованного психологического круга это
не может не отразится на психическом здоровье подрастающего поколения. Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п. выявленная высокая или очень высокая тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то на втором на коррекцию
самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации заколдованного психологического круга, когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, оказывается недостаточно. Приемы редукции тревожности, как представляется достаточно общие, вне зависимости от реальных ее причин. Хотелось бы также обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно говоря, чрезмерным спокойствием. Для школьного психолога они становятся важными тогда, когда отмечаются у учащихся с явным неблагополучием
в учении, общении, свидетельствуя о закрытости для опыта. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное благополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности,
отрицательно сказываясь на продуктивной деятельности. Работа с такими учащимися чрезвычайно сложная и требует особого такта. Заслуживает внимание указания на неправомерность попыток прямо открыть школьнику глаза, познакомив, например, с результатами того или иного теста, и на необходимость основной ориентации работы со школьником на повышение результативности его деятельности, объективной успешности.
V. Проблема преодоления тревожности Остановимся кратко на проблеме преодоления тревожности. Эта проблема по существу распадается на две проблема овладения тревожностью как состоянием, снятие его отрицательных последствий и устранение тревожности как относительно устойчивого личностного образования. Для преодоления тревожности как относительно устойчивого образования рекомендуется работа по расширению функциональных возможностей развитию внимания, обучение избирательности, умению отделять главное от второстепенного, приемам психогимнастики, которые наиболее эффективны в условиях групповой психокоррекции. В преодолении тревожности подростков значительное место уделяется развитию двигательных навыков, ловкости, культуре движений, умению держать себя и т.п. существенная роль отводится развитию правильных приемов самоанализа, формированию умения понимать себя и других. В преодолении тревожности детей в основном дошкольников, младших школьников и младших подростков основное
значение придается правильному отношению родителей к ребенку созданию в семье атмосферы эмоциональной защищенности, правильной тактики оценки ребенка родителями, их требований к нему, а также особенностям подхода к ребенку со стороны учителей, на необходимость перестройки самооценки ребенка, переформирование мотивационной иерархии и т.п. Обобщая, можно сказать, что работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях 1.
Обучение школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью 2. Расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п ведущих к повышению результативной деятельности, созданию запаса прочности 3. Перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации. Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли
выполнять свою часть коррекции. III.1. Некоторые приемы коррекционной работы по преодолению тревожности Перечислим некоторые приемы, апробированные в ходе коррекционной работы с учащимися, характеризующихся наличием тревожности как относительно устойчивого личностного образования. 1. Переинтерпритация симптомов тревожности. Часто школьников с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния Как только Б.С. начинает смотреть, кого вызвать, у меня пересыхает в горле, сердце колотится, и я же точно знаю, что опять провалюсь. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать признаки активации, их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше. Опыт показывает, что при определенной тренировке этот прием может помочь школьнику выбраться из чертова колеса заколдованного психологического круга.
2. Настройка на определенное эмоциональное состояние. Школьнику предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом, спокойное , расслабленное с другим, а уверенное, побеждающее с третьим и при сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз. 3. Приятное воспоминание.
Школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения. Представлять эту ситуацию. 4. Исполнение роли. В трудной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания например, любимого кино-героя, войти в эту роль и действовать как бы в его образе. 5. Контроль голоса и жестов. Школьнику объясняется, как по голосу и жестам можно определить
эмоциональное состояние человека, рассказывается, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние успокаивать, придавать уверенность. Указывается на необходимость тренировки перед зеркалом и зрителями например, при подготовке уроков. 6. Улыбка обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Школьнику дается ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняется значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения. 7. Дыхание. Рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 сек и т.п. 8. Мысленная тренировка ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживаниях, тщательно, детально
продумывается собственное поведение. 9. Репетиция психолог проигрывает со школьником ситуации, вызывающие у него тревогу например, школьник как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль строгого учителя, насмешливого одноклассника, детально отрабатывая способы действия учащегося. Полезным оказывается также, когда психолог, не предупреждая об этом заранее школьника, меняет тон разговора с ним становится нетерпеливым, прерывающим собеседника, недовольным слушателем.
10. Доведение до абсурда в процессе беседы с психологом, а также в некоторых других спокойных ситуациях школьнику предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась. 11. Переформулировка задачи. Известно, что одним из моментов, мешающим результативности деятельности тревожных людей, является то, что они сосредоточены не только на ее выполнении, но и в большой степени на своих достижениях и на том, как они выглядят со стороны.
В связи с этим необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя например, при ответе у доски Я должен рассказать о том-то вместо Я должен ответить во что бы то ни стало или Я должен получить 5. Необходимо также обучать школьника умению снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение победы или поражения. В этом плане эффективным оказывается такой прием, когда некоторые ситуации предлагается школьнику рассматривать, как своего рода тренировочные, в которых он может поучиться владеть собой для предстоящих более серьезных испытаний. 12. Эти и другие приемы заимствованы преимущественно из спортивной психологии и являются достаточно эффективными, прежде всего для учащихся, испытывающих так называемую открытую тревогу. Отметим также, что многие приемы используются нетревожными учащимися для овладения своим поведением
в особо трудных ситуациях. Как видно из перечисления, все эти приемы относятся в основном к первому уровню работы по преодолению тревожности овладению своим эмоциональным состоянием. Вместе с тем, поскольку многие из них направлены на снятие или минимизацию характерных для тревожных детей гипертрофии обратной связи и гипертрофии чувства Я, то эти приемы могут иметь и более глубокое значение в плане перестройки личностных особенностей.
Работа по овладению всеми этими приемами требует достаточно продолжительных длительных занятий с психологом, в процессе которых школьник сможет выбрать и закрепить наиболее подходящие для себя способы. Большое значение здесь, конечно, имеют отношения, складывающиеся у школьника с психологом. Когда между ними не возникает доверительных отношений, предъявление различных приемов часто не вызывает ничего, кроме негативных реакций школьник высмеивает эти приемы, называет их наивными, это определяется
тем, что тревожность во многом выполняет защитную функцию. Преодолеть эту защиту можно лишь в процессе создания соответствующих отношений между учащимся и психологом. Особенно важно это в работе со школьниками, тревожность которых проявляется как бы в скрытой форме. Часто такие учащиеся говорят, что они почти не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности Я всегда такой, отношения других людей. У этих учащихся необходимо развивать умение анализировать свои переживания и находить их причину, самоанализ. Для этого им предлагается сначала обсуждать переживания или поступки сверстников по схеме что произошло Что переживает и думает герой Какова причина Успешно или неуспешно он действовал в этой ситуации Что он должен делать Затем школьнику предлагается применить эту схему к себе, ведя разграфленный соответствующим образом дневник или записывая ответы на вопросы на магнитофон.
Часть этих записей обсуждалась в процессе беседы с психологом. Эта работа достаточно длительная и сложная, первоначально она вызывает значительное противодействие со стороны учащегося. Наибольшие трудности вызывает анализ причин ситуации и вопросы Что я должен делать Как действовать. Школьники как бы застревали на более простых для них вопросах. Требовались большие усилия для того, чтобы сформировать у них умение не только отвечать, но и задавать
самим себе такие вопросы. Важным этапом в работе с такими школьниками является выработка у них критериев собственного успеха. Оценка успеха у них часто затруднена, они сомневаются в ней, в связи с этим многие достаточно удачные ситуации оказывается обсудить вместе со школьником объективные показатели успеха в той или иной ситуации, как бы договориться с ним, какой результат считать успешным, и затем максимально развернуто записать эти критерии применительно к различным ситуациям, после чего в беседах постоянно
обращаться к этим критериям, побуждая его оценивать свои результаты. Опыт показывает, что наиболее эффективной мотивацией для таких учащихся является обучение самоанализу как средству, способствующему саморазвитию. В заключении отметим, что в настоящее время стоит задача разработки коррекционных программ по преодолению тревожности, учитывающих особенности различных видов тревожности и возраст школьников. ЛИТЕРАТУРА 1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М 1998г. 2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. Начальная школа, 1 1999. 3. Ковалева Л.М Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. Начальная школа, 1996г 7 4. Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения
у учащихся первых классов. Начальная школа, 1996г 7 5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии Собр. соч. в 6 т. М 1996г. Т.5 6. Ермоленко В.Д. Психологические особенности развития ценностных ориентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраста Автореф. дис. канд. психол. наук М 1984г. 7. Каган
В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации Вопросы психологии. 1994 – 4 8. Костикова М.Н. Психологические особенности готовности детей к школьному обучению Дисканд. психол. наук М 1980. 9. Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте. М 1996г.