«Три иконописца. Феофан Грек. Дионисий. Андрей Рублев» Цели урока

Тема урока«Три иконописца. Феофан Грек. Дионисий. Андрей Рублев»Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Феофана Грека, Дионисии, Андрея Рублева; показать влияние православной культуры на сознание русского человека XIV – XV вв.Оборудование урока: 1. 50 биографий мастеров русского искусства. Л.: Аврора, 1970. 2. В.Н. Лазарев, Феофан Грек и его школа. М.: 1961. 3. М.В. Алпатов. Андрей Рублев М. 1972. 4. Репродукции икон. Андрей Рублев «Троица», Феофан Грек «Троица», Дионисий «Богоматерь Одигитрия». 5. Карта. Русь в XIV – XV вв. Тип урока: урок-семинар.Ход урокаI. Вступительное слово учителя о развитии русской культуры в XIV – XV вв. и целях урока. В XIV – XV вв. обитатели раздробленных русских земель задумывались об обретении нового единства, о достижении независимости от Золотой Орды. Руси нужны были пророки, художники – мессии, способные заставить зрителя содрогнуться, вдохновить на борьбу, на подвиги и свершения. Я предлагаю вам познакомиться с творчеством Феофана Грека, Дионисия, Андрея Рублева.II. Творческие выступления учащихся по опережающим знаниям. 1. Феофан Грек. Именно так действовали на прихожан фрески новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Интересная историческая деталь: мастер – изограф работал над фресками по заказу боярина Василия Даниловича и по приглашении. самих жителей с Ильиной улицы. Частично фрески сохранились до наших пор. Все персонажи фресок – люди могучего духа, стойкого характера, страстные натуры. Время диктует вкусы… После им Новгорода Феофан работал в Москве, где имел собственную мастерскую. В летописях упоминаются произведения, написанные им за десять московских лет (до 1405 г.). Это росписи кремлевских храмов: церкви Рождества богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов. Из всех этих работ сохранился лишь иконостас Благовещенского собора, созданный Феофаном Греком совместно с Андреем Рублевым и старцем Прохором с Городца. Православный монах Феофан, родившийся в 1330-е гг., появился в русских землях, будучи сложившимся мастером, – в конце XIV в. К этому времени он уже прославился росписями сорока каменных церквей в Византии. Феофан покинул Византию, клонившуюся к упадку, но сохранившую духовные традиции, и очутился на Руси в трудное, переломное время. Феофан умер в 1415 г. Где он провел свои последние годы? Какими были его последующие работы? Это вопросы, еще требующие ответов. Исследователи их ищут. Предполагают, например, что Феофан работал как книжный ……………… 2. Дионисий. Полна загадок и история жизни другого великого изографа – Дионисия (ок. 1440 – после 1502). Дионисий умер (предположительно) до 1508 г., но создать успел работы грандиозные. Среди них – фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, иконы для успенского собора Московского Кремля, икона «Богоматерь Одигитрия» для Вознесенского монастыря, житийные иконы митрополитов Петра и Алексея, росписи храма Успения Богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре, куда мастер был приглашен игуменом Иосифом Волоцким. В Третьяковской галерее хранится замечательная икона работы Дионисия «Спас в Силах» На её оборот сохранилась резная надпись:»В лето 7008(1500) писан Деисус и празники и пророци Денисьева письмени». Древнерусские иконы – весьма важные исторические источники. Не являются исключением и рабаты Дионисия. Взглянем на икону «Митрополит Алексей», происходит она из Успенского собора Московского Кремля и предположительно создана в 80-е гг. XV в. Следуя совету своего друга и покровителя Иосифа Волоцкого изображать святых «ако живых и стоящих с ними», Дионисий создал хотя и идеализированный, но живой портрет конкретного, реально жившего человека. Двадцать житийных клейм, окружающих изображение митрополита, это рассказ о его жизни, о событиях XIV века. Здесь и беседа Алексия с Сергием Радонежским об основании Спасского монастыря в Москве, и благословение митрополитом ученика Сергия Андроника на игуменство: четыре клейма рассказывают о поездке Алексея в Орду, Дионисий создал и иллюстрированный рассказ о молении Алексия в Успенском соборе в Москве перед гробом митрополита Петра, изображал и почтит жанровые сцены: одно клеймо посвящено встрече митрополита с великим князем и боярами, другое – закладке гробницы Алексия в Чудовом монастыре. Летописец называет Дионисия «изящным и зело хитрым в Русской землё». Творчество Дионисия – ликующая светлая песнь в красках, прославляющая добро и красоту, – явилось выражением блестящего расцвета культуры и искусства. 3^ . Андрей Рубле