Трудовая миграция в РФ

Введение
В эпоху глобализации национальные экономики, по существу,вовлекаются в единый мировой воспроизводственный процесс. При этомфункционирование глобальной экономики во многом зависит от формированиямеждународного рынка труда (МРТ). МТМ традиционно выступает в качестве одногоиз важнейших механизмов развития МРТ. Она органично включается в контекстглобальных процессов, превращаясь в неотъемлемую часть современной системымирового хозяйства, характеризующую «социальное лицо глобализации». Именнопоэтому МТМ играет все возрастающую роль в развитии экономики как отдельныхстран, так и мирового хозяйства в целом.
Для сегодняшней России весьма актуален вопрос воздействия миграциина развитие. Страна подошла к пониманию насущной необходимости реформ вмиграционной политике, став практически одним из мировых лидеров по уровнюмиграции, и особенно нелегальной. На протяжении многих лет политические иэкономические кризисы не позволяли увидеть эту сложнейшую проблему, выступающуютеперь в качестве существенного дестабилизирующего фактора в экономической исоциально-политической сферах.
Ведь именно нелегальная миграция подпитывает «теневую экономику» ивоспроизводит многие другие, сопутствующие негативные процессы в обществе.Сегодня очень важно на основе исследования МТМ в контексте тенденций развитиямировой экономики, во взаимосвязи с другими процессами и явлениямиэкономической жизни общества; с учетом закономерностей ее системноговоздействия на развитие; а также исторического опыта России в данной областивыработать рекомендации по формированию миграционной политики, способствующеймаксимальной увязке миграции и экономического развития страны.
В настоящеевремя существует достаточно широкий круг научных трудов в данной области. Средиисследований российских и зарубежных авторов следует выделить работы В.Э. Бойкова,В.И. Бутова, О. Воробъевой, М. Вышегородцева, В. Ершова, В.Г. Игнатова,В. Ионцева, Е.С. Красинца, Э.Т. Рубинской, Г.П. Солодкова, Л. Тарлецкой,А. Ткаченко, И. Цапенко.
Различныеаспекты политических, социально-экономических и других факторов,обусловливающих развитие внешней трудовой миграции, нашли отражение в работах Н.А. Волгина,Е.Б. Бреевой, Ж.А. Зайончковской, Т.И. Заславской, А. Илларионова,А.Н. Каменского, Е.А. Костыри.
Современномусостоянию государственного регулирования внешней трудовой миграции большоевнимание уделяется в публикациях С.К. Болдыревой, Н.Г. Вишневского, Д.В. Колесова,В.А. Мельнянцева, В.И. Переведенцева, Л.Л. Рыбаковского, С. Рязанцева,О.С. Чудиновских.
Учитывая,что нарастающий процесс международной миграции начался относительно недавно, апонимание этого явления далеко не полно, представляется крайне необходимым датьобъективную оценку сложившейся ситуации в данной области.
Целью исследования является анализ современных процессов в сферемеждународной миграции рабочей силы и выработка предложений по дальнейшеймодернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.
Поставленнаяцель потребовала решения следующих задач:
1.  исследовать теоретические основы трудовой миграции;
2.  рассмотреть современные аспекты развития процессов миграциирабочей силы в мировом масштабе;
3.  выявить текущие тенденции направлений миграционных потоков трудовыхресурсов;
4.  проанализировать ситуацию в области реализации миграционнойполитики в России;
5.  сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованиюключевых положений миграционной политики.
Объектисследования – международная трудоваямиграция как форма мирового рынка труда.
Предметисследования – формирование механизмовуправления международной трудовой миграции в РФ.
Курсовая работа базируется намеждународных и российских нормативных правовых источниках, статистическойинформации об объемах, структуре и характере трудовой миграции в России и вмире, экспертных оценках масштабов и направлений трудовой миграции,многочисленных социологических исследованиях по названным проблемам, материалахФедеральной миграционной службы и др.
Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, списокиспользованной литературы.

1.Теоретические основы исследования трудовой миграции
1.1 Сущностьи понятие рынка труда
Рынок труда является органической составляющей любой рыночнойэкономики, выполняющей функции механизма распределения и перераспределенияобщественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видами формам деятельностипо критерию эффективности труда и производства в соответствии со структуройобщественных потребностей и форм собственности.
На нем предприниматели итрудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, поповоду трудоустройства, условий труда и заработной платы.
Сейчас рынок труда представляетсобой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутыйна данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами:предпринимателями, трудящимися и государством.
Рынок труда – совокупностьсоциально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и использованияработников в сфере общественного производства, обусловленная многообразием формсобственности, неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства[1]. Рынок труда наряду с рынком благ,рынком денег и рынком ценных бумаг входит в фундаментальные совокупныемакрорынки, которые изучаются учеными-экономистами в макроэкономике (экономикастраны, региона, группы стран).
Особенность рынка труда и егомеханизма: объектом купли-продажи на нем является право на использованиерабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.
В широком смысле рынок труда – системасоциально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов,призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочейсилы и эффективное использование труда.
Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для нормального его функционирования, под которым понимается положение, когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда. К ним относятся:
· регулирование спроса и предложениятруда; обеспечение встречи между продавцами рабочей силы и покупателями (работодателями)для заключения договоров в целях соединения рабочей силы со средствамипроизводства (капиталом);
· обеспечениеконкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями за наемрабочей силы;
· установлениеравновесной (доминирующей) цены;
· содействиеполной, но экономически эффективной занятости.
Отношения на рынке трударегулируются общественными и государственными институтами. Эти отношенияпротиворечивы в силу действия законов спроса и предложения. В процессе обменаустанавливается состояние их временного равновесия, которое выражаетсяопределенным уровнем занятости и оплатой труда.
Спрос на рабочую силу вусловиях свободной конкуренции формируется под влиянием двух основныхпоказателей: реальной заработной платы и стоимости предельного продукта труда(продукта труда, произведенного последним нанятым работником). Предложениетруда прямо зависит от уровня оплаты труда: чем выше зарплата, тем выше уровеньпредложения рабочей силы.
Рынок труда зачастую являетсясамым точным детектором социального положения населения той или иной страны. Возникновениерынка труда связано со становлением рыночных отношений и развитием капитализма.Именно свободный труд, когда работник может уволиться в любой момент и не«привязан» к предприятию как крестьянин в феодальную эпоху характеризуетпроцесс уничтожения феодализма и рождения капитализма.
Рынок труда – это только тетоварно-денежные отношения, которые связаны:
· во-первых, со спросом на рабочую силу, определяемым спросомна товар в обществе;
· во-вторых, связаны с использованием профессиональныхвостребованных способностей и их вознаграждением;
· в третьих, со временем использования рабочей силы.
Здесь объектом обмена выступаютфункционирующие способности к труду, или функционирующая рабочая сила. В этомзаключается сущность рынка труда. Она наиболее четко прослеживается в условиях,когда достигнута высокая производительность труда в обществе.
Рынок труда – этосоциально-экономическая категория, включающая в себя исторически сложившийсяспецифический общественный механизм, реализующий определенный комплекссоциально-трудовых отношений, способствующий установлению и соблюдению балансаинтересов между трудящимися, предпринимателями и государством. Таким механизмомявляется модель спроса и предложения рабочей силы (труда)[2].
В настоящее время мобильностьтрудовых ресурсов – один из важнейших параметров, при которых возможенэкономический рост в экономике вообще[3].Мобильность трудовых ресурсов характеризуется реальными возможностямиработников и их семей переехать в другие местности для выбора места проживания,где они могут иметь более выгодные предложения по найму. Таким образом,мобильность трудовых ресурсов способствует более высокой эффективности ипроизводительности в экономике.
Организационнойформой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциациипредпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой. Государство жевыступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора,финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функциязаключается в определении правил регулирования интересов партнеров ипротивостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, котораяслужит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, кудавключается и система социальной защиты, и система стимулирования развитияпроизводительных сил.
Механизм регулирования рынкатруда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных ипсихологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оноосуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро позанятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи вприобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающемуработать населению, целевые программы предприятий, предусматривающиепереподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства,проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составныечасти рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся вразном соотношении в зависимости от экономических и исторических условийразвития данной отрасли.
1.2Причины и виды миграций рабочей силы
Миграциярабочей силы – это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинамиэкономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этомграницы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграцияприводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или междугородом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняямиграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количестволюдей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и, уменьшая наколичество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты).
Можновыделить два основных вида международной миграции рабочей силы [4]:
1.  международная переселенческая миграция;
2.  международная трудовая миграция.
Историческипервоначально преобладала переселенческая миграция населения, т.е. такаямиграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США,Канады, Австралии и некоторых других стран. Она предполагала перемещениемигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.
При исследовании миграции условно выделяют три направлениядвижения населения: во-первых, миграцию рассматривают как многообразиепространственного перемещения людей независимо от его характера и целей;во-вторых, пространственные перемещения между населенными пунктами влекут засобой постоянную или временную смену места жительства и работы; в-третьих,процесс миграции населения ведет к территориальному перераспределению. Внастоящее время именно третий вид миграции, как правило, приводит к тому, чтожители из одного государства с достаточно высокой плотностью населенияперемещается на территорию другого государства, где плотность населения ниже исуществует избыток рабочих мест. Таким образом, любое территориальноеперемещение, совершенное между разными населенными пунктами либо государствами,вне зависимости от продолжительности, регулярности и целевой направленностипредставляет собой миграцию.
Термин «миграция» (от лат. migratio) означает перемещение илипереселение [5].Миграция представляет собой сложное общественное явление, которое отличаетсязначительными масштабами и разнообразием. Она представляет собой один из лучшихиндикаторов социально-экономического состояния общества.
Миграция рабочей силы – это перемещение трудоспособного населения,вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того,пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю ивнешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов междурегионами страны или между городом и селом, но численность населения страны приэтом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны,увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну, и,уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны.
Международная миграция рабочей силы – процесс перемещения трудовыхресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодныхусловиях, чем в стране происхождения, определяющихся соотношением спроса ипредложения на рынке труда. Как процесс представляет собой единство иммиграции,эмиграции, реэмиграции.
Международная миграция рабочей силы возникла многие столетия назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в уровне оплаты труда.
Под влиянием научно-технической революции и увеличением неравномерности в уровнях развития стран, увеличиваются масштабы миграции специалистов в развитые страны.
Участники современных миграционных процессов подразделяются наследующие категории: мигрант, эмигрант, иммигрант. К категории мигрантовотносятся лица, совершающие миграцию, т.е. переселение, как внутреннее, так ивнешнее. Эмигрантом считается человек, выезжающий на постоянное местожительства в другое государство, покинувший страну своего гражданства илипостоянного проживания.
К иммигрантам относятся граждане одного государства, поселяющиеся напостоянное или длительное время на территории другого государства. Всюмиграцию, как правило, делят на внутреннюю и внешнюю. Под внутренней миграциейподразумевают территориальные перемещения жителей внутри страны. Внешняямиграция предполагает прибытие и убытие граждан иностранных государств и лицбез гражданства.
В соответствии с классификацией Международной организации труда(МОТ) различают пять основных типов современной международной миграции [6]:
1. переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;
2. работающие по контракту, в котором четко оговорен срокпребывания в принимающей стране;
3. профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки,соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели истуденты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;
4. нелегальные иммигранты, в число которых включаются такжеиностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся тем не менеетрудовой деятельностью;
5. беженцы – лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-закакой-либо угрозы.
В мировой практике сложилась следующая классификация форм миграциирабочей силы (таблица 1.1.).
рынокмиграция трудовой международный
Табл. 1.1. Классификация форм миграции рабочей силы1.  По направлениям
·  миграция из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;
·  миграция между промышленно развитыми странами;
·  миграция между развивающимися странами;
·  миграция квалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;
·  миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны. 2.  По территориальному охвату
·  межконтинентальная;
·  внутриконтинентальная (между государствами; между макрорегионами). 3.  По времени
·  безвозвратная;
·  временная (краткосрочная, долгосрочная);
·  сезонная. 4.  По степени законности
·  легальная;
·  нелегальная. 5.  По мотивам
·  добровольная;
·  вынужденная;
·  принудительная.
Миграция населения воздействует на общественное развитие посредством осуществления своих функций. Функции – это те конкретные роли, которые играют миграции населения в жизнедеятельности общества. Естественно, что функции миграции выражают ее сущность, обусловливают свойства этого явления.
Функции миграции населения не однозначны. Одни из них независимы от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ, характер других определяется социально-экономическими условиями конкретных обществ. Первые – общие функции миграции, вторые – специфические функции той или иной общественно-экономической формации.
Первой функцией миграции является перераспределение населения, связанное с размещением производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, поскольку для перераспределения необходимо взаимодействие населения по крайней мере двух регионов.
Вторая функция миграции селективная. Суть ее в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграции более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц разных национальностей, а также коренных жителей того или иного района и недавно вселившихся туда из других местностей.
Миграция в различных социально-экономических условиях выполняет специфические присущие этим условиям функции, наиболее важными из которых являются экономическая и социальная. Экономическая функция миграции населения состоит в обеспечении соединения территориально распределенных средств производства с необходимой рабочей силой и их функционирования в процессе производства. Осуществление в полной мере этой задачи на основе реализации общих функций миграции: ускорительной, перераспределительной и селективной – приводит к обеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными и личностными факторами производства.
Социальная функция миграции – это стремление благодаря изменению места проживания более полно удовлетворить свои потребности. Она способствует повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся.
Процессы глобализации в сфере экономики, растущее перемещениекапитала, расширение экономических, торговых, финансовых связей между странами,бурно происходящая интернационализация производства сопровождаютсяуглубляющейся интеграцией национальных рынков труда, активизацией процессов всфере международной трудовой миграции [7].
Одна из распространенных точек зрения относительно расширения ипривлечения и использования иностранной рабочей силы сопровождается усилениемтрудностей в сфере занятости, главным образом в связи с ростом нелегальнойтрудовой иммиграции.
Другая версия теории делает упор на то, что активизация внешнейтрудовой миграции в Россию – это нормальное явление в условиях выздоравливающейэкономики, обеспечивающее большую сбалансированность на рынке труда.
Таким образом, на сегодняшний день все большее число странвовлекается в орбиту мировых миграций и участвует в международном обменетрудовыми ресурсами. Международная трудовая миграция стала неотъемлемой частьюсовременной системы мирового хозяйства, нормой существования большинствагосударств.
Причинымеждународной трудовой миграции делятся на экономические и неэкономические.Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровнеразвития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизнив страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляетсявследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или инуюпрофессиональную деятельность.
Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочейсилы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, преждевсего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции являетсявывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональныекорпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либодвижение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточныерегионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствуетсущественному развитию международной трудовой миграции.
К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономикеотносятся[8]:
·  различия в уровнях экономического развития стран и, как следствиеэтого, страновые различия в уровнях заработной платы, жизни, социальногообеспечения;
·  различия в уровне обеспеченности различных стран трудовымиресурсами;
·  несоответствие количественных и качественных характеристиктрудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;
·  состояние национального рынка труда.
К причинам неэкономического порядка относятся политические,национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие кмиграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер[9].
Одним из мотивов участия в международной трудовой миграции могутбыть поиски любой работы, чтобы только «не умереть с голода». Такая причинанаиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран снизким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеетместо в основном из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, излатиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в болееразвитые страны Западной Европы.
В промышленно развитых странах важным мотивом миграции становятсяпоиск конкретной работы в целях самовыражения, «социальный комфорт» в странеиммиграции, социально-культурные и психологические условия жизни и т.п.Экономические причины миграции здесь также присутствуют, но имеют иной смысл:например, высокий уровень подоходного налога в Швеции вызывает волну эмиграцииквалифицированной рабочей силы и работников умственного труда в другие развитыестраны.
В настоящее время практически все страны мира активно воздействуютна процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулированиенаправлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительныхпоследствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательныепоследствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.
1.3 Основныетенденции и проблемы тенденции трудовой миграции в современном мире
Возрастающая мобильность населения в эпоху глобализациизначительно повысила значение фактора миграции в мировой экономике и международныхотношениях. В современных условиях миграция порождает множество проблем,требующих согласования усилий практически всех государств и выработкиглобальных подходов к их решению. Заметная в последний период интенсификациямеждународного диалога по миграции отражает попытки усилить глобальный вектор вее регулировании и объединить усилия по противостоянию негативным тенденциям вразвитии миграционных процессов. Миграции населения, особенно трудовая, ролькоторой в мировом развитии неуклонно возрастает, становятся одним из основныхфакторов международной экономики. По данным МОМ в настоящее время в миренасчитывается около 150 миллионов иммигрантов, беженцев, легальных мигрантов инелегально работающих за границей, причем около половины их численности сосредотачиваетсяв Западной Европе.
Особенности современных мировых рынков труда состоят в следующем[10]:
· ростмасштабов международной трудовой миграции.
· разнонаправленность основных потоков миграции рабочей силы. Это миграция в развитыестраны из развивающихся стран; перекрестная трудовая миграция в рамках развитыхстран мира; трудовая миграция между развивающимися странами; миграция высококвалифицированныхкадров из развитых в развивающиеся страны. Миграция приобретаеттранснациональной характер. Она переносит экономические и политические проблемыиз одной страны в другую;
· ростдоли молодежи, женщин и детей в миграционном процессе. Так, доля молодежи вобщем числе мигрантов достигает 50% в Бельгии, Нидерландах. В других странахона также значительна и зачастую превышает долю молодежи среди коренногонаселения. Доля женщин в трудовой миграции в странах Западной Европысущественно выросла, что позволяет говорить о феминизации иммиграции;
· увеличениепродолжительности пребывания мигрантов в стране занятости. В Западной Европесредняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. В Германии.иммигрантов проживает больше 20 лет.;
· снижениестепени активности международной трудовой миграции с 80-х годов, что былосвязано с переходом к политике ограничения этого процесса и ухудшениемэкономической ситуации;
· миграцияученых, высококвалифицированных специалистов из различных регионов мира вразвитые страны, а также из этих стран в развивающиеся страны.
Международная миграция высококвалифицированных кадров получиланазвание «утечки мозгов».
Формы утечки мозгов различны[11]:
1)  непосредственная эмиграция – выезд на постоянное местожительство;
2)  выезд за рубеж на контрактной основе;
3)  наем на работу ученых и специалистов иностранными компаниями,совместными предприятиями с иностранным участием, находящимися на территориистраны–донора;
4)  полная аренда зарубежной фирмой научного центра, учреждениястраны–донора. В этом случае фундаментальные и прикладные исследованияосуществляются по программе зарубежной фирмы и в ее интересах.
Лидерство в конкуренции за преимущественное обладание интеллектомкак носителем и генератором современных научных знаний и высоких технологийпринадлежит США.
Исходя из всего выше сказанного в целом можно отметить следующиетенденции складывающиеся на мировом рынке труда:
· рынокмеждународной рабочей силы сужается из-за наплыва работников из стран ВосточнойЕвропы и республик бывшего СССР;
· повышениевходного барьера проникновения на международный рынок рабочей силы;
· усилениеконкуренции между продавцами рабочей силы;
· продолжаетсуществовать дискриминация мигрантов;
· активизируетсядеятельность профсоюзов, стремящихся отстоять интересы отечественной рабочейсилы.
Организация по Экономическому Сотрудничеству и Развитию(OECD) отметила в своем докладе следующие основные миграционные трендыпоследних лет:
1.  Рост количества беженцев и трудовых мигрантов, стремящихся впроцветающие страны, включая страны – кандидаты (Чехию, Венгрию, Польшу).
2.  Постепенное превращение стран Центральной и Восточной Европы изтранзитных в страны приема; введение ими пограничного режима с транзитнымистранами; введение зон свободной торговли (особенно в приграничных территориях,в частном секторе, что способствовало увеличению занятости иностранцев).
3.  Смена эмиграции на временную миграцию, увеличение миграционногообмена между странами Центральной Европы.
4.  Рост нелегальной миграции и борьба с ней. Основным направлениемборьбы с нелегальной миграцией является: сотрудничество со странами исхода. Онопредусматривает общий контроль границ (распространение информации междустранами о миграционной ситуации); связи с агентствами по рекрутменту трудовыхмигрантов; меры по интеграции мигрантов.
5.  Существенные послабления в возможностях трудоустройства взападноевропейских странах длястран – кандидатов.
По мнению экономистов из OECD использование иностраннойрабочей силы не оказывает влияния на безработицу среди коренного населенияпринимающих стран, так как трудовые мигранты занимают весьма специфические нишизанятости и не конкурируют на рынке труда с местными жителями.
Анализ миграционных процессов и миграционной политикизападноевропейских стран показывает, что до начала 70-х годов политика набора «гостевыхрабочих» на временной основе работала успешно. Требования рынка труда иполитика в отношении миграции соответствовали друг другу, что способствовалонормальному развитию экономики этих стран.
После нефтяного кризиса 70-х, несмотря на то, что все странызаморозили прием иностранных рабочих, в страны исхода вернулась толькополовина. Уже вразрез с политикой западноевропейских государств и требованиямиэкономики росла численность иностранцев за счет воссоединения семей (по даннымОЕСD 50% всех миграций в европейские страны идет по линии семейныхобстоятельств; кроме того, численность мигрантов растет и за счет более высокихпоказателей их фертильности)[12].Страны приема в течение 20 лет упорно старались не замечать возникновения истановления так называемых «новых меньшинств».
В 90-х годах, когда демографические процессы и требования рынкатруда вошли в противоречие с запретительной миграционной политикойзападноевропейских правительств, последняя стала пересматриваться в сторонуболее дифференцированного, избирательного подхода к разным категориям стран ивидам специальностей. Возросла роль «новых меньшинств»: государства быливынуждены признать, что закрывать глаза на проблемы иностранцев – не значитрешить их. Объективный процесс роста доли населения «новых меньшинств» со своеймиграционной сетью дает основание думать, что запретительные меры будут малоэффективны. Европа нуждается в рабочей силе, в основном неквалифицированной,сезонной, для специфичных отраслей, и рынок труда диктует свои правила.Поскольку легальная миграция более предпочтительна, чем нелегальная (даже сточки зрения получения налогов), страны Евросоюза в настоящее время находятся впроцессе мучительного поиска золотой середины между разрешительными иограничительными мерами миграционного контроля.
Международная миграция, однако, стала не только мощныминструментом перераспределения мировых трудовых ресурсов, но и сферой, котораягенерирует тенденции, осложняющие межгосударственные отношения и внутреннююситуацию во многих странах. Интенсивность людских потоков, пересекающихгосударственные границы, нарастает не только вследствие трудовой миграции, нотакже за счет вынужденного переселения, вызванного политической нестабильностьюи конфликтами.
Прогрессирующая нелегальная миграции способствует формированиюкриминальных сетей, занимающихся контрабандной транспортировкой людей иработорговлей. Уже сейчас, по самым скромным оценкам, численность нелегальныхмигрантов в развитых странах превышает 10 млн. человек[13]. Одновременно растут и масштабынарушений прав мигрантов (среди них – прежде всего детей и женщин), еще болееусиливающие напряженность миграционной ситуации. Неурегулированность многихвопросов, связанных с правовой защитой мигрантов, повышает уровень социальногонеравенства в трудовых отношениях, обеспечении доступа к услугам образования,здравоохранения и др. Международная миграция приводит к серьезному дисбалансучисленности населения между странами в отдельных регионах. Сфера миграции чуткореагирует на все катаклизмы и кризисы международной и общественной жизни.

2. Рыноктруда в РФ. Трудовая миграция населения в РФ: тенденции и проблемы
 
2.1 Анализ трудовой миграции в Российской Федерации
Рассматривая тенденции миграционных процессов в России, которые мынаблюдаем в настоящее время, отражающие неустойчивость и непредсказуемостьмногих сторон нашей жизни, обусловленных политическими, национальными,экономическими, социальными и другими факторами, необходимо разграничиватьтенденции, являющиеся результатом естественного хода развития общества,сформировавшиеся ранее и имеющие как положительные, так и отрицательные черты,и тенденции, носящие промежуточный, конъюнктурный характер, а также определитьновые тенденции, складывающиеся как адекватное отражение перехода к рыночнымотношениям, если они складываются, или же к интенсивному типу развитияэкономики, если они, рыночные отношения, еще незначительны.
Интеграция России в международный рынок труда означает усилившийсяза последние десятилетия международный трудовой обмен. Для России здесьсущественна трудовая миграция в дальнее зарубежье. Если въезд из ближнегозарубежья намного превышает выезд, то с дальним зарубежьем все наоборот.Эмиграцию из России можно условно разделить на следующие группы: этническая(евреи, немцы, греки, армяне) – на постоянное жительство; массовая трудовая –найти приемлемую работу или временно, или постоянно[14].
Изменение социально-экономических условий – кризис экономики,разрыв хозяйственных связей, сокращение производства, ухудшение жизненногоуровня значительных категорий населения, усилившаяся региональнаядифференциация уровня жизни – нашло отражение в структурных измененияхмиграционного потенциала и характере миграционных процессов. Важную роль дляформирования и развития миграционного потенциала стали играть следующиемоменты: высвобождение трудовых ресурсов в результате сокращения производства,и, как следствие, появление безработных, возвращение в Россию мигрантов изреспублик бывшего Союза.
Внутренниемиграции населения являются доминирующим компонентом в миграционных процессахрегионов страны, их объемы и направления оказывают заметное влияние наперераспределение численности населения субъектов Российской Федерации.Передвижения внутри страны, связанные со сменой места жительства, в общеммиграционном обороте в 2009 г. составляли 85%. На переселения из одногосубъекта Российской Федерации в другой приходится 45% внутрироссийских миграций[15].
/>
Рис. 2.1.Внутрироссийская миграция, 1998–2009 гг.
По даннымтекущего учета после Всероссийской переписи населения (за 2003–2009 гг.)во внутрироссийских миграциях участвовало почти 15 млн. человек или каждыйдесятый житель России.
В 2001–2008 гг.передвижения внутри страны практически стабилизировались на уровне 1,9 – 2 млн.человек. Однако в 2009 г. число мигрантов, сменивших место жительства в пределахстраны, сократилось по сравнению с 2008 г. на 227 тысяч человек, или на 12% и составило 1,7 млн. человек. В 2008 г. во внутренних миграциях участвовало на 63,6 тыс. человек (на 3,2%) меньше, чем в 2007 г. (в 2007 г. – на 62,3 тыс. человек или на 3,2% больше, чем в 2006 г.)[16] (рис. 2.1.).
Вовнутренних миграциях поток ориентирован с севера и востока в центр. В отличиеот прошлого межпереписного периода, когда привлекательными для жителей Россиибыли также юго-западные территории, в последние 8 лет положительныймиграционный прирост сложился в Северо-Западном федеральном округе. Два округаобразуют миграционные полюса – Центр, который стягивает население со всейтерритории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдает. В2003–2009 гг. на Центральный округ приходилось 86% населения,перераспределенного между округами. При этом практически весь положительныймиграционный прирост, получаемый округом во внутрироссийских миграциях,аккумулируют Москва и Московская область (93%)[17].
Сибирь иДальний Восток потеряли более 350 тыс. своих жителей, что составляет болееполовины (52%) перераспределенного между округами населения. Почти 70% общегосокращения численности населения Дальневосточного федерального округа и 40% – Сибирскогофедерального округа сложилось за счет миграционного обмена населением междуокругами.
Внешняямиграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота,однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России вцелом.
Научитываемые статистикой объемы международной миграции в большой степенисказываются изменения в законодательстве. В частности, резкое сокращение числаприбывших в 2001 г., по-видимому, объясняется введенными ограничениямиприема граждан стран СНГ. В последующие годы в статистический учет попадали всеграждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны ииностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство.
Такаяситуация привела к минимизации потоков учитываемых иммигрантов – в 2004 г. их численность была наименьшей за последние 50 лет. С начала 2007 г. в статистический учет попадают иностранные граждане и лица без гражданства, впервыеполучившие разрешение на временное проживание. В результате число иммигрантовувеличилось более, чем на 100 тыс. человек, или на 54%. При этом в 1,5 разавозросли как потоки из стран – участников СНГ (на 96,7 тыс. человек), так и изстран дальнего зарубежья (на 3,9 тыс. человек) (рис. 2.2.).
Среди всехиммигрантов в 2009 г. около 93% (261,5 тыс. человек) составляли бывшиежители стран-участников СНГ, из них почти половина – выходцы из Украины,Узбекистана и Казахстана (соответственно 45,9 тыс. человек, 42,5 тыс. и 38,8тыс. человек) (рис. 2.3.).
/>
Рис. 2.2.Международная миграция, 2000–2009 гг.

Наиболеепривлекательными для таких иммигрантов в 2009 г. стали Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Среди прибывших из-за пределов России на постоянное местожительства в регионы этих округов – 99% выходцы из стран – участников СНГ.
/>
Рис. 2.3.Удельный вес иммигрантов из стран-участников СНГ, 2010 гг., %
Северокавказскийи Южный федеральные округа наиболее привлекательны для иммигрантов из дальнегозарубежья, где их доля составляет соответственно 12,6% и 7,8%[18]. При этом следует учитывать, чтосущественный поток иммигрантов в эти федеральные округа составляют прибывшие изГрузии, которая в настоящее время не является членом Содружества НезависимыхГосударств (рис. 2.4.).
Учтеннаяэмиграция на протяжении двух десятилетий ежегодно уменьшается. При этом ееструктура по странам предполагаемого проживания существенно меняется. В начале1990-х годов число выбывших в страны – участники СНГ превышало число выбывших встраны дальнего зарубежья в 3–5 раз, в 2001–2005 гг. их численность былапрактически одинаковой, начиная с 2006 г. эмигрантов в страны СНГ в 2 раза больше, чем в другие зарубежные страны.
/>
Рис. 2.4. Число эмигрантов, 2000–2009 гг., тыс. чел.
Расширение использования иностранной рабочей силы в экономикеРоссии как результат включения страны в систему международного рынка трудаобусловлено целым рядом факторов.
С экономической точки зрения причины внешней трудовой миграции вРоссии можно свести к двум основным – межстрановым различиям в уровнях зарплатыи состоянии рынка труда. Здесь первым важным фактором трудовой иммиграции вРоссию является относительная привлекательность с точки зрения уровня жизни,возможности получения более высоких заработков. Вторым же важным фактором,определяющим приток трудовых мигрантов, выступает ситуация на рынке труда,устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющие возможностизанятости для иностранцев в формальном и неформальном секторах экономики.
2.2Государственное регулирование трудовой миграции
Основоймиграционной политики является регулирование трех фаз миграционного цикла,включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение народину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов[19]:
· обеспечение прав работников на свободу перемещения итрудоустройство;
· гарантии возвращения мигрантов на родину;
· обеспечение поступления в страну и эффективного использованиявалютных переводов трудящихся-мигрантов;
· содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников,профессии которых не пользуются спросом;
· ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребностикоторых в рабочей силе не удовлетворены;
· совершенствование внутреннего рынка труда посредством приемарепатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развитиянародного хозяйства;
· предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам.Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистскиемеры, призванные защитить интересы собственного населения и национальнуюэкономику.
Российское законодательство, регулирующее труд иностранныхработников-мигрантов состоит из:
• Конституция РФ 1993 г., статьи 2, 7, 15, 17, 27, 30, 34,37, 39, 40, 41, 43, 45, 46, 62
• Трудовой кодекс 2001 г. с изменениями, внесенныминесколькими Федеральными законами
• Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовомположении иностранных граждан в РФ»
• Федеральный закон от 19.04.1991 г. №1032–1 «О занятости населенияв РФ» (в ред. от 18.10.2007)
• Федеральный закон от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданствеРоссийской Федерации» (в ред. От 30.12.2008)
• Федеральный закон от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционномучете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
• Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г.№683 г. Москва Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранныхработников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющимидеятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации.
Принятием в2002–2003 гг. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и ФЗ «Огражданстве РФ», внесены чрезвычайно важные для бывших советских гражданпоправки в него. Но, главное, как мы уже отметили, была принята Концепциярегулирования миграционных процессов в РФ, что свидетельствовало о стремленииопределить и обозначить общие приоритеты миграционной политики, утвердитьпозицию государства в данной области и упорядочить ее нормативно-правовую базу.
Концепциярегулирования миграционных процессов представляет собой систему взглядов насодержание и основные направления деятельности органов государственной властиРФ в области управления миграционными процессами, включает в себяхарактеристику современной миграционной ситуации, цели, принципы и задачирегулирования миграционных процессов, основные направления деятельности и,конечно, механизм реализации.
Главнымицелями новой миграционной политики провозглашается обеспечение устойчивогосоциально-экономического и демографического развития страны, национальнойбезопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики втрудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны,использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достиженияблагополучия и процветания РФ[20].
В ряду ееосновных направлений указываются:
– обеспечение контроля за иммиграционными процессами в РФ;
– создание условий для интеграции вынужденных мигрантов;
– содействие привлечению иммигрантов на работу в РФ, исходя изнеобходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;
– обеспечение вхождения РФ в международный рынок труда ирегулирование экономической миграции;
– создание условий для добровольного возвращения в места прежнегопроживания российских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянногопроживания;
– поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками зарубежом;
– оптимизация внутренних миграционных процессов и содействиеэффективному использованию трудовых ресурсов;
– создание условий для сохранения и дальнейшего формированиянаселения в северных, восточных и приграничных регионах РФ;
– содействие добровольному переселению соотечественников изгосударств – участников СНГ и государств Балтии.
Как нампредставляется, миграционная политика должна стать сферой активногосотрудничества между всеми заинтересованными сторонами: странами происхождениямигрантов, странами их назначения и транзитными государствами. Эффективностьтакого сотрудничества непосредственно зависит от того, насколько будут поняты иучтены взаимные интересы. Нынешние острые вопросы, относящиеся к миграции,такие как Калининградский транзит, подчеркивают правильность этой идеи. Поле,на котором может развиваться сотрудничество между расширяющимся ЕвропейскимСоюзом и его восточными соседями, обширно и может охватывать различные аспекты –от технической помощи до линии на постепенное углубление интеграции в ЕС.
 
2.3Международно-правовые основы международной миграции рабочей силы
Международно-правовыедокументы, регулирующие процессы миграции рабочей силы между странами внутриинтеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер. Однако издесь имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. обобразовании Общего рынка (вступил в силу в 1968 г.) предоставляетгражданам стран – членов ЕС право поиска работы по всей территории ЕС.Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые визовые правила.Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища. Вдекабре 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС.
Междунардные правовые нормы по вопросам миграции:
• Всеобщая декларация прав человека, принята в 1948 г.
• Международный пакт об экономических, социальных и культурныхправах, принят в 1966 г.
• Международная конвенция о защите прав всех работников-мигрантови членов их семей, принята в 1990 г.
• Конвенция МОТ (пересмотренная) о работниках-мигрантах, принята в1949 г.
• Конвенция МОТ о злоупотреблениях в области миграции и обобеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения, принята в1975 г.
Процессымеждународной трудовой миграции регулируются как государством, так имеждународно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат двепротивоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытойэкономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовыхресурсов и населения, а с другой – реальная обстановка в стране заставляетприменять разного рода запреты и ограничения.
Всеобщаядекларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., провозглашаетсвободный выбор места жительства и работы как основополагающее право человека[21]. Однако реальные условия каждойстраны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплексзаконодательных, организационных и других мер, позволяющих регулировать въезд встрану и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силынаправлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах,применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезданациональной рабочей силы за рубеж.
Российскиевласти также используют определенные меры для регулирования въезда иностраннойрабочей силы в страну. Указом Президента было утверждено Положение опривлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы[22]. В нем устанавливался порядоктрудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это далогосударству определенные возможности контроля процесса их привлечения,квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетомсостояния региональных рынков труда.
Разрешениена привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российскимюридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими натерритории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам илицам без гражданства, проживающим в нашей стране, использующим труд наемныхработников в личном хозяйстве. Привлечение рабочей силы из-за рубежа делаетвесьма актуальной проблему бесконтрольного въезда на территорию России гражданиз стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категориииммигрантов будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тыс. человек[23]. Все вышеизложенные соображенияхарактеризуют Россию как активного участника потоков международной миграции,выступая одновременно в качестве страны, посылающей и принимающей мигрантов, атакже транзитной страны.
Ксожалению, регулирование миграции в рассматриваемых странах отличается низкойэффективностью, что связано с отсутствием четкой концепции миграционнойполитики, часто происходящими структурными реорганизациями государственныхведомств, занимающихся вопросами миграции, и сменой руководящих лиц, снеповоротливостью и частичной коррумпированностью бюрократического аппарата,отсутствием опытных кадров и нехваткой финансовых средств. Важнымдополнительным фактором в этом списке является также недостаточно тесноесотрудничество между правоохранительными органами и миграционными службамигосударств бывшего СССР и их коллегами из соседних стран, в частности, в борьбес незаконной миграцией.
Неразвитоеи не адекватное реалиям национальное законодательство искусственно сужаетлегитимное поле для законной миграции и соответственно расширяет масштабынезаконной миграции. Однако, миграционное законодательство развивается не ввакууме. Оно является проявлением официальной миграционной политики. В России,например, дискуссия о концепции миграционной политики продолжается уже болеедесяти лет, однако, до сих пор не сформировалось единой позиции в этомотношении ни среди политиков, ни в обществе в целом. Многие призывают сейчас кужесточению миграционной политики, особенно в области иммиграции и транзитноймиграции. В том случае, если это будет означать совершенствование пограничногоконтроля, ограничение незаконной миграции и нелегальной занятости, такаяжесткость может быть оправдана. Однако, если она будет направлена наограничении трудовой миграции и иммиграции на постоянное место жительства вРоссию, она может нанести ущерб национальным интересам страны (главным образом,экономическим и демографическим интересам).
Кроменесовершенства законодательной базы в области регулирования миграции, другиепроблемы связаны с ведомственной чехардой. На этот раз во главу угла былапоставлена деятельность, направленная на борьбу с незаконной миграцией. Послетеррористических атак в США в мире развернулась широкая кампания борьбы стерроризмом, которая в конкретных российских условиях стала синонимом борьбы смиграцией в Россию в целом.
Однакомировой опыт борьбы с незаконной миграцией убедительно доказывает, что она неможет быть преодолена путем «административной атаки». Для России этот вопросособенно чувствителен, поскольку большая часть миграций на территории бывшегоСоветского Союза является результатом исторических причин, и меры в отношенииэтих миграций должны быть иными, чем в отношении миграций извне региона.Поэтому важно соблюсти баланс между запретительными и регулирующими мерамимиграционной политики. Конечно, России необходимо улучшить состояниепограничного контроля.
Российскоезаконодательство должно быть усовершенствовано в плане разработки наказаний заорганизацию и пособничество в торговле мигрантами и нелегальную переправкуграждан третьих стран через территорию России. Однако эти запретительные мерыне должны вступать в противоречие с реальностью, а именно с тем, что сотнитысяч «незаконных» мигрантов из стран бывшего СССР являются постояннымижителями России[24].При разработке стратегии сотрудничества в области регулирования миграции междуЕС и Россией следует иметь в виду, что вместе с окружающими ее «новымисуверенными государствами», это пространство представляет собой самостоятельнуюмиграционную систему. Нынешнее и будущее развитие этой системы во многомопределяется различиями в демографических и экономических потенциалах междустранами региона, на фоне которых, с одной стороны, формируется тенденцияобразования единого рынка труда, а с другой стороны, существуют сложившиесятесные взаимоотношения системы в целом с европейскими странами, особенно свступающими в ЕС государствами.
Болееили менее утвердившимся является мнение о том, что стихийный характермиграционных процессов на территории России и других государств СНГ должен бытьпоставлен в законные рамки. Это касается как временных, так и постоянныхмиграций. После того, как будет создана легитимная база для регулированиямиграции, откроются более широкие возможности для международного сотрудничестваи соглашений в этой области.
2.4 Перспективы разрешения проблем российского рынка труда
Можно предложить следующие конкретные меры по регулированиютрудовой миграции в России.
Необходимо подготовить и подписать двусторонние протоколы(соглашения) между российскими регионами, с одной стороны, и странами СНГ,располагающими избыточными трудовыми ресурсами – с другой, об организованномпривлечении на работу трудовых мигрантов на временной основе.
Целесообразно создать рекрутинговые компании с участиемгосударства и частного капитала по поиску, приему, оформлению и временному трудоустройствумигрантов в разных отраслях российской экономики, распространению оперативнойинформации о вакансиях и потребностях работодателей в регионах.
Важно упростить и ускорить для работодателя процедуру оформленияна работу трудовых мигрантов на временной основе. Такая процедура должна бытьуведомительной, осуществляться через службу занятости населения и строгоограниченной по времени (занимать не более 10 – 15 дней)[25].
Следует организовать систематический мониторинг соблюдения условийтруда, техники безопасности на производстве, социально-бытовых условийпроживания трудовых мигрантов и законности осуществления ими трудовойдеятельности на территории России. Одновременно нужно усилить контроль заиспользованием работодателями труда мигрантов, а также ужесточить наказание(вплоть до уголовного преследования) работодателей, эксплуатирующих труднелегальных мигрантов. В то же время надо стимулировать работодателей,осуществляющих законное оформление на работу, обеспечивающих социальноестрахование, нормальные жилищные условия и безопасность труда временныхтрудовых мигрантов. Не менее важно информировать работодателей о правилах наймана работу иностранных трудовых мигрантов. Для тех, кто легально оформляетиностранных работников, увеличивает заработную плату, обеспечивает ихстрахование, можно снизить ставку социальных начислений.
Нужно создать систему информационной и консультационной поддержкимигрантов в вопросах обеспечения их прав и соблюдения условий проживания вРоссии на основе организации сети доступных консультационных пунктов в разныхрегионах. Необходимо доводить до мигрантов правила регистрации, проживания иработы через все возможные каналы: телевидение, радио, газеты, информационныетабло и стенды. Наглядная информация должна размещаться на рынках, автобусныхостановках, вокзалах и других местах массового скопления мигрантов. Желательнодублировать данную информацию на языках стран, из которых идут основные потокитрудовых мигрантов[26].
Требуется увеличить штатную численность и улучшитьматериально-техническое обеспечение территориальных подразделений ФМС России всоответствии с реальным объемом работ. По данным ФМС, около 90% сотрудниковслужбы занимаются паспортно-визовой работой и только 10% – непосредственномиграцией.
В условиях динамичного развития экономики России в среднесрочнойперспективе будет усиливаться потребность в трудовых мигрантах двух категорий –рабочей силе низкой квалификации и опытных специалистах определенных профессий,прежде всего в строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг.При привлечении трудовых мигрантов первой категории надо использовать опытзарубежных стран (их принимают временно на четко оговоренные контрактами сроки,с последующим выездом из страны без предоставления гражданства). Средиобязательных критериев – опыт работы, хорошее состояние здоровья и знаниерусского языка.
Во втором случае применяются более жесткие критерии: определенныйуровень образования, наличие диплома и опыта работы по специальности,соответствующий возраст. Эта категория мигрантов, как показывает практикаразличных стран, является источником пополнения не только трудовых ресурсов, нои постоянного населения. В Германии, США, Австралии и многих других странахвысококвалифицированные специалисты после нескольких лет проживания получаютвид на жительство и гражданство. Тогда временная трудовая миграция переходит впостоянную, что помогает, пусть частично, решать демографические проблемыстраны[27].
Оздоровление миграционной ситуации, придание миграционнымпроцессам позитивной направленности невозможно без принятия в этой сфережизнедеятельности российского общества законодательными и исполнительнымиорганами власти ряда неотложных мер. Эти меры должны быть направлены на: а)стимулирование притока мигрантов из нового зарубежья и поддержка, прежде всегов правовой сфере, оставшихся там соотечественников; б) регулирование иммиграциииз старого зарубежья (квотирование, иммиграционный контроль, выдворение изстраны, создание правовых и экономических условий интеграции иммигрантов вроссийское население); в) управление трудовой миграцией, включающей как тех,кто прибывает на временные работы в Россию из зарубежья, так и российскихграждан, работающих по контрактам за пределами страны; г) проведение политикипротекционизма в отношении потоков (масштабов и мест выхода), структуры (впервую очередь этнической) и расселения мигрантов в приграничных и тех северныхтерриториях, отток населения из которых противоречит национальным интересамстраны; д) обоснование границ допустимости формирования в приграничных,стратегически важных районах, диаспор из соседних стран; е) установлениеусловий и сроков решения проблем вынужденных переселенцев, беженцев иперемещенных лиц: обустройство на новых местах, возвращение в места постоянногопроживания, привлечение к решению этих вопросов стран нового зарубежья, откудаприбыли в Россию вынужденные мигранты и др.

Заключение
Подвижность населения и трудовых ресурсов– одна из важных особенностей современной демографии. Страны-экспортеры истраны-импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграциисовершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессови потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальныхинтересов.
Международная организация труда являетсяуникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ееполитики представители трудящихся и предпринимателей обладают равнымколичеством голосов с представителями правительств.
Мировой опыт свидетельствует, чтотрудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочуюсилу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острыесоциально-экономические проблемы.
Взаключении можно сделать вывод, о том что миграция оказывает существенноевлияние на социально-экономическое развитие. Современное положение требуетчеткой миграционной политики на уровне страны, а также отлаженной системыуправления миграционными процессами. Одним из возможных направленийсовершенствования системы управления миграцией может стать предварительнаякорректировка бюджета края с учетом социально-экономических последствий миграции.Все вышеуказанное позволяет сделать некоторые выводы:
1.Миграционные процессы при снижении их масштабов определяют в современныхусловиях прирост численности населения и являются крайне разнообразными посоциальному, этническому, демографическому составу мигрантов.
2.Миграционные потоки в различной степени влияют на социальное и экономическоеположение и отдельные элементы его социальной инфраструктуры. 3. Системауправления миграцией сводится сегодня к фиксации прибывающих мигрантов ипринятию ограничительных актов. При этом не просчитываются последствияразличных видов миграции.
Длянейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта,получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средствагосударственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политикивызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующейсоциальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенноочевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных,координирующих воздействий со стороны государств и правительств.
ВРоссии создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовыхресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонниесоглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важнымнаправлением интегрирования России в мировое сообщество должна статьратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовоймиграции.

Список использованнойлитературы
 
1.  Конституция РоссийскойФедерации, с изменениями от 30 декабря 2008 года. [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=2875
2.  Трудовой кодексРоссийской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 29.12.2010). [Электронныйресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW;n=108403
3.  Федеральный закон «Огражданстве РФ» от 31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 28.06.2009). [Электронныйресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru/popular/civic/
4.  Федеральный закон «Озанятости населения в РФ» от 19.04.1991 г. №1032–1 (в ред. от 18.10.2007)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru/online/base/? req=doc;base=LAW; n=71962
5.  Федеральный закон «Оправовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 №115-ФЗ сизменениями и дополнениями. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=111914
6. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лицбез гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 г. №109-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=111913
7. Постановление Правительства РФ «Об установлении на 2007 годдопустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами,осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территорииРоссийской Федерации» от 15.11.2006 №683 [Электронныйресурс]. – Режим доступа: nalog.consultant.ru/doc63868.html
8. Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217 А (III)Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
9. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов ичленов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря1990 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml
10.  Международный пакт об экономических, социальных и культурныхправах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml
11.  Конвенция МОТ №97. О работниках-мигрантах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.conventions.ru/view_base.php? id=278
12.  Конвенция МОТ №143. О злоупотреблениях в области миграции и обобеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.conventions.ru/view_base.php? id=318
13.  Арешев, А. Какуправлять потоками миграции в Россию? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: fondsk.ru/print.php?id=71
14.  Балашова, Т.Н. Миграцияи демография как неотложные направления развития приоритетных национальныхпроектов / Т.Н. Балашова // Миграционное право. – 2007. – №1. – С. 19–21;
15.  Барсукова С.Ю. Формальноеи неформальное трудоустройство в России: парадоксальное сходство на фоне очевидногоразличия // Социс. – 2009. – №7;
16.  Богдановский В. Занятостьв сельском хозяйстве: масштабы и динамика. // Человек и труд. – 2006. – №3– С. 37;
17.  Витковская Г.С. Незаконнаямиграция в России: ситуация и политика противодействия // Нелегальнаяиммиграция / Научная серия: Международная миграция населения: Россия исовременный мир. – 2008. – Вып. 9. – С. />/>14;
18.  Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционнаяполитика в Российской Федерации и странах Запада. – М., 2009;
19.  Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция в СНГ с позицийобщества, семьи и личности // Миграция населения. – Вып. 2: Трудоваямиграция в России. Приложение к журналу «Миграция в России» / под общ. ред. О.Д. Воробьёвой.– М., 2007. – С. 3 – 27;
20.  Зайончковская М. Миграционная ситуация в современной России. //Человек и труд. – 2010. – №6 – С. 48;
21.  Збарская И.А. Предварительные итоги Всероссийскойпереписи населения // Миграция и внутренняя безопасность / Сборникматериалов IX Международного семинара по актуальным проблемам миграции. 23–24июня 2009 г. – 2009. – С. />56;
22.  Ивахнюк И., Дауров Р. Незаконная миграция и безопасностьРоссии: угрозы, вызовы, риски // Миграция и национальная безопасность /Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. – 2008.– С. 31–32/>;
23.  Калашников С. Развитие рынка труда – неотъемлемый элементгосударственной политики. // Человек и труд. – 2008. – №5 – С. 41;
24.  Куценко Т.И. Нелегальнаямиграция и незаконная занятость иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ //Нелегальная иммиграция / Научная серия: Международная миграция населения:Россия и современный мир. – 2009. – №9. – С. />78;
25.  Миграционная политиказападных стран. Альтернативы для России. М., 2008. – 163 />с.;
26.  Моисеенко В. Снижение масштабов внутреннеймиграции населения России: опыт оценки динамики по данным текущего учета. // Вопросы статистики. –2008. – №7 – С. 47–56;
27.  Некипелов А. Уровеньобщественного благосостояния: подходы к оценке. // Российский экономическийжурнал. – 2010. – №7 – С. 37;
28.  Попов А.Д. Иностраннаярабочая сила в экономике России // Международная научнопрактическаяконференция «Миграция населения и перспективы демографического развитияРоссии». 22 ноября 2006 года (Доклады и тезисы докладов.) – М., 2006. –146 с.;
29.  Попов А. Неформальныйсектор в аспекте затрат труда в экономике России. // Вопросы статистики. –2005. – №7 – С. 36;
30.  Регент Т.М. Миграция в России. Проблемы государственногорегулирования. – М., 2009;
31.  Римашевская Н. Человеческий потенциал России и проблемы«сбережения населения». // Российский экономический журнал. – 2006. – №9–10– С. 22;
32.  Роик В. Старение населения – глобальный вызов XXI века иадекватные ответы. // Человек и труд. – 2006. – №2 – С. 33;
33.  Рыбаковский Л.Л. Миграционные процессы: понятие, формы,виды и стадии // Миграция населения. – Вып. 1: Теория и практикаисследования. Приложение к журналу «Миграция в России». – М., 2007. – С. 5– 17;
34.  Рыбаковский Л. Рязанцев С.Б. Международная миграция вРоссийской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ispr.ru
35.  Рязанцев С. Трудовая миграция в СНГ и Балтии: тенденции,последствия, регулирование. М.: Формула нрава. – 2007. – С. 149;
36.  Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическоеразвитие Европы: современные тенденции. – Ставрополь, 2009;
37.  Современная демографическая ситуация в РФ. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/demography/#
38.  Тюркин М.Л. Миграционная система России: Монография. – М.:Издательский дом «Стратегия», 2009. – С. 99;
39.  Тюрюканова Е.В. Глобализация международной миграции //Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. – М., 2008.– С. 285–286/>/>;
40.  Удальцова М.В., Воловская Н.М., Плюснина Л.К. Социально-трудовыеожидания незанятых людей и их отношение к самостоятельной занятости //Социс, 2006. – №7;
41.  Шевердова Г. Национальныйсостав России в свете итогов Всероссийской переписи населения 2008 года,причины, перспективы его изменения. // Вопросы статистики. – 2008. – №7 –С. 48;
42.  Юркин М.Л. Историко-правовой анализ миграционных системРоссии, США, Франции и ФРГ. – М.: ВНИИ МВД России, 2009.