Введение
Культурный туризм во многих странах мира признан одной из наиболеедоходных и интенсивно развивающихся отраслей экономики, играющих важную роль вобеспечении устойчивого социально-экономического развития территориальныхобщностей разного уровня. Современный культурный туризм превращается в успешнуютехнологию, дающую возможность развиваться туристическим центрам, выявлять,сохранять и эффективно использовать историко-культурное наследие.
Что касается перспективисследования, то необходима дальнейшая разработка и более глубокаяоперационализация составляющих туристического образа города. Перспективнымтакже представляется расширение методологического спектра исследования. Следуеттакже подчеркнуть, что учитывая стремительный рост индустрии туризма,комплексный поход к разработке туристической репрезентации города, учет ееключевых на сегодняшний день характеристик представляет собой не только способоптимизации туристической сферы, а также источник роста благосостояния городов.
Культурный туризм – перспективная составляющая в развитииисторического города России
Уникальность российского исторического города как объектакультурного туризма определяется наличием и гармоничным сочетанием здесьсистемы архитектурных, мемориальных, археологических объектов, историческойзастройки, инженерно-технических сооружений, традиций народных промыслов,ремесел и хозяйственно-бытовой деятельности, фольклора и обрядовой национальнойкультуры, природных достопримечательностей, представляющих исключительнуюценность и значимость. Комплекс историко-культурного наследия — это особый иочень важный экономический ресурс исторического города, он может и должен статьосновой особой отрасли специализации, стать одним из перспективных направленийразвития экономики города, восстановления системы традиционного хозяйства, ичто особенно важно, развития туризма.
Именно культурный туризм превращает сферу культуры в ресурсразвития городских территорий, способствует решению множества проблем – отрасширения сферы приложения труда и улучшения социально-демографическойструктуры населения до поддержки реставрационных и восстановительных работ напамятниках, развитию уникальных предприятий и художественных промыслов.Отличительными особенностями культурного туризма являются внесезонность,прогнозируемость и массовость.
Следует признать, что в России развитость культурного туризма покаеще не достигла значительных размеров. Как показывает исследование, наиболеепопулярными экскурсионными центрами в России являются Москва и Санкт-Петербург,древние города «Золотого» и «Серебряного кольца России», города архангельскойобласти и поволжские города. Убеждены, что география культурного туризма встране может и должна быть гораздо обширнее сегодняшней, т.к. реальным каркасомтуристского потенциала являются более 400 городов, которым присвоен статус«исторического города», из них около 300 — это малые и средние городароссийской глубинки европейской и азиатской части страны. Только в Россииимеется такое количество исторических городов, еще сохранивших своюсамобытность. В городах данной категории проживает сорок один процент населениястраны, что позволяет говорить о проблеме развития исторических городов как ободной из важнейших государственных проблем.
Историко-культурные ресурсы исторических городов Россиипредставляют интерес для туристов и экскурсантов, однако к настоящему времениисторическая среда большинства российских городов находится в кризисномсостоянии. Значительное количество памятников истории и культуры нуждается всрочной реставрации или реконструкции. Кроме этой проблемы, можно выделить и другиепроблемы, сдерживающие развитие культурного туризма в исторических городах.Среди них:
— неразвитая туристская инфраструктура;
— нехватка квалифицированных кадров. Особенно остро ощущаетсянехватка краеведов, экскурсоводов, гидов, аниматоров, менеджеров культурно — познавательного туризма;
— туроператоры практически не занимаются разработкой новыхмаршрутов;
— существующие маршруты культурного туризма проходят либо понескольким «накатанным» местам, либо выглядят как набор не связанных между собойпосещений различных памятников. Многие достопримечательности в городах вообщеникак не предъявляются туристам, отсутствует информация об их культурном итуристском потенциале.
— плохо поставлена реклама культурного туризма, не ведетсяразработка презентационной и сувенирной продукции, не отслеживается спрос намаршруты.
— музеи практически не участвуют в туристской деятельности.
— скудный ассортимент туристского продукта;
— проблемой остается невысокое качество обслуживания во всехсекторах туристической индустрии.
Эти и многие другие факторы, сдерживающие развитие культурноготуризма, не позволяют создать полноценные историко-культурные туристическиепрограммы в исторических муниципальных образованиях.
Со стороны государства требуются действия на макроуровне,гарантирующие стабильное развитие туризма. Среди них можно выделить следующие:1) внесение изменений и дополнений в федеральные законы, направленные насоздание благоприятных условий для развития культурного туризма ипредпринимательства в сфере культурного туризма; 2) созданиеорганизационно-правовых механизмов использования финансовых средств, получаемыхблагодаря посещениям культурных туристских ресурсов, для их поддержания иохраны; 3) изменение сложившейся системы финансирования охраны и восстановлениянаследия, выявление возможностей его расширения и увеличения; 4) пересмотрсистемы распределения налогов, с тем, чтобы они оставались на местах и местныевласти были заинтересованы в развитии туристической инфраструктуры, в притокетуристов. В данной связи возможно использование механизмов экономическогорегулирования в исторических городах как особых экономических зонах дляразвития культурного туризма; 5) формирование благоприятного инвестиционногоклимата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитиетуристической инфраструктуры в России; 6) создание системыинформационно-рекламной поддержки туристских ресурсов в сферекультурно-познавательного туризма и др.
Вклад региональных и муниципальных органов власти, а также предпринимательствав сферу развития культурного туризма в исторических городах России можетсостоять в реализации следующих мероприятий: 1) реставрация историческихпамятников архитектуры и градостроительства, подготовка имеющихсядостопримечательностей к туристско-экскурсионному показу; 2) развитиетуристской инфраструктуры; 3) создание ландшафтно-рекреационных территорий; 4)организация транспортных и пешеходных связей; 5) формированиекультурно-туристских зон; 6) разнообразие ассортимента туристского продукта.
Эффективное развитие культурного туризма открывает возможности длясохранения имеющегося культурно-туристского потенциала, улучшенияэкономического положения исторических городов России и повышения качества иуровня жизни местного населения.
Туристическиерепрезентации современного городского пространства
На сайте LonelyPlanet(всемирного гайда) представлены туристические обзоры стран и городов со всехконтинентов Земли. При этом данные обзоры, как правило, включающие основнуюинформацию об основных исторических, географических, политических, культурных идругих аспектах дестинаций, сопровождаются кратким предисловием, выражающим, помнению создателей ресурса, саму суть места назначения. Так, образ Минскарассматривается в контексте «возрождения коммунистических призраков с чашечкойгорячего капучино», а его главной достопримечательностью является именноналичие данной «советскости». Киев характеризуется в категориях «крикливости»,«несдержанности», а также жажды свободы и изменений. При этом собственнонарратив города начинается с упоминания о так называемой «Оранжевой революции».«Барометром ключевых изменений» и «городом наибольших контрастов страны»представляется Москва. Здесь внимание путешественников акцентируется как насосуществовании античной и ультрасовременной архитектуры, так и на «наличии наодних и тех же улицах «новых русских» и «бедных пенсионеров».
Все эти метафорыактуализируют туристические репрезентации городов, которые становятсяизображениями локального в общем глобализационном порядке. Такие репрезентации,составляющие объект данного исследования, выражаются в том, что изначальнозадаются как «запаздывающие» или вторичные относительно присутствия –презентации, то есть возникают в силу «отсутствия» дестинации, которую они репрезентируют.Туристические образы конструируются многочисленными брошюрами, буклетами,справочниками как наборы стереотипов, ожиданий, ценностей, символов, ритуалов,позволяющих упростить для туристов процедуру распознавания и интерпретацииситуации. Репрезентация в данном контексте понимается как теоретическаяконструкция социального явления, в которой отражаются объективныехарактеристики и проявляются социальные стереотипы восприятия. Что касаетсяпредмета исследования, то анализируя туристические репрезентации, я, в первуюочередь, акцентирую внимание на механизме их создания, т.е. агентах, объектах исубъектах, уровнях действия и т.д. Соответственно целью исследования являетсяразработка модели туристических репрезентаций города, что достигается посредствомреализации следующих задач: изучение структуры и механизма конструированиятуристического образа города, выяснение факторной обусловленности туристическойи нетуристической репрезентаций города, анализ влияния туристического образа натрансформации городского пространства.
Теоретико-методологическуюбазу исследования составили научные разработки в области социологии туризма, вчастности проблем аутентичности туристического пространства (Д. Маккеннелл),семиотических (Дж. Урри) и консьюмеристских аспектов туризма (З. Бауман);материалы туристических урбанистических исследований (Urban Tourism Studies)(Дж. Эшворт, М. Сэлби). Отдельным пластом исследованной литературы сталисоциологические наработки в области социального конструирования реальности посредствомрепрезентаций (А. Шюц, П. Бергер и Т. Лукман, П. Бурдье). Учитывая неразвитостьэмпирической базы, а также методического аппарата исследования туристическихрепрезентаций города, в качестве основной методической стратегии было избранноcase-study.
В целом рассматриваямодель туристической репрезентации городского пространства, целесообразно, намой взгляд, выделять следующие уровни анализа: агенты репрезентации(туристическая индустрия, органы власти на институциональном уровне, туристы иместные жители на социально-групповом уровне, а также отдельные личности(например, художники, писатели, фотографы и т.д.), актуализирующие определенныеобразы); объекты репрезентации (достопримечательности, сувениры, фотографии –все, что может быть охвачено туристическим взглядом); уровни репрезентации(система морфологических единиц от городских районов до зданий, строений);формы репрезентации (экскурсии, туристическая литература, видеосюжеты, рекламаи т.д.); механизмы репрезентации (последовательность состояний, процессов,определяющих собою создание образа города).
Также, возвращаясь кпримеру репрезентаций, указанных во введении, хотелось бы подчеркнуть ключевуюхарактеристику именно туристического образа современного города, связанную странсформациями туристической деятельности в целом. Так, мы сталкиваемся свыделением на одном уровне с архитектурой, историческими фактами,культурно-развлекательными учреждениями в качестве «достопримечательностей»различных моментов повседневной жизни вплоть до неравенства и бедности.Основными детерминантами такого расширения пространства, охватываемоготуристическим взглядом, является упадок массового пакетированного туризма, ростценности аутентичности путешествия и индивидуализация туристических практик.
Состояние и развитие регионального института туризма
Туризм выступает одним из крупнейших, высокодоходных, экологическичистых и динамично развивающихся социальных институтов современного мира. Вомногих странах он превратился в одну из ведущих отраслей экономики, являясьнадежным источником пополнения бюджета.
Важнейшей особенностью российского института туризма являетсярезкое повышение требований потребителя туристских услуг, как к качеству, так ик ассортименту туристского продукта. Вместе с тем, социально-экономические иполитические изменения, происходящие в современном российском обществе:повышение благосостояния, качества жизни, мобильности населения, а такжеструктурные изменения в потребительских и досуговых практиках в сочетании спроцессами возрождения национальной самобытности позволяют говорить оформировании принципиально иной конфигурации российского туристического рынка.Одной из характерных особенностей которого является укрепление позиций иразвитие туристического сектора в регионах путем создания комплексных целевыхпрограмм как способа стратегического планирования туристской отрасли.
Примером внедрения такого рода проекта выступает республиканскаяцелевая программа «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан (РТ) на2008-2010 гг.», направленная на создание «современного иконкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего права граждан наотдых, удовлетворение их потребностей в разнообразных и качественныхтуристических услугах». Можно справедливо утверждать, что через осуществлениеданной программы проявляется попытка государства в институционализации илегитимизации туристской сферы путем интеграции ее в социально-политическуюсистему общества и решения комплекса правовых, экономических и социокультурныхзадач.
С целью изучения особенностей состояния и проблем развитияреспубликанского туристического сектора, автором статьи было проведенокомплексное социологическое исследование осенью 2007 года. Цель исследованиязаключалась в анализе общественного мнения населения РТ и отдельных целевыхгрупп (представители туриндустрии, рекламного и игорного бизнеса, приезжие) осовременном состоянии сферы внутреннего туризма и перспективах его развития.Для исследования мнения населения РТ применялась квотная репрезентативнаявыборка, объемом 1600 единиц.
Кроме этого, было проведено 15 экспертных интервью спредставителями управляющего и среднего звена крупнейших туристических компанийг. Казани; 12 экспертных интервью с представителями управляющего и среднегозвена крупнейших рекламных компаний города; фокус группа с представителямиигорного бизнеса республики; массовый опрос приезжих в г. Казань туристов (118человек).
Исследование проводилось по заказу Министерства по делам молодежи,спорту и туризму Республики Татарстан. Результаты исследования были включены вразработку программы «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на2008-2010 гг.»
Лидерами массовых предпочтений в рейтинге привлекательных видовтуризма как для населения республики, так и для гостей столицы являютсятрадиционные виды проведения отпуска — санаторно-курортный,пляжно-экскурсионный, круизный. Такие «экзотические» туры, какохотничий и рыболовный, экологический в меньшей степени привлекают приезжих,нежели, чем самих татарстанцев. Устойчивость в установках населения на проведениеотпуска в местах своего постоянного проживания объясняется как наличиембогатого природно-рекреационного потенциала региона (63%), отсутствиемматериальной возможности отдыха за пределами республики (22%), физиологическимипричинами («возраст и здоровье не позволяют далеко уехать», 12%),отсутствием языкового барьера (12%), так и социально-психологическими мотивами- привычка, комфорт (2%).
Наблюдается определенная корреляция между данными, полученными входе опроса населения РТ и приезжими туристами относительно проблем, мешающихразвитию туризма в регионе: плохая транспортная инфраструктура, нехваткагостиниц и гостиничных номеров эконом-класса, недостаток информации опривлекательных туристических зонах и объектах РТ, низкое качество услуг, отсутствиеинформационных щитов о городе. Несмотря на то, что набор узловых проблемтуристической отрасли РТ имеет свою, республиканскую, особенность и варьируетсяв зависимости от региона, по такому показателю, как «неудовлетворительноесопровождение населения информацией в сфере туризма» имеет устойчивуюпреемственность с данными других исследований, проведенных в разных регионамРФ.
Основными рекомендациями по повышению эффективности развитияреспубликанского института туризма и, в более общем виде, соответствиярегиональной туристической отрасли мировым стандартам гостеприимства могутвыступать следующие:
(1) благоустройство инфраструктуры и основных мест туристскогопоказа;
(2) строительство гостиниц эконом-класса, рассчитанных напривлечение и удержание основных потребителей туристических услуг: туристов сосредним размером дохода;
(3) повышение информированности о туристическом продуктереспублики, как на внутреннем рынке, так и на мировой арене путем проведениясистематических рекламно-информационных кампаний, создания обновленногоИнтернет-сайта и единого туристско-информационного центра;
(4) усиление ориентации туристических услуг республики надемонстрацию этноконфессионального колорита Татарстана;
(5) развитие новых направлений туризма (например, «туры выходногодня»). В отличие от других отраслей экономики, туризм ориентирован надолговременные выгоды, увеличение которых напрямую зависит от качества исодержания отношений между потребителями и производителями туристских услуг. Вэтом плане, важными являются профессиональная подготовка и повышение уровняэкскурсоводов, гидов-переводчиков и другого обслуживающего персонала.
Конструирование имиджа территории с целью развития въездноготуризма
Туризм является катализатором социально-экономического развитиятерритории и крупным источником создания новых рабочих мест, способствуетреализации культурных, образовательных и эстетических потребностей человека.
В результате туристской деятельности образуется бюджетный эффект — результат пополнения бюджетов различных уровней за счет налоговых поступлений.
Въездной туризм представляет собой путешествия в пределахРоссийской Федерации лиц, не проживающих постоянно в РФ.
Высокий эффект экономика региона получает от въездного туризма,поскольку помимо увеличения налоговых поступлений, удовлетворяются интересыместного населения, чей культурный уровень и занятость повышаются.
Одним из механизмов развития этой отрасли экономики является имиджтерритории.
Имидж можно определить как целенаправленно созданную или стихийновозникшую форму отражения объекта в сознании людей. Эта категория способнасущественно повлиять на развитие территории. Регион может терпеть убытки и неокупать вложенных инвестиций в силу отсутствия позитивного образа во внешнейсреде.
Имидж территории – это совокупность эмоциональных и рациональныхпредставлений, вытекающих из сопоставления всех особенностей территории,собственного опыта, слухов, представлений, влияющих на создание определенногообраза.
Поскольку имидж есть категория управляемая, на него можновоздействовать, формировать и изменять для достижения цели. Целью формированияимиджа региона в сознании индивида является обеспечение узнавания привосприятии со стимулированием определенного отношения к нему.
Ведущую роль в формировании имиджа территории, помимодостопримечательностей, играют средства массовой информации, позиционированиерегиона во внешней среде, отзывы туристов, отношение местного населения к ним,наличие условий для организации комфортного пребывания. Помимо этого, на восприятиевлияет целый ряд атрибутивных знаков – наименование, флаг, герб, девиз и гимнрегиона.
В целом деятельность по формированию и поддержанию имиджатуристского центра требует мобилизации значительных финансовых,организационных, интеллектуальных ресурсов заинтересованных субъектовтуристического бизнеса и органов управления туристской отраслью. Этадеятельность должна носить системный характер и осуществляться на постояннойоснове.
При построении имиджевой модели, прежде всего, необходимоопределить цель, для которой требуется желаемый образ. Далее следует провестипредварительный анализ по основным параметрам Я – Концепции, изучитьсуществующий имидж территории, выявить негативные и позитивные компоненты,определить требуемый образ, складывающийся с учетом мнения потенциальных ифактических потребителей.
При создании концепции имиджа предварительно должна быть изученапотенциальная аудитория и разработаны технологические формы воздействия на нее.Имидж может быть различным для разных групп общественности. Поэтому работа поего созданию должна проводиться целенаправленно для каждой группы.
Далее должна быть создана модель с описанием мероприятий ирассмотрением долевых затрат.
На степень развития туризма влияют социально-психологическиепроцессы. В этой связи следует постоянно анализировать динамику восприятиятерритории различными социальными категориями и вносить своевременныекоррективы.
Заключение
В результатетуристический образ города выходит за границы специально сконструированнойсцены традиционных туристических объектов (центр, ключевые памятники,архитектурные строения и т.д.), а туристический потенциал города определяетсяуникальностью его повседневности. Таким образом, этническое гетто становится водин уровень с Эйфелевой башней, а нефункционирующие заводы советского периодавполне могут конкурировать с руинами античных городов. Как результат – смешениеграни между туристическими и нетуристическими городами и реконструированиетерритории любой повседневности в соответствии с туристическими образцами. Приэтом также необходимо помнить о консьюмеристской составляющей туристическогообраза. Демонстративность туристического потребления требует уникальности, носкорее актуальной уникальности.
Список литературы
1. Богалдин-МалыхВ.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса:туристические, гостинично — ресторанные и развлекательные комплексы: Уч.пособие. – М.: Издательство Москов. психолого — соц. института; Воронеж: НПО«Модэк», 2007.
2. БоголюбовВ.С., Орловская В.П. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов высш.учеб. заведений. — М.: Академия, 2005.
3. ДуровичА.П. Маркетинг в туризме: Уч. пособие, 2-е изд., перераб и доп. – Минск: Новоезнание, 2008.
4. КирюнинА.Е. Имидж региона как интериоризация культуры. – М.: Книжный дом«Университет», 2007.
5. ПерелыгинаЕ.Б. Психология имиджа: Уч. пособие. -М.: Аспект пресс,2006.
6. Тулисов Е.С.Взаимодействие органов власти и общественности в развитии въездного туризма//Туризм Уральского региона: проблемы, привлекательность, перспективы,технологии. Материалы международной научно-практической конференции под эгидойЮНЕСКО. — Екатеринбург, 2007.
7. Бергер П., Лукман Т. (2005)Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.:“Медиум”.
8. Середа Ю.В. (2006) Туризм вконтексте глобализационных процессов: социологический аспект анализа //Методология, теория та практика социологического анализа современного общества:Сб. науч. р. – Х.
9. Осауленко А.П. Туризм каксоциальный институт// Автореф. дис. канд. с.н.- М., 2007.