1. Понятиестраховки на горных склонах и переправах через водные препятствия. Средствастраховки
В предыдущих лекциях мыуже упоминали, что спортивный туризм является деятельностью, котораяхарактеризуется повышенным риском. Участники спортивных походов в горахстремятся осуществить восхождения на горные вершины, преодолеть запланированныена маршруте перевалы, горные реки и ручьи – препятствия, представляющие собоюобъективную опасность и требующие специальных усилий по управлению рисками.Безопасность преодоления таких препятствий во многом определяется правильной организациейстраховки для участников туристской группы.
Более того, применениетехники страховки не ограничивается спортивным туризмом. Современные формырекреационно-спортивных туристских соревнований (например «веревочные курсы»)зачастую так же требуют организации страховки для их участников. Для участниковподобных соревнований весьма важно ощущение риска, которое подталкиваетих к оригинальным решениям ситуационных соревновательных задач, преодолениюприсущих человеку страхов и неуверенности в себе; к расширению их обычной«комфортной зоны» мышления и деятельности. Участники таких соревнований могутпреодолевать искусственно созданную «полосу препятствий» на высоте от 7 до 15мнад уровнем земли, где ощущение риска зримо присутствует, но действительныйриск для участников должен быть сведен к минимально приемлемой величине.Безопасность туристских соревнований обеспечивается благодаря применениюспециального страховочного снаряжения и разнообразных приемов страховки. Такимобразом, владение участниками спортивного похода, инструкторамирекреационно-спортивных туристских мероприятий техникой страховки нанеобходимом уровне является одним из важнейших факторов, повышающимбезопасность и успешность туристской деятельности.
Как принятоопределять понятие страховки в спортивном и рекреационно-спортивном туризме? Из всего комплекса мероприятий,которые могут отвечать понятию страховки в туризме, мы рассматриваем исключительномероприятия, связанные с обеспечением безопасности участников активнойтуристской деятельности, преодолевающих естественные и искусственныепрепятствия на маршрутах походов и дистанциях соревнований. Как и в предыдущихлекциях, технику страховки мы рассмотрим лишь в применении к горно-пешеходномуи лыжному туризму. В таком случае, объективно опасными естественнымипрепятствиями, требующими организации страховки, будут являться, прежде всего,горные склоны различной природы и крутизны и преодолеваемые туристами водныепреграды. При этом техника страховки за редким исключением определяетсяприемами работы туристов с основной веревкой, обеспечивающими уверенное задержаниесорвавшегося на любых формах рельефа и на переправах. Определим понятиестраховки, как совокупность индивидуальных и коллективных технических приемови средств, применяемых для обеспечения безопасности туристов, преодолевающихобъективно опасные участки спортивных маршрутов и дистанций соревнований.
Вначале в данной лекциимы рассмотрим важнейшие средства обеспечения безопасности участников туристскихпоходов и соревнований, а затем – порядок применения этих средств (основныеприемы страховки на склонах и переправах через водные преграды).
Какими качествамидолжна обладать основная страховочная веревка? Туристская техника страховки нагорных склонах и переправах через водные и иные препятствия за редкимисключением связана с применением т.н. основной веревки (Рис. 1). Естественно,что основная страховочная веревка должна удовлетворять целому ряду специальныхтребований. Например, основная веревка, применяемая для страховки первогоучастника, преодолевающего склон (с учетом возможности его срыва и падения посклону) должна сочетать следующие особенности: быть весьма прочной, обладатьнизким импульсным усилием (усилием рывка), быть удобной в обращении,износостойкой, относительно легкой. Низкое импульсное усилие (усилие рывка),развивающееся в веревке под воздействием падающего тела – это важнейшеекачество страховочной веревки, применяемой в целях взаимной страховки на горныхсклонах (см. ниже, в разделе 2 данной лекции). Именно это качество веревкизначительно снижает те нагрузки, которые приходится выдерживать страхующемуучастнику, страховочному снаряжению, первому (страхуемому) участнику в случаеего срыва со склона и падения.
Основная веревкаизготавливается по специальной технологии; состоит из прочной внешней оплетки ивнутреннего, подкрученного сердечника, «сплетенного» из многих волокон. Для ееизготовления применяются синтетические материалы, такие как нейлон, полиэстер.
Страховочные веревки, взависимости от конструктивных особенностей, технических характеристик иконкретного назначения, принято подразделять на две категории: статические идинамические. Статическая веревка в малой степени растягивается подвоздействием груза; ее применяют в качестве транспортной и страховочной веревкина переправах через водные препятствия, в качестве опорной и грузовой веревокпри преодолении иных естественных препятствий. Динамическая веревка, напротив,более эластична, обладает относительно большим растяжением под воздействиемгруза. Растяжение веревки абсорбирует (поглощает) энергию падающего груза,поэтому динамическая веревка применяется обычно при страховке первогоучастника, преодолевающего горный склон (с учетом возможности его срыва,падения и динамической нагрузки на веревку).
Основная веревка должнаиметь сертификат качества, и соответствовать европейским требованиям итребованиям международной федерации альпинизма и скалолазания UIAA (Union internationale des association D’alpinisme). Нижемы приводим основные характеристики динамической веревки, которые указываются вее сертификате качества.
Требования UIAA иEN892 (европейский стандарт) для динамической веревки:
· Диаметр веревки (обычно в пределах10-12мм).
· Сила рывка должнабыть не более 12kN при факторе рывка 2 с массой падающего груза 80кг.
· Веревка должнавыдерживать не менее 5 рывков с фактором рывка 2 и массой падающего груза,указанной выше.
· Относительноеудлинение под статическим воздействием стандартного груза 80кг не должно бытьболее 8%.
· Смещение оплеткиверевки относительно ее сердцевины в стандартных испытаниях должно быть меньше40мм.
· Масса метраверевки (70-80г на метр для11мм веревки).
Ньютон (N) единица измерения усилий,воздействующих на веревку (СИ); сила сообщающая телу, массой 1кг ускорение 1м/с2в направлении действия силы. Один килоньютон (kN) равен 1000N; 1N равен 0.102кгс (килограмм силы).Один кгс определяется как сила, действующая на тело массой в один килограмм ипридающая ему стандартное ускорение свободного падения. Фактор рывка – этоотношение глубины падения груза от точки его срыва до того места, где онзависнет на веревке, к длине веревки, на которой он завис (определяетвозможность веревки поглощать энергию упавшего груза за счет работы по еерастяжению).
В качестве конкретногопримера сертификата качества приведем данные фирмы «Beal», которая являетсяодним из мировых лидеров по производству альпинистских страховочных веревок(табл. 1).
Таблица 1
Характеристики веревокфирмы Beal
Тип веревки и ее диаметр
(мм)
Усилие рывка
(kN)* Количество выдерживаемых тестовых рывков (шт.) Масса падающего груза (кг) Масса одного метра веревки (г)
Flyer II;
10.2mm 7.4 10 80 64
Top Gan II
10.5mm 7.4 11 80 68
Apollo II
11mm 7.7 16 80 75
* – Усилия измерялись виспытаниях по стандартной методике: падение груза массой 80кг на веревке прифакторе рывка 1.77.
При преодолении естественныхпрепятствий в походе и технических этапов на дистанции соревнований зачастую вкачестве группового (командного) средства страховки используются страховочныеперила.
Что означаетпонятие «страховочные перила»? Страховочными перилами называется основная веревка,закрепленная с помощью специальных узлов и карабинов на опорных точкахстраховки (крючьях, деревьях, закладных элементах и пр.) Страховочные перила обязательнозакрепляются в исходной и целевой точке участка движения команды по сложномуучастку рельефа или на исходном и целевом берегах переправы через водное препятствие.По отношению к расположению веревки относительно земной поверхностистраховочные перила подразделяют на три категории:вертикальные,горизонтальные и наклонные. Например, перила, натянутые над водным препятствиемчаще всего являются горизонтальными (могут быть и наклонными). Перила, длястраховки при движении вверх или вниз по склону (свисающие со склона) –являются вертикальными (наклонными) перилами. Веревочные перила используютсятуристами не только для организации страховки, но и служат опорой, транспортнымсредством при движении по сложным участкам маршрута. Такие технические приемыкак подъем на отвесные склоны по перилам на стременах (способ грудь-нога);спуски со склона по перилам, перемещение грузов по рельефу, движение через рекупо навесной переправе, являются характерными примерами использования перильнойверевки в качестве опорного (транспортного) и страховочного средства.
Какие иные средствастраховки (кроме основной веревки) характерны для практики спортивного ирекреационно-спортивного туризма? Кроме основной веревки, к разнообразным средствам страховкиотносят страховочные карабины, тормозные устройства, петли из репшнура, скальныеи ледовые крючья, закладные элементы и т.д. (Рис. 2). Обычными средствамисамостраховки в движении (средствами самозадержания при срыве со снежного,травянистого, ледового склона и опорными средствами, предотвращающими падение)в туризме является ледоруб, альпеншток, лыжные палки. Средством самостраховки вдвижении по вертикальным и наклонным страховочным перилам является петлясамостраховки, изготовленная из репшнура (6мм-8мм) (Рис. 3). Средствомсамостраховки в движении по горизонтальным перилам является ус самостраховки,выполненный из короткого отрезка основной веревки и подключенный одновременно киндивидуальной страховочной системе и к перилам (с помощью карабина). Средствастраховки, как и прочие виды снаряжения, подразделяются на индивидуальные (петлясамостраховки, индивидуальные карабины, страховочная система, ледоруб и пр.) игрупповые (основная веревка, групповые карабины, опорные средства дляорганизации точек страховки и пр.).
2. Классификациятехники страховки с применением основной веревки
Как и в случае любой инойтуристской техники, технику страховки принято разделять на индивидуальнуютехнику (самостраховка) и групповую (командная страховка). Известныйспортсмен, методист и педагог, обучавший технике и тактике горного туризма иальпинизма в СССР, Я. Аркин (1981) подразделял технику страховки в зависимостиот числа применяющих ее индивидов и собственно от содержания страховочныхдействий на три категории: самостраховку, взаимную страховку и массовуюстраховку. Рассмотрим данные категории страховки более подробно.
Что подразумеваетсяпод понятием «самостраховка»? Очевидно, что под самостраховкой следует пониматьсовокупность приемов и средств самостоятельного обеспечения безопасноституриста при преодолении им объективно опасных участков маршрута. Понятие«самостраховка» комплексное и включает ряд ниже перечисленных важных приемовобеспечения собственной безопасности.
· Статичнаясамостраховка туриста на точке страховки.
Организуется туристом наопасных участках горного рельефа во время его действий, направленных на страховкупартнера, ожидания очереди на начало движения по перилам и т.д. (турист в этовремя занимает статичное положение и не передвигается по естественномупрепятствию). В качестве средства статичной самостраховки используется ус самостраховкизакрепленный с одной стороны на опорной точке страховки (скальном крюке, камне,дереве и т.д.), с другой стороны – на индивидуальной страховочной системе туриста.
· Самостраховкатуриста в движении по горизонтальным перилам.
При данной разновидностисамостраховки турист двигается вдоль склона или пересекает водное препятствие(вброд, по бревну, камням, транспортной веревке и т.д.). Для обеспечениябезопасности он пристегнут усом самостраховки и карабином к перильной веревкезакрепленной на исходном и целевом участке движения (карабин уса самостраховкискользит по перилам во время преодоления препятствия туристом).
· Самостраховкатуриста в движении по вертикальным и наклонным перилам.
При данной разновидностисамостраховки турист двигается вниз или вверх по склону (искусственным илиприродным объектам), используя перильную веревку в качестве опоры и дляобеспечения самостраховки. Средством самостраховки в данном случае являетсяпетля самостраховки из репшнура, завязанная на перилах схватывающим узлом изакрепленная на индивидуальной страховочной системе туриста (Рис. 3).
· Самостраховка вдвижении без применения перильной веревки (самозадержание на снежных,травянистых и ледовых склонах).
Данные действия включаютв себя комплекс надежных (предотвращающих срыв) приемов передвижения по разнымформам рельефа и приемов самозадержания при срыве, которые осуществляются спомощью специального снаряжения: ледоруба, альпенштока, ледовых молотков,лыжных палок и т.д. Более подробно техника самостраховки туристов наестественных препятствиях рассмотрена нами в специальном методическом занятии«техника преодоления естественных препятствий».
Средством страховкиявляется петля из репшнура, завязанная на перилах схватывающим узлом и закрепленнаяна страховочной системе туриста.
В организации взаимнойстраховки принимают участие, как минимум, два человека (они страхуют друг другас использованием основной веревки при преодолении объективно опасных участковмаршрута). Два или более человека, объединенные (связанные) основной веревкой втуризме или альпинизме обозначают термином «связка». Взаимную страховку в своюочередь подразделяют на две разновидности: одновременную страховку и попеременнуюстраховку.
В чем заключаетсяодновременная взаимная страховка туристов? При одновременной страховке всепартнеры по связке одновременно передвигаются по опасному участку маршрута.Страховка обеспечивается за счет действий лидирующего участника связки. Насклоне он закладывает веревку за скальные выступы или включает ее в карабиныустановленных им самим точек страховки (карабины закладных элементов, крючьев,ледобуров и т.д.). По ходу движения последний участник связки снимает точкистраховки. В случае срыва одного из участников связки, веревка, заложенная заскальные выступы или «прощелкнутая» в искусственные точки страховки предотвращаетпадение туристов на большую глубину.
Еще одним характернымпримером применения одновременной страховки является страховка туристов придвижении по закрытому леднику (см. лекцию 7 «Классифицированные участкимаршрута»). В данном случае туристам грозит не срыв со склона, а падение вневидимые под снегом глубокие ледовые трещины. Движение по закрытому ледникуосуществляется туристами в связке, с расстоянием между ними в 10 и болееметров. Провалившийся в трещину турист, удерживается на веревке своим партнером(партнерами) по связке. При этом оставшиеся на поверхности ледника партнерывыступают в качестве своеобразного «тормоза» или «якоря» (особенно, в случаеесли приходится им приходиться останавливать падение товарища с помощьюледорубов). В случае, когда одновременная страховка не эффективна, используетсяпопеременная страховка.
В чем заключаетсяпопеременная взаимная страховка туристов? Попеременная страховка применяется в случаепреодоления технически сложных склонов или иных препятствий, когдаодновременная страховка не эффективна. Само название данной разновидностистраховки указывает на то, что в этом случае движение туристов осуществляетсяпо очереди. Вначале лидер связки проходит опасный участок маршрута равный длинеиспользуемой веревки (обычно 40-50м в случае работы на горном склоне); в этовремя его партнер осуществляет его страховку основной веревкой в статичномположении. Затем роли партнеров по связке меняются: лидер останавливается,закрепляет себя усом самостраховки на опорной точке страховки и осуществляетстраховку основной веревкой идущего (лезущего, прыгающего через ледовуютрещину) к нему партнера.
Если мы рассматриваемпопеременную страховку туристов на горных склонах, то она подразделяется на верхнююи нижнюю страховку. В приведенном выше примере лидер связки передвигаетсявверх по склону с нижней страховкой (веревка «приходит» к его страховочнойсистеме снизу, от оставшегося внизу, страхующего его партнера). Затем лидерстрахует своего партнера, применяя верхнюю страховку (веревка «приходит» к нижнемупартнеру по связке сверху, от лидера). Подробнее систему организации попеременнойстраховки мы рассмотрим ниже в разделе «Страховочная цепь и ее элементы», а также в методическом занятии «техника преодоления естественных препятствий».
В чем заключаетсямассовая страховка туристов? Данную разновидность страховки выделяют не на основаниисущества применяемых приемов и страховочных средств, а на основании массовостиее использования. Массовая страховка осуществляется с помощью страховочныхперил заранее организованных на объективно опасных участках горного рельефа,переправах и т.д. Предполагается, что данные участки будут преодолеватьсязначительным количеством туристов, в течение относительно продолжительного времени.Например, перила из основной веревки (соответствующей по прочностиметаллической проволоки, троса) могут быть натянуты инструкторами альпинистскоголагеря в месте переправы через горную реку по бревну; перила организуются врасчете на весь сезон горовосхождений с учетом их массового использованияальпинистами лагеря. Сама же техника самостраховки туристов, альпинистов – этоне что иное, как техника самостраховки в движении по перилам (см. выше).Указанная выше классификация техники страховки представлена на Рис. 4.
3.Страховочная цепь и ее элементы
Сутью страховки сприменением основной веревки в горно-пешеходном, лыжном туризме является, восновном, снижение (недопущение) негативных последствий срыва туриста на горныхсклонах или иных объективно опасных участках маршрута, а именно прекращениеего падения и удержание. С точки зрения физики, страховка – это гашениекинетической энергии падающего тела, осуществляемое за счет трения при протравливанииверевки через руки страхующего, специальные механические устройства, элементырельефа и амортизации (удлинения) нагруженной веревки. Рассмотрим этотпроцесс на примере взаимной нижней страховки, в случае когда (для упрощениярассуждений) связка преодолевает отвесный горный склон. Партнеров по связке ифункциональную совокупность страховочных средств, которые обеспечиваютбезопасность связки на склоне принято называть страховочной цепью.Эффективность страховки зависит от надежности каждого компонента страховочнойцепи и всей страховочной цепи в целом.
Из какихкомпонентов состоит страховочная цепь при организации нижней страховки нагорном склоне?Главным связующим элементом страховочной цепи является основная веревка:партнеры по связке объединены основной веревкой, концы которой ввязаны илизакреплены карабинами на их индивидуальных страховочных системах. Созданиестраховочной цепи начинается с организации базового пункта страховки(базы, станции). База представляет собою максимально удобное место на склоне, скоторого осуществляется страховка. Она оборудуется обычно несколькими (не менеечем двумя) надежными точками страховки (крючьями, закладными элементами,повешенными на скальные выступы петлями с карабинами), которые блокируютсямежду собой фрагментом основной веревки или равнопрочной ей стропой. В случаевыхода из строя отдельных точек страховки, это не должно сказаться нанадежности базы в целом. Если «под рукой» имеется удобный и надежный скальныйвыступ, можно для организации базового пункта страховки ограничиться только им(сделать базу на одной точке страховки) (Рис.5).
/>/>
Рис.5 Базовый пунктстраховки. Рис.6 Промежуточные точки страховки.
После организации базыверевка, идущая от лидера в связке, закладывается в базовый карабин (перваяточка страховки лидера), при этом страхующий участник удерживает входящую вкарабин веревку руками, и сам закреплен усом самостраховки на базовой точкестраховки (Рис. 5). Лидер связки начинает двигаться вверх по склону и тянет засобою страховочную веревку (ее выдает на базе страхующий его партнер). При этомлидер устанавливает на склоне промежуточные точки страховки и проводит(«прощелкивает») веревку через карабины этих точек (Рис.6). Промежуточные точкистраховки – скальные крючья с оттяжками и карабинами, оттяжки с карабинами,наброшенные за скальные выступы и пр. При срыве, лидирующий участник пролетаетрасстояние, на которое он поднялся выше последней промежуточной точки страховкии на такое же расстояние ниже данной точки (глубина падения). После чеговеревка нагрузит карабин данной точки и остановит падение лидера. Такимобразом, мы можем перечислить все элементы страховочной цепи при организациинижней страховки: партнеры по связке; объединяющая их основная веревка,проходящая через базовый пункт страховки и промежуточные точки страховки. Схематичностраховочная цепь нижней страховки представлена на Рис.7
/>
Рис. 7 Страховочная цепьпри организации нижней страховки Страхующий участник находится в базовомстраховочном пункте (организован с использованием надежного камня). Страховкалидера осуществляется через тормозное устройство «восьмерка» закрепленное на беседкестрахующего (рисунок слева) или через карабин базового пункта (рисунок справа).Веревка, закрепленная на базе и на страховочной системе лидера, проходит черезтормозное устройство или карабин базового пункта страховки, через три(крюк1-крюк3) промежуточных точки страховки.
Какие нагрузкиприходятся при срыве лидера на спортсменов и элементы страховочной цепи? Какиенагрузки выдерживает страховочная цепь без разрушения? Страховочная цепь, и сама по себестраховка, эффективны, если сами участники и ключевые (критичные) элементыстраховочной цепи выдерживают без негативных последствий усилия, которыеприходятся на них вследствие срыва лидера связки; если страхующий партнерудерживает с помощью веревки сорвавшегося лидера. По данным многочисленныхиспытаний, элементы страховочной цепи выдерживают без разрушения следующиеусилия.
· Индивидуальнаястраховочная система рассчитана на рывок не более 1000-1600кгс (безболезненнопереносится рывок в 400 кгс) (1кгс примерно равен 10N).
· Правильноорганизованный базовый страховочный пункт рассчитан на рывок до 2200 кгс.
· Какой рывоквыдержат промежуточные точки страховки точно предсказать нельзя: все диктуетсяконкретным снаряжением и опытом лидера связки. Сами страховочные элементыизготавливаются с таким расчетом, чтобы выдержать усилие 1600-2500кгс, ноусловия их установки на рельефе подчас не обеспечивают их сохранность присильном рывке и средства страховки могут вылететь из склона без разрушения ихконструктивных элементов. При воздействии на скальный крюк усилия в 500 кгс –вылетают около 15% забитых крючьев, при воздействии 800 кгс – более 50%крючьев. Ледобуры (ледовые «крючья») считаются самыми надежными по сравнению сдругими страховочными элементами и могут выдержать усилие вплоть до 2400кгс.
· Карабины всреднем рассчитаны на нагрузку 2000 кгс.
· Основная веревка является надежным элементом страховочной цепи (за исключением случая, если онаобрежется об острый край скалы или получит повреждения от падающих камней илильда). Разрывное усилие веревки обычно не менее 2000 кгс.
Таким образом, практикаальпинизма и горного туризма, исследование проблемы свидетельствуют о том, чтонаименее надежным звеном страховочной цепи при срыве являются промежуточныеточки страховки (крючья, закладные элементы). Относительная величина усилий,приходящихся на последнюю, установленную лидером связки точку страховки(последний карабин) в страховочной цепи при его срыве показаны на Рис…
/>Рис.8 Усилия, приходящиеся на последнюю,установленную лидером связки точку страховки (последний карабин) в страховочнойцепи при его срыве. Рисунок представлен на сайте Интернета
www.vento.ru/
На рисунке изображенаверхняя точка страховки, на которой произошло задержание сорвавшегося лидерасвязки. Кинетическая энергия сорвавшегося лидера поглощается упругимрастяжением веревки и трением веревки в карабине при ее протравливаниистрахующим партнером. При этом на сорвавшегося лидера действует сила упругостиF; эта же сила воздействует на карабин верхней точки страховки в направлениисрыва. В карабине на веревку действует сила трения Fтрен., которая препятствуетдвижению веревки. Сила трения зависит от коэффициента трения и силы давленияверевки на карабин. В том же направлении, что и сила трения, действует сила F1,которая удерживает сорвавшегося от дальнейшего падения (прикладывается кверевке страхующим партнером). Удержание падающего человека возможно лишь приусловии, когда F=F1+Fтрен. Сила трения, по оценкам фирм-производителейснаряжения, составляет около 34% от силы рывка F (в модельных условиях). Приэтом сила F1 составляет 66% от силы F. Тогда на карабин в случае жесткойстраховки, без протравливания веревки, будет воздействовать сила N=F1+F=1.66F.При наличии грязи, влаги, дефектов веревки или карабина сила трения может увеличиться,так что, реальная нагрузка на карабин (а поэтому и на точку страховки)составляет: F
Например, прииспользовании статической веревки и страховке без протравливания в случаеподъема лидера над последним крюком на 3.5м и его срыва, нет никакой гарантиибезопасного исхода. Усилие рывка на верхний крюк и карабин превышают величину2000 кгс, что неминуемо приводит к вырыванию крюка из горной породы. Усилие настраховочную систему и тело лидера в связки будут составлять не менее 1300кгс(см. формулу расчета сил, приведенную в комментариях к Рис.8). Следовательно,основным путем повышения безопасности в случае срыва лидера в связке являетсяуменьшение усилия рывка на «критичные» компоненты страховочной цепи (преждевсего, на страховочную систему сорвавшегося и верхнюю точку страховки). Усилиерывка на верхний крюк страховочной цепи не должно быть большим, чем 450 кгс(испытания свидетельствуют, что в таком случае выдерживают почти 90 % хорошозабитых крючьев). Тогда задачу эффективной организации страховки мы, в узкомсмысле слова, можем свести к уменьшению усилий рывка, приходящихся на критичныекомпоненты страховочной цепи.
От чего зависитвеличина усилий рывка на критичные элементы страховочной цепи? Прежде всего, величина усилий рывкана компоненты страховочной цепи зависит от следующих факторов:
· Массысорвавшегося человека (вместе с одеждой и рюкзаком, если он есть).
· Степениэластичности веревки (определяемой относительным удлинением веревки при воздействииусилия рывка).
· Фактора рывка.
· Трения веревки обэлементы рельефа и в карабинах.
· Трения веревки втормозном страховочном устройстве (при его использовании); длины протравленнойверевки и усилия, с которым веревка протравливалась через данное устройство.
Напомним, что факторрывка – это отношение глубины падения человека (от точки его срыва до тогоместа, где он зависнет на веревке) к длине веревки, на которой он завис (к длине выданной ему веревки). Он может принимать значение от 0 до 2 (в обычнойситуации). При этом сами значения глубины падения лидера связки или длиныверевки не влияют на рывок. Например, рывок при падении человека на глубинуравную двум длинам уса самостраховки (например, на глубину 3м при длине уса –1.5м) будет столь же сильным, как при падении на глубину 80м, при длиневыданной веревки 40м (40м падения до страхующего и столько же нижестрахующего). В обоих случаях фактор рывка максимален и равен 2. Ничегоудивительного в этом нет. Действительно, при большей глубине падения впоглощении кинетической энергии падающего тела участвует большая длина веревки,способной к растяжению (амортизации); при этом сам рывок по силе оказываетсяодинаковым.
В общем случае усилиярывка на элементы страховочной системе будут тем меньше, чем меньше массасорвавшегося человека; чем меньше фактор рывка; чем больше эластичностьпримененной при страховке веревки. Усилия, приходящиеся на верхнюю точкустраховки при срыве, уменьшает так же протравливание веревки страхующимпартнером (работа силы трения при протравливании веревки).
Какие действияпредпринимают партнеры по связке для снижения усилий рывка на элементыстраховочной цепи? Правильные действия партнеров по связке и правильный выбор страховочногоснаряжения должны в идеальном случае ограничить силу воздействия на верхнююпромежуточную точку страховки до 300-400 кгс (тогда при прочих условиях,вероятность того, что данная точка не вылетит из скальной породы, достаточновелика). Лидирующий (верхний) партнер по связке для уменьшения силы рывка чащеустанавливает при движении промежуточные точки страховки; для нижней страховкииспользуется динамическая веревка, относительное удлинение которой поглощает кинетическую энергию падения лидера. Лидер связки старается устанавливать какможно более надежные промежуточные точки страховки (надежно забивает скальныекрючья, тщательно устанавливает закладные элементы на рельефе), что повышаетусилие рывка, которое они могут выдержать. Лидер в связке использует т.н.амортизатор рывка, который, как и сама динамическая веревка, поглощает энергиюпадения и служит заменой протравливанию веревки (см. ниже).
Страхующий участник нежестко «зажимает» веревку при срыве лидера, а осуществляет динамическуюстраховку – протравливает веревку через руки и карабин (тормозное устройство)базовой точки страховки, и тем самым снижает за счет работы силы трения усилиерывка, приходящееся на верхний крюк и тело сорвавшегося лидера. Какую длинуверевки необходимо протравливать? Соотношение такое. Во сколько раз усилиепротравливания больше массы сорвавшегося человека, во столько же раз длинапротравливания меньше глубины падения. Например, человек массой 100кг (вместе содеждой и снаряжением) упал на глубину 10м (5м до последней точки, и столько жениже ее). Усилие протравливания страхующим участником через тормозноеустройство и руки составляет 400кг (усилие протравливания больше массы упавшегов 4 раза). Тогда протравливать следует в 4 раза меньше глубины падения, т.е.2.5м. Ранее в специальной литературе приводились такие примерные цифры.Протравливание не обладающей высокими амортизационными качествами веревкистрахующим участником должно производиться в расчете 0.25-0.5м на каждый метрвысоты подъема лидера над верхним крюком (тогда усилие на крюк при его срыве непревышает величину 480кг).
В туризме для организациистраховки при преодолении горных склонов часто используется самостраховкаучастников петлей из репшнура в движении по вертикальным перилам. Внимание!Паспортное предельное разрывное усилие репшнура составляет 600-700кгс.Динамическое усилие на репшнур, действующие, например, при падении тела массой80кг и факторе рывка 1.5-2 близко к данной величине и с большой вероятностьюприведет к его разрыву. Поэтому при перемещении схватывающего узла по периламнадо следить, чтобы он всегда находился выше по склону по отношению к корпусусамого туриста (тогда само падение туриста и динамический рывок исключаются;при срыве схватывающий узел сразу затягивается на перилах и останавливаетпадение). Динамический рывок и протравливание веревки должны быть полностьюисключены и в случае применения верхней попеременной страховки.
Какие приемы(способы) взаимной страховки на горном склоне наиболее широко используют впрактике туризма, альпинизма? Организация взаимной страховки (страховочной цепи) на горныхсклонах включает в себя: выбор места организации страховки, выбор подходящихтехнических приемов и страховочных средств, организацию самостраховки истраховки партнера по связке. Выше мы уже определили понятие взаимной страховкии понятие страховочной цепи; достаточно подробно охарактеризовали средствастраховки. Ниже мы кратко рассмотрим основные приемы (способы) взаимнойпопеременной страховки, которые применяет страхующий партнер связки набазе. Применяемые способы страховки должны обеспечить эффективноефункционирование страховочной цепи при срыве туриста, преодолевающего горныйсклон.
Выбор приемов итехнических средств взаимной страховки зависит от особенностей преодолеваемогоучастка рельефа и опыта страхующего. При наличии в месте организации страховкиудобного скального выступа, весьма эффективна страховка через выступ.Этот способ обеспечивает достаточную силу трение веревки и надежное удержание сорвавшегосялидера. Перед его использованием необходимо проверить, достаточно ли выступхорош (в смысле прочности и устойчивости). Если надежного и удобного дляорганизации страховки выступа нет, широко применяется способ страховки черезкарабин, повешенный на крюк, закладной элемент и т.д. Карабин, применяемыйдля такого вида страховки, должен быть обязательно с муфтой (муфта должна бытьзакручена!). Данный способ страховки относительно прост в организации,обеспечивает оперативный контроль над количеством свободной веревки — веревкуможно быстро выбрать или выдать. В случае срыва лидера веревку можно легкозакрепить за карабин. Сила трения веревки в карабине обычно не столь велика,как при страховке через выступ; в случае сильного рывка страхующему туристутрудно удержать веревку, идущую через карабин без дополнительных тормозныхустройств. Поэтому данный способ применяется, если рывок при срыве лидера неможет быть сильным (например, на простом достаточно пологом рельефе, рывок неожидается сильным; даже если лидер сорвется, он будет катиться (скользить) посклону, а не падать вертикально вниз). Этот же способ страховки применяется втом случае, когда в страховочной цепи присутствует сильное дополнительноетрение веревки, проходящей через выступы рельефа и промежуточные точки страховки(кроме трения в карабине базовой точки страховки). При необходимости, дляувеличения величины силы трения веревки о карабин базы страхующий можетизменить угол перегиба веревки через карабин или страховать через узел UIAA(Рис. 5).
Часто для организациистраховки на базе применяют комбинированный способ страховки черезкарабин и тормозное устройство (например, с тормозным устройством «восьмерка»).В данном случае сила трения веревки на базовой точке страховки возрастает(сравнимо с силой трения при страховке через удобный выступ). Наиболеераспространен способ страховки через тормозное устройство, расположенное набеседке страхующего туриста и муфтованный карабин базовой точки страховки.Страховать таким способом удобно: нагрузка на руки приходится небольшая;туристу на базе легко регулировать силу трения веревки на базе и осуществлятьее протравливание. Сила трения регулируется как в самом тормозном устройстве,так и за счет изменения угла перегиба веревки через карабин. При осуществлениистраховки через тормозное устройство, закрепленное на базе, рывок при срывелидера приходится непосредственно на базу. В предыдущем случае рывок приходилсясначала на беседку страхующего туриста, обязательно стоящего на самостраховкенаправленной противоположно по отношению к направлению рывка! Это приводит кдополнительной амортизации в страховочной цепи и уменьшает усилие рывка,оберегая при этом базу от возможного нарушения ненадежных точек страховки.
Способ страховки черезпоясницу, через плечо страхующего туриста самостоятельно не применяются длянижней страховки по причине их ненадежности. Для организации нижней страховкиих можно применять лишь в комбинации со страховкой через выступ иличерез карабин для увеличения усилий трения веревки или более мягкого протравливания.Зато для организации верхней страховки, (когда лидер связки принимает к себевторого партнера) эти способы находят действительное применение. При этом веревка,как правило, проходит через выступ, край скальной полки и т.д.; нагрузка настрахующего туриста приходится небольшая, что позволяет успешно применять этотспособ страховки. Все же более часто в подобных ситуациях страхуют черезвосьмерку, прищелкнутую к беседке (в принципе — та же страховка черезпоясницу).
Литература по темелекции.
1. Аркин Я.,Вариксоо А., Захаров, П., Тятте Я. Горный туризм. Снаряжение. Техника. Тактика.– Таллин: Изд-во Ээсти раамат. – 1980. – 328с.
2. Ганопольский В.И. Уроки туризма /Пособие для учителей. – Мн.: НМЦентр, 1998. – 216с. – (Туризм в школе).
3. Лукоянов П.И. Зимние спортивныепоходы. – М.: ФиС, 1988. – 191с.
4. Туризми спортивное ориентирование / Учебник для институтов и техникумов физическойкультуры. — Авт.-сост, В.И. Ганопольский. М: ФиС, 1987. — 240с.
5. Федотов Ю.Н.,Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.Н.Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364с.
6. Хаттинг ГАльпинизм: Техника восхождений, ледолазания, скалолазания: Базовое руководство/Гарт Хаттинг. – Пер. с англ. К. Ткаченко. – М.: «Изд-во ФАИР», 2006. –160с.
7. Хилл П., ДжонстонС. Навыки альпинизма: Курс тренировок. – М.: ФАИР-ПРЕСС. – 2005. – 192с.
8. Школа альпинизма (Начальнаяподготовка). – М.: ФиС, 1989. – 463с. Составители: П.П. Захаров, Т.В. Степенко.
9. Статьи и рисункииз каталогов специального страховочного снаряжения PETZL.