МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им.Х. М. Бербекова
Курсоваяработа
по дисциплине: «Техника и технология в СКС и Т»
Тема: «Туристский потенциал в России»
Выполнила
ст-ка 4 курса СКС и Т
ОЗО 1 гр.
Медведева Ангелина
Проверил
Зав. кафедрой
Технологии СКС и Т
к.э.н. Каранашев А.Х.
Нальчик – 2006г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. РОССИЯ ГОСТЕПРИИМНАЯ
§ 1. Обзор рынка въездного туризма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
§ 2. Факторы, влияющие на количество туристов,
въезжающих в Россию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТЯ ТУРИЗМА В РОССИИ
§ 1. Сдерживающие Обстоятельства для развития туризма . . . . . . . . . 17
§ 2. Оценка туристского потенциала в РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
§ 3. Туристский потенциал КБР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ВВЕДЕНИЕ
Туризм — один из немногих устойчиво развивающихся видов отечественногобизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов.Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом не требуетсябольших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешновзаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала)фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютныхопераций.
Туристический бизнес стимулирует развитиедругих отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства,производства товаров народного потребления, связи и т. д.
В настоящее время рынок российского туризма развивается крайненеравномерно. Объём выездного туризма преобладает над объёмами въездного ивнутреннего туризма. Несмотря на приоритет развития внутреннего, въездного исоциального туризма, провозглашённый Федеральным законом «Об основах туристскойдеятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года, в стране наиболее активнофункционирует всё-таки рынок выездного туризма. Это значит, что преобладает нетолько выезд туристов над въездом, но и вывоз за рубеж денег (валюты) над ихпоступлением в национальную экономику страны.
Туристский потенциал России очень велик. Богатейшая культура, история иприрода России — основа роста популярности туров по нашей стране. Располагаяогромным туристским потенциалом, Россия занимает весьма скромное место натуристском рынке. Однако в последние годы наметились изменения: принят закон РФ«Об основах туристской деятельности в РФ», введены лицензирование исертификация, в Государственной думе создан комитет по туризму и спорту. Встолице реализуется программа превращения города в международный центр туризма.[1, №01’1997 в №11’2005 стр. 67] Переживая переходный период, отказавшись отмеханизмов, централизованного планирования, страна, по-прежнему нуждается вэффективной стратегии развития туризма. Федеральная целевая программа”Развитие туризма в РоссийскойФедерации”, утвержденная постановлением Правительства РФ в феврале19996г., реализуется недостаточно динамично.
Тема актуальна потому, что туризм играет не последнюю роль в экономикестраны. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годыстанет наиболее важным ее сектором. В последние годы туризм стал одним из самыхприбыльных видов бизнеса в мире и к 2007 г. туризм должен выйти на первое место вмировой торговле товарами и услугами. Также туризм оказывает мощное воздействиена занятость населения, является активным источником поступлений иностраннойвалюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны. В свою очередь, наразвитие туризма воздействуют различные факторы: демографические,природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.На развитие туризма оказывают влияние научно-технический прогресс, повышениекачества жизни населения, увеличение продолжительности свободного времени, отпусков,экономическая и политическая стабильность и ряд других факторов.
Однако рост туризма вызывает некоторые негативные последствия, напримеринфляцию, разрушение окружающей среды и нарушение традиций местного населения.Следовательно, своевременная и всесторонняя оценка последствий международноготуризма является очень важным фактором для составления такой экономической итуристской политики, которая позволяла бы извлекать максимальную выгоду ипредупреждать разрушительное воздействие туризма.
Объект работы: Развитие туризма в России.
Ведущая идея: Россия обладает колоссальным туристским потенциалом,который нужно развивать.
ГЛАВА 1. Россия гостеприимная
§ 1. Обзор рынка въездного туризма
Ещё Гоголь говорил, что «у России две беды: дураки и дороги». А нам,вслед за классиком, приходится, увы, констатировать, что за двести лет в странемало что изменилось. Обе вышеупомянутые проблемы лежат тяжким бременем наплечах въездного туризма. [1, №7’2004, стр. 54]
Общеизвестно, что в экономике многих стран туризм – основнаядоходообразующая статья. У нас же, как показывает практика, эта отрасль неприбыльна для государства.
«Россия не использует свои колоссальныетуристские ресурсы», — заявил президент России В.В. Путин на заседаниипрезидиума Госсовета. «Наша страна обладает колоссальными туристскимиресурсами. Они есть везде, на всей территории – от Камчатки до Санкт-Петербурга, от Пскова и Великого Новгорода до Краснодарского края – но этотбогатейший исторический, культурный и природный потенциал используется в целяхтуризма, по мнению экспертов, только на 20 %», — сказал президент.
Конечно, России есть, что показать иностранным гостям. Она велика имногообразна. Есть возможности для пляжного отдыха, огромный потенциал дляэкскурсионных программ. Богатейшая культура, бесчисленное множествоисторических памятников, редкая по красоте природа – всё это досталось нам отпредков. А мы никак не можем разумно распорядиться наследством. Ездишь поРоссии, и не перестаёшь удивляться, сколько же всего интересного вокруг. Нобольшинство памятников – в полуразрушенном состоянии, за пределами региона оних практически ничего не известно. Дороги годятся только, чтобы ездить по нимна джипах. Как будто мы живём не в цивилизованной стране, а в пустыне.Гостиницы в провинциальных городках напоминают ночлежки. Там и своих туристовстыдно размещать, что уж говорить о зарубежных! Встречаются, конечно, кое-где«жемчужины» — комфортабельные отели и пансионаты. Но общая картина оставляетгнетущее впечатление. Вот и получается, что львиная доля рынка приходится навъездной туризм. А фирмы, которые занимаются приёмом иностранцев, можноперечислить по пальцам.
Николай Какора, вице-президент и директор департамента въездного туризмаВАО «Интурист» констатирует: «Выездом заниматься проще – клиент не такойтребовательный, зарубежная инфраструктура туризма шире и лучше нашей, а значит,легче организовать хорошее обслуживание. Основной вид поездок – отдых у моря, ане сложные экскурсионные маршруты. Нашим фирмам не нужно обслуживать туриста –надо работать с хорошим партнёром за рубежом. На въезде всё сложнее, потому чтоты – принимающая сторона. Турист смотрит тебе и твоим сотрудникам «в глаза»каждую секунду своего пребывания в стране. И он всегда прав. В условиях нашей,российской, инфраструктуры туризма обеспечить хороший сервис сложно, и удаётсяэто далеко не всем».
Тем не менее, въездной туризм существует. И, как говорят практики, спросна Россию растёт.
Кто же приезжает к нам в гости, какие программы и маршруты пользуютсясегодня успехом сегодня у иностранцев?
Как выяснилось в результате беседс представителями компаний, занятых приёмом иностранных туристов, основные ихклиенты – европейцы. «Франция, Италия, Германия, Испания – вот четыре страны,которые обеспечивают основной туристский поток в Россию, — говорит Леонид Исаакович,генеральный директор компании «Академсервис ДМС». – На второе место условноможно поставить Великобританию, Северную Европу, Грецию». В данном случае речьидёт об экскурсионном и деловом туризме. Зарубежными туристами считаютсяграждане дальнего зарубежья. Жители бывших союзных республик, ставшихсуверенными государствами, не учитываются.
В отношении делового туризма картина складывается иная. Как отмечаютруководители принимающих фирм, в последнее время увеличился поток туристов изКитая.
Основными регионами, куда возят иностранцев, были и остаются столица,Питер и города Золотого кольца России. Это 70-75 % въездного туризма. Здесьсосредоточены наиболее известные иностранцам объекты показа и существует почтиотвечающая их требованиям инфраструктура туризма. Дело вовсе не в том, чтозарубежных гостей интересуют исключительно эти турцентры. Просто другиенаселённые пункты пока ещё не в состоянии принимать у себя заграничные группы.
Большой интерес у зарубежных туристов вызывает регион Сибири. Естьинтерес к другим регионам, но развитие туризма в них сдерживается нехваткойсредств размещения и транспорта, неоправданно высоким уровнем цен при низкомпока качестве услуг.
Стоит ли говорить о том, что знакомство с вышеназванными городами недаёт туристам возможности до конца понять, что такое Россия. На территорииРоссии проживают народы многих национальностей. У каждой – своя культура. Илучше всего знакомиться с ней в глубинке. Но как раз туда путь массовомутуризму заказан… [1, №7’2004, стр. 54]
Использовать для туризма природные богатства России тоже не всегдаполучается. Известно, что за рубежом есть интерес к охоте и рыбалке у нас встране. В данном случае наша «дикость» играет нам на руку. В лесу можнобеспрепятственно развести костёр, поставить палатку. Проблема в том, чтотурбазы, где можно было бы размещать иностранцев, принадлежат государственнымструктурам. Чиновники не хотят делиться с турфирмами. И оставляют охотничьихозяйства для себя и своих гостей.
Получается, что конкуренции традиционным маршрутам нет, и в большинстверегионов въездной туризм сводится к деловым поездкам и индивидуальнымпрограммам.
У иностранцев наиболее популярны туры – продолжительностью в 7-10 дней.Крупные компании – ВАО «Интурист», «Академсервис ДМС» и «Тари- тур» делаюторигинальные программы. Что называется, на любителя. «Сами мы ничего непридумываем, только разрабатываем идею заказчика, — говорит Леонид Исаакович. –Такие туры повторяются не больше двух раз, в них участвует мало туристов, и онизначительно дороже стандартных, регулярных. У нас были разные заказы. Например,профессиональные туры: для полицейских, для архитекторов, медиков, военных.Последние летали на реактивных самолётах, ездили на танках. Архитекторызаказывали посещение городов, где сохранились здания интересующего их периодапостройки. Они часто выбирают те населённые пункты, которые не входят ни в одиниз наших маршрутов. Например, Коломну, Муром, малоизвестные города Сибири».
Чтобы разнообразить стандартные туры, фирмы дополняют ихразвлекательными программами. За разработку новых программ взялись музеиМосквы, Санкт- Петербурга и областные музеи- заповедники. Так, в Доме боярРомановых, филиале Государственного исторического музея Москвы, по вечерамразыгрывают театрализованные представления в костюмах VIIв. и угощают гостей ужином постаринным русским рецептам. Это хороший способ разнообразить впечатление отэкскурсии, дать им возможность прикоснуться к истории, которую мы привыклинаблюдать в виде недоступных экспонатов, хранящихся под стеклом.
Отрадно, что на традиционных маршрутах сегодня открываются возможности идля событийного туризма. ВАО «Интурист, например, включает в свои программывесенний праздник Масленицы и летний «Фестиваль пива». Вместе с гидами-переводчиками здесь работают над обновлением экскурсионных туров и внимательноотслеживают появление в регионахинтересных предложений. [1, № 07’2004, стр. 55]
Получается, что недостатка воригинальных программах для интуристов нет. По запросам клиентов турфирмыобеспечат путешествие в любую точку России. Но организовать массовые туры онине могут. Снова всё упирается в проблему с развитием инфраструктуры.
К сожалению, даже на традиционных массовых маршрутах есть проблемы,которые не позволяют турфирмам значительно увеличить поток зарубежных туристов.Новые отели для развития массового въездного туризма практически не строятся, астарые уже начали активно сносить. Например, столичные «Интурист» и «Москву».Обсуждается вопрос о сносе гостиниц «Россия» в Москве и «Санкт-Петербург» вПитере. Состояние аэропортов и очереди на паспортном контроле удивляютиностранного туриста. Автобусные парки работают с «убитой» техникой,закупленной «Интуристом» 15-20 лет назад. Российские железные дороги требуют предоставитьсписки туристов на групповые перевозки за 45 дней, при этом чартерные программыпродаются нашим зарубежным партнёрам практически до дня вылета. В период белыхночей в Санкт- Петербурге проводится такое количество конференций, симпозиумови форумов, что нормальному туристу просто негде жить. Наши великолепные музеине работают над увеличением пропускной способности, а просто убирают изассортимента дешёвые экскурсии, оставляют одну комплексную и поднимают цены нанеё до небес. Правом предоставления групповой визовой поддержки нередкопользуются организации, связанные с туризмом. Никаких гарантий обеспечениякачественного обслуживания иностранцев не требуется. Скоро, видимо, не будетнужна и лицензия на осуществление деятельности в сфере туризма. Инофирмы рядарегионов мира пытаются организовать обслуживание в России самостоятельно,работая в большинстве своём в сфере наличных расчётов. Они получают болеенизкие цены на услуги и, как следствие, снижают доход государственной казны оттуризма. Практически нет национальных представительств по туризму за рубежом, иважное общегосударственное дело продвижения въездного туризма в Россию, посути, становится личным делом каждого отдельно взятого туроператора. Еслисейчас фирмам приходится сталкиваться с такими трудностями при организациитуров для иностранцев даже по наезженным уже маршрутам, то каковы дальнейшиеперспективы развития въездного туризма в России?
§ 2. Факторы,влияющие на количество въезжающих в Россию туристов
Основные факторы, влияющие на развитиетуризма делятся на статичные и динамичные. К статичным относятся совокупностьприродно-географических факторов. Они имеют непреходящие, неизменные значения.Человек лишь приспосабливает их к туристским потребностям, делает их болеедоступными для использования. Природно-климатические и географические факторынаходят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности,подземных богатствах (минеральные пещеры и тд.). Культурно-исторические факторы(памятники архитектуры, истории и т.д.) тоже, в значительной мере можно отнестик статичным факторам.
К динамичным относятся демографические, социально-экономические,материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различнуюоценку значения, меняющиеся во времени и в пространстве. Кроме того, факторы,воздействующие на туризм делятся на внешние (экзогенные) и внутренние(эндогенные).
Внешние (экзогенные) факторы воздействуютна туризм посредством демографических и социальных изменений. Данная группавключает в себя: возраст населения. Увеличение числа работающих женщин иизменение дохода на каждую семью, рост пропорции одиноких людей, тенденции кболее позднему вступлению в брак и образованию семьи, рост числа бездетных парв составе населения, уменьшение иммиграционных ограничений, увеличениеоплаченных командировок и более гибких графиков рабочего времени, более раннийвыход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей. Практически все,перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структурусвободного времени населения, которая создает объективныесоциально-демографические условия развития туризма. Поэтому при разработкепрограмм развития туризма важно выявить структуру фонда времени населения ибюджет свободного времени.
К числу внешних факторов воздействующих натуризм, относятся также экономические и финансовые факторы:
ü улучшение(ухудшение) экономической и финансовой ситуации;
ü увеличение(снижение) персонального дохода;
ü болеевысокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдыхчасти доходов;
ü возрастание(снижение) доли общественно- выделяемых средств на покрытие расходов на туризм и путешествия.
К социально-экономическим факторам,влияющим на рост туризма, относятся также повышение уровня образования,культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетическихпотребностей можно рассматривать стремление людей познакомится с бытом, историей,культурой, условиями жизни различных стран.
Кроме того, к внешним факторам относятсяизменения политического и правового регулирования; технологические изменения;развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменение условийбезопасности путешествий.
Внутренние (эндогенные) факторы – этофакторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся преждевсего материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развитиятуризма. Главный из них связан с развитием средств размещения, транспорта,предприятий общепита, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.
К внутренним факторам относятся такжефакторы туристского рынка:
1) процессы спроса, предложение ираспространения (в качестве особенности современных рыночных факторов можновыделить, например, превращение спроса на турпродукты в постоянный запрос, атакже рост индивидуального туризма;
2) возрастание роли сегментации рынка(появление новых внутри региональных туристских сегментов. Увеличениерасстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, росткраткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся тугистском пространстве и т.д.);
3) возрастание роли координации деятельности втуризме и процессов монополизации (усиление горизонтальных интеграций, т.е.рост партнерских отношений крупных фирм со средним и мелким бизнесом;вертикальные интеграции через создание стратегических туристских союзов;глобализация туристского бизнеса и т.д.);
4) возрастание роли средств массовойинформации и связи с общественностью (паблик рилейшнз) в продвижении, рекламе иреализации разрабатываемых турпродуктов;
5) возрастание роли кадров в туризме(увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационнойструктуры, повышения значения профессиональной подготовки, улучшенияорганизации труда и т.д.);
6) возрастание роли частного туристскогобизнеса (создаются условия, при которых на рынке действует ограниченное числобольших транснациональных операторов и значительное количество родственныхмалых предприятий – агентов, осуществляется эффективная реализация турпродуктана основе профессионального маркетинга, что в свою очередь поражает потребностьвы повышении квалификации персонала).
Перечисленные выше факторы, в своюочередь, подразделяются на экстенсивные и интенсивные и сдерживающие(негативные).
К экстенсивным факторам относятся:
ü ростчисленности работников;
ü увеличениеколичества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов;
ü строительствоновых объектов туризма с техническим уровнем существующих.
Интенсивные факторы:
ü повышениеквалификации персонала;
ü развитиепрофессионально-квалификационной структуры;
ü техническоесовершенствование материальной базы на основе внедрения достижений ирезультатов НТП, включая реализацию целевых программ улучшения культуры икачества обслуживания, индустриализации, технологизации и компьютеризациитуризма;
ü рациональноеиспользование имеющихся материальных ресурсов, объектов и маршрутов и т.д.
Основными факторами, влияющими наперспективы роста въездного туризма в Российскую Федерацию, являются:
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕФАКТОРЫ:
•рост числа людей в мире, имеющих возможность путешествовать (в плане ростаблагосостояния и увеличения доли свободного времени);
•разнообразие форм и видов туристского предложения, которое формируется восновных туристских центрах России;
•возрастающее значение этнических и культурных связей между народами различныхрегионов мира и внутри России;
•интенсификация торговли и рост деловой активности(как внутренней в России, так и международной);
•возрастающее значение компьютерных и информационных технологий;
•наличие в основных туристских центрах Российской Федерации свободныхвысококвалифицированных кадров;
•наличие в России уникального культурного и природного наследия, позволяющего создаватьразнообразный туристский продукт,ориентированный на возрастающие потребности различных сегментов туристскогорынка;
•возможности для проведения в ведущих деловых туристских центрах РФ, в первуюочередь в Москве и Санкт- Петербурге, крупных акций (юбилеев, конференций,соревнований, фестивалей) как общероссийских, так и международных, включая иуровень Олимпийских игр.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕФАКТОРЫ:
•удаленность основных туристских регионов России от основных источниковтуристских потоков. Высокая доля транспортной составляющей в пакете туристскихуслуг и высокие внутренние цены на туристские услуги и товары снижаютконкурентоспособность российского туристского предложения как на международном,так и на внутреннем рынке;
•политическая нестабильность, продолжающаяся с 1991 г.;
•экономический и финансовый кризисы, особенно сказывающиеся на возможностяхнаселения России участвовать в туристских путешествиях из-за снижения уровняреальных доходов и, соответственно, уровня жизни. Менее всего этот фактор можетвлиять на объемы экскурсионного однодневного туризма;
•относительно высокий уровень преступности в России, что, несмотря на принимаемыемеры безопасности, психологически отрицательно сказывается на выборе туристамиместа поездки при большом количестве предложений и возможностей. Отрицательныйимидж России (в т.ч. Санкт- Петербурга и Москвы), созданный в зарубежныхсредствах массовой информации;
•недостаточное развитие инфраструктуры, особенно транспортной, а также недостатоксувенирной продукции по доступным ценам;
• нехватка средств на рынке капиталовкак для всей инфраструктуры в целом, так и для туристских объектовв частности, в том числе и для модернизации существующих, которые требуются дляболее полной реализации туристскогопотенциалаРоссии;
• недостаточный уровень маркетинга,особенно рекламно-информационной деятельности;
• недостаточный уровень развитияматериальной базы для туризма и туристской инфраструктуры в основных туристских центрах исопряженных с ними регионах, прежде всего в Санкт- Петербурге и на трассеМосква – Санкт- Петербург, в зоне Золотого кольца, включая круизные путешествияпо Волге, по трассе Москва – Минск.
К сдерживающим факторам, влияющим наразвитие туризма негативно, относятся: кризисы, милитаризация экономики, роствнешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметыпотребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансоваянестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления,неблагополучие экологической ситуации банкротство туристских фирм, ужесточениетуристских формальностей, снижение квот обмена валют, невыполнение турфирмамисвоих обязательств и т.д.
Особое место среди факторов, оказывающихвлияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. В зависимости о сезонаобъем туристической деятельности может иметь очень серьезные колебания.Туристские организации и учреждения предпринимают ряд мер, направленных науменьшение сезонных спадов, например, введение сезонной дифференциации цен(разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезонаможет достигать 50 %), развитие техвидов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям – конгрессный.деловой и т.д.
Как показывает анализ основных факторов,влияющих на развитие туризма в России, отрицательные факторы будут перевешиватьположительные по меньшей мере еще 2–3 года, сдерживая поступательное развитиевъездного туризма. Вместе с тем положительная динамика потока из стран СНГпозволяет надеяться на увеличение прибытий иностранных граждан в Российскую Федерациютемпами, превышающими общемировые показатели (в рамках 5–7% в год).
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ
§ 1. СДЕРЖИВАЮЩИЕ обстоятельства ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
Форс-мажорные обстоятельства напопулярных зарубежных курортах и в турцентрах лишний раз напомнили о назревшейнеобходимости формирования отечественного турпродукта. Качественного иразнообразного, альтернативного раскрученным зарубежным направлениям. Для этогонедостаточно развивать туристскую инфраструктуру и быть в русле мировыхпроцессов. Нужно разрушать негативные стереотипы, создавать яркие положительныеобразы России. В этой связи всё большее значение приобретает развитие, в томчисле на государственном уровне, коммуникационных технологий. Иначе говоря –связей с общественностью.
Россия, несмотря на огромный потенциал, занимает на мировом туристскомрынке далеко не самое значимое место. На долю нашей страны согласно Концепцииразвития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г. приходится примернопроцент мирового