Туристско-прикладные многоборья как вид спорта, входящий в систему спортивного туризма в Республике Беларусь

Туристско-прикладныемногоборья как вид спорта, входящий в систему спортивного туризма в РеспубликеБеларусь.

Содержание лекции.
1.        Предпосылки длясоздания вида спорта «Туристско-прикладные многоборья».
2.        Содержаниесоревнований по туристско-прикладному многоборью и виды дистанций многоборья.
3.        Понятиетехнической сложности дистанций и этапов туристско-прикладного многоборья.

Туристско-прикладныемногоборья (ТПМ) – один из двух видов спорта, входящих в систему спортивноготуризма в Республике Беларусь, имеющий свои Правила соревнований иустановленные Единой спортивной классификацией Республики Беларусь разрядныетребования. Соревнования по ТПМ – это, прежде всего, соревнования в мастерствевладения разнообразной туристской техникой и тактикой. Дистанции ТПМ выступаютв качестве своеобразной модели маршрута туристско-спортивного похода, атехнические этапы ТПМ – модели отдельных классифицированных участков маршрута.С некоторой долей допущения можно говорить о том, что соревнования по ТПМ – этосоревнования по технике и тактике преодоления характерных для спортивноготуризма препятствий (технических этапов). Как и в случае спортивного туризма,где походы, по способу передвижения подразделяются на пешие (горно-пешеходные),лыжные, водные и велосипедные, соревнования по ТПМ проводят в техникегорно-пешеходного, лыжного, водного и велосипедного туризма.

1. Предпосылки длясоздания вида спорта «Туристско-прикладное многоборье» (краткая историявозникновения ТПМ).
Предшественникамисоревнований по ТПМ, как самостоятельного вида спорта, несомненно, являются туристскиеслеты и соревнования по технике видов туризма.
Что представляютсобою туристские слеты с точки зрения их содержания и программы? Туристские слеты являются достаточноспецифичными, разноплановыми туристскими мероприятиями. Проведение слетовразного масштаба (республиканских, областных, районных, слетов отдельныхорганизаций, межвузовских слетов и т.д.) практикуется со времен СССР понастоящее время. Например, IВсесоюзный слет туристов, был проведен в Северной Осетии (Кавказ) в 1981г.
Хотя многие туристы,понятия «туристский слет» и «туристские соревнования» понимают одинаково, междуними есть существенные отличия. Главные цели и задачи основной массы туристскихслетов – популяризация туризма, и пропаганда здорового образа жизнисреди широких слоев населения; общение и обмен туристским опытом (Кодыш и др.,1984). Туристские соревнования являются лишь составной (хотя и наиболее важной)частью программы слета (пусть и наиболее существенной). Традиционная «зачетная»программа туристского слета является комплексной и включает в себя, по крайнеймере, два раздела: программу спортивных состязаний и т.н. конкурсную программу.Таким образом, кроме состязаний в туристской технике на слетах широкопрактикуется проведение спортивных игр, конкурсов туристской песни, фотографийи т.д. Важным компонентом программы слетов являются и разнообразныекультурно-массовые (воспитательные) мероприятия.
В туристско-спортивнуюпрограмму слетов обычно включают следующие соревнования. Во-первых, этосоревнования по ориентированию на местности (обычно участники преодолеваютдистанцию ориентирования в заданном направлении или ориентирования по выбору, втом числе дистанции ночного ориентирования). Во-вторых, обязательнымкомпонентом туристско-спортивных состязаний является преодоление полосыпрепятствий горно-пешеходной техники (препятствий, специфичных длягорно-пешеходного туризма), а так же дистанции техники водного и велосипедноготуризма. Сложность данных соревнований, со спортивной точки зрения, зависит отмасштаба слета. Например, на туристских слетах республиканского масштаба акцентделается именно на туристско-спортивную часть программы, и дистанции слетамогут приравниваться с технической точки зрения к дистанциям ТПМ четвертогокласса сложности (см. ниже раздел 3 данной лекции). На туристских слетахменьшего масштаба преследуются, как мы уже отмечали выше, прежде всего цельпропаганды туризма как средства оздоровления и активного отдыха широких масструдящихся и учащейся молодежи (а не цель спортивного совершенствования).Поэтому и спортивно-туристские дистанции данных слетов не являются сложными соспортивной точки зрения.
Ни в коем случае неумаляя пропагандистского и воспитательного значения слетов, следует признать,что они имеют косвенное отношение к спорту, как таковому. Соревнования в рамкахслетов проводятся без определенных, единых правил, на относительнонесложных туристских дистанциях. Правила состязаний в рамках туристского слетаоговариваются «условиями» проведения данного конкретного слета и варьируют отслета, к слету (не являются незыблемыми). Участие в данных соревнованиях никак несвязано с присвоением туристам спортивных разрядов и званий.
Что представлялисобою соревнования по технике туризма? Если главной целью туристских слетов является все жепопуляризация туризма, то главной целью соревнований по технике туризма являлосьвсе же спортивное совершенствование в технике и тактике спортивного туризма.Соревнования по технике видов туризма зародились в 70-х годах прошлого века вСССР и предлагались вначале, в качестве эффективного способа специальнойподготовки для совершения спортивных походов. Отмечалось, что, «В туристскихсоревнованиях важно не только и не столько завоевать победу, сколькопроверить техническую и тактическую подготовку, общефизическую и специальнуютренированность, проверить новые образцы снаряжения в условиях максимальноприближенных к походным» (Кодыш и др., 1984). Соревнования проводились потехнике пешего, горного, водного, велосипедного, лыжного туризма и вскорезавоевали признание в туристской среде. Сложились предпосылки к переходу отсоревнований, как вида специальной подготовки, к формированиюсамостоятельного вида спорта.
Соревнования в любом видеспорта – это игра по заранее оговоренным, определенным правилам. Поэтому в СССРбыли разработаны временные Правила туристских соревнований по отдельным видамтуризма, утвержденные Центральным советом по туризму и экскурсиям и федерациейтуризма СССР. Правилами устанавливалось четыре класса соревнований повозрастанию сложности. Именно в данных правилах было закреплено основноесодержание соревнований туристов – преодоление дистанций туристской техники.В то же время до 90-х годов не было выработано единого подхода и единых Правилсоревнований по технике разных видов туризма.
Какие дистанциипреодолевались туристами в соревнованиях по технике видов туризма? Соревнования по техникепешеходного туризма заключались в преодолении протяженной дистанциикросс-похода с набором естественных препятствий (этапов) и компактнорасположенной на местности полосы препятствий. Движение команды подистанции кросс-похода было приближено к условиям похода (передвижение помаршруту с грузом и преодолением естественных препятствий). Дистанция полосыпрепятствий выявляла, прежде всего, техническую подготовленность команды. Онабыла призвана быть зрелищной, динамичной, и преодолевалась обычно безконтрольного груза. Характерными техническими этапами и участками на дистанцияхданных соревнований являлись: преодоление горных склонов (моделей горныхсклонов); переправы через водные препятствия, разные виды транспортировки «пострадавшего»и пр.
Соревнования по техникегорного туризма высшего четвертого класса проводились на трех дистанциях: скальной,снежно-ледовой, и дистанции преодоления водной преграды. Скальныедистанции заключались в преодолении командой скального склона различнойкрутизны и протяженности (дистанция 4 класса – крутизна 55-60°, протяженностьдо 100м) с применением разнообразной техники передвижения и страховки. Наледовой дистанции, соответственно командой преодолевались ледовые склоны, а надистанции преодоления водных препятствий команды демонстрировали технику итактику наведения различных переправ (вброд, над водой). Соревнования потехнике лыжного туризма проводились на двух дистанциях: туристы преодолевалипротяженный лыжный маршрут и полосу препятствий, характерных длялыжных путешествий.
Таким образом, всоревнованиях по технике различных видов туризма не было единой структуры(несмотря на примененный принцип преодоления дистанций туристской техники), небыло единых Правил и соответственно, единого метода классифицированиядистанций, определения результатов соревнований. Все это не позволяло до 90-хгодов соревнованиям по технике видов туризма трансформироваться в отдельный видспорта со своими разрядными требованиями, хотя предпосылки к такой трансформацииуже были созданы.
2. Содержаниесоревнований по туристско-прикладному многоборью и виды дистанций многоборья.
В 90-х годах прошлоговека желание проводить очные туристские соревнования по единому принципу и седиными Правилами соревнований, наконец, было реализовано. В РеспубликеБеларусь «родился» новый вид спорта – туристско-прикладное многоборье. Заслугав его появлении, прежде всего, принадлежит мастеру спорта по горному и лыжномутуризму, неоднократному победителю и призеру Всесоюзных соревнований поспортивному туризму Владимиру Ильичу Ганопольскому, который являетсяавтором-разработчиком ныне действующих Правил соревнований по ТПМ.
Каково содержаниесоревнований по туристско-прикладному многоборью?Соревнования по ТПМ, в техникеразличных видов туризма, заключаются в преодолении дистанций, требующихвладения туристами всеми компонентами туристской техники, а так же решениякомплекса тактических задач в данных компонентах. При этом под компонентами туристскойтехники подразумеваются уже известные Вам разновидности туристской техники:техника передвижения и страховки на естественных препятствиях; техникаориентирования на местности, техника бивака и поисково-спасательных работ. Определенияключевых понятий туристских соревнований «дистанция» и «технический этап» намибыло представлено ранее (в лекции «Учебно-контрольные соревнования потуристской технике: содержание соревнований и принципы планированиядистанции»). Они в равной степени относятся и к соревнованиям по ТПМ. Итак, дистанцияТПМ – это спланированный на местности и оборудованный для проведения соревнованийпо ТПМ маршрут или система маршрутов движения команд и участников сустановленными техническими этапами или участками. Данный маршрут (системамаршрутов) для движения команд и участников обозначен на локальных препятствиях(естественном рельефе, искусственных сооружениях) или нанесен в том или иномобъеме на карте местности. Технический этап– основной элементдистанции, на котором соревнующиеся участники выполняют определенное условиямисоревнований технико-тактическое задание.
Состав дистанцийтуристско-прикладного многоборья одинаков для соревнований по технике всехчетырех видов туризма. В соревнованиях по ТПМ командами преодолеваются три видадистанций: длинная дистанция, короткая дистанция и дистанцияпоисково-спасательных работ (ТПСР). В зависимости от масштаба соревнованийТПМ, команды преодолевают разный набор дистанций. На соревнованиях классамастеров (уровня чемпионата Беларуси) команды выступают на всех трехдистанциях. На соревнованиях класса высших разрядов (уровня чемпионата города,области) команды выступают на двух дистанциях (длинной и короткой). Наконец, насоревнованиях класса новичков команды преодолевают одну дистанцию промежуточнуюпо протяженности и числу технических этапов между длинной и короткойдистанциями.
Все соревнования по ТПМпроводятся как лично-командные. Начиная с четвертой группы соревнований,(см. ниже) кроме командных дистанций, участники преодолевают две личныедистанции – длинную и короткую. По результатам, показанных участниками наданных личных дистанциях определяются победители соревнований в личномпервенстве. Кроме того, результаты, показанные участниками команды на личныхдистанциях (средний балл) учитываются при определении места команды в общекомандномзачете. Соревнования Vгруппы (класса «новичков») проводятся на одной лично-командной дистанции.Победители личного первенства определяются по результатам преодоленияучастниками отдельных личных технических этапов такой объединенной дистанции.
Что представляетсобою длинная дистанция туристско-прикладного многоборья?Длинная дистанция ТПМ – это пешеходнотуристский,лыжнотуристский, воднотуристский или велотуристский протяженные маршруты (до12км на местности в соревнованиях по технике горно-пешеходного и лыжноготуризма), содержащие набор технических этапов. Длинная дистанция являетсясвоеобразной моделью маршрута похода, а ее технические этапы моделируют, в своюочередь, естественные препятствия, характерные для данного вида спортивного похода.На этой дистанции оценивается уровень мастерства спортсменов, прежде всего, вследующих компонентах туристской техники и тактики:
·       В технике итактике ориентирования на местности;
·       В технике итактике передвижения по элементам естественного рельефа местности и повыделенным в виде технических этапов естественным препятствиям;
·       В технике итактике организации командной страховки и самостраховки при преодолении естественныхпрепятствий;
·       В технике итактике транспортировки «пострадавшего» на различных элементах рельефа.
·       В техникетуристского бивака.
В соответствие соцениваемыми компонентами техники на длинной дистанции устанавливают рядтехнических этапов. Характерными для соревнований по ТПМ в техникегорно-пешеходного туризма являются следующие этапы: преодоление склона состраховкой (подъем, траверс, спуск); переправы через реку с организациейстраховки (переправа вброд, по клади, навесная), ориентирование на местности(по азимуту, в заданном направлении, по заданной линии), транспортировка «пострадавшего»по различным элементам рельефа и различными средствами (на вязаных носилках, посклону с сопровождающим и т.д.) и ряд других.
В соревнованиях по ТПМ втехнике лыжного туризма вышеперечисленные технические этапы преодоления склона,переправ, транспортировки «пострадавшего» так же присутствуют в том или иномобъеме. Характерным этапом для оценки техники ориентирования на местности взимних условиях является этап ориентирования на маркированной трассе.Разумеется, что для соревнований в лыжнотуристской технике характерны итехнические этапы передвижения на лыжах: различные виды техники подъема испуска на лыжах со склона, преодоление на лыжах участков труднопроходимоголеса, «тропление» лыжни в глубоком снегу и пр. С сущностью вышеуказанныхтехнических этапов Вы должны познакомится на практических занятиях по предмету«Туризм» и «Спортивно-педагогическое совершенствование». Представление оприменяемой на данных технических этапах технике туризма дано так же вматериалах методических занятий «Техника преодоления естественных препятствий»,«Технические приемы ориентирования на местности».
Что представляетсобою короткая дистанция туристско-прикладного многоборья? Короткая дистанция – это дистанцияпешеходнотуристской, лыжнотуристской и пр. техники. Она не подразумеваетдвижения команды и участников по сколько-нибудь протяженному маршруту наместности, а заключается в преодолении характерных для каждого вида туризмаестественных локальных препятствий с выполнением командами заданныхусловиями соревнований технико-тактических действий. В соревнованиях по ТПМ втехнике горно-пешеходного и лыжного туризма короткая дистанция – это, преждевсего, преодоление командами и участниками локальных участков склонов различнойсложности и с разным характером покрытия: глинистых, скальных, снежных и пр.Соответственно, короткая дистанция не разбивается на отдельные техническиеэтапы (с отдельной оценкой за их преодоление) а является единой.
На короткой дистанции ТПМв технике горно-пешеходного и лыжного туризма акцент делается на оценку двухкомпонентов туристской техники: техники передвижения по естественнымпрепятствиям; техники организации страховки. Характерная короткая дистанцияна соревнованиях в технике горно-пешеходного туризма заключается в преодолениисклонов (подъем-траверс-спуск) с организацией страховки. На соревнованиях потехнике лыжного туризма та же дистанция подъем-траверс-спуск преодолеваетсячастично в технике пешего передвижения и частично на лыжах (но вновь сорганизацией страховки на указанных условиями соревнований участках). Крометого, на соревнованиях ТПМ класса высших разрядов и мастеров, на короткихдистанциях может оцениваться и техника транспортировки «пострадавшего» посклону (на вязаных носилках, на сопровождающем участнике и пр.).
Что представляетсобою дистанция поисково-спасательных работ? Дистанция ТПСР имеет определеннуюпротяженность на местности (обычно меньшую, чем протяженность длиннойдистанции) и разбивается на отдельные технические этапы. Выделенные техническиеэтапы дистанции ТПСР призваны оценить уровень мастерства спортсменов, преждевсего, в следующих компонентах туристской техники и тактики:
·       Технике и тактикепоисковых работ (технике ориентирования на местности, включая ночноеориентирование).
·       Технике оказанияпервой (доврачебной) помощи «пострадавшему».
·       Технике и тактикетранспортировки «пострадавшего» на различных элементах рельефа местности, поестественным препятствиям (склонам, переправам через водные препятствия).
Характерными длясоревнований по ТПМ в технике горно-пешеходного и лыжного туризма являютсяследующие этапы дистанции ТПСР: ночное ориентирование в заданном направлении,диагностика травмы «пострадавшего» и оказание ему первой помощи, этапыразнообразной техники транспортировки «пострадавшего».
Как в туристско-прикладныхмногоборьях указывается уровень (масштаб) соревнований? Масштаб соревнований по ТПМ указываетт.н. группа соревнований. Соревнования по ТПМ проводятся по пятигруппам: V группа – соревнования «классановичков»; IVБ группа – соревнования классамассовых разрядов; IVА группа –соревнования класса высших разрядов; III группа – соревнования класса мастеров (чемпионаты, кубки РеспубликиБеларусь); II и I группы – международные соревнования с участием команд изразличного числа государств. Соревнования V группы проводятся на одной лично-командной дистанции.Соревнования IV группы проводятся в рамках двоеборья– на короткой и длинной дистанциях, причем устанавливаются обе личные икомандные дистанции. Начиная с IIIгруппы (уровень чемпионата Республики Беларусь), соревнования проводятся врамках троеборья: на короткой и длинной дистанции (личной и командной) и надистанции ТПСР (командной).
3. Понятие техническойсложности дистанций и этапов туристско-прикладного многоборья.
Как мы указывали выше – соревнованияпо ТПМ это, прежде всего, соревнования в мастерстве владения техникой итактикой туризма. Чем больше масштаб соревнований, тем более сложные дистанциипреодолевают спортсмены. На соревнованиях по ТПМ I, II, III группы устанавливаются наиболее сложныедистанции (в отношении технико-тактической и физической сложности ихпреодоления); на соревнованиях Vгруппы – наименее сложные. При этом уровень сложности дистанций (этапов) ТПМопределяется понятием «класс дистанции (этапа)».
Какие характеристикидистанций и этапов определяют их класс?Всего правилами ТПМ установлено пять классов сложностидистанций. Дистанция Vкласса – наименее сложная; дистанция I класса – наиболее сложная. В свою очередь класс дистанций определяется, во-первых,естественной сложностью преодолеваемых командами и участниками естественныхпрепятствий на местности. Например, он зависит от крутизны преодолеваемогосклона и сложности лазания на этапе «преодоления склона»; от скорости течения,глубины, ширины преодолеваемых рек на этапе «переправа через водноепрепятствие»; от наличия или отсутствия очевидных ориентиров, уточняющихместоположение контрольного пункта («привязок») на этапе «ориентирование взаданном направлении» и т.д. Во-вторых, класс дистанций определяетсясложностью поставленных перед участниками соревнований технико-тактическихзадач. Например, один и тот же склон, по условиям соревнований команды могутпреодолевать с использованием разных по назначению и сложноститехнико-тактических приемов и средств: преодолевать склон с самостраховкой; скомандной страховкой; с командной страховкой и транспортировкой «пострадавшего»и пр. Подчеркнем, что в основном класс дистанции в целом определяется классом(читай, сложностью) установленных на ней технических этапов (участков), образующихлогичную комбинацию.
Какимколичественным показателем оценивается сложность (класс) дистанций и этаповТПМ? Принципыколичественной оценки технико-тактической и физической сложности дистанций иэтапов разного класса более подробно указаны нами в материалах методическогозанятия «Особенности планирования и классифицирования технических этапов идистанций соревнований по туристско-прикладному многоборью». Здесь мы толькоотметим, что количественная оценка сложности дистанций и этапов определяется такназываемым суммарным показателем сложности (СПС), выраженным в баллах.Правилами ТПМ установлено, что основой для балльной оценки дистанций (этапов)различных классов сложности является шкала, выраженная в числахпоследовательности Фибоначчи: 5, 8, 13, 21, 34 (соответственно для классовдистанции (этапа) V, IV, III, II, I). Эти балльные оценки принимаются заисходные для классифицирования дистанции (этапа) судьями экспертами, причемкаждая из них обладает своим, возрастающим диапазоном варьирования, позволяющимдать окончательную оценку в виде:
5 ± 1 (V класс); 8 ± 2 (IV класс); 13 ± 3 (III класс); 21± 5 (II класс); 34 ± 8 (I класс).
Можно сказать, что самичисла Фибоначчи определяют оценки стандартных (эталонных) дистанций и этаповсоответствующих классов сложности. Это исходные оценки, на которыеориентируются судьи эксперты при планировании дистанции и технических этапов.Используя установленный диапазон их варьирования, они дают их окончательныеоценки выше или ниже эталонных, в зависимости от конкретных характеристикпрепятствий, метеоусловий и предложенных участникам технико-тактическихдействий.
Какой сложностидистанции и технические этапы устанавливаются на соревнованиях по ТПМ различныхгрупп? Правиламипроведения соревнований по ТПМ предписывается, что в соревнованиях III группы (класс мастеров) минимум дведистанции должны быть не ниже IIкласса; допускается, что одна из трех дистанций может быть III класса и (или) одна дистанция – I класса сложности. В соревнованиях IV группы для подгруппы «А» обедистанции должны быть не ниже IIIкласса сложности (одна может быть II класса). Для подгруппы «Б» обе дистанции – IV класса. Соревнования V группы (класс новичков) проводятся на одной дистанции V класса.
Для иллюстрациивышеприведенных положений об уровне сложности дистанций в зависимости от группысоревнований приведем конкретные примеры (содержание) дистанций ТПМ V и IV класса в технике горно-пешеходного туризма. Так,протяженность дистанции Vгруппы, поставленной на первенстве Белорусского государственного университетафизической культуры (2005г.), составила 6км. Участники команд преодолевалиследующие этапы в индивидуальной технике: «Переправа через сухой каньон поверевке с перилами (параллельные перила)», «Преодоление склона(подъем-траверс-спуск) с самостраховкой на перилах», «азимутальноеориентирование». При этом на двух первых этапах у участников оцениваласьиндивидуальная техника передвижения по естественным препятствиям и техникасамостраховки на вертикальных и горизонтальных перилах (перила наведены судьямисоревнований). На третьем этапе оценивалась индивидуальная техника движения поазимуту. В дистанцию входили так же следующие этапы командной техники:«Навесная переправа через ручей» (по наведенным судейским веревкам, с команднойорганизацией страховки для первого участника, переходящего ручей вброд иорганизацией сопровождения основной веревкой переправляющихся по периламучастников); «транспортировка «пострадавшего» на вязаных носилках»,«ориентирование по заданной линии». Техническая сложность указанных этапов невыходила за рамки начальной туристской подготовки студентов, полученной ими впроцессе изучения курса «Туризм».
В качестве примерадистанции IV А класса приведем некоторыепараметры командной длинной дистанции на Чемпионате г.Минска по ТПМ в техникегорно-пешеходного туризма 2007г. (начальник дистанции – мастер спортаЧелядинский Р.Н.). Протяженность дистанции составила порядка 10км. На дистанциибыли установлены следующие этапы в технике переправ: «Навесная переправа черезсухой каньон», «Навесная переправа через сухой каньон с транспортировкойпострадавшего на вязанных носилках», «Переправа через водное препятствие побревну», «Преодоление заболоченного участка местности по гати». Кроме тогодистанция включала этапы ориентирования в заданном направлении и ориентированияпо указанной линии, а так же этап транспортировки пострадавшего на вязанныхносилках по пересеченной местности. Все действия по наведению веревочных перили организации страховки на этапах, вязка носилок для пострадавшего и т.д.,выполнялись силами самих преодолевающих дистанцию команд ими же определялась итактика преодоления дистанции. В данном случае содержание дистанции требовалоуже достаточно высокого уровня квалификации спортсменов (соревнования класса высшихразрядов).
Как определяетсяранг соревнований по ТПМ? Квалификация спортсменов определяется присвоенными имразрядами и спортивными званиями. Причем разряды и звания присваиваются порезультатам выступления на соревнованиях и выполнения разрядных требований,установленных в Единой спортивной классификации Республики Беларусь (ЕСК РБ).Ключевое понятие для выполнения разрядных требований – это квалификационныйранг соревнований.
Квалификационный рангсоревнований по ТПМ определяется в баллах (не путать с баллами результатовсоревнований!) и напрямую зависит от спортивной квалификации участниковсоревнований. Так ранг командных соревнований определяется, как средняявеличина суммы квалификационных баллов участников команд, занявших три первыхместа. Квалификационный ранг личных соревнований определяется как средняявеличина квалификационных баллов участников, занявших первые 10 мест,умноженная на шесть (в пересчете на стандартную команду ТПМ в шесть человек).При этом квалификационные баллы участников следующие:
Звания и разряды: МСРБ КМСI р. II р. IIIр.(I юн. р.) без разряда
Квалификационные баллы 10040 20 5 2 0.5
Разряды и звания в ТПМприсваиваются в соответствие с действующей ЕСК РБ, исходя из результатовкомандного и личного первенства в конкретных соревнованиях. При этом ЕСКопределяет, в зависимости от ранга соревнований, необходимый для присвоениятого или иного разряда результат (в баллах). Например, в приложении ксоревнованиям V группы, необходимые результатыучастников для присвоения им третьего, второго разрядов представлены в таблице1.
Таблица 1.
Требования к выполнениюмассовых разрядов в личном первенстве соревнований по ТПМ.
Ранг соревнований (баллы)
Результаты участников необходимые для выполнения спортивного разряда. (% от значений СПС*дистанции)
IIразряд
IIIразряд 120 50 105 55 90 60 75 65 60 70 45 75 50 30 80 55 27 85 60 24 90 65 21 95 70 18 100 75 15 80 12 85 9 90 6 95 3 100
 * – СПС – суммарныйпоказатель сложности дистанции.

Литература потеме лекции.
1.        Ганопольский В.И. Уроки туризма /Пособие для учителей. – Мн.: НМЦентр, 1998. – 216с. – (Туризм в школе).
2.        Кодыш Э.М.Туристские слеты и соревнования.- М., Профиздат, 1984.-111.
3.        Кодыш Э.Н.Соревнования туристов: Пешеходный туризм, М.: ФиС 1990 г. – 175 с.
4.        Константинов Ю.С.Туристские слеты и соревнования учащихся. М.: ЦДЮТиК, 2003. – 228с.
5.        Туристско-прикладныемногоборья /Правила соревнований. – Мн.: Белпринт, 1988. – 96с.
6.        Единая спортивнаяклассификация Республики Беларусь (2001-2004гг). – Минск: Изд-во «Четыречетверти», 2001. – 333с.