Туризм в системе международной торговли

Министерство Путей Сообщения
Федеральное Агентство Железнодорожного Транспорта
Дальневосточного Государственного Университета ПутейСообщения
Кафедра: «Социально-культурный сервис и туризм»
Выполнила: студентка ИИФО (К05-СТ-827)
Ерофеева Н.Г.Контрольнаяработа
по дисциплине: «Экономика туризма»
 
Тема: «Туризм в системе международной торговли»
Хабаровск  2007

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………..3
1.        Международная  торговля товарами и услугами. Экономические стадии  развития стран  и  характерные особенности  развития  в них туризма. ………………………………………………………………………….5
2.        Теории международной торговли: теория подобия стран, теория абсолютногопреимущества, теория относительного преимущества, теория жизненного циклатуристического центра, теория соотношения факторов……….…………………………………………….…………………..13
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………………25

Ведение.
Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечиваядесятую часть мирового валового национального продукта (ВНП). Эта отрасльэкономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболееважным ее сектором. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составитоколо 30%.
В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса вмире. Он использует примерно 7% мирового капитала, а годовой доход отмеждународного туризма в 1995 г., по оценкам Всемирной туристской организации(ВТО), составил 372,6 млрд долл. при 567,4 млн совершенных международныхпутешествий.
В начале 90-х годов доля туризма уже составляла более 10% мировойторговли товарами и услугами, что позволило ему занять третье место послеэкспорта нефти и автомобилей, а к 2010 г. туризм должен выйти на первое место.
Последний Уругвайский раунд переговоров в рамках Генерального соглашенияпо торговле и тарифам (ГАТТ) показал, что в структуре международной торговлиусиливается роль обмена финансовыми, страховыми, транспортными и, конечно же,туристскими услугами. Соответственно в экономиках разных стран увеличиваетсядоля сферы услуг: 40% валового внутреннего продукта (ВВП) в развивающихсястранах и 65% ВВП в индустриальных странах.
Последствия такого перехода к новому постиндустриальному обществу могутбыть неадекватны, например, в сфере занятости из-за перехода большогоколичества трудовых ресурсов из производственного сектора в сферу услуг. Издесь надо проводить оптимальную политику перераспределения трудовых ресурсов,чтобы не создавался излишек их в сфере услуг в ущерб производственному сектору.В этой связи многие страны иногда проводят политику, направленную на сокращениеобмена туристскими услугами или товарами, предназначенными для туризма.
Ограничивающие меры для туризма могут быть весьма разнообразны — отограничений ввоза и вывоза иностранной валюты, протекционистских тарифов наперевозки до административного квотирования количества путешествующих.
Целью контрольной будет более подробный анализ международной торговли всфере туризма. Изучение  доходов от международного туризма в разных странахмира.

1.Международная торговля товарами и услугами
Обмен услугами международного туризма между странами, так же как и обмен,товарами, является частью международной торговли и оказывает значительноевлияние на экспорт и импорт страны. Оказание первой медицинской помощи туристув стране пребывания является экспортом для принимающей страны, а питание,которое туристы получают за рубежом, считается импортом для страны отправленияэтих туристов.
Международный туризм является также активным генератором международныхторговых потоков товаров и услуг других сфер экономики. Многие страныудовлетворяют запросы иностранных гостей с помощью импортных продуктов и услуг,а развитие туристской инфраструктуры в стране тоже может стимулировать импортразличных строительных материалов, сырья, технологий. В свою очередь, дляпродвижения туристского продукта за границу могут экспортироваться рекламныетовары, одежда, журналы и т.д.
Согласно данным ВТО доля импорта, связанного с туризмом, в общем, импортестран относительно велика в странах Карибского бассейна и составляет более 50%на Багамских островах и Антигуа, но в крупных странах эта доля импортазначительно меньше, например, в Мексике она достигает 5%, кроме того, онанеоднородна по разным видам товаров и услуг.
Доля поступлений от международного туризма составляет 9% всех поступлениймирового экспорт. Поступления от туризма в разных странах распределяются, также как и поступления от экспорта товаров. Высокая концентрация наблюдается встранах североамериканского и европейского регионов, а доля развивающихся стран,так же как и доля экспорта других видов услуг, очень мала, почти в 2 разаменьше доли экспорта товаров, несмотря на то, что многие страны живут за счетэтих поступлений.
Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития вних туризма
Анализ туристского рынка в каждом туристском регионе мира освещаетисторию развития, текущее состояние и будущее мирового туристского сектора ипреследует основные цели:
— идентифицировать те регионы, где международный туризм возрастает, и те,где он снижается;
— объяснить причины больших различий в географическом распределении числатуристов и доходов от них и динамику этих различий;
— идентифицировать страны, где международный туризм имеет большойпотенциал для превращения в важный элемент экономического развития.
Географическое сосредоточение международных туристских обменовсоответствует географической концентрации торговли, однако имеет два важныхотличия.
Во-первых, страны с положительным балансом по поступлениям от туризма,например США, Испания, Португалия, Греция, часто имеют отрицательный баланс вторговле. Страны с отрицательным балансом по туристским обменам имеютположительный торговый баланс, например Германия, Япония.
Во-вторых, обмен туристскими услугами между индустриальными странами саналогичными образцами спроса не обязательно является обменом продуктамиподобных типов, как в торговле товарами.
Действительно, обмен товарами между индустриальными странами является,прежде всего, обменом продуктами одной и той же категории, например торговляавтомобилями между США и Японией или продуктами питания между европейскимистранами. Это так называемая внутриотраслевая торговля. В туризме обменподобными продуктами также существует, например, в секторе культурного туризма,но в меньших размерах. Как правило, происходят обмены традиционными видамитуризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск накурортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтениеотдыху на горнолыжных курортах.
В 2004 году, после трех лет стагнации,наблюдался впечатляющий подъем  в сфере международного туризма, подавляющеебольшинство турцентров сообщили о положительных, и не редко рекордных,результатах. Особенно сильно на результаты международного туризма сказались энергичноевосстановление азиатско-тихоокеанских рынков после проблемы, вызванныхатипичной пневмонией 2003 года
Международные туристские прибытия в 2004году побили все предыдущие рекорды и достигли 763 миллионов. 8 относительныхвеличинах рост по сравнению с 2003 годом составил 11%, самый высокий (иединственный двузначный) показатель, зарегистрированный с начала с6ораподробных статистических данных в 1980 году. Рост наблюдался повсюду, однакобыл особенно сильный в Азиатско-Тихоокеанском регионе (+28%) и на БлижнемВостоке (+ 18%). Кроме того, рост, выразившийся в двузначных цифрах, былзарегистрирован в Американском регионе (+ 11 %). Показатели Африки (+8%) иЕВI: ЮПЫ (.5%) оказались ниже среднемировых, но при этом были положительными изначительно превышали их результаты за предыдущие гады. Результаты посубрегионам также оказались полностью положительными.
В абсолютных величинах количествомеждународных туристских прибытии в мире возросло в 2004 году на 73 миллиона,что по объему можно сравнить с появлением «нового» направления размером сФранцию, крупнейшего направления в мире по количеству международных прибытий.Рост коснулся всех регионов, хотя и в различной степени. Почти половина новыхприбытий (более 33 млн.) пришлась на Азиатско-Тихоокеанский регион. Европа с ееболее медленными темпами роста, но при значительно более высоких исходныхпоказателях, заняла второе место (20 млн. новых прибытий).
Скачек 2004 года в первую очередьособенно заметен на фоне низких показателей 2003 год, вызванных войной  Ираке,атипичной пневмонией и экономическим спадом, но даже по сравнению с рекордным2002 годом рост числа прибытий составляет +9% или 63 млн.,Азиатско-Тихоокеанский регион более чем компенсировал спад 2003 года (-9%) изначительно усилил результат по сравнению с 2002 годом (+ 16%). Только СевернаяАмерика и 3ападная Европа не превзошли показателей прошлых лет, не добравсоответственно 6 млн. и 1 млн. до уровня 2000 года.
В 2004 году большинство международныхтуристских прибытии относились к путешествиям в целях досуга, отдыха ипроведения отпуска (52%) или 395 млн. На деловые поездки пришлось 16% от общегоколичества при6ытий (120 млн.), 24% (185 млн.) дали путешествия с такимицелями, как посещение друзей и родственников, религиозные нужды/паломничество,лечение и т.п. В отношении оставшихся 8% поездок причина не уточняется.
Примерно половина международных поездокв 2004 году была совершена наземным автомобильным (45%) и железнодорожным (4%)транспортом. Воздушный транспорт перевез 43% туристов, а водный — 7%. Послетрехлетнего спада рост на воздушном транспорте в 2004 году составил 15%, наводном — 9% и на наземном — 7%.
Европа — бурно развивающееся направленияв стабильном регионе
На фоне двузначных темпов восстановлениятуристской активности Европа показывает самый низкий рост, однако не следуетзабывать, что в, отличие от Американского и Азиатско-Тихоокеанского регионов,она демонстрировала положительные результаты в 2002 и 2003 гг. Международныетуристские прибытия в регионе выросли на 5% благодаря приличным успехам странЦентральной и Восточной Европы (+15%), а также Северной Европы (+9%), в которойосо6енно заметным 6ыл рост при6ытий в СК с европейских и заокеанских рынков. ВЦентральной и Восточной Европе благоприятный валютный курс и факт вступления 10новых членов в Европейский Союз (ЕС) определили положительный рост практическивсех основных направлений. С другой стороны, Южная и Средиземноморская Европа(+2%) и 3ападная Европа (+2%) продемонстрировали гораздо более скромныерезультаты. Темпы роста некоторых крупных направлений Западной Европы составилиот 2% до 5% (Австрия и Голландия), в Германии рост составил ощутимые 10%, приэтом международные прибытия во Францию практически стагнировали (+0,1%).Наиболее развитые направления еврозоны особенно пострадали от возросшейконкуренции со стороны стран не зоны евро не только в Европе, но и в СевернойАфрике (Марокко, Тунис) и на Ближнем Востоке (Египет), а также дальнихнаправлений в Американском (Северная Америка и Караибы) иАзиатско-Тихоокеанском  регионах. Традиционные направления, такие как Италия(-6%), Франция (+0.1%) и Португалия (-0.8%) показали сравнительно невысокиерезультаты. Исключение составила Испания, которая вопреки сильному евро итрагическим со6ытиям 11 марта зарегистрировала рост туристских прибытий болеечем в 3%. С другой стороны, основные возникающие «отпускные» направления внезоны евро показали отличные результаты: Турция (+26%), Словения (+9%) иХорватия (+7%). Относительное повышения уровень безопасности в отношениях междуИзраилем и Палестиной и слабый доллара США внесли свой вклад в исключительновысокие показатели Израиля (+42%).
Азия и тихоокеанский регион –впечатляющее восстановление после атипичной пневмонии.
Для Азии и Тихоокеанского региона 2004год безусловно стал годом полного восстановления. Рост туристских прибытиисоставил 28% и достиг 153 млн. В развитие тренда, наблюдавшегося с конца 2003года, большинство направлении Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии успешновосстановились после спада, вызванного атипичной пневмонией, обеспечив к концугода рост около 30% в обоих субрегионах. Прекращение паники из-за атипичнойпневмонии и улучшение экономической ситуации на ведущих направляющих рынках,таких как Япония, привели к росту внутрирегиональных путешествий, в то времякак межрегиональные поездки из Европы и Американского региона получилидополнительный стимул в виде сравнительно благоприятного обменного курса, т.к.значительное количество региональных валют тесно привязаны к доллару США.Внутрирегиональный трафик также выиграл от облегчения условий пересеченияграницы и общего повышения мощностей воздушного транспорта в связи с бурнымрасцветом дешевых авиакомпаний.
Международные туристские прибытияСеверо-Восточной Азии выросли на 30%, основные пострадавшие от атипичнойпневмонии турцентры полностью покрыли потери 2003 года по прибытиям и подоходам. Практически все направления установили собственные рекорды. Выезднойтуризм Китая полностью восстановился благодаря 27% роста (почти 42 млн.туристских прибытий), что значительно превысило показатели 2002 года. Успешноеразвитие выездного рынка Китая обеспечило высокие показатели Гонконга (Китай)(+40%) и Макао (Китай) (+32%). Все остальные направления субрегиона такжепродемонстрировали двузначные темпы роста. 18% роста туристских прибытий вЯпонию позволили этой стране установить с06ственныи рекорд (6.1 млн.), вРеспублике Корея рост составил 22%, в Тайване (пр. Китая) 31%. Восстановление вЮго-Восточной Азии было еще более быстрым, рост прибытии составил 31%, послеспада почти в 14% в 2003 году. Особенно быстрыми темпами росли прибытия вКамбодже (+51%) и Малайзии (+49%). На остальных направлениях рост в среднемсоставил 20%.
Направления Южной Азии (+17%) продолжилиуспешный рост, наблюдавшийся и в 2003 году (+10%). Общее количество прибытии посубрегиону впервые достигло цифры около 8 млн., наибольший вклад внесли Индия(+24%), Шри-Ланка (+13%) и Мальдивы (+9%). Международные прибытия в Океаниювыросли на 13% (более 10 млн.). Своим ростом въездной туризм на большинстве направленииобязан в частности увеличению мощностей и конкурентными ценами воздушноготранспорта, что также способствовало росту внутреннего туризма. Прибытия вНовую 3еландию выросли на 12%, количество посетителей Австралии (+10%)преодолело отметку в 5 миллионов (из которых 9% составили однодневныепосетители), что превысило рекорд в 4,9 миллионов, установленный в 2000Олимпийском году.
Африка – рост за счет северныхнаправлений.
Для Африки (+8%) 2004 год был особенноуспешный на северных направлениях, вклад которых (+ 15%) имеел решающеезначение для общих темпов роста региона на фоне более скромных успехов странюжнее Сахары. Туристские прибытия в Марокко выросли на 16% пoдвоздействием либерализации воздушного транcпорта,открывшей доступ в страну для дешевых авиарейсов, что привело к снижению цен.Тунис отметил рост прибытий в 17%, поскольку усиление евро привело к повышениюего конкурентоcпocoбности наевропейских направляющих рынках по сравнению с пляжными направлениями еврозоны.На юге Африки усиление пoзиций рэнда оказaлo сдерживающее влияние на ростприбытии в ЮАР (+3%). Кения (+31%), с другой стороны, уcпешновосстановилась после неудачного 2003 года, чему способствовал рост мощностейвоздушного транспортного сообщения с основными направляющими европейскиuи рынками, повышение качества туристского продукта иактивная туристская реклама.
Ближний Восток — туристский бум,вызванный политикой поддержки и инвестициями.
На Ближнем Востоке туризм сохранил свойстатус одного из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Поддержкасо стороны большинства правительств, постоянное развитие туристскойинфраструктуры, значительные государственные и частные инвестиции в туризм,дешевый воздушный транспорт и растущее сотрудничество между странами региона вобласти обустройства пограничных переходов. Все это способствует ростувнутрирегиoнального и внутреннего туризма. По оценкам, прибытия выросли на 18%и составили более 35 млн., за счет чего регион вышел на четвертое место попосещаемости в мире, впервые обогнав Африку (количество посетителей которой в2004 году оценивается в 33 млн.). Все без исключения страны, представившие своиданные, показали положительный результат. Наибольший рост в абсолютныхвеличинах продемонстрировал Египет, более чем 2 миллиона Дополнительныхпосетителей (+34%) довели общее количество прибытий в эту страну до цифры,превышающие 8 миллионов (включая 5% однодневных посетителей). Положительногороль здесь, как и для других пляжных направлений Северной Африки и Европы внезоны евро, сыграло укрепление единой. европейской валюты. Свои и без тогонеплохие показатели 2003 года значительно улучшил Ливан (+26%), а Иордания(+21%) успешно восстановила темпы роста прибытии после провального для нее 2003года. Саудовская Аравия отметила рост в 17%, что соответствует среднимпоказателям  по региону.

2.Теории международной торговли
При изучении развития международного туризма следует основываться натеоретическом методе анализа, поддерживаемом эмпирическими исследованиями.Очень эффективны теории международной торговли и международных финансов,которые вместе образуют экономическую теорию мирохозяйственных связей. Ктеориям международной торговли, объясняющим позицию страны в международномтуристском обмене, международное разделение и общие направления развитиятуристских потоков, относятся:
— теория абсолютного преимущества;
— теория сравнительного преимущества;
— теория соотношения факторов;
— теория жизненного цикла продукта;
— теория подобия стран.
Теория абсолютного преимущества
В 1776 г. в книге «Исследование о природе и причинах богатстванародов» Адам Смит утверждал, что богатство страны базируется на наличии унее товаров и услуг. Он также доказал, что если торговля между странами небудет ограничена, то каждая страна начнет специализироваться на производстве, вкотором она обладает абсолютным преимуществом. Сегодня теория абсолютногопреимущества, созданная А.Смитом, согласуется с монополизацией экспортанекоторыми странами, которая возникла на базе естественного преимущества,обусловленного природными ресурсами и климатом, а также на базе приобретенныхпреимуществ, связанных с развитием технологии и высокой квалификацией трудовыхресурсов. Этим, например, объясняются успехи экспорта в секторах: керамическихизделий — в Италии, вин — во Франции, химической промышленности — в Германии,электроники, информационных технологий — в Японии, автомобилестроения — в США ит.д.
Абсолютное преимущество также играет решающую роль в международномтуризме. Действительно, некоторые страны имеют уникальные туристские ресурсы:исключительные природные места, такие, как Ниагарский водопад в США, гораДжомолунгма в Непале и др.; памятники искусства — пирамиды фараонов в Египте,Тадж Махал в Индии, Акрополь в Греции, Колизей в Италии и др. Уникальныеприродные памятники и произведения искусства, созданные человеком, определяютмонопольное положение той или иной страны и побуждают иностранных туристовприезжать в нее.
Свое абсолютное преимущество такая страна может еще больше усилитьинновационной политикой, которая позволяет ей создавать специфические продуктытуризма и тем самым обеспечивать себе хорошую специализацию в международномтуризме.
Инновации в туристском секторе главным образом охватывают индустриюгостеприимства, которая все больше использует новые технологии в гостиничномбизнесе и индустрии развлечений, формирование нового туристского продукта имаркетинг. Инновации благодаря применению новых методов управления и активномуиспользованию информационных современных средств и новых материалов также могутсущественно снизить цену туристского продукта.
Теория сравнительногопреимущества
В 1817 г. Давид Рикардо развил идеи А. Смита и еще больше укрепил доводыв пользу свободной торговли. На цифровых примерах, точнее при исследованиирабочего времени, необходимого для производства заданного количества вина исукна в Англии и Португалии, он показал выгодность внешней торговли для страны,если она специализируется на производстве тех продуктов, которые можетпроизводить более эффективно, чем другие страны, без учета абсолютногопреимущества. Другими словами, страна отказывается от производства товаров, вкоторых она имеет абсолютное преимущество, и специализируется на других, болееэффективных производствах, при этом, закупая в других странах с меньшими ресурсамите товары, от производства которых она отказалась. На примере ПортугалииД.Рикардо показал, что при абсолютном преимуществе в производстве обоих товаров- вина и сукна — эта страна уступила производство сукна Англии, с тем чтобысамой специализироваться на производстве более выгодного для нее товара — вина.
Теория сравнительного преимущества также может полностью объяснитьхарактер двусторонних обменов продуктами международного туризма как результатразницы цен между странами.
Туристские продукты очень разнообразны, и сравнивать их очень сложно.Более того, туристский продукт представляет собой услуги, которые не могутповторяться каждый раз по аналогичному сценарию.
На цену туристского продукта влияют затраты на транспорт, проживание исопутствующие услуги. Первый элемент, в свою очередь, зависит от цены горючего,структуры транспортных компаний, применения новых технологий и государственнойэкономической политики в этой сфере.
Следующий элемент цены, имеющий прямое воздействие на туристский продукт,- стоимость проживания, которая также зависит от применения новых технологий игосударственной экономической политики, особенно в области налогообложения.Например, во Франции в начале 80-х годов из-за увеличения налога на добавленнуюстоимость гостиницы класса «люкс» вынуждены были повысить цены илиснизить категорию, что привело к сокращению числа иностранных клиентов,останавливавшихся в отелях именно этой категории.
С помощью новых технологий развивающиеся страны пытаются снизить ценутруда и соответственно цену проживания, чтобы таким образом получитьсравнительное преимущество перед другими странами с низкой ценой труда.
Для поддержания покупательной способности туристского продукта ценапроживания может быть снижена, с тем, чтобы компенсировать чрезмерно большиетранспортные расходы в кризисные периоды резкого подорожания нефти.
Затраты на сопутствующие услуги имеют очень большой разброс для различныхстран и сильно зависят от уровня развития индустрии развлечений.
Однако изучение сравнительных цен не замыкается только на анализевышеуказанных составляющих цен; при этом следует учитывать также качествообслуживания. Для сохранения конкурентоспособности и завоевания сравнительногопреимущества отдельным государствам необходимо поддерживать высокий уровеньобслуживания, как это делают такие передовые туристские страны, какВеликобритания, Германия, Швейцария, Австрия, где цены относительно высоки.
Теория соотношения факторов
Более точный ответ на вопрос: «Какие именно товары обеспечиваютабсолютное и относительное преимущество стране?» дает теория, развитая впервой половине нашего столетия шведскими учеными Хекшером и Олиным, котораязначительно повлияла на фундаментальный анализ международной торговли. Этатеория базируется на соотношении факторов в каждой стране для обеспечениясравнительного преимущества, которое она может получить по отношению к своимторговым партнерам. Страны, у которых много определенных факторов производства,имеют выгоду от сравнительного преимущества при производстве и экспортепродуктов, требующих именно этих ресурсов для производства. Таким образом,теория соотношения факторов объясняет международную специализацию разных стран,базирующуюся на международных различиях в насыщенности факторами.
Согласно теории Хекшера-Олина страны, владеющие большим капиталом, должныэкспортировать капиталоемкие товары и импортировать трудоемкие товары.
Теория соотношения факторов определяет потоки международного туризмамежду странами. Действительно, международные обмены, будь то торговые обменыили туристские потоки, могут определяться разницей пропорций факторовпроизводства каждого обмениваемого продукта. Страны склоняются к специализациив производстве и продаже товаров и услуг, в которых они имеют преимущество икоторые обходятся им дешевле.
Страны, имеющие в избытке туристские ресурсы, специализируются намеждународном туризме и экспортируют подобные услуги. Например, курортыИспании, Греции, Туниса и Марокко привлекают большой поток туристовблагоприятным климатом и превосходными морскими пляжами.
Однако специализация международного туризма не означает, что туристскиестраны являются исключительно рецепторами. Они могут быть и туристообразующими,и, как правило, чем выше их ВНП, тем активнее они становятся генераторами.Многие индустриальные страны, такие, как Великобритания, Германия, США,Франция, Италия, Япония, Канада, являются и генераторами, и рецепторамитуризма.
Таким образом, соотношение факторов — это средства, доступные дляобеспечения производства услуг международного туризма страны. Относительноеналичие этих факторов имеет решающее влияние на определение позиции страны вмеждународном туризме. Здесь выделяют три основные группы факторов, которыетесно взаимодействуют с главными факторами функционирования всей экономики:
— природные ресурсы, историко-культурное наследие;
— капитал;
— трудовые ресурсы.
Для международного туризма важным фактором производства туристскогопродукта являются природные ресурсы. Поэтому специализация многих страннепосредственно связана с наличием природных ресурсов для предложенияиностранным гостям. Природные ресурсы включают в себя землю, море, озера, реки,ландшафт, климат, флору и фауну. Они исключительно характеризуютместонахождение страны и являются определяющими для потоков международных туристов.Так, наличие превосходных морских пляжей и солнечный климат в Средиземноморскихстранах порождают туристские потоки на их курорты из таких развитых туристскихстран, как Австрия, Великобритания, Германия, Швейцария, Япония и др. А свойспрос на лыжный спорт испанцы, греки, израильтяне удовлетворяют, например, втой же Швейцарии или Австрии, Италии и Франции.
Важным мотивом прибытия иностранных туристов является историко-культурноенаследие страны. Для того чтобы любоваться загадочной улыбкой Моны Лизы иливосхищаться величием Собора Парижской Богоматери, в Париж приезжают туристы совсего мира.
Стоимость природных ресурсов и историко-культурных памятников зависит отих доступности и качественных характеристик. Следовательно, в зависимости отстепени доступности к этим ресурсам и их эксплуатации для целей туризма ониприобретают экономическое значение.
Другим важнейшим фактором туристского продукта является капитал. Развитиетуризма требует развитой инфраструктуры, а для этого нужны огромные инвестиции.Этим и объясняется преимущественное развитие туризма в индустриально развитыхстранах.
Капитал имеет определяющее влияние на экономическую значимостьмеждународного туризма в каждой стране. Страна, которая обладает богатымиприродными ресурсами, но имеет ограниченный капитал, не сможет в достаточнойстепени развить международный туристский сектор.
Труд можно определить как важный фактор производства туристскогопродукта, поскольку это продукт сферы обслуживания, которая, в свою очередь,является трудоемким сектором экономики. Следовательно, сравнительноепреимущество стран в международном туризме обусловлено наличием трудовыхресурсов, а также уровнем их мастерства. Правомерность первого доказываетпример развития туризма на знаменитых курортах французской и итальянскойРивьеры, где наряду с благоприятными природными ресурсами есть достаточноеколичество работоспособного населения. Вместе с тем на расположенном в том жерегионе острове Корсика природные ресурсы такие же, однако, большинство населениянетрудоспособно.
Фактор труда подразделяется по квалификации. Сравнительное преимуществостран зависит от количества квалифицированного труда. Этим и объясняетсяпарадокс Василия Леонтьева, суть которого заключается в несовпадении структурыэкспорта США в 50-х годах с теорией Хекшера-Олина, по которой в экспорте СШАдолжны были превалировать капиталоемкие товары, а в реальности было наоборот:экспорт трудоемких товаров превышал экспорт капиталоемких. Решение было найденопозже, когда установили причину ошибки — неоднородность фактора труда. Этиразличия играют большую роль в международном туризме, ибо он зависим от рабочейсилы.
В индустрии туризма спрос на квалифицированных работников относительноневысок, поэтому, кроме постоянных работников, в этой сфере занято многосезонных рабочих, труд которых в основном малоквалифицирован. Квалификациятруда, помимо влияния на туристские потоки и их географическое распределение,является также причиной передвижений рабочей силы. Например, развивающиесястраны привлекают иностранных менеджеров или обучают своих специалистов зарубежом, так как нуждаются в квалифицированных управляющих для гостиниц.
Теория жизненного цикла продукта
Согласно теории жизненного цикла продукт эволюционирует, проходяследующие стадии: внедрение, рост, зрелость упадок. Понятие жизненного циклапродукта характерно для маркетинга, так как он описывает эволюцию усвоенияпродукта потребителями. По этой концепции престиж продукта, находящегося наразных стадиях цикла, в течение его ограниченной жизни поднимается и падает, аего производство перемещается из страны в страну в зависимости от стадии.
На первой стадии внедрения, когда осуществляются разработка в ответ напоявление потребности, создание опытной партии и размещение нововведения,продажа растет медленно, потому что не хватает информации о преимуществахпродукта для преодоления инертности потребителей. Поэтому производителиначинают активную кампанию по продвижению продукта с помощью рекламы, пабликрилейшнз и создания эффективной дистрибьютерской сети. На этой стадиипредложения продукта сосредоточены в руках немногих предприятий, которыезанимают монопольное положение на рынке как вознаграждение за созданиепродукта, а сам продукт имеет высокую цену.
Стадия роста сопровождается расширением рынка и относительным увеличениемпродаж благодаря ознакомлению клиентов с продуктом и признанию его. На этойстадии прибыль выше, чем на первой, из-за более высокой стандартизациипроизводства и сокращения издержек маркетинга. При этом появляются конкурентыкак внутри страны, так и за рубежом.
На стадии зрелости внедрение на потенциальные рынки порождает ростсубсидий, более высокую стандартизацию, усиление конкурентного значенияценового фактора, стабилизацию прибыли или ее падение. Этой стадии присущивысокий уровень повторных покупок и стабильный уровень продаж. В международномплане происходят снижение экспорта продукции из страны и начало производства вдругих странах, где издержки производства низкие.
На последней стадии производство продукта приходит в упадок, когдапотребители страны нововведения теряют интерес к продукту и начинают создаватьновый. Объем продаж сокращается, и все меньше потребителей делают повторныепокупки. Производство продукта концентрируется в другой стране, а страна нововведенияв итоге превращается в страну импортера продукта.
В международном туризме ключевым элементом туристского продукта являетсятуристский центр, которому присуща эволюция, аналогичная жизненному циклутовара. В туризме все начинается с исследования небольшой группыпутешественников -первооткрывателей, которые хотят избежать институциональныхпутешествий и любоваться дикой, еще никем не испорченной природой. В этотпериод туризм не оказывает влияния на местность, а местное население активноконтактирует с путешественниками.
На стадии внедрения жители новых туристских местностей сами начинаютпривлекать путешественников, предлагая им ночлег. Дальнейший рост числатуристов стимулирует местные власти развивать инфраструктуру, как этопроисходило, например, на небольших островах Карибского бассейна и вТихоокеанском регионе.
Далее следует стадия развития, когда число туристов интенсивно растет,особенно в пиковые периоды, и иногда превышает численность местного населения.Контроль за развитием туризма переходит из рук местной администрации в рукивнешних компаний, которые быстрыми темпами начинают развивать инфраструктуру,тем самым, изменяя облик нарождающегося туристского центра. Однако это бурноеразвитие имеет и свою негативную сторону — чрезмерное увеличение численностинаселения и связанную с этим нагрузку на места жизнеобеспечения. На этой стадииразвития находятся такие страны Северной Африки, как Тунис и Марокко.
На стадии зрелости сначала замедляется рост прибытий иностранных гостей,хотя общее число прибывающих все еще растет и превышает численность местногонаселения. Центр туризма превращается в полностью загруженную часть индустриитуризма с отелями крупных транснациональных гостиничных цепей ифранчайзинговыми предприятиями. Далее развитие этого центра бизнеса, отдыха иразвлечений достигает своего пика, после чего мода на него падает, и ондержится только за счет повторных прибытий, которые стоят больших усилий,предпринимаемых центром. У последнего возникают экономические и социальныепроблемы. Наглядным примером таких центров туризма могут служить знаменитыекурорты Испании, Италии и Франции, а также курорты Карибского бассейна.
На заключительной стадии упадка туристский центр становитсямалопривлекательным для большинства туристов и при этом сильно зависимым отредких путешествующих на короткие каникулы или отдыхающих из ближайших районов.Власти пытаются оживить центр с помощью привлечения клиентов, используя новыеканалы продвижения, и сбыта или переоснащая центр для использования в других целях.Например, так случилось с очень известным курортом США под Нью-Йорком — Атлантик-Сити, который был превращен в центр игорного бизнеса.
Теория подобия стран
В 1961 г. шведский экономист Стефан Линдер сформулировал теорию подобиястран, которую называют также теорией спроса. Линдер утверждает, что различия вуровне насыщенности факторами между странами не всегда отражают международныеобмены. На самом деле множество обменов часто происходит между странами,которые имеют похожие факторы. Например, в Европе наиболее важные туристскиеобмены происходят между соседними странами.
Согласно теории спроса международная специализация страны в высокойстепени зависит от внутреннего спроса. Выявляя спрос на внутреннем рынке,страна разрабатывает новый продукт,  и затем обращается к подобным рынкам.Действительно, высокий уровень спроса на внутренний туризм создает атмосферу иблагоприятные условия для развития международного туризма. Создаютсядополнительные места размещения и транспортная связь, развиваются природные иисторико-культурные центры туризма. Поэтому страны, которые могут управлятьбольшим внутренним спросом, готовы удовлетворять и международный спрос.Последним объясняются не только причины международного туризма, но и егоинтенсивность. Объем международных обменов должен быть большим между странами,которые имеют высокий уровень внутреннего туризма и одинаковую структуру. Этотобъем велик и продолжает существенно увеличиваться в географических зонах,охватывающих индустриально развитые страны Европы, Северной Америки иЮго-Восточной Азии с высокой покупательной способностью.
Для измерения внутреннего спроса обычно применяют следующие показатели:численность населения, ВНП на душу населения, количество мест во всехкомплексах проживания. К странам с высоким внутренним спросом относятсяВеликобритания, Германия, Италия и Франция. Развивающиеся же страны, кромеМарокко и Туниса, в основном имеют очень низкий уровень внутреннего спроса.Однако некоторые страны, такие, как Испания, Португалия, Марокко, Тунис,Танзания, Сенегал, преуспевают в развитии международного туризма независимо отвнутреннего спроса, благодаря специальной туристской политике, проводимойправительствами этих стран.
Международные туристские обмены зависят от объема спроса и дифференциациитуристского продукта. Туристы заинтересованы в том, чтобы пересекать границы,так как они хотят попробовать что-нибудь отличное от того, что имеют в своейстране, тем самым, обусловливая взаимные туристские обмены между похожимистранами, несмотря на то, что эти страны обладают одинаковыми ресурсами. Этотспрос специалисты называют спросом к разнообразию, который базируется нагеографических, культурных и других специфических различиях.

Заключение.
Международный туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения.По оценкам специалистов, в настоящее время 100 млн человек работают виндустрии, а к 2010 г. каждый 8-й трудоспособный человек в мире будет занят вэтом секторе экономики. Индустрия туризма — трудоемкий процесс, поэтому в немзаняты в основном неквалифицированные работники. Однако это не означает, что всфере туризма не используется высококвалифицированный труд. В данной сференовые рабочие места в географическом плане распространяются шире, чем в другихразвивающихся секторах экономики. Международный туризм является активнымисточником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежныйбаланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран международный туризмвоздействует на их социальную и культурную среду, экологию. А последние, в своюочередь, влияют на туристов.
Однако рост международного туризма вызывает некоторые негативныепоследствия, например инфляцию, разрушение окружающей среды и нарушениетрадиций местного населения. Это особенно наглядно проявляется в развивающихсястранах, где туристы из более богатых индустриальных стран своим присутствиемнавязывают присущий им образ жизни и уровень потребления. Следовательно,своевременная и всесторонняя оценка последствий международного туризма являетсяочень важным фактором для составления такой экономической и туристскойполитики, которая позволяла бы извлекать максимальную выгоду и предупреждатьразрушительное воздействие туризма.

Список использованных источников:
1.        Балабанов, И. Т. Экономика туризма: Учеб. пособие для вузов по экон.специальностям и направлениям./ И. Т. Балабанов -М.: Финансы и ста-тистика,1999.-173,[1] с.: ил.
2.        Основные показатели развития туризма, издание 2005.
3.  Папирян, Г. А. Международные экономические отношения: Экономикатуризма/Г. А. Папирян.- М.: Финансы и статистика, 2000.-207,  с.: ил.
4.  Яковлев, Г. А. Экономика и статистика туризма: Учеб. пособие/Г. А.  Яковлев.-М.: РДЛ, 2002.-240 с.: ил.