Творческая личность – сущность и развитие

Волго-Вятская Академия Государственной Службы
Контрольная работа по психологии.
Творческая личность – сущность и
развитие.

Выполнила: Невежкина  И.А.
                                                                         группа №101
Преподаватель:Степанов П.Д. 
г. Н. Новгород, 2000 г. спотос
Многиеисследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческойличности: не существует особых творческих способностей, а есть личность,обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальнаяодаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если входе развития креативности[1]формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческимпроявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности –«Человека творческого».
Знаниями обособенностях творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям,сколько работе литературоведов, историков науки и культуры, искусствоведов,которые так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет твореньябез творца.
Творчествоесть выход за пределы заданного (пастернаковское «поверх барьеров»). Это лишьнегативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза, — сходствоповедения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведениетого и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.
Есть двепротивоположные точки зрения: талант – это максимальная степень здоровья,талант – это болезнь.
Традиционнопоследнюю точку зрения связывают с именем гениального Чезаре Ломброзо. Правдасам Ломброзо никогда не утверждал, что существует прямая зависимостьгениальности и безумия, хотя и подбирал эмпирические примеры в пользу гипотезы:«Седина и облысение, худоба тела, а также плохая мускульная и половая деятельность,свойственная всем помешанным, очень часто встречается у великих мыслителей (…).Кроме того, мыслителям, наряду с помещенными свойственны: постоянноепереполнение мозга кровью (гиперемия), сильный жар в голове и охлаждениеконечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая чувствительность кхолоду и голоду»[2]
 Ломброзо характеризует гениев как людейодиноких, холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям. Срединих много наркоманов и пьяниц: Мюссе, Сократ, Сенека, Гендель, По. Двадцатыйвек добавил в этот список множество имен, от Фолкнера и Есенина до Хендрикса иМоррисона.
Гениальныелюди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемыактивности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т.д.Ломброзо приводит любопытные данные: в популяции евреев-ашкенази, живущих вИталии, больше душевнобольных, чем у итальянцев, но больше и талантливых людей(сам Ломброзо был итальянским евреем). Вывод, к которому он приходит, звучитследующим образом: гений и безумие могут совмещаться в одном человеке.
Списокгениев, больных душевными заболеваниями, бесконечен. Эпилепсией болелиПетрарка, Мольер, Достоевский, не говоря уже об Александре Македонском,Наполеоне и Юлии Цезаре. Меланхолией болели Руссо, Шатобриан. Психопатами (поКречмеру) были Жорж Санд, Микеланджело, Байрон, Гете и другие. Количествопьяниц, наркоманов и самоубийц среди творческой элиты не поддается подсчету.
Гипотеза«гений и безумие» возрождается и в наши дни. Д. Карлсон считает, что гений –это носитель рецессивного гена шизофрении. В гомозиготном состоянии генпроявляется в болезни. Например, сын гениального Эйнштейна болел шизофренией. Вэтом списке – Декарт, Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин, Платон, Кант, Ницше имногие другие.
Но неприсутствует ли в основе представлений о связи гениальности и психическихотклонений иллюзия восприятия: таланты у всех на виду и все их личностныекачества тоже. Может быть, душевнобольных среди «средних» не меньше, а дажебольше, чем среди «гениев»? Т. Саймонтон провел такой анализ и выявил, чтосреди гениев число душевнобольных не больше, чем среди основной массы населения(около 10%). Единственная проблема: кого считать гением, кого не считатьтаковым?
Если исходитьиз того, что творчество это процесс, то гений – это человек, творящий на основебессознательной активности, который способен переживать самый широкий диапазонсостояний ввиду того, что бессознательный творческий субъект выходит из-подконтроля рационального начала и саморегуляции.
Как это неудивительно, именно такое, согласующееся с современными представлениями оприроде творчества, определение гениальности дал Ломброзо: «Особенностигениальности по сравнению с талантом в том отношении, что она является чем-тобессознательным и проявляется неожиданно».
Следовательно,гений по преимуществу  творитбессознательно, точнее, через активность бессознательного творческого субъекта.Талант же творит рационально, на основе продуманного плана. Гений попреимуществу – креатив, талант – интеллектуал, хотя и та и другая общиеспособности есть у обоих.
Что касаетсяколебаний настроения,  то еще Вильям Гиршотмечал их наличие у гениев, а многочисленные исследования выявили взаимосвязькреатизма с нейротизмом[3].Замечу, что нейротизм в меньшей степени определяется генотипом, чем другиечерты темперамента[4].
Выделяются идругие признаки гения, отличающие его от таланта: оригинальность,универсальность, продолжительность творческого периода жизни.
Гегель в«Эстетике» также коснулся вопроса о природе способностей: «Говорят, правда, и онаучных талантах, однако наука предполагает только наличие общей способности кмышлению, которая, в отличие от фантазии, не проявляется как нечто природное, акак бы абстрагируется от всякой природной деятельности, так что будет правомерносказать, что не существует специфики научного таланта в смысле определенногодарования»[5].То, что различия в уровне интеллекта в значительной мере определяются генотипом(то есть природным фактором), Гегель, в отличие от нас, мог не знать.
Интерес кфеномену гениальности вспыхнул в эпоху Возрождения, именно тогда в связи синтересом к творчеству появились первые биографии художников и композиторов.Этот интерес был воскрешен усилиями романтиков в XIXвеке и, как «миф»,похоронен в XXвеке.
Однако несомненно:в отличие от «просто креативов», «гений» обладает очень мощной активностьюбессознательного и, как следствие (а может быть, это причина?), склонен ккрайним эмоциональным состояниям. Психологическая «формула гения» можетвыглядеть следующим образом:
гений =(высокий интеллект + еще более высокая креативность) х
                                х активность психики.
Поскольку креативность преобладает над интеллектом, то иактивность бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действиеразных факторов может привести к одному и тому же эффекту – гиперактивностиголовного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феноменгениальности.
Наконец,приведу выводы В. Бодэрмана, касающиеся конституциональных особенностей выдающихсяученых. Среди них чаще всего встречаются: «Легкий, хрупкий, но изумительносимметричный тип, и тип низкорослого гиганта. Первый, в общем, имеет все, кромефизической мощи и здоровья, вся его энергия концентрируется в мозгу…Низкорослые гиганты имеют счастливую судьбу быть крепкими телом и духом. Такиенизкорослые тела имеют особую тенденцию порождать большие головы и,следовательно, те большие мозги, которые обычно ассоциируются с исключительнойинтеллектуальной мощью».
Гораздо болеепродуктивен не поверхностный, а систематический естественно научный подход кизучению психических особенностей творческой личности.
Главноеотличие творческой личности представители глубинной психологии и психоанализа(здесь их позиции сходятся) видят в специфической мотивации. Остановлюсь лишьвкратце на позициях ряда авторов, поскольку эти позиции отраженны вмногочисленных источниках.
Отличиезаключается только в том, какая мотивация лежит в основе творческого поведения.З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации[6]полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продуктеопредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия.
А. Адлерсчитал творчество способом компенсации комплекса неполноценности. Наибольшеевнимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявлениеколлективного бессознательного. Р. Ассаджиоли считал творчество процессомвосхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия. Психологигуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, чтопервоначальный источник творчества – мотивация личностного роста, неподчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу – этопотребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своихспособностей и жизненных возможностей.[7]
Однакобольшинство авторов все же убежденны в том, что наличие всякой мотивации иличностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этомучасто приплюсовывают такие особенности, как независимость и убежденность.Независимость, ориентация на личностные ценности, а не на внешние оценки,пожалуй, может считаться главным личностным качеством креатива.
Творческимлюдям присуще следующие личностные черты:
1.     независимость – личностныестандарты важнее стандартов группы, неконформность[8]оценок и суждений;
2.     открытость ума – готовностьповерить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
3.     высокая толерантность[9]к неопределенным  и неразрешимымситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
4.     развитое эстетическоечувство, стремление к красоте[10]
Часто в этомряду упоминают особенности «Я» — концепций, которая характеризуетсяуверенностью в своих способностях и силой характера, и смешанные чертыженственности и мужественность в поведении.
Хотягуманистические психологи и утверждают, что творческие люди характеризуютсяэмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью,оптимизмом и т.п., но большинство экспериментальных результатов противоречатэтому.
Согласноприведенной выше модели творческого процесса, креативы должны быть склонны кпсихофизиологическому истощению в ходе творческой активности, так кактворческая мотивация работает по механизму положительной обратной связи, арациональный контроль эмоционального состояния при творческом процессе ослаблен.Следовательно, единственный ограничитель творчества – истощениепсихофизиологических ресурсов (ресурсов бессознательного), что неизбежноприводит к крайним эмоциональным состояниям.
Аналогичныевыводы о высокой тревожноности и плохой адаптированности творческих людей ксоциальной среде приводятся в ряде других исследований. Такой специалист, какФ. Баррон, утверждает, что, для того чтобы быть творческим, надо быть немногоневротиком; следовательно, эмоциональные нарушения, искажающие «нормальное» видениемира, создают предпосылки для нового подхода к действительности.
Список литературы:
1.     Ломброзо Ц.Гениальность ипомешательство. СПб., 1992.
2.     Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке.М.: Искусство, 1991.
3.     Гегель Ф. Эстетика в 4 т. 1968. Т. 1.
4.     Хьелл Л., Зиглер Д.Теория личности. СПб:Питер, 1997.
5.     Олах А. Творческий потенциал иличностные перемены. // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. СерияНауковедение, 1968. № 4. С. 69-73.
6.     Большая СоветскаяЭнциклопедия: в 30 томах. – гл. ред. А.М. Прохоров,
          изд. 3-е, М., 1978г.
7.     Дружинин В. Н. Психология общихспособностей. СПб., 1999.

[1] Креативность (отлат. creatio – созидание)– общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется вразличных сферах активности, рассматривается как относительно независимыйфактор одаренности.
[2] Ломброзо Ц. Гениальность ипомешательство. СПб., 1992. С. 15-16, 21-23.
[3] Нейротизм – свойствотемперамента, характеризующее уровень эмоциональной устойчивости,впечатлительности и тревожности личности, противоположный полюс этого свойства– стабильность. Термин предложен Г. Айзенк.
[4] Гончаренко Н. В. Генийв искусстве и науке. М.: Искусство, 1991.
[5] Гегель Ф. Эстетикав 4 т. 1968. Т. 1. С. 47.
[6] Сублимация — психическийпроцесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на целисоциальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом(1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов трансформации влечений(либидо), противоположный вытеснению.
[7] Хьелл Л., Зиглер Д.Теория личности. СПб: Питер, 1997.
[8] Конформность — усвоениеиндивидом определенных групповых норм, привычек, ценностей; необходимый аспектсоциализации личности и предпосылка нормального функционирования любойсоциальной системы.
[9] Толерантность (отлат.tolerantia –терпение) — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
[10] Олах А. Творческийпотенциал и личностные перемены. // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. СерияНауковедение, 1968. № 4. С. 69-73.