СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА I.Теоретические аспекты изучения творческих способностей у детей младшегошкольного возраста.
1.1. Способности. Творческие способностимладших школьников
1.2 Организация личностно-деятельностноговзаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий
ГЛАВА II.Опытно-экспериментальное исследование
2.1 Диагностический инструментарий (тестТорренса)
2.2 Система творческих заданий каксредство развития творческих способностей младших школьниковЗаключениеСписоклитературыПриложения
Введение
В связи с проблемойвнедрения новой образовательной парадигмы в XXIвеке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должнаобладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением длярешения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурныеизменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно,должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этимнеобходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческогопродуктивного мышления, т.к. прежние не отвечают образовательной парадигменового тысячелетия.
Под творчествомпонимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющихобщественное значение. Сущность творчества – предугадывании результата, правильнопоставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой кдействительности.
Люди совершают каждыйдень массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача,то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества,находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особыекачества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать,находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляеттворческие способности.
Нормальные детиобладают разнообразными потенциальными способностями. Наиболее эффективный путьразвития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников кпродуктивной творческой деятельности с 1-го класса в процессе школьного обучения.Однако, эффект учебной деятельности снижается, прежде всего, по причиненесовершенства методов или способов учения. И происходит это потому, чтонеобходимые способы разрабатываются и укрепляются недостаточно. Невырабатывается их мобильность, перенос в различные ситуации учебных действий,наиболее сложные задания не обеспечиваются отработкой более сложных способов,что часто приводит к безуспешной деятельности. В силу этого ученики неиспытывают удовлетворения деятельностью, на пути к которой появляютсяпрепятствия, преодолеваемые далеко не каждым учеником. Вслед за этим интересснижается, пропадает желание учиться.
Традиционное обучениесодержит, в основном, элементы объяснительно-иллюстративного типа, когдаучитель сам ставит проблемы и сам указывает пути их решения. При таком типеобучения определяющим становится критериальный компонент, т.е. сумма знаний наконец обучения, в то время как учебное исследование, процессуальная ориентацияостается за рамками дидактических поисков. Указанный подход организует процессыобразования на основе преобладания репродуктивной деятельности, детальноописанными результатами.
В связи свышеизложенным необходимо постепенно изменять методы преподавания с цельюинтенсификации процесса обучения, повышения мотивации к учению.
В настоящеевремя при решении всевозможного рода задач творческий подход их решения всеболее вытесняет стандартные методы. Ведь безусловно нужные, но все же «постные»методы стандартных подходов, ограниченные рамками определенных правил, не даютвозможность учащимся в полной мере выходить на широкие просторы познавательнойдеятельности.
На протяжении многихлет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себепристальное внимание представителей самых различных областей научного знания –философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано спостоянно возрастающими потребностями современного общества в активныхличностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения вусловиях неопределенности, множественности выбора, постоянногосовершенствования накопленных обществом знаний, так как «в наши дни талант итворческая одаренность становятся залогом экономического процветания исредством национального престижа». [14]
В современнойпсихолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И.Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторскийи др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивностипознавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческойдеятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельностиучащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологическойкультуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.
Насегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержанияобразования становится личностная ориентация, предполагающая развитиекреативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетоминтересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современногообразования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключенияучащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал,подразумевающий возможность реализации своих личных планов»[25]. Эти позициисоответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, длякоторой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, ихнепрерывное наращивание. При этом на первый план выдвигаются цели развитияличности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства ихдостижения.
Тем неменее, возможности творческого развития учащихся, заложенные в содержаниисовременных программ, не используются в полной мере педагогами начальной школы.Результаты проведенного тестирования учащихся начальных классов показываютнизкий уровень развития таких способностей, как творческое мышление, творческоевоображение, применение методов творчества. Так, 60% учащихся либо отказалисьвыполнять творческое задание, либо выполнили его на низком уровне; 80% учащихся,выполнивших творческое задание, не смогли объяснить, почему именно так еговыполнили.
Полученныеданные свидетельствуют о недостаточном внимании к проблеме развития творческойдеятельности младших школьников в организации учебного процесса начальнойшколы.
Актуальность поднятойпроблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей всовершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия наформирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных,коммуникативных и творческих способностей.
Объектом исследованияданной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процессформирования творческой деятельности и развития творческих способностей удетей.
Определение проблемы иактуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цельисследования: изучение проблемы развития творческой деятельности детей, аименно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практическойдеятельности в этом направлении учителя начальной школы.
В ходе работы ставятся следующиезадачи:
1. изучитьи проанализировать разработанную проблему в психолого-педагогическойлитературе;
2. выявитьосновные компоненты творческих способностей на основе анализа изученнойлитературы;
3. выявитьэффективные средства развития творческих способностей младших школьников.
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения творческихспособностей у детей младшего школьного возраста1.1 Способности. Творческие способности младших школьников
Анализ основныхпсихологических новообразований и характера ведущей деятельности этоговозрастного периода, современные требования к организации обучения кактворческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смыслестроят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования[23]предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания,но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретныхобъектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессеобучения знаний.
Впсихолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определениятворческих видов деятельности.
Познание— образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческойдеятельности, формирующий их знания. [20]
Преобразование— творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний,служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.[22]
Создание— творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимисяобразовательной продукции в изучаемых областях. [24]
Творческое применениезнаний— деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли приприменении знаний на практике.
Все это позволяетопределить понятие «творческая деятельность младших школьников»: продуктивнаяформа деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладениетворческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новомкачестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательнойдеятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. />
Познавательнаямотивация творчества младшего школьника проявляется в форме поисковойактивности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула,ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению кисследуемому новому (предмету, качеству).
Ученые отмечаютдинамику самой исследовательской активности творчества ребенка. К 7-8 годамтворчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельнопоставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному,расширяется и исследовательский диапазон учащихся.
Это приводит к тому,что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого началастановится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новомуи обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий. (табл. 1)Таблица1Психолого-педагогическаяхарактеристика младшего школьного возрастаПсихолого-педагогические особенности младшего школьного возраста Ведущая деятельность Новообразования младшего школьного возраста
► в системе отношений появляется учитель («чужой взрослый»), который является непререкаемым авторитетом;
► в этом периоде ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом» (при этом он не может получить эмоциональной поддержки как в семье);
► ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам;
► взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских;
► преодолевается реализм мышления, что позволяет видеть закономерности, непредставленные в плане восприятия. Ведущая деятельность — учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал».
Новообразования:
1. формирование теоретического мышления;
2. рефлексия как осознание своих собственных изменений;
3. способность к планированию.
Интеллект опосредует развитие всех остальных функций: происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Так, память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Это связано с тем, что ребенок, начинает осознавать особую мнемическую задачу и отделяет эту задачу от всякой другой. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Происходит также развитие волевых процессов.
Решение предложенных исамостоятельно (увиденных) проблем у творческого ребенка часто сопровождаетсяпроявлением оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала,выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.
Впсихолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, вусловиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретаетразвитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любойдеятельности становится особо важным не просто усвоить определенную суммузнаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решениисамых различных вопросов.
Исследованиятворческого мышления стали расширяться во второй половине XXвека. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровеньразвития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессытворчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программыформирования творческих способностей. В это время были выявлены психологическиесоставляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность ипоследовательность мышления; диалектичность; готовность к риску иответственности за принятое решение.
Гибкость ума включаетспособность к выделению существенных признаков из множества случайных испособность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умомобычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируяотдельные элементы проблемной ситуации.
Систематичность ипоследовательность позволяет людям управлять процессом творчества. Без нихгибкость может превратиться в «скачку идей», когда решения до конца непродумываются. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать срединих. Он не решителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичностивсе идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Оченьчасто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается, иоткрывает путь к решению проблемы.
Творчески мыслящийчеловек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности засвое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способымышления более понятные большинству людей.
Помощь взрослых и, вчастности, педагога заключается в том, чтобы научить ребенка творить.Ребенок в результате такой помощи должен научиться:
► удивлятьсявсему,будто видит все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому,любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в миренет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение вискусстве, где все – игра чудесных сил;
► видеть,слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) — так,как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк –корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источникхудожественного творчества – память;
► мечтать(фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяяих в одно удивительное целое).
Этих трех даровдостаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует ещенаучиться:
► владетьтехникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).
► создавать«законченную вещь», то есть произведение.
Поэтому очень важноежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом),учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:
— смотреть,чтобы увидеть красоту;
— слушать,чтобы услышать гармонию в музыке или природе;
— почувствоватьсостояние другого и не ранить его своими словами;
— говоритьтак, чтобы тебя услышали;
— бытьсамим собой;
— трудитьсятворчески;
— творитьвдохновенно.
Современная педагогикауже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос состоит лишь втом, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.[16]
Под творческими(креативными) способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика всовершении деятельности и действий, направленных на созидание им новыхобразовательных продуктов. [24]
Придерживаясь позицииученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор,развитие которых является результатом обучения творческой деятельностишкольников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младшихшкольников:
· творческоемышление,
· творческоевоображение,
· применениеметодов организации творческой деятельности.
Для развитиятворческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развитьследующие умения:
► классифицироватьобъекты, ситуации, явления по различным основаниям;
► устанавливатьпричинно-следственные связи;
► видетьвзаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
► рассматриватьсистему в развитии;
► делатьпредположения прогнозного характера;
► выделятьпротивоположные признаки объекта;
► выявлятьи формулировать противоречия;
► разделятьпротиворечивые свойства объектов в пространстве и во времени;
► представлятьпространственные объекты;
► использоватьразные системы ориентации в воображаемом пространстве;
► представлятьобъект на основании выделенных признаков, что предполагает:
– преодолениепсихологической инерции мышления;
– оцениваниеоригинальности решения;
– сужениеполя поиска решения;
– фантастическоепреобразование объектов, ситуаций, явлений;
– мысленноепреобразование объектов в соответствии с заданной темой.
Названные умениясоставляют основу способности системного диалектического мышления,продуктивного произвольного пространственного воображения.
Отечественные психологии педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И.Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебнойдеятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности,накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.
Опыт творческойдеятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В.Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина, является самостоятельнымструктурным элементом содержания образования. Он предполагает:
► переносранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы,альтернативы ее решения,
► комбинированиеранее усвоенных способов в новые и др. />1.2 Организация личностно-деятельностного взаимодействияучащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий.
Эффективностьпроводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как междуучащимися, так и между учащимися и педагогом. Одним их педагогических условийэффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностноевзаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его — внеразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетанияизменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия каксотворчества.
При таком подходеорганизаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм,приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельнойтворческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческогозадания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.
Таким образом, подличностно-деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организациитворческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения,бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности учащихся ипедагога.
Накопление каждымучащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активноеиспользование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных,индивидуальных и групповых форм работы (см. прил. 3).
Выбор сочетания формпри выполнении творческих заданий зависит от целей выполнения творческогозадания и его уровня сложности.
Выбор методоворганизации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей,уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся,конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленностиучащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта).
Очевидно, в процессеобучения творчеству педагогу приходится принимать нестандартные решения,использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины,предвидеть предполагаемые последствия.
Это требует от учителягибкого подхода, умения скомбинировать свой собственный метод, тогда как ниодин из известных изолированных методов не позволяет эффективно достичь цели.Такой метод называется ситуационным или творческим. [17]
Система творческихзаданий предполагает также применение учащимися активных методов дляорганизации самостоятельной творческой деятельности.
Таким образом, системыметодов организации творческой деятельности учителя и учащихся ориентированнына единую цель и взаимно дополняют друг друга.
В тактике творческогостиля преподавания просматриваются следующие линии поведения учителя:
· умениепоставить учебно-познавательные проблемы;
· стимулированиек поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
· поддержкаученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям. [2]
Все это предполагаетумение создавать атмосферу творчества на занятиях.
Атмосфера творчествасоздается путем:
1) Выполнениязакона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека какличность (Я = Я).
При первой встрече спервоклассниками необходимо организовать беседу о нормах общения, в ходекоторой учащиеся должны прийти к выводу, что свое поведение необходимоконтролировать в рамках формулы Я = Я. [4]
Продолжить эту работуво втором и третьем классе можно с помощью решения творческих заданий напонимание друг друга «с полуслова», разработки правил невербального общения исоставления памятки «Нормы общения». А в четвертом классе в разделе «Качестватворческой личности» предложить задания, содержащие противоречия в поступкахчеловека и проанализировать их влияние на взаимоотношения между людьми.
2) Выполнениезакона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию (я Я).[4]
При выполнении сериизаданий на познание объектов с помощью анализаторов показать несовершенствоорганов чувств человека, его воображения, мышления и способности к творчеству.Опытным путем учащиеся должны прийти к выводу, что для осуществления творческойдеятельности необходимо самосовершенствоваться.
3) Созданиеситуации успеха. [1]
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование2.1 Диагностический инструментарий (тестТорренса)
Тесты Торренсапредназначены для использования в следующих целях:
* исследованиетворческих способностей учащихся;
* индивидуализацияобучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация вособых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;
* разработкакоррекционных и психотерапевтических программ для одаренных детей, имеющихпроблемы с обучением;
* оценкаэффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тестыпозволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечнымирезультатами обучения;
* поиски выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другимиметодами.
Тесты сгруппированы ввербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую идвигательную батареи, отражая различные проявления креативности в показателяхбеглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработанности идей ипредполагают использование в практике обследований таких батарей в целом.
Все заданияпредназначены для детей в возрасте от детского сада и до окончания школы.КРАТКИЙ ТЕСТ. ФИГУРНАЯ ФОРМА
Задание «Закончирисунок». Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисункови подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно,экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этомнеобходимо в точности следовать замыслу ребенка.
Не следует проводитьодновременно тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы- это 15-35 человек, т.е. не более одного класса.
Для младших детейразмер группы следует уменьшить до 5-10 человек, а для дошкольниковпредпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестированииребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора.
Время выполнения теста10 минут.
Прежде чем раздаватьлисты с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будутделать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению.Для этого можно использовать следующий текст:
«Ребята! Мне кажется,что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работапоможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разныепроблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, чтовы дадите простор своему воображению и вам это понравиться».
Если фигурный тесттребуется провести повторно, то объяснить это учащимся можно следующим образом:
«Мы хотим узнать, какизменились ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решатьпроблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенныепромежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То жесамое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Мы собираемсяпровести их измерение сегодня и через некоторое время. Очень важно, чтобы этобыло точное измерение, поэтому постарайтесь показать все, на что вы способны». ПРОЦЕДУРЫ ИЗМЕРЕНИЯ
1. Прочитатьруководство. Вы должны четко осознавать концепцию творческого мышления П.Торренса: содержание показателей беглости, гибкости, оригинальности итщательности разработки идей как характеристика этого процесса.
2. Сначала следуетопределить, стоит ли ответ засчитывать, т.е. релевантен ли он заданию. Теответы, которые не соответствуют заданиям, не учитываются. Нерелевантнымисчитаются ответы, в которых не выполнено основное условие задания — использовать исходный элемент. Это те ответы, в которых рисунок испытуемогоникак не связан с незавершенными фигурами.
3. Обработкаответов. Каждую релевантную идею следует отнести к одной из категорий ответов.Списки категорий приведены ниже. Используя эти списки, определите номеракатегорий ответов и баллы за их ОРИГИНАЛЬНОСТЬ. Запишите их в соответствующихграфах.
Затем определяютсябаллы за РАЗРАБОТАННОСТЬ каждого ответа, которые заносятся в графу, отведеннуюдля этих показателей выполнения задания. Показатели категорий оригинальности иразработанности ответов записываются в бланке, на строке, соответствующейномеру рисунка. Там же записываются пропуски (отсутствие ответов).
4. ПоказательБЕГЛОСТИ для теста может быть получен прямо из номера последнего ответа, еслине было пропусков или нерелевантных ответов. В противном случае следуетсосчитать общее количество учтенных ответов и записать это число всоответствующей графе. Чтобы определить показатель ГИБКОСТИ, зачеркнитеповторяющиеся номера категорий ответов и сосчитайте оставшиеся. Суммарный баллза ОРИГИНАЛЬНОСТЬ определяется сложением всех без исключения баллов в этойколонке. Аналогичным образом определяется суммарный показатель РАЗРАБОТАННОСТИответов.УКАЗАТЕЛЬ ОЦЕНКИ ТЕСТА
В указатель включеныданные, полученные на 500 учащихся школ г. Москвы в 1994 г. Возраст испытуемыхот 6 до 17 лет.
Беглость. Этотпоказатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный баллравен 10.
Гибкость. Этотпоказатель определяется числом различных категорий ответов. Для определениякатегории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногдане совпадает). Ниже приведен список №2, включающий 99 % ответов. Для техответов, которые не могут быть включены ни одну из категорий этого списка,следует применять новые категории с обозначением их «Х1», «Х2» и т.д. Однакоэто потребуется очень редко.
Категории ответов,оцениваемых 0 или 1 баллом за оригинальность, значительно удобнее определять посписку №1 отдельно для каждой стимульной фигуры.
Оригинальность.Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%,минимальная — 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 баллзасчитывается за ответы, встречающиеся в 2-4, 9% случаев. Данные об оценкекатегории и оригинальности ответа приведены в списке №1 для каждой фигуры вотдельности. Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать,используя этот список.
Премиальные баллы заоригинальность ответа. Всегда встает вопрос об оценке оригинальности ответов, вкоторых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. П.Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей,поскольку такие ответы довольно редки. Они указывают на нестандартностьмышления и отклонение от общепринятого. Инструкция к тесту и раздельностьисходных фигур никоим образом не указывают на возможность такого решения, новместе с тем и не запрещают его. П. Торренс считает необходимым присуждать дополнительныебаллы по оригинальности за объединение в блоки исходных фигур:
за объединение двухрисунков… 2 балла,
за объединениетрех-пяти рисунков… 5 баллов,
за объединениешести-десяти рисунков… 10 баллов.
Эти премиальные баллыдобавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.
Разработанность. Приоценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значительную деталь(идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, таки за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен бытьзначительным, иначе его разработанность не оценивается.
Один балл дается за:
· Каждуюсущественную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оцениваетсяодин раз и при повторении не учитывается. Каждая дополнительная детальотмечается точкой или крестиком один раз.
· Цвет,если он дополняет основную идею ответа.
· Специальнуюштриховку (но не за каждую линию,, а за общую идею) — тени, объем, цвет.
· Украшениеесли оно имеет смысл само по себе.
· Каждуювариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую поотношению к основному ответу. Например, одинаковые предметы разного размерамогут передавать идею пространства.
· Поворотрисунка на 90 градусов и более, необычность ракурса (вид изнутри, например),выход за рамки задания большей части рисунка.
· Каждуюподробность в названии сверх необходимого минимума. Если линия разделяетрисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях и суммируютих. Если линия обозначает определенный предмет — шов, пояс, шарф и т.д., то онаоценивается одним баллом.
В приведенных нижесписках ответов сами ответы распложены в алфавитном порядке. В скобках ужеуказаны номера категорий.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
1. Беглость илипродуктивность. Этот показатель не является специфическим для творческогомышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показателиКТТМ. Данные показывают (см. таблицу 1), что большинство детей 1-8 классоввыполняют от семи до десяти заданий, а старшеклассники — от восьми до десятизаданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее 5-ти) встречаетсячаще всего у подростков (5 — 8 классы).
2. Гибкость. Этотпоказатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить отодного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести споказателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкостина показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеетнизкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления,низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и(или) низкой мотивации.
3. Оригинальность. Этотпоказатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных,общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Те, ктополучают высокие значения этого показателя обычно характеризуются высокойинтеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решенияпредполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Каки гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью спомощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.
4. Разработанность.Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокойуспеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности.Низкие — для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показательразработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и вопределенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, взависимости от того, как это качество проявляется.
(Общее число учащихсявсех классов составило 500 человек, примерно по 100 человек в каждой возрастнойгруппе. В скобках указаны показатели стандартного отклонения)Таблица 2 Средние значенияпоказателей КТТМ у учащихся разных классовКласс Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность 1 -2 9,0 (1,2) 7,5 (1,7) 10,3 (2,9) 22,4 (8,8) 3 — 4 8,9 (1,6) 7,6 (1,6) 9,7 (3,6) 31,7 (15,2) 5 — 6 6,8 (2,2) 6,8 (2,2) 9,2 (4,1) 30,4 (16,5) 7 — 8 7,4 (1,9) 7,4 (1,9) 9,6 (3,6) 31,8 (17,4) 9 — 11 8,1 (1,2) 8,1 (1,2) 10,7 (3,3) 40,4 (13,6) 1 — 11 7,6 (1,6) 7,6 (1,6) 10,0 (3,4) 31,3 (15,3)
Для сопоставленияпоказателей творческого мышления (оригинальности и разработанности) необходимопровести их преобразование в стандартную Т — шкалу. Это позволит сравнитьрезультаты, полученные по КТТМ и фигурному тесту творческого мышления П.Торренса (см. табл. 2).Таблица3 Преобразование «сырых» показателей в Т — шкалу Баллы по оригинальности Баллы по разработанности Т – шкала
1 — 3
класс
4 — 8
класс
9 — 11
класс
1 — 2
класс
3 — 8
класс
9 — 11
класс 100 – – – 66 110 108 95 – – – 62 101 101 90 – – – 58 92 95 85 20 – – 54 83 88 80 19 20 20 49 75 81 75 18 18 18 45 68 74 70 16 17 17 40 62 68 65 15 15 16 35 55 61 60 13 13 14 31 48 54 55 12 11 12 26 39 47 50 10 9 11 22 30 40 45 9 7 9 18 23 33 40 7 5 7 14 16 27 35 6 3 5 10 11 20 30 4 1 4 5 7 13 25 2 – 1 1 2 7 20 1 – – – – 1
Значения по Т — шкале50 + 10 соответствуют возрастной норме.2.2 Система творческих заданий как средство развитиятворческих способностей младших школьников.
Любую деятельность, втом числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенныхзаданий. Творческие задания — задания, требующие от учащихся творческойдеятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применитьзнания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое.[21]
Эффективность развитиятворческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которогосоставлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал, чтосодержащиеся в них творческие задания, в основном, относятся к «условнотворческим», продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделкии т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождениенескольких вариантов ответов. Творческих заданий, требующих разрешенияпротиворечий, не предлагает ни одна из используемых в школах программ.
Творческие заданияпредполагают использование в творческой деятельности младших школьниковпреимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как методперебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активноиспользуются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования.Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческихспособностей учащихся с помощью данных методов.
Между тем дляэффективного развития творческой деятельности школьников применениеэвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методовтворчества.
На основе анализалитературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов, А.М.Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:
► открытость(содержание проблемной ситуации или противоречия);
► соответствиеусловия выбранным методам творчества;
► возможностьразных способов решения;
► учетактуального уровня развития;
► учетвозрастных особенностей учащихся.
Учитывая этитребования, можно построить систему творческих заданий, под которой понимаетсяупорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированныхна основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание,создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций,явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников вучебном процессе.
Система творческихзаданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативныйкомпоненты. Системообразующий фактор — личность учащегося: его способности,потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности,субъективно-творческий опыт.
Особое вниманиеуделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческойдеятельности понимаются две его формы — внешняя и внутренняя. Внешнеесодержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее —является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика врезультате его деятельности.
При отборе содержаниядля системы творческих заданий необходимо учитывать 2 фактора:
1. то,что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, науже решенных обществом проблемах,
2. творческиевозможности содержания учебных предметов начальной школы.
Представим содержаниетворческих заданий тематическими группами задач, направленными на познание,создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций,явлений (см. прил. 2).
Каждая из выделенныхгрупп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеетсвою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняетопределенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимымусловием для накопления учеником субъективного творческого опыта.
1-ягруппа – «Познание». Цель — накопление творческого опыта познаниядействительности. Приобретаемые умения:
· изучатьобъекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков — цвета, формы,размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;
· рассматриватьв противоречиях, обусловливающих их развитие;
· моделироватьявления, учитывая их особенности, системные связи, количественные икачественные характеристики, закономерности развития.
2-ягруппа – «Создание». Цель — накопление учащимися творческого опыта созданияобъектов ситуаций, явлений. Приобретается умение создавать оригинальные творческиепродукты, что предполагает:
· получениекачественно новой идеи субъекта творческой деятельности;
· ориентированиена идеальный конечный результат развития системы;
· переоткрытиеуже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.
3-ягруппа – «Преобразование». Цель — приобретение творческого опыта впреобразовании объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:
· моделироватьфантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета,материала, расположения частей и др.);
· моделироватьизменения внутреннего строения систем;
· учитыватьпри изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов,ситуаций, явлений.
4-ягруппа – «Использование в новом качестве». Цель — накопление учащимися опытатворческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций,явлений. Приобретаемые умения:
· рассматриватьобъекты ситуации, явления с различных точек зрения;
· находитьфантастическое применение реально существующим системам;
· осуществлятьперенос функций в различные области применения;
· получатьположительный эффект путем использования отрицательных качеств систем,универсализации, получения системных эффектов.
Содержание групптворческих заданий представлено в приложении 1 тематическими сериями.
Творческиезадания дифференцируются по таким параметрам, как:
► сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
► сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
► формы представления противоречий (явные, скрытые).
В связи сэтим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.
Задания III (начального) уровнясложности предъявляются учащимся первого ивторого класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет,явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержатпроблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение методаперебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены дляразвития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.
Задания IIуровня сложности находятся на ступеньку нижеи направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения,преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданияхданного уровня выступает понятие «система», а также ресурсы систем.Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержатпротиворечия в явной форме. Цель заданий данного типа — развитие основсистемного мышления учащихся.
Задания I(высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащиескрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются бисистемы, полисистемы,ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего ичетвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектическогомышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических иэвристических методов творчества.
Выбираемыеучащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующиеуровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом,переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьниковпроисходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности.
III уровень —предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленноготворческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используютсятакие методы творчества, как: метод фокальныхобъектов, морфологический анализ, методконтрольных вопросов, дихотомия, синектика, отдельные типовые приемыфантазирования.
II уровень— предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методовтаких как: метод маленьких человечков, методыпреодоления психологической инерции, системный оператор, ресурсный подход,законы развития систем.
I уровень —предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментовтаких как: адаптированный алгоритм решения изобретательских задач, приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени,типовые приемы разрешения противоречия.
Каждый изметодов творчества имеет определенные функции (см. прил. 2).Таблица 4 — Система критериев развития креативныхспособностей младших школьниковКритерии Показатели критерия Методы определения показателей Творческое мышление Беглость Оригинальность Разработанность Сопротивление замыканию Абстрактность названия Тестирование по методике Е. Торренса Тестирование по методике С.И. Гин Творческое воображение Продуктивность Умение работать с образами в пространстве Тестирование по методике Е.Е.Туник, анализ творческой деятельности учащихся по шкале “Фантазия” Г.С. Альтшуллера Управляемость Анализ творческой деятельности учащихся Применение методов творчества Использование эвристических и алгоритмических методов творчества Анализ творческой деятельности учащихся
Заключение
Наше время – это времяперемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения,умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа ещесохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонноеповторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаютсярадости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Проведенное исследованиепоказало, что ориентация современной школы на гуманизацию процесса образованияи разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимостьгармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которойформируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой,связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их креативности,познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартныезадачи и т. п.
Отсюда можно сделатьвывод, что активное введение в традиционный учебный процесс разнообразныхразвивающих занятий и систем творческих заданий, специфически направленных наразвитие творческой деятельности, личностно-мотивационной ианалитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и рядадругих важных психических функций, является в этой связи одной из важнейшихзадач деятельности современного педагога.
Список литературы
1. БелкинА.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.завед. — М.: Академия, 2000.
2. БордовскаяН.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2000.
3. ВыготскийЛ. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.
4. ГафитулинМ.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальныхклассов: Метод. разработка по использованию элементов теории решенияизобретательских задач в работе с детьми. — Фрунзе, 1990.
5. ГинС.И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитиетворческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. IIIрегион. науч.-практ. конф. — Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2000.
6. ДавыдовВ. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1972.
7. ДоналдсонМ. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. – М.:Педагогика, 1985
8. ЗеньковскийВ.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианскойантропологии. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
9. Концепцияструктуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На путик 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. — М.:ИОСО РАО, 2000.
10. КузнецоваЛ. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. –М.: Просвещение, 1988.
11. КулагинаИ.Ю. Возрастнаяпсихология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд.– М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.
12. ЛейтесН.С. Возрастнаяодаренность и индивидуальные различия. – Москва – Воронеж, 1997.
13. ЛейтесН.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 1990, №9. – С.31.
14. ЛукА.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1988.
15. ЛейтесН.С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1991.
16. МатюшкинА.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.
17. ПодласыйИ.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общиеосновы. Процесс обучения. — М.: ВЛАДОС, 2000.
18. Российскаяпедагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993.
19. СимановскийА. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей ипедагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
20. Словарь-справочникпедагогических инноваций в образовательном процессе. / Сост. Л.В. Трубайчук. —М.: Изд. дом «Восток», 2001.
21. УнтИ.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990
22. УшачевВ.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. — Магнитогорск,1991.
23. ФридманЛ.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Изд-во«Совершенство», 1998.
24. ХуторскойА.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.
25. ШамоваТ.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. —М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
26. ЯкобсонП.М.Эмоциональнаяжизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 1998.
ПриложенияПриложение 1Тематические серии групп творческих заданийТематические серии Содержание творческих заданий Типы заданий Возможности учебных предметов “Театральная” Создание театральных эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки Познание Создание Преобразование Использование в новом качестве Художественный труд Литературное чтение “Бионика” Нахождение соответствий природных и технических объектов, изучение возможностей природных аналогов для развития техники Создание Преобразование Окружающий мир “Винни-Пух решает вслух” Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж. Рода-ри, Л. Кэррола, А.А. Милна, Дж. Толкиена, А.Линдгрен, Н.А. Некрасова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй Создание Преобразование Использование в новом качестве Обучение грамоте Литературное чтение “Технический мир” Изучение и создание различных технических объектов Познание Создание Преобразование Использование в новом качестве
Обучение грамоте Художественный труд
ОБЖ “Природный мир” Изучение животных, формирование гуманного отношения человека к природе, выращивание культурных растений Познание Преобразование Обучение грамоте Окружающий мир ОБЖ Литературное чтение Русский язык “Организм человека” Изучение органов чувств, памяти, мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями Познание Создание Преобразование Использование в новом качестве Окружающий мир ОБЖ “Головоломки” Решение и составление задач на внимание, головоломок, шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов Создание Преобразование Математика Окружающий мир Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык “Признаки” Изучение признаков объектов (цвета, формы, размера, материала, назначений, расположения в пространстве и др.), природных явлений; составление загадок, метафор, сравнений Познание Создание Преобразование Использование в новом качестве Математика Окружающий мир ОБЖ Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык “Космос” Изучение проблем, связанных с полетами человека в космос: устранение неисправностей, обеспечение водой, работа техники в условиях других планет; работоспособность в состоянии невесомости Создание Преобразование Использование в новом качестве Обучение грамоте Художественный труд Окружающий мир “Страна несделанных дел” Рассмотрение выделенных учащимися проблем из различных областей знаний Преобразование Использование в новом качестве Окружающий мир ОБЖ “Бесприродный технический мир” Изучение проблем, связанных с заменой природных материалов искусственными Преобразование Использование в новом качестве Художественный труд “Фантастические сюжеты” Решение проблем героев фантастических произведений Г. Альтова, Р. Бредбери, А. Орлова, составление фантастических сюжетов Познание Создание Преобразование Обучение грамоте Литературное чтение “Да-Нетки” Изучение и объяснение явлений, ситуаций; изучение признаков объектов через постановку вопросов Познание Математика Окружающий мир ОБЖ Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык Художественный труд “Безопасность” Рассмотрение вопросов безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности, поведение человека в экстремальных условиях (безопасные тренировки спортсменов, защита человека при аварии; защита от отравлений, сохранение зрения) Создание Преобразование Использование в новом качестве Окружающий мир ОБЖ Художественный труд “Проблемы третьего тысячелетия” Изучение экологических проблем (сбор нефти с поверхности воды, по-строение мусоросжигающего завода, переработка отходов, долгожительство) Создание Преобразование Использование в новом качестве Окружающий мир ОБЖ “Гениальные” задачи” Переоткрытие эффектов, созданных “Битлз”, М.И. Глинкой, Гомером, А.Дюма, Микеланджело, Н.А. Римским-Корсаковым, Состратосом Создание Преобразование Использование в новом качестве Дополнительная учебная программа “Достойный ответ” Анализ поведения людей в стрессовых ситуациях, при нарушении норм и правил общения Познание Использование в новом качестве Обучение грамоте Литературное чтение Окружающий мир “Что такое хорошо?” Анализ норм нравственного поведения (ответственность за свои поступки, доброта, справедливость, честность, трудолюбие, совестливость, эмпатия ) Познание Математика Окружающий мир ОБЖ Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык Художественный труд
Приложение 2Функции методов творчества на различных уровнях системытворческих заданийУровень системы творческих заданий Методы выполнения творческих заданий Функции метода III уровень Перебор вариантов Наиболее примитивный метод решения творческих задач, не входящий в число методов развития творческого воображения (РТВ). Его использование на начальном уровне обучения способствует развитию умений организации поисковой деятельности, накоплению опыта организации собственной творческой деятельности учащихся, актуализирует накопленный опыт учащихся Метод фокальных объектов Развивает умения подбирать нетипичные свойства к объекту, представлять и объяснять практическое назначение необычных свойств, используя элементы фантазирования, преодолевать психологическую инерцию в процессе преобразования свойств объектов Морфологический анализ Развивает умение генерировать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы. Развивает комбинаторные умения. Производит оценку идей и детализирует наиболее удачные Способствует развитию умения генерации идей в рамках заданной темы. Развивает умения планирования творческой деятельности. Способствует организации поисковой деятельности Дихотомия Развивает умения выделять различные признаки объектов, производить группировку объектов ситуаций, явлений по выявленным характеристикам, осуществлять классификации объектов по различным основаниям, выбирать основания для классификации в зависимости от цели и конкретной ситуации Позволяет сужать поле поиска Развивает умения ориентироваться в пространстве, анализировать ситуации Синектика Развивает умения рассматривать объекты, ситуации, явления с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий II уровень Типовые приемы фантазирования Развивают умения качественно, системно генерировать идеи; делать фантастические преобразования как самого объекта, так и его свойств, составляющих (подсистемы), либо места функционирования, обитания (надсистемы) с помощью приема, заданного педагогом или выбранного самим учащимся Моделирование Развивает умения школьников рассматривать объект “изнутри”. Расширяет возможности учащихся в управлении поисковой деятельностью. Способствует стремлению самостоятельно объяснять ситуации, явления Группа методов “Преодоление психологической инерции” Развивает умения учащихся быстро находить оригинальные решения. Позволяет учащимся изменять точку зрения на объекты, ситуации, явления в зависимости от условий. Развивает умения рассматривать объекты средствами изменения его количественных и качественных характеристик Системный оператор Развивает умения учащихся рассматривать объекты, ситуации, явления помощью алгоритма системного мышления. Позволяет учащимся рассматривать объекты как системы. Развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Побуждает учащихся прогнозировать развитие объекта и его функции Ресурсный подход Побуждает учащихся совершенствовать системы с помощью внутренних и внешних ресурсов, получать оригинальные решения, близкие к идеальности I уровень Закономерности развития систем Развивает умение учащихся целенаправленно совершенствовать системы по направлению к идеальному конечному результату. Позволяет управлять творческими процессами. Развивает умение рассматривать системы в развитии. Повышает эффективность прогнозирования Адаптированный алгоритм решения изобретательских задач Развивает умение выделять противоречивые свойства. Развивает умение планировать творческую деятельность. Позволяет организовать эффективный поиск решения. Способствует выполнению задания на качественно новом уровне Приемы разрешения противоречия Способствуют развитию умений выделять противоречивые свойства. Развивают умение рассматривать объекты в противоречиях. Развивают умения разделять противоречивые свойства в пространстве и во времени Типовые приемы устранения противоречий Повышают эффективность поисковой деятельности. Развивают умение качественной генерации идей. Развивают умение разрешать противоречия Приложение 3Сочетание форм организации при выполнении творческогозаданияЭтапы выполнения задания Формы организации Возможности форм организации при выполнении творческих заданий 1 2 3 1. Постановка задачи Индивидуальная Позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. Групповая Представляет совместный взгляд членов группы на поставленную ситуацию. Развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей. Развивает умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска. Коллективная Позволяет обмениваться опытом определения направления поиска. Расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию. Представляет различные точки зрения на уровень представленной ситуации. 2. Сбор необходимой информации Индивидуальная Развивает исследовательские умения учащихся по организации поиска необходимой информации (классификационные умения, умение сужать поле поиска, выделять существенные признаки) Групповая Развивает умения распределять функции и роли между участниками группы, планировать деятельность, определять меру ответственности участников группы. Коллективная Расширяет индивидуальный опыт по рассматриваемой проблеме через обмен необходимой информацией между учащимися. Развивает умение совместной организации поисковой деятельности учащихся. Выявляет собственные организационные возможности учеников. 3. Решение Индивидуальная Позволяет самостоятельно использовать освоенные методы, реализовать опыт творческой деятельности, предложить собственную версию решения задачи. Групповая Позволяет освоить способ выполнения задания в совместной деятельности. Развивает умения планировать решение задачи в соответствии с выбранным методом, распределять функции между участниками группы, совместно обсуждать ход решения задачи, отстаивать личную позицию. Коллективная Позволяет обмениваться опытом применения методов творчества при выполнении задания. Расширяет возможности учащихся в выборе оптимального из множества предложенных способов решения задачи. 4. Анализ творческого продукта Индивидуальная Вырабатывает умение самоанализа. Позволяет демонстрировать и защищать полученный творческий продукт. Групповая Позволяет демонстрировать совместный продукт, полученный группой. Развивает умения оценивать уровень выполнения творческого задания, сопоставлять собственные результаты с результатами работы других групп. Коллективная Позволяет сопоставить субъективные результаты выполнения задания учащимися и определить объективный уровень полученного результата (на фоне класса).