Оглавление
Введение
§ 1. Идея народности воспитания — центральная идея
педагогической теории Ушинского К.Д.
§ 2. Элементы принципанародности воспитания по учению Ушинского К.Д.
§ 3. Значение наследия Ушинского К. Д. впедагогике
Заключение
Литература
Введение
Всвязи с актуализацией национальных ценностей в сфере воспитания,переосмыслением концептуальных основ педагогики представляется значимымизучение творческого наследия Ушинского К.Д.
Современнаядуховная ситуация в России характеризуется напряженным поискомнационально-культурной идентичности различных народов, новых ориентировразвития культуры и образования. Возрастает интерес к отечественной истории,народной культуре, национальным традициям, фольклору.
Всвязи с активизацией процесса возрождения культурно-исторического наследия различныхэтносов в России становится весьма актуальным изучение народной педагогики с еебогатым опытом воспитания. Это связано с расширением и углублением историческисложившихся межкультурных связей народов многонациональной России, а такжемноговековым взаимодействием русской культуры с культурами других народов.
Наэтом фоне весьма актуальным становится развитие в отечественном образованииидеи народности, обращенной к истокам народной культуры и опирающейся на еенациональное своеобразие и особенности менталитета русского народа.
Насегодняшний день данная проблема актуальна не только в педагогическом смысле,но имеет в некоторой степени и политическое звучание. Возникновение различныхнационалистических течений в обществе, межэтнические войны и конфликты,приведшие к человеческим трагедиям и многочисленным жертвам, побуждают болееглубоко осмыслить необходимость сочетания национальных и общечеловеческихценностей в образовании. Народной педагогике необходима четкая гуманистическаянаправленность, обеспечивающая воспитание толерантности и уважения к другимнародам и культурам и исключающая различные формы этноцентризма и этническойнетерпимости.
Впсихолого-педагогической литературе представлены исследования отдельныхаспектов развития народности, народной культуры и народной педагогики. Так,истоки идеи народности в образовании отражены в трудах классиков русскойпедагогики Ломоносова М.В., Ушинского К.Д., Толстого Л.Н. Свое развитиеосвещение данной проблемы получило в работах Белинского В.Г., Радищева А.Н., ЧернышевскогоН.Г., Добролюбова Н.А., Бунакова Н.Ф., Водовозова В.И., Сороки-Росинского В.Н.,Лорки Д.О. и др.
Всовременной литературе философско-педагогический аспект развития идеинародности раскрывается в исследованиях Вдовина А.И., Гершунского Б.С.,Марциновской Г.Д., Шириповой Н.И., Усенко О.Г., Ломакиной Н.Г., Зарипова А.Я.,Гнатенко П.И. и др.
Такимобразом, в научно-теоретическом плане актуальность исследования обусловленанеобходимостью определения сущности идеи народности, выявления источников,критериев, условий ее развития в отечественном образовании.
ИмяУшинского К.Д. занимает особое место в русской мировой педагогике. По глубинепроникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формированиянравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественнойшколы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепцияне имела себе равных.
Онпо праву считается создателем русской народной школы. На протяжении многих летпрактической педагогической деятельности и исследования воспитательных систем иучреждений разных времен и народов, изучения реальных условий и факторов,благоприятствующих и мешающих школьному делу в России, великий педагог наметилпути, продвигаясь которыми школа обретала прочные основы своего существования.Он сформулировал теоретические принципы содержания общего образования,разработал методы развивающего обучения. Им созданы «Родное слово» — учебникрусского языка для первоначального обучения – и «Детский мир» — своеобразнаяэнциклопедия элементарных, доступных пониманию ребенка знаний. Эти книги иметодические материалы многие десятилетия служили незаменимыми пособиями дляучителей и родителей в повседневной практике обучения и воспитания.
Объектисследования — педагогическое наследие Ушинского К.Д.
Предметисследования — развитие идеи народности в педагогическом наследии УшинскогоК.Д.
Цельисследования — раскрыть сущность идеи народности Ушинского К.Д. и показать еереализацию в современной образовательной практике.
Входе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучитьлитературу по теме исследования.
2. Датьсодержательную характеристику идеи народности;
3. Проанализироватьэлементы принципа народности воспитания по учению Ушинского К.Д. (труд, роднойязык, народная школа, женское образование).
Основнымиметодами исследования были: теоретический анализ педагогической литературы поисследуемой проблеме; систематизация, классификация и обобщение фактов.
§ 1. Идеянародности воспитания — центральная идея
педагогической теории
Впедагогической системе великого русского педагога Ушинского К.Д. ведущее местозанимает его учение о цели, принципах и сущности воспитания. Важнейшим звеномнравственного совершенствования личности является, как утверждал Ушинский К.Д.,идея народности, которую он обосновал во многих произведениях в таких, как «Онравственном элементе в русском воспитании», «Три элемента школы», «Труд в егопсихическом и воспитательном значении», «О пользе педагогической литературы»,«Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народныхшкол», «Воскресные школы», особенно в работе «О народности в общественномвоспитании». Он отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным,должно быть народным», что «воспитание, созданное самим народом и основанное нанародных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучшихсистемах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Воспитаниеон рассматривал как «создание истории», как общественное, социальное явление исчитал, что оно имеет свои объективные законы, познание которых необходимо длятого, чтобы педагог рационально осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знатьэти законы и сообразовываться с ними, надо прежде всего изучать сам «предметвоспитания». «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, тоона должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях», – писал УшинскийК.Д. [18, с.38]
Онсчитал, что решающим в этом процессе является воспитание и что развитие ребенкасовершается в процессе его воспитания и обучения. Человек становится человекомпутем воспитания. «Воспитание, — писал Ушинский, — совершенствуясь, может далекораздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных». [18,с.39-40]
Воспитаниемыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управленияличностью» цель которого — подготовить человека к жизни и активной трудовойдеятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать своиинтересы с интересами своего народа и всего человечества. Из направленийвоспитания главную роль, играет нравственное воспитание, оно — центр егопедагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями.Ушинский К.Д. пишет, что «обогащение познаниями принесет много пользы, но, увы,я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… моглисделать гоголевского городничего «сытным человеком». [7, с.145] Воспитание, помнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важновоспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие,чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю какмогущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. Впроцессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства икачества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие,праздность.
Важнымизадачами нравственного воспитания являются:
— формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь иформирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогойчеловеческого поведения;
— развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким,пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом» Ушинский считалпатриотическое чувство, которое «последним гибнет даже в злодее». Чувствопереведет сознание, убеждение в поведение человека;
— воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинского, человек,благодаря хорошей привычке, «воздвигает нравственное здание своей жизни всевыше и выше». Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости итерпения. Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания,утомительных «словесных назиданий». Методы и средства воспитания зависят от егосодержания и цели. Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться вмеру, не навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, пробуждать жаждуэтих убеждений. При этом он предостерегал от назойливых наставлений иуговариваний, которые часто не доходят до сознания детей. Особую роль в системесредств нравственного воспитания Ушинский К.Д. отводил умственному ифизическому труду учащихся, их разнообразной деятельности.
Самовоспитание, считал он, если оно желает счастья человеку, должно способствоватьтому, чтобы дети были умственно развиты, морально (нравственно) совершенны,эстетически развиты, физически здоровы. Все эти качества, по его мнению,необходимо воспитывать и развивать на основе принципа народности.
УшинскийК.Д. учил, что воспитание достигнет цели и будет содействовать развитиюнародного самосознания, народной жизни в целом, если оно будет иметь народныйхарактер. Под народностью он понимал такое воспитание, которое создано самимнародом и основано на народных началах, где выражается стремление народасохранить свое национальное «Я» и способствовать его поступательному развитиюво всех областях общественно — экономической жизни. История народа, егохарактер и особенности, культура, географические и природные условия определяютнаправленность воспитания со своими, ценностями и идеалами.
Воспитаниедолжно быть самобытным, национальным, дело народного образования должнонаходиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией,руководил и управлял школой, народ определяет содержание и характер воспитания,все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием,подлинная народность выражается, прежде всего, в родном языке. Принципнародности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детейлюбви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия,ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильномпонимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народаи соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальноесамосознание народа, принцип народности должен быть реализован черезпреподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии,изучение русских писателей и поэтов (литература), природы России.
Считаянародность источником деятельности и развития, выражением стремлений народасохранить свои национальные черты, Ушинский К.Д. утверждал, что народностьсоединяет отжившие и грядущие поколения, давая народу историческоесуществование.
Онкритиковал всех, кто недооценивал богатый многовековый опыт великого русскогонарода в области воспитания и, не учитывая интересов народа, механическинасаждал европейскую, больше всего немецкую педагогическую теорию и практику.Только народное воспитание, сложившееся веками, сохраняет самобытность инеповторимость. «Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует врусском народе столько же веков, сколько существует сам народ – с ним родилось,с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшиекачества. Это почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя однодругим. Её можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней же самой, к еётребованиям, силам, недостаткам, но пересоздать её невозможно» – писалУшинский [11, с.4].
Русскоеже дворянство, как известно, подражало вкусам и нравам зарубежной аристократии,нигилистически относилось ко всему отечественному и воспитывало детей в семьяхна французский, английский и немецкий лад, отчуждая их от всего отечественногокак «простонародного». Такое направление господствовало и в закрытых учебныхзаведениях, где знание французского языка и словесности служило показателем«хорошего тона». Чуждое всему русскому направление воспитания проникало вгимназии, где господствовали классицизм и гербартианская педагогика. Изучениюродного языка, отечественной литературы, истории, географии уделялось маловнимания. Все это препятствовало развитию просвещения на своей, народнойоснове. Истинное воспитание, подчеркивал педагог Ушинский К.Д., сохранилось впростом народе, народе-труженике и патриоте, которому дорого все родное — язык,свое устное творчество, песня, природа, героическое прошлое, стремление ксвободе. «Удивительно ли… что воспитание, созданное самим народом иоснованное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самыхлучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другогонарода» [18, с.371].
Ион не только в форме критики повёл беспощадную борьбу против насаждения нарусской почве чуждой русскому народу системы воспитания, но и построил свою оригинальнуюпедагогическую систему на основе идеи народности, на основе требований жизнирусского народа. Определяя задачу самобытного развития русской жизни, Ушинскийписал: «Теперь уже нельзя только продолжать дело, начатое Петром Великим,только усваивать то, что появляется за границей… Теперь следует самимотыскивать путь, отбросивши иноземные указы, а для того, чтобы найти истинныйпуть, более чем когда-нибудь необходимо обратиться к самому народу; узнать егоне только материальные, но и духовные потребности. Но мало узнать, надобносродниться с ними, сделать их потребностями своей собственной душа и,удовлетворяя этим потребностям, прокладывать народу историческую дорогу вперёд»[19, с.28].
УшинскийК.Д. предупреждал, что внешнее сходство в организации воспитания не можетслужить причиной того, чтобы считать воспитание единым для всех народов и посвоему направлению, и по содержанию. Он указывал, что воспитательные идеи каждогонарода проникнуты национальным духом до того, что невозможно перенести их начужую почву. Отмечая вредность заимствования одним народом у другогопедагогических идей или опыта, без учёта характерной специфики жизни и общегодуха каждого народа, Ушинский заключает: «Удивительно ли после этого, чтовоспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет тувоспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных наабстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [19, с.20].
Номы допустили бы ошибку, если бы считали Ушинского сторонником отгораживания,изоляции России, её культуры от других государств мира. По мнению Ушинского, вобласти развития педагогических идей на практике имеются такие достижения,которые не составляют принадлежность одного народа, как, например, идеи общественноговоспитания, система школьного обучения, разные методические правила обучения ит. д., но эти достижения должны быть переработаны в духе требований каждогонарода в отдельности.
Можнопользоваться и педагогическим опытом другого народа, опытностью другогогосударства. «Но это пользование оказывается безвредным только тогда, когда основанияобщественного образования твердо положены самим народом. Можно и должнозаимствовать орудия, средства изобретения, но нельзя заимствовать чужогохарактера и той системы, в которой выражается характер. С другой стороны, чембольше характера в человеке, тем безопаснее для него всякое общество; и чембольше характера в общественном образовании народа, тем свободнее может онзаимствовать все, что ему угодно, у других народов» [14, с.12].
Вразвитии человечества существуют общие закономерности, и они повторяются любымнародом, утверждал Ушинский К.Д., но если бы эти закономерности точновоспроизводились всеми народами независимо от места и времени, тогда бы не былони народов, ни нации, ни национальностей, ни племен. Исторические условия жизнинародов весьма различны на земном шаре и не могут не определять различий всистемах народного образования разных народов.
Этиразличия определяются, следовательно, не случайными обстоятельствами, аособенностями исторического развития. Каждый народ в силу обстоятельств играетв истории свою особую роль. В каждой системе воспитания проявляется народностькак основная идея воспитания. «Народ без народности — тело без души, которомуостается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах,сохранивших свою самобытность» [14, с.16].
Народностьдолжна быть положена у любого народа в основу воспитания как общая егозакономерность, как исходное начало любой педагогической идеи и цели воспитания.
Воснове идеи народного воспитания лежат понятия о человеке, каким он должен бытьпо понятиям того или другого народа в известный период его развития. «Каждыйнарод имеет свои особенный идеал человека и требует от своего воспитаниявоспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народасоответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развиваетсявместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждойнародной литературы» [14, с.20].
Онбыл глубоко прав, отмечая динамичность воспитательного идеала народа, егоразвитие, связанное с ходом истории народа. Идеал нельзя искать только впрошлом, он включает настоящее и устремления народа в будущее. Народный идеалвсегда выражает степень самосознания народа, его совесть, взгляды на добро изло пороки и добродетели. В этом идеале отражаются характер народа и изменения,происходящие в обществе. С изменением идеала во времени происходит и егопереоценка. Он не статичен, в нем что-то остается от старого и всегдапоявляется новое, отражающее лучшие стороны нового времени. То, что казалосьбезукоризненным в прошлом, имеет в глазах современного человечества совершеннодругую цену. Ушинский К.Д. указывал, например, что идеалы во Франции и Германиименяются быстрее, чем в Англии. Что же касается североамериканцев, то они«вырабатывают» свой особенный идеал человека, который почти совсем отвык отанглийских манер и является существом необыкновенно оригинальным.
УшинскийК.Д., конечно, был далек от раскрытия классового понимания сущности идеала. Ноон далеко ушел в понимании его в сравнении со многими своими современниками,утверждая, что идеал, в том числе и воспитательный, исторически обусловлен, чтов нем присутствуют элементы национальные, что народный идеал человекавидоизменяется еще в каждом народе по сословиям. Народ вырабатывает свой идеалчеловека стремится осуществить его в своем потомстве, для чего используетсяпрежде всего воспитание. При этом он отмечал, что «школьное воспитание далеконе составляет всего воспитания народа. Религия, природа, семейство, предания,поэзия, законы, промышленность, литература, — все, из чего слагаетсяисторическая жизнь народа, — составляют его действительную школу…» [14, с.18].
Поутверждению Ушинского К.Д., школьное воспитание, как ни старайся, невозможноотгородить от жизни. Она влияет на убеждения и учителей, и учеников, на формированиеих устремлений, определяет выбор учебного материала. Общественное воспитание,подчеркивал он, не ведет за собой истории, но следует за ней. Нравственныйидеал общества является и воспитательным идеалом. Он обусловлен конкретными,общественно-историческими условиями. Воспитательный идеал является одной изформ осмысления жизни, а его осуществление — одной из форм изменения ее. «Естьодна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда можетрассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человекабез самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даствоспитателю верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы сего дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаяськ народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильномчувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого однимумом, или привычки, вкорененной страхом наказаний. Вот основание тогоубеждения… что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»[19, с.29].
Онсчитал, что идеал человека развивается на основе развития всей жизни народа. Всвязи с этим развивается и изменяется и сами сущность народности, изменяетсяпринцип народности в воспитании. Однако этот принцип, по Ушинскому, всегдабудет сопутствовать всему ходу развития народа. Идеал человека, созданныйнародом, исторически развивается и более или менее олицетворяется в каждом сыненарода.
Воспитаниебудет подлинно народным и по своей направленности, и по своему содержанию вцелом, если им руководит сам народ, если сама система народного образования зависитот самого же народа, от его мнений и практического руководства.
Такимобразом, общей системы народного воспитания для всех народов не существует нетолько на практике, но и в теории, и германская педагогика не более как теориянемецкого воспитания, у каждого народа своя особенная национальная системавоспитании, а потому заимствование одним народом у другого воспитательныхсистем является невозможным. Опыт других народов в деле воспитания естьдрагоценное наследие всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирнойистории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа,как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужойпедагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждыйнарод в этом отношении должен пытать собственные свои силы. Таков общий духучения Ушинского К.Д. о принципе народности воспитании.
Извсего сказанного можно заключить, что принцип народности Ушинского К.Д. содержитследующие элементы: воспитание должно быть народным; воспитание должно даватьдетям реальное образование и вместе с тем развивать их умственные способности стем, чтобы эти знания были связаны с жизнью и направлены на общенародное благо,отсюда важнейшее значение и труда как фактора и как одного из основныхпринципов воспитания; центральное место в формировании человека должен заниматьродной язык; воспитание должно быть проникнуто целью формированиявысокоморального человека; женщине должно быть обеспечено воспитание и образованиенаравне с мужчиной; всякое заимствование и внедрение в практику воспитаниячуждых для народа иноземных систем и опыта без критической переработки всоответствии с духом идеи народности — недопустимо.
Этитребования Ушинского, пронизывающие всё его педагогическое учение, являютсяпрогрессивными не только для того времени, когда жил Ушинский, но они во многомсохраняют свою жизненность и актуальность и для наших дней
§2. Элементы принципа народности воспитания по учению
УшинскогоК.Д.
Дляосуществления принципа народности в деле воспитания Ушинский К.Д. считалнеобходимым, чтобы: 1) в основу воспитания был положен труд, 2) воспитание иобучение проводились на родном языке, 3) школа представляла центр воспитания иобучения детей в системе других факторов воспитания, 4) система образованияобеспечивала женщине получение образования наравне с мужчиной.
Труд- основа воспитания
Наиболееполно и фундаментально идея трудового воспитания в отечественной педагогикевторой половины XIX в социальном и педагогическом аспектах была рассмотренаУшинским К.Д. в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении».Кроме того, Ушинский в «Родном слове» и в «Детском мире» ярко отражает принципсоставления учебников начальной школы на основе соединения трудового воспитанияс умственным, физическим и нравственным развитием детей.
Какмы уже знаем, Ушинский считал, что человек формируется и развивается в трудовойдеятельности. Для него труд, во-первых, является основой и средствомчеловеческого существования, и, во-вторых, он представляет собой источник физического,умственного и морального совершенствования человека. Отсюда – труд основнойфактор и средство воспитания человека в умственном, физическом, социальном(гражданском) и нравственном аспектах.
УшинскийК.Д. определял труд как «свободную и согласную с христианской нравственностьюдеятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости еедля достижения той или другой истинно человеческой цели в жизни» [14, с.52].
Указываяна большое значение труда для подготовки учащихся к практической деятельности.Ушинский выдвинул совершенно правильное положение: «Воспитание не только должновнушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно ещё дать ему ипривычку к труду» [14, с.60].
Чтобывоспитать эти качества в детях, необходимо всё воспитание и обучение связать сжизнью народа, с его трудовой деятельностью. Эта связь должна взаимносовершенствовать как самую жизнь, так и самого воспитанника.
Придаваябольшое значение для теории и практики воспитания вопросу о том, можно лисчитать учение за труд, Ушинский признавал неизбежность резкого разделениятруда на физический и умственный. И, заглядывая в будущее, он рассматривал однуиз самых важных проблем в организации трудовой деятельности — соотносимости ивзаимосвязи физического и умственного труда. Он отмечал, что одинаково вредендля взрослого и ребенка чрезмерный физический и умственный труд, разрушительнодействующий на молодой организм. Трудовая школа должна органично сочетать всебе умственный и физический труд. Умственная деятельность активизирует нервнуюсистему, способствуя тем самым кровотоку и пищеварению, но она значительноуменьшает необходимость и возможность движения; в свою очередь, физический труд,лишенный умственного напряжения, усилия мысли, превращает человека к робота,придаток машины. Всего полезнее для человека, замечал педагог, было бысоединение умственного и физического труда.
Создаваяматериальные блага, труд должен способствовать развитию нравственности, возвышениюдуши, тогда он оказывает живительное и освежающее влияние на чувства человека.
Но,чтобы воспитание и обучение представляли подготовку к жизни, дети не только сослов учителя и из книг должны получать знания, — они должны непосредственнонаблюдать окружающую действительность и принимать посильное участие в трудовойдеятельности людей и этим путём получить определённый навык к труду. Исходя изэтого, Ушинский требовал, чтобы дети не только учились, но в связи с этим итрудились, не только должны нести труд умственный, но и физический.
Самопо себе учение, как и всякий труд, серьёзен и тяжёл. Его сопровождают какстрадания, так и удовлетворения. Но именно преодоление трудностей и связанных сними страданий придаёт труду исключительную силу красочности и удовлетворения.Ушинский считает неизменным психологическим законом, имеющим решающее значениев совершенствовании человека, следующие положения: «Наслаждения, если они несопровождаются трудом, не только быстро теряют свою цену, но также быстро опустошаютсердце человека и отнимают у него одно за одним все его лучшие достоинства» [7,с.145].
Крометого, ученик должен уяснить, что достижение чувства удовлетворения и радости врезультате труда связано с напряжением физических, умственных, нравственных,психических и иных сил и возможностей. Труда без трудностей не бывает, наличиепрепятствий есть необходимое условие существования деятельности. Отсутствиетрудностей и проблем в деятельности человека лишает эту деятельность еевоспитательного и психического значения: в процессе преодоления этихпрепятствий, требующего напряжения и мобилизации ресурсов человеческой психики,формируется и закаливается характер и воля, рождается логика и сила ума,обретается нравственность и гуманизм. Таким образом, педагогом была определенагенеральная педагогическая линия в организации и проведении в жизнь идеитрудового воспитания: труд воспитанника без преодоления им трудностейантипедагогичен. Он рождает лень и скуку, слабоволие и апатию, воспитываетбезнравственное отношение к самому себе и другим людям. Нельзя ребенкапостоянно вести «на помочах». Погружая его в посильные трудности, создаваяусловия для проявления активности и самостоятельности, педагог тем самымспособствует его воспитанию, обучению и развитию.
Наоснове вышеизложенных рассуждений Ушинский К.Д. сделал главный вывод овзаимосвязи воспитания и труда: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку,должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни…Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно датьему возможность отыскать для себя труд в жизни» [7, с.148]. Здесь квинтэссенцияего педагогики: воспитывая в единстве умственного и физического труда, школатем самым создает условия для развития творческого потенциала ребенка и обретенияим в будущем своего места в обществе; трудовая школа должна закладыватьфундамент достойного социального бытия.
Другое,не менее важное следствие, вытекающее из воспитательного и психическогозначения труда, по мнению Константина Дмитриевича, состоит «в том правиле, чтовоспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объемсведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь егоне может быть ни достойной, ни счастливой». Потребность в труде — врожденноесвойство человека, но она удивительным образом способна разгораться илитухнуть, смотря по обстоятельствам, и в особенности сообразно тем влияниям,которые окружают человека в детстве и в юности.
Ушинскийподчёркивает весьма положительное влияние физического труда на физическоеразвитие ребенка.
Однимиз главных условий для умственного и физического развития ребёнка Ушинскийсчитал правильное чередование умственного и физического труда. Сменадеятельности и составляет суть отдыха: отдых после умственного труда состоитвовсе не в том, чтобы ничего не делать, «а в том, чтобы переменить дело; трудфизический является не только приятным, но и полезным отдыхом после трудаумственного». Используя разнообразную деятельность ребенка, можно успешноприучать его к полезной деятельности, требующей большого напряжения и внимания.
Роднойязык как средство воспитания
Центральноеместо в педагогической системе Ушинского занимает его учение о родном языке како главнейшем источнике, — факторе и средстве воспитания человека. Язык являетсясозданием самого человека, созданием народа, его истории, воплощающим в себежизнь самого народа, его историю, его стремления. «Язык есть самая живая, самаяобильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколениянарода в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собоюжизненность народа, но есть именно эта самая жизнь» [14, с.64].
Вслове, в языке народа сокрыты все думы и чаяния народа, его характер, егостремления, всё его историческое прошлое, на котором строится настоящее и путьк будущему. В языке передается вся мудрость народа, обогащающая и воспитывающаяпоследующие поколения. Он указывал на большое значение произведений народноготворчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил онрусские народные сказки, пословицы, прибаутки и загадки.
УшинскийК.Д. придерживается принципа, что язык является сокровищем, накопившимся в процессетрудовой деятельности народа на протяжении всей его истории, а потому родномуязыку он не только придаёт исключительное значение для жизни народа и егоразвития как «величайшему наставнику», но вместе с тем считает его неиссякаемымисточником умственного и нравственного воспитания, развития детей в духенародности. Основным положением Ушинского К.Д. является: «Родное слово естьоснова всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с негоначинается всякое понимание, через него приходит и к нему возвращается» [14,с.75].
Ушинскийучит, что, во-первых, путь всего процесса воспитания и обучения лежит впостроении его на родном языке, на родном слове, и, во-вторых, изучение языка иего богатств должно являться одной из основных целей всякого воспитания иобучения, если это воспитание служит интересам народа.
Большоезначение он придавал родному языку также и в деле изучения явлений природыродной страны и воспитания в детях любви к родной земле. Он считал, что безпомощи родного слова нельзя не только понять природу, но, что главное, питать всебя ту воспитательную силу, которой обладает природа родной страны. Язык, которыйоблекает чуждую детям природу, чуждую жизнь, не только не может принести пользуделу воспитания, а, наоборот, задержит развитие ребёнка.
Подчёркиваяроль родного языка в общем развитии ребёнка, он писал: «Не условным звукамтолько учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу изродимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснитьеё ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих еголюдей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и его стремлениями,как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования,в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, даёт такиелогические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бысообщить ребёнку ни один философ» [14, с.78].
Такимобразом, Ушинский К.Д. придавал огромное образовательное значение — изучениюродного языка. Но не меньшую, если не большую роль отводил родному языку и длянравственного воспитания детей. Придавая решающее значение родному языку в делеразвития детей, естественно, главное внимание уделял построению начальногообучения исключительно на родном языке. Он считал родной язык не только главнымпредметом, но и основой всех предметов обучения в начальной школе. Ондоказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественноеразвитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развитиядетей и народа.
Помнению Ушинского К.Д. родной язык «является величайшим народным наставником,учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ» [12, с.5], ипродолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация. Исходя из того,что родной язык есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи,знания, а потом передаем их, он считал главной задачей элементарного обученияовладение родным языком. Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского К.Д,должен составлять предмет главный, центральный, входящий во все другие предметыи собирающий в себе их результаты.
Построенияначальной школы на принципах народности
Вдухе идеи народности ставил и разрешал Ушинский К.Д. и вопрос о школе, о еёроли и её задачах. Поэтому его учение о школе в известном смысле можно было быназвать учением о народной школе.
УшинскийК.Д., прежде всего, исходил из того положения, что организованное ицелеустремлённое воспитание имеет решающее значение для формирования личностичеловека. Так как человек — существо общественное, то его подготовку к жизнилучше и легче всего, возможно, осуществить через общественное воспитание.Основным органом этого воспитания должно быть специально устроенное учебно-воспитательноеучреждение — школа. Без помощи народной школы дитя вырастает и успеетсостариться и умереть, даже не ставши, может быть, ни человеком, ни полезнымгражданином… Сколько борьбы предстоит им выдержать, скольким искушениямдолжны они подвергнуться при первых же шагах своих в мутном водовороте всехмолочных обыденных расчётов и всякого рода обманов. Где же наберут они силы,чтобы укрепиться — в этой упорной борьбе, и выдут ли они из неё победителем,если не вынесут сил этих из народной школы.
Дляорганизации народного образования и воспитания необходимо обратиться к самомународу. Решая вопрос о школах для народа, необходимо тщательно изучить егожизнь научиться понимать народ, сродниться с ним, сделать его потребностисвоими, помогать ему прокладывать исторические пути. Необходимость создания народнойшколы Ушинский К.Д. рассматривал как обязательное условие, продиктованноеразвитием жизни страны и народным мнением. Общественное воспитание, углубляющеев человеке народность, способствует развитию народного самосознания, оказываетсильное влияние на развитие общества, его экономики и культуры.
УшинскийК.Д. был уверен, что школа, построенная на основе идеи народности, может способствоватьизменению условий жизни народа, а хорошо поставленное народное образованиебудет влиять на поднятие уровня экономической жизни.
Исходяиз такого значении народной школы, Ушинский требовал введения обязательноговсеобщего начального обучения, начиная с семилетнего возраста. «Странно, писалон, — что идея обязательного обучения возбудила такое сильное противодействиесо стороны некоторых из наших прогрессивных журналов. Кажется, что им непонравилось самое слово: «обязательный и принудительный», и они не разобрали,что под этим словом скрывается одна из либеральнейших идей. Обязательное учениестесняет не дитя, которое учится, но родителей, которые, в силу этой обязанности,должны дать образование своим детям. Обязанность учения детей есть самоесправедливое ограничение отцовского деспотизма и самое справедливое требованиеобщества относительно отдельного лица. Кто имеет детей, тот обязан приготовитьиз них хороших, полезных членов обществу, среди которого он живет» [18, с.232].Родители должны быть ответственны перед обществом за воспитание детей,правильно поставленное обязательное обучение даст возможность найти «разумныеформы общественной жизни».
Созданиенародных школ он считал самым государственным вопросом и рассматривал народнуюшколу как первую ступень дальнейшего развития народного образования. Он былсторонником единой системы общего образования, для него народная школа былашколой не тупиковой, а первой ступенью общего образования, существеннейшимзвеном во всей системе образования. К народной школе нельзя подходить с позицийизоляции ее от других звеньев школьной системы, от системы народного образования,постепенно вырабатываемой самим обществом.
Обязательномуобучению Ушинский К.Д. придавал большое значение не только с точки зрения узкопедагогической, но в нём он прежде всего видел и могучий фактор прогрессанарода и страны. Он особо подчёркивал огромное значение народной школы в делеприобщения деревни к культуре. Народная школа, по Ушинскому, призвана датьнароду здоровое первоначальное воспитание, открыть ему глаза надействительность. В свете этих соображений он горячо поддерживал развитие сетиземских школ. Отдавая этим школам большие преимущества передофициально-государственной системой образования, он выражал уверенность, чтоземская школа поможет народу выйти на широкую дорогу, будет способствоватьпробуждению дремлющих талантов, хранящихся в нём.
УшинскийК.Д. уделял первостепенное внимание необходимости изучения в народной школеродного языка и литературы, родной истории, природы. Он с горечью констатировал,что из русских школ выходили в жизнь люди, менее всего знакомые с тем, чтодолжно стать им ближе всего, — со своей родиной и тем, что имеет к ней непосредственноеотношение. «Только русский, — писал он, — изумляя иностранца своимбезукоризненным выговором на иностранных языках, в то же время часто говоритплохо на своем отечественном и почти всегда пишет с грубыми ошибками», знаетподробно историю других стран и народов, но «глубокомысленно задумывается надтем, в котором столетии жил Иоанн Грозный; наверное помнит, что Мадрид при рекеМансанаресе, но весьма часто не знает, при какой реке стоит Самара, а уж что касаетсядо какой-нибудь реки (Черемшана, например), то и говорить нечего, если толькоему самому не приходилось купаться в ней» [18, с.246]. И это относится, подчеркивалпедагог, к тем русским, которые учились в России, кончали русские гимназии иуниверситеты, стали русскими учителями и профессорами, готовились кобщественной деятельности в родной стране.
Народностьподлинная, положенная в основу воспитания, прежде всего выражается в родномязыке и словесности. Язык родной является лучшим средством развития, познания исамопознания. Родной язык Ушинский делает основой обучения. «За изучениемродного слова мы ставим изучение других предметов, непосредственно раскрывающихчеловека и природу, а именно историю, географию, математику, естественныенауки; за этим помещаем изучение новейших иностранных языков, а в изучениидревних видим специальность, необходимую лишь для известной отрасли ученыхзанятий» [14, с.118]. Во всей педагогической системе родному слову отводитсяособая роль. Изучение родного языка служит средством развития мышления учащихся,через родной язык прежде всего познается вся окружающая жизнь, роль народа висторическом развитии России, родное слово связывает ребенка со своим народом ивсем его духовным богатством.
Идеянародности у Ушинского К.Д., являясь идеей демократической, определяла новый,творческий подход к развитию педагогики и воспитания. Вся система народногообразования должна прежде всего отражать жизнь своего народа, быть связана сего жизнью и максимально способствовать улучшению жизни народа. Школа должнаготовить для жизни творческой и полнокровной, образование и воспитание в школепризваны вводить человека в жизнь родной страны. Для этого необходимо знатьжизнь родины в том виде, как она существует, как исторически складывалась и какэту жизнь следует улучшать, исходя из потребностей и интересов своего народа.
Женскоеобразование
Составнойчастью идеи народности в воспитании у Ушинского К.Д. стал вопрос о женскомобразовании, без чего он не представлял общественной системы просвещения.
Вопросо положении женщины был одним из центральных в прогрессивном общественномдвижении 50-60-х гг. Крепостнические отношения резко отрицательно сказались наее положении в обществе. Для Ушинского К.Д. как демократа-просветителя женскоеобразование стало частью его общей борьбы за просвещение народа.
Длянего было ясно, что общее решение вопроса о женском образовании, в том числеженщин трудовых слоев населения, возможно только с изменением положения женщиныв самом обществе. Сами общественные условия жизни ставят женщину в неравноеположение с мужчиной: «В самом деле, если можно найти твердый, основной принципженского общественного воспитания и образования, то скорее всего в общественномположении женщины… Это новейшая идея, которую в отличие от прежних… мыназовем народной идеей, потому что она проистекает именно из положения и ролиженщины в историческом развитии народа. Идея эта нигде не высказана вполне, ноначинает уже более или менее проглядывать во всех рассуждениях о женскомобразовании, хотя еще в смеси с прежними воззрениями» [13, с.116].
УшинскийК.Д. твердо стоял на позициях, что мужчина и женщина — личности равноправные иравно ответственные, в интеллектуальном отношении они также равны, что вприроде женщины нет причин, почему бы она должна отставать в науке от мужчин.Если смотреть на женщину по-другому, утверждал наш великий педагог, видеть вней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то ивзгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина являетсяпроводником успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества.
Онрезко возражал против системы женского образования имущих классов, в которой онвидел мало своего, народного. Пансионы и институты, а также гувернанткиоказывали отрицательное, антинациональное влияние на женскую половину имущихклассов. Между образованным классом и народом проложена непроходимая бездна, помнению Ушинского, преимущественно благодаря неправильно поставленному женскомуобразованию. «Жена — мать семейства, хозяйка дома, плохо выражающаяся по-русскии отлично, с любовью, говорящая по-французски, усвоившая все изяществофранцузских манер и видящая во всех русских национальных особенностях нечтогрубое и необразованное. Понятно, что такая женщина вносила в свою семью, ачерез нее и в народный быт гораздо больше чуждого элемента, чем двадцатьмужчин, получивших свое воспитание за границей. То если были даже высокопоставлены, волновали и грязнили только поверхность реки. Она отравляла самыйисточник» [2, с.205].
Образованиеженщины должно быть таким же, как и образование мужчины. Оно должно стать вотношении ее образованием общечеловеческим, что очень важно, так как наряду собщественными функциями женщина в значительной мере занята воспитанием детей.Педагог считал дикими мерами, когда в огромном большинстве европейскихгосударств женщины были лишены возможности получения высшего образования, асреднее давалось им в каком-то упрощенном и извращенном виде. Это он не считалприемлемым и для народного образования в России. Анализируя североамериканскуюсистему образования как наиболее демократическую для того периода времени, УшинскийК.Д. особенно отметил такие ее положительные черты, как совместное обучениедетей обоего пола во всех типах школ и право женщин на получение высшего образованиянаравне с мужчинами. Этого хотел он и для России.
§3. Значение наследия Ушинского К.Д. в педагогике
Вкаждой сфере человеческой деятельности есть имена и личности знаковые, нетолько вызывающие уважение и поклонение, но и являющиеся высшим авторитетом,своеобразным компасом, по которому можно проверять правильность избираемогопути. В русской теории и практике образования это К. Д. Ушинский,педагог-демократ, основоположник отечественной науки, в частности дошкольнойпедагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Онглубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного,и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и темсамым подвел итоги развития педагогики других народов. Он обосновал идеюнародного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русскойпедагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственномвоспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитаниядетей оказали огромное влияние не только на современное, и на последующиепоколения педагогов многонациональной России. Основание всей педагогическойсистемы Ушинского составляет идея народности — «воспитание, созданное самимнародом и основанное на народных началах», имеющее «ту воспитательную силу,которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях илизаимствованных у другого народа» [1, с.312]. Статью «О народности вобщественном воспитании» он начинает с глубокого анализа французской,английской, американской, немецкой систем образования и доказывает не тольконецелесообразность, но вредность механического перенесения чужеродных принциповна русскую почву, рабского подражания заёмным иноземным образцам. При этомУшинский был органически чужд шовинизму, славянской национальнойограниченности. Признавая закономерность и необходимость использованиядостижений других народов, педагог подчёркивал, что оно «…. оказываетсябезвредным только тогда, когда основания общественного образования твёрдоположены самим народом», а «…воспитателю остаётся только черпать из этогобогатого и чистого источника» [14, с.48].
Многиепедагогические высказывания Ушинского К.Д. были откликами на острые вопросысовременности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно-образовательнойработы в школе, в семье, в дошкольных учреждениях того времени и практическимипредложениями по их улучшению.
Кончиласькороткая человеческая жизнь, на долю которой выпало промелькнуть средимиллионов земных существований в середине ХIХ столетия. Но было этоодновременно и началом новой, уже бесконечной, бессмертной жизни — в памятилюдских поколений, которые никогда не забывают достойных. Недаром же напамятнике его есть такая надпись: «Мертвые да почитают от трудов своих,дела об их ходят вслед за ними» [9, с.305].
Заключение
Итак,целью нашего исследования было:
1. изучитьлитературу по теме исследования;
2. датьсодержательную характеристику идеи народности;
3. проанализироватьэлементы принципа народности воспитания по учению Ушинского К.Д. (труд, роднойязык, народная школа, женское образование).
КонстантинДмитриевич Ушинский по праву считается создателем народной школы в России. Всеобщепедагогические и дидактические вопросы он решал с точки зрения служенияинтересам своей Родины, своего народа, руководствуясь девизом: “Сделать какможно больше пользы своему отечеству — вот единственная задача моей жизни”.Ушинский исходил из того, что воспитание должно охватывать все подрастающеепоколение в порядке обязательного обучения, давать ему реальное образование и“приготовлять к труду в жизни”. Центральное место в формировании человекапринадлежит родному языку. Созданный великим педагогом учебник “Родное слово”оказал огромное влияние на развитие русской начальной школы. Задачу педагогикиУшинский видел в том, чтобы реализовать высшее предназначение человека,раздвинуть пределы его физических, умственных и нравственных сил. Оннеоднократно подчеркивал, что если педагогика хочет воспитывать человека вовсех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях.Ушинский К.Д. предостерегал об опасности грядущей бездуховной вследствиеподмены нравственности мировоззрением. Это может иметь катастрофическиепоследствия для человеческой цивилизации. По его убеждению, без нравственныхоснований государственные, юридические, общественные и другие институты успешнофункционировать не могут. События последнего времени лишний раз доказываютсправедливость данного предостережения.
УшинскийК.Д. намного опередил современную ему педагогику. «Человек, — писал он, — владеет далеко не всему силами и способностями, которые скрываются в егонервном организме, только немногие из этой богатой сокровищницы принадлежатсобственно человеку, и именно то, что он покорил своему сознанию и своей воле ичем, следовательно, может распоряжаться по своему желанию». Этот логический,вытекающий из всех исследований Ушинский К.Д. вывод остается педагогическимидеалом и для нашего времени.
Литература
1. АндрееваИ.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: / Учеб.Пособие для студентов пед. Вузов по дисц. «Педагогика» Междун. Академ. Наукпед. Образования; под. Ред. Васильевой З.И… – М.: Академия, 2002. – 414 С.
2. БельскийВ.Ю. Ушинский К.Д. о национальном характере воспитания //Социально-гуманитарные знания – 2003 — № 6 с.203-213.
3. БогуславскийМ. Ушинский К.Д. (1824-1870) // Вестник образования. – 2004 — № 15 с.70-76.
4. Большаясовременная энциклопедия. Педагогика. – Минск ИООО «Современное слово», 2005.– 376 С.
5. ВасилевскаяВ.Я. Учения Ушинского К.Д. о воспитании // Куломзина С.С. Наша церковь и нашидети – М., 1993 – с.150-189.
6. ГоркикаА.П. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1999 в 2-х томах, том – 2, с.497-498.
7. ГоначаровН.К. Педагогическая система Ушинского К.Д. – М.: Педагогика, 1974. – с.145-156.
8. ДемковМ.И. Краткая история педагогики. – СПб., 1904. – 432 С.
9. ЕгоровС.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. Пособие для студ. Пед.Вузов. Под ред. Егорова С.Ф. – М., Академия, 2001. – 317 С.
10. ЕгоровС.Ф. Ушинский К.Д.: Наука и искусство воспитания. – М.; Б.И. 1994. – 205 С.
11. ЕфимовА.И. Ушинский К.Д. о народности воспитания // Народность этетическоговоспитания в наследии передовых русский педагогов второй половины 19 в. ипросветителей народов России: Учебное пособие – Чебоксары, 1992. – с.4-7.
12. ИльинаН.А. Путь к родному слову: педагогическое наследие Ушинского К.Д. в практикесовременной школы / Ильина Н.А., Шамков Н.А.// Начальная школа 2007, № 12,с.4-6.
13. ЛебедевП.А. Ушинский К.Д. / Первый читатель Тубельский А.Н. – М.; Издательский ДомШалвы Амонашвили, 1998. – 222 С – (Антология гуманной педагогики).
14. МатвееваН.М. Ушинский К.Д. о воспитании: Для педагогов, родителей и студентовпедвузов. – М.; Школьная пресса, 2003. – 191 С.
15. МижериковВ.А. Психолого – педагогический словарь. Р.- на – Д.; Феникс. 1998, с.540.
16. СеливановВ.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. Пособие длястуд. Высш. Пед. Учеб. Заведений. / под ред. Сластенина В.А. – М.; Академия2002. – 335 С.
17. СтепашкоЛ.А. Философия и история образования: учеб. Пособие для студентов вузов/ Рос.Акад.образ.; Моск. Психол.-соц. Ин-т 2-е изд… доп. И перераб. – М: Флинта.2003. – с.320, 431.
18. УшинскийК.Д. Избранные педагогические произведения. – М.:, Просвещение, 1968. – 371 С.
19. УшинскийК.Д. Педагогические идеи. – М.; 1971. – 80 С.
20. ЩукинА.Н. // Ушинский К.Д. // Самые знаменитые люди России. – М.: Вече т.2: Н-я,1999. – с.318-320.