Творчество Эдуарда Асадова

Сражаюсь,
            Верю,
                  Люблю…

                                           

Реферат потворчеству Э. Асадова.

              

Реферат по литературе ученицы 9 класса Крошнозерской основной общеобразовательной школы
Могиш Елены.
Учитель: Бармина Н. П.

Планреферата.
1. Введение.
2. Биография.
3. Творческий путь писателя.
4. Особенности лирики Асадова.
5. Заключение.

«Сражаюсь, верю и люблю».
 
  Введение.
 
    Есть понятие: обаяние личности. Внешнекажется, что это понятие чисто интеллигентское. Пусть интеллигентское, но развеэто плохо? Думаю, что любому советскому человеку должна быть свойственнаинтеллигентность — не по происхождению, не по образованию, не по занимаемойдолжности.   Подлинноинтеллигентные были и до нас: и в девятнадцатом, и в двадцатом вв.
Лично для меняЭдуард Асадов обладает редким качеством обаянием личности. Это особенно важнодля поэта, но это не менее важно и для человека. Так же в нем содержится второередкое качества — глубокая интеллигентность.
                                 
Биография.
Родился ЭдуардАсадов под горячим туркменским солнцем сентября 1923 года в городе Мары, вармейской семье. Родители будущего поэта были участниками революции игражданской войны.
Отец вгражданскую воевал с дашнаками на Кавказе был политруком роты. В мирные дни онистали школьными учителями. После преждевременной смерти мужа мама Эдуардавместе с сыном переехала на Урал, в Свердловск, где оба «пошли в первыйкласс» -мама учителем, а сын учеником. Здесь он вступил в пионеры, написалпервые стихи и стал комсомольцем.
Урал – этосторона его детства. Много раз бывал Эдуард с мальчиками на уральских заводах иникогда не забывал красоты труда, добрых улыбок и удивительной сердечностирабочего человека.
    Когда ему исполнилось 15 лет, они переехалив Москву. После спокойного и деловитого Свердловска, Москва казалась шумной,яркой и торопливой. Асадов с головой ушел в стихи, споры, кружки. Колебался,куда подавать заявление: в Литературный или         Театральный институты? Но событияизменили все планы. И жизнь продиктовала совсем иное заявление.
Выпускной балего,38-й московской школе был 14 июня 1941 года, а через неделю — война!
-1-

  По стране прокатился призыв:«Комсомольцы -на фронт!» И Асадов пошел с заявлением в райком
Комсомола,прося отправить его на фронт добровольцем. В райком пришел вечером, а утром былуже в воинском эшелоне. Всю войну провоевал в подразделениях гвардейскихминометов («катюши»), это было замечательное и очень грозное оружие.Сначала воевал под Ленинградом. Был наводчиком орудия.
Потомофицером, командовал
батареейна Севере — Кавказском и 4-м Украинском фронтах. Воевал  неплохо, мечтал о победе, а в перерывах, междубоями, писал стихи. В битве за освобождения Севастополя в ночь с 3-4 мая 1944г.был тяжело ранен.
   Что было потом? А потом был госпиталь идвадцать шесть суток борьбы между жизнью и смертью. «Быть или небыть?» — в самом буквальном смысле этого слова. Когда сознания приходило — диктовал по 2-3 слова открытку маме, стараясь избегать тревожных слов. Когдасознание уходило, бредил.
  Было плохо, но молодость и  жизнь все-таки победили. Впрочем, госпитальбыл у поэта не один, а целая обойма. Из Мамошаев его перевезлив Саки, затем в Симферополь потом в Кисловодск в госпиталь имени ДесятилетияОктября ( нынешний санаторий ), ну а оттуда — в Москву. Переезды, скальпелихирургов, перевязки. И вот, самое трудное, приговор врачей: «Впереди будетвсе. Все кроме света». Это-то ему предстояло принять, выдержать иосмыслить уже самому решать вопрос: «Быть или не быть?» А послемногих бессонных ночей, взвесив все, и ответив: «Да!» — поставилперед собой самую большую и самую важную для себя цель, и шёл к  ней, уже не сдаваясь.
   Он снова стал писать стихи. Писал и ночью иднем, и до и после операции, писал настойчиво и упорно. Понимал, что еще не тои не так, но снова искал и снова работал. Однако какой бы ни была воля учеловека, с каким бы упорством ни шел он к поставленной цели и сколько бы трудани вложил в свое дело, подлинный успех ему еще не гарантирован. В поэзии, как иво всяком творчестве, нужны способности, талант, призвание. Самому же оценитьдостоинство своих стихов трудно, ведь пристрастнее всего относишься именно ксебе.
   Стихов Асадова не читал еще ни одинпрофессиональный писатель. Надо не ошибиться и послать тому, в чье слововеришь. Больше всего боялся, что ответят снисходительно, как-никак авторуработать трудно… А ему   нужен былпрямой и ясный ответ, без малейшей скидки. И вот поэт решил:     

-2-
«Пошлю КорнеюЧуковскому». Еще до госпиталя, однажды в библиотеке, прочел его статью опереводах Шекспира Анной Радловой. Статья была настолько умной, едкой ибеспощадной, что от бедной переводчицы, я думаю, остались лишь туфли даприческа.
Итак, это нетолько автор веселых детских книжек, но и жестокий и зубастый критик. Вот этомне и было нужно. Послал тетрадь стихов Корнею Ивановичу. Жду. Проходитнесколько дней, и вдруг… Ответ!
                
         «Дорогой Эдуард Аркадьевич отдуши благодарю Вас за письмо и доверие.
Однако же сразудолжен предупредить, что, оценивая стихи, не кривлю душой и не стараюсь”подсластить пилюлю”, как бы не была она горька. Тем более с Вами. Тут ясчитал  бы это просто кощунственным.
   Ну а дальше, после такого«предупредительного грома» блеснула и молния. От посланных мноюстихов осталось, пожалуй, только моя фамилия и даты. Все же остальное былоразбито, разгромлено и превращено в пыль и прах. И сил на это было потраченонемало, так как почти каждая строка была снабжена пространными комментариями.
   Самым же неожиданным был вывод:”… Однако, несмотря на все сказанное выше, с полной ответственностью могусказать, что Вы — истинный поэт. Ибо у Вас есть то подлинное поэтическоедыхание, которое присуще только поэту! Желаю успехов. К.Чуковский”.
   Думаю, что слова эти сделали для менябольше, чем многие лекарства и витамины. Я и сейчас благодарен веселому иколючему старику за эти искренние и светлые слова.
   Никогда не забуду этого 1 мая 1948года. Итогда, каким счастливым он был, когда держал купленный возле Дома ученых номер«Огонька», в котором были напечатаны его стихи. Вот именно его стихи,а не чьи-то другие!
   Сколько потом было в его жизни всевозможныхпубликации, как в нашей стране, так и за рубежом, но первая публикация, как ипервая любовь, не забывается никогда!
   Годы учёбы в Литературном институте былибурными, напряжёнными и яркими. Случались взлёты и неудачи, победы и огорчения.Но сдаваться — не сдавались никогда ни в творчестве, ни в учёбе…
   А затем — работа, стихи. Встречи считателями Москвы, Ленинграда, Киева, Баку, Тбилиси, Еревана, Ташкента, Минска,Новосибирска, Свердловска, Омска, Одессы и десятки других городов, больших ималых… Всё назвать тут попросту невозможно.
                                    

-3-
Творчески путь Асадова.

 Эдуард Асадов, самобытный художник и опытный боец,хорошо знает, что за прекрасные идеи надо вести борьбу. Асадов вёл борьбу сцинизмом и бездушием. Тут и гневная отповедь и горькая насмешка над трусостью.
     Увидав,он очень возмутился
     (Про себя, конечно, а не вслух)
     И, проворством посрамляя мух,
     В дверь подъезда, будто в щель, забился.
                                                  («Галина»)

 Одна из основополагающих черт его поэзии –обостренное чувство справедливости. Воспринимая буквально как своих личныхврагов злейшие пороки на земле, ведя по ним шквальный огонь из всех поэтических«огненных сердец», он как бы протягивает дружескую руку испытавшему горе,оскорблённому или попавшему и беду. Люди признательны ему и за то, что он сумелвыразить и передать их самые сокровенные чувства  в минуту сомнений, раздумий, радости и любви.
  Характерной особенностью поэтического письмаАсадова является обращение к самым животрепещущим темам, тяготение костросюжетному стиху, к балладе, к энергично-страстному монологу. Он не боитсяострых углов, не избегает конфликтных ситуаций. Напротив, стремиться решить ихс предельной искренностью и прямотой.
  Сражаться для того, чтобы побеждать! — вотглавный пафос гражданской поэзии Асадова. В том же, что он, прежде всего, поэтгражданского звучания, думаю, не и не может быть никаких сомнений. И такие,например, стихи, как «Моя звезда», «Падает снег»,«Моей маме», «О славе Родине», «Двадцатый век»,«Золотая кровь», и многие другие, так же как поэма «Снова встрой», «Петровна», «Галина», «Песня о мужестве»и «Шурка», при всем их разнообразии, задушевности и лиризме –это  прежде всего произведениягражданского звучания.
  Раскройте любую его книгу, перечтите любое,буквально любое его стихотворения или поэму, и вы тотчас же убедитесь в этом.
  Эдуард Асадов — поэт жизнеутверждающий. И сполной ответственностью можно сказать, что всякая, даже самая драматическая егострока несёт в себе заряд горечи и любви к жизни.
                                                      -4-
Поэтживёт для людей. Люди верят в своего поэта. И в трудные,
ирадостные минуты они советуются с ним: раскрывают сборники его стихов, пишутему горячие письма. В произведениях Асадова они ищут и находят строки,созвучные их мыслям и чувствам, отвечающие на многие волнующие вопросы. И поэтдорожил этой любовью. Ибо нет ничего важнее для художника, чем ощущение своейпринадлежности народу. И такое доверие было высшая для него награда.
 
 Не веря ни злымни льстивым людям,
    Я верилвсегда только в свой народ.
    И счастливот мысли, что нужен людям…
                                     («О смыслежизни»).
                      
Особенностилирики Асадова.
 
 Сражаюсь, Верю, Люблю — эти словастали как бы девизом поэта, его жизненным кредо. Но не любое сражение и любаявера потеряла бы, наверное, всякий смысл без самого главного, ради чего стоитжить на земле, а именно: без любви.
И вот радиэтого-то самого прекрасного чувства в мире живёт, мечтает и трудится поэтЭдуард Асадов.
    Ну а начинается эта любовь с высоких исветлых чувств к тому, что ближе, важнее и дороже всего, а именно — к Родине.Количественно подобных стихов у поэта не очень много. Но это единственно попричине особо трепетного и бережного отношения к такой исключительно дорогой изначительной теме. О самом главном и самом святом всуе говорить не пристало.
  
          Какжаль мне, что гордые наши слова
         «Держава»,«Родина», «Отчизна»
          Порою затерты, звенят едва
          В простом словаре повседневной жизни.

          Я этой болтливостью не грешил.
          Шагая по жизни путём солдата,
          Я просто с рожденья тебя любил
          Застенчиво, тихо и очень свято.
                                                  («Родине»)

                                                   -5-Со стихами о Родине самым теснейшим образом связаны и как бы являютсяих частью и продолжением стихи о природе. И надо сказать, что поэт не толькознает и любит её, но, что самое ценное, находит яркие, свежие и сочныекраски  для того, чтобы образно ивзволнованно передать красоту родной земли.   
    Гроза до блеска промыты чащи,
    А снизу, из-под зелёных ресниц,
    Лужи наивно глаза таращат
    На пролетающих на небе птиц.
     Гром, словно в огненную лису,
     Грохнул с утра в горизонт багряный,
     И тот, рассыпавшись, как  стеклянный,
     Брызгами ягод горит в лесу.
                                               (« В лесном краю»)

   Одна из замечательных черт в лирике Асадова- это правдивость, достоверность. Он не рассуждает о любви, о страданиях илисчастье. Нет, он сам горячо любит, радуется или страдает.
И читатель великолепночувствует этот искренний, трепетный нерв.
 Чувствует и глубоко сопереживает.
 И когда в стихе творении своём поэт произноситслово: «Любовь!»- ему можно верить.  
  Многим стихам Асадова свойственна свитаяэмоциональная обострённость, романтическая приподнятость. И надо сказать, чтотяготение его поэзии к романтике — вещь отнюдь не случайная. От первых  тоненьких поэтических сборников и до болееобширных изданий поздних периодов стихи с романтической окрашенностью всегдазанимали в книгах Эдуарда Асадова заметное место и придавали его поэзии ещебольшую яркость, глубину, окрыленность. А чтобы лишний раз убедиться в этом,достаточно вспомнить такие стихи, как «Весна в лесу»,
Созвездие гончихпсов”, «Дорожите счастьем, дорожите!», «Романтики дальнихдорог», «Звёзды живут как люди», «Будьте счастливы,мечтатели!».
  Итак, мы успели убедиться: тематическаяамплитуда стихов Эдуарда Асадова значительно широка. И я, не берясь перечислятьвсех жанров его поэзии, об одной, весьма существенной стороне работы поэтасказать все-таки должна. Речь идёт о «весёлой» стороне еготворчества: о юмористических, шуточных стихах и пародиях.
  Иногда говорят: первым, что отличает человекаот всех его биологических собратьев, является чувства юмора. И думается, чемчеловек духовно богаче, отзывчивей и добрей, тем больше развито в нем эточувство.
    В книгах Асадова есть всё — от суровогодраматизма до искромётного смеха. И вот что любопытно: когда читаешь, кпримеру, его «Ледяную балладу», «Песню о мужестве» илипоэму «Галина» то создаётся впечатления, что для автора характернеевсего поэзия мужественного, драматичного звучания. Но когда читаешь его лирику,такие, например, стихи, как «Я мелкой злости в жизни неиспытывал…», «Ночная песня», «Как мне тебепонравиться?», «На рассвете» или «Лесная сказка», топриходишь к выводу, что именно лирика и есть главное в его творчестве. Примерноте же мысли появляются и тогда, когда читаешь его пародии и стихотворные шутки.Да, с улыбкой поэт дружил всегда — и в трудные, и в радостные минуты:                          
               И я умею даже там смеяться,
               Где слабый духом выл бы оттоски!
                                                   («Моя звезда»)
   Что касается дружеских пародий Асадова, толюбители поэзии, я думаю, знают их достаточно хорошо. Они печатались во многихего поэтических сборниках.
Этовоистину дружеские шаржи-живые, острые и весёлые. Главное же их достоинствозаключается в том, что они без
тениглумления удивительно верно передаю меру, стиль, приёмы и интонации  пародируемого поэта.                                                                                 
Подтвердитьэто очень легко. Попробуйте, не глядя на заглавие, читать лишь одни пародии. Ивы без усилия назовите имена тех, кому они посвящены.
         Коригинальности я рвался с юности,
         Пленён помадами, шелками — юбочками.
         Ах, экстра — девочки! Ох, чудо — бабы!
        То сигареточки,то баобабы.

Думаю, что,прочитав только это первое четверостишье, вы улыбнетесь и скажете: «Да,это Андрей Вознесенский». И подобных веселых примеров можно было быпривести много.
   Говорят, что жизнь поэта в той или инойстепени отражена в его произведениях. И это, конечно, так. Но бывает порой, чтосудьба художника уже сама по себе является легендой, и в таком случае к нейпроявляется особый читательский интерес. Жизнь Асадова как раз являет собойпример такой славной судьбы.

                                                        -7-

   Одной из особенностей Асадова, как в поэзии,так и в прозе, является его необычайная оптимистичность. Каждая страница асадовской прозы дышит неколебимой добротой, любовью клюдям, верой в победу справедливости над силами зла и вообще во все самоехорошее.
   С тех пор как творчество Асадова читательскиесердца, прошёл не год не два не три — вот уже скоро четыре десятилетия книгиего, едва выйдя из печати сразу же становятся библиографической редкостью.Четыре десятилетия — не малый срок, но Эдуард Асадов как был, так и осталсялюбимым поэтом миллионов читателей нашей страны.
  Утром 21 апреля на 82-м году жизнискоропостижно скончался поэт-лирик, фронтовик, Герой Советского Союза ЭдуардАркадьевич Асадов. Гражданская панихида и прощание с поэтом, состоялась 23апреля, в Доме Офицеров в Одинцове в 10:30мск, А похоронен был ЭдуардАркадьевич на Кунцевском кладбище, рядом с могилами своей матери и супруги.
   Организацию похорон взял на себяпопечительский совет Асадова и администрация Одинцовского района. Сердце поэта- такова воля покойного — было захоронено в Севастополе на Сапун-горе.
    Извсех перечитанных стихов Асадова, мне больше всего понравился  стих из сборника «Дорожите счастьем,дорожите», которое называется «Что такое счастье»
. Этот стих был написан писателем в 1966г. Вэтом стихе Асадов как бы рассуждает, в чём заключается счастье. Оцениваявзгляды других, он высказывает свою точку зрения.

                                                                  -8-

                                    Что такое счастье.
Что же такое счастье?
Одни говорят: «Это страсти:
Карты, вино, увлечения-
Все остальные ощущения».
Другие верят, что счастье-
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш пленённых
И трепете подчинённых.
Третье считают, что счастье –
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мнению четвертых, это-
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Ещё есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по – моему, проста
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.
  В этом стихотворении пятьстроф. Строфа –  это часть стихотворения,группа строк, объединенных поэтической мыслью, ритмом и определенным порядкомрифм.
  Рассмотрим одну строфу из этого стихотворения.
                                                               -9-

Что  же такое счастье
Одниговорят: «Это страсти:
Карты,вино, увлечения-
Всепрочие ощущения.

В этой строфе рифмуется первая строка со второй, а третья с четвёртой.Значит у этого стиха парная рифма. «Что такое счастье» написано ямбом иамфибрахием. Для того, чтобы это увидеть рассмотрим  две строчки из стихотворения.

Чтоже такое счастье
Одниговорят: «Это страсти:

__  __   __  __  __  __  __        ямб

__  __ __  __  __ __  __  __ __   амфибрахий
   Вэтом стихе встречаются олицетворение. Олицетворение – это перенесение признакови свойств живого существа на неодушевлённые предметы. В стихе это «счастье…разного роста». Также в нём встречаются метафоры. Метафоры – употребление словв переносном значении изображения или характеристики предмета. К примеру«Острые ощущения», «дерзкие крылья взлёта».
   Стих«Что такое счастье» соответствует современному человеку. На сегодняшний деньмногие и не задумывались в чём их счастья. В этом стихе Эдуард Асадов хотелпоказать окружающим его людям, что счастье в нём самом, а не в том, что егоокружает. Так же он мне нравится потому что легко запоминается и учится.

Заключение.
 
Такимобразом, можно сказать, что слова « Сражаюсь, Верю, Люблю» полностьюсоответствовали жизни Эдуарда Аркадьевича. Он почти всю свою жизнь сражался сосвоей слепотой. Было трудно, но он никогда не сдавался и шел вперёд. Всегдаверил в свой успех. Что касается любви, то самая сокровенная любовь у него былак Родине и к своему народу. Он творил для людей, для того, чтобы  они моглинайти ответы на свои вопросы и, как было мной выше сказано, они их находили.Так же Эдуард Асадов был принципиально – страстный, самобытный, требовательныйхудожник и удивительно цельный и жизнерадостный человек.  
   Прижизни он успел выпустить 47 книг, и если бы он был жив, я уверенна, что он бынаписал ещё много хороших стихов.
  

       

-11-

Словарь.
Интеллигентность – высокий уровеньразвития интеллекта, образованность, высокая культура поведения. 

Оптимистичность – Проникнутымоптимизмом, жизнерадостный. 

Глумление – шутка, смех,насмешка, забава,
потеха.

Цинизм – бесстыдство, наглость,грубая откровенность.

Библиография.

1.  Э. Асадов. Сборник сочинений. Том первый.
 Москва « Художественная литература» 1987г.

2. Э. Асадов. «Чтотакое счастье». Москва «Эксмо-пресс»  2003г

3. Интернет –ресурсы.

-12-