Реферат
«Творчество и жизнь Джузеппе Верди»
Подготовил:
Минин Кирилл
10 А Класс
Джузеппе Верди (1813 – 1901)
В 40-е годы 19 столетия на сцене Миланского оперного театра «Ла
Скала» одна за другой появляются оперы молодого композитора Джузеппе Верди.
В эту пору народ порабощенной, раздробленной Италии собирал силы на борьбу
с угнетателями-австрийцами и со своими феодалами. Оперы Верди с их
героическими сюжетами, духом свободолюбия, музыкой, близкой к народу,
полной энергии и страсти, были восприняты итальянцами как боевой призыв. Их
постановки приобретали значение политических событий. Хоры и арии из этих
опер становились революционными песнями. «Маэстро итальянской революции» –
так позднее прозвали Верди патриоты. Горячее сочувствие встретила первая историко-героическая опера Верди
«Навуходоносор» («Набукко», 1842). Показанные в ней страдания порабощенного
вавилонянами еврейского народа напоминали слушателям об угнетенной Италии.
В опере «Ломбардцы» (1843) восторженные овации вызвал заключительный хор
крестоносцев, идущих на освобождение Иерусалима. Приподнятый, мужественный,
как революционный марш, он распевался патриотами по всей стране.
У Верди опера становится цельным произведением, все части которого
подчинены общему драматургическому замыслу. Важную роль в операх Верди
приобретают народные сцены. Цельность построения, энергичность и простота
музыкальной речи, близость ее к народной песне – вот те новые черты,
которыми Верди обогатил итальянскую оперу. Его – замечательного оперного
драматурга – привлекают сюжеты, раскрывающие большие человеческие страсти,
столкновение противоположных характеров. Ему близки творения Гюго,
Шекспира, Шиллера. Лучшие оперы этих лет написаны им по драме Гюго «Эрнани»
(1844) и по трагедии Шекспира «Макбет» (1847). Они приносят Верди широкую
известность за пределами Италии. Теперь он – прославленный композитор. И
уже не верится, что путь Верди к искусству был так труден.
Сын бедного трактирщика и пряхи из заурядного ломбардского селения,
Джузеппе с детства был охвачен страстью к музыке. После трех лет обучения у
органиста местной церкви родители посылают мальчика в соседний городок
Буссето, в городскую школу. Он продолжает и там свои занятия музыкой.
С детских лет Джузеппе вынужден зарабатывать себе на жизнь. Когда
умирает его первый учитель, он занимает место органиста в своей деревне. По
воскресным и праздничным дням, в любую погоду – в дождь и стужу – проходит
он пешком долгий путь из Буссето, чтобы поспеть к церковной службе в
деревню. В Буссето Верди поступает на службу в контору купца Антонио
Барецци. Барецци стал ближайшим другом Верди и сыграл большую роль в
формировании его взглядов. На дочери Барецци Верди впоследствии женился. В
Буссето Верди получает от горожан стипендию для поступления в Миланскую
консерваторию. Но мечта Верди не сбылась. Его возраст, 18 лет, превышал
установленный для приема, его игра на органе показалась экзаменаторам
недостаточно виртуозной. «Оставь мысли о консерватории», – такой ответ
получил будущий великий композитор, ставший национальной гордостью Италии.
Однако это не сломило его упорства. Он берет уроки композиции у помощника
дирижера театра «Ла Скала» и уже через 2 года в этом театре успешно
выступает с первой оперой «Оберто». Ему тут же заказывают оперу «Король на
час». 1840 год оказывается для Верди трагическим: он теряет дочь, сына и
любимую жену. И среди этих ужасных мук «Король на час» не удается
композитору. Верди не хочет больше писать. Вскоре замысел «Набукко»
увлекает Верди. Он возвращается к работе, пишет историко-героические оперы.
В знаменитых операх Верди 50-х годов «Риголетто», «Травиата»,
«Трубадур» – характеры героев обрисованы глубоко и правдиво. Это –
отверженные люди, жертвы общественной несправедливости. «Риголетто» –
первая зрелая опера Верди. Музыка ее драматична, богата интонациями живой
речи.
С 50-х годов оперы Верди идут на всех крупнейших сценах мира. Для
Петербурга он пишет оперу «Сила судьбы», для Парижа – «Сицилийскую вечерню»
и «Дона Карлоса», для Неаполя – «Бал-маскарад». Верди приходит к вершинам
своего творчества – операм «Аида», «Отелло», и «Фальстаф». Декоративная
пышность, развернутые массовые сцены сближают «Аиду» со стилем парижской
«Большой оперы». Чистота мелодичного рисунка придают «Аиде» более правдивый
характер. Композитор мастерски вводит в музыку оперы восточный колорит.
Вслед за «Аидой», принесшей автору триумфальный успех, появляется
одно из самых замечательных произведений – «Реквием», написанный на смерть
борца за свободу Италии – писателя Мандзони.
Музыка Италии в 70-80-х годах переживала кризис. В такой обстановке
74-летний Верди создает шедевр – «Отелло». Но не просто картины природы он
вводит в драму. Предсмертная песня Дездемоны об иве трогает
безыскусственностью, чистотой и свежестью.
Проходит несколько лет, и как национальное торжество отмечает Италия
появление 26-й последней оперы Верди «Фальстаф» по мотивам Шекспира. Случай
исключительный: 80-летний композитор создает произведение, полное
непосредственности, юношеской свежести и юмора.
Годы не отдаляют от нас творчество Джузеппе Верди. Напротив, в
исторической перспективе оно раскрывается во всем своем значении – подлинно-
новаторское, корнями глубоко вросшее в национальную почву, мужественное и
оптимистическое.