СеверскийГосударственныйТехнологическийИнститут
КафедраОН
Реферат
ТворчествоИ.Е.Репина
Выполнил:
Принял:
-2002-
Содержание
Вступление.
Значительныйвклад в историюрусской культурывнес художникИлья ЕфимовичРепин. И.Е.Репинпринадлежитк числу выдающихсярусских художниковвторой половины19 века. Его творчествоолицетворяетсобой высшиедостиженияживописипередвижников, стремившихсясделать искусствопонятным иблизким народу, актуальным, отражающимосновныезакономерностижизни. Репинне признавал«искусствадля искусства».«Я не могу заниматьсянепосредственнымтворчеством,- писал он, — делатьиз своих картинковры, ласкающиеглаз…приноравливаяськ новым веяниямвремени. Всемисвоими ничтожнымисиленками ястремлюсьолицетворитьмои идеи в правде; окружающаяжизнь меняслишком волнует, не дает покоя, сама проситсяна холст».
Репин был величайшимреалистом.Окружающимчасто приходилосьслышать от негожалобы на бедностьфантазии. Нодело не в бедностифантазии художника, а в том, что похарактерусвоего дарованияон не мог писать«от себя», повоображению, не мог увлечьсяпридуманным– только многокрасочнаяжизнь, яркиесобытия ичеловеческиехарактерырождали в немтворческоегорение. Но привсей своейлюбви к зримойкрасоте материальногомира Репин былярым противникомнепосредственноготворчества.Ему было свойственноглубокоепроникновениев существопредметов иявлений. Онвыступал за искусство,«просвещенноесветом разума».«Судья теперьмужик», утверждалхудожник- демократРепин и требовалот искусствабеззаветногослужения интересамнарода. Все этопозволилохудожникусоздать наглубоко реалистичнойоснове искусствовысокого стиля, отвечающеена большиеобщечеловеческиевопросы, являющиесязеркалом своеговремени.
Биография итворчество И.Е.Репина.
Родился Репинв 1844 году в Чугуеве(на Украине) всемье военногопоселянина.Его отец, рядовойЧугуевскогоуланскогополка, занималсяторговлейлошадьми. Репинв детстве оченьувлекалсявырезываниемиз бумаги лошадок, которых приклеивалк оконномустеклу, вызываяпростодушныевосторги зрителей.Когда же емуподарили краски, то ничем другим, кроме рисования, он больше ужене мог заниматься.И все допытывалсяу навестившейего во времятяжелой болезнисоседки, котораяутешала егорассказамио рае: а краскии кисточки тамбудут? Начальныехудожественныенавыки Репинполучил в школевоенных топографови в мастерскойместного живописцаИ. М. Бунакова.Но мечта о высокомискусствевлекла его вАкадемию художеств.
«К 1859 году мечтымои о Петербурге,— пишет Репин,— становилисьвсе неотступнее; только бы добратьсяи увидеть Академиюхудожеств».В 1863 году Репинсмог поехатьв Петербург.Здесь он поступилв Рисовальнуюшколу Обществапоощренияхудожников, где преподавалИ. Н. Крамской— тогда ещесовсем молодойхудожник; а вянваре 1864 годабыл принят вАкадемию.
Первыегоды учениябыли для Репинаочень трудными.Он испытывалкрайнюю нуждуи впоследствиитак вспоминалоб этом времени:«Чтобы не погибнутьот голода, ябросался навсякую работу— красил надомах железныекрыши, красилэкипажи и дажежелезные ведра».Родители немогли помочьсыну, так какочень нуждалисьсами.… Несмотряна все трудности, Репин упорноучился.Становлениехудожника (темабурлачества)
Овладеваяв Академииосновамипрофессиональногомастерства, Репин какхудожник игражданинразвивалсяпрежде всегопод влияниемИ. Н. Крамскогои В. В. Стасова— признанныхвождей нового, демократическогоискусства.Молодой художникчасто приходилк Крамскому, показывалакадемическиерисунки и своипервые самостоятельныеопыты. Крамскойвнимательноследил за егоуспехами, беседовалс ним об искусстве, обращая вниманиена необходимостьработы с натуры, возбуждаяинтерес к жизненноважным темам, внушая чувствоответственностиза свое искусствоперед народом.Под влияниемКрамского Репинпомимо обязательныхакадемическихзаданий наисторическиеи мифологическиетемы началработать надсюжетами изокружающейжизни, особенноувлекшись напервых порахпортретамиродных и близких.Вскоре, однако, это увлечениебыло вытесненосерьезным ибольшим замыслом, который нанесколько летпоглотил всемысли художника.Репин задумалнаписать большоеполотно «Бурлакина Волге». Идеяэта возниклау него еще встенах Академиихудожеств.ОдаренностьРепина, серьезностьего отношенияк жизни былистоль велики, что позволилиученику Академиинаписать картину, которая нетолько прославилаего, но и сталаэтапным произведениемрусской школыживописи. Вкартине «Бурлакина Волге» (1870—1873)Репин обнаружилсвою склонностьк большим обобщениям, к постановкеглубоких жизненныхпроблем.
Бурлачество, как одно извозмутительныхявлений российскойдействительности, низводящеелюдей до уровнярабочего скота, волновало вте годы многихписателей ихудожников, чьи сердцачутко отзывалисьна страданияи горе народное.О великой скорби, выливающейсяв тоскливойбурлацкойпесне-стоне, поведал в своемстихотворении«Размышленияу парадногоподъезда»Некрасов (1858).Бурлакам посвятилисвои картиныхудожники П.О. Ковалевский, А. К. Саврасов, В. В. Верещагин.Полотно Репина«Бурлаки наВолге» пользовалосьв свое времянаибольшейпопулярностью, так как оноглубже и полнеедругих произведенийраскрываловсе тяготыбурлацкойжизни, рисовалобурлаков людьми, обладающимизначительнымии ярко индивидуальнымихарактерами, обличало жестокуюнесправедливостьугнетениянарода.
Идея картинызародиласьу Репина, когдаон во времяпрогулки поНеве летом 1869года вдругувидел ватагубурлаков, тянущихбаржу, и невдалекеот них группунарядных веселящихсягоспод.
Отправившисьвместе с художникамиФ. А. Васильевыми Е. К. Макаровымв поездку поВолге летом1870 года, Репинокунулся всамую гущународной жизни.Бурлаки пересталидля него бытьотвлеченнымпонятием, астали живыми, близкими людьми, со своим внутренниммиром, своимизаботами ичаяниями. Самажизнь вошлав картину художника, наполнив плотьюи кровью тумысль, котораялежала в основезамысла Репина.До конца днейсвоих он не могзабыть многихбурлаков, отведяим значительноеместо на страницахсвоих воспоминанийв книге «Далекоеблизкое». Ипрежде всегопопа-расстригуКанина. Это тотсамый бурлак, которого Репинпоставил воглаве бурлацкойватаги,—человекс просветленным, мудрым и кроткимлицом. При видеего Репин вспоминало греческихфилософах, которых покупалипатриции Римана рынках рабовдля воспитаниясвоих детей.А много летспустя образКанина опятьвсплывает впамяти Репинапри взглядена Толстого, идущего засохой по пашне.Такие сравнениямогут зародитьсятолько в умеистинногодемократа.
Обратимсяк рассмотрениюкартины.
По песчанойотмели волжскогоберега на фоненеобозримыхголубых просторовреки прямо назрителя медленнои тяжело движетсяватага оборванныхи изнуренныхлюдей.
Во главебурлацкойватаги шествуетКанин — невысокогороста, широкоплечий, коренастыйбогатырь стряпицей наголове, которая, пряча волосы, открываетвысокий лобчеловека-мыслителя, много передумавшегои выстрадавшегона своем веку.На лице и в глазах— выражениепростодушия, доброты, печали.По правую рукуот Канина, добродушнопосмеиваясьи ворчливоподбадриваясоседей, с огромноймедвежьей силойтянет лямкунижегородскийбоец, богатырь-коренник; по левую руку— в исступлениинаваливаетсяна лямку всейтяжестью своеготела Илька-моряк, ожесточеннои ироническисмотрящийисподлобьяв упор на зрителя.Следом за ними, меланхоличнопокуриваятрубку и неутруждая себячрезмернымиусилиями, спокойношагает длинный, как жердь, бурлакв шляпе. Несколькоотступя от негоеле бредетистощенныйи больной старик, жестом мучительногоотчаяния стирающийрукавом потсо лба. В порывеболи, обиды ивозмущенияна короткиймиг распрямляетсямолоденькийпаренек Ларька, пытаясь поправитьлямку, к которойон никак неможет приноровиться.Сзади негоопытный спокойныйстарик-бурлакна ходу, не ослабляялямки, достаеткисет с табакоми деловитонабивает имтрубку. За старикомкак-то егозливои неуверенно, мелкими шажкамиидет солдатв сапогах икартузе. А рядом«грек», которыйгордо и угрюмовыполняет своюработу, устремляявдаль тоскующийвзор. Шествиезамыкает понурои удрученноплетущийсябурлак, с трудомпередвигающийнепослушныеноги.
Показываянеимоверныеусилия людей, исполняющих«службу скотинную»(по выражениюСтасова), Репиносновное вниманиеуделяет раскрытиюхарактеровбурлаков и ихпереживаний.Все лица бурлаковясно читаются, не загораживаядруг друга. Уже здесь, задолгодо появленияпервых портретовлюдей из народнойсреды («Мужичокиз робких»,«Мужик с дурнымглазом», 1877), проявиласьзамечательнаяспособностьРепина воспроизводитьлюдей с почтиосязательнойконкретностью, остро схватываявсю неповторимостьих характераи вместе с темулавливая вних общие признакиопределенноготипа.
Изображаябурлаков, Репинне ограничиваетсяпоказом ихстраданий итого отпечатка, который наложилина внутренниймир людей тягостныеусловия ихсуществования.В среде бурлаковРепин сумелраскрыть настроенияглубокогонедовольстважизнью, ожесточения, протеста, сумелпочувствоватьв этой пестройи разнохарактернойтолпе народанечто значительное.Прав был Стасов, когда писал, что бурлакив произведенииРепина предстаютне только угнетеннымии несчастными, но и «могучими, бодрыми, несокрушимымилюдьми, которыесоздали богатырскуюпесню «Дубинушку».
Значительностьидей и образов«Бурлаков»потребовалаот художникаобращения кформам монументальногоискусства.Поражает простотаи лаконизмизображения, почти полноеотсутствиекаких-либодеталей, которыемогли бы сообщитькартине оттенокжанровости.Возвышающаясянад безбрежнымиречными далямиватага бурлаковпроизводиточень внушительноевпечатление.Расположеннаяпочти в центреполотна, онабезраздельноприковываетк себе вниманиезрителя. Этацентричностьпостроениягруппы сообщаеткомпозициибольшую завершенность, ясность иуравновешенность, без которыхнемыслимоподлинномонументальноеискусство.Ватага бурлаковчетко организованаи внутри. Онаразбита Репинымна три группы, каждая из которыхобладает своимсмысловымцентром. Канинс его «вселенскойгрезой» о иной, лучшей жизни, Ларька с егобурным протестоми «грек», тоскующийо воле, — воттри главныефигуры композиции.Такая разбивкаватаги делаетее легко обозримойи помогаетакцентироватьузловые моментыидейно-художественногозамысла.
Не менеесущественнуюроль играети колорит. Стремясьудержать вколористическомрешении картинысвое первоезрительноевпечатлениеот бурлаков, Репин пишетих в гораздоболее темной, сумрачнойгамме, чем пейзаж, противопоставляяего светлым, радостнымкраскам глухиеи тревожныетона группылюдей. Это тосамое «темное, сальное, какое-токоричневоепятно», котороенадвинулосьна солнце иомрачило всевокруг, тотразительныйконтраст, которыйпотряс художникапри первойвстрече с бурлаками.ИсключениесоставляетЛарька в своейярко-розовойрубахе. Выражающийс наибольшейинтенсивностьючувства бурлаков, он и в своемколорите какбы концентрирует, доводит донакала пронизанныесолнечнымзноем краскикартины.
Полотно Репина«Бурлаки наВолге», экспонированноена академическойвыставке 1873 года, стало событиемобщественнойжизни. Значениеего заключалосьв том, что художникв жанровой посути дела сценеи в жизненно-конкретныхобразах сумелвоплотитьбольшие идеисвоей эпохи, создав монументальноепроизведение, главными действующимилицами которогоявляются негерои древности, а простой народсовременнойему России.Отображаявековое угнетениенарода, картинаРепина открываласобой сериюпроизведений70—80-х годов XIX века, в которыхдемократическинастроенныехудожникивыражали своираздумья осудьбах и значениинародных масс.
Стасов считал«Бурлаков»одной из самыхзамечательныхкартин русскойшколы. Он писал, что Репин в ней«окунулся сголовой во всюглубину народнойжизни, народныхинтересов, народной щемящейдействительности».Картина «Бурлакина Волге» былаодним из любимыхпроизведенийМ. Горького.
В 1871 годуРепин окончилАкадемию художеств, получив запрограммнуюработу на заданнуюк конкурсу тему«Воскрешениедочери Иаира»большую золотуюмедаль, котораядавала правона заграничнуюпенсионерскуюкомандировку.Пробыв за границейс мая 1873 по июль1876 года, преимущественнов Париже, Репин, как и ряд другиххудожниковего времени(Перов, Поленов), не дожидаясьокончания срокапенсионерства, вернулся вРоссию и сразуже поехал ксебе на родину, в Чугуев, мечтаяв непосредственномобщении с народомпочерпнутьновые темы иобразы длясвоего творчества.
Пребываниев Чугуеве оказалосьочень плодотворным: там им былисозданы первыекрестьянскиепортреты-типы(«Мужичок изробких» и «Мужикс дурным глазом»), написаны перваякартина нареволюционнуютему «Под жандармскимконвоем» идовольно живыеи острые, но неслишком глубокиеобличительныесценки «В волостномправлении»и «Экзаменв сельскойшколе».
В Чугуевеже был исполненпортрет чугуевскогопротодиаконаИвана Уланова— «Протодиакон», который былпринят на 6-юПередвижнуювыставку. Этобыла перваяработа художника, экспонированнаяу передвижников.Репин становитсячленом Товариществапередвижныххудожественныхвыставок. Всяего дальнейшаятворческаяжизнь оказаласьбезраздельносвязанной сдеятельностьюэтого передовогохудожественногообъединения.
«Протодиакон»принадлежитк числу наиболеевпечатляющихи ярких образовчугуевскогопериода творчестваРепина. Силаего воздействия— в органическомсочетанииполноты иконкретностииндивидуальнойхарактеристикис глубинойсоциальногообобщения, превращающегопортрет определенноголица в «экстрактнаших диаконов, этих львовдуховенства, у которых нина йоту не попадаетсяничего духовного»(Репин).
Увлекшисьвыразительностьюнатуры протодиакона, Репин вложилв его изображениевесь свойтемперамент, всю глубинусвоего творческогопрозрения, всесвое мастерство.Оттого-то такубедителенсозданный имобраз. Все внем — мясистое, обрюзгшее лицос властнымтяжелым взглядоммаленькихзаплывших глаз, крутой изгибшироких бровей, большой, потерявшийформу нос, нависающийнад чувственнымртом, тучнаяфигура с бездоннымчревом, на которомпокоится короткопалаяцепкая рука,— обличаетгрубую, примитивную, но сильную инепреклоннуюнатуру, далекуюот христианскихидеалов постничестваи смирения, преисполненнуювсех греховныхпомыслов истрастей земных.Так правдивоеизображениенаблюденногов жизни характерав силу его типичностии глубины постиженияхудожникомприобреталобольшой общественныйсмысл, разоблачаяистинную природудуховенства.Расцветтворчества
РасцветтворчестваРепина падаетна конец 70-х —начало 90-х годов, совпадая современем расцветарусской демократическойживописи. Вэтот периодРепиным быласоздана большаячасть его лучшихработ — картинна темы из жизнинарода иреволюционно-освободительнойборьбы, историческихполотен, портретов.Но центральнымпроизведениемэтого времени, да и всего творчестваРепина в целом, стала картина«Крестный ходв Курской губернии»(1880—1883). Народнаятема, начатая«Бурлаками», получила в этойкартине многостороннееи широкоеистолкование.
Замыселпроизведениявозник в 1877 годув Чугуеве, гдеРепину довелосьнаблюдатькрасочнуюпроцессиюсельскогокрестного хода, но окончательнооформилсязначительнопозже, послепоездки в Курскуюгубернию, взнаменитуюКоренную Пустынь, славившуюсясвоими многолюднымии торжественнымикрестнымиходами. Работанад картинойдлилась нескольколет и была завершенатолько в 1883 году.
Репин изобразилв картине несение«чудотворной»иконы к томуместу, где, попреданию, всвое времяякобы свершилосьее чудесноеявление верующим.Но не следуетсводить замыселхудожника ккритике религиозныхобрядов ипредрассудков.Сюжет крестногохода увлекРепина своейколоритностью, возможностьюохватить широкийпласт жизнирусской провинции, развернутьперед зрителемвеликое множествочеловеческиххарактерови социальныхтипов. Крамскойсчитал этотсюжет «золотоноснойжилой». И этодействительнобыло так, вособенностипо отношениюк Репину, которыйпо своему дарованиюбыл художникомбольшой темы— мелкие, случайныеэпизоды и события, маловыразительныетипы и характерыникогда непривлекалиего, не могливдохновитьна созданиекартин. Художникомбольших задачи далеко простирающихсягоризонтовназвал РепинаСтасов.
… В жаркийполдень поширокой пыльнойдороге на фонехолмов с пенькамиот хищническивырубленноголеса торжественнои чинно движетсямноголюднаяпроцессия.Репин с замечательнойконкретностьюсумел передатьвсю атмосферупроисходящего: томящий зной, иссушившийвсе вокруг; клубы пыли, поднятые движениемнеисчислимоймассы людей;
ослепительныйблеск солнечныхлучей, как быконцентрирующихсяв сверкающейна солнце золотойризе дьяконаи отражающихсяв радужномпереливе красокпозолоченного, разукрашенногоцветами и лентамивыносногофонаря; мерныйрокот толпы, одержимойсознаниемсерьезностисовершаемогодела и вместес тем занятойсвоими суетнымистрастями ипомыслами.Все это создаетвпечатлениеподлинностиизображенного, позволяетбуквальноощутить колыханиелюдского моряв мареве пыльногонакаленноговоздуха.
Но Репин неограничилсяэтой внешнейфиксациейсобытия. Изображаятолпу, он создалцелую галереюярких образовпредставителейразличныхсословий иклассов пореформеннойРоссии, вскрылсущество ихсоциальныхотношений, царящее в общественеравенство, показал обездоленностьи бесправиенарода и нарядус этим далпочувствовать, что народ живетинтенсивнойвнутреннейжизнью, стремитсянайти правдуна земле, мечтаето лучшей доле.В центре толпы, бесцеремонноприжав к себеикону, величественноплывет толстаяразряженнаяв пух и прахпомещица, счванливымвысокомериемвзирающая наокружающуючернь. При нейнадменныйи грубый сельскийстароста, дубинкойи окрикамиоберегающийбарыню от напоратолпы. Вследза ними, прямокак на параде, маршируетважный и тупойотставнойвоенный. А чутьв стороне хозяйскойпоступью вышагиваетциничный, хитрыйи прижимистыйкулак-подрядчикс красной лоснящейсяфизиономией.Все эти «хозяеважизни» окруженысзади полукольцомзаискивающегоперед ними изанятого своимразговоромдуховенства, которому и деланет до «чудотворной».Шествие с иконойоткрываетрыжеволосыйдородный дьяконв великолепнойзолотой ризе, щеголеватопомахивающийкадилом и кокетливооткидывающийсо лба разметавшиесякудри.
РазвиваятрадицииПерова-обличителя, Репин трактуетэти образы вострогротесковомплане и в то жевремя оченьсамостоятельно, по-репинскиувлекаясь яркойхарактерностьюсвоих персонажей, словно выхваченныхиз гущи жизни.
Толпу народана переднемплане возглавляютмужики, несущиефонарь, в праздничныхкафтанах, подпоясанныекушаками, степенные, серьезныеи истовые. Воследсеменят двемещанки с пустымкиотом от иконы, противостоящиемужикам в своемханжестве ижеманстве.Далее следуютрегент со своимразноголосымхором, крестьянка, с любопытствомпоглядывающаяна дьякона, имногие, многиелица, постепенносмешивающиесяс общим потокомбогомольцев.Общественныйпорядок поддерживаютгарцующиена лошадяхурядники, безвсякого стесненияпускающие вход кулаки инагайки. Импомогают десятники, отгоняющиев сторону нищих, калек, странников.Образы этихобездоленныхлюдей с наибольшейтеплотой исимпатиейохарактеризованыРепиным. Особенноудался художникуобраз хромогогорбуна. Окрыленныйнадеждой наисцеление, исполненныймечты, неудержимостремитсянесчастныйк месту «чуда», куда направляетсякрестный ход.Ему пытаетсяпалкой преградитьдорогу десятник, но тот не обращаетна него никакоговнимания. Охватившийгорбуна душевныйподъем преображаетего некрасивоеболезненноелицо. Противопоставляячистоту, искренностьверованийбедняков ханжеству, лицемерию, спекуляциирелигиейгосподствующихклассов, Репинутверждаетморальноепревосходствонарода, служащеезалогом егосветлого будущего.
При создании«Крестногохода» Репинупришлось разрешитьтрудную композиционнуюзадачу: необходимобыло вписатьв картину огромнуютолпу народа, пеструю, многоликую, добиться впечатленияединой массылюдей, движущихсясплошным потоком, и при этом необезличитьшествие, представитьего во всеммногообразиисоставляющихего типов ихарактеров.Репин изобразилосновное скопищелюдей на заднемплане. Толпатам буквальнозапрудила всесвободноепространствомежду холмамии валом валит, поднимая тучипыли. На переднемплане она растекаетсяна два потокаи, следуя заповоротомдороги, поворачиваетвлево, рядамипроходя мимозрителя. Значительнорастянутыйпередний планпозволяет приэтом разностороннеохарактеризоватьбольшое числолюдей. Этомуже выделениюиз толпы отдельныхперсонажейспособствуети колористическоерешение. Полотновыдержано встрогой цветовойгамме. Яркихкрасочных пятенв картине нетак уж много, но они играютбольшую роль.Вкрапленныев общий черно-коричневыйфон процессии, они создаютвпечатлениепестроты икрасочности, не нарушаяединства, и вто же времяпомогают художникуакцентироватьвнимание зрителяна узловыхмоментах композиции, выделить ведущиеобразы (помещицы, дьякона, урядникас нагайкой, странниц идругих).
Картина«Крестный ходв Курской губернии»была воспринятапрогрессивнойобщественностьюкак «одно излучших торжествсовременногоискусства»(Стасов). Напротив, реакционнаяпресса обвинилаРепина в крайнейтенденциозности, в нарушениивсех эстетическихпринципов. Онои понятно.Репин-демократбыл творцомнового искусства, служащегоинтересамнарода. В лицеРепина русскоеискусство вполной мереовладело рольюбеспощадногокритика общественныхявлений, к чемупризывал Н. Г.Чернышевский.В полотне «Крестныйход в Курскойгубернии»художник создалнастоящуюэнциклопедиюрусской жизнипореформеннойэпохи. Впервыев русскойдемократическойживописи приизображениисовременнойдействительностибыла достигнутатакая глубинахудожественногообобщения.Работына революционнуютему
–PAGE_BREAK–
Отражая всвоих картинахсущественныестороны современности, Репин не могпройти мимотой борьбы, которую велис самодержавиемв эпоху 70-х годовреволюционеры-народники.Одним из первыхв русском искусствеон обратилсяк созданиюобразов мужественныхи стойких борцовза народноедело, утверждаяновые нормыповедениячеловека, новыйэтическийидеал. И еслив своих монументальныхполотнах сизображениемнарода («Бурлаки»,«Крестный ход»)Репин выступалпрежде всегокак мастеростросоциальныххарактеристик, то в картинахна революционнуютему («Арестпропагандиста»в двух вариантах—1878 и 1880—1892 гг.; «Отказот исповеди»,1879—1885; «Не ждал»,1884) он показалсебя тонкимпсихологом, художникомшироких творческихвозможностей, которомудоступны какмногоплановыеэпическиесюжеты, так инапряженныедраматическиеконфликты.ПроизведенияРепина, посвященныегероям освободительнойборьбы, быливосторженновстреченыСтасовым. «Вотэто — настоящее, нынешнее искусство, за которое васвпоследствииособенно высокопоставят», —предсказывалон художнику.
Особеннозамечателенгероическийобраз политзаключенногов картине «Отказот исповед»”.
Сюжет картиныбыл взят художникомиз самой жизни.
У верных слугцаризма — тюремщиков— было многовсяких способоввоздействияна заключенных, чтобы пошатнутьих волю, поглумитьсянад ними. Изних, пожалуй, самым издевательскими лицемернымбыл обычайисповеди осужденныхна казнь. Занесколько часовдо свершенияказни к обреченномуна смерть приходилсвященник, чтобы в процессеисповеди выведатьу него всенеобходимое.То, чего не моглисделать следовательи судья, долженбыл сделатьсвященник.
Что мы видимна картине?
В мрачнойхолодной камере, на железнойтюремной кровати, сидит человек, приговоренныйк смертнойказни. На егоизмученномдлительным
заключениемлице выраженарешимостьвынести всестрадания доконца. С презрениеми гневом встречаетон пришедшегок нему священника, обнаруживаяв отказе отисповеди верностьсвоим убеждениям, непреклонностьсвоего характера, силу воли. Гордоподнятая головаосужденного, открытая грудьи вся его взятаяв энергичномповороте фигураосвещены скупымсеребристымсветом, который, пронизываяполумрак камеры, выхватываетиз темнотызловеще поблескивающийкрест. Революционерупротивостоиттемная и мрачнаяфигура священника, намеренноизображеннаяхудожникомсо спины. Репинане интересуетни мир его чувств, ни его личныекачества. Дляхудожника онлишь живоеолицетворениевсех тех силреакции, скоторыми боролсяи продолжаетвести борьбуне сломленныйдухом герой.В этом столкновениидвух людейнаглядно раскрываетсяидея произведения, звучит утверждениесправедливостиреволюционнойборьбы и уверенностьв ее конечнойпобеде.
Наиболеесовершенноеи глубокоевыражениепсихологическиепоиски Репинанашли в картине«Не ждали»(1884). Замыселпроизведениявозник у художникалетом 1883 годаво время пребыванияна даче в Мартышкино, под Петербургом.Комнаты этойдачи и изображеныв картине. ПозировалиРепину егородные и знакомые: для материвернувшегосяссыльного—тещахудожника, Е.Д. Шевцова, дляжены— В. И. Репина, жена художника, и В. Д. Стасова; девочка написанас Веры Репиной, дочери художника, мальчик — сСережи Костычева.
Художникизобразил впроизведениинеожиданноевозвращениев семью ссыльногореволюционера.СтремлениеРепина к психологическомурешению темызаставило егоизбрать кульминационныймомент в развитиидействия, запечатлетьту паузу, котораявозникла врезультатевнезапногопоявления напороге комнатыотсутствовавшегодолгие годыдорогого длявсех человека, по-видимому, бежавшего изссылки (о чемговорят какодежда вернувшегося— потрепанныйармяк, стоптанныесапоги, — таки неожиданностьего прихода).Пройдет этотминутный столбняк, парализовавшийвсю семью, ичувства хлынутнаружу, выльютсяв какие-то шумныевосклицания, порывистыедвижения, суету.Репин не изображаетвсего этого, предоставляязрителю домыслитьв воображениизапечатленнуюсцену. В картинецарит напряженнаятишина. Смысловыми композиционнымузлом произведенияслужит поединоквзглядов двухфигур — вернувшегосяссыльного, который с тревожныможиданием ищемящей нежностьюсмотрит в лицоподнявшейсяк нему навстречустарой женщины, и этой женщины, которая сердцемматери ужеузнала своегосына, но ещекак бы боитсяповеритьвнутреннемучувству и потомунапряженновглядываетсяв странногопришельца, отыскивая вего постаревшем, измученномлице дорогиеей черты. Художникизображаетфигуру материсо спины, чтобыее лицо своимсложным выражениемне спорило слицом ссыльного, не мешало зрителюв первую очередьвосприниматьименно героякартины. Но каквыразительнаэта фигуравысокой старойженщины в траурномодеянии, дрожащейрукой едвакасающейсяспинки кресла, как бы ища внем опоры! Острыйпрофиль восковоголица матери, седые волосы, прикрытыечерной кружевнойнаколкой, резкоочерченныйсилуэт ее когда-топрямой и статнойфигуры, теперьсогбеннойпреждевременнойстаростью, —всё говорито горе, котороелегло на ееплечи. Все остальныечлены семьиоттенками своихчувств, своегоотношения кпроисходящемудополняютрассказ о постигшейих трагедии: оробевшаядевочка, пригнувшаясяк столу и в страхе, исподлобьяглядящая напришельца, неузнавая его(деталь, свидетельствующаяо его долгомотсутствии); мальчик-гимназист, весь охваченныйединым порывоми настолькопотрясенныйвозвращениемотца, что кажется— из глаз еговот-вот хлынутслезы; молодаяженщина у рояля, бледное, измученноелицо которойискажено сложнымвыражениемрастерянности, испуга, радости.Художник недает счастливойразвязки вкартине — нев ней дело, а втех противоречивыхи глубокихчувствах, которыепереживаетв изображенныймомент каждыйи в которыхотражаютсядолгие годыпрожитой всеминелегкой жизни.
Все членысемьи, за исключениемссыльного, данына фоне и вокружениивещей (мягкоекресло, стол, накрытый скатертью, рояль), которыесоздают атмосферусемейного уюта.Этот семейныйуют, привычныйуклад жизнисемьи, которыйчитается втолько чтопрерванныхзанятиях каждогоиз присутствующих, объединяютвоедино ихвсех. И тольковернувшийсявыглядит в этойсветлой, чистой, прибраннойкомнате пришельцемиз другогомира. С ним этотмир человеческихстраданий, бедствий иунижений врываетсяв комнату, расширяярамки изображенияи напоминаяо той жестокойжизни, котораяцарит за пределамиэтого маленького«островка».Ссыльный вмомент, представленныйв картине, ещепротивостоитвсей семье. Егоотчужденность, необычностьвсего его видаподчеркиваютдраматизмпроисходящего.Вернувшийсядан в пустомпространствекомнаты. Емунадо сделатьнесколько шаговнавстречублизким, надопочувствовать, что они принялиего, рады встречес ним. Художникнезаметноповышает горизонтв той частикомнаты, гдестоит вошедший.Половицы поластремительнои в сильномперспективномсокращенииуходят в глубину— создаетсяощущение, чтопочва ускользаету него из-подног. Оттого такнеуверен иробок шаг героякартины. Тонкопочувствованноепсихологическоесостояниевернувшегосяссыльногонаходит яркоезрительноевыражение.
Верно улавливаяпсихологическуюатмосферупроисходящего, Репин не показываетв картине простойи открытойрадости встречи, что крайнеупростило бысодержаниепроизведения.Но несколькиминенавязчивымимоментами(как-то, восторженнаяэкзальтациямальчика, свидетельствующаяо том, что в семьечтут памятьоб отце, а такжевисящие настене портретыНекрасова иШевченко —борцов за народноесчастье) художникдает почувствовать, что годы долгогоожидания, заботи тревог несломили этихлюдей, не убилив них веры всправедливостьтого дела, которомуотдал все своисилы близкийим человек. Вэтой теме моральногооправданиягероя — высокийгражданственныйпафос произведения, его этическийсмысл.
Серьезностьи общественнаязначимостьпроблем, которыебыли поднятыРепиным, заставилиего решатьпроизведениена большомхолсте, в формах, очищенных отэлементовжанровостии бытовизма.Современнаятема получилаисторическоеистолкование, приобрелабольшое общечеловеческоесодержание.
«Не ждали»— одна из самыхпленерных, напоенныхсветом и воздухомработ Репина.Рассеянныйсвет, льющийсячерез открытуюдверь балкона, приглушаеткраски картиныи в то же времяпридает имособую свежестьи чистоту. Этасветлая, тонкосгармонированнаягамма хорошосоответствуетэмоциональномустрою произведения, чистоте чувствизображенныхлюдей.
Глубинапсихологическогоанализа, достигнутаяРепиным в картине«Не ждали», ставит его водин ряд с лучшимирусскими писателямиXIX века, тонкимизнатокамичеловеческогосердца, такими, как Тургенев, Толстой, Достоевский.Историческаяживопись
Наряду скартинами насовременныетемы большоеместо в творчествеРепина занималаисторическаяживопись. Ноистория дляхудожникасуществовалалишь постольку, поскольку онабыла связанас современностью, помогала решатьнаболевшиепроблемы егоэпохи. Психолога-Репинаи в историипрежде всегоинтересовалисильные человеческиехарактеры, столкновениястрастей, патетикачувств, находящаявыражение вяркой экспрессиилица, драматическиеконфликты.Художникомбыли созданытакие широкоизвестныеисторическиеполотна, как«Царевна Софья»(1879), «Иван Грозныйи сын его Иван»(1881—1885), «Запорожцы»(1878— 1891). И здесь, каки в картинахна темы современнойжизни, Репинсоздает широкиеэпическиеполотна с множествомярко типическихобразов, взятыхв своей неповторимойхарактерности(«Запорожцы»), ищет остродраматическиеситуации, чтобыпредставитьчеловека вмомент наивысшегонапряженияего страстей(«Иван Грозный»,«Царевна Софья»).
Картина«Царевна СофьяАлексеевна»была первымпроизведениемхудожника наисторическуютему; полотнобыло написанов 1879 году, вскорепосле возвращенияиз пенсионерскойкомандировки.Это, по существу, портрет-картина.
Софья интересовалаРепина какчеловек сильного, неукротимогохарактера.В ней сочеталисьвластолюбие, государственныйум, культураи вместе с тем«мужицкая»грубость.
Репин изобразилСофью в кельеНоводевичьегомонастыря, кудаона была заточенав 1697 году за организациюзаговора иучастие в стрелецкоммятеже, направленныхпротив ПетраI. Петр сам раскрывалвсе нити заговора, допрашивалсвою сеструи беспощаднорасправлялсясо всеми ееприверженцами, в первую очередь— со стрельцами.
На картинеСофья представленастоящей у стола, скрестив нагруди руки; она еле сдерживаетбессильныйгнев и негодование.Художник сумел ярко охарактеризоватьнезауряднуюнатуру царевны, выразительнопередатьисторическуюобстановкуи существопроисходящего, подчеркнувобреченностьСофьи изображениемв окне головыповешенногострельца. Какверно отметил И.Н.Крамской,«Софья производитвпечатлениезапертой вжелезную клеткутигрицы, чтосовершенноотвечает истории».
Но драматизмв картине «ЦаревнаСофья» носитв определенноймере внешнийхарактер. ОбразСофьи не свободенот театральнойаффектациидушевныхдвижений.
Гораздобольшей силойвоздействияна зрителя, большим внутреннимнапряжениеми остротойпсихологическогоконфликтаобладаетпрославленнаякартина Репина«Иван Грозныйи сын его Иван».
Вот как самхудожник рассказываето возникновенииее замысла:«Как-то в Москве, в 1881 г., я слышалновую вещьРимского-Корсакова«Месть». Онапроизвела наменя неотразимоевпечатление.Эти звуки завладелимною, и я подумал, нельзя ли воплотитьв живописи тонастроение, которое создалосьу меня под влияниемэтой музыки.Я вспомнил оцаре Иване. Этобыло в 1881 г. Кровавоесобытие 1-гомарта (деньубийстванародовольцамицаря АлександраII) всех взволновало.Какая-то кроваваяполоса прошлачерез этот год(участникипокушения нацаря были приговоренык смерти.) Я работалзавороженный.Мне минутамистановилосьстрашно. Яотворачивалсяот этой картины, прятал ее. Ночто-то гналоменя к этойкартине, и яработал надней».
Репин изобразилгрозного царяИвана IV в моментстрашногодушевногопотрясения.На смену безудержному, слепому гневу, в припадкекоторогоцаревичу былнанесен смертельныйудар жезлом, пришло сознаниенепоправимостисодеянного, безумный, почтиживотный страхи раскаяние.Жалко и одновременнострашно в своейпотерянностии отчаяниистарческоелицо царя сзастывшими, обострившимисячертами. Посравнению сним лицо умирающегоцаревича выглядитгораздо болееодухотворенным, человечным, живым. Такимоно становитсяблагодаряпереполняющимцаревичачувствам —жалости к отцуи прощения. Ониочищают егодушу, возвышаютее над всемимелкими, недостойнымичеловека страстями, послужившимипричиной егогибели. «Представьтесебе Грозного, с которогососкочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка,— ничего этогонет, перед тобойвыбитый изседла зверь, который подвлиянием страшногоудара на минутустал человеком»,— передавалсвое впечатлениеот картиныписатель Гаршин, позировавшийРепину дляобраза умирающегоцаревича. Кстатисказать, судьбасамого Гаршинабыла такжетрагична: тригода спустяпосле созданияРепиным картиныон в припадкепсихическойболезни бросилсяс пятого этажав пролет лестницыи разбилсянасмерть.
Колориткартины «ИванГрозный» —мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный— эмоциональноподготавливаетзрителя к восприятиютой жестокойдрамы, котораяразыгрываетсяна его глазах.Эпизод, происшедшийв связи с картиной«Иван Грозный»в галерее П. М.Третьякова, крайне показателендля реакциина нее зрителей.Однажды одиниз посетителейгалереи, АбрамБалашов, невыдержав страшногозрелища, представленногоРепиным, бросилсяк полотну и сословами «ненадо крови, довольносмертей, довольнокрови …» располосовалего ножом внесколькихместах.
Анализируякартину, следуетподчеркнуть, что гнев художника, его пафос обличениянаправленыне противбесчеловечностигрозного царя-зверя, а против техусловий, которыесделали еготаковым, противсамодержавнойвласти, убивающейи калечащейв человеке всеистинно человеческое.Обер-прокурорсинода Победоносцевправильноуловил целенаправленностькартины, свозмущениемнаписав о нейАлександруIII:«… .Удивительноеныне художество: без малейшихидеалов, толькос чувствомголого реализмаи с тенденциейкритики и обличения.И к чему тутИван Грозный? Кроме тенденцииизвестногорода не подберешьиного мотива».
Картина «ИванГрозный и сынего Иван» былапоказана в 1885году на XIII Передвижнойвыставке вПетербургеи вызвала бурнуюреакцию публики.При открытиивыставки вМоскве последовалораспоряжение— работу Репинане экспонировать.Этот запретоставалсядолгое времяв силе и послетого, как произведениебыло купленоП. М. Третьяковым.
Одновременнос картиной«Иван Грозный»Репин работалнад полотном«Запорожцы, пишущие письмотурецкомусултану». Этополотно принадлежитк числу наиболеезначительныхпроизведенийисторическойживописи Репинаи в то же времяявляется однимиз самыхнародных еготворений. Демократизмидеалов художника, глубокое пониманиеим психологиинарода, любовько всему яркомуи героическомупозволилиРепину написатьэто замечательноеполотно. Картина«Запорожцы»создаваласьна протяжении80-х годов XIX века.Сокровищницарусской демократическойживописи пополниласьв эти годымонументальнымиполотнамиСурикова, Репина, Васнецова, вкоторых народвпервые в историирусской живописипредстал всвоем величии, непобедимостии мощи. Средиэтих полотенпочетное местопринадлежит«Запорожцам».
Запорожскаявольница, которойпосвятил своеполотно Репин, была в егопредставлениитой народнойреспубликой, где нашлиосуществлениелучшие демократическиеидеалы человечества.Тот факт, чтоРепин идеализировалЗапорожскуюСечь, не имеетв данном случаебольшого значения.Важно то, чтохудожник утверждалв своей картинеэти высокиедемократическиепринципы всеобщейсвободы, равенстваи братства, показал красотуи величие народа, защищающегосвою независимость, свое боевоетоварищество.
Картинанаписана насюжет знаменитогописьма запорожцевтурецкомусултану. Народныепредания донеслидо нас этотэпизод в следующемвиде: разгневанныйна казаков заистреблениеими 15-тысячноговойска султанМахмуд IV прислалим грозноеписьмо, повелеваядобровольносдаться и угрожаяв случае отказапоголовнымуничтожением; запорожцыответили султанунасмешливымписьмом, бросивему открытыйвызов. Историянаписания этогописьма и леглав основу картины.
На переднемплане Репинизобразилзапорожцев, которые собралисьза наспех сколоченнымдощатым столом, чтобы датьотповедь заклятомуврагу. Дружнотрудятся онинад составлениемиздевательскойграмоты и широкопо степи разноситсяих гомерическийхохот. Тут икошевой атаманСерко, сдержанноулыбающийсяв усы и обжигающийвзглядом своихнасмешливых, умных глаз; иразразившийсягромоподобнымхохотом могучий, грубовато-прямодушныйи властный«Тарас Бульба»; и лукавый писарь, с ехиднойстарательностьюнанизывающийна бумагу забористыевыражения, которые подсказываетему полуобнаженныйказак-острослов;
и задумчивоулыбающийсямолодой красавец«Андрей»; идюжий рубака-воин, серьезный ипростодушный, как дитя; изаливающийсятонким визгливымсмехом живой, ехидный, смешливыйдед и многиедругие. В безудержномсмехе запорожцевнад жестокимврагом наканунебоев с нимобнаруживаетсяих героическийдух, независимость, удаль и боевойзадор.
Репин показываеткрепкую боевуюсплоченностьзапорожскихрыцарей, великуюсилу их товарищества.Оно проявляетсяи в том, как тесносгрудилисьзапорожцывокруг стола, кровно заинтересованныев общем деле, и в том, как онисвободно инепринужденнообращаютсядруг с другом, и в том, как дружнореагируют напроисходящее.
Запорожцыизображенына фоне широкойстепи. За ихспинами царитобычная лагернаяжизнь: поднимаетсяк небу дым костров, снуют люди, колышатся пики, гарцуют конники.Этот фон повышаетгероическийпафос звучанияполотна. Да исами запорожцыпредставленыво всем их боевомвооружении, великолепнонаписанномРепиным.
В картиненет главныхи второстепенныхперсонажей, нет разделенияна героев итолпу, как этобыло принятов академическойживописи. Всеобразы обладаютяркой выразительностью, все являютсягероями произведения.В этом решенииисторическойтемы сказалсяподлинныйдемократизмРепина, егопредставлениео народе како движущей силеистории.
Изображаяэпизод из историиЗапорожскойСечи, Репинподнял его довысокого героическогозвучания. Егогерои — людиособой богатырскойпороды, сродниобразам эпопеиГоголя «ТарасБульба», которойвдохновлялсяРепин в процессесоздания картины.Представленныебольше натуральнойвеличины инаписанныес предельнойрельефностью, фигуры запорожцевс трудом вмещаютсяв пределы большогополотна. Репинупришлосьвыслушать многоупреков за эту«тесноту». Ноэто был сознательныйхудожественныйприем, которыйспособствовалвпечатлениюмощи изображенныхлюдей.
Вся сценаочень естественноскомпонованаРепиным, наполненавнутреннейдинамикой, кипением страстей(по экспрессиилиц, насыщенностибурными эмоциямикартина незнает себеравных). И вместес этим композицияполотна подчиненатребованияммонументальногоискусства.Расположениеперсонажейлишено натуралистическойслучайности.Не боясь нарушитьвнешнее правдоподобие, Репин большуючасть людейизображаетлицом к зрителю, как бы веерообразнораспластываягруппу на плоскостихолста. Этодает ему возможностьсосредоточитьвнимание налицах запорожцев, обыгратьвыразительностьих типов ихарактеров.Благодаря своейцентричностии подчеркнутойфронтальностикрайних, фланкирующихсцену фигуркомпозицияобладаетустойчивостью.При этом онауравновешенав основныхсвоих компонентах— многие персонажив правой и левойчасти картиныданы в соответствиидруг с другом.Замыкающиес двух сторонизображениеказаки, стоящиеспиной к зрителю, статичностьюсвоих фигурупорядочиваютсложное переплетениепоз и ракурсовзапорожцев, увлеченныхсочинениемписьма. Строгиевертикали пики фигур поддерживаютторжественныйритм монументальногополотна. Мажорныеяркие краскикартины чутьпогашены сумеречнымосвещениемпредвечернегочаса и потомуне нарушаютвозвышенно-героическогостроя произведения, не мельчат егосвоей пестротой.
«Запорожцы»для Репина былине просто однойиз картин, написанныхпа историческийсюжет, а имелигораздо большеезначение. Ониявлялись длянего неиссякаемымисточникомверы в силународную, живымсвидетельствомбогатстванародной души, заветной мечтойо великом ипрекрасномбудущем народа.И недаром художникотносился кним не как кгероям далекогопрошлого, а какк живым и дорогимдля него людям.«Чертовскийнарод! — восхищалсязапорожцамиРепин. — Никтона свете нечувствовалтак глубоко«свободы, равенстваи братства»(из письма к В.В. Стасову).
Картина«Запорожцы», рассказывающаяо героическихподвигахсвободолюбивогои мужественногонарода, принеслаРепину славуподлинноисторическогоживописца.Ничего равногоей художникууже больше неудалось создатьв областиисторическойживописи.Портретнаяживопись
Репин былхудожникомшироких творческихинтересов, многогранноготаланта. Бесконечновлюбленныйв жизнь, неисчерпаемоебогатство еепроявлений, он пыталсяохватить всвоем творчествемногие стороныокружающейего действительности.Но предметомсамого пристальногоего вниманиявсегда оставалсячеловек. Поэтому-тоРепин и былпервокласснымпортретистом.Глубина проникновенияв характеризображаемого, восприятиечеловека нетолько в неповторимомсвоеобразииего личности; но и в ее социальнойобусловленности, поразительноепортретноесходство и, наконец, виртуозноевладение живописнойтехникой сделалиРедина однимиз крупнейшихпортретистовXIX века.
ПортретноетворчествоРепина — новыйэтап в развитиирусского портрета, завершающийдеятельностьв этой областитаких замечательныхпортретистов, как Перов иКрамской. ПортретыРепина подкупаютсвоей подлинностью, способностьюхудожника внепосредственном, казалось бы, случайномсостояниичеловека увидетьпроявлениесущественныхсторон егонатуры, умениемтонко подметитьспецифику позы, жеста, мимикилица портретируемого, мастерствомпередачи ощущенияживой плотичеловеческоголица и фигуры.Исключительноширок был кругпортретируемыххудожником— от простыхмужиков («Мужичокиз робких»,«Мужик с дурнымглазом») доизвестныхписателей, музыкантов, общественныхдеятелей(портреты Л.Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитораМусоргского).Мастером групповогопортрета Репинпоказал себяв картине«ТоржественноезаседаниеГосударственногоСовета» (1901—1903).Проникновеннымлиризмом отличаютсяженские портретыхудожника —«Отдых», «Осеннийбукет» и др.
Одним излучших портретовРепина справедливосчитаетсяпортрет М. П.Мусоргского, автора всемирноизвестных опер«Борис Годунов»и «Хованщина».Портрет написанв феврале 1881 года, за четыре сеанса, незадолго досмерти композитора, находившегосяна излечениив Николаевскомвоенном госпитале.При всей глубинехарактеристикиРепину удалосьпередать впортретенепосредственностьпервого впечатления, сохранить вего живописисвежесть этюда.Художник нескрыл следовтяжелого недуга, наложившегонеизгладимуюпечать на весьоблик Мусоргского.Конкретностьизображенияодутловатогоот болезни лицакомпозитора, его помутневших, словно выцветшихглаз, мягкихспутавшихсяволос простопоразительна.Зритель воочиюощущает этубольную человеческуюплоть, видит, что дни композиторасочтены. Но завсем этим оченьявственнопроступаетиное. Чистые, как родниковаявода, печальныеи все понимающиеглаза освещаютлицо Мусоргского; приковываютвнимание еговысокий, открытыйлоб, по-детскинежные, доверчивыегубы. И уже небольной, угасшийчеловек встаетперед глазами, а человек большойдуши и доброгосердца, глубокий, думающий, натураширокая, богатырская.Вспоминаютсяпортреты техпотомков запорожскихказаков, которыхписал Репин, путешествуяв 1880 году по местамбывшей ЗапорожскойСечи в поискахматериала длясвоей картины«Запорожцы».Иллюзию усиливаетсвободно распахнутаяна груди Мусоргскогорасшитая украинскаясорочка. ПортретМусоргскогосвидетельствуето беспощаднойостроте художническоговидения Репина, его непредвзятостии вместе с темо гуманизмехудожника, оего высокомпредставлениио человеке.
В. В. Стасовочень ценилэтот портретРепина. «Извсех, знавшихМусоргского,—утверждалон,—не былоникого, кто неостался бы ввосторге отэтого портрета— так он жизненен, так он похож, так он вернои просто передаетвсю натуру, весь характер, весь внешнийоблик Мусоргского».
Не менеезначителени портрет Л. Н.Толстого (1887).Толстого Репинписал не одинраз. Он преклонялсяперед гениемТолстого, былблизко знакомс его семьейи зачастуюбывал в ЯснойПоляне. Портрет1887 года принадлежитк числу лучшихизображенийТолстого ипользуетсянаибольшейпопулярностью.Он был написанв течение трехдней — с 13 по 15августа. Писательизображен внем сидящимв кресле, с книгойв руке. Кажется, что он лишь наминуту оторвалсяот своего занятияи вот-вот сновапогрузитсяв чтение. Этотудачно выбранныймомент далвозможностьхудожникузапечатлетьТолстого смаксимальнойпростотой иестественностью, без малейшегопозирования, чем обычнострадают дажелучшие портреты.Легкий развороткресла в пространствепозволяетпридать позеписателя особеннуюнепринужденность, не прибегаяк сложномуракурсу фигуры.Писатель изображенпочти фронтальнопо отношениюк плоскостихолста. Этапростота егопосадки в креслехорошо отвечаетвсему его обликуи душевномусостоянию.Строгие, проницательныеглаза, лохматые, сердито насупленныеброви, высокийлоб с резкопрочерченнойскладкой — всеобличает вТолстом глубокогомыслителя инаблюдателяжизни с его«сильным, непосредственными искреннимпротестомпротив общественнойлжи и фальши», с его «трезвымреализмом», срывающим всеи всяческиемаски (Ленин).С великолепнойпластичностьюнаписано лицоТолстого, вособенностиего лоб. Серебристыйрефлекс рассеянногосвета, падающийна лицо, выявляетбугристуювыпуклостьэтого большоголба, подчеркиваетзатененностьглубоко посаженныхглаз, которыеот этого становятсясуровее, строже.Раскрываясущество характерапортретируемого, его общественнуюзначимость, Репин нискольконе идеализируетвеликого писателя, не пытаетсяокружить егоореолом исключительности, что свидетельствуето подлинномдемократизмехудожника. Весьоблик Толстого, манера держатьсяподчеркнутопросты, обыкновенны, будничны и вто же времяглубоко содержательны, индивидуальны.Чисто русскоелицо, скореемужика, чембарина-аристократа, некрасивое, с неправильнымичертами, ноочень значительное, умное; подтянутая, пропорциональнаяфигура, в которойпроглядываетсвоеобразноеизящество исвободнаяестественностьхорошо воспитанногочеловека, —такова таразносторонняяи предельноконкретнаяхарактеристикавнешностиТолстого, котораяделает егонепохожим нина кого другого.Внимательнаяфиксация всехэтих черт позволилаРепину убедительнопередать черезвнешний обликсущество натурыпортретируемого, всю ее сложностьи противоречивость.
Портретнаписан в оченьсдержанной, строгой серебристо-чернойгамме: черная, ниспадающаямягкими складкамиблуза, черноеполированноекресло с серебристо-белымбликом светана нем, белые, чуть шероховатыепо фактурелисты раскрытойкниги и серо-серебристыйфон, сквозькоторый просвечиваетсветлый золотистыйподмалевок, благодаря чемуфон кажетсяпрозрачным, вибрирующим, создавая впечатлениесветовоздушнойсреды, окутывающейфигуру. И тольколицо (и частичноруки) Толстоговырываютсяиз этого общеготона. Они чутьтронуты красноватымзагаром, какбудто обветренны.Этот моментрасширяетхарактеристикуобраза — глядяна лицо Толстого, на его тяжелыенатруженныеруки, невольнопредставляешьего себе нетолько за письменнымстолом, с книгойв руках, но и вполе, за сохой, в тяжелом трудепытающемсяприобщитьсяк жизни народа(кстати сказать, Репиным быланаписана итакая картина, изображающаяТолстого напашне, идущегоза сохой поборозде).
При всейпростоте икажущейсябудничностиоблика и манерыповеденияТолстого, чтотак хорошоудается передатьв портретеРепину, изображениевеликого писателянисколько неснижено, незамельчено, лишено жанровости.И это не толькоблагодаряглубокойпсихологическойхарактеристике.Общая композицияпортрета, построеннаяпо принципуклассическоготреугольника, известнаяфронтальностьпозы, картинностьвсего изображения, представленногона холсте большогоформата, способствуют впечатлениюзначительностиобраза. Силуэтфигуры обобщени отчетливорисуется насветлом фоне.Таким образомвнутренняяхарактеристикаТолстого находитв общем решениипортрета своезаконченноевыражение, благодаря чемуРепину и удаетсядобиться высокойхудожественнойцельностиобраза.
Портрет Толстогоочень показателендля творческогометода Репина, для его манерыпортретированиячеловека. Сравнениеего с портретомТолстого, написаннымКрамским в 1873году, даетвозможностьнаглядно ощутитьособенностирепинскогопортретногоискусства, дальнейшееразвитие в еготворчествеэтого жанраживописи. Крамскойс большой силойобразнойвыразительностии глубинойхарактеризуетТолстого каквыдающегосямыслителя, раскрываетего общественноезначение какгениальногописателя землирусской. ОбразРепина, не уступаяв своей значительностиобразу Крамского, отличаетсябольшей многогранностью; он гораздоболее конкретени остроиндивидуален, сочетая живуюнепосредственностьпередачи частныхособенностейвнешнего обликаи характераТолстого спроникновеннымпониманиемсущества еголичности —писателя игражданина.Кроме того, портрет Толстогоработы Репинаболее совершененв живописномотношении.ДостиженияРепина в областипленера обогатиликолористическуюгамму его портрета, сделали цветосновным средствомэмоциональнойвыразительностиобраза. В этомследует видетьне только заслугуодного Репина, но результатобщей эволюциирусской живописи, необходимостьдвижения которойк свету, краскамотлично понималКрамской, ноне мог ещеосуществитьв своем творчестве.
Заключение
Репин прожилдолгую жизнь.И каждая минутаее была отданатворчеству.К старости онтак перетрудилсвою правуюруку, что онаначала сохнуть.Тогда Репиннаучился держатькисть в левойруке — жить ине писать онне мог. Замыслывсе новых иновых картинне покидалиего, жизненнаяэнергия неиссякала. Достаточносказать, чтона склоне днейсвоих, в 1908 году, он написал сбольшим темпераментомкартину «Черноморскаявольница», ещераз, воспев вней удаль ивольнолюбиезапорожцев.
О любви Репинак искусствуярко свидетельствуетего письмоСтасову: «Я всетак же, как ссамой юности,— люблю свет, люблю истину, люблю доброи красоту каксамые лучшиедары нашейжизни. И особенноискусство! Искусство ялюблю… больше, чем всякоесчастье и радостижизни нашей…Оно всегда ивезде, в моейголове, в моемсердце, в моихжеланиях лучших, сокровеннейших.Часы утра, которыея посвящаю ему,— лучшие часымоей жизни».
Весьма значительнаи деятельностьРепина-педагога.С 1894 по 1907 год онпреподавалв Академиихудожеств, воспитав заэто время многохудожников.Его ученикамибыли Кустодиев, Малявин, Кардовский, Грабарь, Бродскийи другие. Особенноже велика егороль в формированииталанта Серова.Репин был такжеталантливымписателем, очем свидетельствуютего статьи икнига воспоминаний«Далекое близкое».
С 1900 года стареющийхудожник поселяетсяна даче «Пенаты»в Куоккала ипостепенноотходит отхудожественнойжизни, в которойраньше принималживейшее участие.Некоторое времяего еще навещаютрусские художники, писатели, нос годами этасвязь ослабеваети почти полностьюпрерываетсяпосле Октябрьскойреволюции, когда местечкоКуоккалапередаетсяФинляндии.
Репин болезненнопереживал своюоторванностьот родины. «Совсемв плену, в ссылкеживешь», — жаловалсяон друзьям.Лица, окружавшиеего, были враждебнонастроены поотношению ксоветскойРоссии и старалисьвлиять на художника.Но даже и в этихусловиях онпродолжалвсегда живоинтересоватьсявсем происходящимтам. В 1926 году«Пенаты» посетиладелегациясоветскиххудожников, которая передалаРепину предложениеСоветскогоправительствавернуться народину. Репинс радостью принял этопредложение, загорелсяжеланием ехатьв Россию, ноосуществитьсвое намерениеему не удалось— помешалаболезнь. 29 сентября1930 года Репинане стало.
Творческоенаследие Репинаочень велико.Его вещи рассеяныпо многим частнымколлекциям.Наиболее значительныепроизведениянаходятсяв Третьяковскойгалерее и Русскоммузее. ПопулярностьРепина в народес годами неослабевает.Его искусствобыло одухотвореноидеей служенияинтересамнарода, поэтомуоно дорого, близко и понятнолюдям.Списокиспользуемойлитературы
И.Е.Репин, Далекое близкое, М., Изд-во Академии Художеств СССР, 1964.
Корней Чуковский, Из воспоминаний, М., Детгиз, 1959.
Игорь Грабарь, Репин. Монография в двух томах, М., Изогиз, 1937.
О.А.Лясковская, Илья Ефимович Репин, М., «Искусство»,1962.
А.А.Федоров-Давыдов, Илья Ефимович Репин, М., «Искусство», 1961