Творчество Пауло Коэльо

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ПАУЛО КОЭЛЬО………………………………………5

ГЛАВА 2. ИЗВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ, РЕШАЕМЫЕ НА СТРАНИЦАХ ТРИЛОГИИ « В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ»……………………………………………13

2.1. Человек – хозяин своей судьбы. История жизни одной девушки в повести « Вероника решает умереть»…………………………………………………….14

2.2. Проблема выбора в повести « На берегу Рио – Пьедра села я и заплакала»………………………………………………………………………..20

2.3. Добро и зло в повести « Дьявол и сеньорита Прим»…………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………..29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….31

ВВЕДЕНИЕ
«Мне кажется, что в каждом из нас протекают те же процессы, что и в жерле вулкана, — где-то внутри накапливается критическая масса, хотя снаружи ничего вроде бы не происходит. И человек спрашивает себя: «Неужели так будет всю жизнь?» Но приходит минута — и начинается извержение. Умный человек позволит этой лаве вырваться из глубины его нутра и преобразить окрестный «пейзаж». Дурак попытается как-то сдержать извержение, и с этого мгновения все его усилия будут направлены на то, чтобы эта лава не хлынула на поверхность. Я оказался достаточно прагматичен и в определенные моменты моей жизни понимал — необходимо принять и перетерпеть страдания, приносимые извержением, чтобы потом радоваться неузнаваемо изменившемуся пейзажу» [2].

Мы не случайно начали эту работу со слов Пауло Коэльо, сказанных им в Москве в 2002 году. В них заключена вся жизненная философия автора. Философия, которую он открывал для себя на протяжении многих лет. И философия, надо признать, интересная и необычная.

Можно с ней согласиться полностью или частично, либо же не соглашаться с нею в принципе. Но убеждены, что каждый сумеет найти в ней что-то для себя, потому что его повести – притчи, рассказывающие о чужом опыте, побуждают людей задуматься о себе, о своих поступках и проступках, и главное – стать искренними и честными хотя бы наедине с собой.

Несмотря на сильную философскую составляющую, его произведения читаются легко, на одном дыхании, чему причиной доступный язык и, очевидно, удачный перевод.

Цель работы – проникнуть в жизненную философию автора, осмыслить ответ на извечный вопрос: как определить жизненные цели, достичь желаемого, в чём смысл жизни каждого человека.

Методы исследования:

теоретические: анализ журнальных и газетных публикаций об авторе, обобщение и систематизация полученных сведений.

практические: методы сплошной выборки: были выписаны цитаты из произведений автора, а также две легенды.

далее использовались методы наблюдения и анализа над текстами повестей « На берегу Рио – Пьедра села я и заплакала», « Вероника решает умереть»,, « Дьявол и сеньорита Прим»
Проведённое исследование приобщило к кумиру нового поколения, а также помогло ответить на вопросы: какова жизненная цель и как бы хотелось провести оставшуюся жизнь?

/>

2.3. ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В ПОВЕСТИ « ДЬЯВОЛ И СЕНЬОРИТА ПРИМ»

Роман Пауло Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим» завершает трилогию «И на седьмой день» .

Общество, снедаемое жадностью, трусостью и страхом…. Человек, преследуемый призраками своего горестного прошлого…. Молодая женщина, жаждущая счастья…… В течение одной напряжённой, полной событиями недели, каждый из них столкнется с вопросами жизни, смерти и власти, каждый из них будет должен выбрать свой путь. Что они выберут, добро или зло? Далекая деревушка Вискос становится ареной для этой необычной борьбы. В ней появляется странник с мешком, в котором он носит записную книжку и одиннадцать золотых слитков. Он пришел в поисках ответа на вопрос, который мучает его: что изначально заложено в людской природе — добро или зло? Принимая таинственного странника, население целой деревни становится невольными актерами в его пьесе, участие в которой оставит неизгладимый след на их жизненном пути. В этом новом романе Пауло Коэльо описывает борьбу между светом и тьмой, происходящую в каждой душе, и отражающуюся в каждом дне нашей обычной жизни, когда мы осмеливаемся идти за нашими мечтами и обуздать страх, который мешает нам жить по-настоящему. «Дьявол и сеньорита Прим» — это роман, полный эмоций, в котором целостность человеческого существования подвергается жесточайшим испытаниям.

Книга удивительна еще и потому, что в ней автору удается вывернуть наизнанку сущность человека. Ангел и Демон, которые есть у каждого из нас, завершат свое сражение, чтобы, когда обстоятельства изменятся, продолжить его вновь.

Пауло Коэльо раскрывает драматизм битвы между светом и тьмой внутри каждой души, связь этой битвы с нашими повседневными усилиями: осмелиться следовать своей мечте, иметь мужество быть иным, победить страх, который не дает нам жить по-настоящему.

  Фабула романа проста. Удачливый фабрикант и торговец оружием был честным гражданином — не продавал оружие налево, платил все налоги, ходил в церковь, женился по любви и обожал своих двух дочерей. Он свято верил, что оружие необходимо, чтобы защитить мирных граждан, остановить преступность и террор.
Но террористы захватили его семью в заложники, потребовав отправить им партию оружия в обмен на освобождение любимых дочерей и жены. Никто бы не заметил этой сделки богатого фабриканта, но как законопослушный гражданин, он обратился за помощью в полицию, и в результате при захвате террористов вся его семья погибла. «И полиция и террористы использовали продукцию моей фирмы. Никто не знает, каким образом оружие, сделанное на моих заводах, попало в руки террористов. Несмотря на все мои старания, вопреки всем моим усилиям действовать в соответствии со строжайшими соответствиями с нормами производства и реализации, моя жена и дочери были убиты моим товаром…
Я разбираюсь в оружии и боеприпасах и потому, зная, куда стреляли террористы, легко мог представить, как убивали мою семью. Входное отверстие пули очень маленькое, не шире мизинца. Попадая в кость, пуля разделяется на 4 части, которые летят в разные стороны, круша на своем пути все, что встретит: почки, сердце, печень, легкое… И продолжается это меньше двух секунд… А почему в ход пошло мое оружие, если на свете столько оружейных заводов, причем многие работают без всякого контроля со стороны правительства?» [6,18].

Он оставил службу и ушёл бродить по свету… В одиночку плакал над своими горестями и все спрашивал себя, как может человек оказаться способен на такое злодеяние, как можно убить без всякой причины, всего лишь потому, что сорвалась сделка? «Я утратил самое важное, что есть у нас, смертных людей, — веру в ближнего. Я и смеялся и плакал от иронии Бога, показавшего мне таким чудовищным способом, что я — всего лишь орудие Добра и Зла……Мало-помалу я лишился способности к состраданию, и теперь сердце мое иссохло, и мне совершенно безразлично — жить или умереть. Но, прежде чем окончить свои дни, мне необходимо осознать, что же происходило там, где держали мою семью….Мои рассуждения могут показаться тебе наивными — в конце концов, люди ежедневно убивают друг друга из-за денег, — но мне это не интересно: я думаю только о жене и дочерях. Я хочу знать, что происходило в головах этих террористов. Хочу знать, было ли хоть мгновение, когда в их сердца постучалась жалость, когда они заколебались — не отпустить ли их: ведь не с ними же они вели войну? Хочу знать, произошло ли хоть на долю секунды противоборство Добра и Зла, поединок, в котором Добро могло взять верх?» [6,18].

Ответить на этот вопрос фабриканту пожелал дьявол — крошечный островок мозга в левом полушарии, который продуцирует нашу ненависть и склоняет к мести. Как прошла эта битва, в которую был вовлечен каждый житель маленького провинциального кельтского городка?
В романе переплетаются легенды всех времен, а изумительные притчи о добре и зле, мне кажется, делают книгу увлекательным путеводителем по религиям мира.
Нам очень понравилась легенда о создании картины Леонардо да Винчи « Тайная Вечеря», рассказанная фабрикантом. На этой картине художник изображает последний ужин Иисуса с апостолами.

«При создании этой картины Леонардо столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощенное в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил ее лишь после того, как нашел идеальные модели.

Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись этого собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.

И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помошникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.

С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которым дышало его лицо.

Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза и воскликнул в испуге и тоске: «Я уже видел эту картину раньше!» «Когда?», — недоуменно спросил Леонардо. «Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник писал с меня Христа» [6,11]. .
Наверное, прав был фабрикант, сказав, что вполне возможно, что у добра и зла – одно и то же лицо, и всё зависит от того, когда они встречаются на пути каждого из нас.

Вот легенда об аде и рае, которую рассказала Берта:

«….Как-то в проходящих мимо огромного дерева человека, коня и собаку ударила молния и испепелила всех троих» Однако человек не сразу понял, что уже покинул этот мир, и продолжал путь вместе с конем и собакой — покойникам требуется некоторое время, чтобы осознать перемену своей участи.

Путь был долог и шел в гору, солнце пекло нещадно, и все трое измучились от жары и жажды. И вот за поворотом открылся им величественный мраморный портал, а за ним — площадь, вымощенная чистым золотом. Посередине бил фонтан холодной и чистой воды. Путник направился к стражу, охранявшему вход.

— Здравствуй.

— Здравствуй.

— Как называется это прекрасное место?

— Это — рай.
— Как славно, что мы добрались до рая, нам очень хочется пить.

— Можешь пить сколько захочешь.

— Но мои конь и собака тоже страдают от жажды.

— Очень сожалею, — ответил страж. — Но животным сюда нельзя.

Путник огорчился, но в одиночку пить не стал, а поблагодарил стража и пошел дальше.

Наконец они увидели некое поселение, обнесенное покосившейся и ветхой деревянной оградой, а за ней — немощеную дорогу, с обеих сторон обсаженную деревьями. В тени одного из них лежал, прикрывая лицо шляпой, какой-то человек и, по всей видимости, спал.

— Здравствуй, — поздоровался путник.

Тот молча склонил голову в знак приветствия.

— Я и мой конь, и моя собака умираем от жажды.

— Вон за тем камнем есть источник, пейте вволю.

Путник, конь и собака пошли к источнику и утолили жажду.

Потом путник вернулся, чтобы поблагодарить.

— Приходите, всегда будем вам рады, — отвечал тот.

— А не скажешь ли, как называется это место?

— Рай.

— Рай? А сторож у мраморного портала сказал, что рай — там.

— Нет, там не рай. Там — ад.

— Отчего же вы не запретите им называться чужим именем! — растерялся от неожиданности путник .- Эти ложные сведения могут вызвать страшную путаницу!

— Ничуть не бывало; на самом деле они оказывают нам большую услугу. У них остаются все те, кто оказывается способен предать лучших друзей». [6,25].

Книга Пауло Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим» — о нашем собственном личном, семейном, социальном, политическом и религиозном рае и аде. В лучших традициях мировой литературы латиноамериканский писатель совмещает на первый взгляд несовместимое: вопрос Толстого — можно ли победить зло ненасильственными методами и вопрос Достоевского — можно ли убивать ради общего блага.

Главная задача этой книги в том, чтобы показать, что, как бы ни были сильны эти внутренние конфликты, мы способны их преодолеть.

Эта книга — о битве между добром и злом, которая происходит в каждом из нас. Мы — что-то вроде поля боя между ангелами и демонами. В каждом из нас, действительно, есть недобрые мысли, которые мы не можем до конца объяснить, — но мы способны контролировать их и делать выбор. Именно так поступает героиня этой книги — Шанталь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная мысль трилогии, рефреном проходящая через все перипетии сюжетов – «Когда чего-нибудь сильно захочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось». В большинстве статей, книг о целеполагании, много говорится о так называемых «правильно поставленных» целях, которые как бы сами способствуют движению вперед и притягивают к себе благоприятные обстоятельства. Глеб Архангельский в одной из своих статей называет такие цели «сильными». К сожалению, все слова о механизме такого целеполагания неизбежно покрываются толстым налетом банальности. Так и остается непонятным, как эти цели выкристаллизовать. Очевидно, что в их основе должно лежать настоящее, истинное желание. Олегу Смирнову принадлежит замечательная метафора: «Все люди на самом деле знают, чего хотят. Только их желания и цели похожи на медный таз, покрытый окисью цинка. Нужно этот таз достать, и как следует отчистить, чтобы он засиял».

Но что делать со страхом неизвестности, с вечной мукой неопределенности будущего, с сомнениями «а вдруг у меня ничего не получится, я потеряю то, что у меня было, и не приобрету ничего взамен»? Рецепты Пауло Коэльо психологи назвали бы «позитивными ментальными установками» или чем-нибудь в этом роде. Об этом можно прочитать в руководствах по популярной психологии. Действительно, жизнь регулярно доказывает, что делать что-либо намного выгоднее, чем ничего не делать. Пусть результат получится корявый или даже не совсем тот, которого ожидали, в процессе жизненного пути человек очень много приобретает, очень многому учится. Невозможно ничем заменить практический опыт.

Очарование книг Коэльо заключается в том, что на примере истории мы понимаем все самое важное и главное о наших желаниях и способах их воплощения. Художественность текста позволяет соблюдать гармоничный баланс между рационализмом и фатализмом в обращении с собственной судьбой. С одной стороны, мистическое видение «знаков судьбы». С другой — совершенно прагматичные решения тех задач, преодоления тех трудностей, что возникают на пути к заветной цели. После прочтения произведений Коэльо хочется вдохновиться на подвиги по воплощению своей Судьбы (а это всегда подвиги, какими бы обыденными они не казались в свете современности), найти свой философский камень. «Для каждого человека самое главное — иметь цель в жизни. А сокровище заключается в пути ее достижения. В этом и есть смысл бытия.» [8].

СЕГОДНЯ НАЧИНАЕТСЯ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ОСТАТКА ЖИЗНИ!

Впереди – важные дела! Поэтому необходимо:

работать, в этом – условие успеха.

размышлять, в этом – источник силы.

играть и веселиться, это – музыка души, в этом – секрет молодости.

читать, в этом – основа знаний.

дружить, в этом – условие счастья.

мечтать, в этом – путь к звёздам.

Ну, и самое главное:

НЕОБХОДИМО ЛЮБИТЬ, ПОТОМУ ЧТО В ЭТОМ – ИСТИННАЯ РАДОСТЬ ЖИЗНИ!

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Балтаева Гуля. Автор « Алхимика» приехал в Россию.- Росбалт.-2002

Изгаршев Игорь. Приезд Пауло Коэльо в Москву.//Аргументы и факты.- № 35,2002.

Мартынов Андрей. Знаки судьбы.// проект « Неизвестная планета».-2001.

Пауло Коэльо. На берегу Рио – Пьедра села я и заплакала.- К.: София, 2003.-222с.

Пауло Коэльо. Вероника решает умереть.-К.: София,2001.-255с.

Пауло Коэльо.Дьявол и сеньорита Прим. — М.: Альдебаран,2003.-49с

Райнер Траб.Вторая жизнь Вероники.-К.: Шпигель,2000

Фочкин О. За мной, Коэльо! // Московский комсомолец.-2002.- № 11.

Чаплыгина Майя. Большой и маленький Будда. // Огонёк. – 2002.-№ 9.