Тюнинг автомобиля

Введение
 
В наши днив России под словом «Тюнинг» понимается: установка новых или доработка старыхузлов, агрегатов, деталей или комплектующих автомобиля для улучшения: внешнеговида, комфорта, скоростных качеств, проходимости, управляемости, экономичности,безопасности и надежности. Слово «tuning» произошло от английского слова «tune», в переводе «настройка», т.е.доводка или переделка обычного серийного автомобиля под конкретного владельца,с учетом всех его потребностей. В истинном понимании тюнингом считаются всепеределки, происходящие с автомобилем после схода с конвейера: от наклеек дозамены двигателя…
Проблема, которую я хочу поднять в своей работе это применениенизкокачественных материалов и недостаточной комплектации массовых бюджетныхавтомобилей, их посредственной управляемости и динамики. Причины заключаются врассмотрении возможности улучшения комфорта, управляемости и динамики, кромеэтого в желании выделиться или же просто преобразить внешний вид в соответствиисо своим вкусом.
Объектисследования – тюнинг и дооборудованиеавтомобилей.
Предметисследования – современные направления втюнинге и дооборудовании легковых автомобилей.
Тюнингиграет очень важную роль в нашей жизни. Многие, кто не может себе позволитьдорогой и комфортабельный автомобиль, могут за небольшие деньги существенноулучшить комфортабельность, безопасность, технические характеристики иливнешний вид имеющегося, а иногда и всё вместе. В подавляющем большинствеслучаев необходимость такой доводки связана с серийным производством, а этоцелая проблема, потому что производители, при изготовлении массовых моделей,стараются максимально сэкономить практически на всём. Это выражается в неполнойили недостаточно полной комплектации, конструктивных особенностях транспортногосредства и, особенно, в дешёвых низкокачественных материалах. Такженеобходимость тюнинга вызвана индивидуальными привычками, физическими особенностями,предпочтениями, стилем вождения и характером владельца транспортного средства.Усовершенствованию автомобилей нет предела. Тюнинг может включать в себядостаточно серьезные изменения в конструкции двигателя, подвески, кузова идругих системах автомобиля.
Тема этаинтересна и увлекательна. Можно даже сказать что тюнинг – это искусствопридания одному из сотен тысяч сходящих с конвейера одинаковых автомобилей своелицо. Искусство дарить чувство индивидуальности. Существует огромное количествостилей и направлений тюнинга, их появление связанно с региональными инациональными особенностями людей. Самые основные виды «доводки» автомобиля:внешний тюнинг (так же называемый «стайлинг»); тюнинг салона автомобиля;аэрография; тюнинг двигателя, трансмиссии и ходовой части; автозвук.
Целью моей выпускной квалификационной работы является ознакомление ссовременными направлениями тюнинга и обучение тюнингу и дооборудованию учащихсяспецкурса.
Длядостижения данной задачи необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по тюнингу легковых автомобилей.
2. Дать понятие тюнинга, описать направления тюнинга, цели иособенности доводки легковых автомобилей.
3. Разработать программу спецкурса «современные направления в тюнингелегковых автомобилей».

1. Проблематюнинга автомобилей
 
1.1 История возникновения
Как толькоавтомобили вошли в наш мир, появилось огромное количество марок и моделей,появились как дешевые автомобили массового производства, так и дорогие,изготавливаемые по заказу в единичном экземпляре. Кратко рассмотрим, какизготавливали дорогие автомобили в начале прошлого века, этот период можносчитать временем появлением тюнинга. Так как сам процесс создания дорогогоавтомобиля в те времена исключал возможность появления двойника. Ведь сначала водной фирме заказывалось шасси (двигатель, рама, ходовая часть), а потом вдругой фирме по индивидуальным пожеланиям заказчика изготавливался кузов. Такимобразом, на одно шасси могло устанавливаться огромное количество кузовов отразличных кузовных ателье, некоторые богатые господа могли позволить себезаказать не один кузов или кардинально переделать имеющийся. Получается, чтодорогие автомобили в начале прошлого века были продуктом глобальнейшеготюнинга, в современном понимании.
Но вернемсяк массовым моделям. Чтобы придать хоть какую-то оригинальность их стали краситьразными цветами. Правда, ручным тормозом на этом пути стал один изродоначальников автомобильной промышленности, в частности массовых автомобилей,изобретатель конвейера Генри Форд со своим известным утверждением: «у насклиент может приобрести любой автомобиль любого цвета, если, конечно, он хочетчерный Ford Т». К счастью, позднее Ford Motor Company пришлось изменить своюпозицию по этому поводу, для того чтобы удержать очень высокие позиции во всеммире. Несколькими десятилетиями позже стали выпускать модели в несколькихкомплектациях (за дополнительную плату предлагались несколько двигателей навыбор и разнообразное дополнительное оборудование). Однако и это неудовлетворяло некоторых покупателей жаждущих проявления собственнойоригинальности. Кому-то хотелось более мощный двигатель, кое-кого не совсемустраивал дизайн и т.д.
Всовременном понимании тюнинг зародился в конце пятидесятых годов в США. Среди обеспеченноймолодежи были очень популярны гонки на четверть мили (402 метра). Суть ихтакова. По сигналу два автомобиля срываются с места по прямому участку дорогидлиной 402 метра, кто первый пересечет финишную черту, тот и победил. Всепредельно просто – нет сложных поворотов, требующих виртуозной техники вождения,единственное, что требуется от гонщика это своевременное переключение передач.В конечном счете, победа практически не зависит от умений водителя. А зависитот денег вложенных в автомобиль для того чтобы сделать его более мощным илегким, а соответственно и более быстрым чем у соперников. Однако именно этигонки частично положили начало тюнингу в его современном понимании. Если бы всевыступали на серийных машинах (имеется ввиду, естественно, на самой быстроймодели из доступных на рынке), гонка могла потерять смысл, так как шансы у всехбыли бы равны. Поэтому в работу включилась инженерная мысль умельцев.
Сначала автомобилиоблегчали, таким образом, поднимая удельную мощность на килограмм весаавтомобиля. Автомобили лишились задних сидений, запасного колеса, отделкисалона и некоторых других элементов. Потом началась битва силовых агрегатов. Ихдорабатывали, растачивая цилиндры, устанавливали механические нагнетатели ит.д. Некоторые мастера изловчились ставить на свои Ford Mustang или Chevrolet Corvette другие моторы, позаимствованные от грузовиков и, даже,от самолетов. А самые талантливые могли установить даже два двигателя. Врезультате появились гоночные машины, развивающие до 1000 л.с. и более.Далее, для того, чтобы двигатель подобной мощности был в состоянии как можнополнее реализовать весь свой потенциал, пришлось задуматься о сцеплении колес сдорогой. Ведь что толку от тысячи «лошадей» нет, если задние колеса беспомощнобуксуют по асфальту, не имея необходимого сцепления с ним. Для решения этойпроблемы на автомобили начали устанавливать специальные мягкие покрышкипониженного давления и различные спойлеры и антикрылья.
Однако в тевремена ввиду отсутствия достаточных достоверных научных знаний об аэродинамикеи понятия не имели, что поток встречного воздуха только после достиженияскорости в 100 км/ч начинает становиться настолько сильным, что можетоказывать существенное влияние на автомобиль. Но спойлеры и антикрылья, дажеполностью не выполняя своих прямых обязанностей, смотрелись спортивно иагрессивно, а значит, радовали глаз, что уже немаловажно.
Стоитзаметить, что гонки драгстеров породили одно из самых радикальных направленийтюнинга – хот-родинг. Сам термин – американское слово английского происхожденияхот-род (hot rod) – это не что иное, как сленговое сокращение от hot roadster(горячий родстер), a roadster в свою очередь – сокращение от roadmaster, котороеявляется инверсией от master of road (хозяин дороги).
Ход-родингзаключается в серьезной переделке старых автомобилей (преимущественно 30–50-хгодов), цель которой – из невинного раритета сотворить чудовище с двигателеммощностью до 1000 л. с. и более, обладающее сумасшедшей разгоннойдинамикой. Внешний вид первоначальной машины может с большим трудом угадыватьсяв хот-роде, да и то разве что знатоками автостарины. Такие автомобили оченьбыстро разгоняются, но имеют плохую управляемость, что и является наследиемгонок по прямой на четверть мили.
Теперьперейдем от американской истории тюнинга к европейской. Немногим позже вЕвропе, особенно в Германии, набирали популярность так называемые «кузовныечемпионаты». Там из кузовов серийных автомобилей вытряхивали абсолютно все (и «лишнее»,и «не лишнее»), а затем устанавливали новый (или серьезно доработанный «старый»)двигатель и другую ходовую часть. Также для устойчивости машины при движении попрямой и, особенно, в поворотах, на нее крепили аэродинамический комплект,состоящий из «юбки» (передние и задние спойлеры ниже бампера, а также накладкипод пороги), заднего антикрыла и боковых накладок на крылья, которые вмещали всебя более широкие колеса, имеющие лучшее сцепление с дорогой.
Некоторыезрители этих соревнований тоже хотели иметь подобную «бешеную» машинку изаказывали их для себя у тех же фирм, которые занимались изготовлением данныхавтомобилей для гонок, но с более «цивильным» салоном и некоторыми другимиотличиями, продиктованными эксплуатацией таких транспортных средств на дорогахобщего пользования. После, когда хозяева этих фирм увидели всю прибыльностьсего бизнеса, они серьезно задумались над возможностью постановки работы «наконвейер». В Германии это со временем выросло в огромную индустрию. Там дажесуществует ассоциация тюнинговых ателье.
Так что побольшому счету можно было бы говорить о зарождении тюнинга вследствие потуг СШАи Германии. Хотя, следует заметить, что и Советский Союз идеи тюнинга тоже необошли стороной. Первым проявлением тюнинга были правительственные автомобили.Ведь серийные ЗИСы, ЗИМы и ЗИЛы основательно отличались кузовом от переделок,созданных для различных парадов, например кабриолеты с разнообразной закрытойкрышей, для которых даже специального названия типа кузова не придумали. Однакои простой люд в этом плане не дремал. Начиная от аэродинамических обтекателей накрышах кабин «дальнобойщиков» и продукции различного рода кооперативов на зареперестройки, производивших аэродинамические комплекты, колесные колпаки ирешетки на светотехнику, заканчивая работами по доведению «до ума» силовыхагрегатов и повальное увлечение установкой на «ГАЗ 21» «Волга» коробок передачи силовых агрегатов от «Волги» «ГАЗ 24».
Но это всекасается основ, а если посмотреть в историю, более близкую к сегодняшнему дню,можно заметить, что даже за короткое существование тюнинга в его современномвиде (менее тридцати лет) в этом явлении произошло множество всяческихизменений. Все это способствовало созданию различных школ, направлений, видовтюнинга, как технических, так и региональных.
1.2 Виды тюнинга
Единойтеории тюнинга нет. Как и программисты, мастера тюнинга уверены в своихдействиях, недоверчивы и ревнивы к «произведениям» и технологиям коллег.Некоторые направления тюнинга сродни научным исследованиям, некоторые – искусству,некоторые – шаманству. Но все они основаны на одном – желании человекачувствовать себя не таким как все. «На вкус и цвет – товарищей нет», многих ихавтомобиль в принципе устраивает, но так хочется, чтобы он чем-то отличался оттысяч своих собратьев. Есть спрос – есть и предложение. «Точная настройка» поджелание владельца – и есть основа тюнинга. Причём она может происходить самымразным образом.
Есливыделить основные направления работ по критерию их содержания, сущности доделоки переделок, то это будет тюнинг технический, внешний и внутренний, а такжесозданный смешением этих видов.
Внешнийтюнинг – стайлинг. Самыми простыми видами работ данного направлениятюнинга являются перекраска, комбинированная покраска автомобиля и / илинанесение какого-либо рисунка на его кузов, тонировка стекол и светотехники, атакже установка аэродинамического комплекта («юбка» – передние и задниеспойлеры ниже бампера плюс накладки под пороги, заднее антикрыло и боковыенакладки на крылья) и новых колесных дисков. Однако от аэродинамическихатрибутов технического тюнинга данные комплекты отличаются повышеннойзрелищностью, их главная цель как раз и заключается в изменении внешнего видамашины, а не столько в улучшении ее аэродинамических показателей.
Длявнедорожников здесь еще актуально применение навесного оборудования в виде«кенгурятников», дополнительных дуг под порогами и над крышей, а такжеустановка внештатной светотехники, которая хоть и способна выполнять своипрямые функции где-нибудь на охоте, но так как большинство автомобилей сповышенной проходимостью рождается и умирает на асфальте, то вполне вероятно,что эти прямые обязанности останутся невыполненными.
Далее уавтомобиля могут быть доработаны какие-то мелкие элементы отделки кузова вродедверных ручек, люка бензобака, накладок на рассеиватели светотехники, придающиеим иную стилистическую идею.
Средними постепени сложности в экстерьерном тюнинге являются работы с кузовом, при которыхв нем дорабатывается или перерабатывается общая стилистика и даже весь дизайн.С этой целью «раздуваются» крылья (вырезаются части «родных» крыльев, а иногдаи филенок дверей, на место которых устанавливаются новые «дутые» части крыльеви дверей: в зависимости от материала – привариваются, приклеиваются илипривинчиваются), делаются различные проштамповки по кузову и т.д. Главнаяособенность этого вида доводки – работа с металлом (или пластиком) кузова,когда в разной степени меняется изначальная формовка кузовных деталей.
Ну а самымсложным видом экстерьерного направления эстетического тюнинга являетсяпеределка типа кузова и бронирование. Изготовить из седана лимузин далеко несамое трудное. Здесь из четырехдверных седанов делаются двухдверные купе, издвухдверных купе – двухдверные кабриолеты. Или из четырехдверных седановсоздаются четырехдверные кабриолеты, а может быть, и двухдверные универсалы. Вобщем, все, что пожелает заказчик. Повышенная сложность этих работ заключаетсяне только в их объеме и кропотливости, тут еще приходится часто переделыватьсиловые элементы несущего кузова, а это чревато длительными и сложнымирасчетами и вычислениями, близкими к созданию кузова автомобиля «с нуля». Могудобавить, что все это обходится клиенту в сумму, иногда превышающуюпервоначальную стоимость автомобиля в несколько раз.
Внешниеэффекты. Отличный автомобиль должен отличновыглядеть. Внутренне совершенство должно перекликаться с внешним. Форма должнасоответствовать содержанию.
Особойстраницей внешнего тюнинга, является аэрография, которую можно назватьискусством. Настоящих мастеров-аэрографистов в мире очень мало, поэтому истоимость их работ очень высока. Иногда расписать кузов обходится дороже, чемстоит сам автомобиль.
Альтернативойаэрографии служит винил. Рисунок печатается на плёнку, которая в своюочередь наклеивается на кузов автомобиля. При стоимости в десятки раз ниже,можно заказать любое изображение, найденное в интернете или нарисованноесобственноручно в любом векторном графическом редакторе. Кроме того винил, ещеи защищает лакокрасочное покрытие под собой от сколов и царапин, и приповреждении легко заменяется.
Полировка. Приятно смотреть на ухоженную лакированную машину. Со временемлакокрасочное покрытие все равно тускнеет, но процесс можно замедлить, еслиавтомобиль регулярно полировать. Полироль успешно защищает поверхность отвоздействия городской и дикой среды: не камней, конечно, но солей, кислот иультрафиолета. Можно добиться и полной первозданности – но для этого нужнывосстановительный полироль (или полировальная паста) с абразивом и специальнаяполировальная машинка. В продаже встречаются и «полироли-очистители». Они химически-активнорастворяют верхний окислившийся слой лака.
Тонировкастекол. Согласитесь, автомобиль с тонированнымистёклами выглядит на порядок красивее, солиднее и престижнее. Мнение, чтотонировка стекол, снижают безопасность автомобиля, ничем не обосновано.Наоборот: стекла с качественными пленками поглощают солнечные блики, устраняютэффект зеркала, нейтрализуют слепящий свет встречных и попутных машин. Ко всемупрочему, даже декоративные или, как их обычно называют, «тонирующие» пленкиобладают одновременно защитными свойствами. Закаленные боковые и задние стеклаавтомобилей в случае аварии, как правило, разлетаются на мелкие кусочки,которые могут стать губительными для сидящих в салоне людей. Если же стекло,оклеенное пленкой, разрушится от удара или от камешка вылетевшего из под колесавстречного автомобиля, осколки не разлетятся по всему салону и никого непоранят, а останутся висеть на пленке как в ловушке. Тонированное стеклотяжелее разбить, не намного, но все-таки тяжелее. После установки пленки наавтомобиль образуется композиционный материал «пленка + клей + стекло»,способный выдержать удар с энергией 60–70 Дж, что примерно соответствует ударукамня, брошенного с близкого расстояния человеческой рукой. Существует три видатонировки: напыление, которое никем уже не используется, тонирование пленкой ицветные стекла.
Тюнингсалона включает в себя все, что можно назватьтюнингом и стайлингом салона. Это: ручки КПП, тюнинговые педали различных типов(для гонок либо для повседневной езды), спортивные рули с дополнительнымикнопками, тюнинговые панели приборов, спортивные автомобильные сиденья. Тюнингсалона автомобиля предусматривает не только спортивный уклон, много вниманияуделяется комфорту.
Самымипростыми видами работ в этом направлении являются отделка каким-нибудьматериалом (дерево, алюминий, гранит и т.д.) передней и других панелей салона,перешивка чехлов сидений, замена рулевого колеса, сидений и набалдашника рычагапереключения коробки передач, установка люка и электроприводов.
Самым трудоемкими дорогостоящим считается радикальное изменение дизайна салона, что можетвключать в себя замену абсолютно всех панелей – от дверных до передней. Это:перетяжка салона автомобиля кожей, тефлоном, кожзаменителем либо другимиприменяемыми в автомобилях материалами с установкой дополнительных подушек,которые подгоняются для удобства конкретного водителя, либо пассажиров. В тонсалона есть возможность подобрать и панель приборов с различной подсветкой. Длясоздания приятного тона и неповторимого, даже инопланетного вида, применяютсятакже различные декоративные подсветки салона.
Электроникав автомобиле. Современный автомобиль –не только средство передвижения, но и мультимедийный центр на колесах. Место, вкотором соединены последние достижения электронной, музыкальной ивидео-индустрии. Это не только автосигнализации и автомобильный звук, но такжевидео-установки и игровые системы, бортовые компьютеры и телевизоры.
Автозвукявляется самой популярной доводкой автомобиля, не редко именно под качественнуюакустическую систему переделывается салон: проклеивается шумовиброизоляцией,устанавливаются акустические подиумы, иногда, даже, изготавливается зановопередняя панель под установку в неё акустики. Центральный элемент любойаудиосистемы в автомобиле – это головное устройство, т.е. автомагнитола.Автомагнитолы имеют множество особенностей, которые часто определяютпринадлежность аппарата к тому или иному классу и, соответственно, ценовомууровню. Как только речь заходит об установке в салоне автомобиля качественногозвука, как сразу становится понятно, что уровень технического оснащениясовременных компонентов требует к себе особенного отношения. Взглянитевнимательнее на инструкции по эксплуатации современных магнитол и CD-ресиверов:это многостраничные тома, в которых простое перечисление возможностей занимаетподчас не один раздел. Примерно такая же ситуация обстоит и с акустикой, и сусилителями, не говоря уже о внешних кроссоверах, звуковых процессорах ивидеооборудовании. А самое важное – это правильная установка оборудования.
Тюнингподвески. Для улучшения устойчивости иуправляемости автомобиля на него могут устанавливаться более широкие диски инизкопрофильные покрышки, которые уменьшают увод машины при быстром прохожденииповоротов, особенно крутых. Замена дисков влечет за собой усиление ходовойчасти, в частности шаровых опор и рычагов подвески. Если же этого не сделать,то, например, при замене колеса размерности 165/70 R13 на 205/50 R14вышеперечисленные детали ходовой части могут выйти из строя через 10–20 тыс.км, а также сломаться ШРУСы и подшипники ступиц. Здесь же для увеличенияжесткости кузова (что тоже улучшает устойчивость машины) могут использовать распоркустоек, представляющее собой жесткую балку, которую крепят поверх двигателя кверхней части стоек амортизаторов, выступающих в моторный отсек. Аналогично длябольшей устойчивости это может применяться и на задние стойки.
Тюнингтрансмиссии. Основную роль в трансмиссиииграет коробка передач – даже с относительно слабым мотором машина может бытьбыстрой из-за правильно подобранных передаточных чисел КПП. Всем известно, чтоспортивные автомобили отличаются от серийных, в первую очередь, именнокоробками передач, а уж потом моторами, кузовами и подвеской. Что же можносделать со стандартной КПП? Для начала меняется передаточное отношение главнойпары на более высокое. При такой замене машина заметно прибавляет в динамике.
Кроме этоговозможна также установка облегченного маховика, который дает реальный эффектпри резком разгоне, уменьшая инерцию двигателя. Небольшой минус – оборотыхолостого хода становятся менее устойчивыми. Последний штрих – установкатюнинговых приводных валов, которые рассчитаны на передачу гораздо болеевысокого крутящего момента от двигателя на колеса. Возможна установка различныхэлектронных систем, в трансмиссии. Для уменьшения пробуксовки колес при резкомстарте ставят самоблокирующийся дифференциал.
Модернизациятормозной системы. Для улучшения тормознойдинамики применяются тормозные диски большего диаметра, часто вентилируемые,изменяются усилители тормозов и вспомогательные системы, например АБС. Сталапопулярной замена задних барабанных тормозов, более современными дисковыми. Аавтомобили для «дрифтинга» ручной тормоз получают, не только на задние, но и напередние колеса.
Тюнингдвигателя. Двигатель обычно получает распредвал сбольшими кулачками, полируются и растачиваются впускные и выпускные каналы вголовке блока цилиндров двигателя. Устанавливаются клапана большего диаметра,бензонасос повышенной производительности, меняется выпускная система напрямоточную, увеличивают рабочий объём двигателя, повышают степень сжатия.Самой экстремальной, но и самой эффективной доработкой, считается установкатурбонадува, она способна увеличить мощность двигателя, даже, вдвое. Так жеэффективным способом изменения характеристик двигателя (увеличение мощности иликрутящего момента, снижение расхода топлива и т.д.) является «чип-тюнинг» – заменасамого контроллера впрыска или заводской прошивки в нем.
1.3Основные направления
В настоящеевремя существует огромное количество направлений переделки автомобилей, причемих особенности связаны с национальными, региональными, и даже расовымипредпочтениями. Рассмотрим самые популярные направления американской школытюнинга, как самой опытной.
Нужносказать, что вокруг хот-родинга появилось несколько специфических направленийдоводки. Менее суровым подвидом хот-родинга является СТРИТ-РОДИНГ (streetrod). Здесь существенные внешние переделки автомобиля не культивируются, затоначинка меняется полностью и может соответствовать по своим показателям «обычным»хот-родам. Получается этакий волк в овечьей шкуре.
Своеобразнымнаправлением, можно сказать, обратным от street rod, есть КАСТОМ (kustom).Здесь внешние переделки очень похожи по своей сути на классический хот-род, аотличие заключается в том, что отсутствует погоня за «самолетными» техническимихарактеристиками – для хозяина главное, чтобы автомобиль своим видом вызывал упублики восхищение, а как быстро он ездит, уже не столь важно.
Похожим посмыслу является ЧОП ТОП (chop top). Это движение существует каксамостоятельно, так и как элемент обычного хот-рода. Смысл его заключается впростом уменьшении высоты крыши путем укорачивания длины стоек (на 10–20сантиметров), что придает машине более грозный вид и несколько улучшаетаэродинамику. Если прислушаться к ассоциациям, то автомобиль как быприщуренными глазами-окнами лобового стекла (у многих старых американских машинлобовое стекло сделано из двух частей с перемычкой посередине) смотритисподлобья на дорогу.
А самымнепонятным, «отклонением», близким к хот-роду, выступает ЛОУРАЙДЕР(lowrider). Такие автомобили внешне кое в чем подобны хот-родам, точнее,kustom, однако радикально отличаются от них технически. О высокой скорости изапредельной динамике здесь речи вообще быть не может. На lowrider стоятзаурядные силовые агрегаты, часто «родные». Изюминка этих машин, по мнению иххозяев, заключается в пневматической подвеске, которая позволяет резко изменятьвеличину клиренса (дорожного просвета) как у всех колес вместе, так и у каждогов отдельности. Кроме того, если основой для lowrider послужил пикап, то на негоочень часто устанавливают привод, позволяющий поднимать кузов в различныхнаправлениях и вращать его вокруг своей оси. По большому счету, lowriderсуществуют для «шоу-сейшнов», где их хозяева соревнуются в высоте подпрыгиванияна пневмоподвеске (рекорд отрыва передних колес от полотна покрытия дороги –около семидесяти сантиметров!), фигурном переминании с колеса на колесо ивращении кузова пикапа. На этих автомобилях и просто по городу можно поездить,вызывая восторженные взгляды у своих, местных, соотечественников и тактичноепокручивание указательным пальцем возле виска – у наших.
Ну а самымбесполезным с прикладной точки зрения является ЛЭД СЛЭД (lead sled), егодословный перевод – «свинцовые сани». С lowrider его роднит то, что и там, итам главным предметом доводки является подвеска. Однако здесь клиренсуменьшается до нескольких сантиметров и не имеет возможности изменяться заотсутствием в подвеске пневмоэлементов. На этом все переделки и заканчиваются.Таким образом, автомобиль практически неспособен самостоятельно передвигаться,поскольку даже американские дороги непригодны для таких характеристик дорожногопросвета. Эти машины существуют только для шоу, на которые их обычно привозят вприцепе. Трудно понять радость хозяина подобного транспортного средства отобладания бескрылым орлом или безногим гепардом. Ведь, получается, чтодвигатель, ходовая часть и трансмиссия такому автомобилю вовсе не нужны.
Отамериканских направлений перейдем к одинаково популярным во всём мире. Хотя этои относится к тюнингу, но по сути это постройка автомобиля своими руками.
КИТКАР (Kitcar) – переводится как «автомобиль из комплекта». Иными словами,это когда Вы в разобранном виде покупаете конструктор (как «Лего», но немногосложнее, из которого собираете автомобиль. «Кит» (т.е. «комплект») можетпокупаться в недоукомплектованном виде по бюджетным соображениям. Например,часть узлов и агрегатов (самые популярные – двигатель, рулевое и КПП) можетприобретаться самостоятельно, в том числе Б/У. К слову, в Великобритании, еслидвигатель и рулевое устанавливается от одного автомобиля (говорят «отавтомобиля-донора»), то кит регистрируется не как самоделка, а как «радикальноизмененный» серийный. Вот так вот.
РЕПЛИКАР (Replicar) – переводится как «автомобиль-копия». Он внешнеповторяет производимый кем-то серийный образец, однако таковым не является. Приэтом «Репликар» может быть одновременно и «Киткаром», т.е. покупаться каккомплект деталей или изготавливаться путем переделки кузова другого, а можетявляться и 100%-ой самоделкой.
1.4 Дополнительноеоборудование автомобиля и различные дополнительные системы автомобиля
Немногоистории: сначала автомобили оснащались газовыми, а именно пропановыми лампами,вскоре, на смену им пришли вакуумные лампы накаливания, затем галогеновыелампы. Теперь настали времена газоразрядных ламп. Первая газоразряднаяксеноновая лампа для автомобиля была разработана фирмой Philips и носила онааскетичное имя D2S (R). HID-лампы (High Intensity Discharge или в простонародье«ксеноновая лампа») стали применяться в автомобильных осветительных приборах с1992 года. Цель, которую преследовала фирма Philips – увеличение яркости света.Ксеноновый световой поток высокой интенсивности получается за счет свечениягаза, инициированного дуговым разрядом между двумя электродами. Электроды лампынаходятся в колбе, заполненной ксеноном и солями металлов под большимдавлением. Ксеноновая лампа имеет цветовую температуру около 4300 градусов поКельвину (на примере Philips (Osram) D2S). Для примера, – галогеновая лампаимеет цветовую температуру свечения порядка 2800 градусов по Кельвину. Чтобыстало совсем понятно, – цветовая температура свечения имеет ключевое значениепри освещении. Так, Солнце имеет цветовую температуру порядка 5000–6000градусов по Кельвину. Ксеноновая лампа обладает максимально приближенным ксолнечному свету спектр излучения, обеспечивая наиболее естественное освещение.
Рассмотримосновные достоинства ксеноновых фар:
· Потребляемая мощность у HID ламп (ксеноновых ламп) в среднем 35 W,у обычной галогеновой 55 W. Световой поток, обеспечиваемый ксеноном – 3000 люменов против1550 у стандартной галогеновой лампы мощностью 55 Вт.
· Средний срок службы ксеноновых ламп D2S (R), например, составляетпорядка 2800–4000 часов. Гарантированный срок службы галогеновых 100–500 часов.
· Высокая вибростойкость обеспечивается отсутствием нитинакаливания. Так как её нет – нечему обрываться.
· Обзорность при ксеноновом освещении лучше, особенно в темное времясуток, дождливую, туманную или снежную погоду. Свет, излучаемый ксеноновойлампой, имеет по сравнению с обычным в 2,5 раза большую интенсивность.Геометрия освещенного участка дороги также улучшается, поскольку пучок светафары, оснащенной ксеноновой лампой, шире. Немаловажным также является то, что«ксеноновый» свет в силу особенности своего спектрального состава позволяетводителю увидеть объекты, находящиеся на проезжей части и обочинах дороги(включая дорожные знаки) на значительно большем расстоянии.
· Даже в дождь и туман ксеноновые фары не создают перед глазами«световую стену». Лучи ксенонового света легко «пробивают» туман и освещают некапли дождя или тумана, а именно полотно дороги.
· Ксеноновая лампа греется намного меньше чем галогенная. Так припотребляемой мощности в 35 Вт у ксенона в тепло уходит порядка 7% энергии, в товремя как у галогеновой лампы при потреблении минимум 55 Вт в тепло уходитоколо 40% энергии.
Недостаткиксеноновых фар относительны. Можно выделить два очевидных недостатка:
· Дороговизна. Помимо большой стоимости лампы надо иметь ввидуследующее: в случае замены ксеноновых ламп лучше менять их в паре, поскольку современем (все лампы белеют примерно через 200 часов наработки), спектризлучения ксеноновой лампы изменяется.
· Необходимость в специальном блоке управления (Сначала необходимоподать на лампу напряжение около 25.000 вольт, а далее поддерживать 80 вольт счастотой 300 Гц, для этого используются устройства, которые называют «блокамирозжига» или «балластными блоками»).
Теперьпоговорим о лампах. Изначально, ксеноновые лампы первыми начали выпускатьнемцы. И так было до 2000 года, когда кроме Osram и Philips производствомавтомобильных источников света с использованием ксеноновых технологий занялиськорейцы. Практически все корейские производители (например, Eagleye) сегодняиспользуют за основу изделия двух немецких гигантов Philips и Osram. Однако,при этом лампы D2R Philips самые желтые (4150 К), за ними идут D2S (4250 К)того же производителя. Практически не отличаются от них лампы Osram (4200 K и 4300K соответственно). Зато корейские лампы бывают 5200 К, 5400 К, 6000 К, и даже7.000 К. К тому же немцы делают только два вида ламп (D2S и D2R), а вот в Кореек этому вопросу подошли шире и освоили выпуск ксеноновых ламп с цоколями D2S,H1, H3, H4 (HB2), H7, 9004 (HB1), 9005 (HB3), 9006 (HB4), 9007 (HB5). Вскоре ибиксенон под Н4 появился.
Теперьрассмотрим что такое световая температура и почему этот показатель так важен. Световаятемпература – это температура на поверхности источника излучения света. Дляпримера у Солнца она где-то 5.000–6.000 градусов по шкале Кельвина, угалогеновой лампы эта температура около 2.800 К. Если же рассматриватьгазоразрядные лампы (в народе ксеноновые), то у них световая температура от4.000 K и выше.
Наконвейер, как правило, идут лампы с 5.200 К (D2S Osram), хотя на частьавтомобилей на заводах ставят лампы Philips (которые не бывают выше 4.250 K).Но в связи с большой разницей в цене, лампы с температурой свыше 5.000 К,именно от немецких производителей, в нашей стране большого распространения неполучили. Зато ассортимент корейских ламп с температурами вплоть до 15.000 Кполностью представлен.
Сувеличением световой температуры свет лампы становится все более ярким, белым,а его оттенки смещаются от желтовато-красных у ламп с температурой 4.000 K досиневатых у ламп с температурой 7.000 K.
Установкапарктроника на автомобиль существенно облегчает процесс парковки и помогаетобнаружить малозаметные с места водителя препятствия. Управляющий блокактивизирует систему в момент включения задней передачи. При движении впередили остановке система выключена для того, чтобы не отвлекать водителя. Системаоповещает водителя о приближающемся препятствии звуковым сигналом и / илисветовой индикации на световой шкале. Принцип действия парковочного радараоснован на современной технологии измерения расстояния до препятствия с помощьюультразвукового сигнала. Зона покрытия сигнала системой парковки находится впределах от 1,5 до 0,3 метров. Ультразвуковые датчики имеют всепогодноеисполнение и могут быть окрашены в цвет кузова автомобиля.
Призагрязнении датчики могут показывать препятствие, которого нет или «незамечать» препятствия, если расстояние между ними слишком велико. Рекомендуетсяустанавливать не менее 4-х датчиков, для оптимальной работы системы.
Использованиеподогрева сидений уменьшает риск возникновения таких заболеваний как простатит,болезни почек, остеохондроз, радикулит и др. заболеваний, связанных спереохлаждением, а также благотворно действует при указанных заболеваниях вхронической стадии. Не зря во многих медицинских страховых компаниях отсутствиековрика (накидки) для подогрева сидений является поводом для уменьшения суммыстраховых выплат.
Существуетнакидные и встроенные подогреватели сидений. Первые как правило подключаютсячерез гнездо прикуривателя и не требуют специальных навыков. Для установкивторых необходимо привлечение специалистов, они подключаются в электрическуюцепь автомобиля и управляются отдельными включателями. Вторые устанавливаютсяпроизводителями автомобилей на конвейере.
Припроизводстве подогревателей использованы современные конверсионные технологии,обеспечивающие высокую надежность и отличные эксплуатационные характеристики.
В последнеевремя всё больше владельцев легковых авто осваивают комфорт прогретого салонаавтомобиля холодной зимой, ставший привычным для профессиональных водителей.Свободный обзор, беспроблемный запуск двигателя и прогретый салон находят всёбольшее признание как атрибут комфорта и безопасности в машине. В северныхрегионах это – поистине культовый аксессуар. Да и как может быть иначе, еслиподавляющее большинство люксовых автомобилей в несравненно более теплой Европе ужена конвейере оборудуется предпусковыми подогревателями «Вебасто». Среди них Maybach, Mercedes-Benz S-Klasse, Audi A6/A8, VW Phaeton, RangeRover, Land Rover, Volvo S80.
Предпусковыеподогреватели бывают 2-х типов: электрические, работающие от сети 220В и работающиена горючем топливе, как правило на бензине. Вторые стоят гораздо дороже, но онипредлагают больший комфорт: прогрев не только двигателя, но и салона, а такжеавтоматический запуск по таймеру.
Большаячасть тюнинг-технологий, применяемых сегодня, известны уже около ста лет (этонаддув, впрыск азота и многое другое), а восемьдесят процентов процессов,происходящих в цилиндре, не изучены до конца и по сей день.
Любойавтолюбитель как огня боится воды в двигателе (то есть гидроудара), и понятие«впрыск воды в цилиндры» звучит для него абсурдно.
Немногоистории. Как было уже замечено, большая часть технологий далеко не нова, ипервые опыты с впрыском воды в двигатель начались еще в 30-х годах. А первыйпатент на такую систему выдан в СССР в 1934 году! В те далекие времена никтоеще и не думал об использовании этой технологии для получения добавочноймощности – опыты ставились с целью избежать явления детонации в цилиндрах(взрыва топливно-воздушной смеси в цилиндре вместо прогрессивного горения).
Непосредственнодля увеличения мощности впрыск воды, наряду с впрыском закиси, был впервыеиспользован во время Второй Мировой войны в самолетных двигателях. Но появлениереактивных двигателей прекратило развитие поршневых двигателей.
Так бы иостался впрыск воды забытым, если бы не бедственное положение народногохозяйства в послевоенные годы. Система вновь начала применяться, позволяяиспользовать бензин с более низким октановым числом без ущерба для двигателя.
К теории.Хотя мы и говорим «впрыск воды», только H2O позволяет, в основном,снизить детонацию (плюс, действуя как антиоксидант, препятствует отложениюсоединений углерода), на деле же применяется смесь воды и метанола всоотношении 50:50. Вода имеет очень высокую теплоемкость (именно поэтому вблизиморя изменение температуры происходит более плавно), что способствует снижениютемпературы поступающего воздуха, а мы знаем из школьного курса физики, что длясжатия более холодного воздуха требуется затратить меньше энергии. То есть,грубо говоря, вода играет роль охладителя. Из этого следует, что теперь мыможем «загнать» в цилиндр больше кислорода, но, с другой, вода испаряется,оставляя меньше места для кислорода, но вода, испаряясь, увеличивается вобъеме, а значит, увеличивается и давление внутри цилиндра, следовательно,наблюдается и прирост мощности – около 10%.
Кроме того,вода при впрыске становится мелкодисперсной средой с размером частиц – капель –около 0,01 мм, и бензин эти капли сразу обволакивает – примерно так же,как он растекается по поверхности лужи. Камера сгорания, таким образом,получается заполненной более равномерно (более гомогенизированная смесь). Этоувеличивает КПД и, опять же, снижает риск детонации.
А теперьпро метанол. Этот спирт горит гораздо медленнее, нежели бензин, благодаря чемудавление в цилиндрах нарастает более плавно и его пик возникает позже. Чтопроисходит? Увеличивается момент, а следовательно, и мощность, которая напрямуюзависит от соотношения момента и числа оборотов.
Самоеважное – правильно установленная и настроенная система совершенно безопасна длядвигателя. Более того, как уже было сказано, вода препятствует отложениюсоединений углерода.
Оборудование.От теории перейдем к области практического применения. Чтобы система былаэффективной и безопасной, она должна соответствовать следующим требованиям:равномерно распределять поток между цилиндрами и менять расход воды взависимости от объема воздушного потока. Идеальный вариант – когда максимальноеколичество воды поступает на пике момента. Правильное соотношение вода / воздух– 1:10…1:14 (если недолить – двигатель будет детонировать, первый признак –сильная вибрация; если перелить – топливно-воздушная смесь будет сгорать неполностью, первый признак – взрывы в глушителе).

2. Методическаяразработка спецкурса «современные направления в тюнинге легковых автомобилей»
2.1Пояснительная записка спецкурса «Современные направления в тюнинге легковыхавтомобилей»
 
Тюнингиграет очень важную роль в нашей жизни. Многие автолюбители не могут позволитьсебе более комфортабельный, качественный или спортивный автомобиль, чем тоткоторый они имеют. Следствием этого стало повальное увлечение тюнингом своихжелезных коней. Появились сотни фирм занимающихся изготовление разнообразныхтюнинговых аксессуаров – от наклеек до наборов расширения кузова и специальноизготовленных спортивных двигателей.
В настоящеевремя существует огромное количество стилей и направлений тюнинга, их появлениесвязанно как с региональными и национальными особенностями людей, так и сосферой применения доработанного автомобиля. Во всём их многообразии легкозапутаться неподготовленному человеку. Поэтому возникает потребность в подобномспецкурсе для студентов средних профессиональных и высших учебных заведений.
Предлагаемаяпрограмма знакомит слушателей с современными тенденциями в тюнинге легковыхавтомобилей, инновационными технологиями и новыми подходами к модернизацииавтомобилей.
Цельпрограммы – знакомство студентов с современными направлениями в тюнингелегковых автомобилей, видами тюнинга, способами модернизации двигателей,подвески автомобиля, внешним тюнингом, тюнингом интерьера и дополнительнымэлектрооборудованием.
Задачипрограммы:
1.Формирование знаний о тюнинге автомобиля.
2.Формирование первоначальных умений в модернизации двигателя внутреннегосгорания, интерьера автомобиля, автозвука.
3. Развитиетехнического и творческого мышления.
4. Развитиеинтереса к технике и профессии.
Программакурса рассчитана на 36 часов аудиторного обучения.
Типобразовательной программы – ознакомительный спецкурсдля студентов СПО и ВПО.
Категорияобучающихся – студенты СПО и ВПО,обучающиеся по специальностям «Профессиональное обучение (автомобили иавтомобильное хозяйство)», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильноготранспорта».
2.2 Тематическийплан спецкурса
Таблица 1. Тематический план спецкурса «Современные направления втюнинге легковыхавтомобилей»№ п/п Наименование разделов и тем Всего
Теорет.
обучен. Практ. 1 2 3 4 5
Раздел 1. Внешний тюнинг 1 Понятие внешнего тюнинга. 1 1 2 Виды внешнего тюнинга. 1 1 3 Современные направления внешнего тюнинга. 2 2
Итого 4
Раздел 2. Тюнинг интерьера 1 Предпосылки и цель тюнинга интерьера. 1 1 2 Перетяжка салона. 1 1 3 Изменение интерьера автомобиля. 4 1 3
Итого 6
Раздел 3. Тюнинг двигателя 1 Современные виды модернизации двигателя. 2 2 Продолжение табл. 1 1 2 3 4 5 2 Основные способы поднятия мощности двигателя. 4 4 3 Чип-тюнинг двигателя. 2 2 4 Система подачи закиси азота и турбонаддув. 2 2
Итого 10
Раздел 4. Тюнинг подвески 1 Амортизаторы и пружины. 1 2 Дополнительные элементы подвески автомобиля. 1
Итого 2
Раздел 5. Автозвук и другое дополнительное оборудование 1 Автозвук. 10 4 6 2 Противоугонные устройства. 2 3 Другие виды дополнительного оборудования. 2
Итого 14
Всего 36
 
2.3 Краткоесодержание всех тем курса
Тема 1. Внешний тюнинг
Понятиевнешний тюнинг и его содержание: аэродинамические обвесы; спойлеры; колёса.Виды внешнего тюнинга. Современные направления (стрит-родинг, kustom, chop top,lowrider, lead sled).
Тема 2.Тюнинг интерьера
Предпосылкии цель модернизации салона. Изменение интерьера автомобиля: изготовление панелиприборов; подбор кресел.
Тема 3.Тюнинг двигателя
Способымодернизации двигателя и их назначение. Основные способы поднятия мощностидвигателя: модернизация впускной и выпускной систем; способы увеличениярабочего объёма. Чип-тюнинг двигателя.
Тема 4.Тюнинг подвески
Амортизаторыи пружины: виды амортизаторов, их устройство; виды пружин. Дополнительныеэлементы: стабилизаторы поперечной устойчивости; усиление подвески.
Тема 5.Автозвук и другое дополнительное оборудование
Автозвук:головные устройства; усилители и акустические системы; сабвуферы; музыкальнаяпроводка. Противоугонные устройства: сигнализации; иммобилайзеры; механическиеблокираторы. Ксенон. Парктроники.
 
2.4Фрагмент календарно-тематического плана занятий раздела «Тюнинг двигателя»
 
Дляразработки фрагмента календарно-тематического плана мы выбрали раздел «Тюнинг двигателя»,на изучение которого отводится 10 часов теоретического обучения. Практическиезанятия не предусмотрены, так как данный раздел является ознакомительным, атакже часть материала рассматривается на занятиях по дисциплинам «Устройствоавтомобиля» и «Ремонт автомобиля».
Фрагментпредставлен в таблице 2.