УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ДИПЛОМАТИИ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК На тему: Тюркский Каганат и Средняя Азия. Выполнил: Ефремов Владимир МТО, группа 102-07 Проверил: Маликов И.Е С о д е р ж а н и е : 1 На тему: 1 Тюркский Каганат и Средняя Азия. 1 Выполнил: 1 Ефремов Владимир 1 МТО, группа 102-07 1 Проверил: 1 Маликов И.Е 1 С о д е р ж а н и е : 2 В в е д е н и е 3 В такой молодой стране, но с таким древним народом, как Узбекистан, поиск собственных исторических корней и "начала начал" совершенно закономерен. Процесс этот идет давно, но наиболее интенсивно он начался после обретения страной независимости. Слом самых "твердокаменных" стереотипов прошлого продолжается, время от времени наталкиваясь на подводные рифы общественного сознания. 3 Поэтому тема реферата «Тюркский каганат и Средняя Азия» – вопрос совершенно не из области легенд и мифов. Это тема, лежащая на поверхности событий, и дело заключается в доступе наших историков к определенным научным, информационным источникам и во всестороннем анализе всех имеющихся материалов. Его дальнейшая разработка и дополнение новыми доказательствами и историческими материалами – дело ближайшего будущего. 3 Почему эта тема важна для нас в современные дни? Да потому, что тюркский народ явился еще одним звеном в формировании узбекского народа. И где бы тюрки не находились, они никогда не забывали о своих корнях, о земле, откуда они родом. И, самое главное, они, проявляя изрядную адаптивность и гибкость, несли в себе неугасимый огонь узбекского духа. Все эти ценности очень близки для узбекского народа, который начал свое формирование еще до рождения Христа. И оглянувшись на всю историю Узбекистана можно сделать вывод что основываясь на разных народностях узбекский народ был рожден для Великих дел а не для того чтобы где-то отсиживаться в горных местностях. И всегда для наших предков были важны такие понятия как Гордость, Честь и Слава. 3 Общественный строй народов Средней Азии 4 С р е д н я я А з и я и т ю р к и 5 Р а с п а д к а г а н а т а 7 С р е д н я я А з и я в VI и н а ч а л е VII в. 8 К у л ь т у р а 9 Т ю р к с к а я а р м и я 11 З а п а д н о – т ю р к с к и й К а г а н а т 13 З а к л ю ч е н и е 16 Г л о с с а р и й 17 Т е с т ы 18 С п и с о к л и т е р а т у р ы 19 В в е д е н и е В такой молодой стране, но с таким древним народом, как Узбекистан, поиск собственных исторических корней и "начала начал" совершенно закономерен. Процесс этот идет давно, но наиболее интенсивно он начался после обретения страной независимости. Слом самых "твердокаменных" стереотипов прошлого продолжается, время от времени наталкиваясь на подводные рифы общественного сознания. Поэтому тема реферата «Тюркский каганат и Средняя Азия» – вопрос совершенно не из области легенд и мифов. Это тема, лежащая на поверхности событий, и дело заключается в доступе наших историков к определенным научным, информационным источникам и во всестороннем анализе всех имеющихся материалов. Его дальнейшая разработка и дополнение новыми доказательствами и историческими материалами – дело ближайшего будущего. Почему эта тема важна для нас в современные дни? Да потому, что тюркский народ явился еще одним звеном в формировании узбекского народа. И где бы тюрки не находились, они никогда не забывали о своих корнях, о земле, откуда они родом. И, самое главное, они, проявляя изрядную адаптивность и гибкость, несли в себе неугасимый огонь узбекского духа. Все эти ценности очень близки для узбекского народа, который начал свое формирование еще до рождения Христа. И оглянувшись на всю историю Узбекистана можно сделать вывод что основываясь на разных народностях узбекский народ был рожден для Великих дел а не для того чтобы где-то отсиживаться в горных местностях. И всегда для наших предков были важны такие понятия как Гордость, Честь и Слава. Общественный строй народов Средней Азии Крушение рабовладельческого Кушанского царства и завоевание Средней Азии кочевниками-эфталитами были связаны с кризисом рабовладельческого строя и зарождением феодальных отношений в её оседлых земледельческих областях — Хорезме, Тохаристане, Согде и Фергане. Возникновение феодальных форм эксплуатации было процессом длительным и вместе с тем революционным по своему историческому значению. Становление феодальных отношений шло двумя путями. С одной стороны, господа сажали на землю своих рабов, предоставляя им земельные участки и орудия труда. С другой стороны, выделившаяся из общины разбогатевшая часть сельского населения (дехканы) разными способами присваивала землю рядовых общинников и водные ресурсы. Об имущественной дифференциации внутри общины можно судить на основании открытых археологами жилищ нового типа: в V—VI вв. появились усадьбы-«замки» больших крестьянских семейств, ограждённые стенами, за которыми находилась жилая башня. Замки дехканов (образцом их является Тешик-кала в Хорезме) строились по такому же плану, но отличались значительно большими размерами, прочностью стен и роскошью отделки. Обедневший земледелец-общинник вынужден был становиться в зависимость от дехкана на началах издольной аренды. Такие издольщики назывались кедиверами, они впоследствии превратились в феодально зависимых крестьян, в то время как из крупных землевладельцев — дехканов сформировался класс феодалов. В земледельческих областях Средней Азии, расположенных в оазисах по долинам рек, образовалось несколько десятков владений во главе с феодалами, которые также носили название дехканов. Наиболее сильными из этих феодалов были цари Согда и Ферганы, владетели Осрушаны, Бухары и Мерва. В V в. и в первой половине VI в. все эти местные правители были данниками царя эфталитов. Независимость сохранял только Хорезм, управляемый царями из династии Афригидов. С р е д н я я А з и я и т ю р к и Между 563 и 567 г. Тюркский каганат, образовавшийся в середине VI в. в районе Алтайских гор и в степях Семиречья, заключив союз с сасанидским Ираном, разбил эфталитов и подчинил своей власти Среднюю Азию до реки Аму-Дарьи. Во главе государства стали два брата – Бумынь и Истеми. В середине VI в. они разгромили племена жужанов. Бумынь взял себе титул жужанского властителя – хакан. Центром каганата был Алтай. Истеми завоевал в 60-х гг. VI. Семиречье, Восточный Туркестан и полностью всё государство эфталитов, т.е. Среднюю Азию. Само слово "тюрок" значит крепкий, сильный. Первоначально это был политический термин, означавший членов семьи степной аристократии, составлявшей господствующий род племен Ашина, и лишь затем стал названием всех племен, подчиненных тюркскому кагану1. В VII в. они начинают войны с Китаем. Кочевники-тюрки мало вмешивались во внутреннюю жизнь феодальных владений Средней Азии, довольствуясь взиманием с них дани. В 80-х годах VI в. в тюркском кочевом обществе происходил процесс классообразования. В связи с этим в Семиречье произошло восстание обедневших кочевников против правящей кочевой знати. Во главе движения бедноты стал царевич Абруй (в китайских источниках Або), сын тюркского кагана от рабыни, лишённый прав на престол из-за своего происхождения. Потерпев неудачу в открытой борьбе со знатью за престол, Абруй со своими сторонниками из беднейших кочевников откочевал в Бухарский оазис. Здесь он соединился с согдийскими крестьянами, поднявшими ещё раньше восстание против местных феодализирующихся землевладельцев-дехканов. Восставшие крестьяне и кочевники изгнали из Бухарского оазиса местных дехканов и связанных с ними купцов, заняли их земли и выбрали Абруя правителем (583 г.). Бежавшая согдийская знать обратилась за помощью к тюркскому кагану. Тот прислал войска, которые жестоко подавили движение. Вернувшиеся дехканы обратили побеждённых повстанцев в своих кедиверов или в рабов, отняв у них земли. Абруя подвергли мучительной казни, бросив в мешок, наполненный красными пчёлами (586 г.). После 588 г. Тюркский каганат распался на Восточный, с центром в Монголии, и Западный, с центром в Семиречье. Средняя Азия вошла в состав последнего. В 634 г. Китайская империя овладела землями восточных тюрок и закрепила свою власть над Восточным Туркестаном (ныне Синьцзян). В 658—659 гг. она одержала победу и над западными тюрками. Китайская империя на время подчинила себе Среднюю Азию, но вторжение тибетцев в Восточный Туркестан и возрождение Восточно-тюркского каганата (в Монголии) во второй половине VII в. положили конец попыткам феодального Китая утвердить свою власть в Средней Азии. От времени Тюркского каганата в Средней Азии остались значительные группы тюркоязычного населения (в Семиречье, Фергане, Балхе и др.), впоследствии вошедшие в состав узбекской и казахской народностей. У земледельческих народов Согда, Тохаристана, Хорезма наблюдались в общественных отношениях зачатки феодализма («кашоварзы» свободные общинники, «кедиверы» – зависимые крестьяне). Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве и на рудниках. Начал формироваться класс земледельческой аристократии-дехкане, очень большое .влияние на жизнь общества оказывали купцы (особенно в Согде и Хорезме). Кочевники – тюрки жили в степях в войлочных юртах. Они представляли собой семейные патриархальные общины, в которых назревало социальное расслоение. Каганат не был централизованным государством. В основе государственной системы был союз ряда владений ираноязычных и тюркоязычных племён. Во главе этого объединения стоял хакан, опирающийся на военно-административный аппарат (управляющий на основе родо-племенных традиций). Западный каганат (Средняя Азия) включал в себя в основном области с оседлым населением. Постепенно тюркские кочевники стали переходить к оседлому образу жизни, а в системе управления государством – к традициям оседлого среднеазиатского населения, господствовавшим в социально-политической жизни страны. В начале VII века была проведена реформа в системе управления. По ней, во-первых, правителями оседлых – областей («ябгу») назначались представители верховной власти хакана. Во-вторых, хакан для контроля направлял туда своих уполномоченных – «тудунов». Помимо этого, как свидетельствует исторические источники, в Среднеазиатском Междуречье было 9 самостоятельных владений – государств, во главе которых стояли самостоятельные правители: В Самарканде и Фергане – ихшиды, в Тохаристане – маликшахи, в Хорезме – хорезмшахи, в Бухаре – бухархудаты, в Чаче – будуны, в Илаке – дехканы. Это были раннефеодальные владения, которые существовали по законам оседлых областей. Правители жиля в крепостях (кёшках), которые охранялись. Главная задача правителей – выплачивать налог в казну. Нужно отметить, что в период Тюркского каганата началось интенсивное проникновение тюркских племён вглубь среднеазиатского региона и процесс ассимиляции с местным населением, что, в свою очередь, наложило отпечаток на этническое формирование узбекского народа. В каганате была широко развита торговля (Пайкенд был городом купцов). А для этого необходима была широкая грамотность (мальчиков в 5 лет обучали письму и счёту, а в 20 лет отправляли в другие страны учиться торговому делу). Попрежнему сохранялся плюрализм письма и религий. В целом, можно сказать, что при Тюркском каганате в Средней Азии был дан толчок в развитии феодализма и что торговля привела к усилению экономических, политических и культурных связей с другими государствами. Р а с п а д к а г а н а т а В 581 г. в Китае произошел переворот, и Чжоуская династия сменилась династией Суй . Новый правитель порвал все отношения с тюрками и запретил вывозить шёлк в степь, что сразу подорвало могущество тюркской знати, богатевшей за счет пошлин с караванной торговли на Шелковом пути. Это совпало со смертью Тобо хана и последовавшими за этим династическими распрями между родственниками кагана. После продолжительных разногласий старшим ханом был признан сын Кара-Иссыка – Шету, принявший титул Ышбара хана. Вторым ханом стал сын Истеми Кара Чурин-Тюрк, сын Мугань-хана Торемен получил титул Або хан (старейший) и удел на северных окраинах государства. Суйская дипломатия сразу почувствовала разлад в среде тюрков и всяческими методами стала сеять раздор между ханами. Это ей удалось, и в 584 г. обманутый китайцами Ышбара напал на ставку Або хана, обвинив его в измене. Або хан бежал к Кара-Чурину и совместными силами они начали войну со старшим ханом. После ряда боев Або хану пришлось отступить к Бухаре, но Ышбара хан погибает в 587 г., и власть переходит к его брату Чуло хану. Все тюркские князья принесли присягу новому кагану, и Або хан остался в изоляции. В том же году он был разгромлен недалеко от Бухары, однако единство сохранялось недолго. Уже в 558 г. вражда между Кара Чурином, – ханом западных земель, и старшим ханом возобновилась. Кара Чурин стремился к независимости, и война продолжалась до 593 г. В итоге каганом стал сын Ышбара хана Юн Йоллыг, а фактическим правителем — Кара Чурин. Однако пропасть между западными и восточными тюрками была столь велика, что во время войны с Китаем, начавшейся в 598 г., восточные тюрки во главе с Жангаром поддержали Суйскую Империю. Кара Чурин был убит, но Тюркский каганат так и не объединился. В 604 г. ханом Западного каганата стал малолетний Таман – правнук Кара Чурина, а Восточного – Жангар. Единый Тюркский каганат перестал существовать. Западно-Тюркский каганат. В Западно-Тюркском каганате собственно тюрки составляли меньшинство населения и силу правители черпали у степных племен Семиречья, т.е. потомков усуней. Из них сложилось два племенных союза: дулу – в Жетысу и Джунгарии и оншадпыт – на Тянь-Шане. Каждый из этих союзов объединял по пять племен, вследствие чего весь народ получил название "народа десяти стрел". Противоречия между мировыми державами из-за гегемонии на Шелковом пути привели к образованию в 20-х годов V в. двух коалиций, с одной стороны – Западно-Тюркский каганат, Китай и Византия, с другой – Восточно-Тюркский каганат, Иран и Аварский каганат. Война, разыгравшаяся между этими коалициями, продолжалась с переменным успехом и не принесла ни одной из сторон победы. Недовольные нескончаемой войной, требовавшей огромного напряжения сил и больших человеческих жертв, племена дулу в 630 г. восстали против своего кагана и убили его. Новым правителем был провозглашен Сибир хан. Дальнейшая история каганата была полна войн между Дулу и Оншадпытами за власть в стране. Пользуясь этим, от западных тюрок отделились болгары и приуральские угры. В 635 г. племенные союзы добились самоуправления и границей между ними стала р. Шу. Уступки сепаратистским тенденциям не могли укрепить государство, и тюрки продолжали терять свои владения. После подчинения Восточного каганата Китаю имперские войска подошли вплотную к границам Жетысу. Война 640-648 гг. закончилась поражением тюрок, после чего от каганата отделились и казары. Последний западно-тюркский каган Ышбара хан пытался сохранить единство и независимость страны, но китайская агрессия продолжалась, распри между тюркскими племенами еще более ожесточились. В итоге Оншадпыты и дулу в 656 г. признали власть Китая, Ышбара хан, преданный своим подданными, отступил за реку Или. Владетель Ташкента выдал его китайцам, и тюркский каган умер в 659 г. в плену. Земли Западно-Тюркского каганата были поделены на два губернаторства, которые в свою очередь делились на округа и уезды. Однако тюркские племена Жетысу не смирились с китайским владычеством. С р е д н я я А з и я в VI и н а ч а л е VII в. VI и начало VII в. отмечены, согласно сообщениям китайских источников, ростом производительных сил в земледельческих оазисах Средней Азии. Появилось шелководство, перенесённое в V в. из Китая в Хотанский оазис (в Восточном Туркестане), а оттуда на запад. Расширилась площадь орошаемой и обрабатываемой земли. К этому же времени относятся первые известия о посевах проса и пшеницы в области Чача (Ташкентский оазис). Ещё более быстрыми темпами феодальные отношения в Средней Азии стали развиваться с VII в. Росло число укреплённых дехканских замков. Таков, например, замок на горе Муг (в нынешнем Таджикистане), принадлежавший в конце VII и начале VIII в. правителю города Пенджикента Диваштичу. Раскопки в Пенджикенте дают представление о городе того времени. Город был невелик: площадь его, ограниченная городскими стенами, не превышала 19 га, а население достигало 3—4 тыс. человек. В городе преобладали богатые, чаще всего укреплённые усадьбы дехканов, владевших землями в окрестностях города, но зачастую занимавшихся также и торговлей. Ремесло далеко ещё не было отделено от сельского хозяйства, и многие ремесленники жили в усадьбах дехканов как их зависимые люди или рабы. Тем не менее материал раскопок даёт основание говорить о прогрессе в технике ткацкого, кожевенного и гончарного ремёсел, производства стекла и т. д. В рассматриваемое время развивалась и внешняя транзитная торговля с Индией (через Балх) и особенно с Китаем. Главная роль в этой торговле принадлежала согдийцам. По данным китайских источников, за время с 627 по 647 г. только из Самарканда и ближайших к нему владений было отправлено в Китай 20 посольств, обычно в сопровождении торговых караванов. Согдийцы везли в Китай стекло, бирюзу, коней и др., вывозили же оттуда шёлковые ткани. В разных районах Средней Азии добывались золото, железная руда и каменная соль. В Средней Азии в VII в. сложилось много небольших царств и княжеств, в которых правили династии местного (согдийского, хорезмийского, тохарского), а кое-где и тюркского происхождения. Все они находились сначала под верховной властью Западно-тюркского каганата, которому местные цари и князья платили дань. Одно время, в середине VII в., некоторые княжества признавали и власть китайского императора. Ко времени же арабского завоевания (VIII в.) мелкие государства Средней Азии фактически были самостоятельными. Преобладающей религией ираноязычного оседлого населения оставался зороастризм, связанный со старинными местными культами и этим сильно отличавшийся от персидского зороастризма. В некоторых местностях (Тохаристан) был распространён и буддизм. По преимуществу в городах имелись также общины иудеев, манихеев и христиан. К этому времени в Средней Азии обострились классовые противоречия. Проникшее в неё из Ирана маздакитское учение имело большой успех среди малоземельных и беднейших крестьян. Именно маздакиты руководили крестьянскими выступлениями против дехканов. В начале VIII в. в Хорезме под предводительством Хурзада произошло народное восстание против знати. Движение это выдвинуло маздакитскую программу уничтожения знати, установления социального равенства и передачи всех земель свободным сельским общинам. К у л ь т у р а В V—VII вв. в Средней Азии продолжала развиваться письменность на хорезмийском и особенно на согдийском языках, являвшихся разговорными языками для большинства населения оседлых земледельческих областей Средней Азии, а также части Восточного Туркестана. На широкое распространение письменности указывает возникновение скорописи. Письменные памятники религиозного содержания — буддийские, манихейские и христианские на согдийском языке и согдийском алфавите (самые ранние из них датируются предположительно IV в. н. э., самые поздние — VIII в.) говорят о культурных связях тюрков с Индией, Ираном и Сирией. Наиболее богатое собрание памятников тюркской письменности представляют документы начала VIII в., записанные на коже и палках, которые были найдены в замке на горе Муг. Богатейший материал для представления об изобразительном искусстве тюрков в VII—VIII вв. дают росписи в Пенджикенте (Пянджикенте). Великолепные стенные фрески, обнаруженные здесь, свидетельствуют о существовании в VII—начале VIII в. высокоразвитой местной школы живописи. Стены пенджикентских зданий — храмов и жилых помещений — были покрыты сюжетными многокрасочными росписями на разнообразные темы (изображение торжественных приёмов согдийских царей, поединков дехканов, боевых столкновений конников и пеших воинов, изображение арфистки и т.д.). Культовая пенджикентская живопись является важным источником для решения вопроса об идеологии и верованиях населения Средней Азии в период, непосредственно предшествовавший арабскому завоеванию и насаждению ислама. Но особенную ценность представляют стенные росписи Пенджикента на светские сюжеты. В светской живописи Пенджикента, очень выразительной и выполненной с большим мастерством, уже отчётливо проявились, однако, веяния нарождающегося феодального общества, выразившиеся в новой, более схематичной по сравнению с предшествующим временем, трактовке окружающего мира. В Пенджикенте обнаружены также скульптурные произведения и резьба по дереву с фигурами людей и животных. О высоком уровне развития, изобразительного искусства у тюрков можно судить и по недавно открытым развалинам дворца в Варахше, к северо-западу от Бухары, с замечательными росписями на стенах (изображения зверей и всевозможных сцен охоты). Из произведений прикладного искусства следует отметить найденный в замке на горе Муг покрытый кожей деревянный щите высокохудожественным изображением в красках всадника на оседланном коне. Изображение на этом щите, дошедшее до нас в виде фрагмента, представляет исключительный интерес: оно является, по общему признанию, произведением местного искусства и позволяет выявить его своеобразный и оригинальный характер. Это изображение даёт также представление о вооружении согдийского воина-всадника в конце VII — начале VIII в. Средняя Азия славилась также тюркским высококачественным стеклом. В 428 г. приехавшие в Китай тюркские купцы обучили китайских ремесленников изготовлению этого стекла. Большое количество хорошей стеклянной посуды этого времени было найдено при раскопках в городище Афрасиаб (в Самарканде) и в других местах. Т ю р к с к а я а р м и я Подготовка будущего воина у тюрков начиналась с младенчества. У некоторых кочевых народов, наследников тюркской культуры — скажем, казахов — было принято класть ребёнку между колен подушку и плотно пеленать ноги, чтобы со временем придать им кривизну конского торса. В возрасте трёх—четырёх лет мальчиков усаживали на лошадей, в девять—десять они становились уже профессиональными наездниками и проводили, как и их родители, большую часть времени на лошади. У киргизов даже считалось неприличным ходить пешком. Корифей арабской литературы Джахиз сказал о тюрках: «Если бы ты изучил длительность жизни тюрка и сосчитал его дни, то нашел бы, что он сидел на спине своей лошади больше, чем на поверхности земли». С самого нежного возраста мальчиков приучали к стрельбе из лука, владению арканом и оружием. Часто между ними устраивались специальные состязания. У тех же киргизов практиковались поединки верхом на жеребятах, баранах или молодых бычках. Роль верховой скотины выполняли порой и сверстники. Популярны были соревнования по стрельбе из лука на полном скаку, известные по многочисленным описаниям очевидцев. Стреляли обычно вполоборота назад (знаменитый скифский выстрел) по нитям, на которые подвешивался приз. Каждый участник имел право на неограниченное число попыток. Соревнования продолжались, пока кто-нибудь не добивался успеха.Проверенным способом подготовки к войне и поддержания высокой боеготовности у древних тюрков, как в свое время у хунну, была охота. Для этой цели тюркский каган завёл даже специальный полигон — «луг и заповедные горы, к которым никто не приближался и не смел в них охотиться, (ибо) оставлены они были для войны»2. Тюркское войско, согласно хроникам танского Китая, делилось на правое и левое крыло. Каждое крыло, в свою очередь, состояло из отдельных отрядов. Их численный состав был кратен десяти — 10 000, 1000, 100, 10 воинов. Все это похоже на облик хуннской армии. Исследователи предполагают, что каждый такой отряд еще раз делился на два крыла, выполнявшие самостоятельные боевые задачи. Если это так, то низшей военной единицей была группа из пяти человек. Позже, во времена Второго каганата, в армии выделился центр, равный по численности крыльям. Набирались кавалерийские подразделения для тюркской армии и из воинов подчинённых племён. Они формировались по тому же десятичному принципу, но в сражении обычно оставались на вторых ролях. Основой тюркских войск были соединения легковооруженных всадников, использовавших лук и стрелы и в совершенстве владеющих этим оружием. Мусульманские письменные источники отмечают умение таких всадников без промаха поражать цель на скаку из любого положения, стрелять «назад и вперед, вправо и влево, вверх и вниз». В бой лучники брали с собой два—три лука и несколько колчанов, полных стрел. Нередко именно они стремительной атакой решали исход сражения. В случае неудачи конные стрелки отступали, скрываясь за плотным строем тяжеловооружённых копейщиков. Тяжеловооружённых всадников в древнетюркском воинстве насчитывалось не столь уж много, но именно эта панцирная конница спасала положение в наиболее трудных случаях. Полный набор защитного вооружения был необходим только тем, кто стоял в первых рядах. Воины последующих шеренг, прикрытые бронированными латниками, обычно ограничивались нагрудником для себя и лёгкой попоной для своего коня. Открывали сражение батыры, перед строем вызывавшие на поединок представителей вражеского войска. Эта древняя традиция восходит ещё к эпохе родоплеменных столкновений, когда складывались правила ведения военных действий, ограничивающие масштабы кровопролития. К числу таких правил относились договоры о продолжительности сражения, числе убитых, возмещение потерь и многие другие. И среди них самое, наверное, зрелищное и «гуманное» — поединки вождей или специально выбранных для этого богатырей. «У тюрков было обычаем не выступать, пока не выйдут трое из их всадников… Затем, уже после выезда третьего, выступали все»3. Такие традиционные поединки пережили века. И только, пожалуй, появление огнестрельного оружия сделало это правило, имевшее явный сакральный смысл и огромное значение поднятия боевого духа, историческим анахронизмом. Готовясь к набегу, тюрки большое внимание уделяли разведке. Разведку вели лазутчики и мобильные отряды, совершавшие глубокие рейды по тылам противника.: «У каждого из них есть десяток или дюжина лошадей; и они так хорошо их приучили, что те следуют за ними повсюду, куда бы их ни повели, и время от времени они пересаживаются то на одну то на другую лошадь. И у каждого коня, когда они вот так кочуют, имеется мешочек, подвешенный к морде, в котором хранится корм; и так-то лошадь и кормится, следуяза своим хозяином, и они не перестают двигаться ни днем, ни ночью. И передвигаются они столь быстро, что за одну ночь и за один день покрывают путь в 6, или 7, или 8 дней перехода. И пока они так передвигаются, то никогда никого не преследуют и ничего не захватывают, пока не повернут в обратный путь; когда же они возвращаются обратно, вот тогда-то и захватывают добычу, угоняют людей в плен и вообще берут все, что могут добыть»4. Подобные приёмы разведки в будущем скопируют у тюрков многие кочевые образования. Особенно популярной разведка станет в войсках Золотой Орды. Боевые качества тюркских воинов в средневековом мире оценивались очень высоко. В начале IX века арабские халифы набирали из них свою личную гвардию, вскоре их примеру последовали и императоры могущественной Византии. Никто «не внушает (такой страх) арабским войскам, как тюрки», ведь у них нет «иных помыслов, кроме набега, грабежа, охоты, верховой езды, сражения витязей, поисков добычи и завоевания стран… Они овладели этим делом в совершенстве и достигли в нём предела. Это стало их ремеслом»5. Тюрки долгое время вели успешные войны на обширных территориях, одерживая внушительные победы над очень серьёзными противниками. И это объясняется, в первую очередь, высочайшей боеспособностью их войск. Погубили же их государство внутренние проблемы — прежде всего, жадность и властолюбие территориальных владык, буквально по клочкам растащивших некогда великую державу. И все же древние тюрки избежали поголовного истребления (что случилось со многими другими побеждёнными народами) и вошли в состав новых государственный образований — Уйгурского и Кыргызского каганатов. И долго еще на полях сражений реяли их знамена с золотой волчьей головой. З а п а д н о – т ю р к с к и й К а г а н а т В конце 6 века от Тюркского каганата отделилась его восточная часть. С тех пор независимо друг от друга стали существовать Западный и Восточный каганаты. В Западный каганат вошли южные и юго-восточные районы Казахстана. Этнополитическим ядром каганата стали «десять племен» (он ок будун), занимавшие древние усунские земли от гор Каратау до Джунгарии. К востоку от реки Чу выделились пять племен дулу, а к западу от нее – пять племен нушиби. Столицей стал город Суяб (около города Токмак в Киргизии), а летней резиденцией Минг-Булаг (близ города Туркестана). Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Джегуй-кагана (610-618гг.) и его младшего брата Токджабгу-кагана (618-630гг.). Новые походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государства до северо-западной Индии. Каганат представлял единую систему преимущественно кочевого и полукочевого способа ведения кочевого хозяйства и оседло-земледельческого типа хозяйствования. Население и тюркское и согдийское занималось торговлей, ремеслами, землепашеством и скотоводством. Одной из целей набегов тюрков на соседние племена и народы был захват рабов. На завоеванных землях в основном сохранилось их социальное, экономическое и государственное устройство, но наместники кагана трудны, контролировали сбор податей и посылку дани в Каганскую ставку. В Западно-тюркском каганате шел процесс образования классов и сравнительно быстрого формирования раннефеодальных общественных отношений. Военно-политические ресурсы центральной власти Западно-тюркского каганата оказались недостаточны для удержания народов и племен в повиновении. В каганате происходили непрерывные междоусобицы, частые смены правителей, сопровождавшиеся неизбежным усилением центробежных сил. Шестнадцатилетняя межплеменная война и династийная междоусобица (640-657) привели к вторжению в Семиречье войск Танской империи. Танские губернаторы пытались управлять западнотюркскими племенами, опираясь на своих ставленников из Каганского рода. Однако не прекращавшаяся борьба тюрков против танской экспансии и их ставленников привела к возвышению тюргешей и установлению в 704г. политической гегемонии в Семиречье. В 7 веке Восточно-Тюркский каганат со многочисленными войсками напал на Западно-Тюркский каганат и на непродолжительное время подчинил его себе. Развитие феодальных отношений в Западно-Тюркском каганате породило междоусобицы у феодалов. В середине 8 века Западно-Тюркский каганат как государство распался. Список правителей Западного-тюркского Каганата и годы их правления. 554 – 576 Истеми-хан 576 – 600 Кара Чурин Тюрк 600 – 604 Нили-хан 604 Басы-Тегин 604 – 611 Чуло-хан Таман 611 – 618 Шегуй-хан 618 – 630 Тун-ябгу-хан 630 – 631 Кюлюг-Сибир-хан 631 – 633 Сы-джабгу-хан 633 – 634 Нишу Дулу-хан 634 – 639 Ышбара Толис-шир-хан 639 – 640 Иль-Кюлюг-шад Ирбис-хан 640 – 641 Ирбис Ышбара-ябгу-хан 638 – 642 Ирбис Дулу-хан 642 – 651 Ирбис Шегуй-хан 651 – 659 Ышбара-ябгу-хан (Хэлу) В 659 – 676 вассалы Китая 659 – 662 Мише Сылиби Дулу-хан 659 – 667 Бучжень Дулу-ябгу-хан 676 – 679 Дучжи В 677 – ок.700 вассалы Китая 679 – 693 Юанькин 679 – 699 Хушело Кумрак 682 Кибу-гур 693 – 694 Суйцзы С 699 носили номинально титул хана 704 Хуай 714 – 716 Хян 740 – 742 Синь (Хинь) ок.755 Чен-цин ок.756 Цзун-ли Карта Тюркского каганата З а к л ю ч е н и е В истории тюрков было несколько эпохальных моментов, во многом предопределивших последующую историю этих народов. Одним из таких замечательных событий стало образование Великого тюркского каганата, охватившего громадные просторы Великой степи Евразийского континента. С началом тюркской истории и созданием первого тюркского государства связано несколько важных моментов. На всем этом пространстве на долгие века восторжествовали единый тюркский язык и монолитная кочевая цивилизация, которая в тюркскую эпоху достигла своего апогея. Яркая кочевая культура именно в эти годы была подробно запечатлена на страницах исторических хроник Средневековья. Тюркский язык относится к группе уральско-алтайских языков, близкий к финно-уграм и мадьярам-венграм. К алтайским же языкам относятся монгольский, манчжурский, корейский и даже японский языки, потерявшие из-за исторической отдаленности свою близость. Таким образом, тюркский язык явился дополнением для развития узбкеского языка, а также письменности. Не последнюю роль в развитии культуры на территории Средней Азии, в частности Узбекистана, сыграло образование Тюркского каганата. Сочетание той культуры которая существовала до нашествия тюрков и после образования Тюркского каганата воплотилась в образовании самобытной культуры и традиций, сохранившиеся на многие тысячелетия. Архитектурные памятники сохранившиеся до наших дней свидетельствуют о том, что тюркские правители уделяли большое внимание развитию культурных ценностей у завоеванных народов, тем самым развивая уважительные отношения к местным народам. Г л о с с а р и йАнахронизм нарушение хронологической точности ошибочным отнесением событий одной эпохи к другой, хронологически неточным выражением. Тан китайская имперская династия просуществовавшая с 618 до 907 г н. э Тохаристан название с 1 тысячелетия до н. э исторической области на территории современного Узбекистана, Таджикистана и Северного АфганистанаУсуни кочевые племена жившие на территории Северной Киргизии и Южного КазахстанаДжунгария равнина расположенная на территории северо-западного Китая, между горами Алтая и Восточного Тянь-Шаня.Муг развалины средне векового замка в верховьях реки ЗарафшанКаган титул главы государства у древних тюркских народов Дехкане в период раннего средневековья в Средней Азии феодализировавшаяся верхушка средних и крупных землевладельцевМаздакизм религиозно-философское учение, распространившееся в Иране и в некоторых других странах.Эфталиты объединение племен которые образовали свое государство на территории Средней Азии в 5 в н. э. Т е с т ы 1.В каком веке Западно-тюркский Каганат перестал существовать? А) В VII в Б) В XIX в В) В VI в Г) В VIII в2.С какими странами развивалась торговля Тюркского каганата? А) С Русскими княжествами Б) С Германскими герцогствами В) С Индией, Китаем Г) С Ираном, Египтом3. Какой титул носил верховный правитель Тюркского каганата? А) Каган Б) Ябгу В) Тудун Г) Кадивер4. В каком году Тюркский Каганат распадается на две части? А) В 588 г Б) В 595 г В) В 611 г Г) В 409 г5. Кто такие кашоварзы? А) Свободные крестьяне Б) Зависимые крестьяне В) Наместники областей Г) Правители городов6. На территории какого государства образовался Тюркский каганат? А) Паркана Б) Согд В) Хорезмийское государство Г) Эфталитское государство7. Почему прекратил свое существование Западно-тюркский Каганат? А) Из-за непрерывных войн Б) Из-за экономической нестабильности В) Из-за восстаний покоренных народов Г) Из-за слабой власти8. Какой город стал столицей Западно-тюркского Каганата? А) Суяб Б) Муг В) Пенджикент Г) Пайкенд9 Какую роль сыграл Тюркский каганат в истории Узбекистана? А) Заложил основы феодализма Б) Разрушил памятники культуры В) Оказал влияние на формирование народа Г) Правильный ответ А и В Ключи: 1 Г 3 А 5 А 7 А 9 Г 2 В 4 А 6 Г 8 А С п и с о к л и т е р а т у р ы Малов С. Е., Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования, М. — Л., 1951; Бичурин Н. Я., Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т. 1—3, М. — Л., 1950—53; Сб. трудов Орхонской экспедиции, т. 6, СПБ, 1903; 4 Энциклопедия История Узбекистана. 1 А. Кононов С 51 2 Табари «Заметки о Средней Азии» С 125 3 Табари Заметки о Средней Азии С 127 4 Западно-европейский рыцарь Роббер де Клари 5 Джахиз «Достоинство войск Халифата и достоинства тюрков»
Похожие работы
Реферат: Аналіз Чорнобильської катастрофи
Найнебезпечнішими за наслідками є аварії на АЕС з викидом в атмосферу радіоактивних речовин, внаслідок яких має місце довгострокове радіоактивне забруднення місцевості на величезних площах. Найбільшою…