Тютчев Федор Иванович 1803-1873 rr. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Чьи эти строки? Какой поэт сумел подслушать игрумолодого грома в майскийлазури неба? Имя этого поэта природы – Федор Иванович Тютчев.Тютчев прожил большую и интересную жизнь. В 1820 году послеокончания университета стал дипломатом в
Мюнхене, за границейна службе провел 22 года. Знаком с Гейне, Шеллингом. В 1844году вернулся в Петербург. Для Тютчева природа всегда была источником вдохновения. Лучшие его творения- стихи о природе. Его пейзажи в стихотворениях Как весел грохотлетних бурь , Что ты клонима над водами, ива, макушку свою ,
В небе тают облака и другие – по праву вошли в золотой фондрусской и мировой литературы. Но поэту чуждо бездумное любованиеприродой, он ищет в природе то, что роднит его с человеком. Природа у Тютчева жива она дышит, улыбается,хмурится, иногдадремлет, грустит. У нее свой язык и своя любовь ей свойственноето, что и человеческой душе, поэтому стихи Тютчева о природе- это стихи о человеке, о его настроениях, волнениях, тревогах
Вдушном воздухе молчанье , Поток сгустился и тускнеет , Еще землипечален вид и другие. Первый цикл стихотворений был напечатан в 1836 году в журнале Современник Пушкина, который дал высокую оценку Тютчеву как поэту, а критика заговорила лишь спустя 14 лет. Кэтому времени Тютчевуже жил в России, выйдя в отставку в 1844 году. Он поселился в Петербурге,был украшением многих светских салонов, но как поэта егознали немногие.
Его открыл Некрасов в 1850 году. Перелистываяжурнал Современник , он прочитал стихотворения Тютчева,написал статью, где писал, что Тютчев – первостепенный поэтическийталант . Через 4года вышел сборник стихов Тютчева. Вдохновителем и организаторомпервого тютчевского издания был Тургенев. Тургенев писал Поэт может сказать себе, чтоТютчев создал речи, которым не суждено умереть
. Первый сборник небольшой – всего 119 стихотворений.Но очень верно сказал тогда Фет Муза, правду соблюдая, Глядит, а на весах у пей Вот эта книжка небольшая Томов премиогих тязкелей. Лирика Тютчева близка лирике Некрасова, творчествуДостоевского. Достоевскийподметил обширность поэзии
Тютчева, которому доступнаи знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, нравственностьи интересы общественной жизни . Тютчев часто уходил к первоисточникамВселенной, в этом он обширнее творчества Некрасова. У Тютчева два начала мир и человек,он пытался решить космические последние вопросы, поэтомувсегда интересен. Поэт оказался современным для начала XX века,как и для начала XIX века Его больше интересует человек вообще .Он за каждым явлением природы ощущает ее загадочную жизнь.
Тютчевне шутил с музой говорил Л.Толстой и все у него строго и содержание,и форма. Его тревожная любовь к жизни, его собственная лирикакак раз была связана с землей . С глубоким сочувствием читаем строки О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы товсего вернее губим, Что сердцу нашему милей. Мир тютчевской поэзии раскрывается это еще заметилПушкин только вкомплексе
многих стихотворений. У него даже там, где только локализованныйпейзаж, мы все же оказываемся всегда как бы перед целыммиром. ЛирикаТютчева одногеройна. Но интересно человек в ней есть, но нет героя впривычном смысле этого слова. Личность в его поэзии представляетсяза весь род человеческий, но не как за род в целом, а за каждогов этом роде. Отсюда ивторая особенность Тютчева – диалогичность.
В стихах постоянноидет спор. Не то, что мните вы, природа – Не слепок, нe бездушныйлик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В нeu есть любовь,в ней есть язык Тютчевскийэпитет точен, он особенно любил эпитеты золотой , лазурный .Тютчев – поэт колоссальных обобщений. В стихотворении Слезылюдские – слезы какие-то абстрактные, слезы скорби и горечи, одинаковы слезы нищего, как и слезы
вельможи Якубович . Хотясами стихи прекрасны. Интересен в любовной лирике так называемый денисьевский цикл Денисьева- его последняя любовь . Здесь в лирику поэта вошел конкретныйчеловек. Тютчев, по замечанию 3. Трудно назвать другого поэта, кроме Тютчева, в лирике которогочетко намечен индивидуальный женский образ. Правда, еще называютпоэта – Некрасова, который пишет панаевский цикл посвященныйПанаевой .
Отметим, что Тютчев пишет в прошедшем времени, Некрасов – в настоящем. НачавшаясяКрымская война нашла отклик и у Тютчева, особенно в письмах.Некрасов написал на военную тему стихотворение 14 июля 1854г. Любопытно, что многие считают это стихотворение написано Тютчевым.Оно выражает тютчевское восприятие событий.
Проблема народа,как такового, в 50-40 гг. XIX века Тютчева не занимает, но к концу50-х гг. в мировоззрении поэта намечаются радикальные изменения.Он пишет о прогнившей императорской власти, уподобляет судьбуРоссии кораблю, севшему на мель. И волна народной жизни в состоянииподнять его и пустить в ход . Что-то прогнило в королевстведатском писал Тютчев.
Отсюда и рождаются стихи Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского парода. Принцип веры был и навсегда остался живым для Тютчева Над этойтемною толпою Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда,свобода, Блеснет ли луч твой золотой Поэт уверен, что прибежищем
Бога на земле сталстрадающий народ. Носправедливо заметил Л. Гроссман, что Тютчев религиозным путем идет кпризнанию демократии . В 50-е годы Тютчев сближается с Некрасовым в изображении природы. Изумительнотютчевское стихотворение Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоиткак бы хрустальный
И лучезарны вечера В этой реальной осеки есть нечто от земли обетованной,от светлого царства. Неслучайны такие эпитеты, как хрустальный , лучезарный . Вто же времяобраз льющейся лазури – наглядная реальность хрусталя. Лишьпаутины тонкий волос – не только подмеченная деталь, реальнаяпримета, а служит восприятию всего огромного мира, вплоть дотонкой паутины. И эта гармоническая картина пира впервые у
Тютчевасвязана с трудовым крестьянским полем, с серпом и бороздой И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле. Тютчев не проникает в самую народную крестьянскуюжизнь, как Некрасовв Несжатой полосе , по это уже и не аллегория как у Хомяковав Труженике . Тютчев навсегда остается поэтом трагических духовных исканий.
Но он верит вподлинные ценности жизни Умом Россию нe понять, Apшином общим не измерить У нeй особенная стать – В Россию можно только верить. Для него дух идет дальше мысли, поэтому мыслью не понять Россию, но дух помогает верить в нее. Родинадля него не абстрактная отчизна. Вот здесь, в ощущении тайны народнойжизни, в надежде на нее, и близки
Тютчев и Некрасов. В 1915году Мережковский написал книгу Две тайны русской поэзии, Некрасови Тютчев , где утверждал это Две тайны русской поэзии Тютчеви Некрасов сходились, но во многом снова разойдутся, но сама этавера в Россию как Россию народную останется живой и для Некрасова,и для Тютчева навсегда.