–PAGE_BREAK–
Рис.2.: “Организационная структура управления
МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат””.
Директор Унитарного предприятия осуществляет текущее руководство всей деятельностью Унитарного предприятия, назначается на должность и освобождается от должности по согласованию с Главой администрации Дорогобужского района согласно заключённого контракта. В контракте также указываются права, обязанности и ответственность директора перед трудовым коллективом, условия оплаты его труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности. Трудовые правоотношения с директором устанавливаются на срок действия контракта. До истечения этого срока директор может быть освобождён от занимаемой должности по основаниям, предусмотренным договором или законодательством.
Согласно контракта директор Муниципального Унитарного предприятия “Верхнепечорский хлебокомбинат” имеет следующие права:
· самостоятельно определяет структуру органов управления производственных подразделений, затраты на содержание аппарата управления, профессионально-качественный состав рабочей силы; общее количество рабочих мест;
· без доверенности действовать от имени Унитарного предприятия, представлять его интересы во вне, заключает договоры, открывать в банках счета, является распорядителем кредитов;
· в пределах полномочий издает приказы, дает указания, которые обязательны для исполнения работниками предприятия, производит подбор и расстановку кадров, заключает договоры (контракты) с наемными работниками на выполнение работ, услуг и других видов деятельности, распределяет обязанности среди работников предприятия.
В целях оперативного решения вопросов производственного, социально-экономического характера все работники Унитарного предприятия делятся на две категории: администрацию, состоящую из руководителя предприятия, его заместителей, руководителей отделов, главного бухгалтера и трудовой коллектив, состоящий из всех остальных работников.
Между Администрацией Унитарного предприятия и трудовым коллективом заключен коллективный договор, который подписывается со стороны администрации директором Унитарного предприятия, а со стороны трудового коллектива — председателем профсоюзного комитета.
Отдел кадров осуществляет работу по комплектованию предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий и специальностей.
Экспедиция занимается отгрузкой готовой продукции. Эти подразделения находятся в непосредственном подчинении у заместителя директора по общим вопросам.
Экономист осуществляет руководство работой по экономическому планированию на предприятии по выявлению и использованию резервов производства с целью достижения наибольшей экономической эффективности, участвует в разработке мероприятий по ускорению темпов роста производительности труда, эффективности использования производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышение рентабельности производства и так далее.
В службу главного инженера входят главный энергетик, главный механик, лаборатория и начальник котельной. Главный энергетик обеспечивает бесперебойную работу, ремонт и модернизацию энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей, определяет потребность производства в топливно-энергетических ресурсах. Главный механик обеспечивает безаварийную и надежную работу всех видов оборудования. Начальник котельной осуществляет руководство котельной. Лаборатория выполняет анализы, испытания и другие виды работ при проведении исследований и разработок.
Коммерческий директор осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в области материально технического обеспечения, заготовки и хранения сырья, сбыта продукции на рынке и по договорам, транспортного и административно-хозяйственного обслуживания, обеспечивая эффективное и целесообразное использование материальных и финансовых ресурсов, снижение их потерь, ускорение оборачиваемости оборотных средств. Принимает меры по своевременному заключению хозяйственных и финансовых договоров с поставщиками и потребителями сырья и продукции.
1.4. ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ БУХГАЛТЕРИИ МУП “ВЕРХНЕПЕЧОРСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ”
Рис.3.: “Структура бухгалтерии МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат””
В обязанности главного бухгалтера МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” входит:
а) обеспечение рациональной организации бухгалтерского учёта и отчётности на предприятии;
б) организация учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
в) контроль правильного расходования денежных средств и материальных ценностей;
г) контроль за соблюдением строжайшего режима экономии и хозяйственного расчёта.
Кассир осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность. Получает по оформленным в соответствии с установленным порядком документам денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов. Ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком. Передает в соответствии с установленным порядком денежные средства инкассаторам. Составляет кассовую отчетность.
Бухгалтер по учету материалов осуществляет работу по обеспечению предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами и их рациональному использованию. Разрабатывает проекты перспективных и годовых планов материально-технического обеспечения предприятия, готовит расчеты и обоснование к ним. Определяет потребность предприятия и его подразделений в материальных ресурсах.
Бухгалтер по расчетам ведет учет расчетных операций:
– по оплате труда;
– с покупателями и заказчиками;
– с поставщиками и подрядчиками;
– с бюджетом, и так далее.
Бухгалтер по реализации продукции проверяет отчёты экспедиторов, производит разноску по накопительной ведомости хлебобулочного цеха, а также выписывает счета торгующим организациям.
Руководством Муниципального Унитарного предприятия “Верхнепечорский хлебокомбинат” в 2000 году в соответствии с “Положением по бухгалтерскому учёту”, утверждённым Министерством финансов Российской Федерации в 1998 года и “Положением о бухгалтерском учёте и отчётности в Российской Федерации”, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации в 1998 году был издан приказ об учётной политике, где установлен следующий порядок учёта всех видов операций:
1. Установить границу между основными средствами и средствами труда в обороте в сумме 50 размеров минимальных месячных оплат труда, установленной Законодательством на дату приобретения за единицу приобретения.
2. Предусмотреть, что следующие предметы, стоимостью не выше 50 размеров минимальных оплат труда подлежат учёту в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов:
-предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;
-специальные инструменты и специальные приспособления.
3. Установить следующий порядок отражения в бухгалтерском учёте процесса приобретения и заготовления материалов: с отражением на счёте 10 “Материалы” по фактической стоимости их приобретения.
4. Установить следующую оценку товаров: в розничной торговле – по продажным ценам; в оптовой торговле – по покупным ценам.
5. Установить учёт затрат на производство выпущенной продукции: расход сырья согласно заказов на продукцию, согласно спроса по средним ценам.
6. Установить следующий порядок учёта финансирования ремонта основных средств: путём отнесения всех фактических расходов на себестоимость отчётного периода.
7. Установить следующий порядок учёта выпуска готовой продукции: использовать методику “учётных цен” с последующим доведением до фактической себестоимости и отражение этих операций на счёте 40 “Готовая продукция”.
8. Установить следующий метод определения выручки от реализации:
– по мере отгрузки товаров и предъявлению покупателю расчётных документов по счёту 46 “Реализация готовой продукции”, то есть стоимость отгруженной продукции;
– выручка от реализации прочих активов по мере её оплаты (по мере поступления средств на расчётный счёт или кассу) по счёту 48 “Реализация прочих актив”;
– в целях налогообложения считать реализацию по отгрузке.
9. Предусмотреть следующий порядок и сроки проведения инвентаризации с 1 ноября по 31 декабря.
10. На основе плана счетов бухгалтерского учёта финансово — хозяйственной деятельности предприятия, утверждённой Министерством Финансов Российской Федерации, представлен рабочий план счетов организации.
На предприятии осуществляется учёт по журнально-ордерной форме, при этом оно может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учёта к специфике своей деятельности при соблюдении общих методологических принципов, установленных Положением о бухгалтерском учёте и отчётности в Российской Федерации.
1.5. АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МУП “ВЕРХНЕПЕЧОРСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ” Для того чтобы выяснить общее состояние дел на МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат”, в его производственно-технической, коммерческой, социальной, хозяйственно-финансовой сферах необходимо провести анализ основных технико- экономических показателей, который включает в себя анализ исходной информации, анализ производства и реализации (объёмов продаж продукции), анализ использования производственно-технической базы, анализ труда, его производительности и оплаты, анализ затрат и финансовых результатов, обобщённые данные анализа.
Анализ исходной информации
Этот анализ проводится с целью определения общего финансового состояния дел на предприятии. Источниками информации для анализа служат бухгалтерские отчёты и форма №2 “Отчёт о прибылях и убытках”.
Таблица 1
Исходные данные для анализа основных технико-экономических показателей МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” за 1999 -2000 гг.
Показатели
1999 год
2000 год
А
1
2
1.Производственная мощность, тонн
4745,00
5100,00
2.Выпуск продукции в натуральном выражении, тонн
452,00
1390,00
3.Товарная продукция, тысяч рублей
1832,00
6928,20
4.Реализованная продукция (объём продаж), тысяч рублей
1832,00
6928,20
5.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тысяч рублей
3671,00
4078,00
Продолжение таблицы 1 А
1
2
6. Численность работающих, человек
63,00
81,00
7.Направлено на оплату труда, тысяч рублей
729,00
1669,00
8.Полная себестоимость товарной продукции, тысяч рублей
1793,00
6852,00
9. Прибыль (убыток) до налогообложения, тысяч рублей
15,10
36,50
Производственную и коммерческую деятельности предприятия характеризуют показатели:
– выпуска продукции в натуральном выражении;
– товарная продукция;
– реализованная продукция.
Потенциальные производственные возможности предприятия можно оценить с помощью показателей производственной мощности и среднегодовой стоимости основных производственных фондов.
Эти данные позволяют рассчитать такие важные технико-экономические показатели как:
— коэффициент использования производственных мощностей;
— выпуск продукции на рубль стоимости основных производственных фондов.
Показатели среднегодовой численности работающих, объем денежных средств, направленных на оплату труда, характеризуют социальную сферу деятельности предприятия, а также позволяют рассчитать: фондовооруженность, производительность, среднемесячную заработную плату и соотношения между ними.
Результаты от реализации продукции, затраты на рубль реализованной продукции, рентабельность продукции в целом можно определить расчетным путем из показателей полной себестоимости товарной продукции, балансовой прибыли.
Основная цель анализа технико-экономического показателей — это комплексная оценка всех направлений деятельности предприятия.
Информация для технико-экономического анализа должна быть заранее подготовлена, проверена и должна соответствовать следующим требованиям:
1. все технико-экономические показатели были объединены в систему, должны соответствовать одному анализируемому периоду;
2. все стоимостные показатели должны иметь одинаковую размерность;
3. показатели “Товарной продукции”, “Реализованной продукции”, “Полной себестоимости товарной продукции”, “Прибыли по балансу” должны быть исчислены в текущих ценах;
4. если показатель “Выпуска продукции в натуральном выражении” представлен в натуральных единицах измерения, то и показатель “Производственной мощности” должен иметь ту же размерность и тот же временной период;
5. продукция, выработанная предприятием за анализируемый период, исчисленная в тоннах и др. единицах, и представленная в показателе выпуска продукции в натуральном выражении, должна быть в том же объеме и ассортименте, но исчисленная в рублях в показателе “Товарной продукции”;
6. если в системе технико-экономических показателей численность представлена за год, то и показатель “Направлено на оплату труда” должен быть годовым;
7. показатель “Среднегодовая стоимость основных производственных фондов” должен учитывать периодически проводимые переоценки.
Анализ производства и реализации продукции
продолжение
–PAGE_BREAK– Этот анализ проводится для того, чтобы определить, как организована производственная и коммерческая деятельность на предприятии. Для этого рассчитываются такие показатели как:
– средняя цена единицы продукции, представленная в натуральном выражении,
– реализованная продукция (объем ее продаж) в процентах к товарной продукции.
Таблица 2
Показатели, характеризующие производство и реализацию (продажу) продукции на МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” за 1999 – 2000 гг.
Показатели
1999 год
2000 год
Фактические данные к 1999году в процентах (раз)
1.Выпуск продукции в натуральном выражении, тонн
452,00
1390,00
3,08 раза
2. Товарная продукция, тысяч рублей
1832,00
6928,20
3,78 раза
3. Реализованная продукция (объем продаж), тысяч рублей
1832,00
6928,20
3,78 раза
4. Средняя цена тонны выпущенной продукции, рублей
4053,10
4984,20
122,97
5. Реализованная продукция (объем продаж) к товарной продукции в процентах
100,00
100,00
—
Из данных таблицы следует, что выпуск продукции в натуральном выражении в 2000 году составил 1390 тонн, что в 2,08 раз больше, чем в 1999 году. Это связано прежде всего с активной деятельностью предприятия по расширению рынков сбыта. Товарная продукция за анализируемый период увеличилась в 3,78 раза за счёт увеличения выпуска продукции в натуральном выражении и за счёт роста цен на производимую продукцию. Так за счёт роста цен стоимость товарной продукции увеличилась на:
(4984,2-4053,1)*1390=1294,2 тысяч рублей, а за счёт изменения выпуска продукции в натуральном выражении товарная продукция увеличилась на: (1390-452)*4053,1 = 3801,8 тысяч рублей
Так как продукция, выпускаемая МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” не имеет длительного срока хранения, то она реализуется сразу и полностью, поэтому товарная продукция равна реализованной.
Таким образом МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” за период с 1999 года по 2000 год сумело правильно организовать свою производственную и коммерческую деятельность.
Анализ использования производственно-технической базы
Этот анализ позволяет оценить в какой мере продукция, полученная с каждого рубля стоимости основных производственных фондов и предназначенная для реализации в анализируемом периоде востребовалась потребительским рынком.
Для этого рассчитываются:
— коэффициент использования производственных мощностей;
— среднегодовая стоимость основных производственных фондов в расчете на единицу производственной мощности (удельные и капитальные вложения);
— в расчете на 1 рубль стоимости основных производственных фондов:
а) Товарная продукция,
б) Реализованная продукция (объем ее продаж),
в) Прибыль от продажи продукции,
г) Прибыль (убыток) по балансу отчетного периода.
Таблица 3
Показатели, характеризующие использование производственно-технической базы на МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” за 1999 – 2000 гг.
Показатели
1999
2000
Фактические данные к 1999 году в процентах (раз)
А
1
2
3
1. Производственная мощность, тонн
4745,00
5100,00
107,48
2. Выпуск продукции в натуральном выражении, тонн
452,00
1390,00
3,08 раза
3. Коэффициент использования производственных мощностей, раз
0,10
0,27
—
4. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тысяч рублей
3671,00
4078,00
111,09
5.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов в расчете на 1 тонну производственной мощности, тысяч рублей
0,77
0,80
103,90
6. Товарная продукция, тысяч рублей
1832,00
6928,20
3,78 раза
7. Реализованная продукция (объем продаж), тысяч рулей
1832,00
6928,20
3,78 раза
8. Прибыль от продаж продукции, тысяч рублей
39,00
76,20
1,95 раза
9. Прибыль до налогообложения, тысяч рублей
15,10
36,50
2,46 раза
10. В расчете на 1 рубль стоимости основных производственных фондов, рублей:
— Товарная продукция
0,50
1,70
3,4 раза
— Реализованная продукция (объем ее продаж), тысяч рублей
0,50
1,70
3,4 раза
Продолжение таблицы 3 А
1
2
3
— Прибыль от продажи продукции, тысяч рублей
0,01
0,02
2 раза
-Прибыль до налогообложения, тысяч рублей
0,004
0,009
2,25 раза
За анализируемый период на предприятии МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” стали выпускать новые виды продукции, так же произошли преобразования, связанные с реконструкцией, в связи с этим на предприятии за анализируемый период увеличилась производственная мощность на 7,5 процента.
Показателем, характеризующим производственную активность предприятия, является товарная продукция в расчёте на 1 рубль стоимости основных производственных фондов, этот показатель в анализируемый период увеличился в 3,4 раза, что указывает на увеличение использования производственно- технической базы для выпуска товарной продукции.
Производственная деятельность увеличилась на 3,4*0,11=0,374=37,4 процента.
В анализируемый период наблюдается увеличение показателей реализованной продукции в расчёте на 1 рубль стоимости основных производственных фондов на 1,2 рубля или в 3,4 раза.
Скорректированное значение 3,4*0,11=0,374=37,4 процента.
Это также показывает на повышение рыночной активности использования производственно-технической базы на предприятии.
Анализ труда и его оплаты
Анализ труда и его оплаты проводится с целью определения эффективности использования труда (для этого рассчитывается производительность труда на одного рабочего), а также эффективность расходования средств на оплату труда для этого рассчитываются показатели в расчете на 1 рубль оплаты труда, такие как:
n Товарная продукция;
n Реализованная продукция;
n Прибыль (убыток) до налогообложения;
n Прибыль (убыток) от продажи продукции.
Таблица 4
Показатели, характеризующие приложение труда, его производительность и оплату на предприятии МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” за 1999-2000 гг.
Показатели
1999
2000
Фактические данные к 1999 году в процентах (раз)
А
1
2
3
1. Численность работающих, человек
63,00
81,00
128,57
2. Выпуск продукции в натуральном выражении, тонн
452,00
1390,00
3,08 раза
3. Товарная продукция, тысяч рублей
1832,00
6928,20
3,78 раза
4. Реализованная продукция, тысяч рублей
1832,00
6928,20
3,78 раза
5. Прибыль от продаж продукции, тысяч рублей
39,00
76,20
1,95 раза
6. Прибыль (убыток) до налогообложения, тысяч рублей
15,10
36,50
2,46 раза
7. В расчёте на 1-го работающего:
— выпуск продукции в натуральном выражении, тонн
7,18
17,16
2,39 раза
— товарная продукция, тысяч рублей
29,08
85,53
2,94 раза
— реализованная продукция, тысяч рублей
29,08
85,53
2,94 раза
— прибыль от продаж продукции, тысяч рублей
0,62
0,94
151,61
— Прибыль (убыток) до налогообложения, тысяч рублей
0,24
0,45
1,88 раза
8. Направлено на оплату труда, тысяч рублей
729,00
1669,00
2,29 раза
Продолжение таблицы 4 А
1
2
3
9. Среднемесячная оплата, рублей
964,29
1717,08
1,78 раза
10. В расчёте на 1 рубль оплаты труда, рублей:
— товарная продукция
2,51
4,15
165,34
— реализованная продукция
2,51
4,15
165,34
— прибыль от продаж продукции
0,05
0,05
–
— Прибыль (убыток) до налогообложения
0,02
0,02
—
На МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” в период с 1999 по 2000 год численность увеличилась на 29 процентов. Это связано с тем, что предприятие расширяется для выпуска новых видов продукции. При этом уровень производительности труда на предприятии увеличился в 1,39 раза. На это указывает показатель выпуска продукции в натуральном выражении на 1 работающего. В стоимостном выражении этот показатель увеличился на 56,45 тысяч рублей, то есть в 1,94 раза. Это связано со значительным ростом цен на производимую продукцию.
Из анализа видно, что на предприятии эффективно используют рабочую силу, в 2000 году в среднем на каждого рабочего было получено 0,94 тысячи рублей прибыли, что на 52 процента больше чем за аналогичный период прошлого года.
В 1999-2000 году наблюдается рост показателя эффективности расходования средств на оплату труда в расчете по товарной и реализованной продукции, а так же положительный итог использования средств на оплату труда, так на каждый затраченный рубль на оплату труда было получено 0,05 рублей прибыли от продаж и 0,02 рубля прибыли до налогообложения.
Анализ затрат и финансовых результатов
Сравнивая показатели полной себестоимости и затрат на 1 рубль продукции можно получить информацию о расходах предприятия за анализируемый период, показатели прибыли и рентабельности продукции характеризуют финансовые результаты.
Оценить затрат и финансовые результаты на предприятии можно с трех позиций: с точки зрения государственных, финансовых и налоговых органов (официальный подход); с точки зрения самого предприятия (подход предпринимателя); с точки зрения реальной хозяйственной действительности, т.е. фактических расходов в совокупных доходах. В этом случае совокупные доходы включают в себя прибыль и косвенные налоги уплаченные предприятию (общехозяйственный подход).
Таблица 5
Схема оценки затрат и финансовых результатов при анализе основных технико- экономических показателей на МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” за 1999-2000 гг.
№
Аналитические характеристики
Официальный подход
Подход предпринимателя
Подход общехозяйственный
А
1
2
3
4
1.
Выручка, тысяч рублей
1999 год
2000 год
Реализованная продукция (выручка от реализации нетто), то есть за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей
1832,00
6928,20
Реализованная продукция (выручка от реализации нетто), то есть за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей
1832,00
6928,20
Выручка (валовый доход от реализации продукции) Реализованная продукция + НДС, акцизы и другие обязательные платежи
2015,20
7621,20
Продолжение таблицы 5 А
1
2
3
4
2.
Затраты, тысяч рублей
1999 год
2000 год
Затраты на производство Реализованная продукция (сумма себестоимости реализации товаров, работ, услуг, коммерческих, управленческих расходов)
1793,00
6852,00
Полная себестоимость товарной продукции
1793,00
6852,00
Полная себестоимость товарной продукции
1793,00
6852,00
3.
Затраты на 1 рубль продукции
1999 год
2000 год
Затраты на 1 рубль реализованной продукции
0,98
0,99
Затраты на 1 рубль реализованной продукции
0,98
0,99
Затраты на 1 рубль выручки (валового дохода) от реализации продукции
0,89
0,90
4.
а)
Финансовые результаты
1999 год
2000 год
Прибыль (убыток) от продаж
39,00
76,20
Прибыль (убыток) от продаж
39,00
76,20
Прибыль (убыток) от продаж
222,20
769,20
б)
Прибыль (убыток) до налогообложения
1999 год
2000 год
Прибыль (убыток) до налогообложения
15,00
36,50
Прибыль (убыток) до налогообложения (скорректированный показатель)
15,00
36,50
Прибыль (убыток) до налогообложения (скорректированный показатель)
198,20
729,50
5.
Рентабельность продукции в целом, процент
1999 год
2000 год
Рентабельность продукции в целом
2,18
1,11
Рентабельность продукции в целом
2,18
1,11
Рентабельность продукции в целом
12,40
11,20
Из таблицы следует, что государство с одной стороны изымает в бюджет часть выручки в виде косвенных налогов, а с другой занижает издержки предприятия, увеличивая тем самым налогооблагаемую базу для изымания налога на прибыль.
Подход предпринимателя отличается реалистичностью, исходной информацией является показатель реализованной продукции и показатель полной себестоимости товарной продукции.
По данным таблицы 5 видно, что официальная оценка затрат на 1 рубль реализованной продукции за 2000 год не занижена, но завышен результат от реализации продукции (6841-6852) на 11 тысяч рублей, а финансовый результат по балансу на 16,64 тысяч рублей.
В итоге предприятие за 2000 год как для государства, так и с точки зрения самого предприятия является прибыльным и рентабельным.
Общехозяйственный подход исходит из цены, которую с учетом платежеспособного спроса и конкуренции готов заплатить и платит покупатель продукции предприятию.
Поэтому показатель выручки от реализации продукции (работ, услуг) включает в себя и суммы обязательных платежей в бюджет (налог на добавленную стоимость, акцизы).
В итоге сопоставляется валовый доход с полной себестоимостью товарной продукции, получаются финансовые результаты, которые включают в себя как собственную прибыль предприятия, так и налоговые платежи в бюджет.
Для общей характеристики технико-экономических показателей предприятия первоочередной интерес представляет подход со стороны предпринимателя, поэтому обобщим расчётные показатели в таблицу 6 по этому подходу.
Таблица 6
Показатели, характеризующие затраты и финансовые результаты хозяйственной деятельности МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат”
за 1999-2000 гг.
Показатели
1999 год
2000 год
Фактические данные к 1999 году в процентах (раз)
1. Реализованная продукция, тысяч рублей
1832,00
6928,20
3,78 раза
2. Полная себестоимость товарной продукции, тысяч рублей
1793,00
6852,00
3,82 раза
3. Затраты на 1 рубль реализованной продукции, тысяч рублей
0,98
0,99
101,02
4. Прибыль от продажи продукции, тысяч рублей
39,00
76,20
1,95 раза
5. Прибыль (убыток) до налогообложения (скорректированный показатель), тысяч рублей
15,10
36,50
2,46 раза
6. Прибыль (убыток) от продаж к прибыли до налогообложения (скорректированному показателю), процент
260,00
208,80
—
7. Рентабельность продукции в целом, процент
2,18
1,11
—
продолжение
–PAGE_BREAK–
В анализируемом периоде на предприятии МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” как следует из таблицы 6 наблюдается тенденция превышения показателем полной себестоимости товарной продукции показателя реализованной продукции (3,82-3,78) на 4 процента, затраты на 1 рубль реализованной продукции в 2000 году по сравнению с 1999 годом возросли на 2,06 процента и составили 99 копеек это свидетельствует о незначительном снижение эффективности затрат.
В 2000 году на каждый вложенный рубль МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” получил 1,41 копеек прибыли по сравнению с 1999 годом, этот показатель снизился на (1,11-2,18) на 1,07 процентов, а в расчете на весь объем затрат (6852*1,07)=73,32 тысяч рублей.
Между тем в целом финансовые итоги деятельности МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” в анализируемом периоде выразились в увеличении прибыли до налогообложения в 1,46 раз.
Обобщенные данные анализа
Итоговая система технико-экономических показателей предприятия включает в себя ранее рассмотренные экономические параметры, которые объединены в таблице 7.
Таблица 7
Основные технико-экономические показатели МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” за 1999-2000 гг.
Показатели
1999 год
2000 год
Фактические данные к 1999 году в процен- тах, (раз)
А
1
2
3
1.Производственная мощность, тонн
4745,00
5100,00
107,48
2.Выпуск продукции в натуральном выражении, тонн
452,00
1390,00
3,08 раза
3.Коэффициент использования производственных мощностей, раз
0,10
0,27
—
4.Товарная продукция, тысяч рублей
1832,00
6928,20
3,78 раза
5.Реализованная продукция (объём продаж), тысяч рублей
1832,00
6928,20
3,78 раза
6. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тысяч рублей
3671,00
4078,00
111,09
Продолжение таблицы 7 А
1
2
3
7. Реализованная продукция в расчёте на 1 рубль стоимости основных производственных фондов, рублей
0,50
1,70
3,4 раза
8. Численность работающих, человек
63,00
81,00
128,57
9. Реализованная продукция в расчёте на 1 работающего, тысяч рублей
29,08
85,53
2,94 раза
10.Среднемесячная заработная плата, рублей
964,29
1717,08
1,78 раза
11.Полная себестоимость товарной продукции, тысяч рублей
1793,00
6852,00
3,82 раза
12. Прибыль от продажи продукции, тысяч рублей
39,00
76,20
1,95 раза
13. Прибыль (убыток) до налогообложения, тысяч рублей
15,10
36,50
2,46 раза
14. Затраты на 1 рубль реализованной продукции, рублей
0,98
0,99
101,02
15. Рентабельность продукции в целом, процент
2,18
1,11
—
МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” в период с 1999 года по 2000 год сумело правильно организовать свою производственную и коммерческую деятельность. Выпуск продукции в натуральном выражении увеличился в несколько раз, это связано прежде всего с активной деятельностью предприятия по расширению рынков сбыта. Показатель товарной продукции возрос за счет увеличения выпуска в натуральном выражении и за счет роста цен на производимую продукцию. Производственная мощность за анализируемый период увеличилась за счет ввода в эксплуатацию второй линии по производству черного хлеба, но она на предприятия используется всего на 30 процентов. Наблюдается тенденция превышения показателем полной себестоимости товарной продукции показателя реализованной продукции (3,82-3,78) на 4 процента, затраты на 1 рубль реализованной продукции в 2000 году по сравнению с 1999 годом возросли на 2,06 процента и составили 99 копеек это свидетельствует о незначительном снижение эффективности затрат.
ГЛАВА 2. УЧЕТ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ 2.1.ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В составе имущества МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” большое место занимают внеоборотные активы.
Внеоборотные активы представляют собой часть имущества организации, которая участвует в замедленном кругообороте, то есть в течение длительного времени (более 12 месяцев).
К внеоборотным активам, которые размещаются в 1 разделе актива бухгалтерского баланса, относятся основные средства, капитальные и долгосрочные финансовые вложения и другие.
Производственно–хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, большая роль здесь принадлежит основным фондам. Это средства труда и материальные условия процесса труда, благодаря чему и осуществляется процесс
производства (деятельность предприятия).
Основные средства — часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ оказании услуг либо для управления организацией в течении периода, превышающего 12 месяцев.
Отличительной особенностью основных фондов является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды
они снашиваются постепенно и переносят свою стоимость на создаваемый продукт частями.
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств на МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” являются: правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы износа основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования.
Классификация основных средств
На МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по следующим признакам: отраслевому, назначению, видам, принадлежности, использованию.
Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.
По назначению основные средства предприятия подразделяются производственные и непроизводственные основные средства.
Производственные основные средства – это те средства, которые непосредственно участвуют в производственной деятельности организации, они переносят свою стоимость на вновь созданный продукт, то есть износ этой группы основных средств включается в издержки производства и обращения. К основным средствам производственного назначения относятся: машины, станки, аппараты, инструменты, а также здания основных и вспомогательных цехов, отделов и служб заводоуправления и так далее.
Непроизводственные основные средства не принимают непосредственного участия в производственной деятельности организации, не переносят свою стоимость на вновь созданный продукт, но без них не может развиваться производство. К таким средствам относятся: основные средства жилищно – коммунального хозяйства, поликлиник, медицинских пунктов, клубов, стадионов, детских садов и тому подобное.
По видам основные средства организации подразделяются на группы:
I. Здания.
II. Сооружения.
III. Передаточные устройства.
IV. Машины и оборудования, в том числе:
а) силовые машины и оборудование;
б) рабочие машины и оборудование;
в) измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование;
г) вычислительная техника;
д) прочие машины и оборудование.
V. Транспортные средства.
VI. Инструменты.
VII. Производственный инвентарь и принадлежности.
VIII. Хозяйственный инвентарь, и так далее.
Классификация основных средств по видам положена в основу их аналитического учета.
По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные, а по признаку использования — находящиеся в запасе, в эксплуатации, на консервации. Эта группировка обеспечивает исчисление сумм амортизации.
Оценка основных средств
На МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” основные средства в бухгалтерском учете и отчетности отражаются по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:
– изготовленных на самом предприятии, а так же приобретенных за плату у других организаций и лиц – исходя из фактических затрат по возмещению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;
– внесенные учредителями в счет их вклада в уставный капитал – по договоренности сторон;
– полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа – по рыночной стоимости на дату оприходования и так далее.
Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случае достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.
Остаточная стоимость основных средств определяется вычислением из первоначальной стоимости износа основных средств.
С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически осуществлять переоценку основных средств и определять восстановительную стоимость.
Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях. Переоценка основных фондов по восстановительной стоимости производится по соответствующим решениям Правительства.
2.2 АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА МУП «ВЕРХНЕПЕЧОРСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»
Учет основных средств (фондов) организуется централизованно в бухгалтерии предприятия по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Под инвентарным объектом понимается законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, относящимися к данному объекту.
По отдельным классификационным группам основных средств инвентарным объектом считается:
по зданиям – каждое здание с его внутренними устройствами (система отопления, водогазопровод, канализация, вентиляционные устройства) и надворные постройки (сарай, забор и другие);
по сооружениям – каждое обособленное сооружение с устройствами, составляющими с ним органическое целое (мост вместе с опорами, фермами, подъездами и подходами к нему);
по передаточным устройствам – каждое самостоятельное устройство, не являющееся составной частью здания или сооружения;
по силовым машинам и оборудованию – каждая силовая машина с фундаментом и всеми приспособлениями к ней и принадлежностями, приборами и индивидуальным ограждением;
по рабочим машинам и производственному оборудованию – каждый станок или аппарат, включая входящие в его состав приспособления, принадлежности и приборы, ограждение, а также фундамент, на котором смонтирован инвентарный объект;
по транспортным средствам – каждый объект транспортных средств с включением относящихся к нему приспособлений и принадлежностей (автомобиль грузовой, включая запасные колеса с камерой и покрышкой и комплект инструмента);
по инструментам и инвентарю – каждый предмет, который имеет самостоятельное назначения и не является составной частью какого–либо инвентарного объекта (машины, станка, аппараты и тому подобное).
Для обеспечения контроля за сохранностью основных фондов (средств) каждому инвентарному объекту присваивается соответствующий номер. Так, инвентарные номера зданий начинаются с 001 по 099; сооружений – с 100 по 199; передаточных устройств – с 200 по 299 и так далее.
Инвентарный номер, присвоенный объекту, проставляется на объекте и в первичных документах и сохраняется на весь период его нахождения на данном предприятии. В случае выбытия объекта его инвентарный номер не присваивается вновь поступившим объектам.
Поступление основных средств оформляется актом типовой формы № ОС–1. Акт составляется на каждый объект, к нему прилагается техническая документация на данный объект, которая после открытия бухгалтерией инвентарной карточки передается в соответствующий отдел, цех предприятия по месту эксплуатации. Акт приемки и передачи основных средств составляется двумя сторонами – принимающей объект и передающей, с указанием времени вступления в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа.
Учет основных средств организуют так, чтобы можно было установить наличие основных средств по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения и источникам их приобретения.
Это обеспечивается аналитическим учетом основных средств на карточках, открываемых для каждого инвентарного объекта, и синтетическим учетом в целом по счету 01 “Основные средства”. Установлено несколько типовых форм таких карточек: ф. № ОС–6–для зданий и сооружений; ф. № ОС–7–для машин, оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря; ф. № ОС–8–для животных и многолетних насаждений; ф. № ОС–9–для группового учета основных средств.
Заполняются инвентарные карточки и инвентарные книги на основе первичных документов–актов (ОС–6–ОС–9), технических паспортов и прочей документации. Затем инвентарные карточки
регистрируются в специальных описях типовой ф. № ОС–Ю, записи в которые производятся по классификационным группам основных средств (фондов).
Зарегистрированные в описи карточки помешают в картотеку основных средств. В картотеке их группируют по отраслевым классификационным группам, а внутри групп – по местам нахождения, эксплуатации и по видам. Карточки недействующих основных средств группируют отдельно.
Выбытие основных средств оформляют актом и отражают в инвентарной карточке, а затем ее изымают из картотеки.
Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и перемещенные внутри предприятия основные средства после соответствующих записей до конца месяца не раскладывают, а хранят отдельно. Это необходимо для того, чтобы на основе этих карточек можно было составить расчеты амортизации основных средств. По окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным
видам основных средств. Обороты по поступлению и выбытию по каждому виду основных средств суммируются и записываются в карточку учета движения основных средств.
По данным карточек составляют оборотную ведомость движения основных средств, итоги которой, сверенные с итогами Главной книги, служат основанием для составления отчетности о наличии и движении основных средств.
Перемещение основных средств из одного цеха и участка в другие в пределах предприятия осуществляется по распоряжению руководителя предприятия и оформляется накладной (ф. № ОС–2). Накладная выписывается в двух экземплярах при передаче основных средств из запаса в эксплуатацию и из цеха в цех, отдел и так далее. Бухгалтерия на основании первого экземпляра осуществляет запись в инвентарной карточке и перекладывает ее по месту нового нахождения, эксплуатации. Сдатчик на основании 2–ого экземпляра накладной отмечает в инвентарном списке о выбытии объекта.
Причинами выбытия основных средств из предприятия могут быть: ликвидация инвентарного объекта полностью при разборке или демонтаже в силу ветхости и износа, а также уничтожения при стихийных бедствиях и так далее; ликвидация части инвентарного объекта в связи с его перестройкой, переоборудованием, модернизацией; передача основных средств другим предприятиям.
Для определения непригодности к дальнейшему использованию тех или иных основных средств на предприятии создается постоянно действующая комиссия.
Ликвидацию объектов (слом, разборку, демонтаж) комиссия оформляет актом о ликвидации основных средств. На основании акта, утвержденного руководителем предприятия, бухгалтерия отмечает в инвентарной карточке и в описи инвентарных карточек дату выбытия объекта и номер акта о ликвидации.
продолжение
–PAGE_BREAK–Акт является основанием для сдачи на склад оставшихся в результате ликвидации запасных частей, материалов, металлолома и тому подобное. Затраты по ликвидации объекта (разборка, снос, перевозка) также указываются в акте. Бухгалтерия обрабатывает этот акт с выявлением результатов от ликвидации объекта.
Основные средства передаются другим предприятиям безвозмездно по распоряжению вышестоящей организации по первоначальной стоимости с одновременной передачей сумм начисленного износа на полное восстановление. Передачу оформляют актом приемки–передачи основных средств (ф. № ОС–1).
На основании акта осуществляют запись о выбытии в инвентарной карточке переданного объекта и отметку в описи инвентарных карт.
2.3 СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА МУП «ВЕРХНЕПЕЧОРСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»
Синтетический учет Основных средств на МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” осуществляется на следующих счетах:
01 “Основные средства”
02 “Износ основных средств”
47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”
Счет 01 “Основные средства” предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или принятых для эксплуатации на правах аренды. Этот счет по отношению к балансу является активным и размещается в первом разделе актива баланса, а по содержанию относится к группе инвентарных счетов. По его дебету учитывается остаток и поступления, а по кредиту – выбытие основных средств.
Оприходованные основные средства, внесенные учредителями в счет их вклада в уставный капитал, оформляются следующей бухгалтерской проводкой:
Дебет счета 01 “Основные средства”
Кредит счета 75 “Расчеты с учредителями”
Основные средства приобретенные за плату у других предприятий или лиц, а также созданные на самом предприятии отражают по Дебету счета 01 “Основные средства” и Кредиту счета 08 “Капитальные вложения”.
Основные средства, поступившие от других организаций и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственных органов отражаются по Дебету счета 01 “Основные средства” и Кредиту счета 80 “Прибыли и убытки” (по основным средствам производственного назначения) и счета 88 “Не распределенная прибыль (не покрытый убыток)” (по основным средствам не производственного назначения).
Для обобщения информации о выбытии основных средств и определения финансового результата от данных операций на предприятии используется счет 47 “Реализация и прочие выбытия основных средств”. По Дебету счета отражается первоначальная стоимость выбывших объектов и расходы, связанные с их выбытием, по Кредиту – суммы износа, выручка от реализации имущества, стоимость материальных ценностей, поступивших в связи со списанием имущества по цене возможного использования.
Финансовый результат – прибыль или убыток от списания основных средств – разница между оборотами по Дебету и Кредиту счета 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств»: при превышении оборота по Кредиту – прибыль – списывается: по Дебету 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и Кредиту счета 80 «Прибыли и убытки».
Превышение оборота по Дебету – составит убыток:
Дебет счета 80 “Прибыли и убытки”
Кредит счета 47 “Реализация и прочие выбытия основных средств”.
При поступлении оборудования, требующего монтажа, его оприходуют по фактической себестоимости приобретения по Дебету счета 07 «Оборудование к установке» и Кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и других счетов.
При строительстве объектов подрядным способом заказчик передает оборудование для монтажа строительной организации по акту передачи оборудования. При этом оборудование продолжает учитываться на счете 07 «Оборудование к установке».
После сдачи строительной организацией оборудования в монтаж на основание справок о выполненных работах или актах инвентаризации незавершенного производства строительных работ стоимость оборудования списывают у заказчика с Кредита счета 07 «Оборудование к установке» в Дебет счета 08 «Капитальные вложения».
При осуществлении строительно – монтажных работ хозяйственным способом переданное в монтаж оборудование списывают с Кредита счета 07 «Оборудование к установке» в Дебет счета 08 «Капитальные вложения».
Учет износа основных средств
Учет износа основных средств ведется на счете 02 “Износ основных средств”. На нем же учитывается износ, ежемесячно начисляемый исходя из норм амортизации на полное восстановление основных фондов. По отношению к балансу этот счет пассивный. По кредиту счета учитываются остаток и начисление износа, а по дебету –списание износа.
Счет 02 “Износ основных средств” имеет два субсчета:
02-1 “Износ собственных основных средств”
02-2 “Износ имущества, сданного в лизинг”
Износ основных средств представляет собой одну из статей затрат, поэтому при наличии износа дебетуют счета издержек производства и обращения и кредитуют счет 02 “Износ основных средств”
Во всех случаях выбытия основных средств списывается износ, сумма которого рассчитывается за весь период эксплуатации и не должна быть выше первоначальной стоимости списываемого объекта. При этом составляется бухгалтерская запись:
Дебет счета 02 “Износ основных средств”
Кредит счета 47 “Реализация и прочие выбытие основных средств”
Учет ремонта основных средств
Ремонт основных средств необходим для поддержания их в рабочем состоянии. Своевременно произведенный ремонт обеспечивает ритмичность работы предприятия, сокращает простои, увеличивает срок службы основных средств.
По объему и характеру ремонтных работ различают два вида ремонтов–текущий и капитальный.
По способу проведения ремонт подразделяется на два вида: подрядный и хозяйственный. При подрядном способе ремонт осуществляется силами и средствами подрядной строительной или ремонтной организации. При хозяйственном способе ремонт проводится собственными силами и средствами предприятия.
На МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” расходы по ремонту основных средств относятся на затраты продукции того периода, в котором они возникли.
Фактические расходы связанные с проведением или оплатой работ по ремонту основных средств, организация относит прямо на счета издержек производства и обращения (счет 20 “основное производство” и другие) с кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов. На счетах издержек производства и обращения расходы по ремонту основных средств отражаются по соответствующим элементам затрат (материальные затраты, расходы на оплату труда и другие).
Инвентаризация основных средств
Цель инвентаризации–выявить фактическое наличие и качественное состояние основных фондов предприятия, проверить техническую документацию (паспорт, характеристику, проекты и тому подобное), уточнить данные бухгалтерского учета, то есть проконтролировать сохранность социалистической собственности.
Положением о бухгалтерских отчетах и балансах установлено, что инвентаризация основных средств должна проводиться не реже одного раза в год перед составлением годового отчета, не позднее 1 ноября.
Инвентаризацию проводит комиссия, назначенная приказом руководителя предприятия. В задачу комиссии входит и проверка правильности использования и хранения основных средств. Она должна выявить ненужные предприятию машины, оборудование и другие основные средства и составить по ним отдельные ведомости. В результате проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись.
Инвентаризационная опись основных средств составляется в одном экземпляре комиссией по каждому местонахождению ценностей и должностному лицу, ответственному за сохранность основных средств. Опись подписывается комиссией, материально ответственными лицами и передается в бухгалтерию.
2.2. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” осуществляет свои капитальные вложения не только путем приобретения основных средств, строительства новых и реконструкции действующих объектов, но и путем приобретения нематериальных активов.
Нематериальные активы представляют собой затраты организации в нематериальные объекты, принадлежащие ей на правах собственности, используемые в течение длительного времени (свыше 12 месяцев) в производственной, коммерческой и иной деятельности и приносящие доходов.
Затраты в нематериальные активы носят характер капитальных вложений и должны окупаться в течение определенного времени за счет дополнительной выручки, дополнительной прибыли, снижения себестоимости готовой продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Это объясняется тем, что использование нематериальных активов должно положительно влиять на финансовые показатели производственной, коммерческой и иной деятельности организации.
Классификация нематериальных активов
По общим признакам нематериальные активы можно классифицировать по четырем группам:
1. Отсутствие вещественных материальных форм;
2. Использование в течение длительного времени;
3. Способность приносить пользу организации;
4. Высокая степень определенности с получением будущей прибыли.
Объекты интеллектуальной собственности разделяют на два вида: регулируемые патентным правом (объекты промышленной собственности) и регулируемые авторским правом.
Правовое регулирование объектов промышленной собственности осуществляется Патентным законом РФ от 23.09.92 г. за № 3517-1, Законом РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Российской Федерации” от 23.09.92 за № 3520-1, а также подзаконными нормативными актами, регулирующими процедуру оформления и регистрации объектов, размеры пошлин и иные вопросы.
Патентное право охраняет содержание произведения. Для охраны объектов промышленной собственности необходима их регистрация по установленной процедуре в соответствующих органах. Перечень объектов, охраняемых патентным правом, исчерпывающий. К объектам, регулируемым патентным правом относят:
– изобретение, если оно является новым и промышленно применимо или является известным устройством, способом, но имеет новое применение;
– промышленный образец – художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид;
– Полезная модель – конструктивное выполнение составных частей;
– Товарный знак и знак обслуживания – обозначения, позволяющие различать соответственно однородные товары и услуги разных юридических лиц или физических лиц;
– Наименование места происхождения товара – название географического объекта, используемого для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными и (или) людскими факторами;
– Фирменное наименование – индивидуальное название юридического лица;
– “Ноу-хау” — информация технического, организационного, служебного или коммерческого характера, имеющая коммерческую ценность в связи с неизвестностью ее третьим лицам.
Правовое регулирование объектов авторским правом осуществляется в соответствии с Законом РФ “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных” от 23.09.92 г. за № 3523-1, Законом РФ “О правовой охране топологий интегральных микросхем” от 23.09.92 за № 3526-1, Законом РФ “Об авторском праве и смежных правах” от 9.07.93 за № 5351-1.
К объектам, регулируемым патентным правом относят:
– Программа для ЭВМ, а также подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы;
– База данных;
– Топология интегральных микросхем;
– Другие произведения науки, литературы и искусства;
– Лицензии, дающие право заниматься определенным видом деятельности, если они выдаются на срок более 1 года.
Права пользования природными ресурсами составляют право пользования земельным участком, недрами и право на геологическую и другую информацию о недрах.
Отложенные затраты – организационные расходы и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).
Организационные расходы состоят из затрат организации в период ее создания до момента регистрации.
Расходы по НИОКР – затраты на осуществление или приобретение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью совершенствования техники, технологии, организации производства и управления. Примечание: затраты по НИОКР, выполняемые для других организаций, рассматриваются как коммерческие операции и в состав нематериальных активов не включаются.
Цена фирмы – разница между стоимостью фирмы как единого, целостного имущественно — финансового комплекса, имеющего определенную репутацию, и балансовой стоимостью имущества этой фирмы.
МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” обладает нематериальными активами такими как:
— Товарный знак – это обозначение, позволяющее различать соответственно однородные товары и услуги разных юридических или физических лиц.
Правовая охрана товарного знака осуществляется на основе свидетельства Патентного ведомства, удовлетворяющего приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Свидетельство выдается на срок 10 лет и может продлеваться каждый раз на этот же срок.
-Программное обеспечение – объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств.
Оценканематериальных активов
На МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” оценка нематериальных активов осуществляется в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Нематериальные активы отражаются в учете по первоначальной и остаточной стоимости, отдельно учитывается амортизация нематериальных активов.
Первоначальная стоимость определяется для объектов:
1) внесенных в счет вкладов в уставной капитал – по согласованной стоимости;
2) полученных безвозмездно от других организаций и лиц – экспертным путем;
3) приобретенных за оплату у других организаций и лиц – по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведению их до состояния пригодного к использованию.
продолжение
–PAGE_BREAK–Первоначальная стоимость выявляется в момент ввода объекта в действие и остается неизменной в течение всего срока нахождения нематериальных активов на предприятии.
Бухгалтерский учет нематериальных активов на МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” осуществляется в целях обеспечения контроля за их наличием и сохранностью с момента приобретения до момента выбытия, правильное и своевременное исчисление износа, получение сведений для правильного расчета налогов, перечисляемых в бюджет и так далее.
Синтетический учет нематериальных активов
Для учета нематериальных активов на МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” используется счет 04 “ Нематериальных активы ”. Этот счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих предприятию на правах собственности.
Аналитический учет по счету 04 ведется по видам и отдельным объектам нематериальных активов.
При наличии в организации нескольких видов нематериальных активов значительной стоимости целесообразно для каждого вида активов, принятой в организации, например:
04-1 “Объекты интеллектуальной собственности”;
04-2 “Права пользования природными ресурсами”;
04-3 “Отложенные затраты”;
04-4 “Цена фирмы”;
04-5 “Прочие объекты”.
Организация аналитического учета нематериальных активов должна быть построена применительно к требованиям заполнения раздела 4 “Состав нематериальных активов на конец года” форма № 5 “Приложение к балансу предприятия” годового отчета по группам нематериальных активов.
Счет 04 “Нематериальные активы” корреспондирует со счетами:
по дебету:
08 Капитальные вложения
50 Касса
51 Расчетный счет
52 Валютный счет
55 Специальные счета в банках
75 Расчеты с учредителями
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
87 Добавочный капитал
88 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
по кредиту:
06 Долгосрочные финансовые вложения
48 Реализация прочих активов
58 Краткосрочные финансовые вложения
87 Добавочный капитал
Расходы по приобретению нематериальных активов относятся к долгосрочным инвестициям и отражаются по дебету счета 08 “Капитальные вложения” с кредита расчетных, материальных и других счетов. После принятия на учет нематериальных активов их отражают по дебету счета 04 “Нематериальные активы” с кредита счета 08 “Капитальные вложения”.
Нематериальные активы, внесенные учредителями в качестве вклада в уставный капитал, предприятие оприходует по дебету счета 04 “Нематериальные активы” с кредита счета 75 “Расчеты с учредителями”, субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал».
По дебету счета 08 “Капитальные вложения” с кредита счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” или 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” с последующим оприходованием по дебету счета 04 “Нематериальные активы” с кредита счета 08 “Капитальные вложения”, так оформляется поступление нематериальных активов в порядке бартера.
Основными видами выбытия нематериальных активов с предприятия являются:
4) их реализация (продажа);
5) безвозмездная передача;
6) списание вследствие непригодности;
7) передача в счет вклада в уставные капиталы других организаций;
8) списание после окончания срока полезного использования.
Независимо от причины любое выбытие нематериальных активов получает отражение на активно-пассивном счете 48 “Реализация прочих активов”. В дебет счета 48 “Реализация прочих активов” списывают первоначальную стоимость выбывающих нематериальных активов, расходы, связанные с их выбытием, сумму налога на добавленную стоимость по реализуемым активам; по кредиту счета 48 “Реализация прочих активов” списывают износ по выбывающим активам, сумму выручки от реализации или другого дохода от выбытия нематериальных активов.
Финансовый результат от выбытия нематериальных активов списывают со счета 48 “Реализация прочих активов” на счет 80 “Прибыли и убытки”. При этом:
— если сумма выручки от реализации нематериальных активов превышает остаточную их стоимость и расходы, связанные с выбытием, то разницу списывают в дебет счета 48 “Реализация прочих активов” и кредит счета 80 “Прибыли и убытки”.
если остаточная стоимость выбывших нематериальных активов не возмещается выручкой от их реализации, то разницу между ними списывают с кредита счета 48 “Реализация прочих активов” в дебет счета 80 “Прибыли и убытки”.
Кроме того, для учета нематериальных активов предназначен счет 19 — “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”, субсчет 2 – “Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам”
В соответствии с изменениями и дополнениями № 6 от 31.05.95 года к Инструкции ГНС о Налоге на добавленную стоимость от 1.05.95 года учет налога на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам осуществляется на счете 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям”, субсчет 2 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам” и 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по налогу на добавленную стоимость”. По приобретенным нематериальным активам сумму налога на добавленную стоимость отражают по дебету счета 19-2 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам” и кредиту счетов 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”,76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” и других. Ежемесячно после оплаты и принятия на учет нематериальных активов сумма налога на добавленную стоимость списывается в течение 6 месяцев равными долями с кредита счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям” в дебет счета 68 “Расчеты с бюджетом”.
При приобретении нематериальных активов для непроизводственных нужд сумму уплаченного налога на расчеты с бюджетом не относят и покрывают за счет соответствующих источников финансирования (списывают с кредита счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям” в дебет счетов 29 “Непромышленные производства и хозяйства”, 88 “Нераспределенная прибыль (Непокрытый убыток)”, 96 “Целевые финансирования и поступления”).
Если же нематериальные активы, приобретенные для производства продукции, освобожденной от налога на добавленную стоимость, то уплаченный при этом налог на добавленную стоимость включается в первоначальную стоимость нематериальных активов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации “О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации” от 21.07.95 года № 746 в 1996 году суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении нематериальных активов, вычитаются из сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих взносу в федеральный бюджет, в момент принятия на учет приобретенных нематериальных активов.
Учет амортизации нематериальных активов
Для учета амортизации нематериальных активов на МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” применяется счет 05 “Амортизация нематериальных активов”, который предназначен для обобщения информации о накопленных амортизационных отчислениях по объектам нематериальных активов, принадлежащих предприятию на правах собственности и по которым проводится погашение стоимости. Счет 05 – (пассивный, регулирующий). Он не находит своего отражения в бухгалтерском балансе, так как нематериальные активы отражаются в активе баланса по остаточной стоимости.
Аналитический учет по счету 05 ведется по видам и отдельным объектам нематериальных активов.
Счет 05 “Амортизация нематериальных активов” корреспондирует со счетами:
по дебету:
48 Реализация прочих активов
по кредиту:
08 Капитальные вложения
20 Основное производство
23 Вспомогательные производства
25 Общепроизводственные расходы
26 Общехозяйственные расходы
29 Обслуживающие производства и хозяйства
31 Расходы будущих периодов
43 Коммерческие расходы
44 Издержки обращения
79 Внутрихозяйственные расходы
80 Прибыли и убытки
На МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” амортизация начисляется линейным методом. Сущность этого метода состоит в том, что исходя из срока полезного использования объекта нематериальных активов определяется годовая норма амортизации. На основе годовой нормы амортизации и первоначальной стоимости объектов нематериальных активов устанавливаются годовые и месячные суммы амортизации, равномерно относимые на издержки производства и обращения в течение полезного срока их использования.
Инвентаризации нематериальных активов
Целями инвентаризации нематериальных активов являются:
-выявление фактического наличия нематериальных активов;
-сопоставление фактического наличия нематериальных активов с данными бухгалтерского учета;
-проверка полноты отражения в учете.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций нематериальных активов обязательно:
при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.
при смене материально-ответственных лиц (на день приемки- передачи дел);
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
При инвентаризации нематериальных активов проверяют:
– наличие документов, подтверждающих права организации на его использование;
-правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.
Учет капитальных вложений
Под капитальными вложениями следует понимать затраты, связанные с обновлением и увеличением количественных и качественных параметров (модернизация, реконструкция) объектов основных средств.
Капитальные вложения, как и основная деятельность предприятия осуществляется за счет собственных источников (прибыли), а в недостающих суммах затраты покрывают за счет кредитов банков и займов.
Капитальные вложения способствуют расширению основного производства, совершенствованию технологии производства готовой продукции, снижению ее себестоимости, повышению производительности труда и в конечном итоге получению большей массы прибыли, которая, в свою очередь, в большей сумме может быть направлена на капитальное вложения.
Бухгалтерский учет капитальных вложений ведется на счете 08 “Капитальные вложения”. По своему отношению к балансу этот счет является активным: по дебету учитываются затраты на капитальные вложения, а по кредиту – списание затрат при оприходовании основных средств. Записи производят нарастающим итогом с начала года.
В плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности МУП “Верхнепечорский хлебокомбинат” к счету 08 “Капитальные вложения” открыты следующие субсчета:
08-1 “Строительство объектов основных средств”
08-2 “Приобретение отдельных объектов основных средств”
08-3 “Затраты, не увеличивающие стоимости основных средств”
08-4 “Приобретение нематериальных активов”
Синтетический учет ведется в Главной книге в обобщенном виде и в денежном выражении. Аналитический учет ведется по видам и составу капитальных вложений в следующих учетных регистрах:
— в ведомости №18 – Учет затрат по незаконченным и несданным работам; учёт затрат отчётного периода и с начала года, а также учёт затрат по введённым в эксплуатацию отдельным объектам основных средств.
— в ведомости №18-1 – Учёт затрат, составляющих первоначальную стоимость, сданных в эксплуатацию объектов основных средств по видам.
— в журналах-ордерах №10-1,13,16 – Учёт обобщённых данных по капитальным вложениям.
На субсчёте 08-1 “Строительство объектов основных средств” учитываются затраты на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов основных средств, осуществляемая как подрядным, так и хозяйственным способом.
По субсчетам 08-2 “Приобретение отдельных объектов основных средств” и 08-4 “Приобретение нематериальных активов” учитываются затраты, связанные с приобретением основных средств и нематериальных активов.
По субсчёту 08-3 “Затраты не увеличивающие стоимости основных средств” учитываются расходы отдельно от затрат на строительство объектов, определяющих их стоимость, эти затраты предусматриваются в сметных расчётах стоимости строительства.
Новые методические положения по учету внеоборотных активов
Предприятие, его проблемы и пути их разрешения, тактика и стратегия выживания, реальная эффективность хозяйственной деятельности и вытекающие от сюда задачи – вот стоит сегодня в центре внимания и требует самого тщательного анализа. Современное решение этих задач важно только при условии органичного заимствования выработанного десятилетиями хозяйствования опыта организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях развитой рыночной экономики.
Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности была принята постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Бухгалтерский учет основных средств в современных условиях регламентируется Положением по бухгалтерскому учету основных средств, разработанным в соответствии с действующими нормами финансовой отчетности, закрепленными в международных стандартах: LAS 4 “Учет амортизации”, LAS 16 “Основные средства”, LAS 17 “Учет аренды” и так далее. Использование действующих методических принципов международных стандартов относится прежде всего к оценке, способам начисления амортизации и другим аспектам бухгалтерского учета основных средств.
Основные средства как средства труда представляют собой часть имущества, используемую при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг.
Для достижения единообразия в построении учета и отчетности по основным средствам и возможности статистического обобщения данных об их наличии и движении в масштабе отраслей хозяйства и экономики Российской Федерации в целом используется научно обоснованная типовая классификация основных средств, представленная Общероссийским классификатором основных средств (ОКОФ), введенным с 1 января 1996 года. Он разработан в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
В связи с необходимостью дальнейшего реформирования отечественного бухгалтерского учета в соответствии с международной практикой, принятой в странах с развитой рыночной экономикой и совершенствование методик отражения фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета Министерством финансов России (приказом от 31.10.2000 года) был утвержден новый план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации.
В соответствии с приказом переход на новый план счетов разрешено осуществлять в течение 2001 года по мере готовности организации.
В пояснениях к синтетическим счетам 1 раздела “Внеоборотные активы” плана счетов есть изменения в методологии бухгалтерского учета внеоборотных активов.
В пояснениях к счету 01 “Основные средства” определено, что объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Затраты, ранее считавшиеся затратами, не увеличивающими стоимость объектов основных средств, включаются в первоначальною стоимость объектов основных средств при принятии этих объектов к бухгалтерскому учету.
Объекты недвижимости, а также объекты, права собственности на которые не зарегистрированы в едином государственном реестре, не могут быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств. Указанные объекты до момента регистрации права собственности должны отражаться на счете 08 “Вложения во внеоборотные активы”.Подобный порядок распространяется также на объекты транспортных средств до их регистрации в государственных авто инспекциях (ГИБДД).
продолжение
–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK–