–PAGE_BREAK–1.4 Участие прокурора в суде первой инстанции по гражданским делам
Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в судах первой инстанции — существенная гарантия всестороннего, полного и объективного исследования судом фактических обстоятельств, а также вынесения судом законного и обоснованного решения. Однако не все вопросы участия прокурора достаточно полно регламентированы в действующих нормативных правовых актах.
Так, ГПК (ст. 83) предусматривает, что участие прокурора в судебном разбирательстве обязательно:
– в случаях, когда дело возбуждено по заявлению прокурора, а также когда необходимость участия прокурора в данном деле признана судом;
– в иных случаях, предусмотренных ГПК и другими актами законодательства.
Ни ГПК, ни Генеральный прокурор Республики Беларусь не обязывают прокуроров принимать участие по каждому без исключения гражданскому делу. В этом и нет процессуальной необходимости, так как многие дела по своей фактической стороне не представляют собой особой сложности.
Прокурор вправе принять участие в рассмотрении любого гражданского дела, в то же время он обязан принять участие в процессе, если это будет признано необходимым судом (ст. 83 ГПК). По этому поводу суд выносит специальное определение, которое обязательно к исполнению прокурором. В случае неявки прокурора без уважительных причин суд сообщает об этом вышестоящему прокурору (ч. 12 ст. 282 ГПК).
ГПК устанавливает обязательное участие прокурора при рассмотрении в судах дел:
– по жалобам на неправомерные действия избирательных комиссий (ст. 342 ГПК);
– о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим (ст. 370 ГПК);
– о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным (ст. 375 ГПК);
– о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности (ст. 376 ГПК);
– при направлении гражданина принудительно на судебно-психиатрическую экспертизу по делу о признании недееспособным (ст. 374 ГПК).
Кроме того, согласно ст. 80,84,85,122,137 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье’ (далее — КоБС) дела о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, отобрании ребенка, об усыновлении ребенка, отмене усыновления рассматриваются в суде с обязательным участием прокурора.
Прокуроры обязаны принимать обязательное участие в судебном разбирательстве гражданских дел, если такое участие предусмотрено законом, признано необходимым судом, а также дел о восстановлении на работе, выселении без предоставления жилого помещения, об освобождении имущества из-под ареста (исключении из акта описи). Прокурор обязан также принимать участие в рассмотрении дел, возбужденных по его инициативе.
По делам других категорий прокурор принимает участие исходя из актуальности дела, его сложности, общественного и социального значения.
Следует, однако, отметить, что ни ГПК, ни Закон о прокуратуре, ни приказ Генерального прокурора не определяют механизм вступления прокурора в процесс, когда он сам посчитает необходимым обязательно участвовать в деле. Если воспринять возможность прокурора по своей инициативе участвовать в деле как реальную, то такой механизм нужен. Тем более что ст. 81 ГПК предоставляет ему право вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан.
Одним из существенных недостатков в деятельности прокуроров является то, что «некоторые из них своим участием в суде не способствуют суду в полном, всестороннем и объективном рассмотрении дела». В то же время именно вследствие неполноты или необъективности рассмотрения дела отменяется в кассационном порядке наибольшее количество решений судов первой инстанции.
Своим участием в судебном разбирательстве прокуроры обязаны предупреждать нарушения норм материального и процессуального права. Между тем некоторые прокуроры не выполняют этой обязанности. Например, по делам о восстановлении на работе уволенных за нарушения трудовой дисциплины не всегда проверялись с достаточной полнотой доводы истцов о причинах отсутствия их на работе, о переводе без их согласия на другую работу, при увольнении по сокращению численности или штата работников — доводы о непринятии нанимателем мер по трудоустройству увольняемых.
Своим участием в судебном рассмотрении дела прокурор оказывает помощь лицу, права и законные интересы которого нарушены. Он способствует суду в их восстановлении. Участию прокурора в судебном заседании предшествует его ознакомление с материалами дела.
Прокурор, участвующий в судебном разбирательстве гражданских дел, Должен принимать одинаково активное участие во всех стадиях производства.
В подготовительной части судебного заседания проверяется явка заинтересованных лиц, устанавливаются причины их отсутствия, выясняется мнение участников о возможности слушания дела в их отсутствие. Прокурор имеет право заявить отвод судье, секретарю судебного заседания, эксперту, переводчику, представителю общественной организации. Вместе с тем в соответствии со ст. 32 ГПК прокурору также может быть заявлен отвод, если:
– его связывают с одной из сторон по рассматриваемому делу отношения брака, родства, усыновления, опеки или попечительства;
– он при предыдущем рассмотрении данного дела в судах первой и второй инстанций либо в порядке надзора участвовал в качестве свидетеля, переводчика, эксперта и т.д.;
– он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его объективности и беспристрастности.
Статья 105 ГПК предусматривает, что прокурору может быть заявлен отвод ввиду служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, юридически заинтересованных в исходе дела.
В необходимых случаях прокурор заявляет ходатайство. Он может заявить ходатайство об отложении слушания дела, если досудебная подготовка была проведена неполно или она не проводилась вовсе.
Прокурору надлежит должным образом реагировать на нарушения закона и норм процесса, допускаемые при рассмотрении дела в судебном заседании. В ряде случаев суды рассматривают дела в отсутствие лиц, не извещенных о месте и времени проведения судебного заседания. Не всегда суды разъясняют лицам, привлеченным к участию в деле, их права и обязанности. Эти и подобные им нарушения влекут впоследствии отмену вынесенного судебного решения по делу.
В судебном заседании прокурор задает вопросы истцу, ответчику, третьим лицам, экспертам и т.д. Он заявляет ходатайство об истребовании новых и дополнительных доказательств, о назначении экспертизы и т.п.
Среди процессуальных действий, которые прокурор вправе совершать в гражданском процессе, важное значение имеет его выступление как по отдельным вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, так и по существу дела в целом. В таких случаях прокурор высказывает мнение.
Выступление прокурора важно для суда с точки зрения анализа действующего законодательства, фактических обстоятельств дела, доказательного материала, прав и обязанностей спорящих сторон, а также для усиления воспитательной роли судебного разбирательства.
Мнение прокурора по делу излагается в судебном заседании в устной форме. Оно должно быть:
– обоснованным, т.е. все предложения и выводы прокурора должны быть основаны на анализе и оценке конкретных доказательств;
– объективным, т.е. позиция прокурора как блюстителя закона должна отражать интересы лица, права которого нарушены;
– законным, т.е. основанным на нормах процессуального и материального права;
– мотивированным.
При этом анализируются собранные доказательства, делаются выводы о том, какие факты следует считать установленными, исследуются нормы материального и процессуального права, подлежащие применению.
Прокурор обязан высказать мнение о том, как должно быть разрешено дело: подлежит ли иск, жалоба (заявление) удовлетворению полностью или частично либо в иске, жалобе (заявлении) следует отказать. Лишь убедительность и аргументированность мнения прокурора могут влиять на исход дела, поскольку оно, как и мнение других лиц, высказанное в судебных прениях, не обязательно для суда.
1.5 Участие прокурора в суде кассационной инстанции
Прокурорский надзор в гражданском судопроизводстве не заканчивается с вынесением решения по делу. Обнаружив незаконность или необоснованность судебного решения, определения или частного определения, прокурор должен принести протест в вышестоящий суд. Эта обязанность прокурора вытекает из ст. 33 Закона о прокуратуре. Прокуратура осуществляет надзор за законностью и обоснованностью судебных постановлений по гражданским делам в пределах ее компетенции и предоставленных им законодательством о прокуратуре и ГПК прав. После вынесения судом судебного постановления прокуроры призваны выявлять нарушения законов, допускаемые судами первой инстанции, и принимать меры к их устранению.
Надзор за законностью и обоснованностью судебных решений и определений, не вступивших в законную силу, ограничивается десятью днями. Прокуроры обязаны в эти сроки проверять законность и обоснованность решений и определений по делам, рассмотренным судом безучастия прокурора, опротестовывать незаконные и необоснованные решения и определения. Тщательной проверке подлежат решения и определения по делам, рассмотренным с участием прокурора, в особенности если позиция прокурора расходится с позицией суда, выраженной в решении.
С целью осуществления прокурорского надзора за законностью и обоснованностью судебных постановлений, не вступивших в законную силу, прокурор вправе знакомиться с материалами дела и в том случае, если он в деле не участвовал (ст. 413 ГПК).
На практике прокуроры проводят проверки рассмотренных судом дел не реже одного раза в 5 дней, с тем чтобы в кассационный срок можно было выявить не только нарушения закона, но и принять меры по их устранению, например принести кассационный или частный протест на решение или определение суда.
Ознакомление с делом следует начинать с искового заявления истца, заявления, жалобы (по делам, возникающим из административных правоотношений). По этим документам устанавливается законность возбуждения гражданского дела, подведомственность его суду, наличие правоспособности сторон и другие процессуальные и правовые вопросы, соблюдение порядка возбуждения дела (подсудность, уплата государственной пошлины, наличие дееспособности у лица, обратившегося в суд, и т.д.). На основании материалов дела, протокола судебного заседания выясняются круг заинтересованных лиц и их процессуально-правовое положение, предмет доказательства и делается вывод о степени полноты и достоверности установления фактических обстоятельств.
При таком порядке изучения дела у прокурора уже складывается представление о том, каким должно быть вынесенное решение. Далее путем сопоставления данных, полученных из материалов дела, с содержанием решения делается вывод о его законности и обоснованности.
Таким же образом проверяются материалы дела, по которым судом вынесены определения.
В случае если при изучении дела в срок, предоставленный для кассационного обжалования и опротестования, прокурор приходит к выводу о незаконности и необоснованности судебного решения или определения, он приносит кассационный или частный протест.
Право принесения протестов по гражданским делам на решения и определения, не вступившие в законную силу, принадлежит прокурору или его заместителю в пределах предоставленной им компетенции независимо от их участия в рассмотрении дела судом первой инстанции. Кроме того, правом принесения протеста (правом возбуждения кассационного производства) обладают помощники прокурора, прокуроры отделов и управлений, которые принимали участие в рассмотрении дела судом первой инстанции. Частные протесты приносятся на определения судов первой инстанции, кассационные протесты – на решения, не вступившие в законную силу.
Предметом кассационного опротестования могут быть решения всех судов республики, кроме решений Верховного Суда Республики Беларусь.
Не вступившие в законную силу решения и определения судов могут быть опротестованы в кассационном порядке:
– решения городских (районных) и межгарнизонных военных судов – в судебную коллегию по гражданским делам соответствующего областного, Минского городского суда и Белорусского военного суда;
– решения областного, Минского городского и Белорусского военного суда – соответственно в судебную коллегию по гражданским делам и военную коллегию Верховного Суда Республики Беларусь.
Кассационные и частные протесты адресуются в суд кассационной инстанции, но подаются прокурорами в суд, вынесший решения. Поданные кассационные протесты непосредственно в суд кассационной инстанции направляются судом кассационной инстанции в суд первой инстанции для решения вопроса об их принятии в установленном порядке.
Протесты прокурора могут быть поданы в течение 10 дней после вынесения решения или вручения кассатору по его требованию этого решения с мотивировочной частью.
Кассационный протест должен удовлетворять требованиям, предъявляемым к процессуальному документу, а также содержать: указание на решение, которое опротестовывается, и наименование суда, вынесшего решение; обоснование неправильности решения, а также просьбу лица, подающего протест; указания по оспариваемой сумме по имущественным Делам, перечень прилагаемых к протесту письменных материалов. Протест подписывается прокурором (ст. 409 ГПК).
Кассационный протест подается в суд с копиями по числу лиц, юридически заинтересованных в исходе дела. В необходимых случаях суд может обязать кассатора представить копии прилагаемых к кассационному протесту письменных материалов по числу юридически заинтересованных в исходе дела лиц (ст. 411 ГПК).
Судья отказывает в принятии кассационного протеста:
– лицам, не имеющим права на опротестование (например, протест подан помощником прокурора, не участвовавшим в рассмотрении дела в суде первой инстанции);
– если судебное постановление не подлежит обжалованию или опротестованию в силу закона;
– лицам, пропустившим установленный ГПК срок, если отказано в его восстановлении.
Кассационный протест может быть оставлен без движения в случае неподписания его соответствующим прокурором, при отсутствии указания на опротестовываемое решение, без приложения всех необходимых копий, без указания оспариваемой суммы по имущественным делам. При этом судья выносит определение об оставлении протеста без движения и назначает кассатору срок для исправления недостатков.
Если в установленный срок будут выполнены указания, содержащиеся в определении, кассационный протест считается поданным вдень первоначального представления в суд. В противном случае кассационный протест считается не поданным и возвращается прокурору.
Кассационная инстанция – орган, контролирующий законность и обоснованность постановлений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу. Кассационное производство может возбудить прокурор путем принесения протеста на решение или определение суда. В тех случаях, когда кассационное производство возбуждается сторонами или третьими лицами, прокурор либо привлекается в процесс, либо вступает в него самостоятельно.
Надзор за законностью в кассационной инстанции состоит в проверке соответствия постановления суда первой инстанции требованиям закона как с фактической, так и с юридической стороны. Основной целью прокурора в кассационной инстанции является недопущение отмены законных и обоснованных судебных решений и отмена судебных постановлений, не отвечающих требованиям материального и процессуального закона.
Перечень прав и обязанностей прокурора, которые он имеет на стадии разбирательства дела в суде первой инстанции, сохраняется и в суде кассационной инстанции.
Прокурор в кассационном производстве может выступать в нескольких ролях:
– как кассатор (лицо, принесшее кассационный протест), тогда он выступает первым;
– как прокурор, выступивший в защиту интересов других лиц. В этом случае он выступает после лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела (стороны и третьи лица).
Однако ГПК не указывает, в какой очередности и сколько раз будет выступать прокурор, если иск предъявлен прокурором в интересах других лиц и если принесен кассационный протест на решение суда.
Можно предполагать, что за прокурором в кассационном производстве сохраняется и право на мнение о законности и обоснованности решения суда, хотя прямого указания об этом в ГП К нет. Однако имеется общая норма: заслушав выступления юридически заинтересованных в исходе дела лиц, суд при необходимости приступает к исследованию собранных при подготовке дела письменных, вещественных доказательств по правилам производства в суде первой инстанции.
ГПК предусматривает возможность рассмотрения кассационного протеста прокурора, поступившего после рассмотрения дела судом кассационной инстанции. Такой протест рассматривается на общих основаниях. В случае принятия по нему иного определения, чем было принято кассационной инстанцией при первом рассмотрении по жалобам юридически заинтересованных в исходе дела лиц, председателю суда направляется представление об опротестовании одного или обоих определений кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции должен рассмотреть поступившее по кассационной жалобе или кассационному протесту дело в день, назначенный судом первой инстанции. При особой сложности дела, а также в случае необходимости принятия мер по сбору доказательств председатель суда кассационной инстанции и его заместители вправе назначить другую дату рассмотрения дела в пределах двух месяцев со дня принятия решения о назначении другой даты рассмотрения дела (ст. 424 ГПК).
Прокурор, принесший протест, вправе отозвать его до начала судебного заседания суда кассационной инстанции. Протест возвращается прокурору. Об отказе протеста извещаются юридически заинтересованные в исходе дела лица. Если же прокурор в ходе судебного заседания убеждается в необоснованности принесенного протеста, он его уже не вправе отозвать. Дело продолжает рассматриваться по существу, и кассационная инстанция вправе оставить протест без удовлетворения.
При осуществлении прокурорского надзора в стадии кассационного производства прокурор должен организовать работу так, чтобы без его внимания не оставалось ни одно дело, поступившее в кассационную инстанцию. Он обязан проверить законность и обоснованность по всем без исключения делам, изучить материалы каждого дела.
Особое внимание следует уделять соответствию доводов жалобы или протеста материалам дела, в том числе и приложенным к жалобе или протесту. Если протест или жалоба направлены на отмену или изменение законного и обоснованного решения, необходимо высказать мнение об отклонении этого протеста или жалобы. Если жалоба или протест являются обоснованными, их следует поддержать.
Участвуя в рассмотрении дела, прокурор высказывает мнение о законности и обоснованности решения после объяснений лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела. Он высказывает свои соображения о судьбе решения применительно к полномочиям суда кассационной инстанции, содержащимся в ст. 425 ГПК.
Следует отметить, что ГПК 1999 г. существенно изменил полномочия кассационной инстанции. Суд, рассмотрев дело в кассационном порядке, вправе своим определением:
– оставить решение без изменения, а кассационную жалобу (кассационный протест) – без удовлетворения;
– отменить решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, если ошибки, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции;
– отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения;
– изменить решение или вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права;
– изменить решение или вынести новое решение на основании исследованных в суде кассационной инстанции материалов дела и новых доказательств, если на основании исследованных в суде кассационной инстанции материалов и новых доказательств установлены все фактические данные, необходимые для разрешения спора в соответствии с законодательством. В этом случае юридически заинтересованные в исходе дела лица должны быть ознакомлены с дополнительными доказательствами до рассмотрения дела в кассационном порядке и извещены о дне рассмотрения дела.
Полномочия кассационной инстанции имеют преимущества в сравнении с ранее существовавшим порядком кассационного производства, поскольку содержат элементы апелляционного производства и сокращают время нахождения дела в суде. В то же время следовало бы более полно отразить права юридически заинтересованных в исходе дела лиц в кассационном производстве. В частности, они должны иметь право не только знакомиться с новыми доказательствами, но и представлять на них свои возражения и дополнения, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства и т.п.
Высказывая мнение в кассационной инстанции, прокурор исходит из ревизионного начала гражданского судопроизводства. Он высказывается в целом по делу, а не только в пределах протеста или жалобы. Если при этом будут установлены нарушения норм материального или процессуального права, прокурор высказывает мнение об отмене решения независимо от того, содержатся ли указания об этих нарушениях в протесте или жалобе.
Деятельность прокурора в суде кассационной инстанции завершается составлением отчета (заключения), в котором указываются: содержание решения суда, повод к рассмотрению дела в кассационной инстанции, мотивы опротестования или обжалования решения и результаты рассмотрения дела. Если имеются расхождения его позиции с позицией суда, прокурор докладывает об этом прокурору, имеющему право на принесение протеста в порядке надзора, который принимает решение о необходимости принесения протеста.
После вынесения судом кассационного определения прокурор проверяет его законность и обоснованность. Если установит, что определение не соответствует или противоречит закону, он решает вопрос о возможности принесения протеста в порядке надзора. В этом случае докладывает Дело прокурору, полномочному принести протест в надзорном порядке, который принимает окончательное решение.
1.6 Участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции
Судебные постановления судов, вступившие в законную силу, также могут быть незаконными и (или) необоснованными. В таком случае их можно пересмотреть в порядке надзора. При этом объектом надзорного пересмотра становятся решения, определения, постановления как не обжалованные (не опротестованные) в кассационном порядке, так и проверенные кассационной инстанцией. В число проверяемых в порядке надзора попадают и судебные акты, не подлежащие кассационному обжалованию (опротестованию), решения Верховного Суда Республики Беларусь, кассационные определения, постановления судов надзорных инстанций.
Возможность проверки законности и обоснованности судебных актов не только в кассационном, но и в надзорном порядке является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Кроме того, пересмотр судебных актов в порядке надзора способствует формированию единообразной судебной практики, оказывает влияние на практику прокурорского надзора.
Применительно к надзору за соответствием закону судебных решений по гражданским делам к непосредственным задачам прокурора относится проверка законности и обоснованности вступивших в законную силу актов, в случае несоответствия их закону или материалам дела – принесение надзорного протеста или представления вышестоящему прокурору либо составление мотивированного заключения.
Генеральный прокурор обязывает подчиненных прокуроров правильно и своевременно проверять и разрешать надзорные жалобы, в необходимых случаях приостанавливать исполнение незаконных и необоснованных решений и опротестовывать такие решения.
При пересмотре гражданских дел в порядке надзора в деятельности вышестоящих прокуроров и судов схожи только первоначальные стадии: истребование дела, проверка законности и обоснованности судебных актов, подготовка протеста. В дальнейшем оценку как доказательств по делу, так и доводов принесенного надзорного протеста дает соответствующий суд. У прокурора таких полномочий нет.
При осуществлении надзора за вступившими в законную силу судебными актами органы прокуратуры выполняют и такую задачу, как формирование направления практики прокурорского надзора. Проверяя в порядке надзора гражданское дело, вышестоящий прокурор оценивает законность и обоснованность не только судебных решений, но и мнения прокурор принимавшего участие в деле, а также возможные причины отсутствия прокурорского реагирования на судебные ошибки по делу. Правильно налаженный учет пересмотренных в порядке надзора судебных актов и информация вышестоящих прокуроров о допущенных по конкретным делам нарушениях и ошибках как судов, так и прокуроров помогает нижестоящим прокурорам правильно применять закон при формировании в суде по гражданским делам, подготовке кассационных и надзорных протестов, представлений и других документов.
К непосредственным задачам прокурора при пересмотре гражданских дел в порядке надзора относятся его активная позиция при изучении и рассмотрении дел судом надзорной инстанции, высказывание законного и аргументированного мнения.
Право на принесение протеста в порядке надзора предоставлено:
– Генеральному прокурору Республики Беларусь, его заместителям – на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда;
– прокурорам областей, города Минска и приравненным к ним прокурорам – на решения, определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского суда;
– Белорусскому военному прокурору – на решения и определения межгарнизонных военных судов и кассационные определения судебной коллегии по гражданским делам Белорусского военного суда.
Прокурор, не обладающий правом принесения надзорного протеста, вносит соответствующее представление вышестоящему прокурору, правомочному это сделать.
Предметом надзорного опротестования могут быть решения, определения суда первой инстанции, определения суда кассационной инстанции, а также постановления президиумов областных, Минского городского судов. ГПК предоставляет прокурорам право истребовать из суда гражданское дело для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора. При этом следует иметь в виду, что гражданское дело может быть истребовано только после вступления решения в законную силу. Поводом для истребования может быть жалоба сторон, третьих лиц, результаты проверки деятельности суда, а также усмотрение самого прокурора. В результате проверки жалобы и изучения материалов дела прокурор принимает решение о принесении протеста или отказе в принесении протеста.
Следует отметить, что процессуальное законодательство не в полной мере регулирует взаимоотношения суда и прокурора при осуществлении прокурором деятельности по надзору за соответствием закону вступивших в законную силу судебных постановлений. Так, предоставляя прокурору право в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым судебные решения вступили в законную силу, закон не содержит нормы, обязывающей суд выслать требуемое дело. Не установлен и срок, в течение которого суд должен ответить на запрос прокурора или другого уполномоченного должностного лица либо выслать дело. Это обстоятельство может приводить к ущемлению прав физических и юридических лиц.
Несовершенной и ущемляющей права прокуратуры является норма, указывающая, в каких случаях прокурор может истребовать из суда дело. Согласно ст. 441 ГПК соответствующие должностные лица как органов прокуратуры, так и судов имеют право истребовать из судов гражданские дела для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора. Буквальное толкование этой правовой нормы означает, что для других целей, например для обобщения судебной практики, дела из суда не могут быть истребованы. Представляется, что этот вопрос должен быть решен в действующем ГПК таким образом, чтобы предусмотреть право прокурора истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, определение, постановление вступили в законную силу.
Неудачной является редакция ст. 441 ГПК и в части предоставления права истребования дела только тем должностным лицам органов прокуратуры и суда, которые вправе принести надзорный протест, а также районным (городским) и межрайонным прокурорам. Практика требует совершенствования данной нормы. Во-первых, руководители органов прокуратуры и суда, т.е. лица, которым предоставлено право принесения надзорного протеста, как правило, выражают свою волю (в том числе и об истребовании дел) в резолюциях при рассмотрении поводов для проверки дела (жалоб, заявлений, представлений). Во-вторых, в этой норме делается исключение для районных (городских), межрайонных прокуроров при истребовании дел, хотя права надзорного опротестования они не имеют. Таким образом, должностные лица органов прокуратуры, непосредственно проверяющие гражданские дела в порядке надзора (прокуроры и начальники отделов вышестоящих прокуратур), ставятся в неравное положение с прокурорами районов (городов), межрайонными прокурорами, которые также могут только проверить дело и поставить вопрос перед вышестоящим прокурором об опротестовании судебных актов в порядке надзора.
Кроме того, у должностных лиц органов прокуратуры и вышестоящих судов может возникнуть необходимость ознакомиться с делом (категорией дел) непосредственно в суде. Действующий закон такой возможности не предусматривает, а предоставляет лишь право истребовать дело из суда.
На наш взгляд, необходимо соответствующие нормы ГПК привести в соответствие с требованиями практики, изложив их в следующей редакции:
В случае необходимости прокурор вправе приостановить исполнение решений, определений и постановлений до окончания производства в порядке надзора. Указание прокурора о приостановлении решения дается в письменном виде и направляется в суд, принявший решение по делу.
При принесении надзорного протеста прокурор исходит из требований закона об основаниях отмены в порядке надзора решений, определений и постановлений судов. Основаниями к опротестованию являются их необоснованность или существенные нарушения норм материального и процессуального права. Существенными нарушениями норм процессуального закона являются:
– нарушение порядка рассмотрения заявления об отводе судьи;
– рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из юридически заинтересованных в исходе дела лиц, не извещенных о времени и месте судебного заседания;
– подписание решения не тем судьей, который рассматривал дело;
– отсутствие в деле протокола судебного заседания и др.
Нарушение норм материального права заключается в неприменении судами закона, подлежащего применению, в применении закона, не подлежащего применению, неправильном толковании закона.
К надзорному протесту прокурора предъявляются те же требования, что и к кассационному. Его содержание должно быть объективным, с подробным изложением фактических обстоятельств дела, выводы должны быть мотивированными; предложения о судьбе опротестованных решений основаны на нормах материального и процессуального права. Протест в порядке надзора представляется в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле.
Должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела судом. Об отзыве протеста извещаются юридически заинтересованные в исходе дела лица.
Прокурор участвует при рассмотрении дела по протесту соответствующей надзорной судебной инстанцией, при этом проверяет полномочия данного состава суда на рассмотрение конкретного дела. Если кто-либо из судей неправомочен участвовать в рассмотрении дела, прокурор заявляет ему отвод. Участвуя в рассмотрении дела судом надзорной инстанции, он поддерживает протест, принесенный им или вышестоящим прокурором, или высказывает мнение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя. При этом прокурор указывает мотивы, по которым считает протест обоснованным или необоснованным. Суд надзорной инстанции не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме.
Надзорное производство по гражданским делам включает в себя целый комплекс процессуальных документов и действий должностных лиц судов и органов прокуратуры:
– рассмотрение обращений о проверке в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов;
– принятие по ним соответствующих решений, в том числе о приостановлении исполнения;
– истребование гражданского дела и его изучение;
– опротестование судебного акта по делу или составление мотивированного заключения об отказе в опротестовании;
– рассмотрение дела в суде надзорной инстанции.
Если постановление или определение надзорной инстанции незаконно или необоснованно, прокурор входит с предложением к вышестоящему прокурору на предмет его отмены или изменения.
продолжение
–PAGE_BREAK–