–PAGE_BREAK–
Международная ассоциация развития (МАР), создана в 1960 г. число членов – 168. Средства МАР образуются в основном за счет добровольных взносов более богатых стран-членов. Средствами МАР могут пользовать, за некоторым исключением, только бедные и беднейшие страны, в которых душевой ВВП, как правило, не превышает определенного порогового значения (в 2009 финансовом году — 1095 долл.США).
Представляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет правительствам наименее развитых стран – членов МБРР, взимая лишь комиссию 3,4%, на покрытие административных расходов. Цель этих расходов – поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика МАР заключается в координации ее деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных межгосударственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов. Кредиты обеспечиваются взносами более богатых стран, прибылями МБРР, а также погашаемыми суммами по ранее выданным кредитам МАР. Хотя сумма кредитов МАР невелика (193 млрд. долл. в 1960-2008 гг.), они были использованы для осуществления 134 инвестиционных проектов в 53 странах, особенно Африканских, где находятся наиболее бедные регионы мира. Предполагается заменить беспроцентные кредиты дарами.
Международная финансовая корпорация (МФК), создана в 1956г., число членов – 179. Капитал МФК невелик – 2,45 млрд.долл. Совокупный объем предоставленных кредитов — 57 млрд. долл. – в 20 с лишним раз превышает ее капитал. Почти 80% своих финансовых средств обеспечивает на международных финансовых рынках, а 20% заимствует у МБРР. Процентные ставки зависят от страны и проекта, а погашение займов осуществляется в течение 3-15 лет, при это отсрочки платежей достигают 12 лет. Деятельность МФК направлена на стимулирование частных инвестиций в экономику развивающихся стран. Кредиты представляются наиболее рентабельным предприятиям. Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требований правительственных гарантий в отличие от МБРР и МАР, так как частный капитал стремиться избежать государственного контроля.
Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ), создано в 1988 г. в целях содействия потоку прямых инвестиций в развивающиеся страны через предоставление инвесторам гарантий от политических рисков (покрывая до 90% инвестиций на срок до 20 лет). К этим рискам относятся экспроприация, военные действия, гражданские беспорядки, нарушение условий контракта и переводы валют. МАГИ также консультирует развивающиеся страны по вопросам привлечения иностранных инвестиций.
Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) создан в 1966 г, деятельность которого в последние годы заметно оживилась. В 2008 финансовом году число заявок на рассмотрение инвестиционных споров, поданных в МЦУИС достигло 145.
Он стимулирует поток инвестиций, обеспечивая проведение примирительных и арбитражных переговоров между правительствами и иностранными инвесторами. Он также выдает рекомендации и публикует труды по законодательству об иностранных инвестициях.
1.4. Функции и операции Банка международных расчетов (БМР). Региональные банки реконструкции и развития
Институциональную основу международной валютно-финансовой системы составляют МВФ и система организаций, образующая Мировой банк. Однако существуют некоторые международные организации, деятельность которых в немалой степени влияет на международную валютно-финансовую систему.
Это прежде всего Банк международных расчетов (БМР), который был создан в январе 1930 г. во исполнении Гаагских соглашений, цель которых – урегулирование и управление репарациями, возложенными на Германию после Первой мировой войны. БМР размещается на территории нейтральной Швейцарии в городе Базеле. Таким образом, БМР является старейшей международной финансовой организацией.
В организационно-правовом отношении БМР – это компания с ограниченной ответственностью, имеющая фактический (но не формальный ) статус международной организации. Уставной акционерный капитал БМР составляет 1500 млн. золотых франков и представлен в виде 600 000 акций с равной номинальной стоимостью (2500 золотых франков за акцию). По состоянию на 31 марта 2001 г. оплаченная часть акционерного капитала БМР составляет на балансе банка 323,5 млн. золотых франков.
БМР использует золотой франк исключительно в качестве расчетной единицы при составлении балансовых отчетов. С 1 апреля 2003 г. БМР перешел на расчеты в СДР.
БМР создавался как организация, осуществляющая сотрудничество центральных банков. В 1947-158 гг. банк играл важную роль в европейской платежной системе, выступая в качестве расчетно-клирингового центра. В 1961-1968 гг. БМР координировал политику центробанков на рынках золота.
В 1970-е годы в недрах БМР создается инициативная группа из представителей десяти стран, которая в 1974 г образует Комитет по банковскому надзору. Впервые создается международный орган, отслеживающий поведение банков за пределами национальных границ. Кроме того, постепенно вырабатываются международные стандарты в области ликвидности, устойчивости и платежеспособности банков. В 1988 г. были приняты стандарты оценки достаточности капитала и ликвидности, известные под названием Базельского конкордата. В 90-х годах был принят документ «Основные принципы эффективного банковского надзора».
Значительна роль БМР не только как надзорной и координирующей организации, но и как активного участника мирового рынка капиталов. Департамент банковских услуг БМР выполняет множество банковских операций, которые связаны с функциями банка по предоставлению финансовых услуг, содействующим центральным банкам в управлении их валютными резервами. В настоящее время около 120 центральных банков и международных финансовых учреждений многих стран размещают свои депозиты в БМР.
Внушительные суммы, находящиеся на балансе банка, отражают важность его функции в качестве кредитора центральных банков. Существенная доля резервных активов центральных банков, размещенных в виде депозитов в БМР, может потребоваться им в достаточно сжатые сроки, поэтому операции БМР с этими ресурсами должны обеспечивать высокий уровень ликвидности. Основная часть этих фондов размещается на рынке главным образом в форме инвестиций, в солидных коммерческих банках или идет на покупку краткосрочных государственных бумаг. Хотя эти операции составляют сегодня основную долю банковских услуг, предоставляемых БМР, он также осуществляет от имени своих клиентов операции с золотом и валютой.
У БМР широкий круг инвестиционных услуг, предоставляемых центральным банкам. Новые инструменты, разработанные БМР, позволяют ЦБ более эффективно управлять своими ликвидными средствами. В то же время, помогая управлять долгосрочными резервами, банк предлагает индивидуально разработанные для них схемы оптимального размещения портфеля ценных бумаг. Помимо размещения фондов на международных рынках БМР иногда предоставляет и ликвидные средства. Обычно речь идет об обеспеченных кредитах, гарантированных золотом или хранящимися в БМР валютными депозитами, хотя иногда это могут быть и необеспеченные кредиты, например в виде резервного кредита, который может быть использован центральными банками в очень сжатые сроки.
Еще одно направление кредитной деятельности банка возникло в 1982 г., когда резко обострился кризис задолженности, создавший потенциальную угрозу стабильности международной финансовой системы. По просьбе ведущих центральных банков и при их поддержке (в форме) гарантии БМР содействовал в предоставлении промежуточного финансирования ряду центральных банков, в основном в Латинской Америке и Восточной Европе. Это делается в ожидании выплаты кредитов, предоставленных такими международными организациями, как МВФ, МБРР или ЕБРР, и обусловленных рядом обязательств в отношении будущей экономической политики стран.
В число важных и влиятельных МФО, которые не имеют формального статуса, следует назвать Лондонский и Парижские клубы кредиторов. По своему международно-правовому статусу эти организации представляют собой неформальные сообщества профессионалов. Они объединяют кредиторов. Парижский клуб был создан в 1957 г. как координационный орган основных стран-кредиторов по суверенным межправительственным долгам. Его задача – согласование позиций стран-кредиторов в отношении мировой задолженности. Деятельность клуба стала особенно востребованной в 1980-е годы, когда разразился мировой долговой кризис. Члены клуба согласованно с МВФ и МБРР разрабатывали схемы реструктуризации накопившейся суверенной задолженности развивающихся стран перед правительствами членов Парижского клуба. Наиболее известной системой реструктуризации долга является план Брэйди. В рамках реализации этого плана члены Парижского клуба брали на себя согласованные обязательства по эффективному сокращению долговой зависимости.
Лондонский клуб кредиторов объединяет около 1000 крупнейших банков развитых стран, которые являются активными участниками мирового финансового рынка. Естественно, что частные долги имеют несколько иную природу, чем долги суверенные. Здесь каждый кредитор выставляет свои специфические условия. Однако и здесь координация действий кредиторов оказалась крайне необходимой. Кредиторы, предлагая те или иные схемы реструктуризации частных долгов, находили взаимопонимание с дебиторами. Подход к должникам был также дифференцирован. По отношению к плательщикам беднейших стран используются наиболее радикальные подходы, скажем, списание от 10 до 30 %. Схемы реструктуризации предполагали также посредничество государственных органов стран-должников, которые выступали бы в качестве гарантов. Кроме того, расходы по проведению операций реструктуризации зачастую брали на себя кредиторы-члены Лондонского клуба. В целом условия реструктуризации долгов в обоих клубах являются сходными.
Особое место в структуре международных финансовых организаций занимают международные региональные банки развития, созданные в 60-х годах 20 века в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.
Межамериканский банк развития (МаБР, создан в 1959 г., находится в Вашингтоне), Африканский банк развития (АфБР, создан в 1963 г., находится в Абиджане) и Азиатский банк развития (АзБР, создан в 1965 г., находится в Маниле) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капиталов банков и они составляют примерно одну треть их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу группы ВБ. Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются неодинаковым уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов: Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), создан в 1990г., находится в Лондоне. Главная цель ЕБРР – способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует инвестиционные проекты в определенных пределах.
Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с ресурсами МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала выше (24,5% по сравнению с 6.4%). Неоплаченный капитал может быть при необходимости востребован, но обычно используется как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке. Заимствование средств на рынке капитала осуществляется путем выпуска сертификатов, а не облигаций, в отличие от ВБ.
Особенность ЕБРР заключается в его ориентации на кредитование рыночных реформ и поддержку частного предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы; 70% его кредитов предоставлены частному сектору. Россия активно сотрудничает с ЕБРР, который кредитует инвестиционные проекты в пределах 30% стоимости проекта и привлекает синдицированные банковские кредиты.
ЕБРР специализируется на кредитовании производства, оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры, инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности – финансовый, банковский сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультационные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями.
Отличительная черта кредитов ЕБРР – дисперсия по регионам и разным отраслям экономики, а также банкам. ЕБРР избирательно определяет объекты кредитования объекты кредитования с учетом российской специфики, отказываясь кредитовать предприятия игорного бизнеса, производство табачных изделий и крепких алкогольных напитков. Специфика деятельности ЕБРР – стимулирование создание венчурных фондов (11 в России). Созданный в 1994 году ЕБРР Фонд поддержки малого бизнеса в России предоставил кредиты около 40 тыс. мелких предприятий исходя из критерия их платежеспособности. Стратегия сотрудничества России с ЕБРР направлена на дальнейшее привлечение его инвестиционных кредитов, условия которых более льготные по сравнению с условиями мировых частных инвесторов, в целях развития российской экономики [10, с. 318] .
Итак, международные валютно-финансовые и банковские организации занимают важное место в системе международных экономических отношениях.
Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в общем бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы.
Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами.
В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработке рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.
В зависимости от целей и степени универсальности международные валютно-финансовые институты подразделяются на организации имеющие мировое значение (МВФ и группа Всемирного банка), региональные, а также организации, деятельность которых охватывает какую-либо сферу всемирного хозяйства
2. УЧАСТИЕ РОССИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА И ДРУГИХ ФИНАНСОВЫХ И КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1. Необходимость участия России в международных финансовых организациях
Реформы в Российской Федерации положили начало активному включению ее в мировое хозяйство. Этот процесс сложный и многоплановый. Он предполагает прежде всего признание в полной мере всех конвенций, договоров и действующих принципов. Включение России в международные валютно-кредитные и финансовые отношения связано с активной либерализацией внешнеэкономической деятельности, с открытием внутреннего валютного рынка.
Непосредственным толчком к появлению России на международных финансовых рынках было вступление ее в МВФ и МБРР. Участие в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях стало важной точкой опоры развития российской экономики. Глобальные финансы помогли найти дополнительные источники капитала, привлечь иностранные инвестиции, экспортировать российские капиталы за рубеж. Российская банковская система сделала определенные шаги в привлечении иностранных банков. Одновременно с этим российские банки совершают попытки проникновения на зарубежные рынки банковских услуг.
Можно выделить несколько причин почему России необходимо сотрудничество с МФО:
— реализация крупных инфраструктурных проектов, обеспечивающих условия для долгосрочного экономического роста;
— поддержка институциональных преобразований в сфере государственного управления;
— поддержка социальной инфраструктуры;
— содействие интеграции России в мировую экономику и использование членства в МФО для продвижения ее геополитических интересов;
— использование международного опыта.
2.2. Основные виды кредитов, представленных России международными финансовыми организациями
Заявка на вступление России в Международный валютный фонд впервые была подана 7 января 1992 г. Она сопровождалась разработкой меморандума об экономической политике Российской Федерации, который охватывал меры по реализации как стабилизационной программы экономики, так и радикальной структурной реформы. Меморандум был направлена рассмотрение руководства МВФ и был им одобрен. 27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России в состав фонда, 22 мая того же года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление о вступлении страны в МВФ. Это означало фактическое появление России как равноправного субъекта международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Договор с МВФ о членстве подтвердил факт того, что Россия уважает и полностью разделяет международные договоренности.
Членство в МВФ ставит перед Россией определенные обязательства и одновременно открывает некоторые возможности. Членство в фонде позволило России брать значительные кредиты в свободно конвертируемой валюте для финансовой поддержке экономической реформы и восстановления равновесия платежного баланса. Первый резервный кредит был представлен России в августе 1992 г. в размере 1 млрд. долл. сроком на 5 лет с отсрочкой выплаты в течение 5 лет и 3 месяцев; второй кредит – в 1993 г. в размере 1,54 млрд. долл. на 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года; в 1994 г. – кредит в размере 1,5 млрд. долл. на 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года; в 1995 г. – кредит в размере 6 млрд. долл. на 5 лет с отсрочкой погашения на 3 года и 3 месяца на каждый отдельный транш.
В апреле 1996 г. между правительством Российской Федерации и МВФ была достигнута договоренность о получении заимствования по программе расширенного кредитования для углубления рыночных реформ в России. Кредит представлен в объеме 10,4 млрд. долл. После августа 1998 г. правительство России отказалось от получении последующих траншей кредита (было получено всего 4 транша на сумму около 3,8 млрд.долл.). В процессе реализации этого соглашения отношения России с МВФ стали более напряженными.
Август 1998 г. стал важным рубежом во взаимоотношениях России и МВФ. Правительство России взяло курс на жесткое сокращение программ внешних заимствований. Новые макроэкономические условия развития российской экономики показали невыгодность получения внешних кредитов. Начиная с 1999 г. правительство выбрало новый курс взаимоотношений с МВФ, направленный на отказ от кредитов и на быстрое, приоритетное возвращение долгов МВФ.
В целом за 1992-1999 гг. МВФ одобрил семь договоренностей о кредитах России на сумму 36,6 млрд. долл., а фактически предоставил 23,2 млрд. долл. (см. приложение 1). В 1999 г. Россия была самым крупным заемщиков МВФ: на конец апреля ее долг составлял 17,4 млрд. долл., и на нее приходилось 19,2% общей суммы не погашенных странами-членами кредитов Фонда. В результате регулярного погашения Россией долга Фонду он снизился до 3,33 млрд.долл. в ноябре 2004 г., и наша страна переместилась по этому показателю с первого места на пятое. А в 2005 году долг был погашен полностью.
16 июня 1992 г. Российская Федерация вступила в Международный банк реконструкции и развития и в настоящее время стала крупнейшим заемщиком группы Всемирного банка. Квота в России составляет 5,4 млрд. долл. (оплачено 6,2%) и по доле в капитале (2,58%) соответствует ее квоте в МВФ. Россия имеет такое же количество акций (44 795), как Индия, Италия, Канада и Саудовская Аравия, по количеству, и стоимости акций она делит с этими странами 7-11–е места.
МБРР так определило цель представления кредитов России «Помощь в максимально быстром переходе к рыночному финансированию путем повышения роли частного сектора, укреплении через правовые, институциональные и финансовые реформы институтов государственного сектора, а также содействия привлечению частных инвестиций в российскую экономику».
Инициирование проектов на поддержку структурных преобразований осуществляется Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов, а инвестиционных проектов – федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ путем заявки в Минэкономразвития. Заявка содержит концепцию проекта, в которой включена оценка ожидаемого эффекта от его реализации для развития экономики страны, структура проекта, предварительный финансовый план расходования и погашения кредита.
МБРР проводит тщательные прединвестиционные исследования, проверки и ревизии предполагаемых проектов. С момента выделения кредита до фактического кредитования объекта проходит несколько лет. Период использования кредита составляет от 6 до 9 лет (бюджетозамещающих кредитов на цели структурной перестройки от 1 до 3 лет).
В России реализовано и реализуется более 50 различных проектов, финансируемых МБРР, средний объем расходования средств которых составляет не менее 100 млн. долл. в месяц. Общий объем выданных через МБРР кредитов превышает 50 млрд. долларов.
На сегодняшний день МБРР представляет Российской Федерации займы на следующих условиях: срок займа – от 3 до 17 лет, отсрочка погашения основного долга – 5 лет, процентная ставка – около 7% годовых. Нехватка капитальных вложений, которые нельзя привлечь из внутренних источников в таких важных отраслях экономики, как социальная сфера, жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика послужила причиной быстрого роста портфеля займов в 1992-1997гг. Несмотря на это, наша задолженность Всемирному банку остается в несколько раз меньше заимствований Бразилии, Китая, Индии, Индонезии, Мексики и других стран.
На начальном этапе сотрудничества с МБРР Россией было привлечено три займа на общую сумму 760 млн. долл. Первое соглашение о займе с МБРР было подписано 16 ноября 1992 г. и предусматривало предоставление России реабилитационного займа в сумме 600 млн.долл. для покрытия расходов, связанных со структурной перестройкой российской экономики, включая поддержание валютного рынка и курса рубля, а также закупки товаров для сельского хозяйства, здравоохранения, транспорта и угольной промышленности. Второй заем (70 млн. долл.) был предназначен для покрытия затрат на создание системы социальной защиты граждан в период перехода к рыночной экономике (создание и оборудование бирж труда, организация выдачи пособий по безработице и т.п.).
В августе 1993 г. Россией был получен еще один заем – на восстановление нефтедобывающей промышленности и поддержку реформ в энергетике на сумму 610 млн. долл. С учетом второго нефтяного реабилитационного займа в размере 500 млн. долл., предоставленного России в 1994 г., и займа на ликвидацию нефтяного загрязнения 1995 г. инвестиции МБРР в нефтедобывающую промышленность составили 1209 млрд.долл.(см. приложение 2)
За прошедшие годы сотрудничество с ВБ постепенно приобрело более планомерный и конструктивный характер. Наиболее серьезной проблемой до сих пор остается разрыв между общей суммой подписанных займов и фактическим расходование средств этих займов. Такое отставание можно объяснить недостаточно глубокой проработкой проектов на начальном этапе.
Другим аспектом проблемы является принятие ряда законодательных актов, в частности в сфере налогообложения, ухудшающих финансовое положение субъектов хозяйствования и имеющих обратную силу, что зачастую делает невыгодным дальнейшую реализацию проектов. По этой причине уже аннулировано 280 млн.долл. из средств займов МБРР.
В настоящее время основными приоритетами при заимствовании у МБРР являются высокоэффективные проекты развития инфраструктуры, обеспечивающих перспективу экономического развития; реструктурирование приватизированных предприятий; содействие реформам в аграрном и социальных секторах; развитие экспортного потенциала не сырьевых отраслей; развитие регионов страны (см.приложение 3).
За 1992-2008 годы ВБ предоставил России кредиты (11,3 млрд. долл.) в трех формах [10, с. 316] :
— бюджетозамещающие (63%), сходные с кредитами МВФ, в форме кредитования федерального бюджета Российской Федерации, даже если они официально назывались «угольные» (на реорганизацию угольной отрасли) или «социальные (на поддержку системы социальной защиты работников кредитуемой отрасли). Эти кредиты, особенно первые, использовались крайне неэффективно, в основном на погашение бюджетной задолженности по заработной плате, других текущих расходов бюджета, а не на структурные отраслевые реформы;
— связанные кредиты на определенные цели – охрану окружающей среды, оборудование налоговых служб, реформы статистики и др.;
— инвестиционные кредиты или гарантии, предназначенные для со- финансирования инвестиционных проектов в России с привлечением кредиторов из других стран.
При кредитовании инвестиционных проектов ВБ оказывает помощь российским банкирам в подготовке сложной документации, совместно с российскими специалистами проводит анализ и мониторинг кредитуемых объектов. Российские банки используют опыт ВБ по организации проектного финансирования. Условия кредитов ВБ России корректируются с учетом особенностей кредитуемых инвестиционных проектов. ВБ содействует подготовке к введению международных стандартов финансовой отчетности в банках России и обучению российских банкиров.
После кризиса 1998 МБРР, как и МВФ, сократил кредитование экономики России и лишь с 2003 года возобновил сотрудничество.
Сотрудничество с ВБ повышает рейтинг России как реципиента инвестиций, способствует повышению квалификации российских специалистов, а также является катализатором привлечении иностранных инвестиций и технической помощи.
Россия не получает средств от Международной ассоциации развития, поскольку ее душевой ВВП выше порогового значения 1095 долл. США (по состоянию на начало 2009 г.), однако как страна-донор она участвовала в 15-м, последнем по счету, пополнении ресурсов МАР, внеся сравнительно небольшую сумму.
По линии Международной финансовой корпорации первые инвестиции в Россию были вложены после присоединения к этой организации в 1993 г.
Сумма предоставленных средств по проектам МФК в России по состоянию на 30 июня 2008 г. составила 2,7 млрд. долл. В регионе Восточной Европы и стран СНГ Россия выдвинулась на первое место по абсолютному объему инвестиций МФК. Сферы деятельности корпорации в России – финансовый сектор, промышленное производство, телекоммуникации. Наиболее крупным вложением МФК в российскую экономику в 2007 г. стал заем, предоставленный «МДМ-банку» для кредитования немосковских мелких и средних предприятий и совершенствования ипотечного портфеля банка. Размер займа составил 100 мл. долл.
Во второй половине текущего десятилетия отмечен рост активности в России Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ). По состоянию на 30 июня 2007 г. Россия получила наибольший объем гарантий по линии МАГИ (почти 17% совокупного объема гарантий Агентства). При этом менее половины портфеля застраховано собственно Агентством, а на остальную сумму заключены договоры перестрахования с другими иностранными страховщиками. Наиболее востребованным участие МАГИ считается в нефтегазовом, агропромышленном, горнодобывающем и финансовом секторах российской экономики, а также в секторах услуг и телекоммуникаций. В 2007 финансовом году МАГИ предоставило гарантии двум иностранным банкам, действующим а России, — «Райфайзен централбанк» (Австрия) и «Сосьете женераль» (Франция) – гарантии на общую сумму 420 млн. долл.
Весьма плодотворно развивается сотрудничество российских банков и компаний с Европейским банком реконструкции и развития. СССР был одним из учредителей ЕБРР в 1990 г. Его доля в первоначальном капитале этой организации составила 6% (720 млн.долл.). После распада СССР Россия унаследовала большую часть его акций (4% капитала Банка).
Россия – крупнейший заемщик ЕБРР. Ее доля в общей сумме кредитов Банка составила 30% на конец 2008 г. Ключевым элементов стратегии ЕБРР в России, как и в других странах, является: кредитование банков и предприятий различных отраслей экономики (минимальная сумма кредита – 5 млн. долл.); инвестирование в акционерный капитал банков и компаний преимущественно в частном секторе (как правило, до 35% совокупной стоимости инвестиционного проекта); предоставление гарантий от всех или отдельных рисков. ЕБРР постоянно расширяет диапазон используемых в России финансовых инструментов (кредиты под складские свидетельства, рублевые дисконтные векселя, лицензионные операции). Кредиты ЕБРР направляются на содействие приватизации и структурной перестройке экономики Банк обычно не требует гарантий Правительства.
После кризиса 1998 г. ЕБРР резко сократил кредитование России. Однако с 2000 г. возрос объем кредитов ЕБРР России, (с 804 млн. евро в 2001 г. до 3,5 млрд. евро в 2008 г.). Общее число проектов, осуществленных в России при участи ЕБРР, составило 596, а суммарный объем инвестиций — 8,9 млрд. евро. Основная часть инвестиций (85%) была вложена в частный сектор экономики. При этом свыше 90% инвестиций было направлено в регионы России и менее 10% — в Москву и Санкт-Петербург.
Накопленные инвестиции ЕБРР в экономику России распределены следующим образом (в %): корпоративный сектор (агробизнес, обрабатывающая промышленность, недвижимость, туризм, телекоммуникации – 33; энергетика – 14, финансовый сектор – 32, другие инфраструктурные отрасли (муниципальная и экологическая инфраструктура) – 16, финансовая поддержка мелких и средних предприятий – 4.
На современном этапе ЕБРР оказывает содействие России в обеспечение разработки и применении Кодекса корпоративного управления, привлечении ведущих зарубежных стратегических инвесторов и реструктуризации естественных монополий.
Стратегия ЕБРР в России направлена на инвестирование в частный сектор. Причем ЕБРР не собирается сокращать инвестирование в Россию. продолжение
–PAGE_BREAK–
2.3. Механизм осуществления международных денежных платежей и расчетов при международных финансовых отношениях. Международные платежные системы
Международные расчеты – регламентация по денежным требованиям и обязательствам, возникающим между юридическими лицами (государствами, организациями) и гражданами разных стран на основе их экономических, политических и культурных отношениях.
Международные расчеты имеют ряд особенностей:
-документарный характер, т.е расчеты осуществляются против финансовых и коммерческих документов;
-регулируются нормативными законодательными актами, а также международными банковскими правилами и обычаями;
-являются объектами унификации, что вызвано интернационализацией хозяйственных связей, универсализацией банковских операций;
Унифицированные правила проведения международных операций и осуществление международных расчетов разрабатывает Международная торговая палата, созданная в Париже в начале XX века. В настоящее время этой палатой разработаны и опубликованы следующие документы:
-базисные условия договоров купли-продажи ИНКОМТЕРМС 2000;
-унифицированные правила по договорным гарантиям.
-унифицированные правила по инкассо;
-унифицированные правила и обычаи по документированным аккредитивам;
Проведение международных расчетов базируется на системе корреспондентских отношений. Система корреспондентских отношений включает формы, методы, условия совершения межбанковских операций и порядок их проведения. Эти договорные отношения между кредитными учреждениями, целью которых является осуществление платежей, расчетов и оказания услуг по поручению друг друга.
Корреспондентские отношения оформляются межбанковскими соглашениями в форме двухсторонних договоров. В договорах определяются виды открываемых счетов, порядок и способы их использования. Отношения могут устанавливаться с взаимным открытием счетов или открытием счета в одном из банков, банки корреспонденты называются в этом случае «корреспонденты со счетом».
Корреспондентские счета по международным расчетам подразделяются на два вида: счета НОСТРО и ЛОРО.
НОСТРО-счет (наш счет у них) – это счета определенного банка в иностранных банках:
1) счет, который банк открывает у иностранного банка-корреспондента на котором учитываются все его расходы и поступления;
2) корреспондентский счет, по которому проводятся все операции по исполнению корреспондентом поручений банка;
ЛОРО-счет (их счет у нас) – это счета зарубежных банков в национальном кредитном учреждении – банке:
1) корреспондентский счет по международным расчетам, который открывается в отечественном банке на имя иностранного банка- корреспондента;
2) счет, открываемый банком- корреспондентом для защиты сумм, выдаваемых или получаемых по поручению своего корреспондента. Счет ЛОРО может быть также корреспондентским счетом третьего банка, открытым у банка-корреспондента определенного кредитного учреждения. Пи этом счет банка-корреспондента называется ВОСТРО – счетом. Этот счет открывается преимущественно коммерческими банками, которые активно осуществляют переводы, аккредитивные, инкассовые и другие операции по расчетам за товары, услуги.
Платежи по корреспондентским счетам осуществляется в пределах остатка по счету либо с превышением остатка за счет овердрафта.
На корреспондентских счетах отражаются все операции, проводимые в межбанковском секторе. Каждая операция по счету оформляется выпиской. Для сверки выписок по счетам ностро и внутренним корреспондентским счетам существует журнал аккордов. В этом журнале отражаются несквитованные суммы, которые подлежат дальнейшему урегулированию.
При установлении корреспондентских отношений банки обмениваются информацией об имеющихся банковских лицензиях, видах деятельности, предполагаемых операциях по счетам и тарифах. Банки направляют друг другу специальные объемы подписей, где отражены подписи всех лиц, имеющих отношения к операциям с банком-корреспондентом. Также банки обмениваются договоренностью о тайном коде или ключе, применение которого позволит исключить злоупотребление счетом.
В России проведение международных расчетов по экспортным, импортным и неторговым операциям с зарубежными странами занимаются уполномоченные коммерческие банки. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» уполномоченные банки – кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Российские коммерческие банки имеют право устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков при условии, что в выданной Банком России лицензии на совершение банковских операций со средствами в иностранной валюте отсутствуют соответствующие ограничения.
При установлении корреспондентских отношений с иностранным банком российскому банку также необходимо учитывать такие факторы, как: структура банковской системы страны происхождения банка; объем и характер предполагаемых операций; наличие представительства или филиала в России; разница во времени со страной происхождения банка и т.п.
Межбанковские обязательства по расчетам, возникающие в результате платежей клиентов, могут быть погашены тремя основными способами:
— для выполнения своих межбанковских обязательств банки могут передавать друг другу наличные деньги. Однако частое перемещение большого количество банкнот и монет неэффективно и связано с большим риском;
— банки могут рассчитываться между собой путем передачи права собственности на средства, хранимые ими на счетах, открытых друг у друга;
-банки могут рассчитываться путем передачи собственности на остатки средств на счетах, которые они имеют с какой-либо третьей стороны, другим банком.
Деятельность банков в сфере международных расчетов является объектом государственного регулирования. Для своевременного и рационального осуществления международных расчетов банки поддерживают необходимые валютные позиции в разных валютах в соответствии со структурой и сделками предстоящих платежей.
Мировая практика выработала разные формы и методы расчетов во внешнеэкономической деятельности (рис.1):
Банковский перевод
Документарное инкассо
Документарный аккредитив
Формы валютных расчетов
Авансовые расчеты
Расчеты по открытому счету
Расчеты в виде векселей и чеков
Рис. 1. Международные формы расчетов
Выбор формы расчетов определяется рядом факторов. Интересы экспортеров и импортеров товаров и услуг обычно не совпадают: экспортер стремиться получить платежи от импортера в кратчайшие сроки, в то же время последний стремиться отстрочить платеж до момента окончательной реализации товара, поэтому выбранная форма расчетов является компромиссом, в котором учитываются экономические позиции контрагентов, степень доверия друг к другу, экономическая конъюнктура, политическая ситуация и т. д. Помимо этого значения имеет вид товара – объект сделки, а также уровень спроса и предложения на товар.
Достижение компромисса не означает, что экспортер и импортер получает одинаковые преимущества: некоторые формы более выгодны экспортеру, другие импортеру.
Банковский перевод– это расчетная банковская операция перевода телеграфом или по почте платежного поручения одного банка другому либо перевода по системе SWIFT (рис.2):
Покупатель (импортер)
1
Поставщик (экспортер)
2
6
Банк импортера
Банк экспортера
4
ЛОРО 3
ЛОРО 5
Рис 2. Схема расчета банковским переводом.
1. Экспортер передает импортеру документы в соответствии с заключенным контрактом
2. Импортер выставляет платежное поручение в банк
3. Снятие денег со счета импортера и зачисление их на счет ЛОРО
4. Уведомление (авизование) банка, обслуживающего экспортера, об осуществление операции 3
5. При поступление авизо (извещения о том, что деньги поступили на счет)
списание денег со счета ЛОРО и зачисление их на счет экспортера.
6. Авизование экспортера о зачисление денег на его счет.
продолжение
–PAGE_BREAK–
Самой надежной формой оплаты с точки зрения экспортера является авансовый платеж, а наименее надежной – расчет по открытому счету. Наиболее часто используемыми формами международных расчетов является инкассо и аккредитив.
Авансовый платеж – форма международных расчетов, при которой оплата товаров производится импортером до отгрузки, а иногда и до производства. Тем самым импортеры кредитуют иностранных поставщиков. В России это вид платежа стал одной из форм «бегства» капиталов за границу по фиктивным контрактам.
Расчеты по открытому счету – при такой форме расчетов экспортер представляет импортеру товаросопроводительные документы, минуя банк, и импортер зачисляет причитающуюся экспортеру сумму платежа на открытый счет в сроки, установленные по предварительному соглашению сторон. Это одна из форм коммерческого кредита. Особенность расчетов по открытому счету состоит в том, что движение товаров опережает движение денег.
Правила проведения инкассовых операций изложены в документе UCR 522 «Унифицированные правила и обычаи по инкассо», публикация Международной торговой палаты № 522 редакция 1995 г., вступили в действие с 01.01.1996 г. В этих правилах даются определения основных понятий инкассо.
Инкассо — это банковская операция, в которой банк выступает в качестве доверенного лица и посредника между экспортером и импортером. Эта операция предусматривает передачу экспортером поручения своему банку на получение от импортера причитающейся денежной суммы или получение акцепта по векселю против предъявления соответствующих документов, подтверждающих доставку товара или выполнение услуг (рис 3):
Экспортер
1
Импортер
2
3
5
Банк импортера
4
Банк экспортера
6
Рис 3. Схема расчета с помощью инкассо.
1. Отправка экспортером товаров импортеру.
2. Передача документов на инкассо.
3. Возврат последнего образца документов экспортеру.
4. Пересылка документов в банк импортера.
5. Молчаливый акцепт или письменный отказ от акцепта.
6. Возврат оплаченных документов.
Правила проведения аккредитивных операций изложены в документе «Унифицированные правила и обычаи по документарным аккредитивам».
С 01.07.2007 г. вступила в действие новая редакция данных правил: UCP600. В этих правилах даются определения основных положений и понятий аккредитивных операций.
Аккредитивная форма расчета – обязательство банка, выдаваемое им по поручению своего клиента-импортера в пользу экспортера, по которому банк должен произвести платеж или акцептовать тратты экспортера при предоставлении оговоренных в аккредитиве документов (рис 4):
Импортер
5
Экспортер
1
2
4
6
Банк импортера
3
8
Банк экспортера
Аккредитив
7
Расчетный счет
Рис 4. Схема расчета с помощью аккредитива.
1. Представление в банк заявления на открытие аккредитива.
2. Возврат банком последнего экземпляра заявления с отметкой о предоставлении аккредитива.
3. Открытие аккредитива путем пересылке в банк, обслуживающего экспортера.
4. Сообщение поставщику об открытии аккредитива.
5. Отправка товаров импортеру.
6. Предоставление документов об отправке товаров для оплаты.
7. Оплата документов путем списания денежных средств с аккредитива и зачисления их на расчетный счет.
8. Возврат остатка неиспользованных средств на счет импортера.
Также при международных расчетах применяются такие формы расчетов, как вексель, чек, пластиковые карточки.
Так как нет мировых кредитных денег, принятых во всех странах, в международных расчетах используются девизы – платежные средства.
В их числе:
-коммерческие переводные векселя (тратты) – письменные приказы уплатить определенному лицу в определенный срок, выставляемые экспортерами на иностранных импортеров;
-обычные (простые) векселя – долговые обязательства импортеров, заемщиков;
-банковские векселя – векселя, выставляемые банками данной страны на своих иностранных корреспондентов;
-банковские чеки – письменные приказы банка своему банку-корреспонденту о перечислении определенной суммы с его счета за границей чекодержателю;
-банковские переводы – почтовые и телеграфные переводы за рубеж;
-банковские карточки (кредитные, пластиковые и др.) – именные денежные документы, дающие право владельцам использовать их для приобретения товаров, услуг за рубежом на безналичной основе;
В международных расчетах используются преимущественно ведущие свободно конвертируемые валюты (доллар, евро, фунт стерлингов, иена, швейцарский франк и др.). Золото применяется лишь в качестве чрезвычайных мировых денег при непредвиденных обстоятельствах (войны, экономические и политические потрясения и др.).
Международная платёжная система — совокупность процедур и связанных с ними компьютерных сетей, используемых для проведения финансовых транзакций на рынке облигаций, валютном рынке, на рынке производных финансовых инструментов и опционов, и для передачи средств между финансовыми организациями.
В условиях развития международных финансовых отношений первостепенное значение имеет организация расчетов. Для организации международных расчетов разработаны различные платежные системы, начиная от глобальных, таких как СВИФТ, и заканчивая системами, основанными на корреспондентской сети отдельных банков. Та или иная платежная система имеет свои особенности, которые непосредственным образом оказывают влияние на конкурентоспособность международных расчетно-платежных банковских услуг, что является очень важным в процессе интеграции банка в международную финансовую систему.
В настоящее время все большее распространение получают международные переводы по системе СВИФТ.
Наряду с системой СВИФТ существуют другие системы. Международные расчеты в ЕС осуществляются посредством одной из следующих платежных систем: трансевропейской автоматизированной экспресс-системы валовых расчетов в режиме реального времени ТАРГЕТ, Европейской клиринговой системы (ЕКС) при Европейской банковской ассоциации (ЕБА), национальных платежных систем, межбанковских платежей через систему корреспондентских отношений и клиринга, организуемого крупными европейскими банками.
Наравне с действующими платежными системами банки стран-членов ЕС оказывают традиционные услуги при осуществлении платежей через систему корреспондентских отношений.
Сообщество Всемирных Интербанковских Финансовых Телекоммуникаций (SWIFT) было создано в 1973 году с целью организации высокотехнологичной и безопасной системы для передачи финансовых сообщений именно между банками. Начиная с 1987г. доступ к системе SWIFT получили небанковские организации (биржи, брокерские компании и т.д.).
Согласно Уставу SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication — Сообщество Всемирных Интербанковских Финансовых Телекоммуникаций), в каждой стране, представленной в Сообществе, создаются Национальная группа членов SWIFT и Группа пользователей SWIFT, объединяющая всех пользователей сети. В Российской Федерации организацией, представляющей интересы обеих групп и действующей от их имени, является Российская Национальная Ассоциация SWIFT (РОССВИФТ), которая была создана в мае 1994 года и представляет собой негосударственную, некоммерческую организацию.
В декабре 1989 года Внешэкономбанк стал первым финансовым институтом на территории бывшего СССР, подключившимся к SWIFT. К 1992 году членами SWIFT в России стали еще три банка, а затем началось активное подключение российских пользователей, и к началу 1998 года их число превысило две сотни. Кризис 1998 года несколько снизил темпы вовлечения российских кредитных учреждений в SWIFT, тем не менее, с 1999 года количество российских пользователей неуклонно увеличивается.
В настоящее время более 500 ведущих российских банков и организаций являются пользователями SWIFT.
На базе SWIFT реализованы системы расчетов более 50 стран мира, в том числе платежные системы всех стран Евросоюза, а также такие инфраструктурные проекты, как Европейская система трансграничных платежей TARGET, мировая валютообменная система CLS и др.
Принципиально важно, что из входящих в «Большую семерку» промышленно-развитых стран мира, пять государств – Великобритания, Германия, Италия, Канада и Франция – построили национальные платежные системы на базе сети SWIFT.
Международный опыт показывает, что использование SWIFT в качестве инфраструктуры для создания национальной платежной системы является рентабельным и эффективным решением, позволяющим свести к минимуму расчетные и технические риски. Кроме того, национальные платежные системы, построенные на основе сети и стандартов SWIFT, являются транспарентными и интегрируются в крупнейшие международные платежные системы
В настоящее время в мире действует несколько международных платежных систем, или, как их называют в странах англосаксонского Права, Международных карточных ассоциаций. Крупнейшимиизних, напомним, являютсяVisa International, MasterCard International, American Express, Diners Club International иJCB Card.
Итак, отличительной особенностью мирохозяйственных связей XXI в. является интенсивное развитие международных экономических отношений. Происходит глобализация финансовых рынков, расширение экономических отношений между странами, интернационализация финансово-экономических связей и увеличение открытости национальных экономик. В связи с активизацией экономических реформ в России и расширением международных связей все большее число коммерческих банков осуществляет обслуживание экспортно-импортных операций. В этих условиях существенно возрастает роль эффективных и надежных инструментов международных расчетов.
2.3. Проблемные вопросы взаимоотношений России с международными финансовыми организациями (по материалам публикаций в периодической печати и научных монографий)
В России в условиях переходного периода к рыночной экономике возлагались большие надежды на приток внешних ресурсов. Они рассматривались в качестве стимула инвестиционного процесса и экономического роста. Но реальная действительность развеяла эти иллюзии. Внешние факторы сыграли негативную роль в развитии кризиса 1998 г., показав необходимость сбалансированность подхода к привлечению внешних ресурсов, их эффективному использованию.
В 1992 г. Россия вступила в МФВ. Членство в МФВ поставила перед Россией определенные обязательства и одновременно открыла некоторые возможности. С 1992 года МВФ предоставил России кредиты на сумму 21,3 млрд. долл. На каких же условиях МВФ представил многомиллиардные кредиты. Формально фонд никаких условий не выдвигал, а достигал своих целей другим путем. Сотрудники МВФ привозили в Москву первые варианты соглашений и знакомили с ними своих российских партнеров. Потом начинался торг и последующее подписание документов, в которых упоминалось лишь о некоторых пожеланиях фонда.
Общеизвестным ключевым требованием фонда являлось требование фонда к российскому правительству взять на себя обязательство по формированию жесткого бюджета, ускорить реализацию программы приватизации, повысить собираемость налогов.
Наряду с экономическими выдвигались и торгово-политические требования под давлением США, которые являются главным акционером фонда. Например, Вашингтон не раз требовал от России свернуть ее сотрудничество с Ираном в области сооружения атомных электростанций, ссылаясь на то, что их отходы могут быть использованы для производства ядерного оружия.
Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России усилил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (экономический спад, инфляция, банкротства, неплатежи, коррупция и т.д.)
Август 1998 г. стал важным рубежом во взаимоотношениях России и МФВ. Достигнутые в 1998 и 1999 годах договоренности о предоставлении антикризисного кредитного пакета (11,2 млрд. долл.) и резервного кредита (4,5 млрд.долл.) были реализованы лишь частично, поскольку, по мнению Фонда, выдвигаемые им требования относительно реформирования российской экономики не были выполнены. Правительство России взяло курс на жесткое сокращение программ внешних заимствований. Новые макроэкономические условия развития российской экономики показали невыгодность получения внешних кредитов. Начиная с 1999 г. правительство выбрало новый курс взаимоотношений с МВФ, направленный на отказ от кредитов и на быстрое, приоритетное возвращение долгов МВФ. продолжение
–PAGE_BREAK–