Участие российских предприятий в торговле лицензиями
на начальном этапе либерализации экономики России
Скляренко Р.П.
Для
начала напомним об участии России в международных соглашениях по охране
промышленной собственности. Советский Союз состоял в 10 таких соглашениях,
функционирующих под эгидой Всемирной организация интеллектуальной собственности
(ВОИС):
–
Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности;
–
Парижская конвенция по охране промышленной собственности;
Мадридское
соглашение о международной регистрации знаков;
–
Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для
регистрации знаков;
–
Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных
образцов;
–
Договор о патентной кооперации;
–
Стасбургское соглашение о международной патентной классификации;
–
Договор о регистрации товарных знаков;
–
Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов
для целей патентной процедуры;
–
Найробский договор об охране олимпийского символа.
На
следующий день после распада СССР (26 декабря 1991 г.) МИД Российской Федерации
приняло меры к продолжению участия России в этих соглашениях, направив
соответствующую ноту генеральному директору ВОИС, являющемуся их депозитарием,
с тем, чтобы российские граждане могли пользоваться всеми вытекающими из них
преимуществами.
В
ноте было заявлено, что “членство Союза Советских Социалистических Республик во
Всемирной организации интеллектуальной собственности и во всех её органах, а
также участие во всех конвенциях, соглашениях и других международно-правовых
документах, подписанных в рамках Всемирной организации интеллектуальной
собственности или под её эгидой, продолжается Российской Федерацией”. Этой же
нотой Россия приняла на себя полную ответственность за все права и
обязательства СССР, включая финансовые.
В
соответствии с Указом президента России “О либерализации внешнеэкономической
деятельности на территории РСФСР” № 213 от 15 ноября 1991 г. осуществление
внешнеэкономической деятельности было разрешено всем зарегистрированным на
территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям, независимо от
форм собственности. Это означало, что юридические лица, зарегистрированные в
качестве участников предпринимательской деятельности в России, получали право и
на участие в международной торговле лицензиями. В связи с этим Министерство
внешнеэкономических связей России прекратило выдачу разрешений и регистрацию
участников внешнеэкономической деятельности, которые носили обязательный
характер до появления данного указа.
Поскольку
ранее участие физических лиц, а также не имеющих регистрации предприятий и их
объединений в международной торговле лицензиями было возможно лишь через
государственные посреднические организации, открывшаяся перспектива свободной
торговли привела на деле к значительным потерям интеллектуальной собственности,
вследствие не знания специфики мирового рынка лицензионной торговли. В качестве
посредников при заключении лицензионных сделок наиболее дальновидные
предприниматели выбирали фирмы и организации, специализировавшиеся на
проведении патентно-лицензионных операций, имеющих устойчивые деловые связи с
зарубежными фирмами и опыт заключения лицензионных договоров на продажу и
покупку лицензий. В качестве таких организаций могли быть специализированные
внешнеторговые организации “Лицензиторг”, “Литинтерн” и “Внештехника”,
независимые фирмы патентных поверенных, патентно-лицензионные службы
предприятий с многолетним опытом участия в международной торговле лицензиями.
Однако на деле и у данных предприятий не обнаружилось на тот момент
достаточного опыта ведения коммерческой работы в быстро меняющихся условиях
российской действительности. К числу предприятий, накопивших на том этапе
значительный опыт и оказавшихся способными к самостоятельному выполнению
операций по продаже и закупке лицензий, можно отнести Волжский автозавод, МНТК
“Микрохирургия глаза”, Государственный проектный институт кокса, ЦНИИ черной
металлургии, Всероссийский алюминиево-магниевый институт, Институт физики
твёрдого тела, НИИ пластмасс и некоторые другие.
Сейчас
по прошествию некоторого количества лет с той славной поры дикого капитализма,
всплывают крайне интересные договора, как по форме, так и по содержанию.
Допустим договор на передачу технической документации, а в приложении
соглашение на бесплатные консультативные услуги по применению данной
документации. Все это записано на трех листочках, на них же указана
шестизначная цифр цены. В России давно не осталось следа не только от человека,
подписавшего контракт, но и от предприятия, документация с которого ушла за
рубеж. Однако зарубежная сторона в рамках своей внутренней политики управления
интеллектуальной собственностью до сих пор шлет в Россию письма со своими
производственными вопросами и выставляет претензии, основанные на положениях
трехстраничного контракта. Само собой, что данная фирма в России больше никакой
деятельности никогда вести не будет и ни в какие переговоры с другими
предприятиями не вступит.
Так
оказалось, что преобладающая часть российских предприятий и организаций,
получивших право на предпринимательскую деятельность в различных отраслях
производства, не располагали необходимой базой знаний и опыта,
квалифицированными работниками, способными на профессиональном уровне решать
весь комплекс проблем, связанных с международной и внутренней торговлей
лицензиями. Поэтому на начальном этапе этого бизнеса при незначительных объёмах
лицензионных операций все же было целесообразно пользоваться посредническими
услугами специализированных внешнеторговых организаций и патентно-лицензионных
служб. Поскольку в рамках проводимой в стране либерализации внешнеэкономической
деятельности был отменён разрешительный порядок продажи и закупки лицензий в
стране и соответственно ликвидированы занимавшиеся этими проблемами службы, на
рынке труда в то время оказалось некоторое количество высококлассных
специалистов, часть из которых, к сожалению, не смогли найти применение своему
опыту. В тоже время вновь создаваемые посреднические организации в основном
консалтинговые и центры международного сотрудничества – имели совсем не много
представления о том, чем им предстоит заниматься.
Современное
состояние и перспективы развития лицензионной торговли в Российской Федерации
основано на новой правовой базе как для патентно-лицензионной деятельности в
стране, так и международного сотрудничества, и, в целом, адекватной правовому
законодательству в этой области в странах с рыночной экономикой, но не
достаточно разработанной в части защиты интересов российских предприятий даже
по сравнению с тем же Советским Союзом.
Введение
в практику изобретательской и патентно-лицензионной деятельности понятия
“патент” вместо ранее используемого авторского свидетельства означало, по
существу, приватизацию объектов промышленной собственности, передачу
исключительного права на их использование из рук государства
патентообладателям, в роли которых выступают авторы, предприятия и организации
различных форм собственности. В результате патентообладатели, являющиеся
юридическими лицами в Российской Федерации, получили право на
внешнеэкономическую деятельность, в том числе на продажу лицензий на
собственные разработки зарубежным фирмам. Казалось, преимущества,
предоставленные с 1992 г. патентообладателям Патентным законом РФ очевидны. К
примеру, по старому патентному законодательству советский изобретатель всемирно
известной игры “Тетрис” получил только служебную премию и несколько
ценных подарков, Академия наук – 10 млн. долларов, посредник в переговорах по
продаже игры – около 35 млн. долларов, а фирма NINTENDO заработала только на
ручном варианте игры 2 млрд. долларов США. Действуй тогда новый Патентный закон
– наш изобретатель обеспечил бы материально несколько своих поколений. Но на
практике, если бы такая ситуация имело место сейчас – ему было бы очень не
просто реализовать свои права.
В
Патентном законе Российской Федерации нет упоминания о внутренней торговле
лицензиями в стране. Однако в ст. 13 (п. I) закона говорится, что любое лицо,
не являющееся патентообладателем, вправе использовать изобретение, полезную
модель, промышленный образец, защищенные патентом, лишь с разрешения
патентообладателя (на основе лицензионного договора). Иное использование
указанных объектов промышленной собственности признаётся нарушением патента, и
к виновным, в соответствие со ст. 14 закона, должны применяться санкции.
Указанные положения об обязательном заключении лицензионных договоров на
использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов
распространяются на все деловые отношения патентообладателей с
заинтересованными в этих разработках предпринимателями на территории России.
Императивный характер этих норм означает, по существу, законодательное введение
в Российской Федерации внутренней лицензионной торговли. Лицензионная форма
коммерческого обмена охраняемыми объектами промышленной собственности в силу
законов рынка непременно должна распространяться и на обмен не имеющими патентной
защиты техническими разработками типа ноу-хау. Уже имеется немало примеров
внутренних лицензионных договоров на ноу-хау, подписанных российскими
предпринимателями. И к настоящему моменту к счастью уже практически забыт тот
факт, что в СССР внутренняя торговля лицензиями была официально запрещена.
Как
уже отмечалось, новое законодательство не предусматривает необходимости
получения разрешения на продажу объектов промышленной собственности за границу,
а также процедуру одобрения заключенных лицензионных договоров. Однако
Патентный закон Российской Федерации (раздел IV, ст. 13, п. 2) вводит
обязательный порядок регистрации лицензионных договоров в Патентном ведомстве,
без чего они считаются недействительными. Их регистрация осуществляется в
Комитете РФ по патентам и товарным знакам (Роспатенте) в соответствии с
Порядком регистрации договоров на передачу прав на патент и права на
использование изобретения или промышленного образца, вытекающего из патента,
утверждённым приказом Роспатента от 9 марта 1992 г. Это документ, однако, не
касается процедуры регистрации лицензионных договоров на ноу-хау и опционных
соглашений. Практически во всех странах мира с рыночной экономикой
осуществляется и внешняя (международная), и внутренняя торговля лицензиями, и
эти процессы органически связаны между собой. Несмотря на различия в экономике
и особенности правового регулирования лицензионных операций в разных странах,
национальные рынки лицензий имеют общие черты, характерные для мирового рынка
лицензий. Этот вывод имеет важное практическое значение для лицензионной
деятельности российских предприятий и организаций, напрямую участвующих в
международных лицензионных операциях с фирмами других стран, а также ставших
участниками внутренней лицензионной торговли в стране. Органическая взаимосвязь
национальных и мирового рынка лицензий обусловливает возможность использования
российскими предпринимателями во внутренней торговле лицензиями на территории
России форм, методов и принципов, применяемых в международной лицензионной
торговле. Накопленный российскими лицензиарами, лицензиатами и
патентно-лицензионными службами опыт многолетнего участия в международной
торговле лицензиями должен быть использован не только для дальнейшего
расширения деловых контактов с зарубежными партнёрами, но и для осуществления
коммерческих операций на внутреннем рынке лицензий. Во внутренней лицензионной
торговле в значительной мере могут быть использованы применяемые в
международной практике типовые лицензионные договоры, принципы и методика
определения цены лицензии, виды платежа, реклама, маркетинговые исследования,
опыт подготовки и заключения договоров и др. Одновременно следует учитывать
особенности российского законодательства в этой области и реальные интересы
отечественных продавцов и покупателей лицензий.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru/