–PAGE_BREAK–В целях осуществления централизованного учета и хранения государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь в начале 1998 г. был создан Центральный депозитарий Национального банка Республики Беларусь. С этого момента начала функционировать двухуровневая депозитарная система, состоящая из Центрального депозитария и сети уполномоченных депозитариев и обеспечивающая учет и осуществление междепозитарных переводов ценных бумаг через Центральный депозитарий.
Важным шагом на пути развития инфраструктуры фондового рынка является принятие Закона Республики Беларусь «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь» [7], в соответствии с которым депозитарная деятельность — это оказание в соответствии с законодательством услуг по учету прав на ценные бумаги, хранению ценных бумаг и (или) расчетам по операциям с ценными бумагами, находящимися на обслуживании в депозитарии. Предметом депозитарной деятельности является оказание депозитарием услуг по учету прав на ценные бумаги, в отношении которых в соответствии с законодательством разрешено осуществление депозитарной деятельности, путем ведения системы записей о депоненте и о ценных бумагах, обеспечивающей фиксацию прав депонента на ценные бумаги; хранению документарных ценных бумаг.
В рамках основных ограничений прав депозитария установлено, что депозитарий не имеет права:
• передавать без специального поручения депонента принятые на учет ценные бумаги в управление третьим лицам;
• обеспечивать исполнение собственных обязательств или обязательств третьих лиц принятыми на учет ценными бумагами депонента, в том числе передавать их в залог;
• осуществлять на рынке ценных бумаг профессиональную деятельность (кроме депозитарной деятельности) с ценными бумагами, реестры владельцев которых он ведет;
• иметь в собственности ценные бумаги, предоставляющие право на управление акционерным обществом или имеющие возможность предоставить такое право;
• требовать от депонента включения в депозитарный договор условий, ограничивающих право собственности депонента и противоречащих законодательству Республики Беларусь.
Депозитарий осуществляет обслуживание эмитентов на основании договора на депозитарное обслуживание, по которому депозитарий обязуется за вознаграждение осуществлять депозитарное обслуживание эмитента, в том числе формировать реестр владельцев ценных бумаг эмитента на определенную дату, открывать владельцам ценных бумаг эмитента счета «депо» для учета прав на ценные бумаги эмитента. Этот договор может быть расторгнут как по соглашению сторон, так и по инициативе одной из его сторон.
В условиях становления депозитарной системы Республики Беларусь и в целом ее рынка ценных бумаг важным является порядок замены депозитария в случаях расторжения договора на депозитарное обслуживание эмитента, ликвидации депозитария или аннулирования лицензии на депозитарную деятельность. Этот порядок установлен Инструкцией о порядке проведения замены депозитария, утвержденной постановлением Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь от 05.11.2002 г. № 22/П. [4].
Договор с новым депозитарием эмитент должен заключить не позднее даты, определенной в качестве даты прекращения договора с прежним депозитарием. Это касается случая расторжения отношений по инициативе депозитария или эмитента. Если же расторжение связано с ликвидацией депозитария или прекращением действия его лицензии, то договор с новым депозитарием эмитент заключает не позднее одного месяца после получения соответствующего уведомления о расторжении прежнего договора.
При расторжении договора инициатор этого расторжения должен письменно уведомить об этом другую сторону не менее чем за шестьдесят дней до предполагаемой даты расторжения договора.
По состоянию на момент окончания операционного дня на дату прекращения действия договора депозитарий, с которым расторгается договор, составляет список владельцев ценных бумаг. В этот список включаются владельцы ценных бумаг эмитента, которым открыты накопительные счета «депо», а также эмитент, если на его счете «депо» имеются эмитированные им ценные бумаги. В списке указываются номера балансовых счетов, на которых отражались бумаги в синтетическом депозитарном учете на момент составления списка.
Депозитарий эмитента, договор с которым расторгается, передает новому депозитарию эмитента список владельцев ценных бумаг в срок, не позднее десяти календарных дней с даты расторжения договора, а первичные документы — не позднее двадцати дней.
В день передачи указанного списка депозитарий, с которым расторгается договор, передает в центральный депозитарий поручения «депо» на перевод ценных бумаг, указанных в списке.
Новый депозитарий эмитента в день перевода на его корреспондентский счет «депо» ценных бумаг, указанных в списке их владельцев, зачисляет их на накопительный счет «депо» и в течение пятнадцати дней переводит их на соответствующие счета в соответствии со списком.
Депозитарий обязан письменно уведомить депонентов и эмитентов, с которыми заключены договоры, об их расторжении в течение десяти календарных дней с даты принятия решения о ликвидации или с даты прекращения действия его лицензии.
При этом в сообщении указывается дата, до наступления которой депоненты могут перевести свои ценные бумаги на счет «депо», открытый в другом депозитарии. Если депоненты не перевели свои ценные бумаги в другой депозитарий, то они включаются в список владельцев ценных бумаг для перевода ценных бумаг в депозитарий эмитента.
В Законе «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь» [7] закреплено, что депозитарная система Республики Беларусь является двухуровневой и включает в себя центральный депозитарий и депозитарии, установившие корреспондентские отношения с центральным депозитарием. Определена основная задача депозитарной системы — обеспечение централизованного хранения ценных бумаг, зарегистрированных в установленном законодательством Республики Беларусь порядке и разрешенных к обращению на территории республики, и учет прав на эти ценные бумаги.
В соответствии со ст. 15 указанного Закона выполнение функций центрального депозитария возлагается на организацию, определяемую Президентом Республики Беларусь. Указом Президента «О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг» от 20.07.1998 г. № 366 определено, что функции центрального депозитария ценных бумаг возлагаются: по государственным ценным бумагам и ценным бумагам Национального банка — на Национальный банк; по иным ценным бумагам — на государственное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг».
К функциям центрального депозитария относятся следующие:
• прием на хранение выпусков ценных бумаг, прошедших государственную регистрацию, и присвоение каждому выпуску идентификационного кода;
• хранение глобальных сертификатов, решений о выпуске ценных бумаг;
• осуществление контроля за общим количеством ценных бумаг каждого выпуска, хранящегося в центральном депозитарии и находящегося на учете в депозитарной системе;
• ведение корреспондентских счетов «депо» депозитариев;
• ведение единых справочников и каталогов депозитарной системы;
• регулирование функционирования депозитарной системы;’
• обеспечение расчетов по операциям с ценными бумагами между депонентами разных депозитариев путем перевода ценных бумаг по корреспондентским счетам «депо» депозитариев;
• обеспечение взаимодействия между депозитариями;
• обеспечение безопасности и надежности функционирования депозитарной системы;
• осуществление контроля за деятельностью депозитариев;
• обеспечение учета ценных бумаг, вывозимых за пределы Республики Беларусь, и ценных бумаг эмитентов-нерезидентов, ввозимых на территорию Республики Беларусь;
• разработка методологической базы депозитарной деятельности в Республике Беларусь по согласованию с уполномоченным органом;
• оказание консультационной и методологической помощи по организации депозитарной деятельности.
Законодательством могут быть предусмотрены случаи выполнения центральным депозитария функций депозитария.
В рамках выполнения основной задачи депозитарной системы функциями Центрального депозитария Национального банка Республики Беларусь в отношении государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка являются: хранение ценных бумаг и перевод их в ходе обращения, а также списание при их погашении; контроль за общим количеством ценных бумаг каждого выпуска; разработка методологической базы депозитарной деятельности по ценным бумагам по согласованию с Комитетом по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь; определение уполномоченных депозитариев и др.
Уполномоченными депозитариями по государственным ценным бумагам являются депозитарии коммерческих банков, удовлетворяющие определенным условиям. За время существования этого института количество уполномоченных депозитариев не превышало двадцати.
Уполномоченным депозитарием может быть белорусский банк, имеющий лицензию на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, включающее депозитарную деятельность, выданное Комитетом по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь. Статус уполномоченного депозитария присваивается банку Национальным банком Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь путем заключения договора на выполнение функций уполномоченного депозитария.
Для получения статуса уполномоченного депозитария банк должен представить в Национальный банк Республики Беларусь следующие документы:
• заявление о присвоении статуса уполномоченного депозитария;
• последний годовой бухгалтерский баланс. Если банк действует менее года, то представляется бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату;
• нотариально заверенную копию выданного Комитетом по ценным бумагам специального разрешения (лицензии) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, включающего депозитарную деятельность;
• копию локального нормативного правового акта банка, регламентирующего осуществление им депозитарной деятельности.
Обязательным условием для получения статуса уполномоченного депозитария является наличие у банка программного обеспечения, позволяющего получать и передавать электронные документы по каналам электронной связи. Поэтому в пакете предоставляемых документов должно быть и описание функций программного обеспечения для осуществления депозитарной деятельности.
Национальный банк Республики Беларусь вправе отказать банку в присвоении статуса уполномоченного депозитария в случае наличия у банка в течение трех месяцев, предшествующих дате подачи заявления о присвоении статуса уполномоченного депозитария, нарушений законодательства Республики Беларусь, регулирующего рынок ценных бумаг, а также наличия убытков за год. Кроме того, отказ может последовать и при несоблюдении банком нормативов ликвидности, нормативов достаточности капитала, минимального размера собственного капитала для действующего банка.
В процессе своей деятельности уполномоченный депозитарий обязан соблюдать требования законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг, в том числе депозитарную деятельность по ценным бумагам, нормативы минимального размера собственного капитала, ликвидности, достаточности капитала. Особое внимание уделяется соблюдению депозитарием установленных сроков перечисления владельцам ценных бумаг денежных средств, соответствующих стоимости погашаемых ценных бумаг и/или доходу по ним.
Уполномоченные депозитарии осуществляют расчеты по операциям с ценными бумагами, учитываемыми на счетах «депо» депонентов, отражение в депозитарном учете иных операций, осуществляемых с ценными бумагами в период их обращения и в случае наложения ареста, обращения в доход государства.
При выявлении в течение времени действия договора на выполнение функций уполномоченного депозитария каких-либо нарушений обязанностей уполномоченного депозитария Национальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь рассматривают вопрос о лишении банка статуса уполномоченного депозитария. Если такое решение принимается, Национальный банк Республики Беларусь в одностороннем порядке расторгает с банком договор на выполнение функций уполномоченного депозитария или отказывается от продления действия такого договора, если срок его действия истекает. Банк и фондовая биржа уведомляются об этом не позднее, чем за 15 рабочих дней до даты лишения банка статуса уполномоченного депозитария.
В течение 15 рабочих дней до даты лишения банка статуса уполномоченного депозитария за данным уполномоченным депозитарием сохраняется право на выполнение следующих операций:
• погашение ценных бумаг депонентов и/ или выплата дохода;
• блокирование ценных бумаг для торгов на фондовой бирже для исполнения обязательств по обратной продаже ценных бумаг по сделкам РЕПО (на основании данных, представляемых фондовой биржей);
• разблокирование принадлежащих депонентам депозитария ценных бумаг, заблокированных для торгов на фондовой бирже;
• перевод ценных бумаг депонентов на их счета «депо» в другие уполномоченные депозитарии или Центральный депозитарий Национального банка Республики Беларусь.
Уполномоченный депозитарий обязан проинформировать своих депонентов об ограничении операций и необходимости открытия счетов «депо» в других уполномоченных депозитариях не позднее следующего рабочего дня после получения уведомления от Национального банка Республики Беларусь.
Не позднее двенадцатого числа каждого месяца уполномоченный депозитарий представляет в Национальный банк Республики Беларусь баланс «депо» по ценным бумагам, составленный по состоянию на первое число отчетного месяца. Кроме того, уполномоченный депозитарий обязан представлять отчетность по форме и в сроки, установленные законодательством Республики Беларусь, а также информацию, касающуюся депозитарной деятельности, по запросам Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов, Комитета по ценным бумагам.
Кроме того, ввиду того, что только банки являются уполномоченными депозитариями на рынке государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь, для них присущи и другие особенности. Во-первых, банки являются самыми крупными депозитариями Республики Беларусь. Во-вторых, многие юридические лица, работающие на рынке ценных бумаг, предпочитают открывать счета «депо» в банках, которые осуществляют и их расчетно-кассовое обслуживание, поскольку это снижает затраты по ведению данных счетов. В-третьих, залоговые операции в основном проходят через депозитарии банков, так как только банки могут выдавать кредиты под залог ценных бумаг. В-четвертых, все расчеты на вторичном рынке по сделкам с ценными бумагами осуществляются через банки и уполномоченные депозитарии. В-пятых, через депозитарий АСБ «Беларусбанк» осуществляется размещение и погашение компенсационных облигаций для физических лиц. В-шестых, как правило, нерезиденты, работающие на рынке государственных облигаций Республики Беларусь, предпочитают открывать счета «депо» в банках, так как с этим связаны денежные расчеты и конвертация иностранной валюты. В-седьмых, банки имеют больше возможностей по созданию системы обслуживания депонентов, особенно связанных с хранением ценных бумаг, выпущенных на бумажном носителе, поскольку они имеют специальные хранилища и лицензию Национального банка Республики Беларусь на осуществление хранения ценностей.
Отличительной особенностью учетной системы нашей республики является функционирование двух независимых двухуровневых депозитарных систем, обслуживающих разные виды ценных бумаг. При этом данные системы включают в себя в качестве центральных депозитариев две разные организации, а в качестве депозитариев второго уровня — банковские и небанковские депозитарии, причем банковские депозитарии участвуют одновременно в двух депозитарных системах. Как уже упоминалось, функции центрального депозитария по корпоративным ценным бумагам возложены на государственное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг».
По состоянию на конец 2005 г., РУП «РЦДЦБ» были установлены корреспондентские отношения с сорока семью депозитариями второго уровня, из которых шестнадцать являются структурными подразделениями коммерческих банков, а остальные тридцать один — небанковскими организациями. Анализ структуры депозитариев второго уровня за 2003-2005 гг. показал, что их общее количество насчитывало пятьдесят, и тенденция увеличения практически отсутствует. Более того, в ближайшее время их количество может уменьшиться в связи с введением новых требований финансовой достаточности, которыми установлен минимальный размер собственного капитала в 100 тыс. евро.
продолжение
–PAGE_BREAK–