Учебно-воспитательная работа в школах в послевоенный период

Учебно-воспитательнаяработа в школах в послевоенный период
/>/>/>/>/>/>/>Введение
Актуальностьисследования. Становление и развитие учебно-воспитательной работы советскойобщеобразовательной школы во второй половине 40-х – начале 50-х гг. являетсяодной из важных проблем истории XX в. В условиях послевоенного времени учебно-воспитательнаяработа в советской школе развивалось в русле задачи воспитания нового человека– проводника коммунистической идеологии как основы советского строя.
Ряд вопросов, решавшихсяв рамках этих задач, такие как реализация закона о всеобуче, улучшение качестваучебно-воспитательной работы, повышение социального статуса работников школыактуальны и по сей день, поэтому опыт работы советской общеобразовательнойшколы должен быть учтен и востребован при проведении реформ в областиобразования в современной России.
Послевоенное времяразвития советской общеобразовательной школы в СССР, было весьма труднымпериодом для школы, когда все проблемы ее развития так или иначе были связаны спреодолением различных материальный трудностей. Однако, имея минимальныефинансовые средства, школа добилась серьезных успехов. В послевоенный период ейудалось сохранить основной контингент учащихся и даже увеличить его в связи среализацией закона об обязательном семилетнем обучении (1949 г.), создатьсистему школ рабочей и сельской молодежи, развернуть массовую кружковую ифизкультурную работу. Выбор темы исследования продиктован необходимостьюизучения тематики развития учебно-воспитательной работы советскойобщеобразовательной школы на региональном уровне, которая ранее не быладостаточно разработана.
Объектом исследованиявыступает история развития учебно-воспитательной работы советскойобщеобразовательной школы в послевоенное время.
Предметом исследования –учебно-воспитательная деятельность советской общеобразовательной школы вуказанный период в странеЗадачи исследования
-показать особенности воспитательнойработы в советской школе— Проблемы повышения качества учебы всоветской школе— Роль общественных организация вучебно-воспитательной работе
Особенности воспитательной работы всоветской школе
Образование игралоключевую роль в решении проблем идейно-политического воспитания в государстве.Воспитательные возможности социальных наук осознавались и использовалисьвластью в формировании нового типа личности. Директивы, исходившие «сверху»,содержали в себе строгие ориентиры и систему требований, предъявляемых кучащейся молодежи. «Нормой» считалось должное социальное поведение,выражавшееся в горячей любви к Родине и преданности ей, бдительности иподозрительности по отношению к «врагам» государства, убежденности всоциалистических идеалах, основанное на ценностях коллективизма,интернационализма, опиравшееся на чувство социального оптимизма и чувствоответственности за все происходящее вокруг. Воспитание в школе должно былопрививать коммунистическую мораль и нести необходимую эмоционально-нравственнуюнагрузку. [9, с. 63]
Особое значение играетформирование «образа врага» как внешнего (нацистская Германия, капиталистическиеВеликобритания и США и другие государства), так и внутреннего, классовоговрага. С «врагами» и «предателями» нужно было вести активную и жесткую борьбу,даже если таковыми являлись родственники, близкие друзья, соседи, знакомые.
Основными направлениямиразвития образования были поставлены задачи перехода от семилетнего на всеобщеесреднее образование (десятилетка) в крупных городах республиканскогоподсинения, в крупных промышленных центрах, а также подготовка дальнейшегоразвития его в остальных городах и сельских местностях, обеспечение увеличенияприема в педагогические институты на 45% в 1951-55гг., по сравнению с приемом1946-1950 гг., рост строительства городских и сельских школ примерно на 70% посравнению с предыдущим пятилетием. В целях повышения социалистическоговоспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся,заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий введениеполитехнического обучения в средней школе
Особый интереспредставляют некоторые данные о развитии общеобразовательной школы по такомумощному индустриальному центру, как г. Горький. Начальным обучением здесь в1933 году было охвачено 34 209, в 1944 г. — 48 268, а в 1945 г. — до 59 тысячдетей. Резкий скачок в росте в 1945 г. свидетельствовал о начавшемся бурномпослевоенном подъеме в жизни г. Горького. [13, с.302].
В Сормове в 1913 годуобразование выше начального получили 280 человек, а в 1945 году — 4897 человек.На основе общих успехов послевоенного восстановления и развития народногохозяйства возникли условия для перехода к всеобщему семилетнему обучению, кукреплению и расширению среднего образования. Горьковская область одной изпервых в Российской Федерации приступила к осуществлению семилетнего всеобуча,введя его в городах и поселках еще до 1948 г. За период с 1948 по 1952 г. 118начальных школ реорганизованы в семилетние, а на базе семилетних школ открытовновь 26 средних. Ярчайшее выражение заботы нашей партии и правительства одальнейшем развитии нашей социалистической культуры, о просвещении народа мывидим в исторических решениях XIX съезда партии. В директивах XIX съезда былапоставлена задача завершить к концу пятилетки переход от семилетнего навсеобщее среднее образование (десятилетнее) в столицах республик, городахреспубликанского подчинения, областных, краевых и крупных промышленных центрах,а также подготовить условия для перехода в следующей пятилетке к всеобщемусреднему образованию в остальных городах и сельской местности. Передпартийными, советскими органами и отделами народного образования области былапоставлена громадной государственной важности задача — расширить и укрепитьсеть средних школ, значительно увеличить число школьных интернатов, принятьмеры по укреплению учебно-материальной базы школ и обеспечить вновь открываемыесредние школы квалифицированными учительскими и руководящими кадрами. В периодс 1950 по 1957 год число средних школ возросло на 154. Выпуск учащихся из 10классов школ Горьковской области возрос с 1916 человек в 1950 году до 15 443человек в 1956 году. Неузнаваемо изменилась за эти годы сеть средних школ всельских районах области. В связи с расширением среднего образования ипроведением мероприятий, необходимых для перехода к всеобщему политехническомуобучению, улучшилась учебно-материальная база школ, значительная часть зданийкапитально переоборудована. За последние два года школы области получилиоборудование на сумму свыше 2 миллионов рублей. Одновременно с расширением сетимассовых школ растет в области число школ рабочей и сельской молодежи,позволяющих юношам и девушкам получить законченное семилетнее или среднееобразование без отрыва от производства. Только за последние три года в нашейобласти получили аттестаты зрелости свыше 5000 выпускников школ рабочеймолодежи и закончили семь классов школ сельской молодежи свыше 4000 человек.[9, с.100]
Основными формамивнеурочной кружковой работы с целью организации досуга школьников были текружки, которые в наибольшей степени обеспечивали проведение в жизньпартийно–государственных установок. В числе кружков были литературные,юннатские, хоровые. За 1946–1952 гг. выдвинулась целая плеядаучителей–предметников, чьи кружки были известны не только в Горьковскойобласти, но и за ее пределами. В их числе учитель биологии Кантауровской СМБорского района Горьковской области С.А. Селифанов, учительница географии СМ№82 Сормовского района г. Горького З.А. Горбунова,учитель истории Семеновской СМ Семеновского района Горьковской области. Главнымусилием успешного ведения кружковой работы был энтузиазм и инициативностьучителей и учащихся, поскольку за нее учителя не получали никакой платы. Лишьучителя биологии с 1947 г. стали получать 150 руб. в месяц за заведованиепришкольными участками. В 1946–1952 гг. государством поощрялась спортивная работав школах. Главное внимание уделялось лыжному, конькобежному спорту и легкойатлетике. Весьма тесные связи и вместе с тем острые противоречия существовалимежду школами и спортивными организациями. Если школы ориентировались намассовые вовлечения учащихся в занятие спортом, то спортивные организации былинацелены на подготовку спортсменов–профессионалов.
Тем не менее, в 1946–1952гг. спортивная работа в школе развивалась весьма успешно. Так, если в 1949–1950учебном году в Горьковской области в школьных спортивных кружках занималось7499 чел., то в 1951–1952 учебном году 90639 чел. Некоторые из учащихся сталимастерами спорта, в их числе Вячеслав Кротиков, Лев Баландин, МаргаритаШурыгина (плавание), Наталья Донченко, Наталья Аврова (конькобежный спорт). [14,с.87]
В дальнейшем политикасоветской власти по отношению к образованию не меняется, она направлена навсемерное развитие обязательного среднего образования. В частности впостановлении от 1958г. были очерчены задачи дальнейшего развития всеобщего среднего образованияв городах и сельской местности путем обучения детей и молодежи в средних общеобразовательных школах(десятилетка) и среднихспециальных учебных заведениях. Придается важное значение развитиюполитехнического обучения в общеобразовательной школе, обеспечивающего ознакомление учащихсяс важнейшими отраслями современного промышленного и сельскохозяйственногопроизводства, что укрепляет связь обучения собщественно полезным трудом. Повышается уровень учебно-воспитательной работы в школе, расширяется сеть внешкольных детских учреждений в городе и деревне.Проводится широкое привлечение клубов, дворцов и домовкультуры, домов техники и других культурно-просветительных учреждений к проведению воспитательной работсреди школьников.
Таким образом,воспитательная работа в школах сводится к формированию человека нового типа,преданного коммунистическим идеалам, воспитанного в духе коллективизма. Оченьважной задачей становится распространение всеобщего среднего образования, длячего вводится ряд школ заочных и вечерних общеобразовательных для обучения безотрыва от производства. Такие меры ведут к хорошим результатам, в Горьковскойобласти растет количество выпускников средней общеобразовательных школ, и числостудентов техникумов и вузов./>/>/>Проблемы повышения качества учебы всоветской школе
Главной задачей школы впослевоенный период была борьба с второгодничеством, для чего применялся целыйряд мер. Практиковались дополнительные занятия с отстающими на безвозмезднойоснове, работа с родителями через систему родительских лекториев иуниверситетов, выделение специальных комнат в школах для подготовки к занятиям.Особое внимание в послевоенный период было уделено регламентации общественнойработы, которой занимались, как правило, наиболее успевающие учащиеся. Этовесьма пагубно сказывалось на их успеваемости.
13 декабря 1948 г. Былопринято постановление ЦК ВКП(б) «О мерах по устранению перегрузки школьниковобщественной и другой работой». Усилия школы способствовали сокращениювторогодничества. По Горьковской области число второгодников сократилось с45226 чел. в 1949–1950 учебном году до 43341 чел. в 1950–1951 учебном году. Заэто же время в Кировской области число второгодников снизилось с 24065 до 21103учащихся. Однако второгодничество как массовое явление сохранялось, что былообусловлено слабой материальной базой школ и отсутствием достаточнойквалификации у значительной части учителей. Особенно много неуспевающих было вотдаленных сельских районах Горьковской и Кировской областей (до 25% от общегочисла учащихся).
Часть руководителей школи учителей прибегала к авторитарным методам улучшения успеваемости,искусственно завышая оценки. Во втором параграфе «Особенности воспитательнойработы в советской общеобразовательной школе послевоенного времени» – выявленхарактер этой работы и основные противоречия, с которыми сталкивалась школа приее проведении. Целью советской школы того времени было не только сформировать ушкольников навыки поведения, но и воспитать из них «строителейкоммунистического общества». Помимо учителей эти задачи возлагались и нашкольные комсомольские и пионерские организации. Весьма актуален был вопрос одисциплине учащихся. Тяжелые материальные условия жизни, увеличение неполныхсемей приводили к росту дисциплинарных проступков. В ряде школ они перерасталив правонарушения. В отдельных случаях школьники образовывали преступные группыс целью воровства или грабежа. Органы власти стремились укрепить дисциплину вшколе различными мерами, в том числе и при помощи введения раздельного обученияв городских школах и введения журналов поведения. Однако эти меры были невсегда эффективны. Воспитательная работа в школе, направленная на формированиенового человека столкнулась с рядом трудностей и противоречий. Если еесодержание, основанное на идеях патриотизма, находило отклик в душах учащихся,то устарелые формы этой работы существенно обесценивали ее. В результатеучащиеся теряли интерес к общественной работе, а небольшая часть, как правило,наиболее развитых учащихся создавала нормальные ученические организации, целикоторых были сходны с официальными организациями. [15, с.41]
Атрибуты модели «нового человека»присутствовали в поколении молодежи 1930-1940-х гг. Однако в полной мере ниученики, ни учителя не отвечали им. Не только школа с ее чрезмерноидеологизированными историческими курсами воздействовала на сознание советскихшкольников, но и факторы социальной среды. Суровая советская действительностьспособствовала возникновению в сознании молодежи деформации между задаваемымиценностями и реальными условиями жизни.
В ряде случаев из-зазанятости родителей, школьников «воспитывала» улица, что приводило к совершениюправонарушений, в том числе преступного характера. Государство решало проблемыбезнадзорности и беспризорности детей, правда, не всегда успешно.
Выделяются две основныеформы проявления «отклонений» в поведении учащейся молодежи: правонарушения (хулиганство)и деяния, которые рассматривались властью как политические и «классово-опасныевыходки». К числу первых относятся прогулы, курение, самовольный уход сзанятий, пререкание с преподавателями, нарушение порядка на уроках, оскорблениеучительского персонала, порча школьного имущества, драки, кражи, организованныеизбиения и пр. Однако и среди педагогического персонала школ имели местопрогулы, опоздания, пьянство. Но в условиях острой нехватки учительских кадровуволить педагога с работы могли только в «особых случаях». Более серьезныепоследствия для учащейся молодежи и ее наставников могли наступить засовершение политических и «классово-опасных выходок». Особую обеспокоенностьвызывали случаи проявления симпатий к разгромленным партийным группировкам(троцкистско-бухаринско-зиновьевским), выступление с антипартийными иантисоветскими лозунгами и другие. Имевшие место факты девиации в поведенииучащихся, по мысли властных структур, свидетельствовали о неудовлетворительнойпостановке идейно-политического воспитания в образовательных учрежденияхНижнего Поволжья. Очевидно и другое, что догматизм, авторитаризм, чрезмернаяидеологизация и политизация курсов истории, оторванность от жизненных реалийделали учебный процесс неинтересным для школьников. Представители учащейсямолодежи, испытывая потребность в самостоятельности мышления, без оглядки напривычные и столь ненавистные ограничительные рамки, стали «выходить из-подконтроля» партийно-государственных органов, расшатывая тем самым сложившуюся в1930-е гг. систему, основанную на тотальном подчинении господствовавшему политическомурежиму. Однако властными структурами принимались все возможные меры для того,чтобы «вернуть» молодежь на «орбиту» своего влияния, предотвратить эрозию«сталинской образовательной модели».
На путь борьбы с этимипроявлениями детской беспризорности стала школа – это выражалось в активизациивнеклассной работы со школьниками, росту деятельности и роли пионерских икомсомольских организаций, клубов технического творчества, различных кружков,самодеятельности. Разнообразиеформ внеклассной работы учителей истории Горького — это экскурсии в музеи иместа исторического прошлого, исторические кружки, вечера, политинформации,лекции, коллективные просмотры фильмов на историческую тематику и другие.Практиковались встречи учащихся с ударниками труда, представителями органоввласти, участниками Великой Отечественной войны, чтение и разбор исторической,политической литературы, организация выставок. [16, с.56]
Таким образом,недостаточная успеваемость была вызвана рядом причин: трудностями послевоенноговремени, большим количеством детей-сирот, неполных семей, в которых глава семьипогиб на фронте, огромной загруженностью родителей, занятых на фронте ударноготруда по восстановлению хозяйства. В этих условиях школа должна была проводитьполитику заинтересованности учащихся в результатах обучения при помощиобщественных организаций./>/>/>Роль общественных организация вучебно-воспитательной работе
Особенно важной в областивоспитания молодежи играла деятельность общественных организаций: комсомола ипионерии.
Вусловиях мирного времени важно было убедить массы молодежи в необходимости ихповседневного будничного труда на благо народа, их организованности,дисциплинированности с учетом наличия в стране экономических трудностей(недостаток жилья, продовольствия и т. д.),необходимым фактором социального стимула школьников явилось развитиедеятельности комсомола и пионерии. Усилия комсомола были направленытакже на улучшение лекционной пропаганды среди молодежи. С 1945 г. во всехобкомах и крайкомах комсомола были созданылекторские группы, а в PK и ГК ВЛКСМ—группы докладчиков. Большой популярностью пользовались специальные чтения длямолодежи: Ломоносовские (в Москве и Ленинграде), Горьковские (в Ленинграде и Горьком), Пушкинские (в Москве и Куйбышеве) и др. С лекциямивыступали видные ученые, партийные работники, деятели искусства и литературы.Вся идейно-политическая и культурная работа комсомола была направлена навоспитание у молодежи советского патриотизма,преданности делу коммунизма. Еще в 1943 г. по инициативе комсомола Советскоеправительство приняло постановление об организации вечерних школ рабочей, а позжеи сельской молодежи. Создание этих школ давало возможность юношам и девушкамбез отрыва от производства завершить свое образование, прерванное войной.Комсомольские организации проявляли большую заботу о развитии школ рабочеймолодежи, о привлечении к учебе широких масс работающей молодежи, участвовали времонте помещений, обеспечении школ топливом, учебниками, наглядными пособиями.Учеба в вечерних школах была признана важным комсомольским поручением.Предметом особой заботы комсомола было обучение кадров вожатых, подавляющеебольшинство которых в послевоенные годы составляли выпускники средних школ.Через институты усовершенствования учителей и районные педагогические кабинетыбыло организовано обучение старших пионервожатых школ и детских домов основампедагогики и психологии, методике пионерской работы. Ежегодно стали проводитьсяосенние и зимние лагерные сборы старших и отрядных и вожатых-новичков иежемесячно — на базе Дворцов и Домов пионеров — семинары вожатых. Во многихпедагогических вузах с 1947 г. были введены факультативные курсы пионерскойработы; в педагогических училищах открыты отделения подготовки старшихпионервожатых — учителей начальных классов. Выпускники этих отделений составилизатем стабильное ядро кадров пионерских работников. ЦК ВЛКСМ принял меры подальнейшему развитию самодеятельности пионеров и повышению роли органовпионерского самоуправления. Для усиления роли пионерской организации в работе сучащимися начальных классов ЦК ВЛКСМ разрешил принимать в пионеры школьников 9лет. Ценными формами развития общественной активности и инициативы пионеровбыли тематические вечера в школе, товарищеская помощь отстающим в учебе, смотрытехнического творчества пионеров и школьников, олимпиады художественной самодеятельности,работа с младшими школьниками по месту жительства.
Одной издейственных форм помощи пионерской организации в развитии познавательнойактивности детей и подростков стали ежегодные Всесоюзные путешествия тюнеров ишкольников по родному краю. Тысячи лучших из них были награждены значками ЦКВЛКСМ «Юный путешественник». Широко развернулось в эти годы движение юныхнатуралистов, тимуровское движение. [17, с. 243]
Такимобразом, комсомольские и пионерские организации выполняли огромную роль в делевоспитания нового человека. В сложившихся условиях происходило смягчениедействия последствий войны на развитие молодого поколения советского общества,формировались социально значимые идеалы, которые утверждались в духеколлективизма, взаимопомощи, через укрепление дисциплины, заинтересованность вобщей совместной внеклассной работе. В итоге даже склонные к социальнодевиантному поведению члены молодежной среды чувствовали свою психологическуюзначимость в деле построения коммунистического общества в случае участия вделах комсомола либо пионерии, однако те, кто по тем или иным причинам, был невовлечен в данный процесс, испытывали серьезный психологический дискомфорт,что, в общем-то, мотивировало их стремление к сотрудничеству с коллективом.
/>/>/>Выводы
В работе достигнута цельисследования — показана роль учебно-воспитательной работы советской школы вСССР и на примере Нижнего Новгорода в послевоенные годы.
Послевоенные годы былиотмечены периодом восстановления и преодоления огромных разрушительныхпоследствий прошедшей войны. В сфере средней школы наблюдаются негативныетенденции отсева школьников из школы по ряду обстоятельств (тяжелоематериальное положение семей, повышение доли сирот-беспризорников и, какследствие, детей с девиантным поведением среди молодежи). В борьбе с этимиявлениями, а также в соответствии с курсом партии и правительства навосстановление народного хозяйства и создание мощной экономики, советскоегосударство проводит политику всеобуча, включающую в себя как строительствошкол и работу по привлечению детей в средние школы, так для работающей молодежисоздается система вечерних школ и школ рабочей и сельской молодежи, призванныхвосполнить пробелы среднего образования для работающей молодежи, открываютсявоенные училища. Развивается сеть интернатов. Принимаются новые учебные планы,в которых упор делается на развитие политехнического образования, вводитсяфизическая подготовка и труд. Школа призвана осуществлять задачу воспитанияидеологически подкованного нового человека, преданного коммунистическимидеалам. В школьнике формируются чувство патриотизма, коллективизма,общественная активность. Таким образом, советская школа в послевоенный периоддостигла впечатляющих успехов, несмотря на жесткий идеологический пресс иполитику поиска “врагов народа” коммунистической партии, и мероприятия,предпринятые правительством в послевоенное время позволили советской системеобразования создать базу для развития ее как одной из самых лучших в мире исоветское образование явилось базой для обеспечения производстваквалифицированными кадрами в эпоху экономического подъема страны в последующиегоды.
/>/>Перечень источников и литературы
Смирницкий Александр ЕвгеньевичРазвитие советской общеобразовательной школы в Горьковской и Кировской областях(1946-1952 гг.): сравнительный анализ. Диссертация на соискание ученой степеникандидата исторических наук. Нижний Новгород 2006 г., 216с.
Паначин Ф.Г.Педагогическое образование в СССР: Важнейшие этапы истории и современноесостояние. М., 1975
Курс советской истории. 1941-199гг.:Учебное пособие/ А.К.Соколов, Тяжельникова В.С. М.,1999. С.200. 79. ИсторияСССР с древнейших времен до наших дней. Т.11. Советский Cоюз на пути к развитому социализму.-М., 1980. С. 302.
 История педагогики под ред. Шабаевой. М. Просвещение.1981
Народное образование в СССР.Общеобразовательная школа: сб. документов. 1917–1973 гг. – М., 1974.
Скворцов Н.В. Сорок лет советской школы. Сб. «Культурное строительствоГорьковской области 1917-1957», Горьковское книжное издательство, 1957 г.
Ищенко В.А. Историческое образованиев России: конец XIX – начало XXI в. / В.А. Ищенко [и др.] — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005;
16. Ушмаева К.А. Высшее историческоеобразование в России — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008 и др.
История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерскойорганизации имени В.И. Ленина. Под ред. В.А. Сулемова. М.: Просвещение, 1983. –368с.
Константинов Н.А. и др. Историяпедагогики. М.: Просвещение, 1982. – 447с.
Мухамедьяров Ш.Ф. Татары-мишари впанораме веков. Н.: 2003
Хрестоматия по истории советскойшколы и педагогики. Под ред. А.Н. Алексеева. М.: Просвещение, 1972. – 407с.
Эмирова Л.Д. Государственная политикаи практика школьного исторического образования в России в 1930-х — начале1950-х годов (на материалахНижнего Поволжья) Диссертация насоискание ученой степени кандидата исторических наук Астрахань – 2009 – 225с.