Учение Н. Макиавелли о государстве и политике

АКАДЕМИЯ ТРУДА ИСОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (КФ)
«История политических иправовых учений»
 
Контрольная работа
Тема: «Учение Н.Макиавелли о государстве и политике»
Специальность:юриспруденция
Студент: Шемеловская А.М.
Казань 2010

Содержание
Введение
1 Виды и свойства государств. Виды управленийгосударствами
2 Виды войск
3 О тех, кто приобретает власть
Заключение
Библиография
Приложение

Введение
Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобыпостигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.
НикколоМакиавелли
Ярче всегоучение Н. Макиавелли о государстве и политике рассматривается в философскомтрактате «Государь». И хотя этому произведению уже почти 500 лет, оно до сихпор актуально и будоражит общественное мнение своей неординарностью.
Государство иполитика вещи неразделимые. Поэтому Н. Макиавелли делает не только теоретическиевыкладки о делении государств и войск на виды и их свойствах, но приводит ипрактические примеры того, как завоевать государство, как егоудержать и как править так, чтобы боялись и уважали соседи, оставаться увласти всю жизнь, сохранив при этом после себя добрую память в народе.
В своем трудеН. Макиавелли приводит примеры из жизни как далеких римских времен, так исобытия его времени.
Однако вданной работе было решено для иллюстрации Учения использовать по возможноститолько современные примеры и по большей части относящихся к истории России.
Таким образомвся контрольная работа поделена на 3 главы: виды государств, виды войск, видыправителей.
В даннойработе в качестве главного источника использовался трактат «Государь», а такжеряд информационных интернет ресурсов.
Цель даннойконтрольной работы проанализировать, насколько учение Н. Макиавелли отвечаетсегодняшним реалиям.
Гипотеза:учение Н. Макиавелли современно и актуально.
Данноеисследование может быть интересно как для историков, так и для политологов.

1 Виды и свойства государств.Виды управлений государствами
Поистинестрасть к завоеваниям –
делоестественное и обычное.
НикколоМакиавелли
Глава I «Все государства, вседержавы, обладавшие или обладающие властью над людьми, были и суть либореспублики, либо государства, управляемые единовластно. Последние могут бытьлибо унаследованными – если род государя правил долгое время, либо новыми.Новым может быть либо государство в целом» – таковы Эстония, Латвия, Литва,Грузия, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан,Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Израиль, Южная Осетия, Абхазия,Косово; «либо его часть, присоединенная к (…) государству вследствиезавоевания,» – таковыми можно считать Курляндию, присоединенную к РоссийскойИмперии при третьем разделе Польши (март 1795 года) и Кёнигсберг (Калининград),перешедший к СССР после окончания Второй Мировой войны.
Глава III «Завоеванное и наследноевладения могут принадлежать либо к одной стране и иметь один язык, либо кразным странам и иметь разные языки. В первом случае удержать завоеванноенетрудно, в особенности если новые подданные и раньше не знали свободы.
Но еслизавоеванная страна отличается (…) по языку, обычаям и порядкам, то тут удержатьвласть поистине трудно.
И одно изсамых верных и прямых средств для этого – переселиться туда на жительство».
Именно так и поступилПетр I вСеверной войне. По итогам войны были присоединены Ингрия (Ижора), Карелия,Эстляндия, Лифляндия (Ливония) и южная часть Финляндии (до Выборга); вблизизавоеванных государств был основан Санкт-Петербург, который стал новой столицейРоссии.
«Другоеотличное средство – учредить в одном-двух местах колонии, связывающие новые землис государством завоевателя».
У России быликолонии: Аляска, Форт Росс (на территории нынешнего штата Калифорния) и ФортЕлизаветы (Гавайские острова). Однако они не помогли нашей стране укрепиться назавоеванных территориях.
С другойстороны есть безусловно положительный пример успешности колоний, к примеру –Великобритания. Колонии располагались на территории Америки, Африки, Австралии,Азии, тем самым сделав ее самой богатой, сильной и влиятельной страной своеговремени.
В Главе XI Никколо Макиавеллирассматривает последний вид государств – церковные государства. Но так как вполной мере церковным государством на сегодняшний день можно назвать толькоВатикан, имеет смысл расширить термин до «теократического государства». Такимобразом под это понятие подпадают такие страны, как Иран, Ирак, Сирия,Саудовская Аравия, Пакистан, Египет, Афганистан, а также в некоторой степени иИзраиль.
Н. Макиавеллизамечает, что «овладеть ими трудно, ибо для этого требуется доблесть илимилость судьбы, а удержать легко, ибо для этого не требуется ни того, нидругого. Государства эти опираются на освященные религией устои, столь мощные,что они поддерживают государей у власти, независимо от того, как те живут ипоступают. Только там государи имеют власть, но ее не отстаивают, имеютподданных, но ими не управляют, и однако же на власть их никто не покушается, аподданные их не тяготятся своим положением и не хотят, да и не могут от нихотпасть. Так что лишь эти государи неизменно пребывают в благополучии исчастье».
ВысказыванияН. Макиавелли подтверждаются на практике и сегодня: Правители Ватикана иСаудовской Аравии живут спокойно, не опасаясь, быть свергнутыми. Но иначеобстоят дела с другими теократическими государствами, например, с исламскими, потомукак основная религия раскололась и в каждой части есть предводитель, способныйи желающий захватить всю власть в стране.
Глава IV «Там, где государьправит посредством слуг, он обладает большей властью, так как по всей странеподданные знают лишь одного властелина; если же повинуются его слугам, то лишькак чиновникам и должностным лицам, не питая к ним никакой особой привязанности».
Примерыразного образа правления являли во времена Н. Макиавелли турецкий султан ифранцузский король. В наше время являют Президент РФ и Президент США. В Россиистрана поделена на регионы, Глава региона «наместник» назначается Президентом,которых он меняет и переставляет, как ему вздумается.
ПрезидентСША, напротив, окружен «родовой знатью» –истеблишментом, наделеннымпривилегиями, на которые Президент не может безнаказанно посягнуть.
«Державойсултана нелегко овладеть потому, что завоеватель не может рассчитывать на то,что его призовет какой-либо местный властитель, или на то, что мятеж средиприближенных султана облегчит ему захват».
«Следовательно,тот, кто нападет на султана, должен быть готов к тому, что встретит единодушныйотпор, и рассчитывать более на свои силы, чем на чужие раздоры.
Но еслипобеда над султаном одержана и войско его наголову разбито в открытом бою,завоевателю некого более опасаться, кроме разве кровной родни султана. Если жеи эта истреблена, то можно никого не бояться, так как никто другой не сможетувлечь за собой подданных; и как до победы не следовало надеяться на поддержкународа, так после победы не следует его опасаться.
Иначе обстоитдело в государствах, подобных Франции: туда нетрудно проникнуть, вступив всговор с кем-нибудь из баронов, среди которых всегда найдутся недовольные иохотники до перемен. По указанным причинам они могут открыть завоевателю доступв страну и облегчить победу. Но удержать такую страну трудно, ибо опасностьугрожает как со стороны тех, кто тебе помог, так и со стороны тех, кого тыпокорил силой. И тут уж недостаточно искоренить род государя, ибо всегдаостанутся бароны, готовые возглавить новую смуту; а так как ни удовлетворить ихпритязаний, ни истребить их самих ты не сможешь, то они при первой жевозможности лишат тебя власти.»
Легкоподставить в примере с султаном – Россию, а в примере с государствами,«подобных Франции» – США. И таким образом становится понятно, почему до сих порне была завоевана наша страна и почему никто не посягает на Америку.
Глава V «Если (…) завоеванноегосударство с незапамятных времен живет свободно и имеет свои законы, то естьтри способа его удержать. Первый – разрушить; второй – переселиться туда нажительство; третий – предоставить гражданам право жить по своим законам, приэтом обложив их данью и вверив правление небольшому числу лиц, которые ручалисьбы за дружественность государю. Эти доверенные лица будут всячески поддерживатьгосударя, зная, что им поставлены у власти и сильны только его дружбой и мощью».
Первый способсамый распространенный с давних времен. Его использовал Гитлер при захватегородов СССР.
Вторымспособом воспользовались евреи, овладев территорией, ныне именуемой Израилем, ипереселившись туда.
Третий способпрослеживается в действиях США в отношении Ирака и России в отношении Чечни.
Глава X «Изучая свойствагосударств, следует принять в соображение и такую сторону дела: может лигосударь в случае надобности отстоять себя собственными силами или он нуждаетсяв защите со стороны».
Способнымиотстоять себя Н. Макиавелли называет «тех государей, которые, имея в достаткелюдей или денег, могут собрать требуемых размеров войско и выдержать сражение слюбым неприятелем».
Стоитдобавить, что в наше время большое войско и деньги не всегда могут решить исходбитвы. С двадцатого века выходит новый приоритетный показатель государственнойсилы – ядерные вооружения.
Под такое,более широкое определение сильных государств, подходит совсем немного стран –это ядерные державы, такие как Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки,Китайская Народная Республика, Великобритания, Франция и ряд других стран.Возможно в их число в скором времени войдет еще одно государство – Иран.
Нуждающимисяв помощи Н.Макиавелли называет тех, «кто не может выйти против неприятеля вполе и вынужден обороняться под прикрытием городских стен».
Иными словамиэто те государства, которые однозначно проиграют в открытом бою более сильномупротивнику. Таких государств безусловное большинство.
Вывод: квидам государств в связи с глобализацией, необходимо добавить «непризнанныегосударства». Также история внесла свою коррекцию в представления о стабильноститеократических государств.
2 Виды войск
Войны нельзя избежать, можно лишь оттянуть ее – к выгодепротивника.
НикколоМакиавелли
Глава XII «Власть государя должнапокоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти во всехгосударствах – как унаследованных, так смешанных и новых – служат хорошиезаконы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошеговойска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы, поэтому минуязаконы, я перехожу прямо к войску».
«Войско,которым государь защищает свою страну, бывает либо собственным, либосоюзническим, либо наемным, либо смешанным.»
Примерамистран, которые используют исключительно собственные добровольные войска, могутслужить Китай, Северная Корея, Израиль и ряд других стран.
Союзнические войска,в составе российских вооруженных сил, были использованы в военном конфликтемежду Грузией и Южной Осетией.
Наемнымивойсками пользовались Чечня, Грузия и некоторые африканские страны.
Смешаннымивойсками представлены армии России, Франции и большинства европейских стран.
К вышеприведеннымтипам стоит добавить новые виды войск – это служба по контракту и коалиционныевойска. Хотя понятия союзнических и коалиционных, а также контрактных и наемныхвойск близки, и некоторые источники считают их идентичными.
Контрактники- (имеется в виду профессиональная армия полностью состоящая из военных,служащих только на контрактной основе) используются в США.
Коалиционныевойска на сегодняшний день действуют на территории Ирака и Афганистана.
Н. Макиавеллисчитал, что «наемные и союзнические войска бесполезны и опасны; никогда небудет ни прочной, ни долговечной та власть, которая опирается на наемноевойско, ибо наемники честолюбивы, распущенны, склонны к раздорам, задиристы сдрузьями и трусливы с врагом, вероломны и нечестивы; поражение их отсроченолишь настолько, насколько отсрочен решительный приступ; в мирное же время ониразорят тебя не хуже, чем в военное неприятель».
Главная беданаемников, по мнению Н. Макиавелли, в том, что они «по разному владеют своимремеслом: одни превосходно, другие – посредственно. Первым нельзя доверятьпотому, что они сами будут домогаться власти и ради нее свергнут (…) хозяина.Вторым нельзя довериться потому, что они проиграют сражение».
Глава XIII «Союзнические войска –еще одна разновидность бесполезных войск – это войска сильного государя,которые призываются для помощи и защиты».
«Сами по себетакие войска могут отлично и с пользой послужить своему государю, но для того,кто их призывает на помощь, они почти всегда опасны, ибо поражение грозитгосударю гибелью, а победа – зависимостью».
В подобнуюзависимость впала Южная Осетия по отношению к России, Косово и Ирак поотношению к США.
«Итак, пустьсоюзническое войско призывает тот, кто не дорожит победой, ибо оно куда опаснеенаемного. Союзническое войско – это верная гибель тому, кто его призывает: оно действуеткак один человек и безраздельно повинуется своему государю; наемному же войскупосле победы нужно и больше времени, и более удобные обстоятельства, чтобы тебеповредить; в нем меньше единства, оно собрано и оплачиваемо тобой, и тот, коготы поставил во главе его, не может сразу войти в такую силу, чтобы стать длятебя опасным соперником».
«Поэтому, – заключаетН. Макиавелли свою мысль, – мудрые государи всегда предпочитали иметь дело ссобственным войском. Лучше, полагали они, проиграть со своими, чем выиграть счужими, ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием».
Этобезусловно верно, но только в определенных границах.
Во-первых,это относится только к сильным государствам, имеющим достаточно человеческих,финансовых и военных ресурсов для ведения эффективных военных действий.
Во-вторых, есливойна приобретает мировые масштабы, то даже самая сильная армия не способнасправиться с врагами в одиночку. Примерами неизбежного объединения сил разныхстран в союзные войска служат такие крупный войны, как Первая и Вторая Мировая,война с Наполеоном.
Вывод: появилисьновые разновидности войск – коалиционные войска и контрактные. Вопрекиутверждениям Н. Макиавелли история показала эффективность союзнических войсккак в Первой, так и Второй мировой войне. И СССР, призвавшая союзные войска,отнюдь не впала в зависимость от государств, направивших в помощь военныйконтингент.
3 О тех, кто приобретаетвласть
Новыйправитель всегда оказывается хуже старого.
НикколоМакиавелли
Немалоезначение для государства значит внутренняя политика правителя. Кроме того,взаимоотношения правителя и народа сказываются и на внешней политике, т.к.недовольством народа в отношении своего правителя могут воспользоваться какоппозиция внутри страны и устроить переворот, революцию, так и другие страны, имеющиенамерение захватить территорию.
На отношениенарода к главе страны влияют не только его непосредственные политическиепоступки, но и огромную роль играет образ правителя в глазах людей.
Сложносказать, насколько новаторской была эта мысль для времени Н. Макиавелли, однаков наши дни есть целая гуманитарная наука — public relations (PR), заточенная на решениипроблем с имиджем людей, в том числе и политиков.
Н. Макиавеллив своем трактате выделяет следующие обязанности для власть имущих.
Глава XIV «Государь не должениметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны,военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность,которую правитель не может возложить на другого».
Также Н.Макиавелли дает такие советы в удержании власти:
Глава XV «Государь, если он хочетсохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоватьсяэтим умением смотря по надобности»; Глава XVIII «разумный правитель неможет и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит егоинтересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание».
Н. Макиавеллипредостерегает правителей, что
«государь,если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться собвинениями в жестокости» (Глава XVII); лучше всего, когда государя «боятся и любятодновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если ужприходится выбирать, то надежнее выбрать страх» (там же);
«презрение иненависть подданных – это то самое, чего государь должен более всего опасаться»(Глава XVI); «презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием,изнеженностью, малодушием и нерешительностью» (Глава XIX); «чтобы избежатьненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имуществограждан и подданных и на их женщин» (там же); «если государь не может избежатьненависти кого-либо из подданных, то он должен сначала попытаться не вызватьвсеобщей ненависти. Если же это окажется невозможным, он должен приложить всестарания к тому, чтобы не вызвать ненависти у тех, кто сильнее» (там же);
«государяподстерегают две опасности – одна изнутри, со стороны подданных, другая извне –со стороны сильных соседей. С внешней стороны можно справиться при помощихорошего войска и хороших союзников; причем тот, кто имеет хорошее войско,найдет и хороших союзников. А если опасность извне будет устранена, то и внутрисохраниться мир, при условии, что его не нарушат тайные заговоры» (там же); главноесредство против тайных – «не навлекать на себя ненависти и презрения подданныхи быть угодным народу» (там же);
«надоявляться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним,благочестивым и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранитьготовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо»(там же); «пусть тем, кто видит его и слышит, он предстает как само милосердие,верность, прямодушие, человечность и благочестие, особенно благочестие. Иболюди большей частью судят по виду» (там же); «самое главное для государя –постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека,наделенного умом выдающимся» (Глава XXI);
государяуважают, «когда он открыто заявляет себя врагом или другом, то есть когда онбез колебаний выступает за одного против другого – это всегда лучше, чем стоятьв стороне» (там же); «лучше избегать союза с теми, кто сильнее тебя, если кэтому не понуждает необходимость» (там же);
«государьвсегда должен советоваться с другими, но только когда он того желает, а некогда того желают другие» (Глава XXIII); «на советах с каждым из советников надо вестисебя так, чтобы все знали, что чем безбоязненнее они выскажутся, тем болееугодят государю» (там же).
Вывод: этачасть Учения меньше остальных претерпела изменения/дополнения. Разница,благодаря глобализации СМИ, только в усилении внимания к внешнему обликуправителя, к созданию, в глазах людей, благоприятного впечатления.

Заключение
Государюнадлежит быть в дружбе с народом,
иначев трудное время он будет свергнут.
НикколоМакиавелли
Кроменебольших отступлений (дополнений) учение Н. Макиавелли о государстве иполитике современно и актуально. В свете этого Учения можно рассматриватьразличные мировые события и находить причины их свершения. Таким образомгипотеза была доказана.
Однако ввыводе необходимо напомнить те аспекты, в которых Учение имеет определенныеупущения с точки зрения сегодняшнего дня.
К видамгосударств в связи с глобализацией, необходимо добавить «непризнанныегосударства». Также история внесла свою коррекцию в представления остабильности теократических государств. Появились новые разновидности войск –коалиционные войска и контрактные. Вопреки утверждениям Н. Макиавелли историяпоказала эффективность союзнических войск как в Первой, так и Второй мировойвойне. И СССР, призвавшая союзные войска, отнюдь не впала в зависимость отгосударств, направивших в помощь военный контингент. А также, благодаряглобализации СМИ, значительно усилилось внимание к внешнему облику правителя, ксозданию, в глазах людей, благоприятного впечатления.
Однако прианализе текста, в связи с форматом работы, не были затронуты многие аспектыУчения.
При этом изтрактата можно сделать вывод, что несмотря на распространенное крайне негативноемнение об учении Н. Макиавелли, именуемый «макиавеллизм», в действительности, есличитать труд внимательно, можно увидеть, что хотя Н. Макиавелли и считает, чтовсе средства хороши для достижения цели, но при этом целью он считал благополучиенарода.
Глава XXI «Государь должен (…)выказывать себя покровителем дарований, привечать одаренных людей, оказыватьпочет тем, кто отличился в каком-либо ремесле или искусстве. Он долженпобуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одниблагоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут, другие– открывали торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами; более того, ондолжен располагать наградами для тех, кто заботиться об украшении города илигосударства. Он должен также занимать народ празднествами и зрелищами вподходящее для этого время года. Уважая цехи, или трибы, на которые разделенвсякий город, государь должен участвовать иногда в их собраниях и являть собойпример щедрости и великодушия но при этом твердо блюсти свое достоинство ивеличие, каковы должны присутствовать в каждом его поступке».

Библиография
1. НикколоМакиавелли Государь // АСТ М.: 2009
2. www.ru.wikipedia.org
3. www.itar-tass.com
4. www.interfax.ru
5. www.rian.ru