Учет финансовых результатов организации на примере ООО Фрегат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ Санкт-Петербургский государственный университт сервиса и экономики КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Бухгалтерский (финансовый) учет» на тему: «Учет финансовых результатов организации (на примере ООО «Фрегат») Выполнила: Никитина Наталья Николаевна 4 курс группа № 080109 Проверил: Содержание Введение Глава 1. Формирование в бухгалтерском учете информации для определения финансовых результатов Понятие дохода и расхода и методы их признания Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности одоходах и расходах Глава 2. Учет результатов от основного вида деятельности Формирование финансовых результатов от продажипродукции. Учет распределения прибыли Отражение финансовых результатов в бухгалтерскойотчетности Глава 3. Финансовый анализ и финансовая стратегия предприятия Финансовый анализ на предприятии Финансовая стратегия предприятия Разработка предложений к формированию финансовойстратегии Заключение Список литературы Приложения Введение Рыночная экономика в Российской Федерации набирает все большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо уметь реально оценивать экономическое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся на распоряжении. Предметом исследованияданной курсовой работы является изучение развития бухгалтерского учета предприятия: источники информации, ведение учета. Цель данной работызаключается в изучении теоретических аспектов анализа финансовых результатов деятельности предприятия, проведении анализа по имеющимся данным. С учетом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи: – дать определение бухгалтерского учета; – определить требования, предъявляемые к составлению бухгалтерского учета; – рассмотреть назначение и классификацию учета; – изучить состав и содержание бухгалтерского учета; – проанализировать показатели финансового учета. Объектом исследованияявляется предприятие ООО «Фрегат». Это торговое предприятие, которое занимается продажей стройматериалов, сдачей в аренду помещений. Численность работающих составляет 100 человек. Настоящая курсовая работа составлена на основании законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения и порядок составления и предоставления бухгалтерской отчетности организаций. Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). Глава 1. Формирование в бухгалтерском учете информации для определения финансовых результатов. 1.1 Понятие дохода и расхода и методы их признания. Понятие «доходы». В соответствии с ПБУ 9/99 (14) «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)». Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц: • сумм НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей; • в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг; • авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг; • задатка; • в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; • в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику. Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направления деятельности организации подразделяются на: 1. доходы от обычных видов деятельности; 2. прочие поступления. Доходы от обычных видов деятельности – это выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг; отражаются на счете 90 «Продажи». К прочим поступлениям относятся доходы: • операционные; • внереализационные; • чрезвычайные доходы. В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с указанными видами деятельности. Доходы, получаемые организацией от указанных видов деятельности, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным доходам. Признание доходов в бухгалтерском учете. В соответствии с п. 12 ПБУ 9/99 выручка признается в бухгалтерском учете при следующих условиях: 1. организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом; 2. сумма выручки может быть определена; 3. имеется уверенность в увеличении экономических выгод в результате конкретной операции; 4. право собственности (владения, пользования, распоряжения) на продукцию (товар) перешло к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана); 5. расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены. Если в отношении денежных средств или иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете признается не выручка, а кредиторская задолженность. Для признания выручки от предоставления за плату во временное пользование своих активов и от участия в уставных капиталах других организаций должны быть одновременно соблюдены условия пунктов «1», «2» и «3» п. 12 ПБУ 9/99. Выручка от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления может признаваться по мере готовности работы, услуги, продукции или по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом. Если сумма выручки от продажи продукции (работ, услуг) не может быть определена, то она принимается к учету в размере признанных в учете расходов по изготовлению этой продукции, выполнению работ, оказанию услуг, которые будут впоследствии возмещены организации. Прочие поступления признаются в бухгалтерском учете в следующем порядке: • штрафы, пени, неустойки – в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником; • суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности, – в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности; • суммы дооценки активов – в отчетном периоде, к которому относится дата переоценки; • иные поступления – по мере образования (выявления). Понятие «расходы». Согласно ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества. Не признается расходами организации выбытие активов: • в связи с приобретением и созданием внеоборотных активов; • в качестве вкладов в уставные (складочные) капиталы других организаций, в связи с приобретением акций АО и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи); • в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; • в виде авансов, задатков в счет оплаты МПЗ и иных ценностей, работ, услуг; • в погашение кредита, займа, полученных организацией. Приведенный перечень выбытия активов, не признаваемых расходами, показывает, что понятие «расходы» предусматривает ограничение по цели использования ресурсов. Например, затраты на приобретение основных средств в отчетном периоде не будут признаны расходами – к расходам будут отнесены лишь амортизированные отчисления по приобретенным основным средствам. Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации разделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (операционные, внереализационные, чрезвычайные). Признание расходов в бухгалтерском учете. Все расходы организации (по обычным видам деятельности и прочие) признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов; • сумма расхода может быть определена; • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (т.е. когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи активов). Если в отношении любых расходов организации не исполнено хотя бы одно из указанных условий, то в учете эти расходы признаются дебиторской задолженностью. Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации. Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной). В соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности расходы признаются в том отчетном периоде, в котором совершены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Если организацией принят порядок признания выручки после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках: • с учетом связи между производственными расходами и поступлениями; • путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы определяют получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем; • по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод или поступление активов; • независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы; • когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов. 1.2 Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности о доходах и расходах. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности о доходах. В соответствии с ПБУ 9/99 в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию следующая информация: • о порядке признания выручки организации; • о способе определения готовности работ, услуг, продукции; выручка от выполнения, оказания продажи которых признается по мере готовности. Выручка, операционные и внереализационные доходы, составляющие 5% и более от общей суммы доходов за отчетный период, показываются по каждому виду деятельности. Соответственно доходам по каждому виду деятельности должны быть отражены в отчетности и расходы по видам деятельности (требования 10/99). По выручке, полученной в результате выполнения договоров, предусматривающих исполнение обязательств неденежными средствами, должна быть раскрыта следующая информация: • общее количество организаций, с которыми заключены указанные договоры, с указанием организаций, на которые приходится основная часть такой выручки; • доля выручки, полученной по указанным договорам со связанными организациями; • способ определения стоимости продукции (товаров), переданной организацией. Прочие доходы организации за отчетный период, незачисляемые на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности сам по себе. Построение бухгалтерского учета должно обеспечить возможность раскрытия информации о доходах организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Операционные и внереализационные могут отражаться в отчете о прибылях и убытках за вычетом расходов, относящимся к этим доходам, когда: • соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение доходов; • доходы и связанные с ними расходы, возникающие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности о расходах. В соответствии с ПБУ 10/99 в составе информации об учетной политике организаций в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов. В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с разделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие, управленческие, операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы. При выделении в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет 5% и более от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов. Операционные и внереализационные расходы могут не показываться в отчете о прибылях и убытках развернуто по отношению к соответствующим доходам на следующих условиях: соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривает или не запрещают такое отражение расходов; расходы и связанные с ними доходы, возникающие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации. В бухгалтерской отчетности также подлежит раскрытию следующая информация: расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат; изменение величины расходов, не имеющих отношения к исчислению себестоимости проданных продукции, товаров, работ и услуг в отчетном году; расходы, равные величине отчислений в связи с образованием резервов (предстоящих расходов, оценочных резервов и др.). Прочие расходы организации за отчетный год, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются в отчетном году на счет прибылей, убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности сами по себе. Глава 2. Учет результатов от основного вида деятельности. 2.1. Формирование финансовых результатов от продажи продукции. Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия определяется показателем прибыли и убытка, формируемым в течение календарного (хозяйственного) года. Финансовый результат представляет собой разницу между суммами доходов и расходов предприятия. Превышение доходов над расходами означает прирост имущества предприятия – прибыль, а превышение расходов над доходами – убыток. Полученный предприятием за отчетный год финансовый результат в виде прибыли или убытка приводит к увеличению или уменьшению собственного капитала предприятия. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденные Приказами Минфина России от 06.05.1999 №32-н и №33-н соответственно (с изменениями и дополнениями), признают доходами увеличение, а расходами – уменьшение экономических выгод в результате поступления или выбытия активов, а также погашения или возникновения обязательств, приводящих к соответствующим изменениям капитала организации. В указанных нормативных актах приводится группировка доходов и расходов для отражения их в бухгалтерском учете и отчетности, дается их определение и порядок признания в учете. Финансовый результат хозяйственной деятельности организации формируется из двух его слагаемых, основным из которых является результат, полученный от продажи продукции, товаров, работ и услуг, а также от хозяйственных операций, составляющих предмет деятельности организации, таких, как сдача в платную аренду основных средств, вложение средств в уставные капиталы других организаций. Полученный таким образом общий финансовый результат корректируется на сумму потерь, расходов и доходов в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности предприятия. Реализационный финансовый результат от продаж выявляется на бухгалтерском счете 90 «Продажи» и определяется в виде разницы между суммой выручки, отражаемой по кредиту счета 90, и суммой фактической себестоимости проданных продукций, отражаемой по дебету этого же счета. При этом в расчет принимаются также доходы и расходы от операций, составляющих предмет основной (постоянной) деятельности предприятия. Реализационный финансовый результат определяется в конце каждого отчетного периода. Если финансовым результатом является прибыль, то она отражается по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с дебетом счета 90 «Продажи». Если результатом деятельности предприятия является убыток, то он отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи». Счет 90 «Продажи» имеет 5 субсчетов: 1. 90.1 – продажа товаров, 2. 90.2 – себестоимость продаж, 3. 90.3-НДС, 4. 90.7 – расходы на продажу, 5. 90.9 – прибыль/убыток от продаж. Аналитический учет по счету 91 «Прочие доходы и расходы» ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой или хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции. Следует иметь в виду, что записи по счетам 90 и 91 осуществляются накопительным путем с начала отчетного года так, чтобы обеспечить формирование необходимой информации для составления отчета о прибылях и убытках (ф. №2). Сальдированный результат счета 91 «Прочие доходы и расходы» в виде прибыли и убытка ежемесячно списывается, как и сальдо счета 90 «Продажи», на итоговый накопительный счет финансовых результатов 99 «Прибыли и убытки»: сальдо в виде прибыли – на кредит счета 99 с дебета счета 91, сальдо в виде убытков – на дебет счета 99 с кредита счета 91. Финансовый результат деятельности организации формируется накопительным путем в течение всего года на счете 99 «Прибыли и убытки» в виде его «свернутого» остатка, отражающего прибыль по кредиту счета либо убыток по дебету счета. На этом счете по завершении первого квартала выявляется промежуточный финансовый результат за первый квартал, по завершении второго квартала – за первое полугодие, по завершении третьего квартала -за 9 месяцев года и по завершении четвертого квартала – итоговый финансовый результат за весь отчетный период. Информационная структура счета 99 «Прибыли и убытки» для формирования итогового финансового результата должна обеспечить получение: • достоверной системной информации о бухгалтерской прибыли – показателе, необходимом для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль путем соответствующей налоговой корректировки бухгалтерской прибыли; • нераспределенной прибыли, поступающей в распоряжение учредителей (участников) предприятия для распределения по завершении хозяйственно-финансового года и переносимой в декабре отчетного года на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». В системе счетов, отражающих финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный год, должна сформироваться вся необходимая информация о показателях, содержащихся в финансовой отчетности о прибылях и убытках (ф. №2). В эту систему входят три накопительных счета: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». Итоговым среди них является счет 99 «Прибыли и убытки». Аналитические данные по всем счетам этой группы участвуют в качестве оборотов и остатков в формировании показателей отчета о прибылях и убытках за отчетный год. При этом расходы представлены в дебетовых оборотах счетов данной группы, а доходы – в кредитовых. Сравнение соответствующих доходов и расходов дает сальдированный результат в виде промежуточного или конечного показателя прибыли или убытка. При составлении финансового отчета о прибылях и убытках по форме №2 используется многоступенчатый способ, широко применяемый в международной учетной практике, при котором расчет балансового показателя нераспределенной (чистой) прибыли (убытка) производится с исчислением промежуточных показателей финансового результата. Первый шаг – определение прибыли (убытка) от продаж как разницы между доходами в виде выручки и расходами в виде себестоимости продаж. При этом у предприятий, деятельность которых имеет торговый характер, кроме того, в качестве начального промежуточного показателя определяется валовой доход – как реализованная торговая наценка. Информация об этих показателях формируется на счете 90 «Продажи». Второй шаг – определение прибыли (убытка) от обычной финансово-хозяйственной деятельности путем сложения результата от продаж с прочим результатом, раскрытым на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Размер именной этой бухгалтерской прибыли корректируется для целей налогообложения. Третий шаг – определение нераспределенной (чистой) прибыли или убытка от обычной хозяйственно-финансовой деятельности путем вычета из предыдущего показателя суммы начисленных платежей по налогу на прибыль и штрафных налоговых и приравненных к ним санкций, информация о которых содержится на итоговом счете учета финансовых результатов 99 «Прибыли и убытки». Четвертый шаг – определение нераспределенной (чистой) прибыли или непокрытого убытка от обычной хозяйственно-финансовой деятельности с учетом чрезвычайных обстоятельств в деятельности предприятия путем сложения предыдущего показателя с чрезвычайными доходами и расходами на основе информации, также содержащейся на итоговом счете учета финансовых результатов 99 «Прибыли и убытки». Взаимосвязь счетов для отражения финансового результата отчетного года показана на схеме №1, где даны следующие обозначения: 1 – ежемесячное списание прибыли или убытка от продаж (1а); 2 – ежемесячное списание прочей прибыли или прочих убытков (2а); 3 – начисление по срокам в течение отчетного года налога на прибыль и штрафных налоговых и приравненных к ним санкций; 4 – списываются чрезвычайные доходы и расходы (4а); 5 – в декабре отчетного года счет 99 закрывается списанием на дебет счета 84 непокрытого убытка или на кредит того же счета нераспределенной прибыли (5 а). Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки» К-т Сальдо на начало года отсутствует Д-т сч. 90К-т Д-тсч . 90 К-т расходы Д-т сч. доходы убыток от продаж ——————–► 1а 91 К-т расходы прибыль от продаж <—————— 1 Д-т сч. Доходы 91 К-т прочие расходы Д-т сч. 68, прочие доходы прочие убытки ————————► 2 69К-т прочие расходы прочие прибыли <——————– 2 прочие доходы Д-т разньк налог на прибыль, санкции ——————–► 3 счета К-т Д-т разн ые счета К-т Оборот Сальдо – чистый непок Д-тсч чрезвычайные расходы ——————–► 4а по дебету рытый убыток . 84 К-т чрезвычайные доходы <———————- 4 Оборот Сальдо – чистая не приб Д-т с по кредиту распределенная ыль ч. 84 К-т Схема №2.1. нераспределенная прибыль <———————- 5а Непокрытый убыток ——————> 5 2.2. Учет распределения прибыли. Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер их воздействия на производство зависит от того, насколько конкретная система распределения, формы и методы ее организации соответствуют объективным потребностям общества, уровню развития производительных сил, экономическим интересам государства, предприятий и каждого отдельного работника. При нарушении этого соответствия процесс повышения эффективности производства начинает сдерживаться. Распределение прибыли является составной и неразрывной частью общей системы распределительных отношений и, пожалую, наравне с распределением дохода физических лиц самой главной. Конкретные формы и методы распределения прибыли постоянно видоизменяются и развиваются с ростом общественного производства и с изменением задач, стоящей перед экономикой. Каждый этап во взаимоотношениях между бюджетом и предприятием по поводу распределения прибыли порождает новые формы и методы этого распределения. По сути, распределение прибыли следует рассматривать в трех направлениях: Прибыли предприятия Бюджет Предприятие Собственники Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно. Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли. Существенным в российском законодательстве является то, что налогом на прибыль облагается не та прибыль, которая отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности и показана в бухгалтерской отчетности. Исходной базой для исчисления налогооблагаемой прибыли является валовая прибыль как алгебраическая сумма прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли (убытка) от реализации имущества и доходов от сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. В современных условиях в результате приватизации общегосударственной собственности в России сложился класс собственников, принципиально отличающийся от среднего класса в экономически развитых и других развивающихся странах. В большинстве своем это члены трудового коллектива, бесплатно или за небольшую плату получившие акции своего предприятия. Из-за отсутствия собственных накоплений они не в состоянии осуществить вложения в свое предприятие, необходимые ему для выхода из финансового и производственного кризиса. По законам рыночной экономики никто, кроме собственников, не обязан предоставлять денежные средства для финансового оздоровления. Из создавшейся ситуации есть два выхода: 1. Признание предприятия банкротом и погашение долгов за счет реализации имущества; 2. Покрытие убытков и задолженности за счет средств собственников. В первом случае может не хватить имущества на покрытие долгов, или же оно будет состоять из труднореализуемых или неликвидных активов. Тогда признание предприятия банкротом не доставит удовольствия никому из заинтересованных сторон: ни кредиторам, ни работникам предприятия, ни государству, ни собственникам. Видимо, поэтому практика признания предприятия банкротом в России пока не получила широкого распространения. Во втором случае собственники либо должны добровольно отказаться от своей собственности и передать акции своему предприятию для последующей их реализации за деньги, либо внести средства на покрытие убытков и задолженности. Вариантом служит скупка предприятием своих акций по бросовым ценам, а затем перепродажа их по реальным ценам. Практика показывает, что, и этот вариант финансового оздоровления не применяется. Мелкие неимущие собственники не располагают средствами для «вливания» в свое предприятие, но и продавать акции не спешат несмотря на то, что не получают дивидендов. На предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Из этой прибыли также уплачиваются некоторые налоги в местные бюджеты и взыскиваются экономические санкции. Распределение прибыли, остающейся в распоряжении организации, регламентируется внутренними документами, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия. В соответствии с уставом или решением распорядительного органа предприятия создаются фонды: накопления, потребления, социальной сферы. Если же фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств составляются сметы доходов на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников и благотворные цели. К расходам, связанным с развитием производства и финансируемым из прибыли, относятся расходы по погашению долгосрочных кредитов банков и процентов по ним. Накопленная прибыль предприятия может быть вложена им в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, перечисляются вышестоящим организациям, союзам, концернам, ассоциациям и пр. Эти направления также считаются использованием прибыли на развитие. Распределение прибыли на социальные нужды включают в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе организации, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий. К затратам на материальное поощрение относятся: выплата премий за достижения в труде, расходы на оказание материальной помощи, единовременные пособия ветеранам, пенсионерам и др. Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, т.е. участвующую в процессе накопления, и прибыль, направляемую на потребление, не увеличивающую стоимости имущества. Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития. Налоговая база для исчисления налога (руб.) 21526 Ставка налога на прибыль – всего (%) 24 в том числе: в федеральный бюджет 5 в областной бюджет 17 в местный бюджет 2 Сумма исчисленного налога на прибыль – всего (руб.) 5166 в том числе: в федеральный бюджет 1076 в областной бюджет 3659 в местный бюджет 431 После того как рассчитан налог на прибыль, определяется чистая прибыль отчетного года. В 2005 году она составила 16360 руб. На годовом собрании учредителей решается, как дальше распределяется прибыль. Учредителями в ООО «Фрегат» является два человека, один из которых -генеральный директор. По их решению им выплачивается определенный доход в течение года, следующего за отчетным, остальная сумма остается на развитие предприятия и материальное поощрение работников. В бухгалтерском учете при исчислении налога на прибыль делается запись: Д-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» При исчислении учредительского дохода (дивидендов) за счет нераспределенной прибыли истекшего отчетного года делается запись: Д-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» К-т сч. 75 «Расчеты с учредителями» При выплате доходов делается следующая проводка: Д-т 75 «Расчеты с учредителями» К-т сч. 50 «Касса», сч. 51 «Расчетный счет» 2.3. Отражение финансовых результатов в бухгалтерской отчетности Базовым элементом бухгалтерского учета, формирующим финансовый результат деятельности организации, являются доходы и расходы. Информация о величине о чистой прибыли (убытка), доходах и расходах организации, формируемая на счетах бухгалтерского учета в соответствии с ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 и ПБУ 18/02, систематизируется и обобщается в Отчете о прибылях и убытках (форма №2). В Отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатов представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. Отчет о прибылях и убытках состоит из 4-х разделов. Раздел 1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности. По строке 010 «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акциз и обязательных аналогичных платежей)» показываются доходы, полученные от обычных видов деятельности организации. ПБУ 9/99 (п. 5) определяет, что доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции (товаров), поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг). ПБУ 9/99 выделяет пять условий, необходимых для признания в бухгалтерском учете выручки: • организация имеет право на получение выручки, вытекающие из конкретного договора или подтвержденное иным образом; • сумма выручки может быть определена; • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции увеличатся экономические выгоды организации; • право собственности на продукцию (товар) перешло к покупателю или работы (услуги) приняты заказчиком; • расходы, которые произведены или будут произведены в связи с операцией, могут быть определены. В новой форме отчета о прибылях и убытках выручка (как и себестоимость проданных товаров, продукции) не только отражается общей суммой, но и расшифровывается по видам деятельности (промышленное производство, строительство, торговля и др.). Строка 010 заполняется по данным аналитического учета к счету 90 «Продажи». Из суммы, показанной по кредиту субсчета 90.1 «Выручка», вычитают суммы, отраженные по дебету субсчетов 90.3 «НДС», 90.4 «Акцизы», и др. (например, сумма выручки корректируется на сумму предоставленных скидок (наценок), а также возникших суммовых разниц). По строке 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» отражаются расходы по обычным видам деятельности, выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ и услуг, по которым отражена по строке 010 формы №2. При определении себестоимости проданной продукции (работ, услуг) следует принимать во внимание ПБУ 10/99, а также отраслевые рекомендации по вопросам учета затрат. Главный принцип налогового учета заключается в группировке данных первичных документов в регистрах налогового учета в соответствии с требованиями налогового, а не бухгалтерского законодательства. При заполнении этой статьи, как и статьи «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и обязательных аналогичных платежей)», следует иметь в виду, что с 1 января 2000 г. величина выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг либо их себестоимость определяется с учетом возникающих суммовых разниц. Это означает, что суммовые разницы должны отражаться в бухгалтерском учете поставщика на счете 90 «Продажи». Ранее они отражались в составе внереализационных доходов и расходов на счете учета прибылей и убытков. Затраты, связанные с продажей продукции, а также товаров, в данные строки 020 не включаются. Заполняется строка 020 по данным аналитического учета к субсчету 90.2 «Себестоимость продаж» (журнал-ордер №11 или другой аналогичный регистр). По строкам 021 – 023 показывается расшифровка суммы себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг по видам деятельности. По строке 029 «Валовая прибыль» отражается разница между выручкой от продажи продукции (строка 010) и себестоимостью проданной продукции (строка 020). По строке 030 «Коммерческие расходы», которые рассматриваются как затраты периода, отражаются: • организацией, занятой производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, – затраты по сбыту, учитываемые на счете 44 "Расходы на продажу" и относящиеся к проданной продукции (ра­ботам, услугам); • организацией, занятой в торговой, снабженческой, сбытовой и иной посреднической деятельности, – расходы на продажу, учиты­ваемые на счете 44 и приходящиеся на проданные товары. Строка 030 заполняется по данным аналитического учета к субсчету 90-2 "Себестоимость продаж" (журнал-ордер № 11 или другой аналогичный регистр). По строке 040 "Управленческие расходы", которые также рассматриваются как затраты периода, показывают суммы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в соответствии с установленным порядком и списываемые с него при определении финансовых результатов непосредственно на дебет счета 90 "Продажи". В случае если в учетной политике порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно на дебет счета 90 "Продажи" организацией не принят, то доля их, относящаяся к проданной продукции (работам, услугам), отражается по статье "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг". Строка 040 заполняется по данным аналитического учета к субсчету 90-2 "Себестоимость продаж" (журнал-ордер № 11 или другой логичный регистр). Заканчивается раздел 1 определением финансового результата от продажи продукции (товаров, работ, услуг). Показатель строки 050 "Прибыль (убыток) от продаж" определятся расчетным путем: стр. 010 – стр. 020 – стр. 030 – стр. 040. Если в отчетном периоде организация получила убыток, то он показывается в круглых скобках. Пример 1. Рассмотрим как формируются данные в разделе № 1 отчета о прибылях и убытках за 2005 год (форма № 2),(таблица №2.1). Таблица № 2.1 Раздел 1 :Доходы и расходы по обычным видам деятельности. Показатель _________________________________________ наименование ______ код За отчет­ный период За анало­гичный период предыду­щего года 1 2 3 4 Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 5500656 3339873 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 ( 5002704 ) (2895366) Валовая прибыль 029 497952 444507 Коммерческие расходы 030 ( 441905 ) ( 416071 ) Управленческие расходы 040 ( ) ( ) Прибыль (убыток) от продаж 050 56047 28436 Таблица. № 2.2 Сведения, используемые для заполнения формы № 2 Номер строки Номер счета Сумма, Руб. Комментарии и расчет 1 2 3 4 010 90.1 5500656 Продажа товаров (опт) 020 90.2 5002704 Покупная стоимость товаров 029 497952 Расчетно: стр. 010 – стр. 020 030 90.7 441905 Расходы на продажу 050 56047 Расчетно: стр. 010 – стр. 020 – стр.030 – стр. 040 Раздел 2. Прочие доходы и расходы По строкам 060 "Проценты к получению" и 070 "Проценты к уплате" отражаются: суммы причитающихся (подлежащих) в соответствии с договорами к получению (к уплате) дивидендов (процентов) по облигациям, депозитам и т. п., учитываемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета на счете 91 "Прочие доходы и расходы"; суммы, причитающиеся от кредитных организаций (пользование остатками средств, находящихся на счетах организации; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление кредитов, займов. Организация, имеющая финансовые вложения в ценные бумаги: организаций, доходы, подлежащие получению по акциям по сроку в соответствии с учредительными документами, отражает по строке 080 "Доходы от участия в других организациях". Здесь же показываются доходы, подлежащие получению от участия в совместной деятельности без образования юридического лица (по договору простого товарищества). Строка 060 заполняется по данным аналитического учета к счету 91.1 "Прочие доходы" (журнал-ордер № 15 или другой аналогичный регистр); строка 070 — по данным аналитического учета к субсчету 91.2 "Прочие расходы"; строка 080 – по данным аналитического учета к субсчету 91.1. По строке 090 "Прочие операционные доходы" отражаются (п. 7 ПБУ 9/99): -поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; -поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; -поступления от продажи основных средств, материалов и т. д. По строке 100 "Прочие операционные расходы" показываются (п. 11 ПБУ 10/99): -расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; -расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; -расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; -расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, материалов и т. д.; -расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; -прочие расходы. При заполнении строки 100 следует иметь в виду следующее: -в соответствии с п. 11 и 14 ПБУ 15/01 проценты по кредитам и займам, относящиеся к ним суммовые и курсовые разницы относятся к операционным расходам организации и подлежат включению в финансовый результат в сумме причитающихся платежей независимо от того, когда и в какой сумме фактически производятся указанные платежи; -приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 27н внесены изменения в п. 11 ПБУ 10/99. Так, в состав операционных расходов с 1 января 2001 г. следует включать отчисления в резервы по сомнительным долгам, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности. Строи 090 и 100 заполняются по данным аналитического учета к субсчетам 91-1 и 91-2 (журнал-ордер № 15 или другой аналогичный регистр). Построке 120 "Внереализационные доходы11 отражаются (п. 8 ПБУ 9/99): -штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; -поступления в возмещение причиненных организации убытков; -прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; -суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов; прочие внереализационные доходы. По строке 130 "Внереализационные расходы" показываются (п. 12 ПБУ 10/99): -штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; -сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов); -прочие расходы. Заполняются строки 120 и 130 по данным аналитического учета к счету 91. Пример №2. Рассмотрим как формируются данные для раздела №2 отчета о прибылях и убытках за 2005 год (форма №2), (таблица № 2.3) Таблица № 23 Раздел 2. Прочие доходы и расходы Прочие доходы и расходы Проценты к получению Проценты к уплате 070 ( ) ( ) Доходы от участия в других организациях 080 Прочие операционные доходы 090 Прочие операционные расходы 100 ( 29874 ) (6486) Внереализационные доходы 120 5889 Внереализационные расходы 130 (10536) (32917) Таблица № 2.4 Сведения, используемые для заполнения формы № 2 Номер строки Сумма, Руб. Расшифровка 100 3808 Транспортный налог 100 1759 Налог на имущество 120 5889 Списание невостребованной кредиторской задолженности 130 10536 Налоги, сборы, уплачиваемые за счет чистой прибыли организации В форме Отчета о прибылях и убытках заключительным показателем является показатель "Чистая прибыль (убыток) отчетного периода", представляющий собой остаток на конец отчетного периода по счету 99. Этот показатель исчисляется по следующей формуле: Чистая прибыль (убыток) отчетного периода – Прибыль (убыток) до налогообложения + Отложенные налоговые активы – Отложенные налоговые обязательства – Текущий налог на прибыль. В соответствии с Планом счетов построение аналитического учета по счету 99 должно обеспечивать формирование данных, необходимых для составления Отчета о прибылях и убытках. Показатель "Прибыль (убыток) до налогообложения11 представляет собой бухгалтерскую прибыль организации, т.е. результат сопоставления доходов и расходов, признанных таковыми в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Показатели "Отложенные налоговые активы", "Отложенные налоговые обязательства" и "Текущий налог на прибыль" определяются по правилам ПБУ 18/02. Отложенные налоговые активы равняются величине, определяемой как произведение вычитаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, и отражаются в учете следующим образом: Дебет 09 "Отложенные налоговые активы" Кредит 68; отложенные налоговые обязательства – это та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Отложенные налоговые обязательства признаются в том отчетном периоде, когда возникают налогооблагаемые временные разницы. Отложенные налоговые обязательства равняются величине, определяемой как произведение налогооблагаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, и отражаются в учете следующим образом: Дебет 68 Кредит 77 "Отложенные налоговые обязательства"; -текущий налог ни прибыль – обязательство, равное неоплаченной величине налога на прибыль, т.е. та сумма налога, которую следует уплатить в бюджет. Текущий налог на прибыль не отражается в учете какой-либо отдельной проводкой. Его величина формируется на счете 68 посредством корректировок отраженного по этому счету условного расхода по налогу на прибыль (т.е. налога на прибыль, исчисленного исходя из бухгалтерской прибыли). Совокупность сумм, отраженных по статьям "Отложенные налоговые активы", "Отложенные налоговые обязательства" и "Текущий налог на прибыль", представляет собой сумму условного расхода по налогу на прибыль, скорректированного на сумму постоянных налоговых обязательств. Это равенство следует из формулы расчета текущего налога на прибыль, приведенной в ПБУ 18/02. Величина показателя «Чистая прибыль (убыток) отчетного года» Отчета о прибылях и убытках соответствует конечному сальдо по счету 99, которое заключительной записью декабря списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток): Д-т сч. 99 К-т сч. 84 на сумму чистой прибыли отчетного года; Д-т сч. 84 К-т сч. 99 на сумму убытка отчетного года. Глава 3. Финансовый анализ и финансовая стратегия предприятия. 3.1. Финансовый анализ на предприятии. Финансовый анализ предприятия включает анализ: предварительный; финансовой устойчивости; ликвидности баланса; финансовых коэффициентов; финансовых результатов; коэффициентов рентабельности и деловой активности. Ниже представлена схема анализа финансового состояния предприятия. Исходные данные для анализа финансового состояния Финансовые показатели: баланс предприятия, отчет о финансовых результатах и их использовании Предвар Активы тельная оценка Пассивы финансового Имущество состояния Запасы и затраты Динамика абсолютных и удельных финансовых показателей предприятия Анализ финансовой устойчивости Тип финансовой устойчивости Анализ ликвидности баланса предприятия Оценка текущей и перспективной ликвидности. Значение коэффициента ликвидности Анализ финансовых коэффициентов Абсолютные значения коэффициентов на начало и конец анализируемого периода и их нормальные ограничения Анализ финансовых результатов деятельности, рентабельности и деловой активности предприятия Динамика показателей прибыли, рентабельности и деловой активности на начало и конец анализируемого периода В условиях инфляции и частых переоценок основных фондов, значительно осложняющих проведение анализа финансового состояния предприятия, целесообразно использовать относительные величины, например удельные веса отдельных видов активов и пассивов предприятия. Уменьшение валюты баланса за определенный период – это, как правило, результат снижения объема производства, что может служить одной из причин неплатежеспособности предприятия. Поэтому предприятие должно четко представлять, почему падает объем производства и как можно его остановить. При анализе структуры пассивов реализуются следующие цели: • определяется соотношение между заемными и собственными источниками средств предприятия -значительный удельный вес заемных источников (более 50%) свидетельствует о рискованной деятельности предприятия, что может послужить причиной неплатежеспособности; такой риск можно оправдать при условии ускорения оборачиваемости оборотных средств за отчетный период; • выявляется обеспеченность запасов и затрат предприятия собственными источниками, а также с учетом долгосрочного, а затем и краткосрочного кредитов; этот анализ дает наиболее полное представление об обеспеченности запасов и затрат собственными источниками финансирования; • рассматриваются причины образования кредиторской задолженности (зависящие и не зависящие от предприятия), ее удельный вес, динамика, структура, доля просроченной задолженности. Анализ структуры пассивов проводится во взаимосвязи с анализом источников формирования оборотных средств. При проведении анализа долгосрочный кредит приравнивается к собственным источникам предприятия, так как он используется в основном для формирования основных фондов. Кроме того, прочие источники формирования оборотных средств (доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей, резервы по сомнительным долгам) при определенных условиях следует также учитывать в составе собственных источников. По типу финансовой устойчивости и его изменению можно судить о надежности предприятия с точки зрения платежеспособности. Таблица 3.1. Исходные данные для анализа финансового состояния предприятия за анализируемый период Показатели актива баланса Значение , тыс. руб. Показатели пассива баланса Значение, тыс. руб. на начало периода на конец периода на начало периода на конец периода 1. Основные средства и иные внеоборотные активы В том числе: 1.1. Основные средства; 1.2 Незавершенные; капитальные вложения 1.3.Оборудование; 1.4.Долгосрочные финансовые вложения; 1.5.Расчеты с учредителями. 2. Запасы и затраты В том числе: 2.1 .Производственные запасы; 2.2.Незавершенное производство; 2.3.Расходы будущих периодов; 2.4.Готовая продукция; 2.5.Товары; 2.6.Прочие запасы и затраты. 20 987 20 239 560 5 262 639 4 387 12 224 24 161 23 592 349 39 456 3 976 34 898 281 301 1. Источники собственных средств 22 069 В том числе: 1.1. Расчеты с учредителями – 2. Расчеты и прочие пассивы 17 697 В том числе: 2.1. Краткосрочные кредиты и заемные средства 76 2.2. Долгосрочные пассивы – Расчеты и пассивы 15 413 39 322 – 91797 42 – 91755 3. Денежные средства, расчеты и прочие активы В том числе: 3.1. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения 3.2. Расчеты и прочие активы 13 517 5 341 8 176 67 502 14 419 53 083 Баланс 39 766 131 119 Баланс 39 766 131 119 Таблица 3.2. Исходные данные для анализа результатов деятельности предприятия на конец анализируемого периода Показатели финансовых результатов Значение п тыс. оказателя, руб. на начало периода на конец периода Выручка от реализации продукции (работ, услуг) Результат от реализации Результат от прочей реализации Сальдо доходов и расходов от внереализационных операций Балансовая прибыль Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия Дебиторская задолженность Кредиторская задолженность 62 342 27 388 – – 27 388 18 624 8 176 15 413 275 334 86 954 – – 86 954 59 123 53 083 91797 Предварительный анализ финансового состояния и его изменений за анализируемый период показал снижение доли основных средств и иных внеоборотных активов в активах предприятия с 53% на начало периода до 18% на конец периода, увеличение доли запасов и затрат с 13 до 30%. Доля денежных средств и краткосрочных финансовых вложений практически не изменилась: на начало периода она составляла 13%, а на конец -11%. Резко увеличилась доля дебиторской задолженности (с 21 до 41%), что обусловлено неплатежеспособностью потребителей продукции предприятия (табл. 3.3.). Анализ пассивов предприятия показал уменьшение доли источников собственных средств в пассивах с 55 до 30% и резкое увеличение почти в 2 раза (с 39 до 70%) доли расчетов и прочих пассивов. Привлечение долгосрочных кредитов вообще не осуществлялось, а доля краткосрочных кредитов снизилась с 0,1 до 0,003% (табл.3.4.). Ухудшилась структура имущества предприятия. Несмотря на переоценку основных фондов, доля источников собственных средств сократилась с 55 до 30%, что соответствует снижению доли собственных средств и вложений с 53 до 18%. Сложности в реализации продукции, задержки платежей, инфляционные ожидания повышения цен на материальные ресурсы привели к увеличению доли запасов и затрат с 13 до 30%. В структуре запасов и затрат произошло некоторое увеличение доли незавершенного производства с 83 до 88%. Незавершенное производство составляет основную массу запасов и затрат. Для анализа финансовой устойчивости (определения типа финансовой ситуации) предприятия рассмотрим табл. 3.5. В данном случае финансовое состояние предприятия на начало и конец анализируемого периода является кризисным. Анализ ликвидности баланса приведен в табл. 3.6. За анализируемый период произошло снижение ликвидности баланса из-за недостаточности наиболее ликвидных активов для покрытия срочных обязательств. Коэффициент ликвидности снизился с 0,72 до 0,52. Текущая ликвидность организации недостаточна, хотя и количественно компенсируется перспективной ликвидностью. Совместный анализ финансовых коэффициентов, проведенный по данным табл. 3.7., свидетельствует об общем ухудшении финансового положения предприятия за анализируемый период. Таблица 3.3 Анализ активов предприятия Абсолютные тыс. величины, руб. Удельные веса, % Измен ения АКТИВ на начало периода на конец периода на начало на конец периода периода в абсолют ных величинах тыс. руб. в удельных весах, % в%к величи нам на начало периода в%к измене ниям итога баланса IОсновные средства и иные внеоборотные активы II Запасы и затраты III. Денежные средства, расчеты и прочие активы В том числе: денежные средства и краткосрочные финансовые вложения дебиторская задолженность, расчеты и прочие активы 20 987 5 262 13 517 5 341 8 176 24 161 39 456 67 502 14419 53 083 53 18 13 30 34 52 13 11 21 41 3 174 34 194 53 985 9 078 44 907 -35 17 18 -2 20 +88 +25 +5 +73 +35 3,5 37,4 59,1 10,0 49,1 БАЛАНС 39 766 131 119 100 100 91353 0 +71 100,0 Таблица 3.4. Анализ пассивов предприятия Абсолютны тыс. е величины, .руб. Удельные веса, % Изме! пения ПАССИВ на начало периода на конец периода на начало периода на конец периода в абсолютных величинах, тыс. руб. в удельных весах,% в%к величинам на начало периода в%к изменениям итога баланса I. Источники собственных средств ׀׀. Расчеты и прочие пассивы В том числе: краткосрочные кредиты и заемные средства долгосрочные кредиты и заемные средстварасчеты и пассивы 22 069 17 697 76 – 15 413 39 322 91797 42 – 91755 55,0 45,0 0.1 – 39,0 29,99 70,01 0,03 – 69,98 17 253 74 100 -34 – 76 342 -25 25,00 -0,01 – 31,00 78 397 -1 – 495 18,89 81,11 -0,08 – 83,57 БАЛАНС 39 766 131 119 100,0 100,0 91353 0 230 100,00 Таблица 3.5. Анализ финансовой устойчивости Номер строки Показатели На начало периода, тыс. руб. На конец периода, тыс. руб. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Источники собственных средств Основные средства и иные внеоборотные активы Наличие собственных оборотных средств (стр. 1 – стр.2) Долгосрочные кредиты и заемные средства Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (стр.3 + стр.4) Краткосрочные кредиты и заемные средства Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (стр.5 + стр.6) Величина запасов и затрат Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (стр.3 -стр.8) Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (стр.5 – стр.8) Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов и затрат (стр.7 – стр.8) Тип финансовой ситуации 22 069 20 987 1082 0 1082 76 1 158 5 262 -4 180 -4 180 -4 104 кризисный 39 322 24 161 15 161 0 15 161 42 15 203 39 456 -24 295 -24 295 -24 253 кризисный Таблица 3.6. Анализ ликвидности баланса Значение , тыс. руб. Значение, тыс. руб. АКТИВ на начало периода на конец периода ПАССИВ на начало периода на конец периода 1. Наиболее ликвидные активы 2. Быстро реализуемые активы 3. Медленно реализуемые активы 4. Трудно реализуемые активы 5 341 8 176 5 250 20 987 14 419 53 083 39 175 24 161 1. Наиболее срочные обязательства 2. Краткосрочные пассивы 3. Долгосрочные пассивы 4. Постоянные пассивы 15 413 76 0 22 057 91755 42 0 39 041 Коэффициент ликвидности, Fл 0,72 0,52 Таблица 3.7. Анализ финансовых коэффициентов Наименование коэффициента На начало периода На конец периода Автономии Соотношение заемных и собственных средств Маневренности Обеспеченности запасов и затрат Ликвидности Абсолютной ликвидности Покрытия или платежеспособности Имущества производственного назначения 0,55 0,69 0,04 0,20 0,87 0,34 1,20 0,63 0,29 2,33 0,38 0,38 0,73 0,15 1,10 0,46 Коэффициент автономии снизился с 0,55 до 0,29, что означает снижение финансовой независимости предприятия, повышение риска финансовых затруднений в будущие периоды. Такая тенденция, с точки зрения кредиторов, снижает гарантии погашения предприятием своих обязательств. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств на начало анализируемого периода соответствует нормальному ограничению, а на конец периода – его превышает, что свидетельствует о недостаточности собственных средств предприятия для покрытия своих обязательств. Коэффициент маневренности вырос с 0,04 до 0,38, однако не достиг рекомендуемой оптимальной величины, что объясняется недостаточностью собственных средств предприятия, находящихся в подвижной форме, и ограничением свободы в маневрировании этими средствами. Несмотря на то, что коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования несколько вырос с 0,20 до 0,38, он ниже значения нормального ограничения почти вдвое, что говорит о недостаточном обеспечении запасов и затрат собственными источниками формирования. Соответственно коэффициент ликвидности снизился с 0,87 до 0,73, что свидетельствует о снижении прогнозируемых платежных возможностей предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. При таком значении коэффициента ликвидности предприятие едва ли может надеяться на кредиты банка. Коэффициент абсолютной ликвидности упал с 0,34 до 0,15 и стал ниже нормального ограничения данного показателя. Это свидетельствует о возможности погашения лишь незначительной части краткосрочной задолженности предприятия в ближайшее время. Не удовлетворяя нормальным ограничениям на начало анализируемого периода, коэффициент покрытия снизился на конец периода с 1,2 до 1,1, что говорит о низких платежных возможностях предприятия даже при условии своевременных расчетов с дебиторами и продажи, в случае необходимости, материальных оборотных средств. В такой ситуации сложно найти покупателей акции и облигаций предприятия. Коэффициент имущества производственного назначения снизился ниже критической границы с 0,63 до 0,46. Поэтому следует изыскать дополнительные средства для увеличения имущества производственного назначения. Анализ коэффициентов рентабельности и деловой активности представлен в табл. 3.8. Таблица 3.8. Анализ рентабельности и деловой активности предприятия Значение за периоды Наименование коэффициента предшест ВУЮШИЙ отчетный 1. Рентабельности продаж 2. Рентабельности всего капитала предприятия 3. Рентабельности основных средств прочих внеоборотных активов 4. Рентабельности собственного капитала 5. Рентабельности перманентного капитала 6. Общей оборачиваемости капитала 7. Оборачиваемости подвижных средств 8. Оборачиваемости материальных оборотных средств 9. Оборачиваемости готовой продукции 10.Оборачиваемости дебиторской задолженности 11 .Среднего срока оборота дебиторской задолженности 12.Оборачиваемости кредиторской задолженности 13.Среднего срока оборота кредиторской задолженности 14.Фондоотдачи основных средств и прочих внеоборотных активов 15.Оборачиваемости собственного капитала 0,44 0,69 1,30 1,24 1,24 1,57 3,32 11,85 0 7,63 47,87 4,04 90,24 2,97 2,82 0,32 0,66 3,60 2,21 2,21 2,10 2,57 6,98 0 5,19 70,37 3,00 121,69 11,39 7,00 Рост отдельных коэффициентов, характеризующих деловую активность и рентабельность предприятия, не отражает действительной скорости оборота средств. Так, рост коэффициента рентабельности основных средств и прочих внеоборотных активов объясняется уменьшением основных средств и прочих внеоборотных активов, а не ростом прибыли; соответственно рост коэффициента рентабельности собственного капитала – не ростом прибыли, а уменьшением собственного капитала. Коэффициент рентабельности перманентного капитала возрос в силу отсутствия долгосрочных кредитов и уменьшения собственного капитала. Коэффициент общей оборачиваемости капитала увеличился в связи с относительным уменьшением капитала предприятия в анализируемом периоде. Рост фондоотдачи вызван относительным уменьшением основных средств и прочих внеоборотных активов. Рост коэффициента оборачиваемости собственного капитала с уменьшением величины собственных средств. Анализ деловой активности и рентабельности свидетельствует о снижении активности и рентабельности предприятия. По результатам проведенной оценки финансового состояния можно сделать вывод, что перед предприятием стоит проблема выживания. Его финансовая политика решает кратковременные задачи, дающие положительные результаты только сегодня с возможным отрицательным эффектом в будущем, что во многом обусловливается отсутствием финансовой стратегии. 3.2. Финансовая стратегия предприятия Финансовая стратегия – это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования. Теории финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях, подготовки и ведения стратегических финансовых операций. Финансовая стратегия предприятия включает в себя: анализ финансового состояния; оптимизацию основных и оборотных средств, распределения прибыли, безналичных расчетов, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг. Финансовая стратегия всесторонне учитывает финансовые возможности предприятия, объективный характер внутренних и внешних факторов. Если финансовая стратегия не отвечает финансово-экономическим возможностям предприятия и условиям, сложившимся на рынке продукции, оно может обанкротиться. Принятии различать генеральную и оперативную финансовые стратегии, главную стратегическую цель и стратегию выполнения отдельных стратегических задач (достижение частных стратегических целей). Генеральной финансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия, ее взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, размер потребностей и источников их финансирования на год. Для текущего маневрирования финансовыми ресурсами, контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, особенно в современных условиях экономической нестабильности, разрабатывается финансовая стратегия на квартал, месяц, а при необходимости и более короткие сроки. Оперативная финансовая стратегия в отличие от генеральной охватывает все валовые доходы и поступления средств (заработная плата, расчеты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям) и все валовые расходы (платежи поставщикам, заработная плата, погашение обязательств пред бюджетами всех уровней и банками). Такая детальная проработка состава поступлений и расходов создает возможность предусмотреть все предстоящие в планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам. Нормальным положением считается равенство расходов и доходов или превышение доходов над расходами. Главной стратегической целью финансов является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными денежными ресурсами. На ее основе разрабатывается соответствующая требованиям рынка и возможностям предприятия финансовая стратегия, в которой определяются и распределяются задачи формирования финансов по исполнителям и направлениям работы. Финансовая стратегия предприятия включает в себя разные способы и действия для достижения главной стратегической цели, а именно: • формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими; • выявление решающих направлений и сосредоточение на их выполнение усилий, маневренности и использования резервов финансовым руководством предприятия; • ранжирование и поэтапное достижение целей; • соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия; • объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансового положения предприятия на каждом отрезке времени; • создание и подготовка стратегических резервов; • учет экономических и финансовых возможностей своих и конкурентов; • определение главной угрозы со стороны конкурентов, мобилизация основных сил на ее устранение и умелый выбор направлений финансовых операций; • маневрирование и борьба за инициативу для достижения решающего превосходства над конкурентами. Таким образом, успех финансовой стратегии предприятия гарантируется при взаимоуравновешивании теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации. Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели. Задачами финансовой стратегии являются: • исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования; • разработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов предприятия и действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния; • определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и другими финансовыми институтами, выявление резервов и мобилизация ресурсов предприятия для наиболее рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств; • обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно-хозяйственной деятельности; • обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств предприятия с целью получения максимальной прибыли; • определение способов проведения успешной финансовой стратегии и стратегического использования финансовых возможностей, новых видов продукции и всесторонней подготовки кадров предприятия к работе в рыночных условиях хозяйствования, их организационной структуры и технического оснащения; • изучения финансовых стратегических взглядов вероятных конкурентов, их экономических и финансовых возможностей, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости; • разработка способов подготовки выхода из кризисной ситуации, методов управления кадрами предприятия в условиях неустойчивого или кризисного финансового состояния и координация усилий всего коллектива на его преодоление. Особое внимание финансовая стратегия уделяет полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала предприятия. Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов, с помощью которых определяются, например, направления распределения прибыли. Следует отметить широкое использование внутренних нормативов в практике зарубежных компаний. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и рациональное их использование. Хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления. 3.3. Разработка предложений к формированию финансовой стратегии. По результатам анализа финансового состояния общая оценка финансового состояния свидетельствует о стоящей перед предприятием проблеме выживания, так как оно находится на грани банкротства: 1. за год на 35 пунктов произошло снижение доли основных средств и вложений, на 17 пунктов увеличилась доля запасов и затрат, на 2 пункта снизилась доля денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, на 20 пунктов увеличилась дебиторская задолженность в активе баланса, на 20 пунктов уменьшилась доля источников собственных средств, на 31 пункт увеличилась доля расчетов и прочих пассивов, на 6 пунктов снизилась доля краткосрочных кредитов и заемных средств в пассиве баланса; 2. ухудшилась структура имущества предприятия: доля источников собственных средств снизилась на 25 пунктов, доля основных средств и вложений на 35 пунктов при росте доли запасов и затрат на 17 пунктов; незавершенное производство, составляя на начало анализируемого периода основную массу запасов и затрат (83%), на конец анализируемого периода выросло еще на 5 пунктов; снизилась на 2 пункта доля производственных запасов; 3. тип финансовой устойчивости на начало и конец анализируемого периода определен как кризисный; 4. анализ ликвидности баланса показал снижение коэффициента ликвидности на 20 пунктов; 5. совместный анализ финансовых коэффициентов свидетельствует об ухудшении финансового состояния предприятия; 6. анализ уровней и динамики прибыли говорит о формировании прибыли исключительно за счет выручки от реализации основной продукции. Предложения к формированию внутренней генеральной финансовой стратегии предприятия содержится в табл. 3.3.1. Они разрабатываются по объектам и составляющим внутренней генеральной финансовой стратегии в трех вариантах с количественной оценкой предложений и влиянием предложений внутренней стратегии на структуру баланса предприятия. Цель предложений – вывести предприятие из кризисного финансового состояния. Количественная оценка финансовой устойчивости предприятия при выполнении предложений к финансовой стратегии по всем вариантам на конец планируемого года указывает на возможность вывода предприятия из кризисного финансового состояния. При выполнении предложений к формированию внутренней генеральной финансовой стратегии по первому варианту предприятие переходит в устойчивое финансовое состояние, по второму – в нормально устойчивое финансовое состояние, по третьему варианту – абсолютно устойчивое финансовое состояние. Таблица 3.3.1. Предложения к формированию финансовой стратегии предприятия Объекты Составляющие Предложения к формированиею финансовой стратегии Влияние на финансовой стратегии финансовой стратегии наименование предложения количе вари ственная оц антам, тыс. енка по руб. разделы баланса №1 №2 №3 Доходы и поступления Оптимизация основных и оборотных средств Политика в области ценных бумагОптимизация безналичных расчетов Увеличение основных средств посредством: • приобретение «ноу-хау» для повышения конкурентоспособности на рынке • покупки компьютерных графических средств • сокращение незавершенного производства путем продажи продукции в новых регионах • снижение себестоимости продукции за счет снижения затрат на ее производство Выпуск акций для своих работников Использование векселя как расчетного средства Предварительная оплата за проектную продукцию 9 000 1000 3 000 5 000 – 5 000 100 000 100 000 1000 3 000 5 000 20 000 3 000 100 000 – – 3 000 7 000 10 000 3 000 50 000 +А1 -A3 +А1 -A3 +АЗ -А2 +АЗ-А2 +АЗ-А2 +АЗ -А2 +П1 +АЗ +АЗ + П2 +АЗ + П2 Расходы и отчисления средствВзаимоотношения с бюджетом Ценовая политика Оптимизация распределения прибыли Оптимизация налоговых платежей Политика в области ценных бумаг Оптимизация распределения прибыли Оптимизация налоговых платежейВнешнеэкономи­ческая деятельность Равенство доходов (годового объема выручки) потребности годового объема выручки по месяцам Распределить прибыль на: • потребление • развитие производства • выплату дивидендов Беспроцентная задержка выплат в пенсионный фонд Выполнение работ, необлагаемых косвенными налогами Покупка акций коммерческого банка Уменьшение размера налоговых выплат из прибыли, подлежащей налогообложению за счет создания резервного фонда Снижение налога на имущество за счет уменьшения имущества к концу года Выполнение работ, необлагаемых косвенными налогами Учет налоговой политики страны регистрации совместного предприятия для минимизации выплат налогов 8 000 8 000 2 000 1000 50 000 2 000 1800 5 000 50 000 – 8 000 10 000 – 1000 70 000 2 000 1800 5 000 100 000 18 000 6 000 8 000 4 000 – – – 1800 – – – +АЗ -A3 +П1 –П1 +П1-П1 -A3 –П1 +АЗ + П2 +АЗ + П2 -A3 +П1 +АЗ + П2 -А1 +АЗ +АЗ -A3 +АЗ +П1 Кредитные взаимоотношения Оптимизация основных и оборотных средств Оптимизация распределения прибылиВнешнеэкономи­ческая деятельность Включение в цену продукции стоимости «ноу-хау» Получение коммерческого краткосрочного кредита Создание резервного фонда Страхование от риска несвоевременной оплаты продукцииПолучение долгосрочного кредита финского банка 10 000 80 000 1800 5 000 – 10 000 80 000 1800 15 000 200 000 – 80 000 1800 – – +АЗ +П1 +АЗ +КК -П1 +П1 -П1 +АЗ +АЗ +ДК Итоги по предложениям к формированию внутренней генеральной финансовой стратегии Анализ финансовой устойчивости №1 №2 №3 1. Источники собственных средств 2. Основные средства и иные внеоборотные активы 3. Наличие собственных оборотных средств 4. Долгосрочные кредиты 5. Наличие собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат 6. Краткосрочные кредиты 7. Общая величина источников формирования запасов и затрат 8. Запасы и затраты 9. Излишек или недостаток собственных оборотных средств 10. Излишек или недостаток собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат 11. Излишек или недостаток общей величины источников формирования запасов и затратТип финансовой устойчивости 39 322 24 161 15 161 – 15 161 80 000 95 161 31456 -16 295 -16 295 63 705 Неустойчивое 61322 115 161 -53 839 200 000 146 161 80 000 226 161 31456 -85 295 114 705 194 705 Нормально устойчивое 55 322 24 161 31 161 – 31 161 80 000 111 161 29 456 1705 1705 81705 Абсолютно устойчивое Заключение Важнейшей формой выражения деловой активности организации является величина финансового результата (прибыли, убытки), получаемого от финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период. Финансовый результат деятельности выявляется на основании бухгалтерского учета операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Несложно сформулировать целую систему целей: • выживание организации в условиях конкурентной борьбы; • избежание банкротства и крупных финансовых неудач; • лидерство в борьбе с конкурентами; • приемлемые темпы роста экономического потенциала организации; • рост объемом производства и реализации; • максимизация прибыли; • минимизация расходов; • обеспечение рентабельной деятельности и т.д. Для того, чтобы успешно решать поставленные задачи и цели необходимо изучать финансовое состояние организации, проводить финансовый анализ результатов хозяйственной деятельности. Первая глава определяет теоретические основы финансово-хозяйственной деятельности организации, из чего и складываются доходы и расходы, как формируется финансовый результат. Изучив теоретический материал по составным элементам финансовых результатов, в этой же главе раскрывается вопрос формирования прибыли организации. Прибыль является основным фактором экономического и социального развития организации. Во второй главе отражается формирование финансовых результатов от основных и прочих видов деятельности, как происходит распределение прибыли, а так же как отражаются полученные финансовые результаты в бухгалтерской отчетности. Третья глава является результатом выполненной работы. Обобщаются изученные данные, проводится анализ финансовых результатов деятельности организации за отчетный период. Анализ деятельности хозяйствующего субъекта является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования руководящих решений. В условиях становления рыночных отношений он имеет целью обеспечить устойчивое развитие доходного, конкурентоспособного производства и включает различные направления – правовое, экономическое, производственное, финансовое др. Чтобы эффективно функционировать и быть конкурентоспособным, предприятие в условиях рынка должно постоянно держать под контролем состояние своих финансов и экономические процессы, вызывающие изменение затрат, цен, прибыли, в том числе и прибыли в целях налогообложения. Без анализа невозможно решить задачи планирования и прогнозирования, принять правильное управленческое решение, сделать обоснованные оценки стоимости, построить учетную политику предприятия, обеспечить конкурентоспособность производимой продукции предприятия в целом, поэтому аналитическая работа должна стать основой деятельности экономистов, менеджеров и бухгалтеров. Используемая литература. 1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая – от 31.07.1998 №146-ФЗ (в редакции от 29.07.2004) 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая – от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в редакции от 22.08.2004) 3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в редакции от 27.04.2004) 4. Федеральный закон РФ от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции от 30.06.2003) 5 Приказ Минфина РФ от 22.07 2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации» 6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н. (в редакции от 07.05.2003 №38н) 7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12,1998г. № 60п (в редакции от 30.12.1999) 8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94. Утверждено приказом Минфина РФ от 20.12.1994г. №167н. 9. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. №43н. 10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001г. №44н. 11.Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001г. №26н (в редакции от 18.05.2002) 12.Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000. Утверждено приказом Минфина России от 16.10.2000г. №91н. 13.Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01. Утверждено приказом Минфина России от 02.08.2001г. №60н. 14.Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002г. Ш14н. 15. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998г. N 34н (в редакции от 24.03.2000) 16. Методические рекомендации по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций. Утверждены Приказом Минфина от 20.05.2003г. № 44н. 17. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены Приказом Минфина РФ от 28.12.2001г. № 119н (в редакции от 23.04.2002) 18 Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 06,03.1998 № 283, 19.Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет». М.: ИНФРА-М, 2003. 20.Пашигорева Г.И., Пилипенко В.И. «Применение международных стандартов отчетности в России», Москва, ПИТЕР, 2004. 21.Стоянова Е.С. "Финансовый менеджмент" Теория и практика, М.: Перспектива, 2004. 22.Годовой отчет за 2004 год: Практические рекомендации / Под ред. Т.Л. Крутяковой. М.:АКДИ «Экономика и жизнь», 2004. 23. Фомичева Л. П. Отчет об изменениях капитала (форма № 3)//«Финансовый учет и аудит» январь-март 2005 – С.20. 24.Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет». М.: ИНФРА-М, 2003. 25.Пашигорева Г.И., Пилипенко В.И. «Применение международных стандартов отчетности в России», Москва, ПИТЕР, 2004. 26.Стоянова Е.С. "Финансовый менеджмент" Теория и практика, М.: Перспектива, 2004. 27.Селезнева Н.Н., Скобелева И.П. Консолидированная бухгалтерская отчетность. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2002. 28.Годовой отчет за 2004 год: Практические рекомендации / Под ред. Т.Л. Крутяковой. М.:АКДИ «Экономика и жизнь», 2004. 29.Нормативная база бухгалтерского учета: Сборник официальных материалов. -М.: Бухгалтерский учет, 2003. 30.Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие/Под ред.проф. В.Д. Новодворской).- М.: ИНФРА-М, 2003. – 464с. – (Серия «Высшее образование). 31 .Использование зарубежного опыта в условиях перехода России на международные стандарты в области учета и статистики: Сборник научных трудов. Под ред. проф, Н.Е. Григорук.- М.: МГИМО, 2001 32.Международные стандарты финансовой отчетности. Русское изд.: Пер. с англ.- М.: Аскери, 2001. 33.Реформа бухгалтерского учета. Российские и международные стандарты. Практика применения,- М.: Книжный мир, 2002 34.Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP. Качалин В.В. – М.: Дело, 2000. 35.Международная система учета и отчетности. Ткач В.И., Ткач М.В. – М. "Финансы и статистика", 2000. 36.Новое в составлении годовой отчетности за 2005г. / Практический журнал для бухгалтера «Главбух» январь 2006г. 37.«Разработка форм бухгалтерской отчетности», Костюк Г.И. «Бухгалтерский учет»,№10 2000 г. 38.«Составление и консолидация отчета о движении денежных средств», Богатырева Е.Н. «Бухгалтерский учет» №5 2002 г. 39.«Требования к годовой бухгалтерской отчетности», Клинов Н.Н. «Бухгалтерский учет»,№2 2001 г. Приложения