Факультет экономический
Кафедрабухгалтерского учета
КУРСОВАЯРАБОТА
УЧЕТГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ
Саранск
2010
ЗАДАНИЕ НАКУРСОВУЮ РАБОТУ
1 Тема: Учетгосударственной помощи
2 Срок представления работы к защите___________
3 Исходные данные длянаучного исследования работы отечественных и зарубежных авторов, учебныепособия, материалы периодической печати
4 Содержание курсовойработы:
4.1 Теоретические основы учетагосударственной помощи
4.2 Бухгалтерский учетгосударственной помощиРуководитель работы_______________________________
Заданиепринял к исполнению ___________________________________
Реферат
Курсовая работа содержит42страницы и 21 использованный источник.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ,СУБСИДИИ, СУБВЕНЦИИ, БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ, БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА НА КАПИТАЛЬНОЕСТРОИТЕЛЬСТВО, БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА НА ТЕКУЩИЕ ЦЕЛИ.
Предмет исследования:учет государственной помощи
Цель работы – рассмотретьтеоретические и практические аспекты государственной помощи, на примерахрассмотреть особенности ее учета.
Методы исследования:анализ, синтез, метод экономического анализа.
Полученные результаты:изучены теоретические аспекты государственной помощи, проанализировано ведениеучета государственной помощи.
Содержание
Введение
1. Теоретические основы учета государственнойпомощи
1.1 Понятие и виды государственнойпомощи
1.2 Государственная помощь в видеденежных средств
1.3 Поддержка предприятий в видересурсов отличных от денежных средств и прочая государственная поддержка
2. Бухгалтерский учет государственнойпомощи
2.1 Учет бюджетных средств накапитальное строительство
2.2 учет бюджетных средств полученныхна текущие цели
2.3 Учет бюджетных кредитов
Заключение
Список использованных источников
Введение
Само понятие«государственные услуги» в России стало использоваться только впроцессе проведения административной реформы, в то время как во многихзарубежных странах государственные услуги — одна из основных форм отношенийгражданина, юридического лица и власти, где государство рассматривается как «поставщикуслуг».
Вхождение термина«государственные услуги» в нашу жизнь — это не дань моде, не простоекопирование зарубежного опыта: за этим стоят, на наш взгляд, гораздо болееглубокие причины, связанные с изменением роли и задач государства в обществе, сутверждением новых ценностей и приоритетов. Сущность государства и егосоциальное назначение являются решающими в определении направленности егодеятельности, целей и задач. В свою очередь, функции государства зависят от техзадач, которые стоят перед обществом на данном этапе развития. И задачи, ивытекающие из них функции не являются произвольными, они зависят от уровняразвития общества, его экономических возможностей, потребностей и интересовнаселения и пр. Патерналистскому государству, которое «опекает» всесферы жизни, нет места в гражданском обществе, оно преобразуется в«слугу», выполняющего только необходимые и полезные для обществафункции. В таком соотношении государства и общества именно гражданское обществодолжно определять, что является для него социально значимым, что оно поручаетгосударству, какие функции на него возлагает. Только тогда«государственные услуги» станут действительной системой отношенийличности и юридических лиц с государственными структурами.
Следует оговориться, чтоновые отношения общества и государства должны вызреть, общество само должнобыть готовым взять на себя те функции, которые ранее выполняло государство.Страны западной демократии прошли в этом направлении длительный путь развития,реформируя государственную власть, создавая негосударственные структуры, в томчисле и саморегулируемые организации, выполняющие социально значимые функции.Подобные структуры формируются и у нас, но это — только начало пути, где необходится без ошибок. Порой саморегулируемые организации оказывают такоедавление, какого предпринимательские структуры не ощущали со стороныгосударства, и в этом случае сами предприниматели пытаются притормозитьпередачу государственных функций саморегулируемым организациям.
Сегодня государство беретна себя обязанность финансировать приоритетные государственные программыразвития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а такжеобеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры.
Все финансовые меры правительстванаправлены не только на прямое увеличение финансовых возможностей субъектовпредпринимательской деятельности, но также имеют стимулирующий характер ипризваны направить их развитие с учётом общенациональных интересов.
Государство поддерживаетмалые и средние предприятия, как правило, в таких сферах, как инвестиции,занятость, нововведения, экспорт, региональное размещение производства иопирается на разнообразный арсенал финансовых рычагов.
Необходимо отметить, чтоданный вид финансирования является очень существенным и важным. Так женеобходимо отметить и то, что данный вид финансирования в нашей стране развитпока слабо, хотя определенные шаги в этом направлении все-таки делаются, что даетнадежду на то, что данный вопрос в скором будущем будет развит в совершенстве.
С этих позиций выбраннаятема курсовой работы актуальна
Цель работы – рассмотретьтеоретические и практические аспекты государственной помощи, на примерахрассмотреть особенности ее учета.
Для достиженияпоставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
— определитьэкономическую сущность и задачи учета государственной помощи
— Описать правила ведениягосударственной помощи.
1. Теоретическиеосновы учета государственной помощи
1.1 Понятие ивиды государственной помощи
Государственное регулирование и поддержка (помощь)играет существенную роль в экономике организации в рыночных условиях. Цельгосударственной поддержки — побуждать организацию на определенные действия повыполнению условий предоставления этой помощи, отвечающих интересам государстваи носящих целевой характер.
Вопросы учета государственной помощи регулируютсяПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина РФ № 92н от16.10.2000.
В ПБУ 13/2000 определяются виды государственнойпомощи, условия ее получения и порядок ее отражения в бухгалтерском учете.Данное ПБУ не распространяется на банки и некоммерческие организации.
Государственная помощь — доход или экономическиевыгоды конкретной организации в результате поступления активов, денежныхсредств.
Коммерческие организации могут получатьгосударственную поддержку в форме:
1. Денежных средств. Эта формагосударственной поддержки вытекает из ст.6 Бюджетного кодекса РФ. Исходя изхарактера предоставления помощи бюджетные денежные средства делятся на:
а) носящие безвозвратный и безвозмездный характер:
– субсидии — предоставляемые юридическомулицу денежные средства на условиях долевого финансирования целевых расходов;
– субвенции — предоставляемые юридическому лицуденежные средства на осуществление определенных целевых расходов;
б) предоставляемые на возмездной и возвратной основе(бюджетные кредиты);
2. Ресурсов отличных от денежных средств:земельных участков, горных отводов, природных объектов (водоемов, лесов),объектов инженерной инфраструктуры, объектов жилого фонда и нежилых помещений,т. е. в форме имущества, числящегося в реестрах федерального имущества,имущества субъектов РФ, имущества муниципальных образований. Данный видгосударственной помощи не вытекает прямо из положений Бюджетного кодекса РФ, ноприменяется на практике;
3. Прочей государственной поддержки- предоставляемой организации выгоды, которая не может быть обосновано оценена.Например, безвозмездное оказание консультационных услуг, предоставлениегарантий, беспроцентные займы или займы с пониженными процентами,государственные закупки.
Информация о государственной помощи формируетсянезависимо от вида предоставляемых ресурсов. Бухгалтерский учет государственнойпомощи должен обеспечить выполнение следующих задач:
– правильное оформление документов и принятие кучету разных видов государственной помощи, признанной в качестве таковой иполученной;
– достоверное отражение в учете в качестве доходаполученной государственной помощи и ее возврата;
– полное раскрытие информации о государственной помощив бухгалтерской отчетности.
Для целей бухгалтерского учета важной являетсяклассификации государственных средств на:
– бюджетные средства на финансирование капитальныхвложений (покупка, строительство, приобретение внеоборотных активов);
– бюджетные средства на финансирование текущихрасходов на систематической основе (на приобретениематериально-производственных запасов, оплату труда персонала организации и др.расходы аналогичного характера);
– на покрытие убытков (например, в ЖКХ, АПК);
– на оказание немедленной финансовой поддержки всвязи с чрезвычайной ситуацией.
Именно эта классификация государственной помощиопределяет порядок ее учета на счетах и признание в качестве дохода.
Вывод: Государственнаяпомощь может носить как денежный, так и неденежный характер. Но главная ее цельэто побуждать организации на определенные действия, выгодные государству.
1.2 Государственнаяпомощь в виде денежных средств
Государственнаяпомощи в виде денежных средств осуществляется выдачей субсидий, субвенций илибюджетных кредитов
Для целей бухгалтерскогоучета субсидии и субвенции подразделяются на:
— средства нафинансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством илиприобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.);
— средства нафинансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличныеот предназначенных на финансирование капитальных расходов.
С точки зрения учетаполучаемые организацией субсидии подразделяются на:
— субсидии, относящиеся кактивам, основное условие предоставления которых состоит в том, что получающаяих организация должна купить, построить или приобрести долгосрочные активы;
-субсидии, относящиеся кдоходу, в состав которых включаются государственные субсидии, не относящиеся к активам.
Условия и порядок признания(принятия) государственных субсидий заключается в том что, организацияпринимает субсидии и субвенции, включая ресурсы, отличные от денежных средств,к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:
— имеется уверенность,что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
— имеется уверенность,что указанные средства будут получены.
Если при предоставлениибюджетных кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполненииопределенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов,и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит этиусловия, указанные средства учитываются в порядке, предусмотренном для субсидийи субвенций.
Если организация фактическиполучила субсидии, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условияпредоставления этих средств, отсутствует, то в бухгалтерском учете отражаютсявозникновение целевого финансирования и поступление денежных средств,капитальных вложений и т.п. Эти суммы учитываются как целевое финансирование дополучения достаточных подтверждений того, что организация выполнитсоответствующие условия.
Государственные субсидии,в том числе неденежные субсидии по справедливой стоимости, не должны признаватьсядо тех пор, пока не будет существовать обоснованная уверенность, что:
— организация будетсоответствовать условиям, связанным с ними;
-субсидии будут получены.Условно-безвозвратный заём от государства учитывается как государственнаясубсидия, когда имеется обоснованная уверенность в том, что организацияудовлетворит условия, достаточные для невозвращения займа.
Субсидии, отвечающиеусловиям признания, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевогофинансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактическогополучения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличиваютсчета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Если субсидии признаютсяв бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то свозникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств,капитальных вложений и т.п.
Если существуетуверенность в получении субсидии, организация должна признавать ее получениевне зависимости от движения денежных средств.
Субсидии, предоставленныедля финансирования капитальных расходов, учитываются в качестве доходов будущихпериодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующимотнесением в состав прочих доходов в течение срока полезного использованияобъектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации. Есливнеоборотные активы не подлежат амортизации согласно действующим правилам,признание в качестве прочих доходов осуществляется в течение периода признаниярасходов, связанных с выполнением условий предоставления субсидий наприобретение внеоборотных активов.
Суммы, предоставленныедля финансирования текущих активов, предварительно учитываются в составедоходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учетуматериально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществлениядругих расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходыотчетного периода при отпуске материально-производственных запасов впроизводство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплатытруда и осуществления других расходов аналогичного характера.
Субсидии, предоставленныев установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией впредыдущие отчетные периоды, учитываются в составе прочих доходов.
Государственные субсидиидолжны признаваться в качестве дохода тех периодов, что и соответствующиерасходы, которые они должны компенсировать, на систематической основе.
Субсидия, котораяпредоставляется в качестве компенсации за уже понесенные расходы или убытки,или в целях оказания немедленной финансовой поддержки организации безкаких-либо будущих соответствующих затрат, признается как доход периода, вкотором она была назначена к получению.
ПБУ 13/2000 содержитболее детальные положения в отношении порядка признания субсидий в зависимостиот вида расходов, для финансирования которых они были предоставлены.
ПБУ 13/2000 такжерегулирует порядок списания сумм субсидий и субвенций со счета учета целевогофинансирования на счет учета доходов будущих периодов.
Предоставление субсидий исубвенций допускается (ст. 78 Бюджетного кодекса РФ):
• из федерального бюджета– в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программамии федеральными законами;
• из бюджетов субъектовРоссийской Федерации – в случаях, предусмотренных федеральными целевымипрограммами, федеральными законами, региональными целевыми программами изаконами субъектов Российской Федерации;
• из местных бюджетов – вслучаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральнымизаконами, региональными целевыми программами, законами субъектов РоссийскойФедерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Вывод: Основными формамигосударственной помощи в виде денежных средств являются субсидии, субвенции ибюджетный кредит.
1.3 Поддержкав виде ресурсов отличных от денежных средств и прочая государственная помощь
В случае предоставленияорганизации государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежныхсредств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), указанныересурсы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученныхили подлежащих получению активов. Стоимость активов, полученных или подлежащихполучению, определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимыхобстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичныхактивов.
Прочие формыгосударственной помощи в случае их существенности для характеристикифинансового положения и финансовых результатов деятельности организацииподлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке.
В случае значимостивыгод, получаемых в виде прочих форм государственной помощи, организацияраскрывает информацию о характере, степени и продолжительности оказываемойпомощи.
Оплата товаров (работ иуслуг), предоставленных коммерческой организацией для государственных нужд,согласно заключенному государственному контракту, является наиболеераспространенной формой получения бюджетных средств коммерческимиорганизациями.
Согласно пункту 1 статьи72 БК РФ государственный или муниципальный контракт представляет собой договор,заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления,бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени РоссийскойФедерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования сфизическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных илимуниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.
На основе государственныхконтрактов осуществляются все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше2000 МРОТ (статья 71 БК РФ). Закупки товаров, работ и услуг на меньшую суммумогут осуществляться как на основе государственных контрактов, так и на основедоговоров купли — продажи или поставки.
Согласно пункту 2 статьи72 БК РФ размещение государственных контрактов осуществляется на конкурснойоснове.
Заключение госконтрактовна основе конкурса отвечает целям эффективного и экономного расходованиябюджетных средств как основному принципу бюджетной системы Российской Федерации(статья 28 БК РФ). Проведение конкурсов является дополнительной гарантиейсоблюдения бюджетного законодательства и недопущения злоупотреблений.
Правом проведенияконкурса наделен государственный или муниципальный заказчик в лице органагосударственной власти или органа местного самоуправления. При этом порядокпроведения конкурса предусмотрен статьями 447 — 449 Гражданского кодексаРоссийской Федерации (далее ГК РФ) и Федеральным законом от 6 мая 1999 года№97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг для государственных нужд».
Требование статей 71 и 72БК РФ в части размещения государственных контрактов на конкурсной основе оченьчасто нарушается. Например, чтобы избежать проведения конкурсов, стороныпроизводят разделение одного договора на два и более. О разделении контрактов сцелью избежания проведения конкурса, свидетельствует их заключение в один деньна одноименный вид товара у одного и того же поставщика.
Такая сделка, которая несоответствует требованиям закона, является ничтожной на основании статьи 168 ГКРФ.
Порядок бухгалтерскогоучета бюджетных средств не зависит от вида ресурсов, предоставляемыхорганизации (денежные средства или активы, отличные от денежных средств).
При получении бюджетныхсредств в виде ресурсов, отличных от денежных средств, они приходуются на счетабухгалтерского учета по рыночной цене.
Пример
Организации в счетцелевого бюджетного финансирования в марте переданы ГСМ на сумму 20 000 руб.Полученные ГСМ были израсходованы в марте – апреле: в марте на сумму 5000 руб.,в апреле – 15 000 руб.
В бухгалтерском учетеорганизации это отражается следующими проводками.
Март:
Д-т счета 10 – К-т счета86 – 20 000 руб. – отражено поступление ГСМ в счет целевого финансирования;
Д-т счета 86 – К-т счета98 – 20 000 руб. – стоимость поступивших ГСМ признана в составе доходов будущихпериодов;
Д-т счета 20 – К-т счета10 – 5000 руб. – отражена стоимость израсходованных ГСМ;
Д-т счета 98 – К-т счета91 – 5000 руб. – признан внереализационный доход в размере, равном стоимостиизрасходованных ГСМ.
Апрель:
Д-т счета 20 – К-т счета10 – 15 000 руб. – отражена стоимость израсходованных ГСМ;
Д-т счета 98 – К-т счета91 – 15 000 руб. – признан внереализационный доход в размере, равном стоимостиизрасходованных ГСМ.
2. Бухгалтерскийучет государственной помощи
2.1 Учетбюджетных средств на капитальное строительство
К средствам нафинансирование капитальных расходов относятся бюджетные средства, выделенные напокупку, строительство или приобретение иным путем внеоборотных активов(основных средств и нематериальных активов).
Суммы бюджетных средствна финансирование капитальных расходов списываются на финансовые результаты напротяжении всего срока полезного использования внеоборотных активов,приобретенных за счет этих средств. При этом первоначально бюджетные средства,списанные со счета 86, отражаются на счете 98 «Доходы будущих периодов».
При вводе объектоввнеоборотных активов в эксплуатацию в учете делается проводка:
Д-т счета 86 – К-т счета98 – отражена сумма признанных расходов за счет средств бюджетногофинансирования.
После ввода объекта вэксплуатацию по нему в общеустановленном порядке начинает начислятьсяамортизация. По мере начисления амортизации в бухгалтерском учете делаютсяпроводки:
Д-т счета 20 (26, другиесчета) –
К-т счета 02 (05) –начислены амортизационные отчисления;
Д-т счета 98 – К-т счета91 – признан внереализационный доход в размере, равном сумме начисленнойамортизации.
Пример
Организация в январеполучила целевые бюджетные средства на закупку производственного оборудования всумме 2 000 000 руб.
В январе же организацияоплатила счет поставщика оборудования на сумму 800 000 руб. (без НДС).Оборудование поступило в организацию и было передано в монтаж. Расходы помонтажу оборудования составили 60 000 руб. (без НДС).
В марте после окончаниямонтажных работ оборудование было введено в эксплуатацию. Первоначальнаястоимость оборудования – 860 000 руб. Срок полезного использования – 10 лет.Амортизация начисляется линейным способом. Норма амортизации – 10% в год.
В бухгалтерском учетеорганизации должны быть сделаны следующие проводки.
Январь:
Д-т счета 51 – К-т счета86 – 2 000 000 руб. – на расчетный счет организации поступили бюджетныесредства.
Д-т счета 60 – К-т счета51 – 800 000 руб. – стоимость оборудования оплачена поставщику;
Д-т счета 07 – К-т счета60 – 800 000 руб. – отражено поступление приобретенного оборудования ворганизацию;
Д-т счета 08 – К-т счета07 – 800 000 руб. – отражена передача оборудования в монтаж;
Д-т счета 60 – К-т счета51 – 60 000 руб. – оплачены работы по монтажу оборудования.
Март:
Д-т счета 08 – К-т счета60 – 60 000 руб. – отражена стоимость выполненных работ на основании актасдачи-приемки работ по монтажу оборудования;
Д-т счета 01 – К-т счета08 – 860 000 руб. – смонтированное оборудование принято к учету в составеосновных средств организации;
Д-т счета 86 – К-т счета98 – 860 000 руб. – отражено использование бюджетных средств.
Начиная с апреля ежемесячно:
Д-т счета 20 – К-т счета02 – 7166,67 руб. – начислена амортизация по оборудованию (860 000 руб. х 0,1:12 мес. = 7166,67 руб.);
Д-т счета 98 – К-т счета91 – 7166,67 руб. – признан внереализационный доход в сумме, равной сумменачисленной амортизации.
Если объект основныхсредств, приобретенный за счет средств целевого бюджетного финансирования,выбывает из организации до истечения срока полезного использования, сумма, несписанная к этому времени со счета 98, переносится в полном объеме в кредит счета91.
Пример
В условиях примера 1предположим, что через два года оборудование было продано за 600 000 руб. (безучета НДС).
Сумма амортизации,начисленная за два года эксплуатации оборудования, – 172 000 руб. Остаточнаястоимость оборудования к моменту продажи – 688 000 руб.
В бухгалтерском учетеорганизации при продаже оборудования должны быть сделаны проводки:
Д-т счета 02 – К-т счета01 – 172 000 руб. – списана сумма начисленной амортизации;
Д-т счета 91 – К-т счета01 – 688 000 руб. – списана остаточная стоимость проданного оборудования;
Д-т счета 62 – К-т счета91 – 600 000 руб. – отражена выручка от реализации оборудования;
Д-т счета 98 – К-т счета91 – 688 000 руб. – признан внереализационный доход в размере, равномостаточной стоимости проданного оборудования.
В пункте 17 ПБУ 6/01перечислены объекты основных средств, по которым амортизация в бухгалтерскомучете не начисляется. К таким объектам относятся объекты жилищного фонда,объекты внешнего благоустройства, земельные участки и прочие объекты.
Что делать организации,если она получила целевые бюджетные средства на приобретение основных средств,не подлежащих амортизации? Как в этом случае производить списание средствбюджетного финансирования?
В пункте 9 ПБУ 13/2000указано, что списание бюджетных средств в такой ситуации производится в течениепериода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставлениябюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащихамортизации.
Эту формулировку трудноназвать предельно ясной.
Видимо, имеется в видуто, что в каждой ситуации организации необходимо ориентироваться на конкретныеусловия предоставления бюджетных средств.
Например, организациипредоставлены бюджетные средства на приобретение земельного участка с цельюстроительства на нем здания детской спортивной школы. В этом случае условияпредоставления бюджетных средств будут выполнены в момент окончаниястроительства школы. Поэтому, учитывая требования п. 9 ПБУ 13/2000, списаниебюджетных средств, израсходованных на приобретение земельного участка, нужнопроизводить в течение периода строительства школы.
Если бухгалтерзатрудняется с определением периода признания расходов, на наш взгляд,бюджетные средства нужно признавать в составе внереализационных доходов вполном объеме в момент ввода основных средств в эксплуатацию.
2.2 Учетбюджетных средств на текущие цели
К средствам нафинансирование текущих расходов относятся все бюджетные средства, отличные отпредназначенных на финансирование капитальных расходов.
То есть если бюджетныесредства предназначены не на приобретение внеобротных активов, а на какие-тоиные цели, то эти средства признаются полученными на финансирование текущихрасходов.
Порядок списаниябюджетных средств зависит от того, на какие цели выделены эти средства и какиеусловия должны быть выполнены организацией – получателем бюджетных средств.
Если бюджетные средствапоступили на финансирование расходов по приобретению товарно-материальныхценностей, то в бухгалтерском учете списание бюджетного финансированияосуществляется следующим образом.
В момент принятияприобретенных ценностей к бухгалтерскому учету целевое финансированиепризнается в качестве доходов будущих периодов:
Д-т счета 86 – К-т счета98 – проводка делается на стоимость приобретенных материалов.
В момент списанияприобретенных ценностей в производство сумма, отраженная в составе доходовбудущих периодов, переносится в кредит счета 91.
Пример
Организация в маеполучила из бюджета 20 000 руб. на закупку ГСМ для перевозки детей в детскийоздоровительный лагерь.
В июне были закуплены ГСМна сумму 10 000 руб. На перевозку детей в детский лагерь в июне былоизрасходовано ГСМ на сумму 8000 руб.
В бухгалтерском учетеорганизации должны быть сделаны проводки.
Май:
Д-т счета 51 – К-т счета86 – 20 000 руб. – поступили целевые бюджетные средства.
Июнь:
Д-т счета 10 – К-т счета60 – 10 000 руб. – оприходованы закупленные ГСМ;
Д-т счета 86 – К-т счета98 – 10 000 руб. – отражено использование средств бюджетного финансирования;
Д-т счета 20 (23, другие счета)–
К-т счета 10 – 8000 руб.– израсходованные ГСМ списаны на себестоимость перевозки;
Д-т счета 98 – К-т счета91 – 8000 руб. – признан внереализационный доход в размере, равном стоимостииспользованных ГСМ.
Если бюджетные средствапоступили на финансирование расходов на оплату труда, то в момент начисленияоплаты труда на эту сумму в учете одновременно делаются две проводки:
Д-т счета 86 – К-т счета98;
Д-т счета 98 – К-т счета91.
Если из бюджетавыделяются средства на финансирование расходов, произведенных в предыдущиеотчетные периоды, то они отражаются без использования счета 86. В этом случае вучете делаются проводки:
Д-т счета 76 – К-т счета91 – задолженность по бюджетным средствам отражена в составе внереализационныхдоходов;
Д-т счета 51 – К-т счета76 – отражено фактическое поступление бюджетных средств.
Пример
В течение I кварталаорганизация самостоятельно закупила и израсходовала ГСМ на сумму 20 000 руб. ВоII квартале принято решение о выделении средств из местного бюджета на покрытиерасходов организации на приобретение ГСМ в сумме 20 000 руб. Денежные средстваиз бюджета поступили на счет организации во II квартале.
В бухгалтерском учетеорганизации должны быть сделаны следующие проводки.
I квартал:
Д-т счета 10 – К-т счета60 – 20 000 руб. – оприходованы закупленные ГСМ;
Д-т счета 20 – К-т счета10 – 20 000 руб. – списана стоимость израсходованных ГСМ.
II квартал:
Д-т счета 76 – К-т счета91 – 20 000 руб. – отражена задолженность по бюджетным средствам;
Д-т счета 51 – К-т счета76 – 20 000 руб. – бюджетные средства поступили на расчетный счет организации.
При применении ПБУ13/2000 важно правильно квалифицировать поступающие организации бюджетныесредства.
Очень часто бухгалтерыотражают в составе целевых бюджетных средств любые средства, поступающие избюджета. Одна из самых распространенных ошибок на практике – когда бухгалтеручитывает в составе целевых средств, поступающие из бюджета средства в оплатупродукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) организацией.
А ведь такие бюджетныесредства государственной помощью не являются, и нормы ПБУ 13/2000 на них нераспространяются.
Фактически организация вэтом случае получает плату за реализованные ею товары (работы, услуги). Приэтом поступающие средства являются для нее не чем иным, как выручкой отреализации. И тот факт, что эти средства являются бюджетными, по сути ничего неменяет. Поступающие средства должны отражаться в бухгалтерском учете поправилам, предусмотренным ПБУ 9/99.
Например, НИИ выполняетнаучно-исследовательские работы по договору, финансируемому из бюджета.Поступающие на расчетный счет НИИ бюджетные средства должны отражаться в учетена счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Для НИИ эти средстваявляются доходами от обычных видов деятельности (выручкой от реализации).Признание полученных средств в составе доходов на счете 90 «Продажи»осуществляется в порядке, предусмотренном ПБУ 9/99.
Не распространяются нормыПБУ 13/2000 и на случаи получения бюджетных средств на компенсацию тарифов наэлектрическую энергию, на суммы льгот, предоставляемых отдельным категориямнаселения по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства, услуг связи, попроезду в городском транспорте и метрополитене, на оплату медицинских услуг ит.д. Во всех этих случаях полученные средства отражаются организациями всоответствии с требованиями ПБУ 9/99.
Пример
Организация предоставляеткоммунальные услуги населению. Тариф за услуги – 20 руб. Льготным категориямнаселения предоставляется скидка в размере 50% от тарифа, компенсируемая засчет средств бюджета.
В бухгалтерском учетеорганизации должны быть сделаны следующие проводки:
Д-т счета 62 – К-т счета90 – 10 руб. – отражена стоимость оказанных услуг в части, оплачиваемойнаселением;
Д-т счета 76 – К-т счета90 – 10 руб. – отражена стоимость оказанных услуг в части, компенсируемой засчет средств бюджета;
Д-т счета 51 – К-т счета76 – 10 руб. – поступили бюджетные средства на компенсацию суммы льгот,предоставленных отдельным категориям населения.
В пунктах 13 и 14 ПБУ13/2000 определены правила учета операций по возврату бюджетных средств.
Случаи возвратаполученных бюджетных средств могут иметь место, если организация допустила ихнецелевое использование либо вообще не использовала их в установленные сроки(ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).
Если организациявозвращает бюджетные средства, полученные в текущем году, то в бухгалтерскомучете производятся исправительные записи.
Пример
Организация в мартеполучила целевые бюджетные средства на финансирование расходов по оплате трудаработников, занятых уборкой территории городского парка, в сумме 100 000 руб.Срок проведения работ – март – апрель текущего года.
В бухгалтерском учетеорганизации были сделаны проводки:
Д-т счета 51 – К-т счета86 – 100 000 руб. – поступили бюджетные средства;
Д-т счета 20 – К-т счета70 – 100 000 руб. – начислена заработная плата работникам;
Д-т счета 86 – К-т счета98 – 100 000 руб. – отражено использование бюджетных средств;
Д-т счета 98 – К-т счета91 – 100 000 руб. – бюджетные средства признаны в составе внереализационныхдоходов.
В сентябре при проверкеорганизации выяснилось, что часть бюджетных средств в сумме 20 000 руб. былаизрасходована на оплату труда работников аппарата управления. Эти средства былипризнаны израсходованными не по целевому назначению. Организация в сентябревозвратила 20 000 руб. в бюджет.
В бухгалтерском учетеорганизации должны быть сделаны следующие проводки:
Д-т счета 98 – К-т счета91 – 20 000 руб. – сторно на сумму средств, подлежащих возврату;
Д-т счета 86 – К-т счета98 – 20 000 руб. – сторно на сумму средств, подлежащую возврату;
Д-т счета 86 – К-т счета51 – 20 000 руб. – отражен возврат бюджетных средств.
При возврате бюджетныхсредств, полученных в прошлые годы, порядок бухгалтерского учета зависит оттого, на финансирование каких расходов выделялись эти средства: капитальных илитекущих.
При возврате средств,предоставленных на финансирование капитальных вложений, в учете делаютсяследующие проводки:
Д-т счета 86 – К-т счета76 – отражена задолженность по возврату бюджетных средств;
Д-т счета 91 – К-т счета86 – уменьшены финансовые результаты на сумму начисленной амортизации;
Д-т счета 98 – К-т счета86 – восстановлена несписанная сумма доходов будущих периодов.
Пример
В условиях предыдущегопримера предположим, что через год после ввода в эксплуатацию приобретенногооборудования организацию обязали вернуть бюджетные средства в сумме 860 000руб. как израсходованные не по целевому назначению.
К моменту возврата сумманачисленной по оборудованию амортизации составила 86 000 руб.
В бухгалтерском учетеорганизации в момент принятия решения о возврате бюджетных средств должны бытьсделаны следующие проводки:
Д-т счета 86 – К-т счета76 – 860 000 руб. – отражена задолженность по возврату бюджетных средств;
Д-т счета 91 – К-т счета86 – 86 000 руб. – уменьшены финансовые результаты на сумму начисленнойамортизации;
Д-т счета 98 – К-т счета86 – 774 000 руб. – восстановлена несписанная сумма доходов будущих периодов(860 000 – 86 000).
При возврате бюджетныхсредств, выделенных на финансирование текущих расходов, в учете делаютсяпроводки:
Д-т счета 86 – К-т счета76 – отражена задолженность в сумме, подлежащей возврату;
Д-т счета 91 – К-т счета86 – разница между суммой, подлежащей возврату, и остатком бюджетных средств насчете 86.
Пример
В условиях примера 6предположим, что проверка организации была произведена в следующем году. Припроверке было выявлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 20 000руб. Эти средства подлежат возврату.
В бухгалтерском учетеорганизации по результатам проверки делаются проводки:
Д-т счета 86 – К-т счета76 – 20 000 руб. – отражена задолженность по возврату бюджетных средств;
Д-т счета 91 – К-т счета86 – 20 000 руб. – отражена сумма средств, использованных не по назначению иподлежащих возврату;
Д-т счета 76 – К-т счета51 – 20 000 руб. – денежные средства перечислены в бюджет.
2.3 Учетбюджетных кредитов
Бюджетный кредит — формафинансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставлениесредств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмезднойосновах.
1. Бюджетный кредит можетбыть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации,муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора,заключенного в соответствии с гражданским законодательством РоссийскойФедерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом и иныминормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации,на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотренысоответствующими законами (решениями) о бюджете.
Бюджетный кредит можетбыть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальномуобразованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженностипо денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовымобразованием), а для юридических лиц — также по обязательным платежам вбюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризацииобязательств (задолженности).
К правоотношениям сторон,вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяетсягражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотренонастоящим Кодексом.
Бюджетные кредитыюридическим лицам, в том числе иностранным юридическим лицам, могутпредоставляться только за счет средств целевых иностранных кредитов(заимствований), в случае реструктуризации обязательств (задолженности)юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам, а также в случаях,установленных главой 15 настоящего Кодекса.
Особенностипредоставления Российской Федерацией юридическим лицам бюджетных кредитов засчет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) устанавливаютсястатьей 93.5 настоящего Кодекса.
Особенностипредоставления Российской Федерацией бюджетных кредитов иностраннымгосударствам, иностранным юридическим лицам устанавливаются главой 15настоящего Кодекса.
2. Бюджетный кредитпредоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено настоящимКодексом или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности.
При утверждении бюджетаустанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит,условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования дляих предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий запределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам)бюджетных кредитов.
Заемщики обязаны вернутьбюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки,установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.
3. Бюджетный кредит можетбыть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспеченияисполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплатепроцентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором(соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является РоссийскаяФедерация или субъект Российской Федерации.
Способами обеспеченияисполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возвратубюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных закономи (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства,государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательствдолжно иметь высокую степень ликвидности.
Не допускается принятие вкачестве обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципальногообразования государственных или муниципальных гарантий публично-правовыхобразований, поручительств и гарантий юридических лиц, имеющих просроченнуюзадолженность по обязательным платежам или по денежным обязательствам передсоответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а такжепоручительств и гарантий юридических лиц, величина чистых активов которыхменьше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого кредита.
Оценка имущества,предоставляемого в залог, осуществляется в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
Оценка надежности(ликвидности) банковской гарантии, поручительства осуществляется соответственноМинистерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъектаРоссийской Федерации, финансовым органом муниципального образования вустановленном ими порядке.
При неспособностизаемщика (юридического лица, муниципального образования) обеспечить исполнениеобязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей,предусмотренных соответствующим договором (соглашением), способами, предусмотренныминастоящим пунктом, бюджетный кредит не предоставляется.
В случаях, установленныхбюджетным законодательством Российской Федерации, бюджетный кредит может бытьпредоставлен муниципальному образованию без предоставления им обеспеченияисполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплатепроцентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором(соглашением).
4. Уполномоченные всоответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами ПрезидентаРоссийской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актамисубъектов Российской Федерации, нормативными актами муниципальных образованийорганы государственной власти, органы местного самоуправления представляютсоответственно Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации,муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита, атакже в правоотношениях, возникающих в связи с его заключением.
5. Обязательным условиемпредоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведениепредварительной проверки финансового состояния юридического лица — получателябюджетного кредита, его гаранта или поручителя органами, указанными в пункте 4настоящей статьи, или, по их поручению, уполномоченным лицом (далее — уполномоченное лицо).
6. До полного исполненияобязательств по бюджетному кредиту органы, указанные в пункте 4 настоящейстатьи, или по их поручению уполномоченные лица ведут учет основных иобеспечительных обязательств, а также в соответствии с условиями заключенныхдоговоров (соглашений) осуществляют проверку финансового состояния заемщиков,гарантов, поручителей, достаточности суммы предоставленного обеспечения.
Проверка целевогоиспользования бюджетного кредита осуществляется органами государственной властии местного самоуправления, обладающими соответствующими полномочиями.
При выявлениинедостаточности имеющегося обеспечения исполнения обязательств илисущественного ухудшения финансового состояния гаранта или поручителяобеспечение исполнения обязательств заемщика подлежит полной или частичнойзамене в целях приведения его в соответствие установленным требованиям. Принеспособности заемщика представить иное или дополнительное обеспечениеисполнения своих обязательств, а также в случае нецелевого использованиясредств бюджетного кредита он подлежит досрочному возврату.
7. При невыполнениизаемщиком, гарантом или поручителем своих обязательств по возврату бюджетногокредита, уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных заключенным сним договором, органы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, или по ихпоручению уполномоченное лицо принимают меры по принудительному взысканию сзаемщика, гаранта или поручителя просроченной задолженности, в том числе пообращению взыскания на предмет залога.
8. Заемщики, гаранты,поручители и залогодатели обязаны предоставлять информацию и документы,запрашиваемые уполномоченными органами (лицами) в целях реализации ими своихфункций и полномочий, установленных настоящим Кодексом и иными правовымиактами.
9. Если иное неустановлено договором, обязанность по возврату бюджетных кредитов, а также повнесению платы за пользование ими считается исполненной с момента совершенияЦентральным банком Российской Федерации операции по зачислению (учету) денежныхсредств на счет, указанный в пункте 1 статьи 40 настоящего Кодекса.
10. Под реструктуризациейобязательств (задолженности) по бюджетному кредиту понимается основанное насоглашении предоставление отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, а такжепрекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательствоммежду теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения.
Условия реструктуризацииобязательств (задолженности) по бюджетному кредиту устанавливаютсясоответствующими законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии сними актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрациимуниципального образования соответственно, которыми также определяется порядокпроведения реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту.
11. В порядке и случаях,предусмотренных законодательством Российской Федерации о судопроизводстве, обисполнительном производстве и о несостоятельности (банкротстве), финансовыеорганы вправе принимать решения о заключении мировых соглашений, устанавливаяусловия урегулирования задолженности должников по денежным обязательствам передсоответствующим публично-правовым образованием способами, предусмотреннымизаконом (решением) о бюджете.
Нормы ПБУ 13/2000регулируют порядок бухгалтерского учета полученных средств из бюджета средствна возвратной основе в форме бюджетного кредита (п.4 ПБУ 13/2000).
Однако в этом в п.16 ПБУ13/2000 указано, что «бюджетные кредиты, предоставленные организации,отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемныхсредств». Иными словами, к учету средств бюджетных кредитов применимынормы ПБУ 15/01.
Пример.
Предприятием получен отадминистрации области инвестиционный кредит на срок 18 месяцев под 1/3 учетнойставки ЦБ РФ. Полученные суммы в соответствии с п.16 ПБУ 13/2000 отражаются вучете в порядке, принятом для учета заемных средств. Таким образом, в учетепредприятия получение инвестиционного кредита отражается проводкой:
Дебет 51 Кредит 67
Операции, связанные сполучением, использованием и возвратом бюджетных кредитов, отражаются вбухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.
Организация, получившаябюджетный кредит, должна отражать его на счете 66 (67) по правилам,установленным ПБУ 15/01 «Учет займов, кредитов и затрат по их обслуживанию».
Возможна ситуация, когдапри предоставлении бюджетного кредита, оговариваются условия, при выполнениикоторых организация освобождается от обязанности возвращать полученные ресурсы.
Если на момент получениябюджетного кредита вероятность выполнения этих условий велика, полученныесредства отражаются в учете в порядке, изложенном выше для бюджетных средств.
Если впоследствииусловия, позволяющие не возвращать кредит, выполнены не будут, то возвратполученных средств придется отразить в порядке, предусмотренном для возвратабюджетных средств.
Бюджетные кредитыпредоставляются организациям в соответствии со статьями 76 и 77 Бюджетногокодекса РФ на условиях возмездности и возвратности.
Организациям, неявляющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями,бюджетные кредиты предоставляются на договорной основе только при условиипредоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства повозврату кредита.
Государственным имуниципальным унитарным предприятиям бюджетные кредиты предоставляются наусловиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующимибюджетами.
Кредиты, предоставляемыеза счет средств бюджетов юридическим лицам, можно разделить на два вида взависимости от организационно-правовой формы юридического лица:
бюджетный кредит,предоставляемый юридическим лицам, не являющимся государственными илимуниципальными унитарными предприятиями (статья 76 БК РФ);
кредиты, предоставляемыегосударственным и муниципальным унитарным предприятиям (статья 77 БК РФ).
Согласно статье 76 БК РФбюджетные кредиты юридическим лицам, не являющимся государственными илимуниципальными унитарными предприятиями, могут предоставляться с соблюдениемследующих требований:
· бюджетный кредитпредоставляется на основании гражданско-правового договора (статьи 819 — 821 ГКРФ);
· бюджетный кредитпредоставляется на условиях возмездности и возвратности;
· бюджетный кредитвыдается только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнениясвоего обязательства по возврату этого кредита, причем способами обеспеченияисполнения обязательства могут быть только банковские гарантии, поручительства,залог имущества, в том числе акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметьвысокую степень ликвидности;
· обязательным условиемпредоставления бюджетного кредита является проведение финансовым органомпредварительной проверки финансового состояния получателя указанного кредита;
· бюджетный кредитпредоставляется только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченнойзадолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратнойоснове;
· бюджетные кредиты предоставляютсяна определенные цели, ограниченному кругу субъектов, в пределах установленныхлимитов — все эти условия определяются законом о бюджете на очереднойфинансовый год. Согласно статье 77 БК РФ бюджетные кредиты государственным имуниципальным унитарным предприятиям предоставляются в соответствии соследующими положениями:
Бюджетные кредиты(процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальнымунитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотренысоответствующими бюджетами. Получатели бюджетного кредита обязаны вернутьбюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки.
Получатели бюджетногокредита обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетногокредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующихзаконодательных (представительных) органов.
Органы, исполняющиебюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставленныхбюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов.
Итак, закон прямоуказывает, что предоставление бюджетного кредита регулируется нормамигражданского законодательства. Средства в данном случае опять перечисляются насчет юридического или физического лица, а характер их использованияопределяется в договорном порядке.
Предоставление кредитаможет осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Вэтом случае расходы на предоставление кредита должны быть предусмотрены вбюджете субъекта Российской Федерации.
В соответствии с законодательствомбюджетное кредитование осуществляется при условии взимания процентов запользование бюджетными средствами исходя из ставки рефинансированияЦентрального банка Российской Федерации, действующей на момент предоставлениякредита, но не менее одной четвертой этой ставки, за исключением случаевбеспроцентного кредитования, предусмотренных Бюджетным кодексом РоссийскойФедерации.
При нарушении сроковвозврата бюджетных кредитов взимаются пени в размере одной трехсотойдействующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации закаждый день просрочки.
Законодательствомпредусмотрена ответственность в отношении субъектов — получателей бюджетныхкредитов. Статьями 289, 290 и 291 БК РФ установлены меры принуждения,применяемые к нарушителям бюджетного законодательства, за нецелевоеиспользование бюджетных средств, за невозврат либо несвоевременный возвратбюджетных средств, полученных на возвратной основе, а также в случаенеперечисления либо несвоевременного перечисления процентов за пользованиебюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе. В статье 15.14Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАПРФ) предусмотрен административный штраф за нецелевое использование бюджетныхсредств (статья 289 БК РФ).
Статьей 69 Федеральногозакона от 23 декабря 2003 года №186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год»(далее Закон о бюджете на 2004 год) установлено, что использование не поцелевому назначению бюджетных кредитов, выданных российским юридическим лицам,влечет наложение штрафа в размере двойной ставки рефинансирования (учетнойставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на периодиспользования указанных средств не по целевому назначению.
Периодом нецелевогоиспользования средств бюджетного кредита признается срок с даты отвлечениясредств на цели, не предусмотренные условиями предоставления бюджетногокредита, до момента их возврата в федеральный бюджет или направления дляиспользования по целевому назначению.
Взыскание указанногоштрафа за нецелевое использование средств федерального бюджета осуществляетсяагентами Правительства Российской Федерации, а также органами федеральногоказначейства на основании предписаний контрольных органов.
БК РФ предусматриваетответственность в статье 290 за невозврат либо несвоевременный возвратбюджетных средств, полученных на возвратной основе. Совершение данногоправонарушения влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетныхсредств в соответствии с КоАП РФ, а также изъятие в бесспорном порядкебюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) запользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возвратбюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере однойтрехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый деньпросрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе,влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи изсоответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек поуплате платежей в соответствующий бюджет.
Совершение должностнымилицами данного правонарушения влечет наложение штрафов в соответствии состатьей 15.15 КоАП РФ, однако данная статья устанавливает ответственностьтолько за нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратнойоснове. Должностное лицо получателя бюджетных средств, виновное в нарушениисрока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, подвергаетсяналожению штрафа в размере от сорока до пятидесяти МРОТ, юридическое лицо — отчетырехсот до одной тысячи МРОТ.
Не перечисление либонесвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетнымисредствами, предоставленными на возмездной основе (статья 291 БК РФ), влечет засобой наложение административных штрафов на руководителей организаций — получателей средств, а также изъятие в бесспорном порядке процентов (платы) запользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взысканиепени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными бюджетнымисредствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования БанкаРоссии за каждый день просрочки. Статья 291 БК РФ в целом соответствует статье15.16 КоАП РФ «Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетнымисредствами», которая устанавливает административную ответственность в видештрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от 40 до 50, а на юридическихлиц — от 400 до 1000 МРОТ.
Операции, связанные сполучением, использованием и возвратом бюджетных кредитов, отражаются вбухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.
Организация, получившаябюджетный кредит, должна отражать его на счете 66 (67) по правилам,установленным ПБУ 15/01 «Учет займов, кредитов и затрат по их обслуживанию».
Возможна ситуация, когдапри предоставлении бюджетного кредита, оговариваются условия, при выполнениикоторых организация освобождается от обязанности возвращать полученные ресурсы.
Если на момент получениябюджетного кредита вероятность выполнения этих условий велика, полученныесредства отражаются в учете в порядке, изложенном выше для бюджетных средств.
Если впоследствииусловия, позволяющие не возвращать кредит, выполнены не будут, то возвратполученных средств придется отразить в порядке, предусмотренном для возвратабюджетных средств (см. выше).
Раскрытие информации вбухгалтерской отчетности
В Бухгалтерском балансе(форма № 1) остаток средств по счету учета средств целевого финансирования(счет 86) в части предоставленных организации бюджетных средств отражается постатье «Доходы будущих периодов» (строка 640) либо обособленно в разделе«Краткосрочные обязательства».
В Приложении кБухгалтерскому балансу (форма № 5) предусмотрен специальный раздел«Государственная помощь», в котором отражается информация о полученных вотчетном году бюджетных средствах и бюджетных кредита
Заключение
Государственная помощьнеобходима предприятиям особенно в сегодняшних условиях мирового финансовогокризиса.
В России механизмыподдержки предпринимателей не достаточно развиты и требуют серьезной доработки,адаптации к проблемам предпринимательства и современным условиям. Несмотря нато, что законодательными актами обозначены формы и модели помощипредпринимателей, на практике они применяются с трудом и единично.
Государственная системаподдержки и привлечения предпринимательства, существующая сегодня в Россиитребует проверки на эффективность. Главным направлением политики государствадолжен стать курс на реальное решение проблем, для этого необходимоиспользование отлаженных механизмов льготного и беспроцентного кредитования,механизмов предоставления информации о правовых гарантиях предпринимательству,о системе и принципах налогообложения, о государственном заказе, о правилах ипринципах участия в нем. Для построения эффективной системы поддержкипредпринимательства привлечение его в решение социальных проблем необходимоосуществление взаимодействия и партнерства государственных структур спредпринимателями и общественными организациями, разработка методики, котораяпозволила бы определить основной потенциал предпринимательства в России,выявить потребности и возможности предпринимателей, их основные интересы.
Необходимой являетсячеткая зависимость между уровнем датирования и результативностью использованиягосударственных ресурсов, которая проявляется в возрастании продуктивности,снижении себестоимости, расширении рынков сбыта, росте конкурентоспособностиотдельных производств. Без создания особой системы управления предприятиями, которыеиспользуют бюджетные ресурсы, системы заинтересованности и ответственностируководителей всех рангов проблему растущей необходимости в датировании впромышленности не решить. Взвешенность решений, которые принимаются,оптимальность используемых инструментов становятся важными предпосылками длядостижения высокой конкурентоспособности государства. Не следует забывать, чтопроблема датирования – это не только экономическая, но и политическая проблема,которая требует сильной воли, реального социального партнерства, способностинести ответственность за последующее развитие государства общества.
Списокиспользованных источников
1. Бюджетный кодекс РФ ст. 78.М.: КНОРУС — 2010, 345с.
2. Гражданский кодекс РФ. Ст. 447 — 449 «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных нужд». М.: КНОРУС -2010, 310с.
3. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет.М.: ЮНИТИ 2007 – 345с.
4. Положение по бухгалтерскому учету13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина РФ № 92н от16.10.2000.
5. Бакаев А.С. Комментарии к новомуплану счетов бухгалтерского учета. М.: «ИПБ-БИНФА», 2007.- 298с.
6. Безруких П.С “Бухгалтерский учет”. Под редакцией Безруких П.С; Царев Г.Н.Москва: 2006 г.
7. Вещунова Н.Л.,Фомина Л.Ф. «Бухгалтерский учет на предприятиях различных формсобственности» — М.: «МАГИС», 2006.
8. Глушков И.Е. “Бухгалтерский учет на современном предприятии”,Новосибирск: изд. «ФОРУМ» 2006г. 463с.
9. Карпова Т.П.Основы управленческого учета. М.: «ИНФРА-М», 2006. 256с.
10. Касьянова Г.Ю.,Котко Е.А. «Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете» — М.:Издательско-консультационная компания «Статус-Кво», 2007 г.с. 134
11. Козлова Е.П. идр. Бухгалтерский учет, финансы и статистика, М.: изд. Инфра 2008; стр 302
12. Кондраков, Н.П.Бухгалтерский учет: учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,2007. — 717 с.
13. Лотырев А.Н.«Финансовая помощь в поддержку предприятий» журнал- Экономист, №5- 2009.
14. Скориков А.П. Бухгалтерскийучет на производственном предприятии, Мн.: Высшая школа 2007 г., 430 с.
15. Солодухина М.И.«Субсидии и бюджетный кредит» «Журнал российского права», N 10,октябрь 2009 г. 132с.
16. Стражева Н.С.,Стражев А.В. Бухгалтерский учёт: Учеб.-методическое пособие, Под ред. Стражева,А.В. Стражев. — 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Книжный Дом, 2008. — 432 с.
17. Финансы ибухгалтерский учёт: учебник для студентов вузов / под ред. Е.Н. Солохудина М.:Финансы и статистика, 2007.– с. 457
18. Цыпин И.С.Совершенствование экономической работы предприятий в условиях рынка / Налоговыйвестник, 2008г. №8 с. 127
19. Шевелёв А.Е.,Е.В. Шевелёва «Бухгалтерский финансовый учёт» С-Петербург: «Консультант» -2007657с.
20. Шевелева Е.В.Учет государственной помощи» Ж-л. «Бухгалтерский учет», № 19 2009 г.с.60
21. Интернет:www.klerk.ru – все о бухгалтерском учете, менеджменте, налоговом праве, банках,1С и программах автоматизации.