Учет и аудит расчетов с поставщиками и покупателями и анализ дебиторской и кредиторской задолжен

–PAGE_BREAK–По кредиту счета
1. Оприходованы материальные ценности.

Дебет счёта 07 «Оборудование к установке».

Дебет счёта 10 «Материалы».

Дебет счёта 41 «Товары».

Кредит счёта 60.

2. Начисление к уплате стоимости выполняемых работ и услуг.

Дебет счёта 20 «Основное производство».

Дебет счёта 23 «Вспомогательные производства».

Дебет счёта 25 «Общепроизводственные расходы».

Дебет счёта 26 «Общехозяйственные расходы».

Дебет счёта 28 «Брак в производстве».

Дебет счёта 29 «Обслуживание производства и хозяйства».

Дебет счёта 44 «Расходы на продажу».

Кредит счёта 60.

3. Возврат излишне перечисленных сумм.

Дебет счёта 51 «Расчётный счёт».

Дебет счёта 52 «Валютный счёт».

Кредит счёта 60.

4. Отражение задолженности по расчётам между поставщиком (подрядчиком) и покупателем (заказчиком), когда предприятие является и тем и другим.

Дебет счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».

Кредит счёта 60.

5.Предъявление претензий поставщикам, по выявленной при проверке их счетов, разнице.

Дебет счёта 76/2 «Расчёты по претензиям».

Кредит счёта 60.

НДС по счетам поставщиков.

Дебет счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам».

6.Принятые к оплате счета поставщиков и подрядчиков за поставленные ими материальные ценности и услуги для дочерних предприятий и внутренних подразделений, имеющих отдельные балансы.

Дебет счёта 78 «Расчёты с дочерними предприятиями.

Дебет счёта 79 «Внутрихозяйственные расчёты».

Кредит счёта 60.

7. Отражение убытков от списания дебиторской задолженности  просроченными сроками исковой давности, начисление штрафов, неустоек и других санкций, присуждённых судом или признанных предприятием к уплате.

Дебет счёта 91/2 «Прочие доходы и расходы».

Кредит счёта 60,76

 

По дебету счёта.

1. Списание возвращённых поставщику ранее оприходованных на склад материальных ценностей при обнаружении дефектов.

Дебет счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит счёта 07 «Оборудование к установке».

Кредит счёта 10 «Материалы».

2. Оплата счетов поставщиков.

Дебет счёта 60.

Кредит счёта 50 «Касса».

Кредит счёта 51 «Расчётный счёт».

Кредит счёта 52 «Валютный счёт».

Кредит счёта 55 «Специальные счета в банках».

3. При оплате счетов фактур произведён зачёт по предварительно выданным авансам.

Дебет счёта 60.

Кредит счёта 60/2 «Расчёты по авансам выданным».

4. Отражение сумм, зачтённых при взаимных расчётах.

Дебет счёта 60.

Кредит счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».

На предприятии ООО «Радуга плюс» используют следующие субсчета открытые ксчёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

1-й субсчёт Расчёты  с  поставщиками  и  подрядчиками.

На данном субсчёте учитываются расчёты с поставщиками на стоимость  поступивших  от  поставщиков  ценностей  или  услуг  производится запись:

Дебет счёта 41  «Товары».                                 

Дебет счета 44 «Расходы на продажу»

Кредит счёта 60/1 «Расчёты с поставщиками  и подрядчиками» 

      

1.Пример: Акцептован счет на аренду кабинета от ООО «Мастер Строй»

Дебет 44.3      30140 

Кредит 60.1   30140

2.Пример: ООО «Радуга плюс» Согласно договора оказывает услуги по продаже мебели ГОУ «Сортавальский сельскохозяйственный техникум» и выставляет счет-фактуру  и накладную  в сумме 49950 руб, без НДС., а ГОУ «Сортавальский сельскохозяйственный техникум» реализует мебель на сумму 49950 руб., без НДС.

Д90/1 К 62/1 -49950- выставлен счет

Д 41/1  К 60/1 49950

Д60/1 К 62/1 49950 произведен взаимозачет расчетов.

2-й субсчёт «Расчёты  по  авансам выданным»  Данный субсчёт применяется при авансовых платежах  поставщикам, счета-фактуры за выполненные работы, оказанные услуги, товары поступают позже.  На   сумму  платежа согласно расчётным документам производится запись:

Дебет счёта 60/ 2 «Расчёты по авансам выданным».

Кредит  счёта  51  «Расчётный   счёт». На   сумму, уплаченную с расчетного счета.

      

   При поступление товара от поставщика которому была уплачено предоплата делаются следующие записи.

Дебет счёта 41 «Товары».

Кредит счёта 60/2

  

Для учёта  расчётов  с  поставщиками  и  подрядчиками  применяют журнал-ордер формы №6. это аналитический учёт.

На предприятии ООО «Радуга плюс» учет расчетов с поставщиками ведется в программе 1С: Предприятие, журнал-ордер №6 открывается на месяц. Учёт расчётов ведется в целом  в  разрезе  поставщиков  (подрядчиков)  с отражением движения и выявления остатка. Независимо  от  величины суммы по  расчётному  документу  и  формы  расчётов, все  расчёты  за  отгруженные  поставщиками  материальные ценности, товары и принятые от подрядчиков работы,  отражаютя на счёте  60  «Расчёты  с  поставщиками  и  подрядчиками». 

Записи  по  Кредиту  счёта  60  «Расчёты   с   поставщиками   и подрядчиками»  (левая  сторона  журнала-ордера)  производятся  по  графам  в корреспонденции с  дебетуемыми  счетами  по  учёту  материальных  ценностей, затрат на производство, капитальных вложений. При этом по  отдельным  графам отражаются суммы налога на добавленную стоимость.

Правая  сторона  журнала-ордера  предназначена  для   отражений операций по Дебету счёта 60 «Расчёты  с  поставщиками  и  подрядчиками»,  то есть  записей  об  оплате  поставщикам  и   подрядчикам,   за   поставленные материальные ценности и товары, выполненные работы и услуги. При записях  по Дебету  счёта  указываются  кредитуемые  счета  (счета  по  учёту   денежных средств).  В случае продления срока погашения соответствующих обязательств, эти суммы записываются в отдельные графы в конце журнала-ордера.

Отдельные  графы  в  журнале-ордере  выделены  для записи номеров  документов,   наименований   поставщиков, а также сальдо на начало и конец месяца.

Итоги левой части журнала-ордера по окончании месяца переносится в Главную книгу, итоги правой  части  используются  для  сверки  оборотов с другими журналами-ордерами.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками  ведется на активном синтетическом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».  К данному счету могут открывается следующие субсчета:«Расчёты с покупателями и заказчиками (в рублях)»;«Расчёты по авансам полученным (в рублях)»;«Векселя полученные»; «Расчёты с покупателями по товарам (работам, услугам) комитента(в рублях)»; «Расчёты с покупателями и заказчиками (в условных единицах)»;«Расчёты по авансам полученным (в условных единицах)»;«Расчёты с покупателями по товарам (работам, услугам) комитента (в условных единицах)»;«Расчёты с покупателями и заказчиками (в валюте)»;«Расчёты по авансам полученным (в валюте)»;«Расчёты с покупателями по товарам (работам, услугам) комитента(в валюте) и другие.

На предприятии ООО «Радуга плюс» к этому счету открыты следующие субсчета:

62/01 – расчеты с покупателями и заказчиками;

62/02 – Авансы полученные;

По мере предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов за отпущенную продукцию бухгалтерия отражает:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» сумму, на которую предъявлены расчетные документы.

Кредит счёта 90 «Продажи»

Одновременно себестоимость отгруженной продукции списывается с кредита счета 41 «Покупные товары» в дебет счета 90 «Продажи». Затем начисляется НДС по отгруженной продукции: Дебет счета 90 «Продажи»   Кредит счета 68/2.

После оплаты продукции покупателями в бухгалтерском учете заносятся следующие записи:

Дебет счета 51 «Расчетный счет»

Кредит счёта 62/1 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками бухгалтерия ООО «Радуга плюс» ведет при помощи компьютеров,  в журнале-ордере №11   по кредиту счета 62 и в ведомости №16 по данному счету – по дебету. Журнал-ордер и ведомость открываются ежемесячно и в них переносятся остатки на начало месяца, обороты по дебиту и кредиту корреспондирующих счетов, расчет остатков на конец месяца. Остатки дебиторской задолженности в евро переоцениваются ежемесячно по курсу ЦБ РФ на последний день месяца, а курсовые разницы учитываются на счете 91/1 «Прочие доходы» и 91/2 « Прочие расходы». Учёт расчётов ведется в целом  в  разрезе по каждому покупателю и заказчику.

1.4. Методика аудиторских проверок расчетов с поставщиками и покупателями

Аудит- предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетных документации, налоговых деклараций и других  финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующих в Российской Федерации.[1]

Цель и основные принципы аудиторской проверки является выражение мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц  и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Аудиторская проверка провидится в ООО «Радуге плюс» один раз в квартал и

задача аудитора состоит:

–             в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки первичной документации, правильность и законность совершения бухгалтерских записей;

–             в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;

–             в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.

Одним из важнейших моментов, которые характеризуют финансовое состояние предприятия, является состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.

Проверка правильности отражения в бухгалтерской отчетности расчетных операций является важным и трудоемким этапом аудиторской проверки. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями — лишь часть проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Его целью является установление соответствия применяемой в организации методики учета, нормативным актам, действующим на территории Российской Федерации. Расчеты с поставщиками и покупателями имеют место практически на любом предприятии. К ним можно отнести следующие расходы:

–             приобретение товарно-материальных ценностей для дальнейшей перепродажи или для собственного потребления;

–             оплата услуг оказанных другими организациями;

–             оказание услуг сторонним организациям.

Основными задачами при аудите расчетов с дебиторами и кредиторами являются[2]:

–             установление наличия и правильности оформления документов по поставке товарно-материальных ценностей (договоров, актов сверки расчетов и другие);

–             выяснить правильность осуществления и учета расчетов за полученные и поставленные материальные ценности и услуги, оплаченные денежными средствами;

–             выявить правильность отражения по соответствующим статьям баланса сумм дебиторской и кредиторской задолженности; 

Источниками информации для поведения аудита расчетов поставщиками, покупателями из заказчиками, дебиторами и кредиторам являются:

–   Приказ об учетной политике предприятия.

–   Бизнес-план.

          –   Регистр синтетического учета и отчетность (баланс (ф. № 1), главная книга).

          –       Регистры синтетического и аналитического учета расчетов.

–  Первично оправдательные документы на основании которых выполнены записи в бухгалтерском учете(накладные, счета-фактуры, договора и др.).

Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных правил учета.

Внедрение и использование компьютерных технологий обработки учетной информации явилось одним из наиболее значительных достижений науки и управления. Система субъекта хозяйствования существенно влияет на методики аудита. Аудитор на стадии подготовки к проверке хозяйствующего субъекта должен изучить организационно-техническое обеспечение контроля и определить необходимость привлечения для исследования его надежности технических специалистов. В процессе исследования системы компьютерной обработки данных могут быть установлены особенности алгоритма систематизации информации, влекущие ее искажение.

Компьютерная обработка данных в организации имеет место в случаях, когда с помощью компьютерной техники осуществляется обработка значительных объемов ученой информации независимо от следующих факторов:

–             компьютер используется организацией самостоятельно или по договору с третьей стороной.

Аудитор должен изучить и оформить в виде рабочего документа все существенные вопросы организации обработки учетных данных в системе компьютерной обработки данных организации, отразив в нем следующие положения:

–             организационная форма обработки данных, например: обработку данных осуществляет специальное подразделение или компьютеры установлены на рабочих местах бухгалтерского персонала и обработка данных осуществляется непосредственно бухгалтерами; обработку данных организация осуществляет самостоятельно третья сторона по заключенному с ней договору;

–             форма бухгалтерского учета;

–             разделы и участки учета, функционирующие в среде компьютерной обработки данных;

–             система компьютерной обработки данных размещена на одном или нескольких компьютерах;

–             обработка данных ведется локально на каждом компьютере или применяется сетевой вариант;

–             обеспечение архивирования и хранения данных;

–             передача данных производится: с использованием каналов связи, через внешние носители или происходит ввод данных с клавиатуры.

На начальном этапе аудитор производит тестирование вводной информации. Необходимость тестирования вызвана тем, что даже самая совершенная система электронной обработки информации не даст реальных результатов, если исходные данные не отражают по существу совершенные хозяйственные операции.

Аудитору необходимо также проверить полноту и правильность регистрации исходных данных в компьютер­ной системе. Полнота ввода информации означает, что все необходимые данные, содержащиеся в первичных документах, включены в систему обработки. Правильно зарегистрированными данными можно считать те, которые по форме соответствуют принятым в системе электронной обработки данных обозначениям и терминам, а по содержанию несут точную информацию о хозяйственной операции или факте хозяйственной деятельности и способе ее обработки.

Также аудитор должен оценить возможности системы компьютерной обработки данных в части:

–             гибкого реагирования на изменения хозяйственного, налогового или иного законодательства с точки зрения настройки программного обеспечения;

–             формирования бухгалтерской и внутренней управленческой отчетности;

–             осуществления аналитических процедур;

–             расширения функций компьютерной системы.

Аудитор должен оценить квалификацию бухгалтерского персонала в области компьютерной обработки данных, в частности: имеют ли специалисты соответствующее высшее или среднее специальное образование, или прошли курс обучения в области информационных технологий, или изучение системы компьютерной обработки данных происходило самостоятельно.

При проведении аудиторской проверки расчетов с дебиторами и кредиторами в системе компьютерной обработки данных, аудитор проверяет, составляются ли в данной системе все необходимые документы, такие как: счета–фактуры, приходные и расходные кассовые ордера, закрепляются ли ТМЦ за материально ответственными лицами, все ли документы отмечаются в журналах регистрации и т.д.
    продолжение
–PAGE_BREAK– Подготовка и планирование аудиторских проверок.
До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:

–             предварительное планирование;

–             изучение системы бухгалтерского учета;

–             оценка системы внутреннего контроля;

–             установление уровня существенности;

–             построение аудиторской выборки;

–             подготовка общего плана и программы аудита.

Аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками.

Основная цель проверки – установить правильность ведения учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками, принятые выполненные работы и оказанные услуги. В ходе аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками аудитор должен[3]:

— Оценить правильность оформления заключенных договоров;

— проверить данные регистров учета расчетов с поставщиками и сверить их со счетами Главной книги;

-проверить правильность выделения и возмещения «входного» НДС, налогообложения по расчетам м поставщиками с использованием векселей, взаимозачета, бартера и других форм расчетов.

Источниками информации являются: Положение об учётной политике, договоры поставки продукции (работ, услуг), накладные, счета-фактуры, акты сверки расчётов, протоколы о зачёте взаимных требований, акты инвентаризации расчётов, векселя, копии платёжных документов, книга покупок, учётные регистры по счёту 60, Главная книга, бухгалтерская отчётность.

Для того чтобы наметить направления проверки, области углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчётов на предприятии. Поэтому он должен установить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, перечень применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учёта и технологии обработки первичных документов по учёту расчётных операций. Тесты позволяют установить, насколько контроль расчётных операций отвечает современным требованиям, а их учёт – выполняет поставленные перед ним задачи.

При проверке расчётов с поставщиками и подрядчиками используются приёмы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы.

Аудиторская проверка расчётов с поставщиками и подрядчиками предусматривает изучение договоров поставки продукции и других хозяйственных договоров на оказанные предприятию услуги, выполненные работы. Помимо соблюдения формы договора проверяется полнота  и своевременность исполнения сторонами обязательств вне зависимости от срока договора. Аудитор должен установить: наличие договоров поставки по проведённым сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину образования просроченной задолженности.

Аудитор, как правило, выборочно проверяет расчётные операции с поставщиками по данным учётных регистров по счёту 60 расчётно-платёжные документы. В состав выборки включается поставщики, расчётные операции с которыми осуществляются систематически, или суммы расчётов с которыми существенны. В процессе выясняется дата проведения и характер операции, правильность применения цен, наценок по поступившим ценностям, полнота их оприходывания, обоснованность выделения «входного» НДС.

При поступлении ТМЦ, на которые не получены расчётные документы, устанавливается, не числится ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность). Определяется, проводилась ли инвентаризация и сверка расчётов, предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств, обоснованность начисленных или полученных сумм штрафных санкций, правильность списания сомнительных долгов. При необходимости может быть проведена контрольная инвентаризация ценностей и расчётов, встречная сверка документов и регистров учёта на проверяемом предприятии у поставщика.

Следует проверить правильность корреспонденции счетов, указанной в учётных регистрах. Данные синтетического учёта подтверждаются аналитическими данными. Итоговые записи по оборотам и остаток по счёту 60 сверяются с данными Главной книги и балансом.

     Типичные ошибки:

— отсутствие договоров с поставщиками или неправильное их оформление.,

— уничтожение подлинных документов.,

— составление фиктивных документов (договоров, накладных, актов).,

— отражение на счетах бухгалтерского учёта нереальной дебиторской и 

 кредиторской задолженности.,

— неправильное или неправомерное отражение на счетах учёта сумм НДС,  

выделенных   в счетах поставщиков.,

— некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учёта.,

— не оприходывание ТМЦ, полученных от поставщиков, что ведёт к нарушению  учётной политики в части требования полноты отражения в бухгалтерском учёте  всех фактов хозяйственной деятельности и к занижению налогооблагаемой базы по  налогу на имущество предприятий и др.

     Рассмотрим ситуации на ООО «Радуга плюс»

Согласно выписке банка за 15 октября базе стройматериалов оплачен счёт за материалы на сумму 23000 руб. Накладная к счёту не приложена. На указанную сумму в учётном регистре по расчётному счёту сделана запись – Дт 76 Кт 51. В регистрах по учёту материальных ценностей и материальных отчётах склада сведений об оприходывании материалов по данному счёту нет, а в регистре по счёту 76 на указанную сумму имеется запись – Дт 26 Кт 76. Документы, подтверждающие эту запись, к регистру не приложены.

Проанализировав данную ситуацию, аудитор выявил, что произведено списание материальных ценностей без оприходывания. Аудитору необходимо сделать запрос на предоставление документов, подтверждающих факт списания строительных материалов для производственных нужд. В случае отсутствия подтверждающих документов (актов и т.п.) списание на затраты (Дт сч. 26) являются необоснованными. Следует получить объяснения должностных лиц о правомерности произведённой записи.

Из полученного объяснения следовало, что оплаченные строительные материалы предназначены для подшефной школы, в которую и были доставлены. Таким образом, списание строительных материалов на счёт 26 «Общехозяйственные расходы» является необоснованным. Себестоимость завышена на 23000 руб., соответственно занижена прибыль и не доначислен налог на прибыль.

Ситуация 2.

В ходе аудиторской проверки аудитор выявил, что по данным аналитического учёта  расчётов с поставщиками, отражённых в оборотных ведомостях по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» на предприятии ООО «Радуга плюс», кредитовое сальдо составляет 500700 руб., а дебетовое – 70350 руб. По данным баланса, кредиторская задолженность поставщикам равна 430350 руб.

Анализируя данную ситуацию, аудитор сделал выводы, что нарушено правило отражения в учёте сальдо по счетам расчётов. В соответствии с требованиями приказа МФ РФ от 28.06.2000 г. № 60н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчётности организации» в балансе сальдо по счетам расчётов (в частности по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками») должно показываться развёрнуто, отдельно дебетовые и кредитовые сальдо. В связи с взаимопогашением дебетового сальдо искажена валюта баланса.

Поэтому ООО «Радуга плюс» рекомендовано при заключении хозяйственных договоров разграничивать понятия договора купли-продажи и договора возмездного оказания услуг.

Основная цель проверки – установить правильность ведения учёта расчётов с покупателями и заказчиками за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. В ходе аудита расчётов с покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи[4]:

— проверка правильности оформления первичных документов по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности.,

— контроль за выполнением условий договора и контрактов.,

— подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учёта дебиторской задолженности.,

— оценка правильности оформления и отражения в учёте предъявленных претензий.

Источниками информации являются: Положение об учётной политике, договоры поставки продукции (работ, услуг), накладные, счета-фактуры, акты сверки расчётов, протоколы о зачёте взаимных требований, акты инвентаризации расчётов, векселя, копии платёжных документов, книга продаж, учётные регистры по счёту 62, Главная книга, бухгалтерская отчётность.

Чтобы наметить направления проверки и области углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчётов на предприятии. Для этого следует установить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, состав применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учёта и технологии обработки первичных документов по учёту расчётных операций.

В процессе проверки выясняется наличие и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. По данным первичных расчётно-платёжных документов, актов инвентаризации расчётов и учётных регистров по 62 счету устанавливается достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги).

При аудите расчётов с использованием различных форм безналичных расчётов выясняется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости проводятся встречные сверки в банке или у покупателя. Особое внимание обращается на правильность отражения в учёте и налогообложений операций с использованием векселей.

Аудитор должен проверить правильность отражения в учёте сумм неистребованной дебиторской задолженности по договорам поставки (купли-продажи и др.), срок исполнения, по которым покупателями превысил 4 месяца со дня фактического получения ими товаров (работ, услуг). Данная задолженность должна списываться на убытки предприятия – поставщика без уменьшения налогооблагаемой базы. Аудитору необходимо выяснить, учитывается ли данная задолженность на забалансовом счёте 007 в течение 5 лет с момента её списания. Следует также установить наличие дебиторской задолженности, по которой истёк срок исковой давности, и причины, по которым на сумму этой задолженности не была уменьшена налогооблагаемая прибыль предприятия.

Следует проанализировать также правильность оформления и отражения в учёте полученных авансов, отражаемых на счёте 62 субсчёт «Авансы выданные». Аудитор путём изучения первичных документов и учётных регистров выясняет правильность ведения аналитического учёта авансов, соответствие данных аналитического и синтетического учёта, правильность уплаты НДС с авансов полученных. В заключении выясняется правильность применяемых схем корреспонденции счетов по расчётам с покупателями и заказчиками.

     Типичные ошибки:

— отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчётно-платёжных

   документов или неполное их оформление.,

— неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС  и т.д.,

— некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учёта.,

— недостоверность аналитического учёта.,

–         формальное проведение инвентаризации расчётов и др.

 Аудиторское заключение.

Форма, содержание, порядок представления аудиторского заключения определяется Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчётности, заменившим ранее действовавшее Правило (стандарт) аудиторской деятельности. «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчётности».

Аудиторское заключение представляет собой мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности, и никто не может трактовать его как-либо иначе.

Согласно ст. 10 Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой отчётности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности отчётности аудирумого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учёта законодательству РФ.

Аудиторское заключение включает в себя:

1. наименование.,

2.  адресата.,

3.  следующие сведения об аудиторе:

а) организационно правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора – фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица.,

б) место нахождения.,

в) номер и дата свидетельства о государственной регистрации.,

г) номер и дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии.,

д) членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении.

4. следующие сведения об аудируемом лице:

а) организационно-правовая форма и наименование,

б) место нахождения,

в) номер и дата свидетельства о государственной регистрации,

г) сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности.

5. вводную часть.,

6. часть, описывающую объём аудита.,

7. часть, содержащую мнение аудитора.,

8. дату аудиторского заключения.,

9. подпись аудитора.

Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.

Элементы аудиторского заключения 1), 2), 3), 4) составляют реквизитную часть аудиторского заключения. Требования к реквизитной части аудиторского заключения:

— аудиторское заключение должно иметь наименование «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчётности» для того, чтобы отличить аудиторское заключение от заключений, составленными другими лицами, например, должностными лицами аудируемого лица, советом директоров.,

— аудиторское заключение должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством РФ и (или) договором на проведение аудита. Как правило, аудиторское заключение адресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров и т.п.

     Аудиторское заключение может быть условно разделено на три части: вводную, аналитическую и итоговую (таблица 2.1).

                                                                                                                        Таблица 2.1                                           

                                Структура аудиторского заключения

         Вводная часть

Часть, описывающая объём аудита

Часть, содержащая мнение аудитора

Период, за который проводится проверка

Нормативная база аудиторской проверки

Оценка принципов и порядка ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности в организации

Состав проверяемой отчётности

Объём аудита

Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности

Цель аудиторской проверки

Выборочный метод проверки

Обязанности аудитора по договору

Описание основных аудиторских процедур

Ответственность руководителя предприятия за подготовку отчётности

Заявление аудитора о получении достаточных оснований для выражения мнения

Вводная часть аудиторского заключения должна содержать перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемого лица с указанием отчётного периода и её состава. Аудиторское заключение должно включать заявление о том, что ответственность за ведение бухгалтерского отчёта, подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчётности возложена на аудируемое лицо, и заявление о том, что ответственность аудитора заключается только в выражении на основании проведённого аудита мнения о достоверности этой финансовой (бухгалтерской) отчётности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству РФ.

Часть, описывающая объём аудита должна описывать объём аудита с указанием, что аудит был проведён в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудитор, либо в соответствии с иными документами.

Аудиторское заключение должно содержать заявление о том, что аудит был спланирован и проведён с целью обеспечения разумной уверенности в том, что финансовая (бухгалтерская)отчётность не содержит существенных искажений.

В аудиторском заключении должно быть указано, что аудит проводился на выборочной основе и включал в себя:

— изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчётности информации о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица.,

— оценку принципов и методов бухгалтерского учёта, а также правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчётности.,

— определение главных оценочных значений, полученным руководством аудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчётности.,

— оценку общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчётности.

Аудиторское заключение должно содержать заявление аудитора относительно того, что аудит представляет достаточных оснований для выражения мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчётности и в соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству РФ.

Часть, содержащая аудиторское мнение – для выражения аудиторского мнения используются слова «По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчётность организации «…» отражает достоверно во всех существенных отношениях «…».

В аудиторском заключении должны быть чётко указаны основные принципы и методы «применяемый порядок» ведения бухгалтерского учёта и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемого лица. Основные принципы и методы бухгалтерского учёта и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчётности определяются соответствующими нормативными правовыми актами РФ.

Помимо мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности может возникнуть необходимость выразить в аудиторской заключении мнение по поводу соответствия этой отчётности другим требованиям, а также относительно иных документов и сделок, относящихся к хозяйственно-финансовой деятельности аудируемого лица, если они подлежат обязательной аудиторской проверке в соответствии с законодательством РФ.

Аудитор должен указать в аудиторском заключении дату, когда был завершён аудит, так как данное обстоятельство представляет пользователю основание полагать, что аудитор учёл влияние, которое оказали на финансовую (бухгалтерскую) отчётность события операции, имевшие место с даты окончания проведения аудита до даты подписания аудиторского заключения.

Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом проводившим аудит, с указанием номера и срока действия его квалифицированного аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью. В случае, если аудит осуществляется индивидуальным аудитором, который самостоятельно проводил аудиторскую проверку, аудиторское заключение может быть подписано только этим аудитором.

К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчётность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства РФ относительно подготовки такой отчётности. Аудиторское заключение и указанная отчётность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованным аудитором и аудируемым лицом, но и аудитор, и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения и прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчётности.

Аудиторское заключение с выражением безоговорочно положительного мнения – выражается тогда, когда аудитор приходит к заключению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчётность даёт достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учёта и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчётности в РФ.

Пример аудиторского заключения с выражением безоговорочно положительного мнения

Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчётности.

Адресат.

Аудитор

Наименование: общество с ограниченной ответственностью «ХХХ».

Место нахождения: индекс, город, улица, номер дома и др.

Государственная регистрация: номер и дата регистрационного свидетельства.

Лицензия: номер, дата, наименование органа, предоставившего аудиторской организации лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок действия.

Является членом (указать наименование аккредитованного профессионального аудиторского объединения).

Аудируемое лицо

Наименование: общество с ограниченной ответственностью «Радуга плюс».

Место нахождения: 186790, РК г.Сортавала ул. Промышленная, д.40

Государственная регистрация: Петрозаводский Регистрационный Округ Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Республики Карелия № 1001102483 от 26.06.2002г.

Лицензия (если имеется), номер, дата, наименование органов, предоставивших аудируемому лицу лицензии на осуществление лицензируемых видов деятельности, срок действия.

Мы провели аудит прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчётности организации ООО «Радуга плюс» за период с 1 января по 31декабря 20(хх) г. Включительно. Финансовая (бухгалтерская) отчётность организации ООО «Радуга плюсс» состоит из:

 бухгалтерского баланса.,

отчёта о прибылях и убытках.

Ответственность за подготовку и представление этой финансовой (бухгалтерской) отчётности несёт исполнительный орган организации ООО «Радуга плюс». Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчётности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству РФ на основе проведённого аудита.

Мы провели аудит в соответствии с:

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».,

Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (указать наименование и дату утверждения).,

внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности (указать аккредитованное профессиональное объединение).,

 правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора.,

 нормативными актами органа, осуществлявшего регулирование деятельности аудирумеого лица.

 Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчётность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчётности информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку принципов и методов бухгалтерского учёта, правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчётности, определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчётности. Мы полагаем, что проведённый аудит предоставляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчётности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству РФ.

По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчётность организации ООО «Радуга плюс» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20(хх) г. И результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(хх) г. Включительно.

«ХХ» месяц 20(хх) г.

Руководитель (или иное уполномоченное лицо) аудиторской организации либо индивидуальный аудитор (ФИО, подпись, номер, тип квалификационного аттестата) и срок его действия.

Печать аудитора».

Модифицированное аудиторское заключение – оформляется, если возникли:

— факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, возникшей у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчётности.,

— факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

Модификация достигается путём включения в типовую форму аудиторского заключения, используемую для выражения безоговорочно положительного мнения, части, содержащей модификацию. Часть, содержащая модификацию, отражает возникновение тех или иных факторов.

При наличии факторов, не влияющих на аудиторское мнение, аудиторское заключение модифицируется путём включения соответствующей части. Часть, не влияющая на аудиторское мнение, обычно включатся после части с выражением мнения, и содержит указания на то, что данная ситуация не является основанием для включения оговорки в аудиторское мнение.

Пример части, привлекающей внимание:

 «Не изменяя мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности, мы обращает внимание на информацию, изложенную в пояснениях к финансовой (бухгалтерской) отчётности (пункт Х), а именно на то, что до настоящего времени не законченно судебное разбирательство между организацией ООО «Радуга плюс» (ответчик) и налоговым органом (истец) по вопросу правильности исчисления налоговой базы по налогам УСН за 20 (хх) год. Сумма иска составляет ХХХ тыс. руб. Финансовая (бухгалтерская) отчётность не предусматривает никаких резервов на выполнение обязательств, которые могут возникнуть в результате решения суда не в пользу организации ООО «Радуга плюс».

К факторам, влияющим на аудиторское мнение, относятся следующие обстоятельства:

а) имеется ограничения объёма работы аудитора.,

б) имеются разногласия с руководством аудируемого лица относительно:

— допустимости выбранной учётной политики.,

— метода её применения.,

— адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчётности.

Наличие ограничения объёма работы аудитора может привести к выражению мнения с оговоркой или отказу от выражения мнения.

Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно положительного, он должен чётко описать все причины этого в аудиторском заключении и, если возможно, дать количественную оценку возможного влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчётность.

 Мнение с оговоркой выражается в том случае, если аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничение объёма аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Мнение с оговоркой должно содержать формулировку «за исключением влияния обстоятельств …» (указать обстоятельства, к которым относится оговорка).

Виды оговорок:

— оговорка из-за ограничения объёма.,

— оговорка из-за разногласий относительно учётной политики и ненадлежащего метода учёта.,

— оговорка из-за разногласия относительно раскрытия информации.

Пример оговорки из-за разногласия относительно раскрытия информации:

«В финансовой (бухгалтерской) отчётности организации ООО «Радуга плюс» не раскрыта существенная информация:

об обеспечении обязательств и платежей в размере ХХХ тыс. руб.,

об погашенной дебиторской и кредиторской задолженностей в размере ХХХ тыс. руб.,

По нашему мнению, за исключением обстоятельств, изложенных в предыдущей части, финансовая (бухгалтерская) отчётность организации ООО «Радуга плюс» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20(хх) г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(хх) г. включительно».

Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объёма аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности.

Пример части, содержащей отказ от выражения мнения из-за ограничения объёма:

«Мы не смогли присутствовать при инвентаризации ТМЦ из-за ограничений, установленных организацией ООО «Радуга плюс» (кратко указать обстоятельства).

 Мы также не получили достаточных доказательств (кратко указать причины) в отношении:

 дебиторской задолженности.,

 выручки от реализации товаров, работ, услуг.,

 кредиторской задолженности.,

 нераспределённой прибыли (и т.п.).

Вследствие существенности указанных обстоятельств мы не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности организации ООО «Радуга плюс» и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству РФ».

 Выражение отрицательного мнения выражается только тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для финансовой (бухгалтерской) отчётности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой (бухгалтерской) отчётности.

На предприятии ООО «Радуга плюс» аудиторские проверки не проводятся.

Глава 2.Анализ финансового состояния базового предприятия

2.1 Анализ баланса предприятия ( в т.ч. Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия)

Задачи анализа дебиторской и кредиторской задолженности находятся в тесной взаимосвязи с экономическим содержанием понятий дебиторской и кредиторской задолженности.

Под дебиторской задолженностью понимается задолженность организаций и физических лиц данной организации (например, задолженность покупателей за приобретенный товар или оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы и пр.). Соответственно, организации и лица, являющиеся должниками данной организации, называются дебиторами.

Под кредиторской задолженностью понимается задолженность данной организации другим организациям и физическим лицам – кредиторам (платежи за приобретенную продукцию, потребленные услуги, задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и пр.). Так, кредиторская задолженность может возникнуть, если материалы в организацию поступают раньше, чем она их оплатила. В состав кредиторской задолженности также включается задолженность своему трудовому коллективу по оплате труда, задолженность перед органами социального и медицинского страхования (возникает вследствие того, что начисление налогов и платежей происходит раньше, чем осуществляются соответствующие платежи) и пр.

Таким образом, дебиторская задолженность фактически  представляет собой компоненту собственных средств предприятия, а кредиторская задолженность фактически представляет собой компоненту заемных средств.

Известно, что за счет собственных и заемных источников происходит формирование оборотных средств предприятия. Средства и источники средств предприятия находятся в постоянном кругообороте – деньги превращаются в сырье и материалы, которые в ходе производственного процесса становятся готовой продукцией, которая реализуется за наличный или безналичный расчет. В ходе этих процессов возникают расчеты с юридическими и физическими лицами, Пенсионным фондом, органами социального и медицинского страхования, бюджетами всех уровней и др. Следовательно, поддержание оптимального объема и структуры текущих активов, источников их покрытия и соотношения между ними – необходимая составляющая обеспечения стабильной и эффективной работы предприятия. В свою очередь, стабильность и эффективность работы предприятия во многом зависит от его способности погашать свои текущие и долговременные обязательства, а также вовремя получать причитающиеся ему средства от реализации продукции, услуг и пр., чтобы поддерживать непрерывность воспроизводственного цикла – иными словами, от степени платежеспособности предприятия.

Задолженность по платежам может существенно деформировать структуру оборотных средств предприятия. Так, если в составе оборотных активов преобладает дебиторская задолженность, то предприятие либо должно привлекать банковский кредит по высоким ставкам, либо останавливаться в ожидании уплаты причитающихся ему долгов.

Если в структуре формирования источников оборотных активов преобладает кредиторская задолженность, предприятие зачастую вынуждено прибегать к разнообразным не -денежным формам расчетов (бартер и пр.), подвергаться разного рода штрафным санкциям.

В этой связи анализ дебиторской и кредиторской задолженности является важной частью финансового анализа на предприятии и позволяет выявлять не только показатели текущей (на данный момент времени) и перспективной платежеспособности предприятия, но и факторы, влияющие на их динамику, а также оценивать количественные и качественные тенденции изменения финансового состояния предприятия в будущем.

Согласно Федеральному Закону РФ “О бухгалтерском учете”, в число основных задач бухгалтерского учета  входит предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Важную роль в решении этой задачи играет правильный и своевременный анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

К непосредственным задачам анализа дебиторской и кредиторской задолженности относятся следующие:[5]

·        точный, полный и своевременный учет движения денежных средств и операций по их движению;

·        контроль за соблюдением кассовой и платежно-расчетной дисциплины;

·        определение структуры кредиторской и дебиторской задолженности по срокам погашения, по виду задолженности, по степени обоснованности задолженности;

·        определение состава и структуры просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, ее  доли в общем объеме дебиторской и кредиторской задолженности;

·        выявление структуры данных по поставщикам  по неоплаченным в расчетным документам, поставщикам по просроченным векселям, поставщикам по полученному коммерческому кредиту, установление их целесообразности и законности;

·        выявление объемов и структуры  задолженности по векселям, по претензиям, по выданным и полученным авансам, по страхованию имущества и персонала, задолженности, возникающей вследствие расчетов с другими дебиторами и кредиторами, задолженности по банковским кредитам и др. определение причин их возникновения и возможных путей устранения;

·        определение правильности использования банковских ссуд;

·        выявление неправильного перечисления или получения авансов и платежей по бестоварным счетам и т.п. операциям;

·        определение правильности расчетов с работниками по оплате труда, с поставщиками и подрядчиками, с другими дебиторами и кредиторами и выявление резервов погашения имеющейся задолженности по обязательствам перед кредиторами, а также возможностей взыскания долгов (посредством денежных или неденежных расчетов или обращения в суд) с дебиторов.

Основными источниками информации для анализа дебиторской и кредиторской задолженности служат бухгалтерский баланс, приложение к балансу “Отчет о финансовых результатах и их использовании” (Форма №2), приложение к бухгалтерскому балансу  “Форма №5” (включающая разделы о движении заемных средств и данные о дебиторской и кредиторской задолженности), оборотные ведомости, карточки аналитического учета, данные инвентаризации, первичные документы, журналы-ордера и ведомости синтетического учета, в которых отражается движение соответствующих платежей, расчетные ведомости по начислению заработной платы работникам, действующие нормативные документы, определяющие ставки и льготы при производстве расчетов по направлениям платежей, другие отчетные формы.

Дебиторская и кредиторская задолженность отражается в бухгалтерском балансе предприятия по видам.

Учет дебиторской задолженности ведется на счете 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”, к которому могут быть открыты субсчета: «Расчеты с покупателями и заказчиками»  в рублях, валюте, условных единицах;  « Расчеты по авансам полученным»  в рублях, валюте, условных единицах; «Расчеты в порядке инкассо», «Расчеты плановыми платежами», «Векселя полученные» и другие.

Учет кредиторской задолженности ведется на счете 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, к которому могут быть открыты субсчета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в рублях, валюте, в условных единицах,; «Векселя выданные», «Расчеты по авансам выданным» в рублях, валюте, в условных единицах, и другие.

Расчеты с дебиторами и кредиторами, не являющимися покупателями, заказчиками, поставщиками или подрядчиками, ведутся на счете 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” на открытых соответствующим операциям субсчетах:

«Расчеты по имущественному и личному страхованию» в рублях, валюте, в условных единицах; «Расчеты по претензиям»; «НДС по авансам и предоплатам»; «Расчеты по налогам, отложенным для уплаты в бюджет»; «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в рублях, валюте, в условных единицах и другие.

Для обобщенной характеристики объектов  используются синтетические счета, на которых все показатели измеряются в денежном выражении.

Для более детальной характеристики объектов анализируются аналитические счета, где кроме денежного измерителя может присутствовать количественный показатель (м3, штуки, пары и др.).

Для обобщения и систематизации данных, синтетических и аналитических счетов используются оборотные ведомости. При этом форма оборотной ведомости по счетам учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами имеет специфику, связанную с тем, что по одним организациям задолженность может быть дебетовой, а по другим – кредитовой. Кроме того, по одной и той же организации на начало месяца остаток может быть дебетовым, а на конец месяца – кредитовым, и наоборот. Поэтому сальдо в данной оборотной ведомости показывается, развернуто: дебетовое сальдо в активе, кредитовое в пассиве. Сальдо в свернутом виде, т.е. как простую разность между различными видами задолженности, в такой оборотной ведомости указывать нельзя.

Оборотная ведомость на примере ООО «Радуга плюс» берутся данные
за 3 квартал 2008г по синтетическому счету 76 “Расчеты с 
дебиторами и кредиторами” имеет следующий вид (таблица 3.1):
                                                                                    Таблица 3.1

                                                                                              (в млн. руб.)

Оборотная ведомость по счету 76.                                                                                                       

                                                                                             № п\п

Предприятие

Сальдо на начало месяца

Обороты за месяц

Сальдо на конец месяца

Д

К

Д

К

Д

К

1

ИП Молюков П.А.

ООО «ВЕЛЕС»

ООО «Мастер Строй»

ООО «Медиаторг»

ООО «Тавла»

ОСБ № 6638 г. Сортавала

5

82

10

16

7

4

546

107

7

13

13

464

90

2

6

8

1

10

1

10

7

Охрана Тех. обслуживания

2

5

3

8

9

10

ООО «Строй Лига»

ОАО Северо Западный Телеком

ООО Городской рынок

3

120

4216

11

40

4141

9

40

5

45

Итого

8

  239

 4953

4760

17

55
    продолжение
–PAGE_BREAK–

В нашем примере свернутое сальдо по счету 76 составит 38 млн. руб., но однако в развернутом виде мы видим, что 17 млн. руб. представляет собой дебиторскую задолженность, а 55 млн. руб. – кредиторскую задолженность.

При ведении журнально-ордерной формы бухгалтерского учета, рекомендованной для большинства предприятий промышленности, торговли и сбыта, текущая информация о движении дебиторской и кредиторской задолженности отслеживается по данным соответствующих журналов-ордеров.

Итоги каждого месяца по данным журналов-ордеров заносятся в Главную книгу.

В организациях малого бизнеса данные по дебиторской и кредиторской задолженности анализируются непосредственно по Книге учета хозяйственных операций.

В дипломной  работе мы проведем анализ дебиторской и кредиторской задолженности на основе данных хозяйственной деятельности ООО «Радуга плюс» .

Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия.

 В условиях массовой неплатежеспособности и применения ко многим предприятиям процедур банкротства (признания несостоятельности) объективная и точная оценка финансово-экономического состояния приобретает первостепенное значение. Главным критерием такой оценки являются показатели платежеспособности и степень ликвидности предприятия.

Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. Платежеспособность влияет на формы и условия коммерческих сделок, в том числе на возможность получения кредита.

Ликвидность предприятия определяется наличием у него ликвидных средств к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и легкореализуемые элементы оборотных ресурсов. Ликвидность отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы.

Ликвидность и платежеспособность как экономические категории не тождественны, но на практике они тесно взаимосвязаны между собой.

Ликвидность предприятия отражает платежеспособность по долговым обязательствам. Неспособность предприятия погасить свои долговые обязательства перед кредиторами и бюджетом приводит его к банкротству. Основанием для признания предприятия банкротом являются не только не выполненные им в течение нескольких месяцев своих обязательств перед бюджетом, но и невыполнение требований юридических и физических лиц имеющих к нему финансовые или имущественные претензии.

Для оценки платежеспособности и ликвидности могут быть использованы следующие основные приемы:

-структурный анализ изменений активных и пассивных платежей баланса, т.е анализ ликвидности баланса;

-расчет финансовых коэффициентов ликвидности;

-анализ движения денежных средств за отчетный период.

При анализе ликвидности баланса проводится сравнение активов, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения.

Главная задача оценки ликвидности баланса- определить величину покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму (ликвидность) соответствует сроку погашения обязательств (срочности возврата) (таблица 3.5). Для проведения анализа актив и пассив баланса группируются по следующим признакам: -по степени убывания ликвидности (актив);

        -по степени срочности оплаты (погашения) (пассив)

                                                                                                             Таблица 3.5
Группировка активов и пассивов по балансу

ООО «Радуга плюс» за 9 месяцев

Группы активов и пассивов

Методика расчета

На начало года

На конец года
Отклонение
 Наиболее ликвидные активы

А1=денежные средства + краткосрочные финансовые вложения

354

513

159

Быстрореализуемые активы

А2=дебиторская задолженность (до 12 мес.)+прочие оборотные активы

930

2374

-1444

Медленно реализуемые активы

А3=запасы

3632

6873

-3241

Труднореализуемые активы

А4=дебиторская задолженность +ОС

2041

3325

1284

 Наиболее срочные обязательства

П1=кредиторская задолженность +прочие краткосрочные пассивы

1473

2650

-1174

Краткосрочные пассивы

П2= краткосрочные средства (заёмные)

900

900

Долгосрочные пассивы

П3=долгосрочные заёмные средства

1286

1050

-236

 Постоянные пассивы
П4=капитал и резервы

3755

4301

-546
    продолжение
–PAGE_BREAK–

Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняется следующее условие:

Где А-актив, П-пассив

А1>=П1
А2>=П2
А3>=П3

                                                                             А4

Необходимым условием абсолютной ликвидности баланса является выполнение первых трех неравенств. Четвертое неравенство носит так называемый балансирующий характер: его выполнение свидетельствует о наличии у предприятия собственных оборотных средств. Если любое из неравенств имеет знак, противоположный зафиксированному в оптимальном варианте, то ликвидность баланс отличается от абсолютной. Теоретически недостаток средств по одной группе активов компенсируется избытком по другой, но на практике менее ликвидные средства не могут заменить более ликвидные, проведем такое сравнение (таблица 3.6)

                                                                                                                         Таблица 3.6

Проверка условий ликвидности баланса                                                                                                           

На начало года

На конец года

А1     354

П1   1473

А1     513

П1   8374

А2     930

>

 П2      900

А2     2374

>

 П2       –

А3     3632

>

 П3      1286

А3     6873   

>

 П3      1050

А4     2041

 П4       3755

А4     3325

 П4       4301

Проанализировав данные  видно что, не соблюдается неравенство А1-П1 как на начало года так и наконец года, то есть у предприятия не хватает денежных средств и краткосрочных финансовых вложений для погашения краткосрочных обязательств, но не все так плохо, так как второе неравенство, которое то же свидетельствует о платежеспособности предприятия, соблюдается. Положение предприятия по платежеспособности к концу года улучшается, идет увеличение наиболее ликвидных активов на 159 тыс. руб., увеличение быстрореализуемых активов на 1444 тыс.руб., уменьшение на конец года наиболее краткосрочных обязательств на 1177 тыс. руб., но при этом увеличиваются краткосрочные пассивы на 900 тыс.руб., это означает что предприятию было необходимо привлечение заёмных средств.

Неравенство А3-П3 соблюдается, но при этом идет уменьшение запасов на 3241 тыс. руб., а долгосрочные заёмные средства только на 236тыс.руб.

При сравнение А4-П4 неравенство соблюдается, но к концу года идет увеличение  труднореализуемых активов за счет увеличения доли основных средств с 11-% до 16%, но основная доля приходится на дебиторскую задолженность она на конец года более 83%, но соблюдение четвертого неравенства делает предприятие финансово устойчивым.

И в целом у предприятия состояние платежеспособности удовлетворительное, то есть предприятие  в состоянии выполнить свои обязательства по своим долгосрочным обязательствам. При этом следует учитывать риск недостаточной ликвидности, когда недостает высоколиквидных средств для погашения обязательств, и риск излишней ликвидности, когда из-за избытка высоколиквидных активов, которые, как правило, являются низко доходными, происходит потеря прибыли для предприятия.

Наряду с абсолютными показателями для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия рассчитывают следующие показатели:

-коэффициент текущей ликвидности;

-коэффициент быстрой ликвидности;

-коэффициент абсолютной ликвидности.

Данные показатели представляют интерес не только для руководства предприятия, но и для внешних субъектов анализа: коэффициент текущей ликвидности представляет интерес для поставщиков сырья и материалов, коэффициент быстрой ликвидности- для банков, коэффициент абсолютной ликвидности для инвесторов(таблица 3.7).

                                                                                                                  Таблица 3.7

Анализ платежеспособности

Показатели

На начало года

На конец года

изменение

Коэффициент абсолютной ликвидности

Ка/л=наиболее ликвидные активы/наиболее срочные обязательства

0,133

0,194

0,061

Коэффициент быстрой ликвидности

Ккр= наиболее ликвидные активы + дебиторская задолженность/наиболее срочные обязательства

0,87

0,90

0,3

Коэффициент текущей ликвидности

Ктл=оборотные активы/ наиболее срочные обязательства

4,72

4,93

         0,21
    продолжение
–PAGE_BREAK–

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кобс.л)

Ка/л1=354/1473=0,133

            Ка/л2=513/2650=0,194

           Δ Ка/л=0,194-0,133=0,061

Уровень коэффициента абсолютной ликвидности  характеризует возможность предприятия мобилизовать денежные средства, для покрытия краткосрочной задолженности ипоказывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина тем больше гарантия погашения долгов. В зависимости от величины коэффициента абсолютной ликвидности принято различать кредитоспособное предприятие при Ка/л от 0,2 до 0,5.  В нашем случае на начало года значение коэффициента очень мало, но к концу года значение увеличивается на 0,061.

Можно сказать, что главными причинами не обеспечения ликвидности и кредитоспособности предприятия являются наличие дебиторской задолженности, нарушение обязательств перед клиентами, накопление избыточных производственных и материальных запасов, низкая эффективность хозяйственной деятельности, замедление оборачиваемости оборотных средств.

Коэффициент быстрой ликвидности

Ккр1=354+930/1473=0,87                             ΔКкр=0,90-0,87=0,3

Ккр2= 513+2374/2650=0,90

Нормативное значение коэффициента должно быть >1, в нашем случае коэффициент меньше единицы, к концу года показатель увеличивается на 0,3 но все еще меньше нормативного значения, и основная доля ликвидных средств составляет дебиторская задолженность.

Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов)- он показывает, в какой степени активы покрывают все оборотные активы, чем больше величина этого запаса, тем больше и уверенность у кредиторов, что долги будут погашены.

Ктл1=354+930+3632+2041/1473=4,72                                            

Ктл2=513+2374+6873+3325/2650=4,93

Δ  Ктл=4,93-4,72=0,21

Удовлетворяет обычно коэффициент >1. В нашем случае его величина на начало года 1,24 к концу года идет незначительное увеличение на 0,21, но даже незначительное увеличение дает надежду на улучшение платежеспособности предприятия.

Ухудшение финансового состояния предприятия сопровождается истощением собственного капитала и неизбежными долгами. Тем самым, падает финансовая устойчивость, т.е. финансовая независимость предприятия, способность маневрировать собственными средствами, достаточная финансовая обеспеченность бесперебойного процесса деятельности.

При возникновении договорных отношений между предприятиями у них появляется обоюдный интерес к финансовой устойчивости друг друга, как критерию надежности партнера.

Итак, финансово-устойчивым является такое предприятие, которое за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам.

Если, как в нашем случае, коэффициент текущей ликвидности и доля собственного оборотного капитала в формировании оборотных активов меньше нормативной, но наметилась тенденция роста этих показателей, то определяется коэффициент восстановления платежеспособности (Кв.п) за период, равный шести месяцам:
                                                    Ктл2+6/Т(Ктл2-Ктл1)

                                        Кв.п=             Ктл норм
Где, Ктл1, Ктл2, Ктл норм. — значения коэффициента текущей ликвидности соответственно на начало года, на конец года и нормативное,

      Т –  продолжительность отчётного периода (12 мес.)

 Кв.п= 4,93+9/12 (4,93-4,72)/ 2=4,93+0,16/2=2,55

         Поскольку Кв.п >1, то у предприятия  есть возможность восстановить платёжеспособность в течение 9 месяцев.

2.2 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы, а следовательно и на финансовое состояние предприятия оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности.

Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в оборотных активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям, либо об увеличении объема продаж, либо неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. Сокращение периода ее погашения. Если же дебиторская задолженность уменьшается в связи с уменьшением отгрузки продукции, то это свидетельствует о снижении деловой активности предприятия. Следовательно, рост дебиторской задолженности не всегда оценивается отрицательно, а снижение — положительно.

Рассмотрим имеющиеся данные о хозяйственной деятельности предприятия. При этом в настоящей работе мы не приводим полностью бухгалтерский баланс ООО “Радуга плюс” за 2008 г. вследствие того, что в настоящей работе мы концентрируем свое внимание исключительно на данных о дебиторской и кредиторской задолженности( Приложение 7).

                                                                                                                      Таблица 3.2

Анализ состава динамики и структуры  задолженности

Вид задолженности

На начало года               

На конец года

изменение

тыс.руб.

Удельный вес, %

Тыс.руб.

Удельный вес, %

в тыс.руб.

В %

1

2

3

4

5

6

7

Дебиторская задолженность

Краткосрочная всего

930

2374

-1444

В том числе

Расчеты с покупателями и заказчиками

811

87,20

2095

88,25

-1284

1,05

Авансы выданные

прочая

119

12,80

279

11,75

-160

1,05

Долгосрочная- всего

                      

В том числе:

Расчеты с покупателями и заказчиками

Авансовые выданные

прочая

итого

930

100

2374

100

-1444

2,1

1

2

3

4

5

6

7

Кредиторская задолженность

Краткосрочная -всего

2373

64,85

2650

71,62

-277

6,77

В том числе

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

1323

55,75

2315

87,37

-992

-31,62

Авансы полученные

47

1,98

65

2,46

-18

-0,48

Расчеты по налогам и сборам

14

0,59

64

2,42

-50

-1,83

Кредиты

900

37,93

900

37,93

Займы

прочая

89

3,75

205

7,75

-166

-4
Долгосрочная -всего
1286

35,15

1050

28,38

236

6,77

В том числе:

Кредиты

займы

1286

35,15

1035

28,38

236

6,77

Итого

3659

100

3700

100

-41

    продолжение
–PAGE_BREAK–