Учет и оценка факторинговых операций

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯАКАДЕМИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Учет и оценка активовбанка
На тему: Учет и оценка факторинговыхопераций
 Выполнил: Василенко А. И.
Студентка группы Ф-51
Факультет: Экономика и управление
Руководитель: Султанов Б. В.
«___»_______________2007Сергиев Посад
2007
Содержание
Введение……………………………………………………………………………4
Глава1. Факторинг, как особая форма кредитования………………….………6
1.1.        Сущность факторинга. Его отличие откредитования…………………..6
1.2.        Функции факторинга………………………………………………………8
1.3.        Виды факторинговых услуг………………………………………………13
1.4.        Правовое регулирование взаимоотношенийучастников факторинга в РФ…………………………………………………………………………..15
Глава2. Учет и оценка факторинговых операций………….…………………21
2.1.        Стоимость факторингового обслуживания иее тенденции……………21
2.2.        Расчет стоимости факторинговогообслуживания………………………24
2.3.        Бухгалтерский учет приобретения банком права требования подоговору факторинга………………………………………………..……27
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35

Введение
Внастоящий момент развитие российского рынка товаров и услуг привело к усилениюконкуренции и серьезной борьбе за каждого клиента. Продавцам всё чащеприходится привлекать покупателей снижением цены на товар, скидками, бесплатнойдоставкой, бонусами, розыгрышами призов и прочими льготными условиями. Встандартную практику взаимоотношений входит и отсрочка платежа за продаваемыйтовар и оказываемые услуги. Однако, этот широко распространённый способ работыс покупателями имеет и свои недостатки. Предложив отсрочку платежа, предприятиефактически оказывается кредитором покупателя, что непременно сказывается накассовых разрывах и нехватке оборотных средств. А при неоплате товарапокупателем в срок, ставится под угрозу дальнейшие отношения продавца со своимипартнёрами, а это может серьёзно отразиться на его бизнесе в целом. Появлениетакого рода проблем и послужило причиной возникновения факторинга.
Факторинг,как и многие другие финансовые инструменты пришел в Россию с Запада. Этоанглийское слово factoring идет от factor (фактор) — комиссионер, агент,посредник.
Первоначальнофакторинг возник как операция специализированных торговых посредников, а затемприобрел форму кредитования. Он был известен ещё в XVI-XIII вв. Но только в60-е годы ХХ в. факторинговые операции пришли на смену коммерческому кредиту ввексельной форме и стали широко применяться для обслуживания процессареализации продукции.
Внаше время факторинг весьма актуален, т.к. является инструментом краткосрочногопривлечения ресурсов и финансирования продаж. Компании, занимающиесяреализацией товаров (работ, услуг), часто оказываются перед дилеммой: еслипродавать свою продукцию только по предоплате, то можно отпугнуть многих потенциальныхпокупателей, а если на условиях отсрочки платежа, то можно лишитьсязначительного объема оборотных средств, необходимых для финансирования текущейдеятельности. Эту проблему можно решить с помощью краткосрочного кредита либофакторинга.
Необходимоотметить, что факторинг способен удовлетворить потребности каждого егоучастника.  Покупателю необходимаотсрочка, пусть даже с небольшой наценкой. Поставщику – быстрая оборачиваемостьденег и увеличение рынка сбыта путем предложения конкурентных условий покупателям.Банку – размещение своих средств с четко просчитываемыми рисками. Но факторинг– это никак не скупка любых долгов, хотя некоторые клиенты сознательно уступаютбезнадежные долги. Таким образом, если поставщик заинтересован в стратегическомсотрудничестве с покупателем, то и с фактором устанавливаются длительныеналаженные отношения.

Глава1. Факторинг, как особая форма кредитования

1.1.             Сущность факторинга. Его отличие откредитования

Факторинг(англ. factoring)– разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованиемоборотного капитала клиента, вид финансовых услуг, оказываемых коммерческимибанками, их дочерними фактор-фирмами мелким и средним фирмам (клиентам). Сутьуслуг состоит в том, что фактор-фирма приобретает у клиентов право на взысканиедолгов и частично оплачивает клиентам требования к их должникам в размере70-90% от суммы требования до наступления срока платежа по нему. Остальнаячасть долга за вычетом процентов возвращается клиентам после погашениядолжником всего долга. В результате клиент фактор-фирмы получает возможностьбыстрее возвратить долги, за что он выплачивает факторингофой фирмеопределенный процент. При осуществлении факторинга клиент передает свое правополучения долга фактор-фирме.
Основныеотличия факторинга от кредитования можно отобразить следующем образом (таб. 1):
Таблица1. Основные отличия факторинга от кредитования
Условия договора
Договор кредитования
Договор факторинга
Срок, на который выдаются банковские средства
фиксированный
На срок фактической отсрочки платежа покупателя банку
Срок выплаты банковских средств
В обусловленный договором день
В день поставки товара
Обеспечение (залог)
Требуется
Не требуется
Сумма
Заранее обусловлена
Не ограничена и может увеличиваться по мере роста объема продаж клиента
Условия получения средств
При оформлении каждого кредита нужно предоставлять большое количество документов
Заключив договор один раз, поставщик получает деньги при предоставлении накладной и счета-фактуры
Возможность продления договора
Погашение донного кредита не гарантирует получение следующего
Может длиться бессрочно
Дополнительные услуги
Банк не оказывает заемщику дополнительных услуг
Сопровождается управлением дебиторской задолженностью

Факторинг – это комплекс финансовых услуг,оказываемых компаниям-оптовым поставщикам товаров и услуг, имеющий бессрочныйхарактер и стратегический интерес как для последних, так и для финансирующейстороны. В соответствии с законодательством РФ сегодня факторинговые услугимогут оказывать пока только банки. Суть данного комплекса услуг заключается впредоставлении банком трех видов сервиса торговым, производственным и сервиснымкомпаниям, то есть поставщикам:
1. финансирование оборотных средств;
2. покрытие ряда рисков, имеющих местов торговых операциях компаний;
3. административное управлениедебиторской задолженностью.
Предоставление данных услуг иявляется основными функциями факторинга.
1.2.Функции факторинга
Врамках функции финансирования факторинг гарантирует бесперебойноеобеспечение торгующей компании оборотными средствами сразу после поставки. Всоответствии с договором факторингового обслуживания, заключаемым между банкоми поставщиком, а также 24 и 43 главой Гражданского кодекса РФ, поставщик(клиент) уступает банку (финансовому агенту) право денежного требования посвоим поставкам в адрес оговоренного ряда покупателей, а банк обязуетсяоплатить эти поставки.
Различныефинансовые институты по-разному трактуют понятие оплаты поставок клиента ифакторинга в целом. Некоторые банки приобретают денежные требования по ценезначительно ниже их номинала, например за 80%. В этом случае факторинг сводитсяк простому дисконтированию долгов дебиторов клиента перед последним. То естьстоимость услуги в данном случае составляет 20% от оборота. Такой подход банкак пониманию факторинга лишь толкает поставщика к передаче банку заведомонедоброкачественной дебиторской задолженности (сомнительной или безнадежной).
Болеепрогрессивный подход заключается в том, что банк обязуется выплачиватьопределенную сумму от номинала поставки (как правило большую, например, до 85%)в виде авансового платежа сразу после фактической отгрузки, а остатоксредств (от 15% соответственно, за вычетом комиссии) поставщик получает отбанка на свой расчетный счет по мере того, как покупатель фактически оплатитпоставку на специально открываемый банком транзитный (факторинговый) счет. Вданном случае банк выступает в качестве лица, авансирующего товарный кредит,предоставляемый поставщиком покупателю с последующим возвратом ему остаткасуммы поставки.
Таким образом, поставщик получаетвозможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежнойдисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств избанка против акцептованных товарно-транспортных документов по поставкам сотсрочками платежа.
При факторинге помимофинансирования оборотных средств банк покрывает значительную часть рисковпоставщика, в частности:
·   кредитные риски;
·   валютные риски;
·   процентные риски;
·   ликвидные риски.
Подкредитными рисками в данном случае понимаются риски компаний, связанныес неоплатой поставок с отсрочками платежей. При факторинговом обслуживании (приналичии в договоре факторинга оговорки об отсутствии у банка права регресса кпоставщику) поставщик, получая средства от банка в счет очередной поставки сотсрочкой платежа, передает банку право требования платежа по этой поставке.Таким образом, банк, осуществив финансирование поставки и не имея поставщика вкачестве своего дебитора (дебитором банка становится покупатель поставщика),при неоплате данной поставки покупателем вовсе несет убытки в части авансовогоплатежа поставщику самостоятельно. Таким образом, покрываются кредитные рискипоставщика по поставкам с отсрочкой платежа при факторинговом обслуживании.
Покрытиевалютных рисков поставщика подразумевает возможность немедленноконвертировать денежные средства, полученные от банка в качестве авансовогоплатежа по поставке, под оплату валютного контракта. Этот аспект факторинговыхуслуг принципиален для тех компаний, которые имеют валютную составляющую впродаваемом ими товаре. Функция покрытия валютных рисков в рамках факторингапозволяет поставщикам не использовать типичные методы хеджирования этих рисковпосредством повышения рублевой цены на размер возможной девальвации рубля запериод оборачиваемости поставки или за счет выставления отпускных цен втоварно-транспортных документах и счетах-фактурах в условных единицах.Освободив себя от необходимости применять такие непопулярные среди покупателеймеры и, в то же время, оградив себя от валютных рисков за счет факторинга,поставщик получает дополнительные конкурентные преимущества на рынке.
Прифакторинге поставщик покрывает так называемые процентные риски. Этириски возникают у компаний, строящих свой бизнес на сторонних (заемных ипривлеченных) оборотных средствах. При резком изменении рыночной стоимости этихсредств происходит дополнительное давление на цену товара поставщика (за счетудорожания кредита растет себестоимость товара/услуги). При факторинге какправило банк гарантирует поставщику, что стоимость денежных ресурсов,предоставляемых последнему, будет оставаться неизменной в течение довольнодлительного периода времени (например полгода или год). Этот аспектфакторингового обслуживания является дополнительным стабилизирующим факторомдля бизнеса поставщика.
Ликвидныериски представляют собой рискивозникновения кассовых разрывов, недостатка средств для покрытия важных текущихзатрат и т.п. Кассовые разрывы происходят у поставщиков при несовпаденииденежных потоков, получаемых от покупателей в счет осуществленных поставок, ипотоков средств, которые необходимо направлять на погашение собственнойкредиторской задолженности поставщика (например, при значительных просрочкахоплаты поставок покупателями). При факторинге поставщик получает средства попоставке от банка практически в момент поставки, поэтому ликвидные рискипоставщика становятся заботой банка.

Врамках функции управления дебиторской задолженностью Банк ведет учет состоянияи движения дебиторской задолженности поставщика. При этом банк регулярнопредоставляет поставщику отчеты по ряду позиций состояния дебиторскойзадолженности, например:
1.                     Отчето переводе средств продавцу;
2.                     Отчето состоянии просроченной задолженности;
3.                     Отчето поставках, зарегистрированных за период;
4.                     Отчето статистике платежей дебиторов;
5.                     Отчето поступлении средств от дебиторов;
6.                     Отчетоб использовании Закупочных лимитов (в случае выплаты досрочных платежей);
7.                     Отчето перечислении сумм финансирования (в случае выплаты досрочных платежей) и т.п.
Помимоработы по контролю за дебиторской задолженностью поставщика банк по меренеобходимости контактирует с его покупателями (например, при приближениикритических сроков просрочки оплаты поставки).
Такимобразом, осуществляя административное управление дебиторской задолженностьюпоставщика, банк освобождает поставщика от массы работы по отслеживанию своейдебиторской задолженности. Принимая от банка исчерпывающую информацию о еесостоянии, достаточную для принятия управленческих решений, сотрудникикомпании-поставщика получают возможность сконцентрировать свои усилия наразвитии производства, сбыта, изучении рынков, решении хозяйственных,организационных и других важных вопросов.
Вкачестве неотъемлемой услуги в рамках административного управления дебиторскойзадолженностью выступает предоставление поставщику программного обеспечения,позволяющего управлять информационными потоками между банком и поставщиком.
Результатыиспользования факторинговой технологии в бизнесе торгующей компании очевидны.Финансовым результатом внедрения факторинга в торговый процесс оптовогопоставщика становится ускорение оборачиваемости оборотных средств и,следовательно, сокращение потребности в них. Поскольку при финансированиипоставщика в рамках факторинга последний фактически не становится заемщиком (вотличие от случая с кредитом), в его балансе не возникает кредиторскойзадолженности. Таким образом, оставаясь “чистым” от долгов, по меренеобходимости поставщик сможет смело претендовать на дополнительноефинансирование, например, в форме кредитной линии или овердрафта как вбанке-факторе, так и в любом другом банке. Имущество, товар, запасы сырья ипрочие активы сохраняют свою функцию быть потенциальным залогом для обеспеченияэтих кредитов. Покрытие значительной части рисков, банковский контроль залимитами товарных кредитов поставщика обеспечивают его финансовую устойчивость.
Коммерческийрезультат выражается, в частности, в возможности постоянного поддержания всейнеобходимой номенклатуры товарного ассортимента в количестве, достаточном дляполноценного обеспечения спроса покупателя. Возможность получать средства попоставке сразу после отгрузки за счет банка позволяет предложить покупателюболее льготные условия покупки (например, повысить лимит товарного кредита, илиувеличить отсрочку платежа и т.п.). Что в свою очередь может сказаться на ростеобъемов сбыта по имеющимся покупателям и в привлечении новых покупателей, атакже в установке долгосрочных деловых связей с ними.

1.3.Виды факторинговых услуг
В мировой практикесуществуют следующие виды факторинговых операций:
•  факторинг с финансированием и безфинансирования;
•  открытый и закрытый (конфиденциальный)факторинг;
•  без права регресса и с правом регресса;
•  внутренний и международный и т.д.
При факторинге сфинансированием клиент (поставщик товара) уступаетфактору-посреднику право последующего получения плате­жей от покупателей.Обычно клиенты получают от фактора 80—90% стоимости отгруженной продукции.Таким образом, фактор-посред­ник предоставляет клиенту кредит в виде досрочнойоплаты постав­ленных товаров.
Резервные 10—20%стоимости отгрузки клиенту не выплачивают­ся, а бронируются на определенномсчете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ценеи возмещаются по­ставщику в дальнейшем в момент поступления платежа за товар.Получение такой услуги отвечает потребностям предприятия, так как позволяет емупревратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и наэтой основе ускорить движение капитала, сократить неплатежи.
За свои услугифактор-посредник получает: комиссионные за ин­кассацию счетов (обычно это0,75—3% стоимости сделки); процент по факторинговому кредиту, который взимаетсяв течение срока от даты предоставления кредита до поступления средств за этупродук­цию от покупателя. В мировой практике этот процент обычно на 1—2 пунктавыше учетной ставки.
Под факторингом безфинансирования понимают инкассирование фактором-посредникомдебиторских счетов клиента. В этом случае клиент факторинговой компании илибанка, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю черезфактора-посредника, за­дача которого состоит в получении причитающихся в пользуклиента платежей в сроки, согласованные клиентом (поставщиком) и покупа­телем вхозяйственном договоре.
Открытый факторинг— это вид факторинга, прикотором пла­тельщик (должник) уведомляется об участии в расчетах фактора-посредника.Оповещение осуществляется путем записи да счете-факту­ре о направлении платежав адрес фактора.
При закрытом, иликонфиденциальном, факторинге покупатель во­обще не уведомляется опереуступке поставщиком требований факто­ру-посреднику. В этом случае должникведет расчеты с самим постав­щиком, а последний после получения платежа долженперечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения — кредита.
Факторинг без праварегрессаозначает, что фактор-посредник при неоплате покупателемсчетов в течение определенного срока (обычно от 36 до 90 дней) должен оплатитьвсе издержки по взысканию долга в пользу кредитора (поставщика). В этом случаепоставщик не несет риска по проданной им фактору дебиторской задолженности.
В договоре между клиентоми фактором-посредником может пре­дусматриваться и право регресса, т.е.право возврата фактором клиенту неоплаченных покупателем счетов с требованиемпогашения кредита. На практике факторинг с правом регресса применяется крайнередко. Факторинговые фирмы, как правило, весь риск неплатежа покупате­ля берутна себя.
Различают факторингвнутренний, когда поставщик, его клиент и банк, осуществляющийфакторинговые операции, находятся в преде­лах одной страны. При экспортном(международном) факторинге по­ставщик, его клиент и банк,осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах. Как правило,экспортер заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуетсяуступать фактору дебиторскую задолженность всех или определенного кругапокупателей.
Факторинг также можетбыть конвенционным – система, включающая бухгалтерское, сбытовое,транспортное, страховое, кредитное и юридическое обслуживание клиентов.
1.4. Правовое регулированиевзаимоотношений участников факторинга в РФ
В факторинговых операциях участвуюттри стороны:
1) факторинговая компания (факторинговыйотдел банка) – финансовый агент;
2) клиент-кредитор (поставщиктовара);
3) предприятие-покупатель, т.е.потребитель товара.
Согласно законодательству РФ факторинг является финансированием подуступку денежного требования (п. 1 ст. 824 ГК РФ). Взаимоотношения междуучастниками факторинговых операций в РФ регламентируются законодательством РФ,в частности Главой 43 ГК РФ, и договором факторингового обслуживания.
На данный момент российскоезаконодательство неоднозначно трактует понятие финансового  агента. Согласно ГК РФ в качестве финансовогоагента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключатьбанки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации,имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида. Однакодо сих пор нет ни одного нормативного документа, регулирующего лицензированиефакторинга в коммерческих организациях, в то время, как банковские операции, втом числе и финансирование под уступку денежного требования, закреплены в ФЗ «Обанках и банковской деятельности». Таким образом, с целью избежания правовыхпроблем, факторингом занимаются исключительно банки.
Услуги факторингового обслуживанияоказываются на договорной основе. Для начала работы с потенциальным клиентомбанк собирает сведения, как о самом поставщике, так и о покупателе. Рассмотримтребования, предъявляемые к клиентам и этапы факторинговой сделки на примеребанка ЗАО «Национальная Факторинговая Компания».
Шаг 1. В первую очередь клиентпредставляет в банк анкету-заявку с информацией о себе.
Шаг 2. Послеготовиться пакет документов, необходимый для заключения договора факторинга. Документы, предоставляемые поставщиком фактору длязаключения договора факторинга:
1. Копия устава.
2. Копиясвидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лицо юридическом лице.
3. КопияПротокола Общего собрания учредителей либо Решения Собрания акционеров оназначении Генерального директора.
4. Копияфинансовой отчетности за последний год и на две последние отчетные даты сотметкой налоговой инспекции компании, включающая:
— Бухгалтерский баланс — форма №1
— Отчет о прибылях и убытках — форма №2
— Приложение к балансу — форма №5 (для Акционерных обществ)
— Расшифровка Дебиторской и Кредиторской задолженности на последнюю отчетнуюдату с указанием Наименование Дебитора/Кредитора/Сумма задолженности/Суммызадолженности свыше 3-х месяцев.
5. Переченьпокупателей, с которыми планируется работа по факторингу, с указанием названиядебитора, его юридического и фактического адреса, ИНН, телефона и ФИОруководителя.
6. Типовойдоговор поставки, используемый при поставках с отсрочкой платежа.
7. Анкетапоставщика (с обязательным заполнением всех пунктов).
8. Доверенностьна лицо, подписывающее договор факторинга (в том случае, если договорподписывает уполномоченное лицо, действующее не на основании Устава).
9. Копиялицензии, в случае если деятельность компании подлежит обязательномулицензированию.
10. Копиясвидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица поместу нахождения на территории РФ.
11. Копияинформационного письма Госкомстата об учете в ЕГРПО (с указанием всех кодов всоответствии с общероссийскими классификаторами).
Все копиидокументов в обязательном порядке должны быть заверены оригинальной печатью иподписью уполномоченного лица Вашей компании.
 
На каждогодебитора, который переводится на факторинговое обслуживание, единождыпредоставляются следующие документы:
1.      Копия договора-поставки (действующий договор должен предусматриватьфиксированную отсрочку платежа).
2.      Оригинал Извещения о покупателе.
3.      Оригинал Уведомления дебитора об уступке денежных требований Банку(подписывается дебитором и заверяется его печатью).
4.      Копия свидетельства о внесении в Единый государственный реестр.
Шаг 3. После проверки предоставленных документов и анализа качествадебиторской задолженности заключается договор. Виды и содержание договоров пофакторинговым услугам могут быть самыми разнообразными в зависимости от потребностейклиента – договор на аутсорсинг, на коллекторские услуги, международный договорфакторинга и прочее.
В договоре указываются:
1.  реквизиты сторон;
2.  предмет договора;
3.  покупатели, требования которых будутпереуступаться;
4.  контрольная сумма переуступаемыхтребований;
5.  предельная сумма аванса;
6.  процентная ставка за кредит;
7.  процент комиссионного сбора заобработку счетов-фактур;
8.  дополнительные виды услуг, получаемыепоставщиком;
9.  предельные суммы по операциямфакторинга и метод их расчета;
10.меры, принимаемые для полученияплатежа с неаккуратного плательщика;
11.право регресса (право обратноготребования к поставщику);
12.сроки заявления претензий и жалоб нафакторинговый отдел;
13.ответственность сторон за нарушениеусловий договора;
14.предельный срок платежа дляпокупателя;
15.порядок завершения факторной сделки;
16.условия расторжения договора;
17.срок действия договора.
Действие факторингового соглашения (договора) может быть, прекращено:
·     по взаимному соглашению сторон;
·     по желанию поставщика;
·     по желанию факторингового отдела. Приэтом стороны уведомляют друг друга в сроки, указанные в договоре;
·     при фактической или возможнойнеплатеж