Учет материальных запасов и расчет с поставщиками в бюджетных организациях

–PAGE_BREAK–1.                                УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

1.1 Ма т е р и а л ь н ы е  з а п а с ы,  и х  к л а с с и ф и к а ц и я

К материальным запасам относятся:

предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;

предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с классификацией ОКОФ;

готовая продукция.

Для правильной организации учета материалов важное значение имеют их классификация, оценка и выбор единицы учета.

Классификация материалов в бюджетных организациях положена в основу их учета по синтетическим счетам. С этой целью материальные запасы подразделяют на медикаменты и перевязочные средства; продукты питания; горюче-смазочные материалы; строительные материалы; мягкий инвентарь; прочие материальные запасы; готовую продукцию.

Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).

В состав фактической стоимости материальных запасов, приобретенных за плату, включают: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей; таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора; суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки; суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием); иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Фактическая стоимость материальных запасов определяется с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия материальных запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов; материальных запасов, полученных учреждением по договору дарения, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, — исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также из сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Безвозмездное поступление материальных запасов от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (а также от государственных и муниципальных организаций), между учреждениями разных уровней бюджетов, а также между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, осуществляется по фактической стоимости, а также с учетом сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Материальные запасы, не принадлежащие учреждению, но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в размере стоимости, предусмотренной в договоре.

Оценка материальных запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в валюте Российской Федерации путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.

Списание (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости.

Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, и поступивших запасов в течение текущего месяца на дату списания (отпуска).

Наряду с определением учетной цены важно установить единицу учета материальных ценностей. Такой единицей является каждый вид, сорт, марка, размер материалов, т.е. каждый номенклатурный номер.
    продолжение
–PAGE_BREAK–1.2 С и н т е т и ч е с к и й  у ч е т  м а т е р и а л ь н ы х  з а п а с о в

Для учета материальных запасов, предназначенных для использования в процессе деятельности учреждения, а также для перепродажи, предназначен счет 010500000 «Материальные запасы».

Учет материальных запасов ведется на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета:

010501000 «Медикаменты и перевязочные средства»;

010502000 «Продукты питания»;

010503000 «Горюче-смазочные материалы»;

010504000 «Строительные материалы»;

010505000 «Мягкий инвентарь»;

010506000 «Прочие материальные запасы»;

010507000 «Готовая продукция».

На счете 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства» учитываются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т.п. в больницах, лечебно-профилактических, лечебно-ветеринарных и других учреждениях.

На счете 010502000 «Продукты питания» учитываются продукты питания, продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание и т.д.

Счет 010503000 «Горюче-смазочные материалы» предназначен для учета всех видов топлива, горючего и смазочных материалов: дров, угля, торфа, бензина, керосина, мазута, автола т.д.

На счете 010504000 «Строительные материалы» учитываются все виды строительных материалов:

силикатные материалы (цемент, песок, гравий, известь, камень, кирпич, черепица), лесные материалы (лес круглый, пиломатериалы, фанера и т.п.), строительный металл (железо, жесть, сталь, цинк листовой и т.п.), металлоизделия (гвозди, гайки, болты, скобяные изделия и т.п.), санитарно-технические материалы (краны, муфты, тройники и т.п.), электротехнические материалы (кабель, лампы, патроны, ролики, шнур, провод, предохранители, изоляторы и т.п.), химико-москательные (краска, олифа, толь и т.п.) и другие аналогичные материалы; готовые к установке строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы); оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической системы (отопительные котлы, радиаторы и т.п.);

оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включается и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительства.

На счете 010505000 «Мягкий инвентарь» учитываются следующие виды мягкого инвентаря:

белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);

постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.);

одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.);

обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.);

спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.);

прочий мягкий инвентарь.

На счете 010506000 «Прочие материальные запасы» учитываются материальные запасы:

специальное оборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для обеспечения выполнения условий договоров, до передачи его в научное подразделение;

молодняк всех видов животных и животные на откорме, птицы, кролики, пушные звери, семьи пчел независимо от их стоимости;

приплод молодняка при наличии в учреждениях рабочего скота;

посадочный материал;

реактивы и химикаты, стекло и химпосуда, металлы, электроматериалы, радиоматериалы и радиодетали, фотопринадлежности, подопытные животные и прочие материалы для учебных целей и научно-исследовательских работ, драгоценные и другие металлы для протезирования, а также инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов;

хозяйственные материалы (электрические лампочки, мыло, щетки и др.), используемые для текущих нужд учреждений, канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, ручки, стержни и др.);

посуда;

возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики, банки стеклянные, бутылки и т.п.), как свободная (порожняя), так и находящаяся с материальными ценностями;

корма и фураж (сено, овес и другие виды кормов и фуража для животных), семена, удобрения;

книжная, иная печатная продукция, в том числе печатная сувенирная продукция, предназначенная для продажи, кроме библиотечного фонда и бланочной продукции;

запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в машинах и оборудовании, транспортных средствах, объектах производственного и хозяйственного инвентаря;

материалы специального назначения;

иные материальные запасы.

Счет 010507000 «Готовая продукция» предназначен для учета изготовленной в учреждениях продукции в рамках предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.

Операции по принятию к учету материальных запасов оформляются следующими бухгалтерскими записями.

Приобретение и безвозмездное получение материальных запасов отражается по дебету счетов 010501340 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств», 010502340 «Увеличение стоимости продуктов питания», 010503340 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов», 010504340 «Увеличение стоимости строительных материалов», 010505340 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря», 010506340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счетов 020822660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материалов», 030404340 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов» (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов, в том числе по централизованному снабжению), 040101180 «Прочие доходы» (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов одного уровня, от государственных и муниципальных организаций), 040101151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (в рамках движения объектов между учреждениями бюджетов разных уровней).

При оприходовании материальных запасов на основании фактической стоимости, сформированной при их приобретении и (или) безвозмездном получении в рамках нескольких договоров, изготовлении хозяйственным способом, дебетуют соответствующие счета аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» (010501340-010506340) и кредитуют счет 010604440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)».

Оприходование материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения, отражается по дебету счетов 010501340 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств», 010502340 «Увеличение стоимости продуктов питания», 010503340 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов», 010504340 «Увеличение стоимости строительных материалов», 010505340 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря», 010506340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» и кредиту счета 040101172 «Доходы от реализации активов».

Излишки материальных ценностей, выявленные при инвентаризации, принимают на учет по дебету счетов 010501340 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств», 010502340 «Увеличение стоимости продуктов питания», 010503340 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов», 010504340 «Увеличение стоимости строительных материалов», 010505340 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря», 010506340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» и кредиту счета 040101180 «Прочие доходы» (на стоимость излишков по рыночным ценам).

Приобретение спецоборудования для выполнения научно-исследовательских работ по договорам отражают по дебету счета 010506340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» и кредиту счета 030222730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов». Спецоборудование, не возвращенное заказчику после завершения темы и используемое в качестве материалов, принимается на учет по рыночной стоимости по дебету счета 010506340 с кредита счета 040101180 «Прочие доходы». Одновременно производится запись по списанию этого оборудования с забалансового счета 12 «Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками».

При списании материальных запасов осуществляют следующие бухгалтерские записи.

Списание израсходованных материальных запасов, потерь в объеме норм естественной убыли материальных запасов, а также пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря и посуды на основании оправдательных документов отражается по дебету счетов 040101272 «Расходование материальных запасов», 010604340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» и кредиту счетов 010501440 «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств», 010502440 «Уменьшение стоимости продуктов питания», 010503440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов», 010504440 «Уменьшение стоимости строительных материалов», 010505440 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря», 010506440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов».

Списание израсходованных материальных запасов, а также естественной их убыли на основании оправдательных документов отражается по дебету счета 040101272 «Расходование материальных запасов» и кредиту счетов 010501440 «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств», 010502440 «Уменьшение стоимости продуктов питания», 010503440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов», 010504440 «Уменьшение стоимости строительных материалов», 010505440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов».

Передача материальных запасов для изготовления нефинансовых активов отражается по дебету счетов 010601310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства», 010602320 «Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы», 010603340 «Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы», 010604340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» и кредиту счетов 010501440 «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств», 010502440 «Уменьшение стоимости продуктов питания», 010503440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов», 010504440 «Уменьшение стоимости строительных материалов», 010505440 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря», 010506440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов».

При реализации материальных запасов они списываются в дебет счета 040101172 «Доходы от реализации активов» с кредита счетов 010501440 «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств», 010502440 «Уменьшение стоимости продуктов питания», 010503440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов», 010504440 «Уменьшение стоимости строительных материалов», 010505440 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря», 010506440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов». Начисление доходов от реализации по цене реализации отражают по дебету счета 020509560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов» и кредиту счета 040101172 «Доходы от реализации активов».

Списание недостач и потерь от порчи материальных запасов, принятых за счет учреждения, отражается по дебету счета 040101172 «Доходы от реализации активов» и кредиту счетов 040501440 «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств», 010502440 «Уменьшение стоимости продуктов питания», 010503440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов», 010504440 «Уменьшение стоимости строительных материалов», 010505440 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря», 010506440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов» (по балансовой стоимости).

Списание потерь материальных запасов, отнесенных за счет виновных лиц, оформляется следующими двумя бухгалтерскими записями: начисление доходов по платежам в бюджет в связи с недостачей, хищениями, отнесенными за счет виновных лиц по рыночной стоимости, отражают по дебету счета 020904560 «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов» и кредиту счета 040101172 «Доходы от реализации активов»; списание с баланса стоимости материальных запасов учитывают по дебету счета 040101172 и кредиту счетов 010501440-010506440.

Вложение объектов материальных запасов в уставной капитал организаций отражается в размере их балансовой стоимости по дебету счета 020402530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» и кредиту счета 010500000 «Материальные запасы» (010501440, 010502440, 010503440, 010504440, 010505440, 010506440, 010507440).

Списание потерь материальных запасов при чрезвычайных обстоятельствах отражается по дебету счета 040101273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту счетов 010501440 «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств», 010502440 «Уменьшение стоимости продуктов питания», 010503440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов», 010504440 «Уменьшение стоимости строительных материалов», 010505440 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря», 010506440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов».

    продолжение
–PAGE_BREAK–1.3 А н а л и т и ч е с к и й  у ч е т  м а т е р и а л ь н ы х  з а п а с о в

Аналитический учет материальных запасов, за исключением посуды, продуктов питания, молодняка животных и животных на откорме, ведется на карточках количественно-суммового учета материальных ценностей.

В заголовной части карточек отражаются наименование учреждения, структурного подразделения; фамилия, имя, отчество материально ответственного лица, номер счета бюджетного учета; наименование продукции (вида оборудования, детали и материала).

В содержательной части указываются дата и номер журнала операции, содержание операции, цена, количество и сумма по дебету, кредиту, остаток (количество и сумма), а в оформительной части — должность, подпись, расшифровка подписи лица, заполнившего карточку, дата.

Аналитический учет продуктов питания ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам. Записи в оборотную ведомость по нефинансовым активам производятся на основании данных накопительной ведомости по приходу продуктов питания и накопительной ведомости по расходу продуктов питания. Ежемесячно в оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца.

Аналитический учет молодняка животных и животных на откорме ведется по видам и возрастным группам (животных на откорме только по видам) в книге учета животных. В книге указываются вид животного, код вида, возрастная группа, код группы, дата и номер журнала операций, дата поступления животного, сведения о животном (откуда поступило, куда выбыло, привес и др.); инвентарный номер; количество, вес; сумма (по дебету и кредиту).

Учет молодняка животных ведется по видам и возрастным группам, а животных на откорме — только по видам, с выделением отдельных листов в книге. Учет обеспечивает возможность получения сведений о поступлении и выбытии, поголовье и живом весе, привесе, приросте животных и проч.

Для учета боя посуды используют книгу регистрации боя посуды. В ней указываются: фамилия, имя, отчество материально ответственного лица, дата открытия и закрытия книги, наименование предмета (битой посуды), количество, должность, подпись, расшифровка подписи должностного лица и подпись, расшифровка подписи главного бухгалтера.

Книга ведется для списания разбитой посуды в учреждениях, имеющих в своем составе столовые и пищеблоки. Записи в книге производятся соответствующими должностными лицами. Постоянно действующая комиссия следит за правильным ведением книги.

Материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в книге (карточке) учета материальных ценностей. В книге (карточке) указываются фамилия, имя, отчество материально ответственного лица и его код; номер склада, стеллажа, ячейки; наименование и код единицы измерения; цена; марка; сорт; профиль; размер; норма запаса; наименование и код материала; дата записи; дата и номер документа; от кого получено и кому отпущено; приход; расход; остаток; контроль (дата выдачи и подпись); результаты проверок (дата проведения проверки, замечания и предложения, должность и подпись проверяющего).

Количество страниц в книге должно быть заверено главным бухгалтером. Бухгалтерия систематически осуществляет контроль за поступлением и расходованием материальных ценностей, находящихся на складе, а также производит сверку данных по учету материалов с записями, ведущимися на складе.

О результатах проверок должны быть сделаны соответствующие записи на отведенной для этого странице в конце книги.

При ограниченном объеме наименований материальных ценностей учет можно вести в карточке учета материальных ценностей.

Предметы мягкого инвентаря маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения, а при выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с указанием года и месяца выдачи их со склада. Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя.

Учет операций по расходу материальных запасов, их выбытию из эксплуатации, перемещению внутри учреждения ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

1.4 У ч е т  в л о ж е н и й  в  м а т е р и а л ь н ы е  з а п а с ы

Учет вложений в материальные запасы осуществляют на счете 010604000 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)». Операции по вложениям в изготовление материалов и готовой продукции, выполнение работ и оказание услуг отражают по дебету счета 010604340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» и кредиту счетов 030201730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате», 030302730 «Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации», 030206730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате коммунальных услуг», 030207730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате арендной платы за пользование имуществом», 030208730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг по содержанию имущества», 030209730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг», 010501440 «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств», 010502440 «Уменьшение стоимости продуктов питания», 010503440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов», 010504440 «Уменьшение стоимости строительных материалов», 010505340 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря», 010506440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов» и других счетов.

Изготовленные материалы на основании актов о приемке материалов (ф. 0315004), требований-накладных (ф. 0315006) отражаются по дебету счетов 010501340 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств», 010502340 «Увеличение стоимости продуктов питания», 010504340 «Увеличение стоимости строительных материалов», 010505340 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря», 010506340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» и кредиту счета 010604440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)».

Выполненные работы и оказанные услуги отражают по дебету счета 040101130 «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг» и кредиту счета 010604440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)».

Изготовленные объекты готовой продукции по фактической себестоимости отражаются по дебету счета 010507340 «Увеличение стоимости готовой продукции» и кредиту счета 010604440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)».

    продолжение
–PAGE_BREAK–1.5 У ч е т  м а т е р и а л о в  в  п у т и

Стоимость материалов, отгруженных поставщиками, но не поступивших к концу отчетного периода в учреждение, при осуществлении расчетов по аккредитиву, а также при движении по централизованному снабжению учитывают на счете 010703000 «Материалы в пути».

Суммы, отраженные на этом счете, должны быть подтверждены оформленными в установленном порядке накладными поставщика, требованием-накладной (ф. 0315006) со штампами транспортного узла (станции, порта и др.), удостоверяющими отправку груза, а при централизованном снабжении — извещениями (ф. 0504805).

На стоимость материалов, не поступивших на отчетную дату, учреждением-получателем дебетуется счет 010703340 «Увеличение стоимости материалов в пути» и кредитуются счета 030404340 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов» и 020106610 «Выбытия средств с аккредитивного счета».

По получении материалов дебетуются счета 010501340 «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств», 010502340 «Увеличение стоимости продуктов питания», 010503340 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов», 010504340 «Увеличение стоимости строительных материалов», 010505340 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря», 010506340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» и кредитуется счет 010703440 «Уменьшение стоимости материальных запасов в пути».

Аналитический учет материалов в пути ведется по отдельным поставщикам на карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.

1.6 О с о б е н н о с т и  у ч е т а  д р а г о ц е н н ы х  м е т а л л о в,        м е д и к а м е н т о в,  т о п л и в а,  г о р ю ч е – с м а з о ч н ы х                   м а т е р и а л о в,  м а л о ц е н н ы х  п р е д м е т о в

В состав драгоценных металлов включают золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лом таких изделий. Драгоценные камни — это природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, жемчуг. Они могут находиться в сыром и обработанном виде, в приборах, оборудовании, инструментах, изделиях технического назначения, а также в ювелирных и иных бытовых изделиях.

Порядок учета драгоценных металлов и камней регламентирован Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, установленными постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. N 731 и Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. N 68н.

В соответствии с указанными нормативными документами организации должны осуществлять оперативный учет драгоценных металлов, содержащихся в составе основных средств, покупных изделий, приборов, полуфабрикатов, материалов, оборудования, в том числе используемых в научной, производственной, строительной и других видах хозяйственной деятельности.

Данные о количестве драгоценных металлов, содержащихся в соответствующих объектах учета, отражаются в первичных учетных документах типовых межведомственных форм на основании сведений о содержании драгоценных металлов, приведенных в технической документации. При отсутствии указанных сведений запись производят на основе аналогов по данным предприятий-разработчиков, изготовителей или по решению инвентаризационной комиссии.

В местах хранения учет драгоценных металлов и камней и содержащих их изделиях ведется в учетных документах строгой отчетности типовых межведомственных форм, которые выдаются материально ответственным лицам под расписку после регистрации в бухгалтерии. При этом книги, журналы и тому подобные учетные регистры постранично пронумеровываются, прошнуровываются, подписываются руководством и скрепляются печатью.

По драгоценным металлам и изделиям из них в учетных регистрах указывают наименование, вид металла (слитки, лента, проволока и т.п.), размер полуфабриката, пробу или процентное содержание в растворе, сплаве и т.п., номер партии, массу в лигатуре, т.е. массу в натуральном выражении сплава, соли, кислоты или других соединений, содержащих драгоценные металлы. По драгоценным камням и изделиям из них в учетных регистрах записывают наименование, назначение, тип, марку, размер и номер изделия, группу, подгруппу, качество, характеристику камней, форму огранки, количество в штуках, массу в каратах.

Инвентаризация драгоценных металлов и камней и изделий из них, а также содержащихся в ломе и отходах проводится не менее двух раз в год по состоянию на 1 января и 1 июля во всех местах хранения и производства. Перед инвентаризацией проводится полная зачистка производственных помещений и технологического оборудования в местах хранения и переработки ценностей, заканчивается обработка всех документов по их приходу и расходу, производятся соответствующие записи в учетных документах и регистрах, выводятся остатки ценностей на день инвентаризации.

Наличие драгоценных металлов и камней и изделий из них определяется исходя из установленных единиц измерения путем взвешивания, обмера, подсчета и т.п. До начала взвешивания весы проверяются на устойчивость, чувствительность и точность службой метрологии, о чем делают запись в соответствующем журнале.

По незавершенному производству масса драгоценных металлов и камней, содержащихся в незавершенном производстве и не поддающихся взвешиванию, определяется по учетным данным по расходу драгоценных металлов и камней на соответствующие детали и изделия или по нормам расхода указанных ценностей на детали и изделия с учетом процента их готовности.

Содержание драгоценных металлов в сплавах, солях, кислотах, растворах, находящихся в опломбированной специальной таре, определяется по данным учетной, технической и иной документации или по данным входного контроля. Наличие драгоценных металлов и камней в составе оборудования и не подлежащих проверке в натуре определяется по учетным данным или технической документации.

Нераспакованные посылки с ценностями вскрываются, и выявленные ценности записываются в присутствии комиссии по количеству и массе в отдельную опись. В отдельной описи отражаются также ценности, поступившие во время проведения инвентаризации, и ценности, принадлежащие другим организациям. Ценности, переданные другим организациям в переработку или находящиеся в пути и отражаемые в учете организации, проверяются по соответствующим документам.

Данные инвентаризации отражают в акте инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них, акте инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них и инвентаризационной описи драгоценных металлов, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и других изделиях. Запись в указанные документы производят по всем реквизитам по местам хранения и использования ценностей, а также материально ответственным лицам. По окончании инвентаризации указанные документы сдаются в бухгалтерию для отражения результатов инвентаризации в учете. При этом по всем выявленным излишкам, потерям и недостачам должны быть получены письменные объяснения от соответствующих работников. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете в течение 10 дней после ее окончания. Расхождения между фактическими и учетными данными регулируются следующим образом:

излишки приходуются с последующим определением причин изменений и их виновников;

недостачи в пределах утвержденных норм потерь списываются на потери производства и расходы учреждения;

недостачи при отсутствии утвержденных норм потерь принимаются в качестве сверхнормативных потерь, кроме потерь при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и ремонтных работ, для которых в отдельных случаях нормы потерь могут не разрабатываться и не утверждаться.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допускается только за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица по ценностям одного наименования. При этом по драгоценным камням под одним и тем же наименованием понимают:

по алмазам — камни одного и того же назначения, смежных размеров, с разницей в массе в пределах точности взвешивания;

по бриллиантам и другим ограненным драгоценным камням — камни смежных характеристик того же размера с разницей в массе в пределах точности взвешивания;

по изделиям с бриллиантами и другими драгоценными камнями — изделия одного назначения с разницей в массе в пределах точного взвешивания;

по инструментам — алмазные инструменты одного наименования и назначения, сходные по формам и размерам.

Если при зачете излишков и недостач от пересортицы размер недостач превышает размер излишков, разницу относят на виновных лиц.

Недостачи и сверхнормативные потери драгоценных металлов и камней не списывают на потери производства промышленной продукции, ювелирных зуботехнических и других изделий, а также на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и ремонтных работ при наличии утвержденных норм расхода.

В состав медикаментов и перевязочных средств включают:

лекарственные средства, сыворотки, вакцины, эндопротезы, бактериальные препараты и т.п.;

перевязочные средства (марля, бинты, вата и т.п.);

вспомогательные материалы (резиновые обхваты, колпачки, капсулы и облатки, бумага вощеная, пергаментная и фильтрованная и т.п.).

Учет медикаментов осуществляется по следующим группам:

ядовитые лекарственные средства;

наркотические лекарственные средства;

этиловый спирт;

новые препараты для клинических испытаний и исследований;

дефицитные и дорогостоящие медикаменты (по списку, утвержденному Минздравом СССР);

тара порожняя и занятая лекарственными средствами.

Учет медикаментов и перевязочных средств в медицинских и прочих учреждениях должен осуществляться в соответствии с Инструкцией по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения (10).

Порядок предметно-количественного учета ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств в аптеках, отделениях (кабинетах) учреждений определен приказом Минздрава СССР от 3 июля 1968 г. N 523 (11). При этом учет наркотических лекарственных средств должен осуществляться в книге учета наркотических лекарственных средств в отделениях (кабинетах) по ф. 60-АП, утвержденной приказом Минздрава СССР от 30 декабря 1982 г. N 1311 «О мерах по устранению серьезных недостатков и дальнейшему усилению борьбы с наркоманами, улучшению учета, хранения, прописывания и использования наркотических средств». В соответствии с данным приказом страницы в книгах ф. 60-АП должны быть пронумерованы, книги прошнурованы и заверены подписью руководителя учреждения.

Инвентаризация медикаментов и перевязочных средств проводится выборочно один раз в квартал. По наркотическим и ядовитым лекарственным средствам проверка фактического их наличия осуществляется ежемесячно на 1-е число. При этом фактические остатки наркотических лекарственных средств записывают в отдельную инвентаризационную опись.

При проведении инвентаризации лекарственных средств используют нормы естественной убыли, утвержденные приказом Минздрава России от 13 ноября 1996 г. N 375. При этом списание естественной убыли лекарственных средств и изделий медицинского назначения при отсутствии потерь запрещается. К готовым лекарственным препаратам промышленного производства и весовым медикаментам, реализованным в оригинальной упаковке (заводской, фабричной, складской), нормы естественной убыли не применяются.

Для определения размера естественной убыли составляют «Расчет естественной убыли лекарственных средств и других медицинских товаров».

Топливо и горюче-смазочные материалы (ГСМ) списываются на расходы в учреждениях в пределах установленных норм. Нормы расхода топлива и ГСМ устанавливаются министерствами и ведомствами на основании Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р 3112194-0366-03), утвержденных Минтрансом России 29 апреля 2003 г. Указанные нормы введены в действие со дня утверждения до 1 января 2008 г.

Базовая норма расхода топлива и ГСМ устанавливается в соответствии с технической документацией на автомобиле. Учет сезонных (летнее и зимнее время), климатических, дорожно-транспортных и других эксплуатационных факторов осуществляется с помощью поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы.

Нормы расхода топлива повышаются при работе в зимнее время (дифференцированных по районам страны), при работе в горных местностях (дифференцированных по высоте над уровнем моря), при работе автотранспорта на дорогах со сложным планом, при работе в городах с населением свыше 0,5 млн. человек и ряде других случаях.

Нормы расхода топлива снижаются при работе за пределом пригородной зоны на дорогах из цементобетона, асфальтобетона, брусчатки, мозаики, битумоминеральной смеси, дегтебетона, щебня (гравия), на гористой местности и в ряде других случаев.

При необходимости применения одновременно нескольких повышающих и понижающих норм расхода топлива норма расхода устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

Учет поступления, расхода, порядок проведения и инвентаризация топлива и ГСМ осуществляются в принятом для материальных запасов порядке. Основанием для списания израсходованного топлива является путевой лист.

    продолжение
–PAGE_BREAK–