Учет основных средств с помощью программы 1С: Предприятие

/>/> 

КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету: Автоматизация бухгалтерского учета
Тема: Учет основных средств с помощью программы 1С:Предприятие
Содержание
Введение
1Работа в“1С: Предприятие”
1.1 Запуск программы «1С: Предприятие»
1.2 Знакомство с режимом ведения учета
1.3 Операции и проводки
2Учет основных средств
2.1 Организация справочника «Необоротные активы»
2.2 Ввод справочной информации
2.3 Средства автоматизации ввода хозяйственных операций
2.4 Поступление необоротных активов от поставщиков
2.5 Результаты ввода документа
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Программа «1С: Бухгалтерия» является одним из продуктовсистемы программ «1С: Предприятие». В состав«1С: Предприятия» входят несколько компонент, среди которых:«Оперативный учет», «Расчет» и «Бухгалтерскийучет». Любая из компонент может использоваться, как совместно с другимикомпонентами, так и самостоятельно (автономно). Если на компьютере установленахотя бы одна из компонент, все равно считается, что установлена система«1С: Предприятие», только в ограниченном составе.
«1С: Предприятие» может поддерживать разные системы учета и вести учет понескольким предприятиям в одной информационной базе. Разнообразные и гибкиевозможности системы «1С: Предприятие» позволяют использовать ее и как достаточнопростой и наглядный инструмент бухгалтера, и как средство полной автоматизацииучета от ввода первичных документов до формирования отчетности.
Система «1С: Предприятие» может быть использована для ведения практическилюбых разделов бухгалтерского учета: учет операций по банку и кассе; учетосновных средств и нематериальных активов; учет материалов и МБП; учет товаров,услуг и производства продукции; учет валютных операций; учет взаиморасчетов сорганизациями, дебиторами, кредиторами, подотчетными лицами; учет расчетов позаработной плате; учет расчетов с бюджетом; другие разделы учета.
Система«1С: Предприятие» обладает гибкими возможностями организации учета: синтетический учет по многоуровневому планусчетов; учет по нескольким планам счетов; валютный учет и учет покрытия валют;многомерный аналитический учет; многоуровневый аналитический учет по каждомуизмерению; количественный учет; учет по нескольким предприятиям в однойинформационной базе.
Вводинформации в «1С: Предприятии» может быть организован с разной степеньюавтоматичности: режим ручного вводаопераций; режим типовых операций; режим автоматического формирования операцийпо документам./> 
1 Работа в “1С: Предприятие”1.1 Запуск программы«1С: Предприятие»
Как и любую другую программу в системе Windows-95/98/2000/МТ, ееможно запустить несколькими разными способами.
Наиболее простым и естественным является запуск программыпосредством кнопки «Пуск». При установке «1С: Бухгалтерии»на компьютер, предлагается создать новое подменю (группу) «1С: Предприятие7.7» в группе «Программы» в меню «Пуск». В эту группупомещается ярлык для запуска «1С: Предприятия», который также как игруппа представлен под именем ” 1 С: Предприятие”. Процесс запускасистемы «1С: Предприятие» в Windows -95/98/2000/МТ предполагаетвыполнение следующей последовательности действий.
1. Щелчком мышьюосуществляется нажатие экранной кнопки «Пуск».
2. В раскрывшемся менювыбирается пункт «Программы».
3. В соответствующемподменю выбирается пункт «1С: Предприятие».
4. В перечне программныхсредств выбирается режим запуска системы «1С: Предприятие» или«1С: Предприятие Монопольно» Пункт «1С: ПредприятиеМонопольно» предназначен для запуска многопользовательской версиипрограммы в монопольном (однопользовательском) режиме.
После выполнения указанной последовательности действий на экранепоявится окно запуска системы «1С Предприятие», показанное на рис. 1.
Данное окно содержит следующие поля и элементы управления «Врежиме» — в данном поле производится выбор одного из возможных режимовработы пользователя с системой «1С: Предприятие»,«Конфигуратор», «Отладчик», «Монитор». Для выборанеобходимого режима работы следует щелкнуть мышью по данному полю, и впоявившемся списке, представленном на рис. 2, выбрать желаемый режим.
/>
Рис. 1. Окно запуска системы«1С: Предприятие»
/>
Рис. 2. Список режимов работы
Поле «Информационные базы» содержит списокинформационных баз, доступных для работы. Полный путь к директории длявыбранной информационной базы указывается в нижней части окна Флажок«Монопольно» содержится в окне запуска только при использованиисетевой версии системы «1С: Предприятие». Он используется дляустановки монопольного режима работы с программой, то есть, такого режима,когда выбранная для работы информационная база становится недоступной длядругих пользователей сети. Щелчок мышью по данному флажку приводит к появлениюили снятию пометки в виде «галочки». Наличие пометки свидетельствуето том, что установлен монопольный режим работы.
Запуск системы «1С: Предприятие» обнаруживает ее интереснуюособенность. Оказывается, она содержит четыре составные части:«1С: Предприятие», «Конфигуратор», «Отладчик»,«Монитор». Зачем нужна реконструкция бухгалтерской программе? Такойвопрос может задать человек, неискушенный в бухгалтерском учете. Во-первых, какнет совершенно одинаковых людей, так и нет одинаковых предприятий. Каждое изних имеет свою специфику, которую не в состоянии заранее учесть никакая, дажесамая умная компьютерная программа. Во-вторых, все в жизни подверженоизменению, развитию. Меняются внешние условия функционирования предприятия иего учетной системы: законодательство, политика, рыночная конъюнктура и т.п.Меняется само предприятие: оно осваивает новые рынки, новые методы работы,наращивает обороты, расширяется и укрупняется. Все это требует пересмотра егоучетной системы, ее реорганизации, а стало быть, возникает необходимостьзаменять и программные средства ведения учета.
Наличие двух описанных режимов в одной программе позволяетиспользовать бухгалтерскую программу в течение долгого времени без замены нановую. Так в какую же дверь войти? Все зависит от человека и сложившихсяобстоятельств. Один, въехав в новую квартиру, сразу примется изменять еепланировку, переоборудовать по своему усмотрению, иногда даже заранее не зная чегоон хочет. Другой поживет, присмотрится к квартире, заглянет в инструментальныйбокс, посмотрит, что там за инструмент, какие имеются строительные материалы иблоки, к соседям зайдет, посмотрит, как у них дела идут, а потом и сам наметитсобственный вариант перепланировки. Третий вообще будет жить в том, что есть ирадоваться жизни, не обременяя себя перестроечными заботами. А когда жизнь«прижмет», обратится к специалистам, которые из имеющегося материалаи инструментария, все сделают, как он того пожелает. Быстро, удобно, выгодно,только деньги плати.
Точно такими же путями может пойти и пользователь«1С: Предприятия». Можно сразу (самостоятельно или с помощьюспециалистов) приступить к адаптации программы, перестраивая ее под своюуникальность и исключительность. Можно поработать в имеющейся конфигурации,разобраться, что в ней не устраивает, и на этой основе выработать планперестройки, который опять же можно реализовать самостоятельно или при помощиспециалистов.
Можно на этой основе выработать план перестройки, который опять жеможно реализовать самостоятельно или при помощи специалистов. А можно простоработать в имеющейся конфигурации и не огорчаться из-за таких пустяков, чтокакие-то учетные операции можно было бы выполнять более эффективно и удобно сменьшими затратами сил и времена
Мы совсем забыли еще о двух дополнительных «дверях».Имеются третий и четвертый входы в программу — «Отладчик» и«Монитор». Что это такое? В своих деяниях по перестройке можно зайтидовольно далека И тогда возможна ситуация, когда одни блоки станут несостыковываться с другими, вместо желаемой гармонии начнут выпирать острыеуглы, зиять прорехи и щели. Вот тогда понадобится квалифицированная помощь,чтобы найти ошибку в собственных расчетах, понять, каким образом можно исправитьнежелательный результат и навести порядок в конструкции. Для этих целей ипредназначен третий комплекс средств, называемый «Отладчиком». Тоесть это режим, предназначенный для отладки создаваемой конфигурации. Каквидим, разработчики «чудо-программы» снабдили ее вспомогательнымисредствами, рассчитанными даже на такие не очень приятные случаи жизни. Нобудем надеяться, что в нашей работе эти средства не понадобятся. Четвертый вход- «Монитор» вводит в мир тотальной слежки и контроля. Любые действияпользователя по изменению учетных данных или параметров настройки системыавтоматически фиксируются и запоминаются компьютерной системой (мало ли чтопользователю вздумается изменить или построить!)./> 1.2 Знакомство с режимом ведения учета
 
Работа с программой в режиме ведения бухгалтерского учетапредполагает наличие некоторой настроенной конфигурации. Это может быть одна изтиповых конфигураций, поставляемых разработчиками программы, например: типоваяконфигурация для учета на хозрасчетных предприятиях, типовая конфигурация дляучета в организациях, состоящих на государственном бюджете, типоваяконфигурация для учета на предприятиях торговли.
Особенностью типовой конфигурации является то, что она разрабатываетсясилами фирмы- производителя программы «1С: Бухгалтерия» — «1С» и поставляется бесплатно вместе с программой. Типоваяконфигурация настроена на определенную область применения, все настройкивыполнены в соответствии с текущим законодательством Украины. Типоваяконфигурация не является чем-то канонизированным и не подлежащим изменению. Онав значительной степени зависит от текущего законодательства и нормативныхдокументов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета
Изменение законодательной и нормативной базы бухгалтерского учетаприводит к необходимости пересмотра типовой конфигурации и приведения ее всоответствие изменившимся условиям. Эту работу выполняет фирма-производительпрограммы, постоянно поддерживая и совершенствуя типовую конфигурацию.
Помимо типовых конфигураций, разрабатываемых фирмой«1С», конфигурации могут разрабатываться, дорабатываться,модифицироваться силами сторонних организаций и отдельных специалистов, в томчисле и силами самих пользователей. Собственно типовая конфигурация в еепервозданном виде существует лишь до того момента, пока в нее не внесеноникаких изменений. После внесения изменений в настройку типовой конфигурацииона становится в определенном смысле уникальной и тогда, правильнее говорить отекущей конфигурации программы, которая, как правило, хотя бы немного, ноотличается от типовой. Эти отличия обуславливаются спецификой организации учетана каждом конкретном предприятии и, прежде всего, затрагивают настройкурабочего плана счетов, аналитического учета, состав и структуру используемыхсправочников, формы некоторых документов, отчетов и т.д.
Пользовательским интерфейсом называется набор средств,предоставляемых программой для общения с пользователем. К элементампользовательского интерфейса относятся экранные формы, меню, пиктограммы,горячие клавиши и др. Рассмотрим некоторые начальные сведения об организациипользовательского интерфейса бухгалтерской программы, необходимые для того,чтобы начать с ней работу. В дальнейшем, в ходе выполнению фактических заданийэти знания будут пополняться. Кроме того, практически все элементыпользовательского интерфейса программы, работающей в режиме ведениябухгалтерского учета, также являются настраиваемыми и, соответственно, могутбыть изменены разработчиками конфигураций или самим пользователем. В частности,может быть установлен иной состав и взаимное расположение пунктов меню,пиктограмм, может меняться внешний вид экранных форм документов.
Первое знакомство с программой начнем на примере типовойконфигурации для хозрасчетных организаций.
Главное окнопрограммы. В верхней частиокна находится строка заголовка, в которой указывается название конфигурации(если оно введено в конфигурацию). Следующая строка содержит главное менюпрограммы, а под ней содержатся одна или несколько линеек с панелямиинструментов, содержащих наборы пиктограмм для быстрого вызова наиболее частоиспользуемых функций. Ниже этих строк размещается рабочая область главного окнапрограммы. В этой области в процессе работы с программой можно раскрывать другиеокна- с первичными документами, журналами, отчетами, но в начале работы этаобласть пуста
Внизу окна расположена строка, содержащая два поля. В ее левойчасти выдается ситуативная подсказка, кратко поясняющая, какие действия могутили должны быть выполнены в данной ситуации. В правой части указываетсяустановленный учетный период в котором ведется работа, и за которыйрассчитываются бухгалтерские итоги. Прежде чем начать знакомство с реализациейпрофессиональных функций, рассмотрим основные технические приемы работы спрограммой. Программа реализует некоторый набор профессиональных ивспомогательных функций.
Вызов требуемой функции можно осуществить следующими способами:
1. через меню;
2. при помощи экранныхкнопок и пиктограмм;
3. при помощи«горячих клавиш» на клавиатуре компьютера.
Рассмотрим подробнее названные способы общения с программой.Хозяйственные операции в компьютерной бухгалтерии 7.7
Работа с меню. Меню впрограмме «1С: Бухгалтерия» — многоуровневое. Первый уровень менючасто называют «Главным меню», оно располагается в верхней частиглавного рабочего окна и представляет собой строку, содержащую перечень пунктовменю. Каждый пункт главного меню есть ничто иное, как наименование группырежимов или функций программы. В главное меню можно войти при помощиклавиатуры. Для этого надо нажать на клавиатуре левую клавишу Аlt или F10.После чего первый пункт меню «Файл» приобретет цветовое выделение.Манипулирование клавишами стрелок вправо и влево приведет к перемещениюцветового выделения от одного пункта меню к другому. Выбор требуемого пунктаосуществляется нажатием клавиши Ешег. Тогда на экране появляется(«выпадет») зависимое подменю, раскрывающее перечень функций,входящих в выбранную группу. Если пункт в подменю не является конечным, тосправа от его названия указывается значок, что свидетельствует о наличииследующего уровня. Например, выбор из главного меню пункта«Документы» приведет к разворачиванию подменю, в которое включенонесколько пунктов, причем правее пункта «Регламентные» расположен значок,это говорит о том, что данный пункт не конечный, он имеет подпункты.
Следовательно, нажатие клавиши Enter на таком пункте меню приведет к разворачиванию очередногоподменю. Разворачивая последовательно подчиненные уровни меню, на каком-тоэтапе достигается конечный пункт, реализующий некоторое действие. В последующемтексте книги выбор некоторой функции посредством меню будем обозначатьпоследовательным перечислением через тире выбираемых подпунктов, начиная сглавного меню, например «Отчеты — Шахматка». Причем наименованияпунктов и подпунктов меню будем выделять курсивом. Следует помнить, что наборфункций в одном и том же меню может отличаться в разные моменты работы спрограммой. Так, в главном меню пункт «Действия» появляется толькопри работе с экранными формами документов. В зависимости от текущего режимаработы, соответствующее ему подменю может содержать различный набор допустимыхкоманд.
Наименования некоторых пунктов меню могут быть«погашены» (изображены блекло). Это свидетельствует о том, чтовыполнение данного действия сейчас невозможно. Например, удаление записи изсписка невозможно в ситуации отсутствия записей. Быстрое перемещение к нужномупункту главного меню или подменю можно осуществить не только использованиемклавиш со стрелками, но и нажатием комбинации А1*+буквенная клавиша,соответствующих первой букве названия данного пункта или букве, выделенной припомощи подчеркивания.
Например, в пункте главного меню «Операции» выделенабуква «р», а в пункте «Сервис» — «с». Левее отнаименований некоторых пунктов меню приводится изображение пиктограмм, припомощи которых может быть выбрана данная функция или режим работы.
Нужный пункт меню или подменю можно быстро выбрать и безклавиатуры при помощи манипулятора «мышь». Для этого необходимо подвестикурсор мыши на требуемый пункт меню и сделать однократный щелчок левой кнопкоймыши. В дальнейшем такое действие будем называть «щелчок мышью». В тоже время при работе с мышью часто используется двойной щелчок левой кнопкой.Такое действие будем называть «двойной щелчок мышью». Помимо главногоменю, при использовании мыши, удобно осуществлять выбор команд черезконтекстное меню. Помимо главного меню, при использовании мыши, удобноосуществлять выбор команд через контекстное меню. Обращение к контекстному менюосуществляется нажатием правой кнопки мыши. В результате рядом с курсором мышипоявляется меню, содержащее те команды, которые могут быть выполнены поотношению к объекту, на котором установлен курсор мыши. Как правило, это те жекоманды, которые представлены в группе «Действия» главного меню. Втексте пособия в основном даются ссылки на вызов функций через главное меню,предполагая, что читатель может самостоятельно проверить наличие той же функциив контекстном меню.
Конфигурацияпрограммы содержит наборы взаимосвязанных описаний объектов метаданных, скоторыми оперирует программа, -констант, справочников, журналов, планов счетови т.п. Работа в режиме конфигурирования позволяет создавать новые объекты, атакже изменять свойства существующих объектов.
Совокупностьописаний всех объектов программы и составляет содержание конфигурации Всеобъекты разбиваются на определенные группы и подгруппы, в результате чегообразуется логическая структура конфигурации, которая представлена виерархической (древовидной) форме. Структуру текущей конфигурации, отображаемуюпрограммой для просмотра и корректировки, будем называть деревом метаданных.При работе в режиме конфигурирования, прежде всего (и чаще всего) приходитсяобращаться к описанию структуры (дереву метаданных) текущей конфигурации.
Раскрыть окнос деревом метаданных можно через меню «Действия — Конфигурация», либощелчком мышью по пиктограмме из панели инструментов. В результате в рабочемокне конфигуратора развернется окно «Конфигурация», содержащее деревометаданных Первый уровень дерева метаданных включает несколько ветвей, каждаяиз которых представляет один вид объектов, с которыми оперирует программа:Константы, Справочники, Документы и т.д. Если группа не пустая и содержитвнутри себя элементы, то слева от наименования группы указывается знак”+”. Щелчком мышью по этому знаку можно раскрыть содержимое группы.Если группа раскрыта, то знак “+” заменяется знаком “-“. Нарис. 3 показано дерево метаданных в тот момент, когда в нем раскрыта группа«Справочники».
Пользовательимеет возможность исправить данные, содержащиеся в формах описания объектов,что приведет к изменению их свойств на этапе использования этих объектов врежиме ведения учета.
/>
Рис. 3. Окно свойств справочника «Необоротныеактивы»
Программа «1С: Предприятие» может работать на компьютерепараллельно в режиме конфигурирования и в режиме ведения бухгалтерского учета.Если работа ведется в режиме конфигурирования, то вызов программы в режиме«1С: Предприятие» осуществляется через обычный запуск программы илинепосредственно из окна конфигуратора, используя пиктограмму. Переключениемежду программами осуществляется обычными способами, принятыми в операционной системеWindows для переключения между окнами, например, при помощи нажатия клавишАlt+Таb./>1.3 Операции ипроводки
Процесс хозяйственной деятельности предприятия можно представить ввиде последовательности выполняемых им хозяйственных операций приобретение илипродажа хозяйственных средств, оплата труда работников, расчеты с персоналом,филиалами и контрагентами и многие другие. В результате выполнения операцийпроисходит постоянное изменение состояния средств, превращение их из однихвидов в другие.
Бухгалтерские операции оформляются в виде бухгалтерских записей,или проводок. Проводка — элементарное действие, отражающее изменение состоянияхозяйственных средств — их увеличение или уменьшение на счетах бухгалтерскогоучета с соблюдением принципа двойной записи
Принцип двойной записи состоит в том, что каждая элементарнаяоперация, выраженная в виде суммы, отражается в учете на двух счетах, дебетуяодин и кредитуя другой. Например, предприятием закуплены материалы на сумму100.00 грн., значит, на эту сумму увеличился счет материалов, но уменьшилсясчет денежных средств. В компьютерном учете хозяйственные операции отражаются вжурнале проводок. Часто говорят, что набор всех проводок составляет базу данныхбухгалтерского учета
Следует понимать, что при компьютерном ведении учета журналпроводок является единственным регистром, в котором фиксируется учетнаяинформация. Любые другие формы ввода информации, например, в виде документовили операций не считаются отраженными в учете до тех пор, пока на их основе небудут сформированы проводки и размещены в журнале проводок. Нередко однахозяйственная операция порождает не одну, а несколько проводок.
Таким образом, работая с программой «1С: Бухгалтерия»,под операцией будем понимать, с одной стороны, некоторый факт хозяйственнойдеятельности, фиксируемый в виде записи в журнале операций, а с другой стороны,набор проводок, относящихся к этой операции. Причем, не исключается такаяситуация, когда имеется запись об операции, но ей не соответствуют никакиепроводки, то есть такая операция или документ не порождают проводок.
В программе «1С: Бухгалтерия» существует многоразнообразных способов ввода операций и проводок, различающихся степеньюавтоматизации. Самым простым способом (и наименее автоматизированным) являетсяручной режим ввода. Именно с этого режима начнем знакомство с методамиотражения хозяйственных операций в компьютерном учете.
Форма вводабухгалтерской операции Дляввода новой бухгалтерской операции необходимо обратиться к окну ввода операций,что проще всего сделать при помощи нажатия мышью на соответствующую пиктограммуили через меню «Операции -Журнал операций». В рабочем окне программыразвернется новое окно со списком операций показанное на рис. 4.
/>
Рис. 4. Окно ввода операций
При первоначальном обращении к этому окну список операций,естественно, будет пустым. Но и при последующих обращениях к нему после вводаопераций, этот список также может оказаться без записей.
В списке будут отражены те операции, даты которых попадают вустановленный временной интервал видимости операций. При обращении к журналуопераций, интервал видимости автоматически устанавливается таким, как этоопределено в настройке программы. Установленный интервал видимости отображаетсяв заголовке окна (в скобках после названия журнала). Для изменения интервалавидимости необходимо выбрать пункт меню «Действия — Интервал» илинажать кнопку на панели инструментов окна журнала
На экран будет выдан соответствующий запрос на изменение датначала и конца интервала видимости.
1. «Номер» — номер операции (документа). Номера операций являются фактически номерамидокументов, которым они принадлежат. Операции, введенные вручную,соответственно имеют отдельную нумирацию, как принадлежащие документамспециального вида «Операция»;
2. «Документ» — наименование вида документа, которому принадлежит операция. Если операциявводилась вручную, то она принадлежит документу специального вида-«Операция»;
3. «Дата» — дата регистрации операции (документа);
4. «Время» — время регистрации операции (документа);
5. «Сумма» — сумма операции. Данное значение задается пользователем при вводе операции илирассчитывается автоматически при формировании операции документом. Суммаоперации никак не влияет на бухгалтерские итоги и служит только в качестведополнительного комментария к операции;
6. «Автор» — автор операции (документа);
7. «Содержание»- краткое описание содержания операции;
8. «Фирма» — фирма по которой проводится операция (документ).
Самая левая графа журнала операций является служебной и отражаетодно из возможных состояний операции. Операция введена вручную. Операциясформирована документом, причем документ пока не проведен. Операциясформирована документом, и документ проведен. Операция, ранее введенная,помечена на удаление
Попытка ввода в журнал операций новой строки приведет к тому, чтона экране развернется новое окно, которое содержит поля для ввода реквизитовоперации и составляющих ее проводок.
/>
Рис. 5. Окно ввода операции
Окно для ввода операции показано на рис. 5. В окне имеются двеобласти ввода реквизитов. В верхней части вводятся реквизиты, являющиеся общимидля всех проводок операции. В их состав входят:
Ø  Дата — дата совершения хозяйственнойоперации;
Ø  Номер — номер операции. Номера операцийявляются фактически номерами документов, которым они принадлежат. Операциивведенные вручную, соответственно имеют отдельную нумерацию, как принадлежащиедокументам специального вида «Операция»;
Ø  Хозяйственные операции в компьютернойбухгалтерии 7.7
Ø  Сумма операции — сумма операции. Числовоезначение, отображающее общую или основную сумму операции. Данное значениепроизвольно задается пользователем при вводе операции или автоматическиопределяется при формировании операции. Сумма операции никак не влияет набухгалтерские итоги и служит только в качестве дополнительного комментария коперации;
Ø  Содержание операции — краткое описаниеоперации.
В нижней части окна вводятся проводки. Поскольку одна операцияможет порождать множество проводок, то нижняя часть построена в видемногострочной, многографной таблицы и рассчитана на ввод произвольного числапроводок. Каждая проводка описывается набором реквизитов, причем не всегдатребуется заполнять все реквизиты. Тем не менее, рассмотрим наиболее полнуюструктуру проводки.
№ — порядковый номер проводки, входящей в операцию. Нумерацияпроизводится программой автоматически, но при необходимости может быть измененапользователем вручную;
Дт — счет дебета проводки;
СубконтоДт — в эту графу вводятся субконто дебетуемого счета. Вданной графе реально может присутствовать несколько колонок или строк взависимости от максимального количества измерений аналитического учета,установленного при конфигурировании системы. В рассматриваемой конфигурацииграфа содержит три строки, что свидетельствует о том, что каждый счет можетиметь до трех аналитических измерений. При вводе проводки бухгалтер долженопределить конкретные значения для всех субконто, прикрепленных к дебетуемомусчету. Если на счете не предусмотрен аналитический учет, то реквизиты 3, 4, 5не вводятся, если на счете предусмотрено менее трех аналитических разрезов, тонезадействованные субконто не заполняются;
Кт — счет кредита проводки;
СубконтоКт — вводятся субконто кредитуемого счета. Данныереквизиты имеют тот же смысл и назначение, как и в случае субконто дебетуемогосчета;
Валюта — валюта проводки, вводится в том случае, если в проводкезадействованы валютные счета;
Курс — текущий курс валюты на дату операции. Он вводитсяавтоматически из справочника валют при определении предыдущего реквизита, прижелании может быть введен бухгалтером вручную; Кол-во — количество,заполняется, если в проводке на одном из счетов ведется количественный учет,
Вал.Сум — сумма в валюте, вводится в том случае, если в проводкезадействованы валютные счета;
Сумма — сумма операции в базовой валюте (гривневая сумма).Данныйреквизит вводится вручную или рассчитывается автоматически на основании ранеевведенных реквизитов, например, при вводе валютных операций сумма может бытьрассчитана как произведение валютной суммы на курс, также, еслив проводкувведено количество, то сумма может быть рассчитана путем умножения количества нацену.
Комментарий — вводится текст, поясняющий содержание проводки;
Фирма — указывается фирма, по которой будет проводиться операция;
№ Ж — вводится номер журнала, представляющий собой произвольнуюкомбинацию букв и цифр. В последующем этот номер может быть использован какдополнительный группировочный признак, используемый для быстрого поиска иотбора проводок.
Очень удобнопараллельно с просмотром записей об операциях просматривать проводки,принадлежащие текущей операции. Для этого, при открытом журнале операций,достаточно выбрать пункт меню «Действия — Показывать проводки». Приданном режиме в верхней части окна отображаются реквизиты операции, а в нижнейчасти — проводки, принадлежащие текущей операция.
/>
Рис. 6. Совместный просмотр операций и проводок
Для отказа отрежима вывода проводок в окне журнала операций следует еще раз обратиться кпункту меню «Действия — Показывать проводки». При этом знак, стоящийперед данным пунктом меню исчезнет, а нижняя часть окна журнала операций,отражающая проводки, будет закрыта.
Существует ещеодин режим «синхронизированного» показа проводок — в отдельном окне.Для его вызова нужно обратиться к меню «Действия -Проводки операции»или нажать на панели инструментов журнала кнопку.
 

/>2Учет основных средств
Порядок учета необоротных активов регламентирован ПБУ-7«Основные средства» и ПБУ-8 «Нематериальные активы».Согласно национальным стандартам необоротные активы рассматриваются в видеосновных фондов, нематериальных активов, малоценных необоротных активов ипрочих необоротных активов.
Методика учета всех видов необоротных активов одинакова.Исключение составляет процесс начисления износа, который отличен для малоценныхнеоборотных активов. Необоротные активы как элемент производства отличают двеособенности. Во-первых, они многократно участвуют в процессе производства ипереносят свою стоимость на вновь созданный продукт частями по мере ихизнашивания, в форме амортизационных отчислений. Во-вторых, процесс ихвоспроизводства носит длительный и постепенный характер, что предполагаетналичие в деятельности предприятия особого процесса — процесса капиталовложений.Эти особенности необоротных активов находят отражение, как в их оценке, так и ворганизации бухгалтерского учета.
В бухгалтерском учете необоротные активы оцениваются попервоначальной, справедливой и остаточной стоимости. Первоначальная стоимостьскладывается из фактических затрат на строительство или приобретение объекта,включая затраты на доставку и установку. Исчисление ее в значительной мерезависит от способа поступления необоротных активов — поступление отучредителей, приобретение у других организаций, изготовление самимпредприятием, безвозмездное поступление от других предприятий и лиц,долгосрочная аренда и т.д.
С течением времени первоначальная стоимость необоротных активовбудет отличаться от аналогичных НА, приобретаемых или возводимых в современныхусловиях, из-за изменения уровня цен, тарифов и т.п. Для устранения этогоотклонения необходимо периодически выполнять переоценку необоротных активов иопределять их справедливую стоимость. Справедливая стоимость равна сумме затратна их воспроизводство на момент переоценки, которая проводится по решениюпредприятия.
На период сохранения высоких темпов инфляции производитсяежегодная переоценка балансовой стоимости необоротных активов После переоценкинеоборотных активов справедливая стоимость используется в учете какпервоначальная, и начисление износа (амортизации) производится исходя изсправедливой стоимости. Остаточная стоимость равна разнице между балансовой(первоначальной, справедливой) стоимостью необоротных активов и суммой ихизноса. Первоначальная стоимость необоротных активов с момента их ввода и довыбытия отражается в бухгалтерском учете на активном счете 10 «Необоротныеактивы». Здесь же отражается увеличение балансовой стоимости необоротныхактивов в результате их переоценки.
Уменьшение первоначальной (справедливой) стоимости необоротныхактивов вследствие их износа отражается обособленно на пассивном регулирующемсчете 13 «Износ необоротных активов». Накапливаемая на этом счетеинформация позволяет скорректировать первоначальную (справедливую) оценкунеоборотных активов и определить их остаточную стоимость на определенную дату.Утрачиваемая стоимость необоротных активов переносится на стоимость вновьсозданного продукта путем включения в издержки производства через механизм,называемый амортизацией. Показатели износа и амортизации необоротных активовразличаются по своему экономическому содержанию. Износ отражает старениедействующих фондов, амортизация — накопление денежных средств на их замену.
Амортизационные отчисления производятся, исходя из стоимостинеоборотных активов, методов амортизации и норм амортизационных отчислений,определенных Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 «Основныесредства», утвержденного приказом Министерства Финансов Украины от27.04.2000 г. № 92. Учетной политикой предприятия может быть определено решениео применении ускоренной амортизации активной части производственных необоротныхактивов в пределах методов, определенных ПБУ. При этом начисление амортизациибудет проводиться по выбранному методу для всей группы активов.
Учет амортизационных отчислений производится путем их записи насчетах учета затрат на производство и счетах затрат деятельности. Как правило,они представляют собой косвенные затраты и отражаются насобирательно-распределительных счетах 91 «Общепроизводственныезатраты» и 92 «Административные затраты».
Таким образом, учет износа и амортизации необоротных активовотражаются одной бухгалтерской проводкой по дебету счетов 91, 92 и кредитусчета 13. Различия в способах поступления необоротных активов обусловливаютразличия в отражении их на счетах бухгалтерского учета Покупка илистроительство объектов необоротных активов, а также поступление от учредителейотражает процесс капиталовложений. Такие затраты относят в дебет счета 15«Капитальные инвестиции», а стоимость принятых в эксплуатациюнеоборотных активов — по дебету счета 10 и кредиту счета 15. Безвозмездноеполучение необоротных активов отражается по рыночной стоимости в дебет счета 15и кредит счета 42 «Дополнительный капитал», субсчет «Бесплатнополученные необоротные активы».
Основные средства, полученные в оперативную аренду, учитываются назабалансовом счете 01 «Арендованные необоротные активы». Выбытиенеоборотных активов может произойти по причине их ликвидации, реализации другомулицу, безвозмездной передачи другому лицу, передачи другим предприятиям каквклада в их уставный капитал, передачи в финансовую или оперативную аренду.Учет доходов от операций по выбытию необоротных активов ведется на счете 74«Прочие доходы», учет затрат от операций по выбытию необоротныхактивов ведется на счете 97 «Прочие затраты».
Выявление финансовых результатов от выбытия ведется на счете 793«Результат прочей обычной деятельности». В бухгалтерском учетеотражаются также затраты, связанные с ремонтом необоротных активов. Эти затратыв зависимости от учетной политики предприятия либо непосредственно включаются взатраты на производство продукции в том периоде, когда они возникли, если такиезатраты не ведут к увеличению стоимости актива, либо включаются в стоимостьактива, если такие затраты приведут к увеличению экономических выгод от ихиспользования.
В настоящей главе рассматриваются общие вопросы по организацииучета необоротных активов в программе «1С: Бухгалтерия», а также пореализации конкретных операций, связанных с поступлением необоротных активов отучредителей, покупкой необоротных активов, осуществлением работ по монтажу иналадке оборудования, краткосрочной арендой. Вопросы, связанные с расчетом иучетом амортизационных отчислений, относятся к учету затрат на производство ивыпуска готовой продукции и рассматриваются в главе 13 «Амортизациянеоборотных активов».
Бухгалтерский учет необоротных активов ведется по первоначальной(справедливой) стоимости на счете 10 «Необоротные активы». Прежде чемприступать к вводу операций по учету необоротных активов, обратимся ксуществующей настройке плана счетов и аналитического учета для данного счета.
Обращают на себя внимание следующие особенности настройки
Ø  счета 10, 11, 12 имеют субсчета, характеризующиесуть объекта «Необоротный актив»;
Ø  счета объявлены активными, чтосоответствует экономической сути счетов;
Ø  на счетах ведется аналитический учет вразрезе субконто вида «Необоротные активы» и «Местахранения». Данные списки субконто организованы в виде справочников«Необоротные активы» и «Места хранения»;
Ø  на счете 10 не предусмотрен учет внатуральном выражении (количественный учет);
Ø  на счете 11 и 12 предусмотрен учет внатуральном выражении (количественный учет).
Таким образом, существующая настройка предполагает ведениеаналитического учета в разрезе двух видов субконто — номенклатуры необоротныхактивов и их мест хранения.
Виду субконто «Необоротные активы» соответствуетсправочник «Необоротные активы». Этот справочник являетсядвухуровневым, что позволяет организовать учет наличия и движения необоротныхактивов по классификационным группам и по каждому инвентарному объекту. Видусубконто «Места хранения» соответствует справочник «Местахранения». Этот справочник также является двухуровневым, что позволяеторганизовать учет наличия и движения необоротных активов по материальноответственным лицам, местам хранения по каждому инвентарному объекту.
Аналитический учет необоротных активов ведется в разрезеинвентарных объектов. Заметим, что учет НА ведется не на одном счете, а намножестве счетов. Это счета 10, 11, 12, 74, 97 и пр. На каждом из перечисленныхсчетов ведется учет одних и тех же объектов.
В связи с этим потребуется лишь один раз создать справочникобъектов НД и затем можно многократно использовать его для организациианалитического учета на разных счетах. Ввод справочной информации об объектахнеоборотных активов осуществляется на основе первичных документов — актов,технической документации, нормативов. Рассмотрим организацию и заполнениесправочника необоротных активов на конкретном примере.
/>2.1 Организациясправочника «Необоротные активы»
Для организации аналитического учета необоротных активовиспользуется субконто вида «Необоротные активы». Данному видусубконто соответствует одноименный справочник. В этом можно убедиться,обратившись к описанию типовой конфигурации в документации или непосредственнок режиму конфигурирования, раскрыв необходимые ветви дерева объектов метаданныхПрежде чем приступать к вводу информации в справочник, следует обратитьвнимание на некоторые наиболее важные аспекты его организации. Рассмотрим,какие параметры установлены для справочника «Необоротные активы» втиповой конфигурации.
Обратимся к режиму конфигурирования, чтобы выяснить, какиепараметры установлены для данного справочника В окне описания параметровсправочника можно выяснить следующие наиболее важные его свойства:
Ø  справочник является двухуровневым, так какдля параметра «Количество уровней» установлено значение, равное двум;
Ø  данный справочник не подчинен другимсправочникам, о чем свидетельствует соответствующая установка параметра«Подчинен»;
Ø  в справочнике осуществляется сплошноекодирование элементов независимо от разбиения их на группы, посколькупереключатель «Серии кодов» установлен в положение «Во всемсправочнике»;
Ø  тип кода — числовой;
Ø  для ввода и редактирования элементовпредусмотрена специальная форма диалога (для параметра«Редактировать» установлено значение «В диалоге»).
Прежде чем вводить информацию в справочник, желательно убедиться втом, что сделаны именно такие установки. Если есть расхождения, требуется ихустранить. Обратимся к реквизитному составу справочника. Помимо обязательныхэлементов «Код» и «Наименование» справочник включает ряддополнительных реквизитов:
Ø  Группа;
Ø  Срок использования;
Ø  Норма амортизации;
Ø  Метод расчета износа и др.
В описании свойств реквизитов справочника следует обратитьвнимание на одну важную особенность — многие реквизиты, входящие в составсправочника, являются периодическими. Периодические реквизиты, как и любыедругие, могут изменять свои значения в течение времени. Однако в отличие отобычных реквизитов, каждое изменение значения периодического реквизитафиксируется на определенную дату, то есть, программа в хронологическом порядкехранит историю изменения значения реквизита./>2.2 Ввод справочнойинформации
Справочник «Необоротные активы» является аналогомкартотеки необоротных активов. Программа предусматривает два варианта вводаинформации в справочник:
Ø  справочная информация подготавливаетсяпредварительно, а затем осуществляется ввод операций и документов;
Ø  справочная информация вводитсянепосредственно во время ввода бухгалтерских операций и документов.
Рассмотрим первый вариант, когда ввод справочной информации обобъекте предваряет ввод операций. Выполним ввод сведений об инвентарном объектенеоборотных активов.
Задача 1. Необходимо ввести в справочник «Необоротные активы»сведения о следующем объекте НА. Наименование объекта: «Станокуниверсальный деревообрабатывающий ДУН». Вид необоротного актива:определяется в бухгалтерии. Инвентарный номер: присваивается в бухгалтерии.Амортизационные отчисления относятся на счет: 23 (83) «Амортизацияпроизводственных ОС, НМЛ и др. необоротных активов». Первоначальнаястоимость: 25 000 грн. Метод начисления амортизации: Уменьшение остаткаЛиквидационная стоимость: 560. Срок полезного использования: 48 месяцев. Группаналогового учета: 2. Вид деятельности: определяется в бухгалтерии.
Поскольку справочник является двухуровневым, имеется возможностьобеспечения дополнительной группировки необоротных активов. В качестве групп НАможно определить типовые классификационные группы, установленные органамистатистики: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудованиеи т.п. Однако вспомним, что для определения принадлежности необоротного активак типовым группам в справочнике предусмотрен реквизит «Вид необоротногоактива», который позволяет 98 организоватьучет наличия и движения НА по классификационным группам. В этих условияхопределяющим фактором при группировке элементов справочника Должно явитьсяудобство доступа к справочной информации Для иллюстрации возможностей двухуровневойорганизации справочной информации на первом уровне иерархии выделим группу«Основные фонды», на втором уровне иерархии выделим две группыосновных фондов — «Производственные» и«Непроизводственные». На подчиненных уровнях будем отражатьинвентарные объекты основных фондов.
Сначала через меню «Справочники — Необоротные активы»открывается форма справочника. Нажатием клавиш С1г1+Р9 или через меню«Действия — Новая группа» выполняется переключение в режим вводанового группового элемента На экране развернется форма диалога для вводагруппового элемента справочника В ней требуется заполнить два поля — «Код» и «Наименование». Далее, двойным щелчком мыши попиктограмме, расположенной слева от наименования группы, следует войти в группу«Производственные» и осуществить ввод в нее сведений об инвентарномобъекте «Станок СДУ-11».
Нажатием клавиши Enterосуществляется переключение в режим ввода нового элемента. На экранеразвернется форма диалога для ввода элемента справочника — информации обинвентарном объекте. Необходимо заполнить входящие в ее состав реквизиты.
Как правило, инвентарный номер отличается от кода объектаФормирование кода происходит автоматически, код получит значение, поскольку всправочнике установлена сквозная нумерация всех объектов вне зависимости от ихпринадлежности к группам. Если на предприятии используется иная системакодирования инвентарных номеров НА, то этот номер может быть изменен вручную.
Обычно в бухгалтерии существует определенная система формированияинвентарных номеров объектов НА. Примем и мы некоторую систему построенияинвентарного номера, которой будем следовать при реализации задач по учетунеоборотных активов.
Первый разряд кода — код группы НА, который может приниматьследующие значения:
1- здания и сооружения;
4- машины и оборудование;
6- транспортные средства.
Последующие три разряда — порядковый номер объекта в группе. Такимобразом, новый объект получает инвентарный номер — 4001, который надо ввестивручную в соответствующее поле формы диалога Шифр объекта носит информационныйхарактер и может заполняться бухгалтерий по желанию. В графу«Наименование» вводится наименование объекта. В графу «Полноенаименование» вводится полное наименование объекта. В графу ” Виднеоборотного актива” вводится одно из возможных значений принадлежности НАк типовой группе — путем выбора одного из значений перечисления. Заполним этополе, выбрав группу, к которой принадлежит данный объект — «Основныефонды». В графу «Счет учета» вводится информация о счете учетанеоборотного актива в бухгалтерском учете. В графе «Вид деятельности»устанавливается вид деятельности из справочника «Виды деятельности».Значения справочника представляют собой экономическую деятельность предприятия.Следует отметить, что в процессе эксплуатации отдельные основные средства могутпереходить из одного вида деятельности в другой вид деятельности, что можетбыть связано с изменением профиля работы отдельного подразделения предприятия.В реквизите «Дата ввода в эксплуатацию» указывается дата зачисленияосновного средства на баланс организации по акту (накладной) приемки-передачинеоборотных активов. В рабочем режиме она заполняется при проведении документа«Ввод в эксплуатацию». Для арендованных необоротных активов этот реквизит незаполняется Форма элемента справочника включает две закладка Реквизиты второйзакладки «Дополнительно» содержат информацию, необходимую дляорганизации учета амортизации НА.
Кстати, в реальной практике ведения бухгалтерского учета этиданные также могут вводиться в другое время./>2.3 Средстваавтоматизации ввода хозяйственных операций
Для автоматизации ввода хозяйственных операций по учетунеоборотных активов в типовой конфигурации программы «1С: Бухгалтерия»предусмотрено несколько документов:
Ø  Ввод в эксплуатацию
Ø  Списание МБП
Ø  Ликвидация необоротного актива
Ø  Модернизация необоротного актива
Ø  Списание НА
Все эти документы объединены в одну группу и доступны через меню«Документы — Необоротные активы и МБП-…». Приобретение необоротныхактивов осуществляется документом «Приходная накладная», которыйдоступен через меню «Документы -Приход-…». Кроме того, в типовойконфигурации имеется документ «Начисление амортизации». Онпредназначен для оформления операций по ежемесячному начислению износанеоборотных активоа Данный документ также входит в группу документов по учетунеоборотных активов.
Помимо перечисленных документов при отражении хозяйственныхопераций, связанных с приобретением и выбытием НА, могут использоваться типовыеоперации, объединенные в группу «Капитальные вложения в основные средстваи нематериальные активы», а также документы, предназначенные дляавтоматизации ввода операций по расчетам с поставщиками и покупателями,документы ввода кассовых и банковских операций. В настоящей главе на рядеконкретных примеров рассмотрим различные варианты ввода хозяйственных операцийпо учету необоротных активов с использованием стандартных документов 100 типовой конфигурации, а также средств автоматизации в виде типовыхопераций, разрабатываемых силами пользователя.
Необходимо обратить внимание на организацию аналитического учетана счете 15 «Капитальные инвестиции», так как все хозяйственныеоперации поступления необоротных активов проходят через этот счет. Болееподробно организацию учета на счете 15 рассмотрено в граве 14 «Ремонтнеоборотных активов». При вводе новой капитальной инвестиции необходимозаполнить значения полей «Код», «Наименование», «Счетучета» и «Цена».
Заполнение справочника необходимо проводить следующим образом:формируется название инвестиции, заполняется счет учета и приходная цена безНДС.
Рассмотрим особенности реализации компьютерного учета НА наконкретных примерах. Вспомним, что одним из источников появления необоротныхактивов на предприятии является их поступление от учредителей. Данная операцияотражается в бухгалтерском учете записью на счете 15 «Капитальныеинвестиции» (формирование счета 15 рассмотрено выше) в корреспонденции сосчетом 46 «Неоплаченный капитал» на сумму стоимости НА. На примерепоступления необоротных активов в качестве взноса в уставный капиталпредприятия продолжим рассмотрение операций по расчетам с учредителямипредприятия «Добро».
Задача 2. Учредителями Гуренко М.В. и Чурбановым В.А. в качествевклада в уставный капитал внесено основное средство «Станокдеревообрабатывающий универсальный СДУ-П» по согласованной стоимости 25000 грн. Стоимость станка в равных долях (по 12500 грн.) распределена междудвумя учредителями. Станок предназначен для эксплуатации в столярном цехе впроцессе производства всей номенклатуры выпускаемых изделий. По факту приходаосновного средства оформлен акт № ОС-1 от 01.07.2001.
Поступление одного основного средства от нескольких учредителей вбухгалтерском учете предприятия не является операцией регулярной, часто повторяемой.В связи с этим в типовой конфигурации не предусмотрены специальные средства дляее реализации. В подобных условиях обычно используется ручной ввод операции.
Особенностью оформленияхозяйственной операции в виде сложной проводки является то, что в ней дебетуется один аналитический счетосновного средства, а кредитуется два аналитических счета расчетов сучредителями.
Таким образом, налицо сложная проводка, которую можно представитьв виде следующей схемы. Введем новую операцию по поступлению основного средстваот учредителей, состоящую из одной сложной проводки. Прежде всего, представимсложную проводку в виде последовательности корреспонденции:
1. Дебет счета 15.2«Станок СДУ 11» — 25 000 грн.
2. Кредит счета 46«Гуренко М. В.» — 12 500 грн.
3. Кредит счета 46«Чурбанов В.А.» — 12 500 грн.
Сначала вводится «первая половина» двойной записи — тотсчет, на который относится вся сумма сложной проводки. В нашем случае это счет15.2 «Придбання (виготовлення) основних засоб! в»: он дебетуется насумму 25000 руб., а корреспондирующий счет не указывается. Посколькукорреспондирующий счет не задан, программа определяет, что в данный моментвведена часть сложной проводки, и автоматически переходит в режим вводапродолжения проводки в последующих строках Все строки, входящие в составсложной проводки, имеют двойной номер, разделенный знаком “/”,например: 1/2. Первая часть номера — номер проводки, вторая часть — номеркорреспонденции. Ввод сложной проводки считается завершенным, если суммаглавной корреспонденции равна суммам подчиненных корреспонденции. Так, послеввода третьей корреспонденции программа автоматически завершит ввод сложнойпроводки.
Сложная проводка более точно выражает экономическую суть операции.Первая (главная) корреспонденция показывает увеличение счета необоротныхактивов на сумму полной стоимости поступившего оборудования. Вторая и третья(подчиненные) корреспонденции показывают понижение дебиторской задолженностикаждого из учредителей, внесших основное средство в уставный капитал предприятия.
Рассмотрим еще один пример операций поступления основного средстваот учредителей и еще один новый способ отражения хозяйственных операций вкомпьютерном учете.
Задача 3. От учредителя — АКБ «ЗГОДАБАНК» в счет вкладав уставный капитал поступило основное средство — автомобиль «Газель»по согласованной стоимости 35 000 грн. 02.04.2001 по факту поступления НАоформлен акт приемки-передачи основного средства № 2 от 02 апреля 2001 года.Акт поступил в бухгалтерию. Автомобиль предназначен для эксплуатации в производственныхцелях Амортизационные отчисления для данного вида транспорта не зависят отпробега, метод начисления амортизации — уменьшение остатка, период эксплуатации- 60 месяцев, ликвидационная стоимость – 1560 грн. Необходимо ввестисоответствующую информацию в справочники и отразить факт поступления основногосредства в компьютерном учете.
Порядок ввода информации в справочник был подробно рассмотренвыше, поэтому сразу перейдем к оформлению операции по поступлению НА отучредителей. Помимо ручного ввода, в программе «1С: Бухгалтерия»имеется достаточно мощное средство автоматизации процесса ввода операций ипроводок, это — механизм типовых операций. Что такое типовая операция?
Большинство хозяйственных действий, совершаемых на предприятии, сточки зрения бухгалтерского учета имеют однотипный характер и зачастуюфиксируются в учете при помощи набора из нескольких бухгалтерских проводок.Например, проводка на перечисление средств с расчетного счета или снятиеналичных средств обычно сопровождается начислением комиссионных банку;получение предоплаты влечет за собой начисление НДС; отпуск малоценных ибыстроизнашивающихся предметов в эксплуатацию порождает начисление износа (50%или 100%). Подобных примеров можно привести множество, и, как правило, такие операциисоставляют значительную часть хозяйственных операций предприятия. Для отраженияв учете подобных стандартных ситуаций в «1С: Бухгалтерии» служаттиповые операции. С их помощью можно автоматизировать ввод стандартных иличасто повторяющихся операций, «1С: Бухгалтерия» позволяет бухгалтерусамостоятельно создавать типовые операции, тем самым настраивая систему подсвои потребности. Для этого в программе имеется встроенный инструментарий,предназначенный для создания типовых операций. В отличие от конфигурированиямеханизм создания типовых операций доступен из программы, работающей в режимеведения бухгалтерского учета
При работе с типовыми операциями следует четко различать двавозможных режима работы с ними: создание типовой операции, и ее использование.Создание типовой операции предполагает создание шаблона, предназначенного дляввода операций того или иного типа Использование типовой операции представляетсобой ввод операции и проводок с использованием ранее созданного шаблонатиповой операции В типовую конфигурацию могут включаться типовые операции,однако, их состав может расширяться пользователем практически неограниченно.
Организациясписка типовых операций «1С: Бухгалтерия»позволяет создать любое количество типовых операций. Каждой типовой операцииназначается произвольное имя, которое хранится в списке типовых операций. Можетбыть, как минимум, две причины для обращения к списку типовых операций:
Ø  для выполнения действий над типовойоперацией (например, создать новый шаблон, исправить имеющийся, удалить ит.п.);
Ø  для ввода хозяйственной операции припомощи готового шаблона типовой операции.
Обратиться к списку типовых операций для их просмотра иредактирования можно через меню «Операции — Типовые операции».Обращение к списку типовых операций с целью использования осуществляетсянепосредственно из журнала проводок или журнала операций, через меню«Действия — Ввести типовую» или нажатием кнопки В; на панелиинструментов. Для удобства просмотра и поиска операций имеется возможностьобъединять их в группы. Группировка типовых операций осуществляется покакому-либо смысловому критерию, например, по разделам учета или по видамхозяйственных операций и процессов
Для решения рассматриваемой задачи удобно создать типовую операцию«Поступление объектов необоротных активов в счет вклада в уставныйкапитал». О порядке создания типовых операций можно прочитать в общейлитературе, поставляемой с конфигурацией. После создания необходимой типовойоперации на экране раскроется окно ввода операции.
В заголовке окна отображается название типовой операции. Нижестроки заголовка размещается панель инструментов управления порядком вводатиповой операции. В следующей строке выдается подсказка, какие данные следуетвводить в текущее поле. Соответственно, текст подсказки изменяется приперемещении курсора из одного поля в другое. Далее, как и в форме документа,располагаются две области. Первая (шапка) — для ввода реквизитов операции,вторая (таблица) — для ввода реквизитов проводок.
В отличие от ввода новой операции вручную данная операция ужесодержит проводки, причем значительная часть реквизитов операции и проводок ужезаполнена значениями, определенными в шаблоне типовой операции. Теперь остаетсятолько лишь ввести недостающие реквизиты операции и проводок, используя предлагаемыйшаблон. Кроме того, ряд реквизитов операции рассчитывается автоматически наосновании других реквизитов.
В этом отношении важную роль в типовой операции играет реквизит«Сумма операции». Если в обычной операции эта сумма рассчитывается наосновании сумм введенных проводок, то в типовой операции, наоборот, чаще всегосуммы проводок рассчитываются по некоторым заранее заданным формулам исходя иззначения суммы операции.
После ввода в шапке операции общей суммы, программа автоматическипереносит ее в графу «Сумма» табличной части и сразу предлагаетзаполнить графу «Субконто дебета». Таким образом, задача по отражениюв компьютерной бухгалтерии факта поступления основного средства в качествевзноса в уставный капитал сводится к четырем простейшим действиям: выбору даты,вводу суммы операции, выбору (при необходимости — добавлению в соответствующийсправочник) основного средства и выбору из справочника «Контрагенты»того учредителя, от которого это основное средство поступило. Результат вводатиповой операции После завершения ввода типовой операции, в журнале операцийбудет зафиксирована запись, которая ничем не будет отличаться от обычныхопераций.
В журнале не сохраняется ни одного свидетельства о ее необычномпроисхождении. Связь с породившей ее типовой операцией никак не фиксируется.Если понадобится изменить какие-то параметры данной хозяйственной операции, торанее введенную операцию придется удалить и заново произвести ввод типовойоперации. В отличие от предыдущего примера, введенная операция будет состоятьиз одной простой проводки следующего вида На данный момент в компьютерном учетеотражен факт поступления необоротных активов от учредителей. После этогопотребуется ввести следующие операции, отражающие факт ввода данных НА вэксплуатацию.
Для отражения этой операции в типовой конфигурации предусмотреныотдельные средства, которые будут рассмотрены далее./>2.4 Поступлениенеоборотных активов от поставщиков
Наиболее распространенной является операция приобретения основногосредства у поставщика. Затраты на приобретение основного средства относятся кдолгосрочным инвестициям, поскольку направлены на приобретение необоротныхактивов длительного пользования В связи с этим затраты по приобретению основногосредства должны быть отражены в бухгалтерском учете на счете 15«Капитальные инвестиции».
В рабочем плане счетов стандартной конфигурации в развитие счета15 имеется несколько субсчетов. В частности, для учета капиталовложений наприобретение отдельных объектов необоротных активов используется субсчет 2. Наэтом субсчете, ведется аналитический учет в разрезе субконто«Инвестиции», что можно увидеть непосредственно в настройке планасчетов.
Для каждой из операций, представленных на схеме в типовой конфигурациипрограммы «1С: Бухгалтерия 7.7» предусмотрены документы,автоматизирующие процесс отражения этих операций в компьютерном учете. Операция«Оплата» реализуется при помощи документа «Банковскаявыписка» или «Приходный кассовый ордер». Операция «Поступление»реализуется при помощи документа «Приходная накладная (Акт)».Операция «Ввод в эксплуатацию» реализуется при помощи документа«Ввод в эксплуатацию». Рассмотрим порядок отражения хозяйственныхопераций по поступлению основного средства на следующем примере.
Задача 4. 29.07.2001 от завода «Азер» на предприятие«ДОБРО» в сопровождении товарно-транспортной накладной поступилооборудование – станок сверлильный СДС-1 в количестве I шт. на сумму 12 000грн., включая НДС 20%. Ранее по счету № 345/21 от 22.07.2001 была произведенаоплата этой поставки (см. задачу № 11-2). Необходимо отразить в бухгалтерскомучете предприятия факт поступления НА. 30.07.2001 станок СДС-1 по акту № 2Приемки-передачи основных средств передан в эксплуатацию в столярный цех.
Решение данной задачи потребует от бухгалтера выполненияопределенной последовательности действий, таких, как контроль оплаты счета напоставку основного средства, отражение факта поступления и факта ввода вэксплуатацию. Остановимся на каждом из этих моментов. Оплата счета на поставку основного средства Прежде чем приступать к вводу операций поприходу НА, возможно, потребуется убедиться в том, что ранее была произведенаоплата счета поставщика. Эту информацию можно получить через стандартнуюведомость «Анализ субконто».
Наиболее естественный способ обратиться к режиму формированияданной ведомости — через меню «Отчеты -Анализ субконто». Послеобращения к указанному пункту меню на экране развернется окно «Установкипараметров отчета». В данном окне необходимо задать параметры,определяющие, за какой период и по каким субконто должна быть сформированаведомость.
В качестве первого вида субконто установлено — «Контрагенты». Рядом указывается режим формирования ведомости поданному аналитическому признаку — «Отбирать». Тем самымпредполагается, что должно быть определено конкретное значение субконто, покоторому информация будет отбираться в ведомость. Это значение устанавливаетсяв поле, расположенном ниже. В данном поле задается интересующее нас значение — завод «Азер». Формирование ведомости даст следующий результат.
В ведомости можно видеть, что контрагент завод «Азер»имеет дебиторскую задолженность в размере 12 000.00 грн., которая образоваласьна счете 371. Имеется возможность детализировать информацию отчета и выяснить,за счет каких операций образовалась выявленная задолженность. Для этого надопереместить курсор мыши на 105детализируемый показатель,после чего двойной щелчок мыши обеспечит формирование нового отчета«Карточка счета», в котором будут приведены все операции по счету 371с данным контрагентом.
Из представленного отчета видно, что задолженность в размере 12000грн. образовалась за счет операции, введенной при помощи документа«Выписка банка № 2» от 24.07.2001. Можно и дальше продолжитьдетализацию показателей нового отчета Следующий шаг детализации приведет нас вжурнал операций, непосредственно к интересующей нас операции. Как известно, изоперации имеется возможность быстро перейти к породившему ее документу припомощи функции «Открыть документ». Таким образом, компьютернаябухгалтерия позволяет за считанные секунды отыскать документы, операции,проводки, объясняющие происхождение показателей отчетов. В нашем случае это — банковская выписка № 2.
Для отражения факта прихода основного средства от поставщикацелесообразно воспользоваться документом типовой конфигурации «Приходнаянакладная». Диалоговая форма ввода документа заполняется на основаниисопроводительного комплекта документов организации-поставщика.
При заполнении формы диалога в шапку документа нужно ввести номери дату документа, ввести поставщика путем выбора из журнала «Отбор заказовпо контрагенту», а также документ, на основании которого произведенаоплата, — счет № 1 от 22.07.2001, который выбирают из справочника «Договоры(счета)». Документ «Приходная накладная» можно ввести наосновании документа «Счет входящий», для этого необходимо зайти вжурнал «Счета входящие», выбрать необходимый счет и нажатьпиктограмму «Ввести на основании». После чего из перечня предлагаемыхдокументов выбрать документ «Приходная накладная».
Для учета поступления необоротных активов, приобретенных с налогомна добавленную стоимость, важным является порядок возмещения НДС. Если НДС,уплаченный поставщику, не подлежит зачету (возмещению из бюджета), в форме документана закладке «Дополнительно» устанавливается флажок «НДС насебестоимость». При этом сумма НДС, указанная в табличной части экраннойформы, при проведении документа будет учтена в стоимости основного средстваДалее необходимо заполнить табличную часть документа.
Каждая строка таблицы содержит сведения об одном объекте НА. Призаполнении графы «Наименование» предлагается выбрать объектинвестиций из справочника «Инвестиции». Если запись о данном объектене была введена ранее, то ее можно ввести в справочник, не выходя из документа.Кстати, не обязательно заполнять сразу все реквизиты справочника: незаполненныереквизиты можно будет ввести позже, например, на этапе отражения операции повводу основного средства в эксплуатацию или в любой другой момент времени,обратившись напрямую к справочнику «Необоротные активы». 
2.5 Результаты вводадокумента
Рассмотрим, какие результаты будут зафиксированы в компьютернойбухгалтерии после ввода и проведения документа «Приходная накладная».В журнале операций регистрируется запись о введенном документе Запись овведенном документе также автоматически регистрируется в журнале документов«Приходные накладные». Документ автоматически формирует три проводки,отражающие в компьютерном учете факт поступления основного средства, а такжезачет ранее сделанной предоплаты: Ввод необоротных активов в эксплуатацию Дляотражения факта ввода основного средства в эксплуатацию в типовой конфигурациипредусмотрен документ «Ввод в эксплуатацию», который доступен изжурнала документов «Необоротные активы и МБП», а также может бытьвызван через меню «Документы — Необоротные активы и МБП — Ввод вэксплуатацию».
Рассмотрим порядок использования данного документа на примереввода в эксплуатацию основного средства согласно данным постановки задачи 4.Использование документа «Ввод в эксплуатацию» Заполнение формыдиалога предполагает обязательный ввод номера и даты документа. Реквизит«Место хранения» указывает место, где актив будет находиться в периодего эксплуатации. Место хранения выбирается из справочника «Местахранения» и может быть представлено в виде материально-ответственного лицалибо склада Признак ввода в эксплуатацию объекта Может принимать значение либо«Ввод в эксплуатацию МБП», либо «Ввод в эксплуатацию необоротныхактивов». Этот реквизит будет определять состав и структуру табличнойчасти документа.
Для необоротных активов необходимо задать их вид в графе «Виднеоборотных активов». В данном случае необходимо выбрать вид необоротныхактивов «Основные фонды». Реквизит «ТМЦ/Инвестиции»представляет объект, который является источником поступления актива. В нашемслучае объект инвестиций ранее был введен в справочник «Инвестиции»,поэтому реквизит может быть заполнен путем выбора из справочника Реквизит«Необоротный актив» представляет объект, который вводится вэксплуатацию.
В нашем случае объект НА ранее был введен в справочник«Необоротные активы», поэтому данный объект может быть заполнен путемвыбора из справочника Если сведения об основном средстве в справочникеотсутствуют, то после обращения к справочнику можно ввести в него информацию оновом объекте. Далее необходимо ввести количество вводимых объектов, ихстоимость.
Программа автоматически рассчитает сумму введенных объектов. Послезаполнения всех реквизитов документа «Ввод в эксплуатацию» можнораспечатать акт установленной формы, нажав кнопку «Печать». В зависимости отвыбранного вида вводимого актива и дополнительной информации, в документеавтоматически выбирается счет и признаки его аналитического учета, с которымбудет корреспондировать счет 10.4 «Машины и оборудование» припроведении документа.
Рассмотрим, какие результаты будут зафиксированы в компьютерномучете после ввода и проведения документа «Ввод в эксплуатацию». Вжурнале операций найдет отражение запись о введенном документе.
Этот же документ автоматически регистрируется в журнале документов«Необоротные активы и МБП».
В журнал проводок автоматически помещаются проводки, порожденныеданными документами. Операция ввода в эксплуатацию порождает две проводкиПервая характеризует поступление необоротного актива в бухгалтерском учете,вторая производит приходование актива в налоговом учете. Формирование второйпроводки происходит исходя из параметра «Начислять износ в налоговомучете», который находится на закладке «Дополнительно» элементасправочника «Необоротные активы».
/>Заключение
Запуск системы «1С: Предприятие» обнаруживает ееинтересную особенность. Оказывается, она содержит четыре составные части:«1С: Предприятие», «Конфигуратор», «Отладчик»,«Монитор».
Работа с программой в режиме ведения бухгалтерского учетапредполагает наличие некоторой настроенной конфигурации. Это может быть одна изтиповых конфигураций, поставляемых разработчиками программы, например: типоваяконфигурация для учета на хозрасчетных предприятиях, типовая конфигурация дляучета в организациях, состоящих на государственном бюджете, типоваяконфигурация для учета на предприятиях торговли.
Помимо типовых конфигураций, разрабатываемых фирмой«1С», конфигурации могут разрабатываться, дорабатываться,модифицироваться силами сторонних организаций и отдельных специалистов, в томчисле и силами самих пользователей. Собственно типовая конфигурация в еепервозданном виде существует лишь до того момента, пока в нее не внесеноникаких изменений.
Пользовательским интерфейсом называется набор средств,предоставляемых программой для общения с пользователем. К элементампользовательского интерфейса относятся экранные формы, меню, пиктограммы,горячие клавиши и др.
Практически все элементы пользовательского интерфейса программы,работающей в режиме ведения бухгалтерского учета, также являются настраиваемымии, соответственно, могут быть изменены разработчиками конфигураций или самимпользователем. В частности, может быть установлен иной состав и взаимноерасположение пунктов меню, пиктограмм, может меняться внешний вид экранных формдокументов.
Бухгалтерские операции оформляются в виде бухгалтерских записей, илипроводок. Проводка — элементарное действие, отражающее изменение состоянияхозяйственных средств — их увеличение или уменьшение на счетах бухгалтерскогоучета с соблюдением принципа двойной записи Принцип двойной записи состоит втом, что каждая элементарная операция, выраженная в виде суммы, отражается вучете на двух счетах, дебетуя один и кредитуя другой.
Следует понимать, что при компьютерном ведении учета журналпроводок является единственным регистром, в котором фиксируется учетнаяинформация. Любые другие формы ввода информации, например, в виде документовили операций не считаются отраженными в учете до тех пор, пока на их основе небудут сформированы проводки и размещены в журнале проводок. Нередко однахозяйственная операция порождает не одну, а несколько проводок.
Таким образом, работая с программой «1С: Бухгалтерия»,под операцией будем понимать, с одной стороны, некоторый факт хозяйственнойдеятельности, фиксируемый в виде записи в журнале операций, а с другой стороны,набор проводок, относящихся к этой операции. Причем, не исключается такаяситуация, когда имеется запись об операции, но ей не соответствуют никакиепроводки, то есть такая операция или документ не порождают проводок. Впрограмме «1С: Бухгалтерия» существует много разнообразных способовввода операций и проводок, различающихся степенью автоматизации. Самым простымспособом (и наименее автоматизированным) является ручной режим ввода. Именно сэтого режима начнем знакомство с методами отражения хозяйственных операций вкомпьютерном учете.
/>Список использованной литературы
1. Камягин В.Б.Самоучитель 1С: Бухгалтерии 7.5-7.7 в вопросах и ответах: — М.: Триумф, 2000.
2. Автоматизация бухгалтерскогоучета контроля, анализа и аудита. В.Л.Завгородний. — К., 2001.
3. Бухгалтерский учет, контроль иаудит в условиях рынка. В.Л.Завгородний. — Киев, 2002.
4. Компьютеризация бухгалтерскогоучета. В.Н. Довыдов. – М.: ФиС, 2001.
5.  Шишкин С.С. Бухгалтерский учет и финансовый анализ накоммерческих предприятиях. — М.: Инфра-М., 2002.
6.  12. Винтер П. Мicrosoft Word97: справочник. — СПб.: Питер,1999.
7.  26. Козье Д. Электронная коммерция: Пер. с англ. — М.:Русская редакция, 1999.
8.  Новейший самоучитель работы на компьютере. Под ред.Симоновича С. — М.: Десс; Инфорком-Пресс, 2000.
9.  Симонович С., Евсеев Г. Практическая информатика:универсальный курс. — М.: ACT-ПРЕСС; Инфорком-Пресс, 2000.
10.  Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А. Специальнаяинформатика: универсальный курс. — М.: ACT-ПРЕСС; Инфорком-пресс, 2000.