Учет поступления товара на предприятии

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
(САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Бухгалтерский учет в торговле»

на тему: «Учет поступления товара. Порядок отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций осуществляемых на бартерной основе»

ВЫПОЛНИЛ:

Студент Левенець Наталья Николаевна

Группа Б-1-98
Курс 5

№ зачетной книжки 799-1000

дом. телефон 4-48-59

ПРОВЕРИЛ:

Преподаватель Титова Ирина Васильевна

Краткая рецензия:
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
г.Мурманск
2003г.

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение
– 3

1. Учет поступления товара
– 5

1.1. Расчеты с поставщиками
– 5

1.2. Документооборот при поступлении товара
– 7

А) Договор купли-продажи
– 7

Б) Документальное оформление приемки товаров и тары по сопроводительным документам.
– 8

1.3. Особенности учета поступивших товаров на предприятиях оптово-розничной торговли.
-10

А) Синтетический учет товаров
-10

Б) Аналитический учет товаров
-11

2. Порядок отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций осуществляемых на бартерной основе.
-12

Список используемой литературы.
В В Е Д Е Н И Е

Товары

– предметы, приобретаемые или получаемые на комиссию с целью последующей их перепродажи. Закупку и продажу товаров могут осуществлять любые предприятия, как специализированные торговые, так и неспециализированные, для которых торговля является одним из видов хозяйственной деятельности.*
Общая стоимость проданных товаров называется товарооборотом. В зависимости от вида покупателя товарооборот может быть: оптовым или розничным.
Оптовый товарооборот

– продажа товаров одним предприятием другому предприятию.
Розничный товарооборот

– продажа товаров конечным потребителям.
Товары являются основным объектом бухгалтерского учета в торговле. Поэтому правильная постановка их учета должна находиться в центре внимания бухгалтерского аппарата.
Главный бухгалтер обязан обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием. Он должен совместно с руководителями других подразделений и служб контролировать соблюдение правил оформления приемки, отпуска и проведения инвентаризации товаров, активно участвовать в подготовке и проведении мероприятий по предупреждению образования недостач ценностей. Эти требования определяют основные цели бухгалтерского учета товаров: контроль за сохранностью товаров; своевременное представление руководству предприятия информации о фактическом товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.
________________________________________
*
В дальнейшем все эти предприятия будем называть «торговые».

Для достижения этих целей необходимо решить следующий комплекс бухгалтерских задач:
1) обеспечение совместно с другими службами предприятия правильной организации материальной ответственности за товары;
2) проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учет;
3) проверка полноты и своевременности оприходования товаров материально ответственными лицами, правильности и своевременности списания реализованных и отпущенных товаров;
4) контроль за соблюдением нормативов товарных запасов, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
5) контроль совместно с другими службами за соблюдением правил проведения инвентаризации, своевременное и правильное выявление ее результатов;
6) контроль совместно с другими службами предприятия за правильностью цен, соблюдением условий франкировки;
7) своевременное и правильное выявление валового дохода.
Поэтому в данной контрольной работе, мы рассмотрим, часть поставленных перед нами задач, которая затрагивает только учет поступления товара.
1. УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ТОВАРА

1.1.
РАСЧЕТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ

Для учета расчетов за полученные товарно-материальные ценности, потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии , газа, пара, воды и другие, применяют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности или потребленные услуги, проводят по счету 60 независимо от времени оплаты предъявленного счета.
Кредитуют счет 60 на стоимость фактически поступивших товарно-материальных ценностей, потребленных услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или соответствующих затрат. За услуги по доставке товаров записи по кредиту счета 60 производят в корреспонденции со счетами учета товаров, издержек обращения и т.п.
Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счета 60 в синтетическом учете кредитуют согласно расчетным документам поставщика в пределах сумм акцепта.
Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товаров обнаружилась их недостача сверх норм естественной убыли против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика (после того как счет был акцептован) было обнаружено не соответствие цен, обусловленных договором или арифметические ошибки, счет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 63 «Расчеты по претензиям».
При поступлении товаров, на которые не получены расчетные документы поставщиков, необходимо проверить, не числятся ли поступившие товары как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков и не числится ли стоимость поступивших ценностей как дебиторская задолженность.
За неотфактурованные поставки счета 60 кредитуют на стоимость поступивших ценностей по ценам, предусмотренным в договорах.
Дебетуют счет 60 на суммы оплаты счетов в корреспонденции с счетами учета денежных средств.
1.2.
ДОКУМЕНТООБОРОТ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ТОВАРА

А) Договор купли-продажи товара.

Основным документом определяющим права и обязанности сторон участвующих в товарных отношениях при поставках товара является договор купли-продажи (поставки). В договоре закрепляются юридические отношения между сторонами, определяется порядок и способ их исполнения.
В вводной части договора заключается номер, место и дата заключения договора, указывается наименование продавца и покупателя. Затем следует рассмотреть предмет договора, где определяется вид сделки, объект операции, основные условия поставки, количество и цена товара. Срок, дата и условия (базис) поставки товаров. Под сроком поставки понимается согласованные сторонами и предусмотренные в контракте период времени, в течении которого продавец должен передать товар покупателю.
Условие поставки определяют конкретный объем, содержание и прочие параметры транспортных операций осуществляемых в рамках заключаемого договора.
Так же обговариваются расчеты. Устанавливаемый порядок оплаты во многом зависит от вида оговоренной в контракте цены.
Транспортные условия сделки подразумевают по возможности более полное раскрытие обязанностей сторон при погрузке, разгрузке и транспортировке товаров от продавца к покупателю.
Так же оговорить стоит и приемку товара по качеству и количеству.
Б) Документальное оформление приемки товаров и тары по сопроводительным документам.

Поставщики, отпуская товар выписывают соответствующие сопроводительные документы, которыми являются счета, счета-фактуры, накладные, товарно-транспортные и железнодорожные накладные, которые поступают на торговое предприятие одновременно с товаром. По ним проверяют соответствие количества и качества фактически поступивших товаров.
Рассмотрим основные виды:
Накладная.
Она выступает в роле как приходного так и расходного документа. Выписываются материально-ответственными лицами при отпуске товаров со складов, баз, либо в бухгалтерии предприятий – поставщиков. Это первичный документ, который является основанием для отражения выбытия и поступления товаров в учете.
Накладная подписывается сдающей и принимающей сторонами, при наличии печати. Выписываются, как правило, в количестве 2-4 экземплярах.
Затем следует счет
, который предназначен для расчетов между поставщиком товара и его получателем. Счет подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер. К счету обязательно прилагают документы, удостоверяющие количество и качество товара. Если доставку товара оплачивают получатели, указываются транспортные расходы, то в этом случае к счету прилагают квитанцию железнодорожной накладной.
Каждая отгрузка товара оформляется составлением счета – фактура
и регистрацией ее в книге продаж и книге покупок.
Счет – фактура составляется предприятием – поставщиком на имя предприятия – покупателя в 2-х экземплярах, первый из которых не позднее 10 дней с даты отгрузки товара или предоплаты представляется поставщиком покупателю и дает право на зачет сумм налога на добавленную стоимость в порядке, установленном Законом Российской Федерации.
Счет – фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером, материально-ответственным лицом, отпускающим товар, подписи, печать. Он хранит в течение пяти лет с даты их выдачи или получения, подшитые и пронумерованные в журнале учета.
Книги продаж
предназначены для регистрации счетов – фактуры или лент контрольно-кассовых машин с целью определения суммы налога на добавленную стоимость по отгруженным товарам.
Она должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью предприятия и подписью руководителя. Хранится 5 лет. Ведется поставщиком.
На ряду, с этим аналогичная книга учета называемая книга покупок
ведется у покупателя.
Если товар следует автомобильным транспортом, тогда выписывается товарно-транспортная накладная. Она состоит из двух разделов:
– товарный раздел, где записывают данные о покупателе и продавце (поставщике) товара, о товаре;
он подписывается обеими сторонами;
– транспортный раздел, является своего рода сведениями о грузе.
Железнодорожная накладная
. Она является сопроводительным документом и заполняется аналогично товарно-транспортной накладной.
1.3. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ПОСТУПИВШИХ ТОВАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯ ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ.
А) Синтетический учет товаров:
Для поступивших товаров торговые организации используют счет 41 «Товары». В настоящее время торговые организации могут вести учет товаров по покупным ценам (при оптовой торговле) и по продажным ценам (в розничной торговле и общественном питании). Именно поэтому организация учета товаров на предприятиях розничной и оптовой торговли может несколько различаться.
Предприятия оптовой торговли*
, результат от реализации товаров определяют на счете 90 «Продажи» как разницу между продажной и покупной ценами товара и издержками обращения. Предприятия розничной торговли помимо счета 41 «Товары» используют счет 42 «Торговая наценка» для доведения покупной цены товаров до продажной.
Учет товаров, так же как и других товарно-материальных ценностей, организуется в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Учету материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденного приказом Минфина РФ от 09.06.01 года № 44н, и другими нормативными документами.
К счету 41 «Товары» могут быть открыты следующие субсчета:
1 «Товары на складах» – для учета наличия и движения товарных запасов, находящихся на оптовых базах, складах;
2 «Товары в розничной торговле» – для учета наличия и движения товаров, находящихся на предприятиях розничной торговли (в магазинах, палатках, ларьках, киосках и т.п.), а также для учета наличия и движения стеклянной посуды (бутылок, банок и др);
_________________________________________________
*
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.00 года № 94н
3 «Тара под товаром и порожняя» – для учета наличия и движения тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды на предприятиях розничной торговли);
4 «Покупные изделия» – используется промышленными и другими производственными предприятиями для учета товаров.
Поступление товаров подтверждается такими документами, как товарно-транспортные, железнодорожные накладные и квитанции, авианакладные, коносаменты. Помимо этих документов покупатель должен также иметь счета-фактуры поставщика для подтверждения суммы НДС, принимаемой к вычету из бюджета. Списание товаров подтверждается отгрузочными документами, товарными отчетами и другими.
Б) Аналитический учет товаров:
Аналитический учет по счету 41 «Товары» ведется по материально ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров. На предприятиях розничной торговли аналитический учет обычно ведется по материально ответственным лицам. Последние, в свою очередь, ведут учет товаров в количестве и сумме или только в сумме в книгах и карточках. Бухгалтер делает следующие записи:
Д-т сч. 41 «Товары»,
К-т сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
оприходование товаров на дату перехода прав собственности по покупной стоимости;
Д-т сч.41 «Товары»,
К-т сч.42 «Торговая наценка»
начислена торговая наценка на оприходованные товары;
Д-т сч.41 «Товары»,
К-т сч.98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления»
оприходованы товары, поступившие безвозмездно;
и существует множество других записей.
2.
Порядок отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе.

К товарообменным операциям относятся бартерные сделки предприятий. Бартерные сделки представляют собой прямой безденежный, сбалансированный обмен товарными или услугами между юридическими и физическими лицами, когда оплата товаров поставщику производится в товарной форме или в форме услуг.
При осуществлении товарообменной операции торговое предприятие в рамках конкретного договора является покупателем и продавцом. При бартерном обмене производится оценка обмениваемых товаров с целью обеспечения эквивалентности обмена, оценки возможных взаимных претензий, определения санкций и т.д.
Расчеты по взаимным претензиям при бартерных операциях производятся путем уменьшения обмена поставляемых товаров или же путем дополнительных поставок.
Фактически с каждой стороны бартерной сделки параллельно осуществляется реализация собственного товара в обмен на покупку другого товара. Цены определяются на основе использования данных о рыночных ценах на обмениваемые товары. При необходимости стороны могут договориться о возможности частичных расчетов денежными средствами.
Все расчеты по бартерным сделкам осуществляются в соответствии с письмом Минфина Российской Федерации № 16-05/4 от 30.10.1992 года «О порядке отражения в учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе».
Документально данные сделки оформляются договором, где должны быть предусмотрено: способ расчетов, определены цены и стоимость товара, выписанными счета – фактуры и накладными, где сумма налога на добавленную стоимость выделена цифрами. Последние условие необходимо,
для предъявления налога на добавленную стоимость бюджету по бартерным сделкам. При этом товар поставщика должен быть фактически получен и оплачен путем передачи собственного товара.
Учет ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или счет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». Счета денежных средств (51, 50) не затрагиваются, но при передаче происходит безденежный расчет.
Немаловажным особенностью бартерных операций является особый порядок налогообложения налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. При осуществлении предпринимателями обмена продукций либо ее передачи безвозмездно выручка для целей налогообложения определяется исходя из средней цены реализации такой или аналогичной продукции рассчитанной за месяц, в которой осуществлялась указанная сделка. А в случае отсутствия реализации такой или аналогичной продукции за месяц – исходя из цены ее последней реализации, но не ниже фактической себестоимости.
Если предприятие обменивает вновь освоенную продукцию, то для целей налогообложения принимается фактическая рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент исполнения обязательств по сделке, но не ниже ее фактической себестоимости. Подтверждением сложившихся рыночных цен может служить справка организации торгующей аналогичными видами товаров, биржевые котировки, а также публикации цен в средствах массовой информации.
В себестоимость приобретенной продукции включается стоимость приобретения, расходы по доставке, хранению, реализации и другие аналогичные расходы. По основным средствам, иному имуществу, по которому начисляется износ, принимается их остаточная стоимость. Сумма выручки определяется предприятием на основании расчетов, которые представляются в налоговый орган по месту нахождения предприятия одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу на прибыль. В результате мы получаем ситуацию, когда отраженная сторонами в договоре цена товара, не играет ни какой роли при исчислении размера причитающегося к уплате налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Поэтому намеренное занижение продажных цен обмениваемые по бартеру товаров в целях уменьшения налоговых платежей теряет смысл и более того, может привести к применению штрафных санкций.
При осуществлении бартерных операций, мы наблюдаем различия в налогообложении и бухгалтерском учете указанных операций. В бухгалтерском учете отражается стоимость товара указанная в договоре бартера, а при налогообложении учитывается цены, определяемые по данным налогового учета.
Фактом реализации при бартерных сделках, а следовательно и основанием для начисления и уплате налогов будет:
– для предприятий использующих метод определения выручки в целях налогообложения по «отгрузке» – момент передачи своего товара (выставления счета – фактуры), в обмен на другой товар;
– для малых предприятий, использующих метод «по оплате» – момент получения, товара контрагента за свой товар.
Задача:

На основании приведенных данных рассчитать сумму расходов на продажу и списать на стоимость реализованных товаров за месяц, указать корреспонденцию счетов, просчитать недостающие суммы.
Исходные данные
:

1.сумма транспортных расходов на остаток товаров
к началу месяца (сальдо Д сч. 44) 4 900
2. остаток товаров на складе на конец месяца 320 000
3. средний % транспортных расходов 12,5%
4. сумма транспортных расходов на остаток
товаров на конец месяца 40 000
Журнал хозяйственных операций за месяц
Корреспонденция

Содержание операции

Сумма (руб)

Д

К

1.
.

Акцептован счет-фактура транспортной организации за расходы по завозу товаров

1 645

44
76

НДС

274,16
19
76

2.
Начислена заработная плата работникам торгового предприятия
15250
44
70

3.
Начислено пособие по временной нетрудоспособности кассиру Гомкиной Н.В.

850
69
70

4.
Произведены отчисления на социальное страхование от начисленной заработной платы работников (35,6 %)

5126,40
69
51

5.
Списываются расходы по аренде торгового помещения

8920
44
76

6.
Израсходованы тара и упаковочный материал на реализованную продукцию

12000
44
41

7.
Произведены расходы на рекламу и изучение рынка сбыта

17130
44
76

8.
Оплачены коммунальные услуги и услуги связи

21320
44
76

9.
По итогам плановой инвентаризации выявлена недостача товаров

450
94
41

10.
Списана недостача в пределах норм естественной убыли

450
44
94

11.
Списываются расходы на продажу за текущий месяц
41615
90
44

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.
Бухгалтерский учет № 5 2002г. Приложение к журналу Официальные материалы/ Учет движения и реализации товаров / с.45 Е.П. Козлова, Т.Н.Бабченко, Е.Н. Галанина

2.
А.М. Абашина, М.Н. Симонова, И.К. Талье «Бухгалтерский учет в торговле»: информ.изд.дом ФИЛИНЪ – М.:1998г.

3.
Б.Н. Ивашкин «Бухгалтерский учет в торговле» изд. ДиС – М.:1995г.

4.
Д.С. Тяжких «Бухгалтерский учет в торговле» Санкт-Петербург: 1997 г.

5.
М.В. Микицей «Учет и отчетность в торговле» учеб.пособие, изд. «Феникс» – Ростов-на-Дону: 2001г.

6.
В.Ф.Палий «Комментарий нового плана счетов бухгалтерского учета» – ПРОСПЕКТ – М.: 2003г.