Учет расчетов с покупателями и заказчиками, и его нормативно-правовое регулирование

Глава 1 Задачи и нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками 1.1 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками Хозяйственная деятельность любого предприятия (организации) связана с необходимостью осуществлять расчеты, как внутри, так и вне него. Многообразие расчетных операций хозяйствующего субъекта обусловливает необходимость их классификации по ряду признаков: 1) в зависимости от направленности расчетов они могут быть подразделены на внутренние (например, расчеты с персоналом по заработной плате) и внешние (например, расчеты с бюджетом по налогам и сборам); 2) в зависимости от контрагента расчетов могут быть выделены расчеты предприятия (организации): с поставщиками и подрядчиками; с покупателями и заказчиками; с различными дебиторами и кредиторами; по кредитам и займам; с бюджетом и внебюджетными фондами; с персоналом по оплате труда; с подотчетными лицами; внутрихозяйственные расчеты (например, расчеты головной организации с филиалом) и пр.; 3) в зависимости от формы проведения расчетов они могут быть подразделены на расчеты в денежной и не денежной формах; 4) в зависимости от характера операций, по которым производятся расчеты, последние подразделяются на расчеты по товарным и нетоварным операциям. Расчеты по товарным операциям, связанные с перемещением товара, – это расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями, в т. ч. плановые платежи, которые осуществляются посредством: платежных поручений, платежных требований, аккредитивов, чеков, векселей; возможны также зачет взаимных требований и расчеты наличными деньгами. Расчеты по нетоварным операциям, предполагающие лишь движение денежных средств, – расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями фирмы, подотчетными лицами, по претензиям. При этом расчеты по нетоварным операциям при безналичных расчетах оформляются только платежными поручениями. Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с покупателями являются1: своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов; контроль над использованием денежных средств в расчетах исключительно по целевому назначению; контроль над соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками; своевременная выверка расчетов с дебиторами для исключения просроченной задолженности. Система нормативно-правового регулирования различных форм и видов расчетов с покупателями в РФ достаточно сложна и включает в себя нормативно-правовые акты различного уровня и юридической силы. К первому уровню системы нормативно-правового регулирования расчетов должны быть отнесены законодательные акты федерального уровня (кодексы и федеральные законы). Юридической основой для проведения расчетов не денежными средствами служит ГК РФ2, а налоговые обязательства участников этих расчетов определяются в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации3. Отдельные виды расчетных отношений урегулированы отдельными федеральными законами. Так, использование векселей в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 11 марта 1997г. № 48-ФЗ "О переводном и простом векселе"4. Данный закон во всем ссылается на Положение о переводном и простом векселе, утвержденное постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 7 августа 1937г. № 104/13415 (далее – Положение о переводном и простом векселе). Согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" от 21.11. 1996г. № 129-ФЗ6 документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия или уполномоченными на то лицами. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства предприятия считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Важным элементом контроля движения наличных денежных средств в государстве является установленное федеральным законом7 обязательное применение специальной контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении денежных расчетов с населением по торговым операциям или по оказанию бытовых услуг. Эти сферы деятельности связаны с массовым наличным денежным оборотом. Исключение составляют только предприятия, которые в силу специфики своей работы используют документы строгой отчетности, заменяющие чеки контрольно-кассовых машин, а также некоторые другие организации в связи с особенностями их местонахождения. Организации и банки – участники безналичных расчетов и посредники в них при их проведении должны соблюдать также требования норм банковского законодательства РФ (в первую очередь – Федерального закона "О банках и банковской деятельности"8), а при проведении безналичных расчетов с использованием иностранной валюты (например, при расчетах с зарубежными контрагентами) – требования норм законодательства о валютном контроле9. Второй уровень системы нормативно-правового регулирования расчетов на территории РФ – это подзаконные нормативно-правовые акты федерального уровня (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, а также юридические акты федеральных министерств и служб – приказы, инструкции). Указ Президента РФ «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)» от 20 декабря 1994 г. № 2204, Указ Президента РФ от 19.10.93 г. № 1662 «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение» и другие. Порядок ведения кассовых операций регламентируется Центральным Банком Российской Федерации (ЦБ РФ) 10. Он же устанавливает требования к помещению главной кассы (в дальнейшем просто кассы). Расчеты наличными деньгами в условиях нестабильных рыночных отношений широко распространены, что обусловлено двумя важными обстоятельствами. Во-первых, они гарантируют оперативное и точное исполнение товарных и/или платежных обязательств. Действительно, покупатель получает товар и тут же за него расплачивается. Во-вторых, поступление и расход наличности контролируется главным бухгалтером и руководством предприятия, что при очень жесткой налоговой системе неизбежно провоцирует их не показывать официально весь свой денежный оборот. В этой связи ЦБ РФ регулярно устанавливает лимит (ограничение) наличных расчетов между юридическими лицами по одной операции в день. В настоящее время, согласно указанию ЦБР от 20 июня 2007г. № 1843-У11, лимит составляет 100 тыс. руб. Кассовые операции являются самыми многочисленными и самыми распространенными на предприятии. Их учет сопровождается оформлением целого ряда типовых документов, формы которых утверждены Госкомстатом РФ12. Нормативно-правовая регламентация порядка проведения безналичных расчетов основывается на Положении ЦБР от 3 октября 2002г. № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации"13. Третий уровень регулирования расчетных отношений – это положения по бухгалтерскому учету. В настоящее время Минфином РФ принято и нормативно утверждено двадцать два положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Четвертый уровень – внутренние локальные субъектов хозяйствования (учетная политика предприятия, приказы и распоряжения руководителя предприятия). 1.2 Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками В соответствии со ст. 861 ч. 2 Гражданского кодекса РФ, расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могу производиться наличными деньгами (ст. 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а так же расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичной порядке. Расчетные взаимоотношения в народном хозяйстве осуществляется в безналичной форме путем перечисления средств по счетам, открытым в кредитных организациях. Покупатели и поставщики в расчетах между собой могут применять следующие формы безналичных расчетов: платежное поручение, аккредитивами, чеками, по инкассо. В расчетах между ними банки не вмешиваются в их договорные отношения. Расчетными документами при осуществлении указанных форм расчетов является: платежное поручение, аккредитивы, чеки, платежное требование, инкассовое поручение. К исполнению эти документу применяются банком независимо от суммы и в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. На первом экземпляре расчетного документа должны быть подписи, как правило, руководителя, главного бухгалтера, т.е. первых двух лиц, имеющих право подписи таких документов. Допускается наличие одной записи в случае, когда руководитель организации ведет учет лично. При безналичной форме расчетов платежи между участниками текущих обязательств осуществляются путем предоставления в банк платежного требования в зависимости от того, кому принадлежат инициатива погашения долга. Платежное поручение выписывается в случае, когда инициатива платежа исходит от плательщика при наличии на его расчетном счете денежных средств. Оформление платежного поручения имеет место по таким операциям, как уплата платежей в бюджет, во внебюджетные фонды, перевод заработной платы отдельных работников на счета Сбербанка, погашение предварительной и последующей оплаты за ТМЦ, выполненные рабаты и оказанные услуги. Срок предоставления платежного поручения в банк – не позднее 10 дней с даты выписки. Банк принимает платежное поручение к оплате независимо от наличия денежных средств на счетах плательщика. При наличие картотеки № 2 по мере поступления денежных средств допускается частичная оплата платежных поручений. В таких случаях банком в качестве расчетного документа дополнительно используется платежный ордер (ф. № 0401066), а на лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка «частичная оплата». На обратной стороне данного платежного поручения указываются порядковый номер и дата платежного ордера, сумма остатка, заверенные работником банка. Общая схема расчетов платежного поручения приведена: поставщик покупатель Банк поставщика Банк покупателя Рисунок 1 – Расчеты платежными поручениями: отгрузка ТМЦ; 2,3- передача платежного поручения; 4- выписка о списании суммы; 5- выписка о зачислении суммы; 6- операции по перечисления суммы Расчеты по аккредитивам менее распространенная форма расчетов и применяется, как правило, для гарантированной оплаты поставщиков их поставок. Аккредитивная форма расчетов есть условное денежное обязательство, принимаемое банком выполнить поручение плательщика по погашению своего долга перед конкретным поставщиком. Последний должен представить в банк необходимые документы, подтверждающие основания для выполнения данной операции. Покрытые (депонированные) аккредитивы открываются в банке эмитента за счет средств поставщика или кредита банка на имя конкретного поставщика. Поэтому аккредитивы не редко называют именными. Они переводятся банком-эмитентом в распоряжение исполнительного банка по месту нахождения поставщика. Исполняющий банк переводит средства аккредитива в полной сумме или частично на счет поставщика при условии выполнения последним обязательств в соответствии с условиями договора с плательщиком. Подтверждением этих обязательств является предоставление поставщиком в исполняющий банк необходимых документов. Непокрытые (гарантированные) аккредитивы предусматривают списание исполняющим банком, которому банком-эмитентом предоставлено такое право, средства с ведущего у него корреспондентского счета суммы в пределах выставленного аккредитива. Все условия, регулирующие порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву, устанавливаются в соглашении между банками. Отзывные аккредитивы в основе своей означают возможный отзыв плательщиком, что может быть результатом того, что поставщик не выполняет свои обязательства в согласованные сроки или не в полном объеме. В последнем случае по письменному распоряжению плательщика банк-эмитент производит частичный платеж, а оставшаяся сумма аккредитива подлежит возврату на счет плательщика или направляется на частичное погашение кредита. Во всех таких случаях согласие на проведение подобных операций с аккредитивом со стороны поставщика не требуется. Оно обязательно только при открытии безотказного аккредитива. Подтвержденный аккредитив предусматривает безотзывного аккредитива исполняющим банком по просьбе банка-эмитента. Условия применения аккредитивной формы расчетов допускают предварительный акцепт уполномоченным лицом плательщика выставленных счетов поставщика, который исполняет свои обязанности по месту нахождения последнего. Закрытие аккредитива осуществляется исполняющим банком при наличии одного из следующих условий: по истечении срока действия аккредитива независимо от суммы его наличия; досрочно по заявлению получателя средств об отказе от дальнейшего использования аккредитива, если это оговорено в договоре между ним и плательщиком; по распоряжению плательщика о полном и частичном отзыве аккредитива. Поставщик Покупатель Банк поставщика Банк покупателя Расчетный счет Аккредитив Расчетный счет Рисунок 2 – Аккредитивная форма расчетов: 1 – заявление на аккредитив; 2 – депонирование средств; 3 – извещение об аккредитиве; 4 – отгрузка ТМЦ; 5 – документы об отгрузке; 6 – зачисление средств на счет поставщика Неиспользованные суммы аккредитива по истечении срока их действия или в других случаях направляются на восстановление средств или частичное погашение обязательств на те счета, с которых они были взяты. Платежное требование – расчетный документ, предусматривающий, что инициатива в погашении платежа в данном случае исходит от поставщика. Документ выписывается в 3 экземплярах и вместе с отгрузочными документами при реестре направляется в банк покупателя. Последний оставляет у себя отгрузочные документу и помещает в карточку № 1. Платежные требования направляются плательщику для акцепта, т.е. согласия на отплату. При согласии оплатить плательщик заверяет все экземпляры платежных требований подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати и возвращает в банк. Первый экземпляр служит основанием для списания средств с расчетного счета плательщика и после помещается в документы дня банка. Второй – направляется банку, обслуживающему поставщика, третий – вместе с отгрузочными документами возвращается плательщику как расписка в приеме и совершении оплаты. Когда конкретная операция по платежу исполняется двумя банками – поставщика и плательщика, платежное требование выписывают в 4-х экземплярах. Общая схема расчетов по платежным требованиям представлена: Error: Reference source not found Рисунок 3 – Расчеты платежными требованиями: 1- отгрузка ТМЦ; 2 – отгрузочные документы; 3- заполненное на акцептованную сумму платежное поручение; 4 – перевод денежных средств; 5 – выписка с расчетного счета о списании суммы; 6 – выписка с расчетного счета о зачислении Представление на инкассо платежные требования, равно как и инкассовые поручения, при недостаточности средств на счете плательщика оплачиваются по мере поступления денежных средств в очередности, предусмотренной действующим законодательством. Плательщик вправе отказаться от акцепта предъявленных к нему требований на полную или частичную сумму. Основания для полного отказа от суммы платежа следующие: продукция, выполненные работы и оказанные услуги реально не были заказаны; имеет место досрочное исполнение предъявленных обязательств без его согласия; сумма предъявленных обязательств рассчитана по ценам, не согласованным с покупателем; документально подтверждена поставка недоброкачественной продукции, что исключает применение ее по прямому назначению и т.п. Инкассовые поручения – выписывают, как правило, налоговые, если клиент не уплачивает обязательные взносы. По решению налоговых органов, судебных органов на основании инкассового поручения банк списывает средства со счета клиента. Эта форма расчетов представляет собой банковскую операцию, посредством которой банк поставщик (банк-эмитент) за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), а так же на основании инкассового поручения, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке) Чек – денежный документ, дающий право банку списать денежные средства со счета чекодателя на счет предъявителя чека (приложение ). При расчете чеками в качестве плательщика выступает только банк, в котором чекодатель – лицо, выписавшее чек, имеет средства, позволяющие дать распоряжение банку произвести по его поручению платеж указанной в ней суммы чекодателю, т.е. кредитору. Обязательными реквизитами чека, придающими ему юридическую силу, являются: наименование в тексте документа слова «чек»; четко обозначенное поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму; наименование плательщика и указание счета, с которого следует осуществить платеж; указание валюты платежа; указание даты и места составления чека; подпись лица, выписавшего чек, – чекодателя. Форма чека с приведенными реквизитами утверждается ЦБ РФ. При оплате индоссированного чека плательщик обязан проверить правильность индоссаментов (передаточных данных), но не подписи индоссантов. Тем самым признается, что чековый индоссамент возлагает ответственность за оплату чека на индоссанта. Лицо, оплатившее чек, имеет право потребовать передачи ему чека с распиской в получении платежа. Гарантия платежа (аваль) по чеку в полной и частичной сумме дается любым лицом, кроме плательщика, путем проставления на лицевой стороне чека или на дополнительном листе надписи «считать за аваль» с указанием, кем и за кого он дан. Если данной надписи на чеке нет, считается , что он дан за чекодателя. Отказ в оплате чека должен быть удовлетворен одним из следующих трех способов: – нотариусом в форме протеста или составления акта; – указанием на чеке отметки плательщика об отказе оплатить; – указанием на чеке даты инкассирующего банка и отметке о том, что чек своевременно выставлен и не оплачен. Общая схема расчетов с использованием чеков приведена: Поставщик Покупатель Банк поставщика Банк покупателя Депозит Расчетный счет Рисунок 4 – Расчеты чеками: 1- заявление на получение чековой книжки; 2- платежное поручение для депонирования средств; 3- депонирование средств; 4- выдача чековой книжки; 5- отгрузка ТМЦ; 6- выдача чека; 7- реестр чеков для оплаты; 8- требование на оплату; 9- перечисление средств. Глава 2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками 2.1 Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками В договоре купли-продажи участвуют две стороны — продавец и покупатель (субъекты договора). Предприятие может выступать по одному договору как продавец, по другому — как покупатель. Нередки случаи, когда предприятие участвует одновременно в нескольких договорах, в одних являясь покупателем, в других – продавцом. Следовательно, расчеты по этим договорам отражаются в учете предприятия одновременно. Причем, если предприятие участвует в договоре как покупатель, все расчеты с контрагентом по договору (с продавцом) будут отражаться в учете как расчеты с поставщиком приобретаемого имущества, получаемых услуг на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; если предприятие, само является по договору продавцом, то в учете у него отражаются расчеты с покупателем, для этого используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Отражение на счетах синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит от ряда факторов, в том числе от условий договора и факта исполнения сторонами своих обязательств. Среди существенных условий договора, как было показано в предыдущем подразделе, выделяют момент перехода права собственности и условия оплаты. Согласно ГК РФ переход права собственности по договору купли-продажи происходит в момент передачи вещи покупателю, то есть в момент отгрузки со склада поставщика. Это считается общепринятым моментом перехода права собственности на реализуемый товар. Гражданский кодекс допускает возможность установить другой, отличный от общепринятого, порядок перехода права собственности. В хозяйственной практике наиболее широко применяется два способа: 1. В момент поступления в оплату денежных средств или иного имущества на предприятие. 2. В момент доставки товара до франко-места. Франко-место определяется договором и трактуется как место, до которого все расходы по отгрузке продукции несет поставщик, включая их в расходы на продажу и цену продукции. Франко-местом может быть станция отправления, станция получения, склад поставщика и др. Например, указание в договоре франко-склад покупателя будет означать, что все транспортные расходы по доставке товара до оговоренного места и риск потери товара в процессе транспортировки несет продавец, и переход права собственности произойдет в момент доставки товара на склад покупателя. Договором может быть предусмотрена оплата денежными средствам, либо иным имуществом. Особым условием договора может быть предусмотрена предварительная оплата (аванс). Далее рассмотрим отражение в учете расчетов с покупателями. В настоящее время в бухгалтерском учете при отгрузке продукции покупателям возникает дебиторская задолженность, которая отражается на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» активно-пассивный. Кредитовое сальдо по нему означает, что деньги перечислены покупателем на расчетный счет сельскохозяйственной организации, а товар еще не получен. Дебетовое сальдо возникает, когда товар отгружен, но не оплачен. По дебету счета отражают суммы, на которые предъявлены расчетные документы, по кредиту — суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов). К счету 62 могут быть открыты следующие субсчета: «Расчеты по государственным контрактам»; «Расчеты с заготовительными и перерабатывающими организациями АПК»; «Расчеты по векселям полученным»; «Расчеты по авансам полученным»; «Расчеты по внутригрупповым взаимосвязанным организациям»; «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками». На субсчете 62.1 ведут учет расчетов с государственными органами за проданную продукцию и скот при выполнении государственных заказов через уполномоченные органы (по мере признания дохода). На субсчете 62.2 отражают расчеты с покупателями и заказчиками по заключенным договорам за проданную сельскохозяйственную продукцию, животных, услуги по их доставке. На субсчете 62.3 показывают задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченную полученными векселями. Субсчет 62.4 используется, если в заключенном договоре предусмотрена предоплата за реализуемую продукцию, поставку материально-производственных запасов, выполнение работ по мере готовности. На субсчете 62.5 отражается информация о расчетах между взаимосвязанными организациями (в рамках холдингов, финансово-промышленных групп и др.) за проданную продукцию, животных, выполненные работы и оказанные услуги. На субсчете 62.6 отражают расчеты за продукцию или товары с покупателями, которые не указаны в предыдущих субсчетах (детские сады, школы, население, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица), с сельскохозяйственными организациями за оказанные услуги по переработке давальческого сырья и работы вспомогательных производств, за поставки в порядке мелкооптовой продажи. Возможная корреспонденция счетов по учету на счете 62 представлена: Таблица 1. Журнал хозяйственных операций, связанных с расчетами с покупателями № п/п Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Д-т К-т 1 Возврат покупателям, заказчикам ранее полученных авансов, излишне перечисленных сумм, уплата неустоек и штрафов 62 51,50,52,55 2 Зачет авансов полученных и предварительной оплаты 62 62 3 Отражение отпуска продукции и товаров посреднической организацией покупателю 62 76 4 Принятие права требования задолженностей покупателей и заказчиков от обособленных учреждений. 62 79 5 Отражение задолженности по предъявленным расчетным документам за проданную продукцию и товары. Положительные суммовые разницы 62 90 6 Отражение задолженности по предъявленным расчетным документам за проданные основные средства, МПЗ и др. активы. Отражение положительных суммовых разниц 62 91 7 Получение наличных и безналичных денег, переводов в погашение задолженности покупателей. Получение предварительной оплаты и авансов. Оплата векселей покупателями 50,51,52, 55,57 62 8 Отражение зачетов по товарообменным операциям 60 62 9 Зачет авансов полученных и предварительной оплаты 62 62 10 Списание сомнительных долгов за счет ранее созданного резерва 63 62 11 Списание дисконтированных векселей после их оплаты и получения извещения от банка 66,67 62 12 Предоставление займа работникам путем индоссирования полученных векселей 73 62 13 Передача векселей по индоссаменту в счет оплаты задолженности учредителям по выплате доходов 75 62 14 Предоставление претензий за несвоевременную оплату векселей. Списание задолженности покупателей при уступке права требования 76 62 15 Уступка права требования долга с покупателей и заказчиков в пользу обособленных подразделений. Передача в доверительное управление задолженности покупателей в состав др. активов 79 62 2.2 Аналитический учет. Первичные документы по учету расчетов с покупателями и заказчиками. Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, при расчетах плановыми платежами — по каждому покупателю и заказчику. Должна обеспечиваться возможность получения данных о задолженности, обеспеченной векселями, срок поступления средств по которым не наступил; дисконтированными векселями (учтенными в банках); векселями, по которым денежные средства не поступили в срок; по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по неоплаченным в срок расчетным документам; по авансам полученным Для ведения аналитического учета по субсчетам счета 62 предназначена ведомость № 38-АПК. Это оборотная ведомость, в которой записываются по каждой позиции аналитического учета дебетовый и кредитовый остаток на начало месяца или года, обороты по дебету или кредиту в корреспонденции с соответствующими счетами. Все расчеты сельскохозяйственных предприятий с заготовительными организациями строятся на основании заключаемых с ними договоров-контрактов, где указаны сроки и условия поставки продукции, порядок оплаты и т.п. Документами по возникновению расчетных взаимоотношений с заготовительными организациями являются приемные квитанции, формы которых различны в зависимости от вида реализуемой продукции. В приемных квитанциях указывают, какая продукция принята и в каком количестве, причитающаяся оплата и т.п. Приемные квитанции являются основанием для записей в учетные регистры по расчетам с заготовительными организациями. Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется в журнале-ордере № 11-АПК отдельно по каждой организации и каналу реализации. В нем записывают в конце месяца результаты по счету 62 и сверяют их с данными ведомости № 38-АПК. После сверки оборот по кредиту счета 62 переносят в Главную книгу. Первичными документами по учету расчетов с покупателями и заказчиками являются: – товарно-транспортные накладные; их выписывают при отправке сельскохозяйственной продукции за пределы организации; – акт приема-сдачи выполненных работ; – приемные квитанции (по видам реализуемой продукции); используются при реализации сельскохозяйственной продукции заготовительным организациям; – счета-фактуры. Документами, на основании которых возникают расчетные взаимоотношения между сельскохозяйственными и заготовительными организациями, являются приемные квитанции. Рис.1. Примерная схема документооборота с покупателями и заказчиками. Глава 3 Обзор экономической литературы В учебной и методической литературе, журналах, газетах, довольно широко освещаются вопросы, посвященные учету расчетов с покупателями и заказчиками. Так, например: Экономический словарь, сайт Бухгалтерия.ru <<Расчеты с покупателями и заказчиками – это Балансовый счет 62, предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками, включая расчеты по авансам полученным>> Бухгалтерская газета статья из номера №5/2008 «Расчеты без участия посредника» Моисеев И.С.: <<Следовательно, в бухгалтерском учете реализация полученных на комиссию материальных ценностей без участия посредника в расчетах оформляется в его бухгалтерском учете следующими записями: Дебет 62, субсчет «Расчеты с комитентом (принципалом, доверителем) по комиссионному вознаграждению» Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка» – отражение комиссионного вознаграждения, причитающегося к получению комиссионером согласно договору (включая НДС)>> Статья: Инвестиционная деятельность подрядчика ("Финансовая газета", 2007, N 36) Источник публикации "Финансовая газета", 2007, N 36: <<По договору строительного подряда стоимость выполненных работ отражается в составе доходов подрядной организации следующей бухгалтерской записью: Дт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", Кт 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка".>> Экономический ежедневник Эпиграф №44 от 14.11.2009 Рубрика налоги, бухучет: <<Бухгалтерские проводки по реализации квартиры в учете у инвестора будут следующие: Дт 62 Кт 91-1 – отражена задолженность покупателя за квартиру; Дт 91-2 Кт 01 – списана стоимость квартиры; Дт 91-2 Кт 68 – исчислен НДС с разницы между продажной ценой квартиры с учетом НДС и стоимостью ее приобретения, включающей НДС, на основании счета-фактуры инвестора и записи в книге продаж; Дт 51 Кт 62 – получена оплата от покупателя за квартиру.>> Журнал «Всё для бухгалтера» №2(170) – 2006 январь. Рубрика: Аудит Шепелева С.Н., Шепелева А.И. <<При проведении аудита отдельных разделов бухгалтерского учета на аудируемых предприятиях у аудиторов возникают проблемы различного характера, связанные с организацией по оказанию подобного рода услуг. В статье разъясняется, как правильно подойти к решению проблемы аудита расчетов с покупателями и заказчиками>> Журнал «Консультант бухгалтера» №6 / 2002 статья «Организация и учет расчетов между заказчиками и инвесторами при строительстве и передаче законченных строительством объектов» Захарьин В.Р. << Предполагается, что НДС был начислен и уплачен ранее. Если сумма налога, исчисленная с суммы стоимости переданных работ, следует доначислить или скорректировать в меньшую сторону. Проще всего это сделать сторнировочной проводкой: Дт 62 Кт 68 (сторно) — на сумму налога, исчисленного при получении аванса. Одновременно восстанавливается первоначальная сумма аванса, подлежащая зачету по расчетам с инвестором; Дт 62 Кт 62 — на сумму зачтенного аванса; Дт 68 Кт 19 — на сумму налогового вычета по суммам оплаченных работ и услуг субподрядных организаций, а также по суммам стоимости оплаченных материально-производственных запасов.>> Журнал «Консультант бухгалтера» №11/2009 статья: «Порядок заполнения счетов-фактур»: <<В соответствии с общепринятым определением налогового законодательства счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем к вычету сумм НДС, предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионеров и агентов, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) (п. 1 ст. 169 НК РФ). В настоящей статье на примерах рассмотрим порядок заполнения счетов-фактур для различных ситуаций >> Журнал Бухгалтерия №4/2003 статья «Как учесть вексель, которым расплатился покупатель» Ларионов А. << Задолженность, в обеспечение которой покупатель выдал простой вексель, фирме-продавцу нужно отразить такими проводками: Дт 62   Кт 90-1   – продана продукция (товары); Дт 62 субсчет «Векселя полученные»   Кт 62 – получен от покупателя простой вексель. Чтобы правильно заплатить НДС, нужно учесть: – как, согласно учетной политике, фирма платит НДС («по отгрузке» или «по оплате»); – какой вексель получила фирма (собственный вексель покупателя или вексель третьего лица); – каков номинал векселя (больше цены договора или равен ей).>> Казанский бухгалтерский портал «Слово Бухгалтера» статья «Дебиторская задолженность; отражение в учете и отчетности»: <<Списание в течение года безнадежной к получению либо просроченной задолженности за счет резерва отражается записью: Дт 63 «Резервы по сомнительным долгам»Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» >> 1 Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. М.: СПС ГАРАНТ, 2003. С. 196. 2 Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006г. № 230-ФЗ (в ред. на 23 июля 2008г.) 3 Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ (в ред. на 23 июля 2008г.) 4 Федеральный закон от 11 марта 1997г. № 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" 5 Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937г. № 104/1341 "О введении в действие положения о переводном и простом векселе" 6 Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. на 3 ноября 2006г.) 7 Федеральный закон от 22 мая 2003г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" 8 Федеральный закон от 2 декабря 1990г. № 395-I "О банках и банковской деятельности" (в ред. на 8 апреля 2008г.) 9 Федеральный закон от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. на 22 июля 2008г.) 10 Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993г. № 40) (в ред. на 26 февраля 1996г.) 11 Указание ЦБР от 20 июня 2007г. № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" (в ред. на 28 апреля 2008г.) 12 Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998г. № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (в ред. на 3 мая 2000г.) 13 Положение ЦБР от 3 октября 2002г. № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (в ред. на 22 января 2008г.)