–PAGE_BREAK–ООО «Мега-Телеком» планирует внедрить наиболее эффективные технологии построения широкополосных сетей связи:
· беспроводной доступ системы Wi-Fi;
· маловолоконные кабельные системы;
· цифровое кабельное телевидение.
Уставный капитал общества составляет 146 500(сто сорок шесть тысяч пятьсот) рублей. Основные показатели, характеризующие работу ООО «Мега-Телеком» представлены в таблице 2.1. Данные для таблицы 2.1 взяты из балансов и отчетов о прибылях и убытках ООО «Мега-телеком» за 2006-2007гг., приведены в приложениях 1 и 2.
Таблица 2.1.Основные показатели деятельности ООО Мега-Телеком» за 2005 – 2007г.г.
Показатели 2005г
2006г
2007г.
отклонения (+; -)
2006г
от
2005г
2007г от 2006г
А 1
2
3
4
5
1. Показатели от реализации, рублей.
– в действующих ценах
– в сопоставимых ценах
1 385 948
1 385 948
1 546 698
1 197 991
1 579 234
1 397 552
16 075
-186 957
32 536
2. Прибыль от реализации,
млн. рублей
37 150
-13 763
35 950
-50 913
49 713
3. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. рублей
8 392
7 738
6 844
-654
-894
4. Среднесписочная численность работников, чел.
75
62
47
-13
-15
5. Фонд заработной платы, млн. рублей
62 712
79 814
95 611
6. Производительность труда работников, млн. рублей
– в действующих ценах
– в сопоставимых ценах
7 920
7 920
9 548
7 401
10 743
9 507
1 628
-519
1 195
2 106
7. Средняя заработная плата за год
836
1287
2034
451
747
8. Фондоотдача основных средств
165
200
231
35
31
9. Рентабельность в %
2,68
-0,89
2,276
-3,57
3,166
На основании таблицы можно сделать вывод, что выручка от реализации в 2006г. по сравнению с 2005г. снизилась на 186 957 (1 198 991 — 1 385 948) рублей, также и в 2007г. по сравнению с 2006г. уменьшилась на 149 146 (1 546 698 – 1 397 552) рублей.
Прибыль от реализации в 2006г. по сравнению с 2005г. снизилась на 50 913 (-13 763 — 37 150) рублей, а в 2007г. по сравнению с 2006г. увеличилась на 49 713 (35 950 – (-13 763))рублей.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов в 2006г. по сравнению с 2005г. уменьшилась на 654 (7738 — 8392)рублей, также уменьшилась в 2007г. по сравнению с 2006г. на 894 (6844 – 7738) рублей. Среднесписочная численность работников также уменьшается: в 2006г. по сравнению 2005г. на 13 человек, в 2007г. по сравнению с 2006г. на 15 человек.
Фонд заработной платы из года в год увеличивается. Так в 2006г. по сравнению с 2005г. на 17 102 (79814 – 62712) рублей, а в 2007г. по сравнению с 2006г. на 15 797 (95611 –79814) рублей. Производительность труда работников в 2006г. по сравнению с 2005г. уменьшилась на 519 (7920 – 7401) рублей, однако в 2007г. по сравнению с 2006г. увеличилась на 2106 (9507 – 7401) рублей. Средняя заработная плата периодически возрастает. Так в 2006г. по сравнению с 2005г. увеличилась на 451 (1287 – 836) рублей, а в 2007г. по сравнению с 2006г. на 747 (2034 – 1287) рублей.
2.2.Синтетический и аналитический учёт расчётов с
поставщиками и подрядчикамиООО Мега-Телеком»
Учёт расчётов с поставщиками материальных ценностей и услуг организуется на счёте 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками». Счёт по отношению к балансу – пассивный. По кредиту счёта 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками» отражается задолженность с поставщиками, по дебету – уменьшение этой задолженности.
Сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия поставщикам и подрядчикам. В некоторых случаях сальдо по счёту 60 может быть и дебетовым, это означает, что сумма за материальные ценности поставщиком оплачена, но на конец месяца эти материальные ценности не поступили, числятся как товары в пути.
Счёт 60 предназначен для обобщения информации о расчётах с поставщиками и подрядчиками за:
1. полученные материальные ценности, принятые выполненные работы и потреблённые услуги, включая предоставление энергии, газа, пара, воды, а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчёты, документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
2. материальные ценности, работы и услуги, расчёты по которым производятся в порядке плановых платежей;
3. материальные ценности, работы и услуги, на которые расчётные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
4. излишки материальных ценностей, выявленные при их приёмке;
5. полученные услуги по перевозкам, в том числе расчёты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуги связи.
Все операции, связанные с расчётами за приобретённые материальные ценности, принятые работы или потреблённые услуги, проводят по счёту 60 независимо от времени оплаты предъявленного счёта.
Счёт 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками» корреспондирует со счетами:
Оприходование патентов, лицензий и других нематериальных активов.
Дебет счёта 04 «Нематериальные активы»
Кредит счёта 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками».
Оприходование материальных ценностей, начисление стоимостных услуг по их доставке.
Дебет счёта 07 «Оборудование к установке».
Дебет счёта 10 «Материалы».
Дебет счёта 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы».
Дебет счёта 41 «Товары».
Кредит счёта 60.
Начисление задолженности на приобретение машин и оборудования, за выполнение строительных работ и оказание услуги.
Дебет счёта 08 «Капитальные вложения».
Кредит счёта 60.
Начисление оплаты сдатчиками сельскохозяйственной продукции.
Начисление покупной стоимости материальных ценностей.
Дебет счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Кредит счёта 60.
Начисление к уплате стоимости выполняемых работ и услуг.
Дебет счёта 20 «Основное производство».
Дебет счёта 23 «Вспомогательные производства».
Дебет счёта 25 «Общепроизводственные расходы».
Дебет счёта 26 «Общехозяйственные расходы».
Дебет счёта 28 «Брак в производстве».
Дебет счёта 29 «Обслуживание производства и хозяйства».
Дебет счёта 31 «Расходы будущих периодов».
Дебет счёта 44 «Издержки обращения».
Кредит счёта 60.
Возврат излишне перечисленных сумм.
Дебет счёта 51 «Расчётный счёт».
Дебет счёта 52 «Валютный счёт».
Кредит счёта 60.
Отражение задолженности по расчётам между поставщиком (подрядчиком) и покупателем (заказчиком), когда предприятие является и тем и другим.
Дебет счёта 62 «Расчёт с покупателями и заказчиками».
Кредит счёта 60.
Предъявление претензий поставщикам, по выявленной при проверке их счетов, разнице.
Дебет счёта 63 «Расчёты по претензиям».
Кредит счёта 60.
НДС по счетам поставщиков.
Дебет счёта 68 «Расчёты с бюджетом».
Принятые к оплате счета поставщиков и подрядчиков за поставленные ими материальные ценности и услуги для дочерних предприятий и внутренних подразделений, имеющих отдельные балансы.
Дебет счёта 78 «Расчёты с дочерними предприятиями.
Дебет счёта 79 «Внутрихозяйственные расчёты».
Кредит счёта 60.
Отражение убытков от списания дебиторской задолженности с просроченными сроками исковой давности, начисление штрафов, неустоек и других санкций, присуждённых судом или признанных предприятием к уплате.
Дебет счёта 80 «Прибыли и убытки».
Кредит счёта 60.
При поступлении различных материальных ценностей обнаружена их недостача (до оприходования) в пределах норм естественной убыли или принятая по вине предприятия, его работников.
Дебет счёта 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Кредит счёта 60.
Отнесение стоимости ремонта, принятого техническим обменным пунктом, за счёт созданного резерва.
Дебет счёта 89 «Резервы предстоящих расходов и платежей».
Кредит счёта 60.
Списание сомнительной к получению задолженности поставщиков и подрядчиков.
Дебет счёта 82 «Резервы по сомнительным домам».
Кредит счёта 60.
По дебету счёта.
Списание возвращённых поставщику ранее оприходованных на склад материальных ценностей при обнаружении дефектов.
Дебет счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Кредит счёта 07 «Оборудование к установке».
Кредит счёта 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы».
Кредит счёта 10 «Материалы».
Отнесение сумм, начисления поставщикам и подрядчикам за оказание им услуги по транспортировке, отгрузке, реализации продукции.
Дебет счёта 60.
Кредит счёта 46 «Реализация продукции».
Оплата счетов поставщиков.
Дебет счёта 60.
Кредит счёта 50 «Касса».
Кредит счёта 51 «Расчётный счёт».
Кредит счёта 52 «Валютный счёт».
Кредит счёта 55 «Специальные счета в банках».
При оплате счетов фактур произведён зачёт по предварительно выданным авансам.
Дебет счёта 60.
Кредит счёта 61 «Расчёты по авансам выданным».
Отражение сумм, зачтённых при взаимных расчётах.
Дебет счёта 60.
Кредит счёта 67 «Расчёты по внебюджетным платежам».
Погашение задолженности перед поставщиками дочерними предприятиями.
Дебет счёта 60.
Кредит счёта 78 «Расчёты с дочерними предприятиями».
Штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий хозяйственных договоров, присуждённые или признанные должником. Зачисление в доходы невостребованной кредиторской задолженности с просроченными сроками исковой давности.
Дебет счёта 60.
Кредит счёта 80 «Прибыли и убытки».
Оплата счетов поставщиков и подрядчиков за счёт краткосрочных кредитов.
Дебет счёта 60.
Кредит счёта 92 «Долгосрочные кредиты банков».
Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» имеет семь субсчетов.
1-й субсчёт «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по платёжным требованиям.
На данном субсчёте учитываются расчёты с поставщиками, осуществляемые платёжными требованиями поручениями, чеками, когда расчётные документы сдают в банк на оплату конкретных счетов-фактур, счетов-аккредитивов.
На стоимость поступивших от поставщиков ценностей или услуг производится запись:
Дебет счёта 07 «Оборудование к установке».
Дебет счёта 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы».
Дебет счёта 41 «Товары».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 1-й «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по платёжным требованиям».
Одновременно дебет счёта 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 1-й «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по платёжным требованиям».
При выявлении недостачи, порчи товара по вине поставщика, арифметических ошибок, завышение цен и их несоответствие договору, покупатель на сумму разницы предъявляет претензию.
Дебет счёта 63 «Расчёты по претензиям».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 1-й «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по платёжным требованиям».
В случае недостач, потерь товаров, по вине материально – ответственного лица предприятие покупателя на сумму недостающих ценностей согласно акта об установленном расхождении до его утверждения, руководитель предприятия делает следующую запись:
Дебет счёта 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
2-й субсчёт «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по плановым платежам».
Данный субсчёт применяется при расчётах с поставщиками по постоянным и равномерным поставкам товаров и оказании услуг (при расчётах между сахарным заводом и колхозами). Договором между покупателем и поставщиком устанавливается постоянная плановая стоимость продукции, оплата оформляется платёжным требованием – поручением, платёжными поручениями.
На сумму планового платежа согласно расчётным документам производится запись:
Дебет счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 2 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по плановым платежам».
Кредит счёта 51 «Расчётный счёт». На стоимость поступивших материальных ценностей.
Дебет счёта 41 «Товары».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 2 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по плановым платежам».
3-й субсчёт «Расчёты с подрядчиками по капитальным вложениям и ремонту».
4-й субсчёт «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по неотфактурованным поставкам».
Неотфактурованные поставки – это поставки материальных ценностей, на которые отсутствуют документы. При этом составляется приёмный акт на товар, поступивший без счёта поставщика.
Согласно приёмного акта на условную стоимость материальных ценностей производится следующая бухгалтерская запись:
Дебет счёта 07 «Оборудование к установке».
Дебет счёта 10 «Материалы».
Дебет счёта 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы».
Дебет счёта 41 «Товары».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 4 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по неотфактурованным поставкам».
При поступлении товарных документов от поставщика и при условии расхождения в стоимости материальных ценностей 1-я запись по учёту неотфактурованных поставок сторнируется.
Дебет счёта 07 «Оборудование к установке».
Дебет счёта 10 «Материалы».
Дебет счёта 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы».
Дебет счёта 41 «Товары».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 4 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по неотфактурованным поставкам».
На стоимость материальных ценностей, указанных в документе поставщика даётся обычная проводка.
Дебет счёта 07 «Оборудование к установке».
Дебет счёта 10 «Материалы».
Дебет счёта 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы».
Дебет счёта 41 «Товары».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 1 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по платёжным требованиям».
Одновременно по приобретённым товарам, материалам, сырью, даётся проводка на налог на добавленную стоимость.
Дебет счёта 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
5-й субсчёт «Расчёты со сдатчиками сельскохозяйственных продуктов и сырья».
6-й субсчёт «Расчёт с поставщиками по прочим расчётам».
Учитываются расчёты с поставщиками за товары и услуги, неотражённые на выше перечисленных субъектах:
-расчёты по предварительной оплате за материальные ценности;
-операции на основе бартерных сделок.
продолжение
–PAGE_BREAK–Операции по предварительной оплате счетов поставщиков на данном субсчёте отражаются следующим образом:
Оплата счетов поставщиков на основании платёжных поручений:
Дебет счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 6 «Расчёты с поставщиками по прочим расчётам».
Кредит счёта 51 «Расчётный счёт».
Кредит счёта 52 «Валютный счёт».
Кредит счёта 55 «Специальные счета в банках» – на стоимость материальных ценностей, включая налог на добавочную стоимость.
Оприходование материальных ценностей от поставщика:
Дебет счёта 07 «Оборудование к установке».
Дебет счёта 10 «Материалы».
Дебет счёта 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы».
Дебет счёта 41 «Товары».
Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» субсчёт 6 «Расчёты с поставщиками по прочим расчётам».
7-й субсчёт «Векселя выданные».
Применяется при расчётах за поставленные товары и оказанные услуги с отсрочкой платежа на время установленное по взаимной договорённости на основе векселя. Данная форма расчёта применяется с целью укрепления финансового состояния предприятия.
Аналитический учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками
Для учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками применяют журнал-ордер формы №6 и «Реестр операций по расчётам с поставщиками и подрядчиками» формы №6.
Журнал-ордер №6 открывается на квартал, полугодие или год с использованием вкладных листов. На данном предприятии при значительном количестве расчётных операций необходимые данные по отдельным поставщикам предварительно накапливаются в Реестре операций по расчётам с поставщиками, открываемом на тот же период, что и журнал – ордер, на каждого поставщика.
В реестрах журнально-ордерной формы учёт расчётов с поставщиками ведут позиционным способом по каждому документу.
Учёт расчётов в целом в разрезе поставщиков (подрядчиков) с отражением движения и выявления остатка ведут только в случаях, когда эти расчёты осуществляются в порядке плановых платежей. Независимо от величины суммы по расчётному документу и формы расчётов (аккредитивы, инкассо, плановые платежи), все расчёты за отгруженные поставщиками материальные ценности, товары и принятые от подрядчиков работы, должны найти отражение на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Если к моменту поступления ценностей и товаров на склад получателя или оформления приёмки работ, расчётные документы уже оплачены, то в этих случаях записи также должны производиться в корреспонденции со счётом 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Записи по Кредиту счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» (левая сторона журнала-ордера) производятся по графам в корреспонденции с дебетуемыми счетами по учёту материальных ценностей, затрат на производство, капитальных вложений. При этом по отдельным графам отражаются суммы налога на добавленную стоимость.
Правая сторона журнала-ордера предназначена для отражений операций по Дебету счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», то есть записей об оплате поставщикам и подрядчикам, за поставленные материальные ценности и товары, выполненные работы и услуги. При записях по Дебету счёта указываются кредитуемые счета (счета по учёту денежных средств).
В случае продления срока погашения соответствующих обязательств, эти суммы записываются в отдельные графы в конце журнала-ордера. Отдельные графы в журнале-ордере выделены для записи даты совершения операций, номеров документов, наименований поставщиков и подрядчиков, а также сальдо на начало и конец месяца.
Итоги левой части журнала-ордера по окончании месяца переносится в Главную книгу, итоги правой части используются для сверки оборотов с другими журналами-ордерами.
ГЛАВА3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
3.1.Рекомендации по совершенствованию учета с поставщиками и
подрядчиками
Расчеты с поставщиками и подрядчиками отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
На предприятии к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открыты следующие субсчета: 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях» и 60.2 «Авансы выданные». А к счету 19 «НДС по приобретенным ценностям» открыт следующий субсчет: 19.3 «НДС по приобретенным товаро-материальным запасам». Такой учет затрудняет работу бухгалтера, поскольку в такой ситуации достаточно сложно сразу оценить величину задолженности перед поставщиками за товары и перед подрядчиками за оказанные услуги (выполненные работы).
Поэтому в настоящее время сверка расчетов происходит вручную по каждому контрагенту на основании заключенных хозяйственных договоров и товаросопроводительных документов (актов выполненных и принятых заказчиком работ). Сверка осуществляется вручную, поскольку документооборот на предприятии небольшой, однако не стоит забывать, что предприятие динамично развивающееся, с каждым годом возрастает выручка от реализации, следовательно, увеличивается документооборот и сверка данных вручную будет отнимать много рабочего времени у бухгалтерских работников.
Оценивая данную ситуацию руководству можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками:
1. К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» изменить действующие и добавить следующие субсчета:
— 60.1 «Расчеты с поставщиками»,
— 60.3 «Расчеты с подрядчиками»
— 60.4 «Неотфактурованные поставки»;
2. К счету 19 «НДС по приобретенным ценностям» добавить следующие субсчета:
— 19.1 «НДС по приобретенным товарам»,
— 19.2 «НДС по оказанным услугам»,
— 19.4 «НДС п неотфактурованным поставкам».
Предполагается, что в связи с этими нововведениями объем работ бухгалтерских работников существенно сократится.
Данные рекомендации позволят сделать учет расчетов с поставщиками и подрядчиками более прозрачным, наладить и систематизировать систему расчетов.
Предполагается, что в связи с этими нововведениями объем работ бухгалтерских работников существенно сократится, при этом отпадет необходимость в наборе дополнительных специалистов в бухгалтерскую службу как предполагалось ранее.
3.2.Автоматизация бухгалтерского учёта расчётов с
поставщиками и подрядчиками
В процессе хозяйственной деятельности, организации и предприятия совершают расчётные операции с поставщиками и подрядчиками.
Комплекс задач учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками, предусматривает обработку информации по значительной группе балансовых счетов, учёт по отдельным из них имеет свои особенности по формам представления первичной информации, способам обработки и форме исходящих информационных массивов.
Автоматизация учёта расчётов с поставщиками позволяет повысить степень аналитичности, точности, своевременность получения сведений о состоянии расчётов с поставщиками и покупателями, согласованность записей на счетах. Оперативная обработка данных позволяет своевременно взыскивать дебиторскую и погашать кредиторскую задолженность, соблюдая сроки исковой давности.
Оплата и получение денежных средств оформляется платёжными (банковскими) или кассовыми документами. Информация по этим документам обобщается в выписке банка по счетам или в отчёте кассира.
Ввод информации в ЭВМ обеспечивает взаимосвязь комплекса учёта расчётов с поставщиками с комплексами учёта кассовых и банковских операций.
Получение или отгрузка материальных ценностей, товаров оформляется товарно-сопроводительными документами, соответствующими актами. Данные о движении материалов, товаров обобщаются в товарных отчётах.
Кроме ввода данных с выписок банка кассовых и товарных отчётов возникает необходимость использования бухгалтерских справок. Такая необходимость возникает при предъявлении претензий партнёрами хозяйственных отношений, при начислении сумм задолженности.
Информация бухгалтерских справок при вводе в ЭВМ формирует, наравне с прошлыми данными, внутри машинную базу данных оперативной информации. Макет ввода первичных данных предусматривает наличие обязательных реквизитов, номер, дата обработки документа, код основного и корреспондирующих счетов, субсчетов, аналитических счетов.
При линейно-позиционном способе учёта, контроль полноты и своевременности расчётов ведётся по каждой совершаемой операции. В этом случае макет ввода данных предусматривает такой реквизит как код аналитического признака корреспондирующего счёта. Если производится ввод данных с товарного счёта, то в качестве аналитического признака выступает номер платёжного документа, по которому был оплачен или получен платёж, соответственно за полученные или реализованные материальные ценности.
Данные, введённые с приходных товарно-сопроводительных документов при обработке товарных отчётов или других документов по начислению кредиторской задолженности, формируют файлы кредитовых оборотов по счетам поставщиков, подрядчиков. Формирование файла дебетовых оборотов по этим счетам осуществляется на основании данных документов, отражающих оплату полученных материальных ценностей и услуг. Все файлы по расчёту с поставщиками представляют собой внутри машинные регистры аналитического учёта.
Основными машинограммами, заменяющими регистры аналитического учёта являются ведомости аналитического учёта по счетам расчётов с поставщиками. Формы выходных машинограмм зависят от способа учёта.
При линейно-позиционном способе расчётов по товарным операциям, обязательными реквизитами машинограмм являются: код (наименование) предприятия или структурного подразделения, по товарным операциям которого производятся расчёты; код аналитического счёта, в качестве которого выступает код товарного партнёра; код аналитического признака, в качестве которого выступают номера расчётных или товарно-сопроводительных документов; номер отчёта; номер и дата документа; код операций, код корреспондирующего счёта, субсчёта; код корреспондирующего аналитического счёта.
Каждая сторона машинограммы соответствует одной машинной записи, введённой при обработке товарных, отчётов, выписок банка или бухгалтерских справок. Группировка строк ведётся по аналитическим признакам. Например, при обработке товарного отчёта в качестве аналитического признака был указан номер платёжного поручения-обязательства, по которому была произведена предварительная оплата полученного товара. В машинограмме первая строка по данному аналитическому признаку будет содержать сведения об оплате товара, введённые при обработке выписки банка. Вторая строка отражает получение оплаченного товара. По этим двум строкам подводится итог. Этот итог второй степени по аналитическому счёту. В нём приводятся данные об оборотах, наличии или отсутствии дебиторской или кредиторской задолженности по каждой операции. Итог первой степени подводится по каждому партнёру. В нём указывается сумма оборотов и сальдо по всем операциям, совершённым за расчётный период с данным партнёром. Более высокую степень обобщения информации предоставляют итоги по субсчёту и синтетическому счёту.
Машинограмма описанного вида составляется по счёту «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Вторая группа машинограмм аналитического учёта применяется для обобщения информации по счёту «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по плановым платежам».
Эти машинограммы не содержат реквизита. Строки в ведомости распечатываются по каждой совершённой операции. Итоги подводятся по каждому хозяйственному партнёру, по субсчёту и счёту в целом. Выходные видеограммы выдаются в разрезе хозяйственных партнёров в виде карточек аналитического учёта. Они содержат те же обязательные реквизиты, что и машинограммы.
С учётом вышеизложенного в организации ООО «Мега-телеком» необходимо осуществить автоматизацию бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками, что позволит своевременно осуществлять контроль за состоянием расчётов, кроме того освободит работников бухгалтерии от трудоёмких расчётов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поставщик – юридическое или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), который на основе договора купли-продажи передает в собственность товары (работы, услуги), находящееся у него на праве владения, пользования и распоряжения покупателю, который в свою очередь обязуется оплатить эти товары (работы, услуги) в срок, обусловленный договором купли-продажи.
Подрядчик – юридическое или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), который в силу заключенного договора подряда обязуется выполнить определенную работу и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять выполненную работу и оплатить ее в сроки, предусмотренные договором подряда. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику.
Взаимоотношения покупателя и поставщика оформляются договором купли-продажи, а заказчика и подрядчика – договором подряда.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ. Методологические основы организации учета расчетов с поставщиками устанавливают правила документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности, являются элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета товароматериальных ценностей.
На этом счете учитываются расчеты:
1. За полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк.
2. За товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили, т.е. так называемые неотфактурованные поставки.
3. За излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке, — когда фактическое количество поступивших ценностей превышает количество, указанное в расчетных документах поставщиков.
Таким образом, предметом договора являются полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т.п.
На примере предприятия ООО «Мега-телеком» исследован порядок проведения бухгалтерского учёта. Анализ расчётов ведётся согласно учётной политике, принятой на предприятии, положению о бухгалтерском учёте и отчётности, инструктивным материалам. На данном предприятии применяется журнально-ордерная форма учёта. Анализируя работу ООО «Мега-телеком» выяснили, что в целом организация работало неплохо.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. План счетов бухучета.
4. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом министерства финансов РФ № 34-Н.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98: № 60н.
6. Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Издание 5-е, переработанное и дополненное. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
7. Бабаев Ю. А. Бухучет. Москва 2001.
8. БарышниковН.П. В помощи бухгалтеру и аудитору. Справочно-методическое издание. Москва. 2001.
9. Бакаев А.С., Безруких П.С. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: Бухгалтерский учет, 2004.
10. Безруких П.С. Бухгалтерский учет: Ученик / А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевский и др.; Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2002.
продолжение
–PAGE_BREAK–11. Бухгалтерский учет: Учебник./А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевский и др.; Под ред. П.С. Безруких.-5-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2004.
12. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева. -М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002.
13. Васильева Н.А. Учетная политика организации//Бухгалтерский учет.-2003.- №24.-с. 31-35.
14. Вещунова Н.Л, Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004.
15. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Основы бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Учеб. пособие.-4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004.
16. Жуков В.Н. Формирование учетной политики организации // Бухгалтерский учет.-2002.- №1.-с. 42-50.
17. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2003.
18. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский учет. 3-е изд. – СПб: Питер, 2002.
19. Камышанов П.И., Камышанов А.П., Камышанова Л.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. М. Элиста: АПП «Джангар», 2002.
20. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002.
21. Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – М.: Финансы и статистика, 2002.
22. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.
23. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие.– 4-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ИНФРА-М, 2002.
24. Клинов Н. Формирование учетной политики /Финансовая газета. – 2006. — N 9.
25. Макальская М.Л., Фельдман И.А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2005.
26. Пятов М.Л. Разработка элементов учетной политики организации // Бухгалтерский учет.-2002.- №5.- с. 15-18.
27. Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет и аудит: Учебное пособие для вузов / А.Е. Суглобов, Б.Т. Жарыгласова. – М.: КноРус, 2005.
28. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. «Финансы и статистика», 2003.
29. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ООО «НИТАР АЛЬЯНС», 2003.
30. Щадилова С.Н. Основы бухгалтерского учета. Учебное пособие. 3-е изд. Издательство: Дело и Сервис, 2003.
Приложение 1
Балансы ООО «Мега-телеком» за 2006 – 2007гг.
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
Коды
Форма № 1 по ОКУД
0710001
на 01 января 2007 г.
Дата (год, месяц, число)
2007
03
24
Организация: ООО «Мега-телеком»
по ОКПО
11036389
Идентификационный номер налогоплательщика
ИНН
Вид деятельности:
по ОКДП
50000
Организационно-правовая форма / форма собственности
____________________________________________________ по ОКОПФ/ОКФС
60
16
Единица измерения: тыс. руб.
по ОКЕИ
384/385
Адрес:
Наименование показателя
Код строки
На начало
отчетного
периода
На конец
отчетного
периода
1
2
3
4
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы
110
в том числе:
патенты, лицензии, товарные патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы
111
организационные расходы
112
деловая репутация организации
113
Основные средства
120
52
184
в том числе:
земельные участки и объекты природопользования
121
здания, машины и оборудование
122
52
184
Незавершенное строительство
130
Доходные вложения в материальные ценности
135
в том числе:
имущество для передачи в лизинг
136
имущество, предоставляемое по договору проката
137
Долгосрочные финансовые вложения
140
в том числе:
инвестиции в дочерние общества
141
инвестиции в зависимые общества
142
инвестиции в другие организации
143
займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев
144
прочие долгосрочные финансовые вложения
145
Прочие внеоборотные активы
150
Итого по разделу I
190
52
184
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы
210
6 950
5 154
в том числе:
сырье, материалы и другие аналогичные ценности
211
1 250
2 084
животные на выращивании и откорме
212
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)
213
540
602
готовая продукция и товары для перепродажи
214
5 160
2 468
товары отгруженные
215
расходы будущих периодов
216
прочие запасы и затраты
217
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
220
603
702
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
230
в том числе:
покупатели и заказчики
231
векселя к получению
232
задолженность дочерних и зависимых обществ
233
авансы выданные
234
прочие дебиторы
235
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
240
9 184
1 589
в том числе:
покупатели и заказчики
241
7 945
1 533
векселя к получению
242
задолженность дочерних и зависимых обществ
243
задолженность участников по взносам в уставный капитал
244
авансы выданные
245
3
56
прочие дебиторы
246
1 236
Краткосрочные финансовые вложения
250
2 100
2 100
в том числе:
займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев
251
собственные акции, выкупленные у акционеров
252
прочие краткосрочные финансовые вложения
253
2 100
2 100
Денежные средства
260
2 222
1 226
в том числе:
касса
261
16
9
расчетные счета
262
2 206
1 217
валютные счета
263
прочие денежные средства
264
Прочие оборотные активы
270
Итого по разделу II
290
21 059
10 771
Баланс (сумма строк 190+290)
300
21 111
10 955
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал
410
50
50
Добавочный капитал
420
2
2
Резервный капитал
430
3
3
в том числе:
резервы, образованные в соответствии с законодательством
431
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами
432
3
3
Фонд социальной сферы
440
Целевые финансирование и поступления
450
Нераспределенная прибыль прошлых лет
460
3 617
3 101
Непокрытый убыток прошлых лет
465
Нераспределенная прибыль отчетного года
470
595
Непокрытый убыток отчетного года
475
Итого по разделу III
490
3 672
3 751
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты
510
в том числе:
кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты
511
займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты
512
Прочие долгосрочные обязательства
520
Итого по разделу IV
590
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты
610
12 301
6 065
в том числе:
кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты
611
12 301
6 065
займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты
612
Кредиторская задолженность
620
5 138
1 139
в том числе:
поставщики и подрядчики
621
878
403
векселя к уплате
622
задолженность перед дочерними и зависимыми обществами
623
задолженность перед персоналом организации
624
44
120
задолженность перед государственными внебюджетными фондами
625
16
48
задолженность перед бюджетом
626
567
авансы полученные
627
4 200
прочие кредиторы
628
1
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов
630
Доходы будущих периодов
640
Резервы предстоящих расходов
650
Прочие краткосрочные обязательства
660
Итого по разделу V
690
17 439
7 204
Баланс (сумма строк 490+590+690)
700
21 111
10 955
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
Коды
Форма № 1 по ОКУД
0710001
на 01 января 2007 г.
Дата (год, месяц, число)
Организация: ООО «Мега-телеком»
по ОКПО
11036389
Идентификационный номер налогоплательщика
ИНН
Вид деятельности:
по ОКДП
50000
Организационно-правовая форма / форма собственности
____________________________________________________ по ОКОПФ/ОКФС
60
16
Единица измерения: тыс. руб.
по ОКЕИ
384/385
Адрес:
Наименование показателя
Код строки
На начало
отчетного
периода
На конец
отчетного
периода
1
2
3
4
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы
110
Основные средства
120
184
170
Незавершенное строительство
130
Доходные вложения в материальные ценности
135
Долгосрочные финансовые вложения
140
Отложенные налоговые активы
145
Прочие внеоборотные активы
150
Итого по разделу I
190
184
170
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы
210
5 154
3 146
в том числе:
сырье, материалы и другие аналогичные ценности
2 084
42
животные на выращивании и откорме
затраты в незавершенном производстве
602
готовая продукция и товары для перепродажи
2 468
3 104
товары отгруженные
расходы будущих периодов
прочие запасы и затраты
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
220
702
568
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
230
в том числе:
покупатели и заказчики
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
240
1 589
12 257
в том числе:
покупатели и заказчики
1 533
11 898
Краткосрочные финансовые вложения
250
2 100
2 100
Денежные средства
260
1 226
26
Прочие оборотные активы
270
Итого по разделу II
290
10 771
18 097
Баланс (сумма строк 190+290)
300
10 955
18 267
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал
410
50
50
Собственные акции, выкупленные у акционеров
( )
( )
Добавочный капитал
420
2
2
Резервный капитал
430
3
3
в том числе:
резервы, образованные в соответствии с законодательством
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами
3
3
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
470
3 696
5 213
Итого по разделу III
490
3 751
5 268
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты
510
Отложенные налоговые обязательства
515
Прочие долгосрочные обязательства
520
Итого по разделу IV
590
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты
610
6 065
12 276
Кредиторская задолженность
620
1 139
723
в том числе:
поставщики и подрядчики
403
156
задолженность перед персоналом организации
120
132
задолженность перед государственными внебюджетными фондами
48
задолженность по налогам и сборам
567
435
прочие кредиторы
1
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов
630
Доходы будущих периодов
640
Резервы предстоящих расходов
650
Прочие краткосрочные обязательства
660
Итого по разделу V
690
7 204
12 999
Баланс (сумма строк 490+590+690)
700
10 955
18 267
продолжение
–PAGE_BREAK–