Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Пути снижения кредиторской задолженности

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ СПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАГОТОВИТЕЛЯМИ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ ИЗАГОТОВИТЕЛЯМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «РАПИРА»
2.1 Финансово-экономическаяхарактеристика ООО «Рапира»
2.2 Аналитический исинтетический учет расчетов с поставщиками и заготовителями в ООО «Рапира»
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯБУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАГОТОВИТЕЛЯМИ В ООО «РАПИРА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Бухгалтерский учет –основное звено формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один изглавных механизмов управления процессами производства и продажей продукции –способствует совершенствованию организации производства, оперативного идолгосрочного планирования, прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности.
Бухгалтерский учетпредставляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщенияинформации в стоимостном выражении об активах (имуществе), обязательствах,доходах и расходах хозяйствующего субъекта и их движении, формируемую путемсплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций(фактов хозяйственной деятельности) с целью активного воздействия на процессыуправления субъектом хозяйствования.
Тема данной работы –Состояние и пути совершенствования учета расчетов с заготовительнымиорганизациями и прочими покупателями на примере ООО «Рапира».
Актуальность выбраннойтемы заключается в том, что предприятия и организации постоянно ведут расчеты споставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы идругие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями – закупленные ими товары; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.На современном этапе экономического развития большое внимание уделяется связямпредприятия, возникающим с постоянными покупателями. Правильная организациярасчетных отношений приводит к совершенствованию экономических связей,улучшению договорной и расчетной дисциплины, так как от выполнения обязательствпо своевременности осуществления расчетов, зависит дальнейшее будущеедоговорных отношений между участниками. Контроль за состоянием расчетовприводит к сокращению дебиторской задолженности, ускорению оборачиваемостиоборотных средств, что влияет на финансовое состояние предприятия.
Целью работы являетсяанализ ведения учета расчетов с покупателями и заготовителями и разработкапредложений по его совершенствованию (на примере ООО «Рапира»).
Для достижения цели поставленыследующие задачи:
— исследовать порядокведения учета расчетов с покупателями и заказчиками;
— привестифинансово-экономическую характеристику ООО «Рапира»;
— рассмотреть ведениеаналитического и синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками вООО «Рапира»;
— предложить путисовершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками вООО «Рапира»;
— сделать заключение.
При освещениитеоретических вопросов были использованы различные учебные пособия,законодательные акты, статьи периодических изданий.
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАГОТОВИТЕЛЯМИ
Учет расчетов спокупателями и заготовителями ведется на счете 62 «Расчеты с покупателямии заказчиками», который имеет структуру, представленную на рис. 1 [33, c.430].
/>
Рис. 1. Структура счета62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Покупатель оплачиваетпоставленную продукцию с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренныхдоговором поставки (Д сч.51, К сч.62). Если соглашением сторон порядок и формырасчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.
Всоответствии с заключенными договорами организация может получать авансы подпоставку материальных ценностей, под выполнение работ или при оплате продукциии работ по частичной их готовности.
Дляучета полученных от покупателя (заказчика) авансов (предварительной оплаты)используется субсчет счета 62 «Расчеты по авансам полученным» (рис. 2)[33, c.431].
Суммы полученных организациейавансов (предварительной оплаты) отражаются на счете 62 обособленно в видекредиторской задолженности в корреспонденции со счетами учета денежных средств(Д сч.51, К сч.62 аванс).

/>
Рис. 2. Структурасубсчета счета 62 «Расчета по авансам полученным»
Одновременнопроизводится начисление налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу вбюджет, с суммы полученного аванса (предварительной оплаты) по установленнойставке. На сумму начисленного налога в учете дается запись: Д сч.76 аванс. Ксч.68 НДС.
Приполучении авансов под длительные поставки налогоплательщиком — изготовителемтоваров (работ, услуг) в налоговые органы одновременно с налоговой декларациейпредставляется:
— контракт с покупателем (копия такого контракта, завереннаяподписью руководителя и главного бухгалтера);
— документ, подтверждающий длительность производственногоцикла товаров (работ, услуг), с указанием их наименования, срока изготовления, наименованияорганизации-изготовителя, выданный указанному налогоплательщику-изготовителюфедеральным органом исполнительной власти (Минпромэнерго), подписанныйуполномоченным лицом и заверенный печатью этого органа. При последующейотгрузке продукции, выполнении работ (услуг) на сумму начисленного налога надобавленную стоимость сначала делается обратная запись (Д сч.68 НДС, К сч.76аванс), а затем отражаются все операции, связанные с продажей продукции (работ,услуг), на счете 90. Зачет полученных авансов (предварительных оплат)производится внутренней записью по субсчетам счета 62 записью: Д сч.62 аванс, Ксч.62. Корреспонденция счетов по учету финансового результата впроизводственной организации с использованием сч.62 представлена в табл.1.

Таблица 1 Корреспонденциясчетов по учету финансового результата в производственной организации сиспользованием сч. 62Содержание операции Документ Корр. Счета Д К Предъявлен к оплате счет за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги Платежные документы 62 90-1 Оплачена проданная продукция, работы, услуги Платежные документы 51 62 Оплачены заказчиком этапы работ Платежные документы 51 62 аванс Закончены все этапы работ в целом, оплачены Расчет 62 46 Погашена задолженность заказчика за счет полученных авансов Расчет 62 аванс 62
Корреспонденциясчетов по учету финансового результата от продажи товаров в оптовой торговле сиспользованием сч. 62 представлена в табл. 2.
Рассмотрим особенностиучета расчетов при продаже товаров в кредит.
При продаже товаров вкредит с покупателей в пользу торговой организации взимаются проценты с суммыпредоставленного кредита, размер которых устанавливается организациейсамостоятельно с учетом действующих ставок за банковские кредиты без пересчетаустановленных процентов при последующем изменении банковских ставок. Бухгалтерскийучет операций и расчетов по продаже товаров в кредит ведется по моменту отпускатоваров. В объем продаж (товарооборот) включается вся стоимость проданных вкредит товаров. Она же списывается и с материально ответственного лица. Приэтом сумма первоначального взноса приходуется в кассу, а оставшаяся частьстоимости товара учитывается на счете 62 и погашается очередными платежами (вкассу или на расчетный счет). Сумма процентов, уплаченная покупателями за рассрочкуплатежа, относится на счет 90, так как при продаже товаров на условияхкоммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты,выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторскойзадолженности.

Таблица 2 Корреспонденциясчетов по учету финансового результата от продажи товаров в оптовой торговле сиспользованием сч. 62Содержание операции Документ Корр. Счета Д К Получена предварительная оплата за товары от покупателей Выписка из счетов в банке, приходный кассовый ордер 50, 51 62 аванс Начислен НДС с суммы предварительной оплаты товаров Расчет 76 аванс 68 НДС
Отпущены покупателям товары:
— по продажным ценам
— стоимость возвратной тары Счета, накладные, товарно-транспортные накладные
62
62
90-1
41-3 Списана покупная стоимость проданных товаров Расчет 90-2 41-1 Начислен подлежащий взносу в бюджет за проданные товары НДС Расчет 90-3 68 НДС Восстановлен НДС в сумме предвари-ой оплаты после отгрузки товаров, по которым был получен аванс Расчет 68 НДС 76 аванс Зачтена предварительная оплата, полученная от покупателей за товары Справка 62 аванс 62 Поступила оплата от покупателей за проданные товары и тару Выписка из расчетного счета, приходный кассовый ордер 51, 50 62
Основные операции попродаже товаров в кредит представлены в таб.3.
Таблица 3 Учет продажитоваров в кредит с рассрочкой платежаСодержание операции Документ Корр. Счета Д К Получен первоначальный взнос за товары Приходный кассовый ордер 50 90-1 Принята на учет сумма рассрочки платежа и процентов за рассрочку платежа Поручение-обязательство 62 90-1 Списаны проданные товары с рассрочкой платежа в размере 100% стоимости товаров по продажным ценам Поручение-обязательство 90-2 41-2 Начислен по проданным товарам НДС Расчет 90-3 68 НДС Списаны издержки обращения Расчет 90-2 44 Выявлена и списана прибыль от продажи товаров Расчет 90-9 99 Получены очередные платежи с покупателей в погашение задолженности за товары Приходный кассовый ордер, выписка из расчетного счета 50, 51 62

При продаже товаров подоговорам комиссии между организациями с участием в расчетах у комиссионера показывается суммазадолженности покупателя товара на дату отгрузки на счете 62 с одновременнымотражением ее на счете 76, субсчет «Расчеты с комитентом» (Д сч.62, Ксч.76). Величина комиссионного вознаграждения за оказанную услугу списываетсяна счет 90 (Д сч.76. К сч.90-1). НДС начисляется с суммы комиссионноговознаграждения (Д сч.90-3. К сч.68 НДС).
Послеполучения денежных средств от покупателя (Д сч.51, К сч.62) производится ихперечисление комитенту за вычетом комиссионного вознаграждения (Д сч.76. Ксч.51).
Укомитента в данном случае выручка от продажи товара отражается по времениполучения извещения комиссионера или поверенного об отгрузке товаров покупателю(Д сч.76, К сч.90). При этом время получения извещения не должно превышатьразумный срок прохождения таких документов. На момент отгрузки товаровкомиссионером покупателю комитент начисляет НДС — Д сч.90, К сч.68 НДС.
Стоимостьуслуги комиссионера отражается в составе расходов на продажу с выделением НДС(Д сч.44, К сч.76; Д сч.19, К сч.76).
Предъявленныйкомиссионером комитенту НДС по комиссионному вознаграждению подлежит зачету укомитента (Д сч.68, К сч.19).
Затемпроизводятся окончательный расчет с комиссионером и получение от него выручкиза вычетом комиссионного вознаграждения (Д сч.51, К сч.76).
Припродаже товаров по договорам комиссии или поручения без участия в расчетах у комиссионера в учете отражаетсятолько сумма комиссионного вознаграждения (Д сч.76, К сч.90-1), с которогоначисляется НДС (Д сч.90-3, К сч.68 НДС), затем на счет 90 списываютсясобственные расходы комиссионера (Д сч.90-2. К сч.44) и формируется результатот операций (убыток — Д сч.99, К сч.90-9 или прибыль — Д сч.90-9, К сч.99).Движение товара, продаваемого по договору комиссии, у комиссионера показываетсяна забалансовом счете 004 [42, c.127].
Комитент в этом случаестоимость отгруженного комиссионеру товара отражает на счете 45 (Д сч.45, Ксч.41). При получении от комиссионера извещения об отгрузке товара покупателюкомитент показывает выручку от продажи товара (Д сч.62, К сч.90), начисляет НДС(Д сч.90 К сч.68 НДС) и списывает стоимость товара на счет продаж (Д сч.90, К сч.45).Сумма комиссионного вознаграждения комиссионеру включается комитентом в составрасходов на продажу с выделением НДС (Д сч.44. К сч.76; Д сч.19, К сч.76),который идет в зачет бюджету (Д сч.68 НДС, К сч.19).
Основные бухгалтерскиепроводки по учету продажи товаров на комиссионных началах с использование ст.62представлены в табл. 4.
Таблица 4 Основныебухгалтерские проводки по учету продажи товаров на комиссионных началах сиспользованием сч. 62Содержание операции Документ Корр. Счета Д К У комиссионера (с участием в расчетах) Отгружен товар покупателям Отгрузочные документы 62- 76004 Получена оплата товара от покупателей Выписка из расчетного счета 51 62 У комитента (без участия в расчетах) Отгружен товар комиссионерам покупателю (по извещению комиссионера) Извещение 62 90-1 Получено от покупателя товара Платежные документы 51 62
Учет расчетов спокупателями и заказчиками с использованием векселей ведется на счете 62,субсчете «Векселя полученные», который имеет структуру,представленную на рис. 3 [28, c.202].
Организация, получившаявексель, ведет учет по следующей схеме:
-отгружентовар (работы, услуги) покупателю; покупателю выставлен
счет,включающий цену и НДС:
Д сч.62,К сч.90-1 — цена товара, НДС;
-начисленНДС по отгруженным товарам (работам, услугам):
Дсч.90-3,К сч.68 НДС;
-полученот покупателя вексель, включающий цену товара, НДС и доход по коммерческомукредиту:
Дсч.62-векс, К сч.62 — сумма векселя:
Д сч.62,К сч.90-1 — разница между стоимостью проданного товара и суммой векселя;
Дсч.90-3, К сч.68 НДС — НДС по разнице между стоимостью отгруженного товара исуммой векселя. НДС в этом случае рассчитывается следующим образом:
НДСвекс= (Ппол — Пцб) * Рндс,
где Ппол— процент, фактический полученный по векселям, руб.;
Пцб —процент, рассчитанный в соответствии со ставками ЦБ РФ, задействованными впериодах, за которые производится расчет процентов, руб.;
Рндс —расчетная ставка НДС (10/110 или 18/118);
-поступилиденежные средства в оплату векселя:
Д сч.51,К сч.62-векс — общая сумма векселя.
/>
Рис. 3. Структурасубсчета 62 «Векселя полученные»
Прибыль,полученная от продажи товаров (работ, услуг), для целей налогообложенияучитывается сразу при отгрузке товаров (работ, услуг). Выдача покупателемтоварного векселя не прекращает обязательств покупателя.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАГОТОВИТЕЛЯМИ НАПРИМЕРЕ ООО «РАПИРА»
заготовительныйрасчет учет покупатель2.1Финансово-экономическая характеристика ООО «Рапира»
Согласно Устава Обществос ограниченной ответственностью «Рапира» создано в 2004г.
Место нахожденияОбщества: Россия, 400016, г.Волгоград, пр.Волжский, д.2.
ООО «Рапира»осуществляет следующие виды деятельности:
— производство;
— оказание рекламныхуслуг;
— оптовая торговля любымивидами товаров и продукции;
— розничная торговлялюбыми видами товаров и продукции;
— прочие видыдеятельности.
Постоянно действующийисполнительный орган Общества – Генеральный директор.
Общество являетсяюридическим лицом по законодательству Российской Федерации, обладаетобособленным имуществом на праве собственности, имеет самостоятельный баланс,расчетный и иные счета в банках. Общество вправе от своего имени заключатьдоговоры, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественныеправа, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество несетответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.Общество не отвечает по обязательствам учредителей. Учредитель Общества несетриск убытков, связанных с деятельностью Общества в пределах стоимости внесенногоим вклада.
ООО «Рапира»имеет организационную структуру, установленную внутренними распорядительнымдокументами Общества (рис. 4).

/>
Рис. 4. Организационная структураООО «Рапира» 2.2 Аналитический и синтетический учет расчетов споставщиками и заготовителями в ООО «Рапира»
В плане счетов, используемымООО «Рапира» счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.
Счет 62 «Расчеты спокупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи»,91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявленырасчетные документы.
Счет 62 «Расчеты спокупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами учетаденежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммыполученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительнойоплаты учитываются обособленно.
Если по полученномувекселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотренпроцент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебетусчета 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» икредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (на суммупогашения задолженности) и 91 «Прочие доходы и расходы» (на величинупроцента).
Аналитический учет посчету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в ООО «Рапира»ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а прирасчетах плановыми платежами — по каждому покупателю и заказчику. При этомпостроение аналитического учета обеспечивает возможность получения необходимыхданных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплатыкоторых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетнымдокументам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств покоторым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям,по которым денежные средства не поступили в срок.
Если ООО «Рапира»отгрузило покупателю товары (продукцию), то после того, как к покупателюперешло право собственности на них, в учете делается проводка по дебету счета62:
Дебет 62 Кредит 90-1 — отраженазадолженность покупателя за отгруженные товары (продукцию).
Если ООО «Рапира»выполнило для заказчика работы (оказало услуги) и заказчик их принял, делаетсязапись:
Дебет 62 Кредит 90-1(91-1) — отражена задолженность заказчика за выполненные работы (оказанныеуслуги).
Отражение задолженностипокупателя (заказчика) производится независимо от того, получены от него деньгиза проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги) или нет.
При поступлении отпокупателя (заказчика) денежных средств или имущества в оплату задолженности вООО «Рапира» делается проводка по кредиту счета 62:
Дебет 50 (51, 52, 10,…) Кредит 62 — поступили средства от покупателя (заказчика) в оплату продукции,товаров, работ, услуг.
Еслипокупатель является одновременно и поставщиком товаров (работ, услуг) для ООО «Рапира»,возможно произведение взаимозачета задолженностей.
Если с моментавозникновения задолженности покупателя (заказчика) прошло три года (то естьистек срок исковой давности) и задолженность не погашена, то задолженность списывается.
Списаниезадолженности, по которой истек срок исковой давности, отражается проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 62 — списаназадолженность покупателя (заказчика) в связи с истечением срока исковойдавности.
Списанная задолженность вООО «Рапира» учитывается на забалансовом счете 007 «Списанная вубыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет.
Ваналогичном порядке списывают задолженность, нереальную для взыскания(например, задолженность ликвидированной организации):
Дебет 91-2 Кредит 62 — списаназадолженность, нереальная для взыскания.
Однако такуюзадолженность на забалансовом счете 007 не отражают.
Если покупатель(заказчик) не погасил свою задолженность в срок, установленный договором, то потакой задолженности возможно создание резерва сомнительных долгов, чтопредусмотрено учетной политикой ООО «Рапира».
Тогдасписание задолженности с истекшим сроком исковой давности или нереальной длявзыскания, по которой ранее был создан резерв, отражается проводкой:
Дебет 63 Кредит 62 — списаназадолженность покупателя (заказчика) за счет резерва сомнительных долгов.
В резерв по сомнительнымдолгам включают и сумму НДС, которую должен заплатить покупатель (заказчик).
Дебиторскуюзадолженность покупателя (заказчика) можно передать (продать) другойорганизации, то есть переуступить право требования.
При этом уступку праватребования необходимо проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 62 — списаназадолженность покупателя (заказчика), переданная другой организации.
Денежные средства,полученные от другой организации за проданную ей задолженность, учитываются вбухгалтерии исследуемого предприятия так:
Дебет 50 (51, 52, 55,…) Кредит 91-1 — поступили денежные средства от других организаций запереданную им задолженность.
В декабре 2007г. вбухгалтерском учете ООО «Рапира» была проведена операция попереуступке права требования задолженности. Рассмотрим проведения даннойоперации.
ООО «Рапира»продало покупателю партию товара. Цена товара, согласно договору, — 118 000руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.). Себестоимость товара — 60 000 руб.
Бухгалтер ООО «Рапира»сделал проводки:
Дебет 62 Кредит 90-1 — 118000 руб. — отражены выручка от продажи товара и сумма задолженности покупателя;
Дебет 90-3 Кредит 68субсчет «Расчеты по НДС» — 18 000 руб. — начислен НДС к уплате вбюджет;
Дебет 90-2 Кредит 41 — 60000 руб. — списана себестоимость проданного товара;
Дебет 90-9 Кредит 99 — 40000 руб. (118 000 — 18 000 — 60 000) — отражена прибыль от продажи.
В срок, установленныйдоговором, покупатель товар не оплатил. ООО «Рапира» приняло решениепереуступить (продать) задолженность другой организации. Задолженность была проданаза 90 000 руб.
Бухгалтер ООО «Рапира»сделал проводки:
Дебет 91-2 Кредит 62 — 118000 руб. — списана проданная задолженность;
Дебет 51 Кредит 91-1 — 90000 руб. — поступили денежные средства в оплату задолженности.
В конце декабря 2007г. бухгалтерООО «Рапира» сделал проводку:
Дебет 99 Кредит 91-9 — 28000 руб. (90 000 — 118 000) — отражен убыток от продажи задолженности.
Убыток от продажидебиторской задолженности после наступления срока платежа при исчисленииналогооблагаемой прибыли учитывают в составе внереализационных расходов так(ст. 279 НК РФ):
— 50% от суммы убыткавключается на дату уступки права требования;
— 50% от суммы убыткавключается по истечении 45 дней с даты уступки права требования.
Так как в счетпредстоящей поставки материальных ценностей (выполнения работ, оказания услуг)ООО «Рапира» получает от покупателей (заказчиков) авансы, то дляучета таких сумм к счету 62 открыт субсчет «Расчеты по авансамполученным».
Получение аванса отражаетсяпроводкой:
Дебет 50 (51, 52, …) Кредит62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» — получен аванс в счетпредстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Если аванс получен в счетпредстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемыхналогом на добавленную стоимость, то сумма аванса также облагается этимналогом.
НачислениеНДС с аванса отражается проводкой:
Дебет 62 субсчет «Расчетыпо авансам полученным» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» — начисленНДС с полученного аванса.
НДС с полученного авансаисчисляется по расчетным ставкам 10%: 110% или 18%: 118%.
При передаче покупателюматериальных ценностей (выполнении работ, оказании услуг), в счет которых былполучен аванс, начисленную сумму НДС необходимо восстановить:
Дебет 68 субсчет «Расчетыпо НДС» Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» — восстановленасумма НДС, ранее начисленная с полученного аванса,
а сумма, ранее учтенная вкачестве аванса, отражается непосредственно на счете 62:
Дебет 62 субсчет «Расчетыпо авансам полученным» Кредит 62 — зачтен аванс, полученный отпокупателей.
Для примера рассмотримрасчетную операцию, которая была проведена в бухгалтерии ООО «Рапира»в декабре 2007г.
ООО «Рапира»получило от ООО «Сатурн» аванс в сумме 118 000 руб. Аванс был полученв счет предстоящей поставки товаров, облагаемых НДС по ставке 18%.
Бухгалтер ООО «Рапира»сделал следующие проводки:
* в день полученияаванса:
Дебет 51 Кредит 62субсчет «Расчеты по авансам полученным» — 118000 руб. — получен авансна расчетный счет;
Дебет 62 субсчет «Расчетыпо авансам полученным» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» — 18000 руб. (118 000 руб. х 18%: 118%) — начислен НДС с полученного аванса;
* в день отражениявыручки от продажи:
Дебет 68 субсчет «Расчетыпо НДС» Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» — 18000 руб. — восстановлен НДС, начисленный с аванса;
Дебет 62 Кредит 90-1 — 118000 руб. — отражена выручка от продажи товаров;
Дебет 62 субсчет «Расчетыпо авансам полученным» Кредит 62 — 118000 руб. — зачтен аванс, ранееполученный от покупателя;
Дебет 90-3 Кредит 68субсчет «Расчеты по НДС» — 18 000 руб. — начислен НДС к уплате вбюджет.
Для учета оплаты в формевекселя в ООО «Рапира» к счету 62 открыт отдельный субсчет «Расчетыпо векселям полученным».
При оплате продукциивекселем в бухгалтерии ООО «Рапира» осуществляются следующиепроводки:
Дебет 62 Кредит 90-1(91-1) — продана продукция (товары, прочее имущество, выполнены работы, оказаныуслуги);
Дебет 62 субсчет «Векселяполученные» Кредит 62 — получен от покупателя простой вексель.
Иногданоминальная стоимость векселя, полученного от покупателя (заказчика), превышаетдоговорную стоимость продажи товаров (работ, услуг).
Сумма этого превышения,которую часто называют процентами, включенными в сумму векселя, отражается также, как и сама продажа:
Дебет 62 субсчет «Векселяполученные» Кредит 90-1 (91-1) — отражена сумма превышения номинальнойстоимости векселя над договорной стоимостью продажи.
Когда покупатель погаситвексель, выданный ранее в обеспечение оплаты товаров (продукции, работ, услуг),в учете делается запись:
Дебет 50 (51, 52, 55,…) Кредит 62 субсчет «Расчеты по векселям полученным» — покупательпогасил вексель.
В заключении приведемтиповые проводки, осуществляемые в ООО «Рапира» по счету 62.
Типовые проводки,осуществляемые в ООО «Рапира» по дебету счета 62 представлены в табл.5.
Типовые проводки,осуществляемые в ООО «Рапира» по кредиту счета 62 представлены втабл. 6.

Таблица 5 Типовыепроводки, осуществляемые в ООО «Рапира» по дебету счета 62 «Расчетыс покупателями и заказчиками»
/>
 

Таблица 6 Типовыепроводки, осуществляемые в ООО «Рапира» по кредиту счета 62 «Расчетыс покупателями и заказчиками»
/> 
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯБУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАГОТОВИТЕЛЯМИ В ООО «РАПИРА»
В ООО «Рапира»инвентаризация проводится нерегулярно. Более того, инвентаризация обязательствне проводится вовсе.
В связи с этимпредлагается в ООО «Рапира» регулярно проводить инвентаризациюобязательств.
Охарактеризуем подробноданный метод бухгалтерского учета и приведем предлагаемый порядок проведенияинвентаризации в ООО «Рапира».
Инвентаризация – метод бухгалтерского учёта, а припроведении документальных ревизий – приём фактического контроля, осуществляемыйпутём непосредственной проверки наличия и состояния товарно-материальныхценностей, денежных средств, расчётов, объёма выполненных работ и реальностистатей баланса.
Инвентаризация была однимиз первых приёмов хозяйственного учёта, позволяющим установить фактическоеналичие имущества на определённый момент [30, c.134].
Инвентаризация выполняеттри основные функции: экономическую (как элемент учёта и контроля); социальную(как форма участия трудящихся в организации учёта и контроля); воспитательную(как средство воспитания бережного отношения к имуществу).
Принципы инвентаризации:внезапность; сопоставимость единиц измерения; плановость; объективность;юридическая правомочность результатов; непрерывность; полнота охвата объектов;воспитательное воздействие и материальная ответственность; оперативность и экономичность;гласность.
Инвентаризация каксредство контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей и проверкиорганизации материальной ответственности классифицируется по различным признакам.
В зависимости от временипроведения и роли в хозяйственном процессе различают плановые и внеплановыеинвентаризации. Плановые инвентаризации проводят периодически согласно плана(графика) в заранее намеченные сроки. Внеплановые инвентаризации проводятся пораспоряжению руководителей предприятий или вышестоящих организаций,следственных органов и других контролирующих органов в случаях особойнеобходимости (переоценка, передача, установление фактов хищений,документальная ревизия и т. д.)
По полноте охватаобъектов инвентаризации подразделяют на полные, частичные, выборочные исплошные. Полная инвентаризация осуществляется в предусмотренные сроки, приэтом инвентаризируются не только товарно-материальные ценности и денежныесредства предприятия, но и правильность расчётов с другими организациями,выверяется сальдо по основным статьям баланса. При частичной инвентаризациипроверяют отдельные виды средств, например товары, наличные деньги, основныесредства. Выборочные инвентаризации являются разновидностью частичных.Выборочные инвентаризации подразделяются на целевые и общие. Выборочныеинвентаризации, например проводят, как правило, по товарам, по которымпредъявляют претензии на недовложение; по товарам, уценённым и переведённым впониженные сорта; оказавшимся без ярлыков; морально устаревшим и испорченным; атакже в случаях, когда полная инвентаризация по товарам не целесообразна.
Сплошные инвентаризациипроводят одновременно на всех предприятиях, расположенных в одном населённомпункте или в потребительском обществе [30, c.137].
По способу организацииинвентаризационной работы инвентаризации могут делиться на постояннодействующие или на осуществляемые рабочими инвентаризационными комиссиями.
По мнению многихэкономистов инвентаризация является общим элементом метода хозяйственногоконтроля и бухгалтерского учёта, благодаря чему её контрольные функции в делесохранности имущества существенно усиливается. Инвентаризация как элементметода бухгалтерского учёта и элемент метода хозяйственного контроляразличаются, не тождественны между собой.
Во-первых, кругомрешаемых задач. Если главная задача инвентаризации как элемента методабухгалтерского учёта состоит в установлении соответствия учётных и фактических данныхо наличии и состоянии имущества и создании наиболее эффективного обеспечениядля принятия управленческих решений, то основная цель инвентаризации какэлемента метода хозяйственного контроля заключается в осуществлении контроля засохранностью имущества, подтверждением или опровержением выявленных ревизиейнарушений и злоупотреблений.
Во-вторых, составомсубъектов осуществления. Инвентаризации в целях внутрибухгалтерского контроляпроводят на предприятиях инвентаризационные комиссии. Инвентаризацию в процессеревизий и проверок осуществляют ревизионные комиссии или специальныеинвентаризационные комиссии под руководством ревизора.
В-третьих, составомнормативных документов, регулирующих право и необходимость проведенияинвентаризации.
В-четвёртых, охватомобъектов. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учётаосуществляется, в основном, в сложном порядке, всего имущества и в обязательноми плановом порядке, в установленные сроки. Инвентаризации, проводимые в ходеревизии, относят к частным, выборочным, а сроки проведения зависят от планапроведения ревизий, проверок и других обстоятельств.
В-пятых, широтой охватарешаемых вопросов. Инвентаризации, проводимые в целях бухгалтерского контроля,носят характер инструктирования, оказания квалифицированной помощи материальноответственным лицам в налаживании учётной работы, выявляют естественную убыльимущества и реальность годовых производственно-финансовых показателей. В периодже ревизии инвентаризации выполняют в основном узкую функцию контроля за наличиеми сохранностью собственности, характеризуют качество проводимой ранееинвентаризационной работы.
Важное место занимаетинвентаризация в процессе осуществления экономического анализа.
Значение инвентаризациизаключается ещё и в том, что её осуществляют сами работники предприятия.
Поэтому она выступаетодним из методов контроля трудящихся за деятельностью предприятия, служитдейственным средством контроля за работой материально-ответственных лиц,помогает не только вскрыть, но и предупреждать возможные недостачи и хищениятоварно-материальных ценностей.
Значительная частьдолжностных хищений в торговле совершается упрощёнными способами, то есть путёмприсвоения выручки или товара. Данные хищения продолжаются сравнительнонедолго, сопровождаются примитивными маскировочными действиями и выявляются присвоевременном проведении инвентаризации. Наряду с этим в торговле возникаетнебольшое количество квалифицированных должностных хищений, наносящих ейбольшой ущерб. Эти хищения совершаются при соучастии других работниковпредприятия и посторонних лиц. Характерной особенностью хищений этой группыявляются создание неучтённых излишков ценностей, с последующей реализацией ихбез отражения в учёте или крупные растраты, скрываемые путём подлогов в первичныхдокументах и учётных регистрах. Выявление таких хищений затруднено и требует отревизоров и инвентаризаторов глубокое знание бухгалтерского учёта, методовревизий и организации торговли.
Растраты излоупотребления всё же возникают в первую очередь, из-за некачественного инесвоевременного проведения инвентаризаций [31, c.184].
Инвентаризация проводитсяинвентаризационными комиссиями, состав которых утверждается приказом(распоряжением) руководителя организации. В состав комиссии включаютсяпредставители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другиеспециалисты (инженеры, техники, экономисты и т.п.). В состав комиссии могутвключаться внутренние и внешние аудиторы. Отсутствие хотя бы одного членакомиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признаниярезультатов инвентаризации недействительными. Проверка фактического наличияимущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точнуюпроверку фактического наличия имущества в установленные сроки.
Формы первичной учетнойдокументации по инвентаризации и указания по их применению и заполнениюутверждены Постановлениями Госкомстата РФ №88 от 18 августа 1998г. и №26 от 27.03.2000г.В том случае, если в альбомах унифицированных форм ГКС РФ, а также отраслевыхдокументах соответствующих министерств и ведомств отсутствуют формы первичнойучетной документации для определенного типа или варианта инвентаризации, тотакие формы должны быть утверждены в виде приложений к учетной политикеорганизации. На каждый вид инвентаризируемых объектов составляются отдельныеинвентаризационные описи, которые подписываются всеми членамиинвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. Инвентаризационныеописи (акты) составляются как правило в двух экземплярах (один передается вбухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица либо винвентаризационной комиссии), а при смене материально ответственных лиц – втрех экземплярах (для бухгалтерии, для сдающего и для принимающего ценностиматериально ответственных лиц). При выявлении расхождений между данными учетаценностей и данными инвентаризации составляются отдельные сличительныеведомости. Приказы руководителя организации о проведении инвентаризации, атакже результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризациирегистрируются в особых журналах. Данные результатов всех инвентаризаций,произведенных в течение одного года, обобщаются в сводной ведомости учетарезультатов инвентаризаций.
До начала проверкифактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получитьпоследние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты одвижении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационнойкомиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам(отчетам), с указанием «до инвентаризации на „__________“ (дата)»,что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества кначалу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственные лица даютрасписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документына имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности,поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение илидоверенности на получение имущества.
В том случае, еслиинвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней или еслиимущество одного и того же материально ответственного лица находится внескольких помещениях, то помещения, где хранятся материальные ценности, приуходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов вработе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, подругим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытомпомещении, где проводится инвентаризация.
Инвентаризационные описиподписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственныелица. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материальноответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, асдавший — в сдаче этого имущества. На последней странице описи должна бытьсделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц,производивших эту проверку. В конце описи материально ответственные лица даютрасписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, оботсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного вописи имущества на ответственное хранение.
По тем наименованиямимущества, по которым выявлены расхождения между данными бухгалтерского учета ирезультатами инвентаризации, составляются сличительные ведомости с указанием вних выявленных расхождений как в натуральных, так и в стоимостных измерителях.
При инвентаризациирасчетов данные бухгалтерского учета сопоставляются с информацией контрагентов(актов сверок), договоров и иных документов. В ходе инвентаризации передсоставлением промежуточной и годовой финансовой отчетности необходимо уточнитьдоговорные сроки погашения задолженностей с длительными сроками погашения длякорректного их отнесения к краткосрочным, либо долгосрочным в зависимости отпериода от отчетной даты до даты погашения задолженности. Производится проверкаобоснованности сумм, числящихся на счетах расчетов, в том числе своевременностьначисления процентов по займам «по начислению» в операционные расходыили на увеличение стоимости инвестиционного актива, а также корректностьотнесения процентов по займам, использованным для осуществления предоплат, наувеличение дебиторской задолженности поставщика (за период до поступлениясоответствующих ценностей) или на операционные расходы в соответствии с ПБУ15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». Вниманиедолжно быть уделено также оплаченным ценностям в пути и неотфактурованнымпоставкам (при этом анализируются соответствующие иные бухгалтерские счета напредмет нестыковок при отражении взаимосвязанных операций). Не допускаетсяоставление в бухгалтерской отчетности неотрегулированных разниц по расчетам сбанками и бюджетом.
Выявленныепри инвентаризации расхождения в общем случае подлежатотражению в учете в месяце завершения инвентаризации (по годовой инвентаризации– в годовом бухгалтерском отчете). Предложения о порядке урегулированиирасхождений, выявленных в результате инвентаризации, представляютсяинвентаризационной комиссией руководителю организации для принятияокончательного решения.
Порядокотражения выявленных при инвентаризации результирующих недостач и излишковматериальных ценностей следующий:
1) недостачисписываются в балансовой оценке с кредита счетов учета соответствующихценностей в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», азатем отражаются в той же оценке по кредиту счета 94;
2) потериценностей, возникшие в результате стихийных бедствий, по счету 94 неотражаются, а относятся в балансовой оценке сразу в дебет счета 99 «Прибылии убытки» и отражаются в бухгалтерской отчетности как чрезвычайныерасходы;
3) излишкиприходуются на счета учета соответствующих ценностей с кредита счета 91 «Прочиедоходы и расходы» по рыночной стоимости (предложенный Планом счетовпорядок оприходования безвозмездно полученных ценностей с использованием счета98 «Доходы будущих периодов» в данном случае применяться не должен,поскольку отнесение излишков, выявленных при инвентаризации, на финансовыерезультаты предусмотрено специальными положениями как Закона «Обухгалтерском учете» и «Положения по ведению бухгалтерского учета …»,так и «Методических указаний по инвентаризации …»). По выявленнымнеучтенным основным средствам оприходование первоначальной стоимости иамортизации, определенных по актам оценки и действительного техническогосостояния основных средств, производится раздельно.
Входе проведения инвентаризации дебиторской или кредиторской задолженностиорганизацией могут быть получены документы, подтверждающие ликвидациюконтрагента, либо его неплатежеспособность (что существенно для оценки дебиторскойзадолженности). В этом случае по данным инвентаризации принимается решение осписании соответствующей задолженности на счет 91 «Прочие доходы и расходы».Для случая с неплатежеспособным дебитором для списания должны выполнятьсясоответствующие дополнительные требования ПБУ 10/99 «Расходы организации»,а списанная с баланса задолженность должна быть отражена по забалансовому счету007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов»для последующего контроля возможности взыскания этой задолженности с дебитора втечение пяти лет.
Существеннойможет оказаться и полученная в ходе инвентаризации информация о существенномухудшении финансового положения контрагента, по расчетам с которым дебиторская(и кредиторская) задолженность на дату инвентаризации вполне может вообщеотсутствовать. Например, если за такого контрагента данная организация выдалапоручительство (т.е. фактически инвентаризируется забалансовый счет 009 «Обеспеченияобязательств и платежей выданные»), то организации в соответствии с ПБУ8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», возможно, придетсясоздать резерв (признать условное обязательство) за счет операционных расходов:дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», кредит дополнительновводимого субсчета «Условные обязательства» счета 76 «Расчеты сразными дебиторами и кредиторами» с раскрытием соответствующей информациив финансовой отчетности (отражение резервов указанного типа на счете 96 «Резервыпредстоящих расходов».
Приотражении в бухгалтерском учете результатов годовой инвентаризации следуетучитывать требования ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»относительно того, следует ли формально следовать стандартному порядкуотражения результатов такой инвентаризации в годовом балансе или их необходимоотразить более поздней датой появления соответствующего обстоятельства.
Некоторыевыявленные в ходе инвентаризации факты хозяйственной деятельности могут неподлежать отражению на счетах бухгалтерского учета, однако должны быть описаныв пояснительной записке к бухгалтерской отчетности, если того требуютсоответствующие Положения по бухгалтерскому учету.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учет расчетов спокупателями и заготовителями ведется на счете 62 «Расчеты с покупателямии заказчиками».
Покупатель оплачиваетпоставленную продукцию с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренныхдоговором поставки (Д сч.51, К сч.62). Если соглашением сторон порядок и формырасчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.
Всоответствии с заключенными договорами организация может получать авансы подпоставку материальных ценностей, под выполнение работ или при оплате продукциии работ по частичной их готовности.
Дляучета полученных от покупателя (заказчика) авансов (предварительной оплаты)используется субсчет счета 62 «Расчеты по авансам полученным».
Учет расчетов спокупателями и заказчиками с использованием векселей ведется на счете 62,субсчете «Векселя полученные».
ООО «Рапира»осуществляет следующие виды деятельности:
— производство;
— оказание рекламныхуслуг;
— оптовая торговля любымивидами товаров и продукции;
— розничная торговлялюбыми видами товаров и продукции;
— прочие видыдеятельности.
Постоянно действующийисполнительный орган Общества – Генеральный директор.
В плане счетов, используемымООО «Рапира» счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заготовителями.
Счет 62 «Расчеты спокупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи»,91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявленырасчетные документы.
Счет 62 «Расчеты спокупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами учетаденежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммыполученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительнойоплаты учитываются обособленно.
Если по полученномувекселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотренпроцент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебетусчета 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» икредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (на суммупогашения задолженности) и 91 «Прочие доходы и расходы» (на величинупроцента).
Аналитический учет посчету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в ООО «Рапира»ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а прирасчетах плановыми платежами — по каждому покупателю и заказчику. При этомпостроение аналитического учета обеспечивает возможность получения необходимыхданных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплатыкоторых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетнымдокументам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств покоторым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям,по которым денежные средства не поступили в срок.
Списанная задолженность вООО «Рапира» учитывается на забалансовом счете 007 «Списанная вубыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет.
Если покупатель(заказчик) не погасил свою задолженность в срок, установленный договором, то потакой задолженности возможно создание резерва сомнительных долгов, чтопредусмотрено учетной политикой ООО «Рапира».
Тогда списание задолженностис истекшим сроком исковой давности или нереальной для взыскания, по которойранее был создан резерв, отражается проводкой:
Дебет 63 Кредит 62 — списана задолженность покупателя (заказчика) за счет резерва сомнительныхдолгов.
В резерв по сомнительнымдолгам включают и сумму НДС, которую должен заплатить покупатель (заказчик).
В ООО «Рапира»инвентаризация проводится нерегулярно. Более того, инвентаризация обязательствне проводится вовсе.
В связи с этимпредлагается в ООО «Рапира» регулярно проводить инвентаризациюобязательств.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Конституция РФ. Принята 12 декабря1993г.
2.  Гражданский Кодекс РФ (часть вторая)от 26.01.1996г. №14-ФЗ (в действующей редакции).
3.  Налоговый Кодекс РФ (часть первая) от31.07.1998г. №146-ФЗ (в действующей редакции).
4.  Налоговый Кодекс РФ (часть вторая) от05.08.2000г. №117-ФЗ (в действующей редакции).
5.  Федеральный закон «Обухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ (в действующей редакции).
6.  Закон РФ «О ПравительствеРоссийской Федерации» от 17.12.1997г. №2-ФЗ.
7.  Положение «Учетная политикапредприятия (ПБУ 1/98 от 09.12.1998 г. № 60н).
8.  Положение „Учет договоров(контрактов) на капитальное строительство“ (ПБУ 2/94 от 20.12.1994 г. №167).
9.  Положение „Учет имущества иобязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте“(ПБУ 3/2000 от 10.01.2000 г. № 2н).
10.  Положение „Бухгалтерскаяотчетность организации“ (ПБУ 4/99 от 06.07.1999 г. №43н).
11.  Положение „Учет основных средств“(ПБУ 6/01 от 30.03.2001 г. № 65н).
12.  Положение „Учет материально-производственныхзапасов“ (ПБУ 5/01 от 09.06.2001 г. №44н).
13.  Положение „События послеотчетной даты“ (ПБУ 7/98 от 25.11.1998 г. № 56н).
14.  Положение „Условные фактыхозяйственной деятельности“ (ПБУ 8/01 от 28.11.2001г. №96н).
15.  Положение „Доходы организации“(ПБУ 9/99 от 06.05.1999 г. № 32н).
16.  Положение „Расходы организации“(ПБУ 10/99 от 06.05.1999 г. № 33н).
17.  Положение „Информация обаффилированных лицах“ (ПБУ 11/99 от 13.01.2000 г. №5н).
18.  Положение „Информация посегментам“ (ПБУ 12/2000 от 27.01.2000 г. № 11н).
19.  Положение „Учет государственнойпомощи“ (ПБУ 13/2000 от 16.10.2000 г. № 92н).
20.  Положение „Учет нематериальныхактивов“ (ПБУ 14/2000 от 16.10.2000 г. №91н).
21.  Положение „Учет займов икредитов и затрат на их обслуживание“ (ПБУ 15/01 от 02.08.2001 г. №60н).
22.  Положение „Информация попрекращаемой деятельности“ (ПБУ 16/02 от 2.07.2002г. №66н).
23.  Положение „Учет расходов нанаучно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы“(ПБУ 17/02 от 19.11.2002 г. № 115н).
24.  Положение „Учет расходов поналогу на прибыль“ (ПБУ 18/02 от 19.11.2002 г. №114н).
25.  Положение „Учет финансовыхвложений“ (ПБУ 19/02 от 10.12.2002 г. № 126н).
26.  Положение „Информация об участиив совместной деятельности“ (ПБУ 20/03 от 24.11.2003 г. № 105н).
27.  План счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по егоприменению, утв. Приказом МФ РФ от 31 октября 2000г. №94н.
28.  Астахов В.П. Бухгалтерский финансовыйучет. – М.: ИКЦ МарТ, 2006.
29.  Богатая И.Н., Хахонова Н.Н.Бухгалтерский учет. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
30.  Бухгалтерский учет / Под ред. Ю.А. Бабаева.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
31.  Бухгалтерский учет / Под ред. П.С. Безруких.– М.: Бухгалтерский учет, 2007.
32.  Вахрушина А.М. Бухгалтерскийуправленческий учет. – М.: Финстатинформ, 2006.
33.  Вещунова Н.Л. Бухгалтерский иналоговый учет. – М.: Издательство Проспект, 2007.
34.  Волков Д.Л. Основы финансового учета.– СПб.: Питер, 2008.
35.  Друри К. Управленческий учет длябизнес-решений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
36.  Камышанов П.И., Камышанова А.П.Финансовые операции: учет расчетов и конечных результатов. – М.: Омега-Л, 2008.
37.  Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. –М.: ИНФРА-М, 2007.
38.  Кондраков Н.П., Иванова М.А.Бухгалтерский управленческий учет. – М.: ИНФРА-М, 2007.
39.  Куттер М.И. Теория бухгалтерскогоучета. – М.: Финансы и статистика, 2008.
40.  Николаева О.Е., Алексеева О.В.Стратегический управленческий учет. – М.: Едиториал УРСС, 2006.
41.  Полковский Л.М. Международныйфинансовый учет и отчетность. – М.: Экономика и финансы, 2006.
42.  Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: отистоков до наших дней. – М.: ЮНИТИ, 2006.
43.  Справочник корреспонденции счетовбухгалтерского учета / Под ред. А.С. Бакаева.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
44.  Терехова В.А. Международные инациональные стандарты бухгалтерского учета и отчетности. – М.: Перспектива,2006.
45.  Хахонова Н.Н, Основы бухгалтерскогоучета и аудита. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.