–PAGE_BREAK–Поставщики ведут книгу продаж, которая предназначена для регистрации счетов-фактур. Целью ведения книги продаж является определение суммы налога на добавленную стоимость по отгруженным товарам, выполненным работам и оказанным услугам.
В книге продаж отражаются все реквизиты, содержащиеся в счетах-фактурах, причем суммы НДС фиксируются раздельно по товарам со ставкой обложения налогом 10 % и 20 %, отдельно показываются продажи, не облагаемые налогом, из них экспорт.
В свою очередь у покупателя товаров, работ, услуг ведется книга покупок, в которой регистрируются счета-фактуры, представляемые поставщиками. Цель ведения книги покупок заключается в определении суммы налога, подлежащей зачету (возмещению) в соответствии с Налоговым Кодексом.
Сумма НДС по приобретенным (оприходованным) и оплаченным товарно-материальным ценностям принимается к зачету у покупателя только при наличии оригинала счета-фактуры, подтверждающего стоимость приобретенных товаров и запись об этом в книге покупок.
Книга покупок включает все реквизиты поступающих счетов-фактур поставщиков, причем суммы налога фиксируются раздельно по товарам со ставкой обложения 20 % и 10 %, отдельно показываются покупки, не облагаемые по действующему законодательству.
За каждый отчетный период в книгах покупок и продаж выводятся итоги, которые используются для составления декларации по налогу на добавленную стоимость.
Предприятие-покупатель при получении материальных ценностей проверяет соответствие их ассортимента договорам, регистрирует в журнале учета поступивших грузов, делает отметку в книге учета выполненных договоров и акцентирует счет, т.е. дает согласие на оплату. С этого момента в бухгалтерском учете возникают расчеты с поставщиками.
Различают отфактурованные и неотфактурованные поставки. Отфактурованные поставки оформлены перечисленными сопроводительными документами. По неотфактурованным поставкам оценка поступивших товарно-материальных ценностей производится по ценам, предусмотренным в договорах.
Все расчеты организаций с покупателями строятся на основании заключаемых с ними договоров-контрактов, где указаны сроки и условия поставки, порядок оплаты и т.д. Документами по возникновению расчетных взаимоотношений с покупателями являются приемные квитанции, формы которых различны в зависимости от вида реализуемой продукции: зерно, овощи, плоды, скот и т.д. (около 20 видов). В приемных квитанциях указывается какая продукция принята и в каком количестве (в натуральной и зачетной массе), причитающаяся оплата и т.п. Приемная квитанция является основанием для записи в учетные регистры по расчетам с покупателями. Учет операций по счету ведут в журнале-ордере № 11. В конце месяца в нем подсчитывают обороты по счету 1210 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и сверяют их с данными этого счета, отраженными в других учетных регистрах. После сверки кредитовый оборот по счету 62 переносят в главную книгу
Глава 2. Учет расчетов с покупателями и поставщиками на предприятии ТОО «КазГлавСтрой»
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия ТОО «КазГлавСтрой»
Исследуемым предприятием в выпускной квалификационной работе является товарищество с ограниченной ответственностью «КазГлавСтрой».
Товарищество с ограниченной ответственностью «КазГлавСтрой» является юридическим лицом и имеет обособленное имущество, отраженное на его самостоятельном балансе. Форма собственности –товарищество.
ТОО «КазГлавСтрой» имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Цель – извлечение прибыли.
Основным видом деятельности ТОО «КазГлавСтрой» является производственная.
Бухгалтерский учет в ТОО «КазГлавСтрой» осуществляется бухгалтерской службой. Бухгалтерский учет ведется на основании принятого положения. Бухгалтерский учет на данном предприятии осуществляется в соответствии с разработанным планом счетов. В ТОО «КазГлавСтрой» применяется журнально-ордерная форма учета. Бухгалтерский учет ведется с применением ЭВМ, то есть частично автоматизирован.
После утверждения учетной политики руководителем организации она приобретет статус юридического документа. Бухгалтерия организации обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе – составление отчетности. Своевременное получение учетной информации о финансово – хозяйственной деятельности организации позволяет руководителям оперативно воздействовать на ход производства, принимать соответствующие меры для повышения экономических показателей работы организации.
В ТОО «КазГлавСтрой» структура бухгалтерии состоит из отделов:
– расчетной группы, работники которой на основании первичных документов выполняют все расчеты по заработной плате и удержания из нее, осуществляют контроль за использованием фонда оплаты труда, ведут учет расчетов по отчислениям во внебюджетные фонды;
– производственно – калькуляционной группы, работники которой ведут учет затрат на все виды производства, калькулируют фактическую себестоимость выпускаемой продукции и составляют отчетность, определяют состав затрат на незавершенное производство;
– общей группы, работники которой осуществляют учет остальных операций, ведут Главную книгу и составляют бухгалтерскую отчетность;
– финансовой группы, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с дебиторами и кредиторами, юридическими и физическими лицами;
– материальной группы, работники которой ведут учет приобретенных материальных ценностей, расчетов с поставщиками материалов, поступления и расходования материалов в разряде мест их хранения и использования.
Аппарат бухгалтерии имеет непосредственное отношение ко всем отделам организации. Он получает от них те или иные данные, необходимые для осуществления учета.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. Главный бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РК. Он подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер подписывает денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства. К финансовым и кредитным обязательствам относятся документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры.
Экономическую характеристику предприятия можно дать на основе расчетов, приведенных в таблицах в приложении 1.
На основании данных таблицы 2.1. можно определить эффективность использования ресурсов предприятия.
Согласно проведенным расчетам (таблица 2.1.) наблюдается тенденция увеличения значений почти по всем показателям. Так за 2007 год выручка составляет 3941913 тг, что на 170,2 % больше аналогичного показателя за 2005 год (он составлял 23156000). Это произошло благодаря повышению производительности труда одного работника в 1,55 раза (за 2007 г. производительность труда составила 96114 р/1 работника). Увеличение производительности труда напрямую связано с ростом показателя относительной оснащенности предприятия основными средствами – фондовооруженностю; за 2007 г. фондовооруженность составила 107451 р/одного работника (при среднесписочной численности 410 человек), что на 10,24 % аналогичного показателя за 2005 г. (он составил 97471 р/1 работника при среднесписочной численности 374 чел.).
Как видно из приведенных расчетов (см. таб. 2.1.) темпы роста производительности труда одного работника опережают темпы роста его фондовооруженности, следовательно, все это привело к повышению фондоотдачи – основному обобщающему показателю использования фондов. Так за 2007 год предприятие получило 0,89 тиын выручки от продажи продукции, оказания услуг и выполнения работ на один тенге основных промышленно – производственных фондов, что на 0,26 тиын больше аналогичного показателя за 2005 год (он составляет 0,63 тиын).
Стоимость производственных основных фондов выросла за анализируемый период на 120,9 % и составила за 2007 год 44055051 тенге.
Стоимость оборотных средств за 2007 год составила 14968368 тенге, что на 60,1 % больше данного показателя в 2005 году (он составлял 941500 тг.).
В настоящее время нарушение хозяйственных связей, кризис неплатежей, снижение спроса в следствие низкой платежеспособности снижают оборачиваемость средств предприятия. Так в 2007 году 2,63 раза обернулись средства предприятия, вложенные в активы, но можно отметить наметившуюся тенденцию роста данного показателя — по сравнению с 2005 годом оборачиваемость оборотных средств предприятия увеличилась в 1,07 раза.
2.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ТОО «КазГлавСтрой»
Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производятся на основании заключенных между ТОО «КазГлавСтрой» и поставщиками договоров – поставки (Приложение), где оговариваются вид поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ, коммерческие условия поставки, количественные, качественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей (выполняемых работ, услуг), сроки отгрузки материальных ценностей, порядок расчетов, ответственность и срок действия договоров, указываются реквизиты поставщика и покупателя с оттисками печатей обоих сторон. Вес ТМЦ, поступающие на ТОО «КазГлавСтрой» от поставщиков должны сопровождаться накладными или товарно – транспортными накладными и счет – фактурами, причем счет – фактуру поставщик мог послать сразу, либо в течении 10 – ти дней.
В связи с введением с 2001 г. в действие II части налогового кодекса, счет – фактуры должны выписываться в течении 5 дней.
Поступающие на ТОО «КазГлавСтрой» ТМЦ кладовщик должен принять по количеству и качеству. После приемки ТМЦ на склад, кладовщик составляет приходный ордер с присвоением номенклатурного номера, учет сырья ведут в разрезе наименований. Поступившее на предприятие сырье приходуют по фактическим ценам. Все накладные на приход сырья ежедневно сдаются на проверку в бухгалтерию.
После оплаты поступивших ТМЦ поставщикам, данные из счета – фактуры заносятся в книгу покупок (Приложение) для того, что бы в конце месяца вывести общую сумму НДС за месяц.
Учет расчетов с поставщиками бухгалтерия ТОО «КазГлавСтрой» ведет на пассивном синтетическом счете 3310 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». К данному счету открыты следующие субсчета:
3310/00 – Расчеты с поставщиками
3310/1 – Расчеты с поставщиками столовой
3310/2 – Расчеты с субподрядчиками
Если при заключении договора предусмотрен аванс (предварительная оплата) поставщику, то он отражается бухгалтерией ТОО «КазГлавСтрой» на счете 3310/00 «Расчеты с поставщиками» без применений счета 1610 «Расчеты по авансам выданным».
Все расчеты с поставщиками отражаются бухгалтерией предприятия в карточке поставщика, где указывается номер и дата документов, на основании которых будет производиться расчет, а также суммы по дебету и кредиту счета 3310/00.
Оплата поставщикам за поставленную продукцию (товары, работы, услуги) производится на ТОО «КазГлавСтрой» через расчетный счет – платежными поручениями, наличными денежными средствами через кассу.
На предъявленные на оплату счета поставщиков кредитуют счет 3310/00 «Расчеты с поставщиками» и дебетуют соответствующие материальные счета или счета по учету соответствующих расходов (Приложение).
На счет 3310/00 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим ТМЦ, несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметических ошибок кладовщик составляет Акт приемки, где указывается вид транспорта поставщика, результат недогруза или некачественного сырья. При этом в бухгалтерии составляется следующая проводка:
дебет счета 3390 «Расчеты по претензиям»
кредит счета 3310/00 «Расчеты с поставщиками»
После чего поставщик высылает в денежном выражении суммы недостачи:
Дебет счет 1030 «Расчетный счет» Кредит счета 3390 «Расчеты по претензиям» или присылает взамен некачественного товара новый: Дебет соответствующих материальных счетов Кредит счета 3310/00 «Расчеты с поставщиками» (см. Приложение).
Сумма НДС включается поставщиками в счета на оплату и отражается бухгалтерией ТОО «КазГлавСтрой» по дебету счета 3130 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (по соответствующим субсчетам) и кредиту счета 3310/00 «Расчеты с поставщиками».
Погашение задолженности перед поставщиками отражается: по дебету счета 3310/00 и кредиту счета 1030 «Расчетный счет».
Учет расчетов с поставщиками ведется бухгалтерией ТОО «КазГлавСтрой», при помощи компьютерной программы «Система бухгалтерского учета», которая действует и разработана по особенностям предприятия, синтетический учет ведется в журнале – ордере № 6 по кредиту счета 3310/00 «Расчеты с поставщиками», аналитический учет – в ведомости по дебету этого счета. Все это служит основанием для разработки оборотных ведомостей по счету 3310/00, по итоговым данным которых делаются данные записи в Главную книгу.
2.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками ТОО «КазГлавСтрой»
Отгрузка и отпуск готовой продукции ТОО «КазГлавСтрой» осуществляется складом на основании товарно – транспортных накладных и счетов – фактур, которые заносятся в книгу регистрации выданных счетов – фактур, а по мере оплаты данные из счетов – фактур заносятся в книгу продаж.
Отгрузка (отпуск) продукции покупателям производится в соответствии с заключенными договорами – поставки или непосредственно в процессе свободной продажи.
Приемка поставляемой продукции по количеству, состоянию укупорки и внешнему оформлению производится заказчиком на складе ТОО «КазГлавСтрой». С этого момента заказчику переходит право собственности на продукцию. Поставляемая продукция ТОО «КазГлавСтрой», в соответствии с договором на поставку, отпускается по отпускным ценам, действующим на момент отгрузки.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками ТОО «КазГлавСтрой» ведется на активном синтетическом счете 1210 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
К каждому счету открыты следующие субсчета:
1210/00 – расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы;
1210 – расчеты с покупателями и заказчиками за материалы;
1210 – расчеты с покупателями и заказчиками по столовой;
1210 – расчеты с покупателями и заказчиками за автосервис.
На ТОО «КазГлавСтрой» бухгалтерский учет ведется по отгрузке продукции, а исчисление всех налогов производится исходя из оплаченной покупателями продукции.
По мере предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов за отпущенную продукцию бухгалтерия ТОО «КазГлавСтрой» отражает по кредиту счета 6010 «Доход от реализации продукции (работ, услуг)» и дебету счета 1210 «Расчеты с покупателями и заказчиками» сумму, на которую предъявлены расчетные документы. Одновременно себестоимость отгруженной продукции списывается с кредита счета 1320 «Готовая продукция» в дебет счета 6010 «Доход от реализации продукции (работ, услуг)». Затем начисляется НДС по отгруженной продукции: Дебет счета 6010 Кредит счета 3130.
продолжение
–PAGE_BREAK–