Учет расчетов с поставщиками и покупателями и формирование внутреннего аудита

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нижегородский государственный архитектурно-строительныйуниверситет
Кафедра  экономического анализа и управлениянедвижимостьюВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ РАБОТА
По дисциплине Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Тема: «Учет расчетов с поставщиками и покупателями иформирование внутреннего аудита»
  
Выполнила:студентка гр. БУ 432/4                                 А.В. Яковлева
                                                                                                                                                      
Руководитель:С.Е. Палий
Нижний Новгород 2005
Содержание
Введение ________________________________________________3
I. Теоретические иметодологические основы учета расчетов с поставщиками и покупателями____________________________________6
1.1.    Сущность системы внутреннего аудита напредприятии_________________________________________6
1.2.    Нормативно-законодательная база и методология учета расчетов споставщиками и покупателями_________________________10
II.Организационно – экономическая характеристика предприятия ООО”Кумкайя”, учетнойполитики и программы внутреннего аудита________________________________________________________________26
            2.1. Организация и ведение учета расчетов с поставщиками ипокупателями____________________________________________________26
2.2. Место и роль внутреннего аудита в организационной системепредприятия_____________________________________________________59
            III Схема методологии, порядок проведения внутреннегоаудита расчетов с поставщиками и подрядчиками ___________________________ 78
           3.1 Система доказательств при внутреннемконтроле______________78
           3.2 Наиболее типичные ошибки и предложения по улучшению учетарасчетов с поставщиками и покупателями и формированию внутреннего аудита___________________________________________________________81
Заключение  _______________________________________________86
Список используемой литературы  ____________________________90
Приложения  ______________________________________________92Введение
Учет расчетов с поставщиками и покупателями и формированиевнутреннего аудита имеют жизненно важное значение для любого предприятия,активно работающего в условиях рыночной экономики.
Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками ипокупателями. С поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье,материалы и другие товарно — материальные ценности, выполненные работы иоказанные услуги; с покупателями – за купленные ими товары; с заказчиками – завыполненные работы и оказанные услуги.
Задолженность по этим расчетам в процессе финансово –хозяйственной деятельности должна находится в рамках допустимых значений.
Сомнительная дебиторская задолженность и просроченнаякредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками иклиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительногопринятия соответствующих мер для устранения негативных последствий.Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороныпредприятия систематического контроля.
Развитие рыночных отношений повышает ответственность исамостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений пообеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение илиснижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменениюфинансового положения предприятия. Дело в том, что при значительном отвлечениисредств предприятия из оборота, появляется невозможность гасить вовремязадолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводитьмониторинг и внутренний аудит расчетов. Для проведения внутреннего аудитаиспользуются данные бухгалтерского учета  и отчетности, поэтому немаловажнуюроль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учетарасчетных операций, которая требует своевременного и полного отраженияхозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.
Целью выпускной квалификационной работы является учет ивнутренний аудит расчетов с поставщиками и покупателями.
В соответствии с поставленной целью необходимо решатьследующие задачи:
1.  исследовать учет расчетов с поставщиками ипокупателями;
2.  проанализировать учет расчетов, основанныхна зачете взаимных требований;
3.  рассмотреть порядок списания истребованнойи не истребованной задолженности;
4.  рассмотреть сущность внутреннего аудита напредприятии;
5.  особенности внутреннего аудита расчетов споставщиками и покупателями на предприятии ;
6.  предложить пути улучшения учета расчетов ивнутреннего аудита.
Для этогонеобходимо:
— знаниезаконодательной базы по бухгалтерскому учету и внутреннему аудиту;
— изучениеучредительных документов, учетной политики, постановки бухгалтерского учета,бухгалтерской отчетности предприятия;
— исследование форм расчетных операций, применяемых на предприятии.
      Объектом исследования данной работы является общество с ограниченнойответственностью «Кумкайя». На этом предприятии при расчетах с поставщиками,покупателями, прочими дебиторами и кредиторами встречаются расчеты  подоговорам купли-продажи, договору комиссии, договорам мены, взаимозачетныеоперации. При отражении таких операций в бухгалтерском учете бухгалтеры частодопускают ошибки.
На уровне управления предприятием, имеет место как внешний финансовыйконтроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектамиуправления (органы государства, аудиторские организации, контрагенты пофинансово-хозяйственным договорам, кредиторы и т. д.), так и внутреннийфинансовый контроль, осуществляемый субъектами самой организации (главнымобразом подразделением внутреннего аудита). Внешний и внутренний финансовыйконтроль в своей совокупности образуют систему финансового контроляхозяйствующих субъектов.
Систему финансового контроля организаций правомерно подразделить наследующие элементы или структурные уровни:
·    государственныйконтроль;
·    аудиторскийконтроль (его часто называют также независимым контролем);
·    внутреннийконтроль (т. е. контроль, организованный на уровне непосредственноэкономических единиц);
·    общественныйконтроль (т. е. контроль со стороны контрагентов по финансово-хозяйственнымдоговорам, кредиторов, инвесторов и т.д.).
В данной работе будут рассмотрены понятия, цели ипорядок создания службы внутреннего контроля в организации.
 
I. Теоретические и методологические основы учета расчетов споставщиками и покупателями.
1.1. Сущность системы внутреннего аудитана предприятии
         Необходимость внутреннего аудита связана прежде всего с увеличением объектов иданных в бухгалтерском учете предприятия. По мере роста масштаба деятельностипредприятия и расширения аппарата управления возникают проблемы, связанные собменом информацией, затрудняется контроль за различными подразделениямипредприятия со стороны центрального руководства, что повышает риск ошибок излоупотреблений персонала.
               В связи с этим главной задачей внутренних аудиторов является обеспечениеудовлетворения потребностей органов управления предприятия в информации поразличным вопросам. Основными функциями внутреннего аудита являются: осуществлениепроверок звеньев управления, предоставление обоснованных предложений поустранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективностиуправления; осуществление экспертных оценок различных сторон функционированияорганизации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию.Кроме того, в компетенцию внутренних аудиторов входят экспертиза средствуправления риском (в частности, риском, связанным с условными обязательствами ианалогичными статьями финансовой отчетности), контроль за осуществлениемпрограммы по соблюдению этических норм, организация специальных расследований инадзор за их проведением.
              Многие предприятия страдают от неэффективного использования разного родаресурсов — трудовых, финансовых, материальных, от недостатка необходимой дляпринятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренногоискажения отчетности, прямого мошенничества со стороны работников. Подобныхпроблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системывнутреннего контроля.
2.2 Место и роль внутреннего аудита вструктуре управления предприятием.
            
          Внутреннийаудит должен доказать сотрудникам компании свою необходимость и полезность вкачестве услуги, которой они пока не всегда готовы пользоваться, посколькуотношение к внутренним аудиторам в компаниях неоднозначно. Многое зависит отвнутренней культуры компании и готовности менеджеров к сотрудничеству с ними. Ксожалению, персонал не всегда осознает, что аудитор контролирует неисполнителей, а рабочий процесс, выявляя недостатки существующих процессов,правил и процедур и тем самым помогая компании достигать лучших результатов.
       Схема 5.     Организационнаяструктура ООО”Кумкайя”:
/> 
 
 
 
 
 
 
 

На службу внутреннего аудитаорганизации возложено выполнение следующих функций:
·    контроль заэффективностью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработкарекомендаций по их улучшению;
·    контроль задостоверностью бухгалтерской и оперативной информации, проведение экспертизысредств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации этойинформации и составления на ее основе отчетности, а также изучение отдельныхстатей отчетности и операций, остатков по бухгалтерским счетам;
·    контроль засоблюдением законодательства, нормативных актов, требований учетной политики,инструкций, решений и указаний руководства и собственников;
·    контроль задеятельностью различных звеньев управления;
·    контроль заэффективностью механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольныхпроцедур в филиалах и структурных подразделениях экономического субъекта;
·    контроль засохранностью и состоянием имущества экономического субъекта;
·    контроль заотдельными элементами структуры внутреннего контроля;
·    проведениемероприятий по предупреждению злоупотреблений и специальных расследований;
·    разработкарекомендаций и мероприятий по устранению выявляемых недостатков и повышениюэффективности управления.
          Эффективность контроля и анализа финансовой и хозяйственной деятельностикомпании напрямую зависит от правильной организации отдела внутреннего аудита.Принимая решение о его создании, необходимо четко определить цели, задачи, атакже регламентировать деятельность внутренних аудиторов. Так, в Положении оботделе внутреннего аудита должно быть четко сказано, что данный отдел являетсянеотделимой частью компании и внутренние аудиторы, осуществляя независимуюэкспертизу всех процессов с целью их анализа и оценки, должны действовать всоответствии с правилами и распорядком компании.
       Одна из основных задач отдела — помогать сотрудникам компании в эффективномвыполнении их обязанностей, содействовать руководству в поиске наиболеерезультативных путей использования производственных и человеческих ресурсов ивыявлении дополнительных резервов предприятия для повышения производительностии прибыльности производства. Для этого внутренние аудиторы должны предоставлятьотчеты по результатам своей работы, содержащие общую информацию об объекте, егоанализ, оценку и рекомендации по устранению выявленных недостатков.
         Вчисло общих задач отдела внутреннего аудита также входит проверка:
достоверностии правильности информации, а также источников информации;
систем,предназначенных для реализации задач и планов и соблюдения процедур,законодательных актов и инструкций, а также их выполнения сотрудникамикомпании;
сохранностиактивов;
оценкаэффективности использования ресурсов, и т.д.
          Сегодня среди профессионалов широко обсуждается вопрос, насколько корректноучастие внутренних аудиторов в разработке и внедрении систем внутреннегоконтроля, так как в вопросе оценки и анализа аудиторского риска систем контроляпроверяемого объекта аудиторы должны быть объективными. Пока аудиторскоесообщество не пришло к единому мнению, в Положении об отделе внутреннего аудитаможет быть зафиксировано, что аудитор, принимавший участие в разработке системывнутреннего контроля, не включается в группу по ее проверке. Но это условиевыполнимо только при достаточно большом штате внутренних аудиторов.
          Цели, полномочия и ответственность отдела внутреннего аудита еще на этапе егосоздания должны быть оформлены в виде письменного документа, утвержденногоруководством компании и одобренного Советом директоров. Этот документ позволитобеспечить особый организационный статус, независимость и обособленностьотдела, что, в свою очередь, гарантирует справедливость и беспристрастностьсуждений его сотрудников. Начальник отдела внутреннего аудита долженподчиняться непосредственно руководителю компании или другому должностномулицу, наделенному полномочиями, достаточными для обеспечения независимостидействий аудиторов и для принятия адекватные меры по выявленным недостаткам.
Схема 6Организационная структура отдела внутреннего аудита.
/>
Менеджер   />                                                                          
/>

                 В средних и мелких компаниях отдел состоит из Начальника отделавнутреннего аудита и подчиненных ему специалистов. Показанная на схеме связь сПравлением компании должна быть двусторонней: с одной стороны, внутренний аудитподчиняется высшему руководству, с другой — руководитель отдела участвует какприглашенное лицо в заседаниях исполнительного органа компании при обсуждениивопросов, касающихся сферы деятельности сотрудников отдела. При этом внутреннийаудитор не имеет права голоса, однако он может высказывать свои замечания ирекомендации, которые вносятся в протоколы заседаний.
           На схеме также присутствует Аудиторский комитет. Зачастую руководствороссийских акционерных обществ отождествляет отдел внутреннего аудита иаудиторский комитет (ревизионную комиссию). Это означает формальное отношениеруководства к организации функции внутреннего аудита, так как, кроме вопросоввнутреннего аудита, уровня квалификации и количества внутренних аудиторов, вкруг обязанностей Аудиторского комитета входят: составление рекомендаций дляСовета по назначению внешнего аудитора, проверка годовой отчетности компании,координация работы внешних аудиторов в ходе проверок, анализ отчетов о системахвнутреннего контроля и работа по фактам серьезных нарушений, выявленных в ходевнутренних расследований.
                   Какимдолжен быть специалист по внутреннему аудиту? Непременным условием являетсязнание принципов организации и управления, а также владение базовыми знаниями втаких дисциплинах как бухгалтерский учет и финансы, право, налогообложение, продажи,логистика, информационные технологии. Быть специалистом во всех этих областяхневозможно, да и не является обязательным. Желательно, чтобы отдел внутреннегоаудита имел в своем составе квалифицированного специалиста-аудитора по каждойиз этих областей/дисциплин. Помимо этого, если при проведении аудита необходимыглубокие знания в какой-либо сложной или специфичной области, аудиторы могутпривлечь внешних специалистов, например, профессиональных оценщиков, актуариев,статистиков, инженеров, строителей, геологов и т.д. Аудиторы могут работатьиндивидуально и командой, в которую подбираются люди, обладающие необходимойглубиной знаний в требуемых дисциплинах.
       Аудитор-профессионал должен обладать следующими качествами: умение находитьобщий язык с разными людьми, умение четко выражать свои мысли и отстаивать своюточку зрения, предельная аккуратность в оценках и суждениях, честность,самоорганизованность и умение планировать свою работу, умение доходить до сутивещей.
           Квалифицированные, обладающие необходимым образованием и профессиональнымопытом специалисты — гарантия качественного выполнения задач, поставленныхперед отделом внутреннего аудита. Эти знания и навыки должны быть достаточнымидля правильного применения аудиторских методик и процедур. Также необходимыбазовые знания в области психологии для наиболее продуктивных взаимоотношений собъектом аудита, умение четко и правильно изложить информацию.
             Чтобы поддержать свой высокий профессиональный уровень, внутренние аудиторыдолжны посещать семинары и конференции, а также обмениваться опытом и знаниямисо своими коллегами из других компаний. Кроме того, надо быть в курсенововведений не только в финансовой области, но и в вопросах, касающихсядеятельности компании в целом. В свою очередь, начальник отдела внутреннегоаудита обязан обеспечить необходимый уровень организации работы своихсотрудников. С этой целью он ежегодно подготавливает и представляет дляутверждения план аудиторских работ и проект формирования штата, планируетбюджет отдела, периодически дает оценку деятельности своих подчиненных, а такжеобеспечивает их письменным руководством по процедуре внутреннего аудита.
             Необходимо прописать права и обязанности сотрудников службы внутреннего аудита.Типовой вариант положения о службе внутреннего аудита разработан Российскимотделением Института внутренних аудиторов и приведен в таблице ниже.
л)предъявлялись ли  штрафные санкции поставщикам принарушении договорныхобязательств;
м)правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности;
н)правильность отражения операций при оплате векселями (простыми, переводными);
о)правильность ведения аналитического и синтетического учета по  сч.60;
п) соответствие  данных  ж/о N 6, 8  данным,  указанным  вГлавной книге и балансе;
р)правильность  составления бухгалтерских проводок по счетам 60, 76.
3.2 Наиболеетипичные ошибки и предложения по улучшению учета расчетов с поставщиками ипокупателями и формированию внутреннего аудита
             Рассмотрим расчетные операции, по которым наиболее часто возникают ошибкиу бухгалтеров при отражении их бухгалтерскими проводками и оформлениидокументами.
Всоответствии со статьей 9 «Первичные учетные документы» Федерального закона от21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции,проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.
Таблица 12 Содержание  и признакинарушений при      оформлении        документов
Содержаниенарушений          Признаки нарушений
1. При оправдательном документе
    отсутствует распоряжение на
    осуществление операций Отсутствие подписей руководителей, выписок из приказов, решений совета директоров, учредителей    2.При распорядительном документе         нет оправдательного Операция по каким-то причинам не совершилась или пропущена 3.Документы составлены с нарушением установленной формы Доверенности, счета, акты и т.п. составлены по произвольной форме 4.В одном и том же документе не совпадают реквизиты Документы составлены от имени одной организации, а печать- другой 5.В документах полностью или частично отсутствуют реквизиты Отсутствие обязательных реквизитов, содержание операции сформулировано некорректно 6.При документах отсутствуют приложения. На которые имеются ссылки В документах указаны приложения, а в действительности их нет 7.Документы подписаны лицами, не имеющими на это право Денежные документы подписывает кассир, накладные- заведующий складом и т.д. 8.Подделка подписей, наличие подчисток, дописок, исправлений Следы подчисток, исправлений, дописок и т.д. 9.Отсутствие на соответствующих документах штампа, печати Доверенности, товарные чеки, квитанции и др. без печати или штампа 10. В документах письменные реквизиты указывают на несвойственные для данной организации операции В документах содержатся операции, которые на самом деле необоснованны (недействительны) 11.Прослеживание данных расчетных и платежных документов по одним и тем же сделкам показывает их несоответствие Данные предъявленных счетов-фактур за оказанные услуги и платежных поручений по оплате этих счетов не совпадают 12. Операции, проведенные по документам, недействительны Расход товарно-материальных ценностей не подтверждается отпуском их со склада. Перечисление денежных средств за оказанные услуги без предъявления счета-фактуры и без договора
              Некорректное оформление документов, подтверждающих произведенный взаимозачет,может привести, например, к тому, что суммы НДС, возмещенные из бюджета врезультате этой операции, не будут приняты налоговыми органами, а это можетповлечь за собой взыскание сумм штрафов и пеней в бюджет.
                 Особое внимание аудитора должно быть обращено на то, что зачастую скрытую материальную ценность списывают на счет 76 «Расчеты по претензиям».В последнемслучае необходимо установить реальность сумм претензий, а так же то,обусловлены ли претензии: несоответствием цен и тарифов договорнымобязательствам; выявленными арифметическими ошибками на счетах; несоответствиемкачества товара(услуг) стандартам или техническим условиям; недостачей груза впути сверх норм естественной убыли; браком по вине поставщиков и подрядчиков.
                Большое количество ошибок допускают бухгалтеры при проведении взаимозачетов,составлении актов сверки. На практике довольно часто возникают ситуации, когдадве дружественные фирмы, имеющие долговременные хозяйственные связи, в условияхнедостатка оборотных средств у одной фирмы (А) и избытка этих средств у другой фирмы(Б) производят следующие действия: фирма А обращается к фирме Б с просьбойпроизвести платеж в адрес организации В за полученные от нееорганизацией                                 А товары.
               При этом данная операция оформляется, как правило, в виде письма с просьбой опроведении данного платежа в порядке взаимозачета. Ошибка состоит в том, что вданный момент фирма Б не имеет задолженности перед фирмой А и не может впорядке погашения этой несуществующей задолженности произвести платеж в адресфирмы В.
              В описанной ситуации речь может идти о предоставлении фирмой Б денежного займафирме А с соответствующим оформлением этой операции в бухгалтерском учете.
             Отсутствие разногласий  по поводу взаимозачета должно быть подтвержденовыверкой взаиморасчетов и оформленным по ее результатам двусторонним актомсверки расчетов, где необходимо указать основание возникновения встречныхзадолженностей, дату проведения взаимозачета, документы, подтверждающиевозникновение задолженностей (номера и даты составленных счетов-фактур), суммызадолженностей, а также суммы зачтенных требований, обязательно с выделениемсумм НДС.
                   Аудиторская практика показывает, что стороны часто допускают следующую ошибкупри составлении акта сверки взаимных расчетов. Предприятия ограничиваютсясоставлением акта, в котором указываются все необходимые показатели,позволяющие определить наименование, количество, стоимость, даты совершенныхпоставок, дату составления документа. Однако из текста такого акта сверкиследует лишь то, что стороны выявили сумму взаимных задолженностей, но невыразили своего волеизъявления о погашении этих задолженностей зачетомвстречных требований или иным способом, например, оплатой денежными средствами.Наличие акта сверки взаимных поставок без указания в нем факта погашениясторонами взаимных задолженностей не прекращает обязательства сторон и неосвобождает их от необходимости погашения указанных задолженностей вдальнейшем.
                   При заключении договора по товарообменным операциям, когда обмен неравноценныйтипичны ошибки такого рода:
стороны неуказывают в договоре мены, что обмен неравноценный и одна из сторон сделкидолжна сделать доплату. А затем такая доплата производится. Тогда она отражаетсяв учете получателя как внереализационный доход, увеличивая налогооблагаемуюприбыль. Поэтому бухгалтеру нужно следить за правильностью составленногодоговора.
    Для улучшения состояния расчетов:
— необходимо следить за соотношениямидебиторской и кредиторской задолженности: значительное преобладание дебиторскойзадолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делаетнеобходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) средств;превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести кнеплатежеспособности предприятия;
— контролировать политику диверсификации вотношении дебиторов, т.е. ориентироваться на увеличение их количества дляуменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;
— постоянно контролировать состояниерасчетов по просроченной задолженности;
— производить классификацию покупателей взависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, историикредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
— имея оперативные данные по просроченнойзадолженности, необходимо начинать претензионную работу, т.е. высылатьуведомления – претензии со всеми расчетами пени за просроченную задолженность;
— разрабатывать разнообразные моделидоговоров с гибкими условиями оплаты, в частности предоставления покупателямискидок при досрочной оплате, так как снижение цены приводит к расширению продажи интенсифицирует приток денежных средств.
Заключение.
                 
               В результате  изучения ведения бухгалтерского учета расчетных операций на ООО”Кумкайя” были выявлены следующие их формы: основная часть расчетовпроизводится по договорам купли-продажи (около 80%), примерно 15% от общегообъема составляют расчеты по договору комиссии, оставшиеся 5% занимают расчетыпо договорам цессии, товарообменные операции, взаимозачеты, финансирование подуступку денежного требования, перевод долга. Эти формы помогают предприятию врасчетах с покупателями и поставщиками при отсутствии денежных средств.
                 Влияние таких форм расчетов на финансовый результат неоднозначно. Наименееубыточным оказывается продажа продукции по договорам купли-продажи, но тем неменее прибыль от реализации все равно отсутствует вследствие значительногоуровня издержек обращения. Основную часть из которых занимают транспортныерасходы.
                  В результате неплатежей, предприятию не хватает собственных оборотных средств итакие формы расчетов, как взаимозачетные операции, товарообменные, переводдолга, цессия повышают платежеспособность и сокращают затраты.
                   В ходе изучения постановки бухгалтерского учета, организационной структурыбухгалтерии, системы внутреннего контроля было определено, что распределениеобязанностей, учет и контроль за организацией расчетных операций обеспечиваетснижение риска возникновения ошибок и предупреждают негативные последствия порасчетным операциям.
                     Немаловажное значение имеет автоматизация бухгалтерского учета. что позволяетбухгалтерии быстро и правильно отражать расчеты с поставщиками и покупателями.
                    Типичной бухгалтерской ошибкой при расчетных отношениях с другими предприятиямиможет служить, в качестве примера,  неверно составленный счет-фактура припокупке товара у поставщиков. Это может привести к тому, что суммы НДС,возмещенные из бюджета не будут приняты налоговыми органами.
                      Большое количество ошибок допускается при проведении взаимозачетов, составленииактов сверки, перевода долга, товарообменных операций. Поскольку такие операциидостаточно распространенные и количество ошибок ведения бухгалтерского учета поним велико, тема моей дипломной работы является актуальной.
Ведениебухгалтерского учета на предприятии осуществляется в соответствии с нормативнымидокументами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению(Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету),другие носят рекомендательный характер (план счетов, методические указания,комментарии).
ООО”Кумкайя”применяет автоматизированную форму учета, созданную на базе использования ЭВМ.
В ходенаписания выпускной квалификационной работы выявились следующие отличительныечерты в организации расчетов и их учете.
Привексельной оплате продаваемой продукции ООО”Кумкайя” использует только простыевекселя Сбербанка, по которым расчет производится по номинальной стоимостивекселя без дисконтной ставки.
Дляулучшения организации расчетов с поставщиками и покупателями на ООО”Кумкайя,рекомендуются следующие мероприятия:
— создатькомиссию по работе с дебиторской задолженностью,  в обязанности которой входятсистематическое наблюдение за состоянием расчетной дисциплины, проведениерегулярных сверок расчетов с покупателями. Важной составной частью оперативнойработы комиссии должно стать ведение картотеки напоминаний должникам, исвоевременное предъявление претензий по оплате продукции;
— необходимо производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторскойзадолженности по конкретным поставщикам и покупателям, а также по срокамобразования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволитсвоевременно выявлять просроченную  задолженность и принимать меры к еевзысканию. Данные о сроках образования (погашения) задолженности должны бытьрегулярными и оперативными, их целесообразно аккумулировать в отдельномдокументе, например: реестр старения счетов дебиторов, кредиторов. Составлятьтакой реестр можно в виде матрицы, по строкам указываются субъектызадолженности, по столбцам указываются субъекты задолженности, по столбцам –сроки образования. Реестр может оперативно выявлять тех должников, успешнаяработа с которыми может принести наибольший результат для предприятия, а такжетех с которыми должны устанавливаться особые отношения;
— постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, таккак значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозуфинансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечениедополнительных источников финансирования, а превышение кредиторскойзадолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособностипредприятия;
— контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, атакже состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условияхинфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реальнополучает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательнорасширить систему авансовых платежей;
— всложившейся ситуации можно посоветовать организовать на предприятии системуаналитического учета дебиторской задолженности не только по срокам, но и поразмерам, местонахождению юридических лиц, физических лиц и предлагаемыхусловий оплаты;
— навысоком уровне организовать работу с договорами, в карточке клиента отличатьработает он под реализацию или по системе предоплаты.
Такимобразом, вышеизложенные предложения будут способствовать совершенствованиюорганизации расчетов и их учета, снижению дебиторской задолженности иукреплению финансового состояния ООО”Кумкайя.
      Вданной работе рассмотрены расчеты с покупателями и заказчиками, поставщиками иподрядчиками. Правильное и своевременное их проведение служит необходимымусловием процесса производства. Эффективность расчетных операций зависит отсостояния бухгалтерского учета на предприятии. Таким образом, бухгалтерияпредприятия должны придерживаться определенных принципов учета и существующейзаконодательной базы и нормативных документов.
        При проверке состояния расчетов с покупателями и заказчиками нужно обратитьвнимание на инвентаризацию расчетов, т.е. на выявление по соответствующимдокументам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся насчетах.
                       
     
           
Список литературы
1. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговле и АПК.М.: Дело и сервис,2000
2. Аудит /Под ред.проф.В.И.Подольского. М.: Аудит,1997
3. Скобара В.В.Аудит: методологие и организация.-М.: Дело и Сервис,1998
4. Торговля. Все, что необходимо и полезно знатьбухгалтеру./Под ред. академика В.В.Карпова. М.: Экономика и финансы, 2000        
5.Орлова Е.В. Учет бартерных и товарообменных операций     М,:         .   Налоговый вестник, 2000
6. Панченко Т.М. Учет суммовых разниц М,: Налоговый вестник,
    2000
7. Сборникдоговоров.-М.Проспект, 1999г
8. Симонова А.Н.,Трубников А.А. Получение доплаты при неравноценном обмене//Главбух.-2001.№6
9. Данилова Е.В. Расчетыпо договору факторинга//Главбух.-2000.№24
10. Дмитриев А.С. Когдауступка требования незаконна// Главбух-2000.№24
11. Ульянова Н.В., КотиковА.Ю. Порядок проведения взаимозачетных операций// 
      Главбух-1999.№11
12. Бабченко Т.Н., ЖуковаЗ.А. Товарообменные операции. Как их теперь учитывать?//Главбух-1999.№10
13. Рабинович А.М. Уступкаправа требования. Особенности учета и налогообложения.//Главбух-1999.№7
14. Иванцов И.В. Обменимуществом. Как отразить в учете?// Главбух-2000.№ 15.
15. Романчук О.А. Уступкаправа требования. Как рассчитать НДС?//Главбух-2001.№9
16. Стасенко А.В. Новыйпорядок заполнения счетов-фактур, книги покупок и книги продаж..//Главбух-2001.№2
17. Трубников А.А. Неравноценный обмен товаров.//Главбух-2001.№5
18. Зайцев Б.З. Признание в учете выручки от посреднических услуг,оказанных по договору комиссии.//Российский налоговый курьер.-2000.№12
19. Николаева С.А. Особенности формирования учетной политикиорганизации в 2001г//Российский налоговый курьер-2000.№ 12
20. Красноперова О.А. Учетная политика организаций на 2005 год – М.:   ГроссМедиа, 2005.
21. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия. – М.: Инфра                    М, 2003.
22. Тумасян Р.З.Бухгалтерский учет. — М.: Нитар альянс, 2003.
23. Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансовхозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2003