–PAGE_BREAK–1.3 Финансовый
учет
реализации товаров
в
торговле
Реализованной продукцией предприятия считается продукция (товары, работа, услуги), за которую покупателю (заказчику) предъявлены расчетные документы. Предъявленными расчетными документами (покупателю, заказчику) считаются документы с момента подачи их в учреждение банка (при условии осуществления расчетных операций через учреждения банков) или передачи их покупателю (заказчику) в соответствии с условиями, предусмотренными договором (контрактом), т.е. без участия учреждений банков. [446 стр.№6.2.]
Реализованной считается также продукция, за которую предприятие-продавец получило плату или авансовые платежи. [446 стр.№6.2.]
Для получения финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг) в конце отчетного периода полученное сальдо (на кредите) «Доходы от реализации» списываем на активно-пассивный счет (кредит) «Финансовые результаты». [448 стр.№6.2.]
В связи с реализацией продукции предприятие осуществляет расходы на сбыт, связанные с вывозом этой продукции своим транспортом. Эти расходы относятся за счет предприятия и включаются в состав расходов на сбыт.
Расходы на сбыт, ежемесячно списываются в части реализации продукции в дебете счета на «Финансовые результаты».
Аналитический учет расходов на сбыт ведется в Ведомости по таким статьям:
— расходы на хранение, загрузку, разгрузку и затаривание продукции;
— расходы на уплату пошлины;
— расходы на рекламу и предпродажную подготовку товаров;
— прочие расходы, связанные с реализацией продукции (работ, услуг).
Учет товаров и их реализации в торговых организациях предполагает соблюдение следующих принципов:
1) Принцип материальной ответственности работников за товарно-материальные ценности при их приемке, хранении и отпуске. Применение полной индивидуальной или бригадной материальной ответственности определяет ведение учета товаров и тары по местам хранения и материально ответственным лицам.
2) Принцип документального оформления хозяйственных операций. Этот принцип торговые организации реализуют путем применения типовых и специализированных форм товарных документов для учета поступления и реализации товаров и тары, которые являются бланками строгой отчетности.
3) Принцип периодической отчетности материально ответственных лиц обусловлен периодичностью бухгалтерской отчетности и необходимостью своевременной обработки и обобщения текущих данных по движению товаров и тары с целью получения информации о товарных запасах, об их реализации, выявления валового дохода от реализации товаров и т.п.
4) Принцип использования в учете денежного и натурального измерителей определяет ведение натурально-стоимостного и стоимостного учёта в натуральных единицах и национальной денежной единице независимо от валюты контрактов.
5) Выбор учетной ценыдолжен обеспечить удобную схему учета реализации товаров. В организациях оптовой торговли товары, как правило, учитываются по отпускным ценам организаций-изготовителей и импортеров, а товары, ввезенные из-за пределов страны, — по контрактным ценам зарубежного поставщика без налога на добавленную стоимость, пересчитанным в гривны.
6) Принцип соответствия в учете товарных операций требует:
— отражения в учете поступления, выбытия, внутреннего перемещения товаров и тары, результатов их инвентаризации в том отчетном периоде, в котором совершены хозяйственные операции, проведена инвентаризация;
— единства оценки поступивших и выбывших товаров, что обусловливает списание с материально ответственных лиц выбывших товаров и тары по тем же ценам, по которым они были оприходованы под отчет;
— соответствия учетных и отчетных данных фактическому наличию товаров и тары, что обеспечивается их инвентаризацией и отражением в учете выявленных отклонений;
— тождества данных натурально-стоимостного и стоимостного учета, синтетического и аналитического учета товаров, что обусловлено отражением одной и той же информации на счетах бухгалтерского учета и обеспечено сверкой соответствующих учетных данных в регистрах бухгалтерского учета.
7) Оценка реализованных товаров и отражение товаров в отчётности по себестоимости. Себестоимость реализованных товаров (товаров в остатке) в торговле – их покупная без налогов с реализации. В оптовых торговых организациях учет товаров осуществляют по отпускным ценам (без налога на добавленную стоимость) или фиксированным розничным ценам. Полную себестоимость продаж (остатка) товаров в оптовой торговле определяют суммированием себестоимости реализованных товаров (остатка товаров) по покупным ценам и расходов на их реализацию (на остаток товаров).
8) Определение момента реализации (признания выручки) и оценки доходов от видов деятельностипозволяет обеспечить единые методические основы учета выручки, валового дохода и прибыли, контролировать уплату налоговых платежей в бюджет. В бухгалтерском учете реализацию товаров отражают: по оплате расчётных документов покупателями (по дате перевода долга, уступки требования); по моменту отпуска товаров и перехода права собственности на них покупателю. [электронный источник].
Таким образом, полный и достоверный учет и глубокий анализ движения товаров дает возможность торговой организации влиять на скорость оборота торгового капитала, не допускать затоваривания, осуществлять контроль сохранности товаров, предупреждать образование недостач и, в конечном счете, получить максимальную прибыль. [электронный источник].
Реализацию товаров покупателям с оптовых складов производят на основании заключенных с ними договоров по предварительно представленным заказам и заявкам.
Документальное оформление отпуска товаров с оптовых складов при их доставке покупателям автотранспортом.
При отборе товаров заведующий складом оформляет и вкладывает в каждое тарное место упаковочный ярлык или спецификацию. В них за подписью материально ответственного лица указывают все сведения о товарах и таре. Каждое тарное место пломбируют и маркируют. В случае установления покупателем расхождений при приемке товаров по количеству и качеству он может установить виновных лиц, допустивших недостачу или пересортицу товаров при их упаковке и отправке.[электронный источник].
На фактически отпущенные со склада товары и тару оператор ПЭВМ выписывает товарно-транспортную накладную в четырех экземплярах. Второй экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Первый, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями (штампами) грузоотправителя, вручаются водителю. Первый экземпляр сдается водителем (экспедитором) грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза. Третий и четвертый экземпляры сдаются перевозчику.[электронный источник].
В товарных и товарно-транспортных накладных операторы ПЭВМ указывают все необходимые реквизиты. Однако недостатком является то, что нарушается порядок заполнения товарно-транспортных накладных: на накладных нет подписи водителя, удостоверяющей прием грузов к перевозке от грузоотправителя, как того требует законодательство.
В товарно-транспортной накладной бухгалтер своей подписью подтверждает правильность таксировки и подсчета итогов, руководитель организации дает разрешение на отпуск товаров и тары, а заведующий складом подтверждает их отпуск.[электронный источник].
Далее на основании товарно-транспортной накладной в бухгалтерии выписывается платежное требование, в котором указывается номер и стоимость отпущенного товара. Желательно, чтобы для получения оперативных сведений об отгрузке товаров, контроля своевременности и точности расчетов с покупателями платежные требования регистрировались в специальном журнале (в рассматриваемой организации такой журнал не составляется).[электронный источник].
Важным вопросом является определение продажных цен. Цены за товары могут, согласованными с покупателями и включающими оптовую надбавку в размерах, не превышающих установленные предельные уровни. На некоторые товары покупателям предоставляются скидки со сформированной отпускной цены.[электронный источник].
Отпускные цены фиксируются в протоколе согласования, который подписывается руководителями организаций — продавца и покупателя.
Для усиления контроля сохранности товаров на складах, выполнения плана товарооборота и финансовых результатов организована отчетность материально-ответственных лиц.[электронный источник].
Товарный отчет отражающий поступление товаров от поставщиков, внутреннее перемещение, отгрузку товаров в разрезе покупателей (указывается номер и дата договора, наименование покупателя), стоимость, а также номера корреспондирующих счетов, составляется заведующим каждым складом в двух экземплярах согласно графику документооборота по мере накопления документов в автоматизированном виде. Затем (по окончании месяца) составляется журнал (проводок) по складам за месяц. На основании данных из него в конце месяца получают сводные мемориальные ордера «Товары и тара на складах» по оптовой торговле за месяц в целом по организации, в которых видна сумма выручки от реализации.
Так же в конце месяца бухгалтер по всем направлениям деятельности составляет расчеты реализованной торговой надбавки, издержек на реализованный товар и НДС на реализованный товар. Эти суммы обобщаются в мемориальном ордере «Расчеты реализованного наложения и издержек обращения на остаток товаров». Товарные отчеты вместе с приложенными к ним документами и расчётами подшиваются в книги. Второй экземпляр товарного отчета остается у материально ответственного лица. Бухгалтерией в конце месяца, кроме того, составляется справка по оптовому товарообороту, которая также подшивается в книгу вместе с товарными отчетами.
В целях обеспечения контроля наличия и движения товаров, а также для предотвращения фактов злоупотребления со стороны материально ответственных лиц организует количественно-суммовой учет товарно-материальных ценностей в местах хранения.[электронный источник].
Документальное оформление реализации товаров самовывозом.
Представитель покупателя принимает товары непосредственно со склада оптовой организации. На отобранные товары в установленном порядке оператор ЭВМ выписывает товарно-транспортную накладную. Представитель покупателя предъявляет удостоверение личности (паспорт) и передает заведующему складом доверенность на получение товарно-материальных ценностей. Однако зачастую отгрузка производится по доверенностям, в которых не указывается перечень товаров, подлежащих получению, что является нарушением инструктивных документов, регламентирующих порядок заполнения доверенностей.[электронный источник].
Приемку товаров представитель покупателя производит по количеству и качеству, о чем расписывается во всех экземплярах товарных документов.
На основании товарно-транспортных накладных бухгалтерия выписывает платежное требование и вместе товарными документами направляет их покупателю.[электронный источник].
Документальное оформление реализации товаров, принятых на комиссию. При реализации комиссионером товаров, переданных ему комитентами, продажа осуществляется по утвержденным отпускным ценам предприятий-изготовителей без права взимания оптовой надбавки. За исполнение поручения комитент выплачивает комиссионеру комиссионное вознаграждение, определенное в договоре.
По исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет (акт выполненных работ) и передать ему все полученное по договору комиссии, то есть отчет комиссионера является первичным документом, подтверждающим факт исполнения комиссионером поручения по договору комиссии.
В конце месяца данные о реализации товаров, принятых на комиссию, систематизируются в мемориальном ордере «Разработочная ведомость по актам комиссионного вознаграждения». Суммы, полученные в качестве комиссионного вознаграждения, отражаются в Главной книге.
Документальное оформление реализации товаров в розничной торговле.
Продажа товаров за наличный расчет производится с использованием кассовых суммирующих аппаратов. При закрытии магазина заведующий магазином в присутствии кассира снимает показания денежных суммирующих счетчиков (получает распечатку), которые записываются в книгу кассира-операциониста. Контрольная лента позволяет увидеть сумму выручки за день, которую также записывают в эту книгу. [электронный источник].
Выручка ежедневно сдается в главную кассу, и она показывается в приходной части отчета кассира главной кассы на основании приходных кассовых ордеров. Сумма реализованных товаров отражается в расходной части товарно-денежного отчета на основании квитанций к приходным кассовым ордерам. Эти суммы должны быть тождественны. Сдача выручки из главной кассы в банк оформляется расходным кассовым ордером.
Серьезным нарушением требований нормативных документов является тот факт, что приходные кассовые ордера не подписываются главным бухгалтером, а расходные, кроме того, не подписываются директором.
Товарно-денежный отчет по розничной торговле сдается в бухгалтерию раз в неделю. По истечении отчетного месяца, как и в опте, составляется журнал проводок, и все данные обобщаются в мемориальных ордерах «Товары и тара в предприятиях розничной торговли».
Так как оперативных данных о реализации товаров в рознице, как по оптовой торговле, получить нельзя, и они зачастую заносятся в компьютерную программу с запозданием, то и исключается возможность принятия оперативных управленческих решений, построенных на достоверной и качественной информации об объемах розничной реализации.
Корреспонденция счетов по учету товаров [458 стр. №6.3].
№
П/П
Название операции
По плану счетов
Дебет
Кредит
1
2
3
4
1.
В оптовой торговле при предварительной оплате поставщику товаров
Перечислена предварительная оплата поставщику за товар
371
311
2.
Отражена сумма налогового кредита по НДС
641
644
3.
Получена налоговая накладная от поставщика и оприходованы товары (в счет перечисленной предоплаты)
644
281
631
631
1.
Реализация товаров без предварительной оплаты (по отгрузке)
Отгружены в реализацию товары по продажным ценам
361
702
2.
Списана себестоимость реализованных товаров (покупная стоимость)
902
281
3.
Списываются полученные доходы от реализации товаров на финансовые результаты
702
791
1.
В розничной торговле
Переданы товары со склада в розницу
282
281
2.
Установлена и отражена сумма торговой наценки
282
285
3.
Реализованы товары по продажным ценам
301
702
4.
Списана себестоимость реализованных товаров
902
791
282
902
5.
Расчетным путем методом «сторно» списывается сумма торговой наценки, приходящаяся на реализованные товары
282
285
6.
Начислен НДС (налоговые обязательства)
702
641
7.
Доходы, полученные от реализации товаров, списываются на финансовые результаты
702
791
2
.
Организация финансового учета реализации товаров в торговле Кооперативного оптово-розничного торгового предприятия
Во исполнение требований Закона Украины от 16.07.1999 г. № 996-ХIV«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» с изменениями и дополнениями, национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета с целью составления достоверной финансовой отчетности был издан приказ № 127 от 01 декабря 2004 г., согласно которого: (приложение Б)
Учет приобретения товаров и материальных запасов на складе осуществлять по стоимости приобретения без наценки.
Отпуск товаров со склада осуществляется по ценам продажи, доход определяется как разница: кредит счета 702 «Доход от реализации товаров» за минусом НДС и дебет счета 902 «Себестоимость реализованных товаров».
Списываются с баланса запасы, не приносящих экономическую выгоду.
Отпуск товара со склада осуществлять только с разрешения генерального директора или заместителя генерального директора по коммерческим вопросам. Предоставить право утверждения товарно-денежных отчетов склада и подписи первичных документов заместителю генерального директора по коммерческим вопросам.
Договора на закупку товарно-материальных ценностей, предоставление услуг, после тщательного изучения визируются юристом, главным бухгалтером, на закупку товаров заместителем генерального директора по коммерческим вопросам и подписываются только генеральным директором.
Затем был издан приказ № 35 от 01 марта 2005 г. «О внесении изменений и дополнений в приказ «Об учетной политике» №127 от 01.12.2004г. касательно ведения бухгалтерского учета и порядка отпуска товаров со складов КОРТП.(приложение В)
2.1 Техника экономическая политика предприятия, анализ его основных показателей. Структура управления предприятием
Предприятие является юридическим лицом, имеет право от своего имени заключать договора, контракты и осуществлять другие юридические действия, приобретать имущественные и не имущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в судебных органах. Для осуществления своей деятельности Предприятие имеет право создавать филиалы, представительства. Другие обособленные подразделения, без создания юридических лиц и утверждает Положения о них. Прибыль Предприятия образуется из поступлений от хозяйственно-финансовой деятельности после покрытия валовых затрат. Порядок использования и распределения прибыли определяется правлением Крымпотребсоюза согласно действующего законодательства и постановлений съездов. Собраний Советов и правлений Укоопсоюза, Крымпотребсоюза. Оплата труда работников Предприятия производится в соответствии с постановлениями съездов, конференций, собраний Советов, правления Крымпотребсоюза и Положения об оплате труда. Владение и распоряжение имуществом, переданным в пользование Предприятия, денежными средствами, в том числе валютным, осуществляет правление Крымпотребсоюзом, в лице его правления. Правление Крымпотребсоюза не несет ответственности по обязательствам Предприятия. Все споры и разногласия между Предприятием и предприятиями, организациями потребительской кооперации, другими юридическими, физическими лицами разрешаются путем переговоров. В случае если споры и разногласия невозможно разрешить путем переговоров, они подлежат решению в соответствии с действующим законодательством. Предприятие ведет чует военнообязанных и призывников, проводит в полном объеме мероприятия по гражданской обороне.(приложение А)
Для проведения анализа деятельности предприятия берм показатели за 2007 год.
Про анализировав выполнения розничного товарооборота за 12 месяцев 2007 г. (балансовые) по структурным подразделениям и сравнив их с предыдущим 2006 годом (приложение Г), можно сделать вывод, что все отработали с улучшенными результатами, кроме Симферопольской оптовой базы, на ней показатели ухудшились, и рекомендуется провести ряд мероприятий по их улучшению.
Проведя анализ товарооборачиваемости за 12 месяцев 2007 г. по КОРТП (приложение Д) в сравнении с 2006 г. (по группам товаров вал, розница, опт), показатели колеблются, но в общем можно сделать вывод, что показатели выросли и это говорит о том, что товары пользуются спросом, и благополучно отразится на финансовом состоянии Предприятия в общем.
Был проведен расчет товарооборачиваемости по магазинам и по складам за 12 месяцев 2007 г. тыс. грн. (балансовые), так же в сравнение был взят 2006 г. Из которого видно, что отстают Симферопольская зона и Маркеты. По итогам в рознице показатели равны, а по опту улучшились.(приложение Е).По Магазинам в которых снизились показатели по сравнению с 2006 годом, необходимо выяснить причины и возможно применить дисциплинарные меры.
Выполнения прогноза по розничному и оптовому товарообороту за 12 месяцев 2007 г. можно увидеть в (приложение Ж).
Результаты работы в общем КОРТП за 2007 г. с наличием собственных оборотных средств можно увидеть в (приложение З). Здесь же проведен сравнительный анализ по труду по КОРТП за 2007г. и товарооборот и реализованное наложение по КОРТП.
Показатели по конкретным хозяйственным операциям показаны на таб.2.
Таблица 2
Наименование хозяйственных операций
Дебет
Кредит
Сумма в грн.
1.Со склада было отпущено Магазину № 119 г. Джанкой с. Ближнегородское
282
281
550
2.Поставщику ООО «ТЕХНО +» перечислено за товары
631
311
1500,00
3.Был начислен НДС
641
631
300,00
4. Оприходованы товары с НДС
281
631
1800,00
5.Отгружены в реализацию товары по продажным ценам
361
702
4000
6.Списана себестоимость реализованных товаров (покупная стоимость)
902
281
2000
7.Поступили денежные средства за реализованные товары
311
361
20000
8.Доходы, полученные от реализации товаров, списываются на финансовые результаты
702
791
22550
Структура управления предприятием
Высшим органом управления Предприятием является правление Крымпотребсоюз, правомочное рассматривать и решать любые вопросы его деятельности. Руководство Предприятием осуществляет Генеральный директор, который назначается на должность правлением Крымпотребсоюза на условиях контракта, где определяются сроки найма, обязанности и ответственность перед правлением, права, условия материального обеспечения и освобождения от должности. По согласованию с правлением Крымпотребсоюза. Генеральный директор КОРТП, имеет право самостоятельно назначать и освобождать от занимаемой должности своих заместителей и главного бухгалтера. А также руководителей и главных бухгалтеров структурных подразделений. Схема изображена на рис.2.
Рис. 2. Схема управления предприятием
продолжение
–PAGE_BREAK–