–PAGE_BREAK–1.3 Значение и необходимость автоматизации у чета товаров в торговле.
Автоматизация учета товаров на предприятиях ведущих розничную торговлю очень удобна. Автоматизация предоставляет организациям следующие возможности:
1. оформление поступления ТМЦ непосредственно на оптовый склад компании, с возможностью автоматического расчета отпускных цен, исходя из цен поступления и заданной торговой наценки;
2. возможность применения метода реализованных торговых наложений при отражении операций розничной торговли в бухгалтерском учете;
3. реализована схема работы с возможностью формирования проводок и записей книги продаж непосредственно в момент оформления приема выручки из кассы. После проведения инвентаризации будут сторнированы все проводки, которые были оформлены ранее по документу приема выручки и сформированы новые проводки с распределением остатков ТМЦ, ставок НДС и НП в соответствии с результатами инвентаризации на оптовом складе. Если были сформированы записи книги продаж, то они будут изменены и в книге продаж появятся новые записи в соответствии с проведенной инвентаризацией. [11,81]
4. учет услуг, оказываемых в розницу;
5. возможность оформления документов «Реализация розница», Чек ККМ” и «Отчет ККМ» с оптового склада. При проведении документов автоматически формируются проводки по передаче товара из опта в розницу.
6. списание и оприходование ТМЦ по результатам проведения
инвентаризации на розничном складе;
7. более четкое разделение учета оптовых и розничных операций в целях анализа торговой деятельности;
Существует обмен с «Клиентом банка», который позволит осуществить выгрузку платежных поручений и загрузку строк выписки банка.[5,89]
Кроме того, есть документы и отчеты:
1. для повышения удобства работы с подотчетными лицами предприятия добавлен документ «Авансовый отчет». В документ автоматически включаются все первичные документы с участием подотчетного лица, оформленные с момента занесения в информационную базу предыдущего авансового отчета;
2. для отмены ошибочно проведенных документов без нарушения границы последовательности документов добавлен документ «Сторнирование».
Указанный документ сторнирует (проводит с обратным знаком) все движения документа, на основании которого он выписан;
3. для корректировки налога с продаж в момент оплаты отпущенных номенклатурных позиций введен специальный документ «Корректировка отгрузки»;
4. для получения детальной информации о покупке и продаже товаров, включающей цены, НДС, скидки при продаже, полученный «профит» (разницу между закупочной и продажной стоимостью), добавлен «Отчет по продажам»;
5. для получения сводной информации о движении и оплате товаров по покупателям и поставщикам предусмотрен «Отчет по клиентам»;
6. для получения сгруппированной по проектам информации о заявках покупателей, заказах поставщикам, поступлении и отпуске ТМЦ добавлен «Отчет по проектам».
2. Анализ системы бухгалтерского учета движения товаров в розничном предприятии ООО «МегаПлюс»
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика объекта исследования.
Предприятие ООО «МегаПлюс» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие имеет счета в банках и предполагает действия на основании законодательства Российской Федерации, Устава и Учредительного договора.
Основной целью создания и деятельности Предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли для удовлетворения социальных и материальных потребностей Предприятия, удовлетворения общественных потребностей в его продукции, работах, услугах.
Фирма работает на рынке уже более трех лет. За этот период времени фирма зарекомендовала себя как надежный деловой партнер. Компания динамично развивается в условиях рыночной конкуренции, проводя разумную ценовую политику, в результате этого идет постоянное увеличение розничных объемов продаж.
Целью создания данного предприятия является более полное насыщение рынка промышленными товарами и для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц, а также создание дополнительных рабочих мест и получение дополнительной прибыли.
Предметом деятельности предприятия является:
§ организация и проведение розничной торговли промышленными товарами;
§ осуществление оптовых закупок промышленных товаров у отечественных и иностранных производителей;
§ коммерческая деятельность по продвижению товаров на рынки РФ, инновационная деятельность;
§ торгово-посредническая и рекламная деятельность;
§ осуществление комплекса мер по хранению и контролю качества реализуемых товаров.
ООО «МегаПлюс» обязано:
§ выполнять обязательства, вытекающие из законодательства Российской Федерации и заключенных им договоров;
§ заключать трудовые договоры;
§ полностью рассчитываться с работниками предприятия по заработной плате и социальным пособиям; осуществлять все виды обязательного страхования;
§ своевременно предоставлять декларацию о доходах;
§ уплачивать налоги в соответствии с налоговым законодательством.
1. Понятие и оценка товаров
1.1 Понятие товара
Товары — часть материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для продажи.
Товары — материальные ценности, которые приобретены и сохраняются на предприятии с целью дальнейшей продажи. Товарами могут быть продукты как физического, так и умственного труда, услуг, сама способность к труду — все, что имеет потребительскую и продажную стоимость и может обмениваться на другой товар (деньги) собственником.
Товары относятся к запасам и являются оборотными активами предприятия. Для того, чтоб приобретенный товар был определен активом, должны быть соблюдены такие требования:
— Во-первых, использование таких товаров в будущем должно принести определенные экономические выгоды;
— Во-вторых, стоимость таких товаров должна быть достоверно определена.
Другими словами, товар является активом, если есть вероятность того, что он будет в будущем реализован.
Методической и теоретической основой для написания курсовой работы послужили: Федеральный Закон о бухгалтерском учете в РФ; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; Постановления Правительства РФ и инструктивные материалы по изучаемым вопросам.
Порядок учета, хранения и отпуска товаров указан в «Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 №1-794/32-5).
1.2 Порядок оценки товаров
Порядок оценки товаров определен ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».
В соответствии с данными ПБУ товары принимаются на учет по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью товаров, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение (с учетом суммовых разниц), за исключением НДС и иных возмещаемых налогов; полученных по договору дарения или безвозмездно — их рыночная стоимость; полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами — стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.
При отпуске товаров в продажу или ином выбытии (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) их оценка производится одним из следующих способов: по себестоимости единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения товаров (способ ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретения товаров (способ ЛИФО).
Оценка товарных запасов по методу ФИФО основана на допущении реализации их в той же последовательности, в какой они закупаются торговой организацией, т.е. товары, которые первыми поступают в продажу, должны быть оценены по цене первых по времени закупок. При этом товарные запасы на конец отчетного периода оцениваются по цене последних закупок.
При использовании метода ЛИФО реализованные товары оцениваются по цене последних по времени закупок, а стоимость товарных запасов на конец месяца определяется исходя из цен наиболее ранних закупок. Этот метод позволяет более точно определить себестоимость реализованных товаров, но вместе с тем искажает себестоимость товарных запасов на конец периода [14].
2. Учет движения товаров
2.1 Правила приемки товаров
Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплектности.
Все товарные операции делятся на два вида: поступление товаров в организацию торговли и их выбытие. В организации торговли товары поступают главным образом от поставщиков и оформляются товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, коносаментом или счетом-фактурой).
В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпущенного товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшим и принявшим товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя.
Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.
При доставке товаров железнодорожным транспортом в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная. К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то оформляется «Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере» или выписывается счет — фактура.
Счет-фактура является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщиками.
Если товары получает материально-ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара. Порядок оформления и получения по ним товаров установлен «Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», утвержденной Постановлением Государственного Комитета статистики РФ от 30.10.97 г. №71а.
Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам.
Приемка товаров по количеству в организациях торговли предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах.
Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально ответственным лицом предприятия торговли по доверенности. Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.
Если количество и качество поступившего товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество и качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонении по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, составляется акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица организации торговли, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).
При закупке товара или его приемке руководителям предприятий торговли необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.
Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата поставщику могут быть различными и оговариваются в договоре поставки.
Первичные документы по приходу товаров должны быть пронумерованы и подшиты в журнал поступления товаров, который должен содержать название приходного документа, его дату и номер, краткую характеристику документа, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах.
Полученные счета — фактуры регистрируются в установленном порядке в книге покупок.
Реализация регистрируется в книге продаж.
2.2 Учет товаров в местах хранения
Как сказано выше материально ответственные лица ведут складской учет товаров независимо от способа хранения в натуральном выражении по наименованиям, сортам, количеству и цене товара на основании приходных и расходных товарных документов. При сортовом способе хранения на каждое наименование товара открываются карточки количественного учета или несколько страниц в товарной книге. Карточки хранятся на складах в картотеке по группам товаров, а внутри групп — по наименованиям в алфавитном порядке или по номенклатурным номерам в порядке возрастания. В адресной части карточки указываются наименование организации и название товара, артикул, сорт, цена и другие отличительные признаки товара. В предметной части отражаются остаток, приход, расход, наименование поставщика, покупателя, номер, дата документов, на основании которых сделаны записи. После каждой записи или в конце рабочего дня исчисляется остаток товаров на конец дня.
При партионном способе хранения на каждую партию поступивших товаров материально ответственное лицо выписывает партионную карточку в двух экземплярах: один — остается на складе, другой — передается в бухгалтерию. Партионная карточка должна содержать данные о приходе и расходе товаров, их наименовании, количестве (массе) и т.д. Одновременно с выпиской партионной карточки на каждую партию выписывается общий упаковочный товарный ярлык (марка). В нем указываются номер партии, наименование группы товаров, поставщика, документа, количество мест. Партионная карточка регистрируется в журнале регистрации. Порядковый номер ее регистрации в журнале является номером данной партии товаров.
Отпуск товаров отражается также в партионной карточке [15].
2.3 Учет товаров в бухгалтерии
Для обобщения информации о наличии и движении товаров используют синтетический счет 41 «Товары».
В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, счет 41 «Товары» применяют для учета материалов, изделий, продуктов, приобретенных специально для продажи, или когда стоимость готовых изделий, приобретенных для комплектации, не включается в себестоимость проданной продукции, а возмещается покупателем отдельно.
Приобретенные товары и тара принимаются на учет по счету 41 «Товары» по стоимости их приобретения. Принятые на учет товары отражают по дебету счета 41 и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и других счетов.
Поступление товаров можно отражать с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в порядке, аналогичном для учета соответствующих операций с материалами [16].
Учет товаров на складах оптовой организации ведется на счете «Товары», субсчет 1 «Товары на складах», по материально ответственным лицам в суммовом и количественно-суммовом выражении по номенклатуре товаров.
Для суммового учета могут применяться такие регистры бухгалтерского учета, как: журнал-ордер по счету «Товары» с дебетовой ведомостью к нему; машинограммы и другие, которые ведутся по каждому материально ответственному лицу.
Сводные регистры бухгалтерского учета по счету «Товары» составляются на основании учетных регистров, открытых по каждому материально ответственному лицу.
Порядок ведения количественно-стоимостного учета товаров зависит от способа их хранения на складах оптовых организаций. При сортовом способе хранения для аналитического учета товаров в бухгалтерии применяется карточка количественно-стоимостного учета (ф. №ТОРГ-28), которая ведется отдельно на каждое наименование и сорт товара. Однородные товары, имеющие одинаковую продажную цену, могут учитываться объединено на одной карточке.
Записи в карточке производятся в количественном и стоимостном выражении на основании проверенных приходных и расходных документов. По окончании месяца и на дату проведения инвентаризации определяются итоги по приходу, расходу и рассчитывается остаток товаров по каждой карточке, а также сверяются данные бухгалтерского и складского учета товаров по количеству.
В целях сокращения объема учетных работ оптовые организации могут применять сальдовый способ учета товаров. Сущность данного учета состоит в том, что бухгалтерия не ведет карточек количественно-стоимостного учета и, следовательно, учета остатков и движения каждого товара, т.е. не дублирует записи складского учета. Складской учет становится частью бухгалтерского учета, поскольку бухгалтер периодически проверяет правильность записей в карточках складского учета, которые ведут материально ответственные лица, с данными приходно-расходными документами, представленными в бухгалтерию при товарном отчете или реестре.
Взаимосвязь между учетными записями, ведущимися на складе и в бухгалтерии, осуществляется путем составления сальдовой ведомости. продолжение
–PAGE_BREAK–
При партионном способе хранения товаров аналитический учет товаров в бухгалтерии ведется на партионных картах, передаваемых в бухгалтерию материально ответственными лицами. Учет товаров производится по партиям в таком же порядке, как и в местах хранения, т.е. на каждую партию открывается отдельная карта. На первое число месяца, а также на дату инвентаризации бухгалтер составляет оборотную ведомость. Суммовые итоги этой ведомости сверяют с оборотами и сальдо синтетического счета «Товары», субсчет 1 «Товары на складах», а натуральные показатели — с данными складского учета материально ответственных лиц [15].
Счет 41 «Товары» — активный, имеет дебетовое сальдо, которое показывает покупную или продажную стоимость товаров, оставшихся в собственности организации на конец отчетного периода. По дебету этого счета отражают приобретение товаров, по кредиту — списание по соответствующей стоимости.
Согласно п. 13 ПБУ 5/01 организации, осуществляющие торговую деятельность, могут выбрать следующие варианты учета расходов по доставке и заготовке товаров: либо они списывают их на издержки обращения, либо включают в покупную стоимость товаров при оприходовании.
Порядок учета продажи товаров зависит от момента признания выручки от продажи товаров.
При признании выручки от продажи товаров проданные товары списывают в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счета «Товары».
Если выручка от продажи отпущенных (отгруженных) товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания выручки отпущенные товары учитывают на счете 45 «Товары отгруженные» (дебетуется счет 45 и кредитуется счет 41). В момент признания выручки от продажи товаров их стоимость списывают с кредита счета 45 в дебет счета 90 «Продажи» [16].
В настоящее время торговые организации могут вести учет товаров по покупным (при оптовой торговле) и по продажным ценам (в розничной торговле и общественном питании). Поэтому организация учета товаров на фирмах розничной и оптовой торговли несколько различается.
Коммерческие организации оптовой торговли в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета результат от реализации товаров отражают на счете 90 «Продажи» как результат между продажной и покупной ценами товара и расходами на продажу.
Организации розничной торговли, кроме счета 41, используют счет 42 «Торговая наценка» для доведения покупной цены товаров до продажной.
К счету 41 «Товары» могут быть открыты субсчета:
41-1 «Товары на складах» — для учета наличия и движения товарных запасов, находящихся на оптовых базах и складах;
41-2 «Товары в розничной торговле» — для учета наличия и движения товаров, находящихся в организациях розничной торговли (в магазинах, палатках, ларьках, киосках), а также для учета наличия и движения стеклянной посуды (бутылок, банок);
41-3 «Тара под товаром и порожняя» — для учета наличия и движения тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды в организациях розничной торговли);
41-4 «Покупные изделия» — для учета товаров на промышленных и других производственных предприятиях.
Нормативными документами предусмотрено также использование счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Поступление товаров подтверждается такими документами, как товарно-транспортные, железнодорожные накладные и квитанции, авианакладные, коносаменты. Кроме этих документов покупатель должен иметь счета-фактуры поставщика для подтверждения суммы НДС, принимаемой к зачету перед бюджетом. Списание товаров подтверждается отгрузочными документами, товарными отчетами и др.
Аналитический учет по счету 41 «Товары» ведется по материально ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров [17].
Счет 41 «Товары» корреспондирует со следующими счетами Плана:
по дебету
· 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
· 41 «Товары»
· 42 «Торговая наценка»
· 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
· 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
· 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»
· 68 «Расчеты по налогам и сборам»
· 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
· 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
· 75 «Расчеты с учредителями»
· 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
· 79 «Внутрихозяйственные расчеты»
· 80 «Уставный капитал»
· 86 «Целевое финансирование»
· 91 «Прочие доходы и расходы»
по кредиту
· 10 «Материалы»
· 41 «Товары»
· 20 «Основное производство»
· 44 «Расходы на продажу»
· 45 «Товары отгруженные»
· 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
· 79 «Внутрихозяйственные расчеты»
· 80 «Уставный капитал»
· 90 «Продажи»
· 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
· 97 «Расходы будущих периодов»
· 99 «Прибыли и убытки»
Пример отражения операций на счете 41 «Товары» приведен в таблице 1.
Таблица 1
С кредита счетов
Дебет
Кредит
В дебет счетов
60
Оприходование товаров на дату перехода прав собственности по покупной стоимости
Списаны товары, отгруженные покупателям, на которые не перешло право собственности
45
42
Начислена торговая наценка на оприходованные товары
Списаны товары реализованные, на которые перешло право собственности
90-2
98-2
Оприходованы товары, поступившие безвозмездно
Списаны товары, переданные в счет вклада в уставный капитал безвозмездно другим организациям
91-2
75-1
Оприходованы товары, поступившие в счет вклада в уставный капитал
Списаны товары, израсходованные на собственные нужды
44
79
Оприходованы товары от филиалов и обособленных подразделений
Списаны недостачи товаров по результатам инвентаризации
94
91-1
Оприходованы излишки товаров при инвентаризации
Счет 42 «Торговая наценка» предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары в организациях розничной торговли, ведущих учет по продажным ценам. На этом счете учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками организациям розничной торговли на возможные потери товара, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов.
Организации розничной торговли, ведущие учет товаров по продажным ценам, приходуют поступившие от поставщиков товары обычной бухгалтерской записью по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками по покупным ценам. Для доведения покупной стоимости оприходованных товаров до стоимости по продажным ценам определяют разницу между стоимостью приобретения товаров и их стоимостью по продажным ценам и на эту разницу дебетуют счет 41 и кредитуют счет 42 «Торговая наценка».
По мере продажи товаров или их выбытия по другим причинам сумма торговой наценки списывается с кредита счета 42 в дебет счета 90 «Продажи» или 45 «Товары отгруженные» (при продаже товаров), 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (при порче и недостаче), 41 «Товары» (при естественной убыли) способ «красное сторно» [16].
На наш взгляд товары можно учитывать несколькими способами:
— по покупным ценам:
· непосредственно на счете 41;
· по учетным ценам (с использованием счета 15);
— по продажным ценам (с использованием счета 42).
По покупным ценам товары учитывают фирмы оптовой торговли. Фирмы, продающие товары в розницу, могут учитывать как по покупным, так и продажным ценам.
Если количество и качество поступивших товаров совпадают с данными, указанными в товарораспорядительных документах поставщика, комиссия составляет акт о приемке товаров (форма №ТОРГ-1). Если нет — акт о приемке товаров и акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма №ТОРГ-2).
Эти формы утверждены постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций».
Еще один пример отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с учетом товаров представлено в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п
Содержание операции
Дебет
Кредит
1.
Товары переданы со склада в розничную торговлю
41-2
41-1
2.
Оформлен возврат товаров на склад из розничной торговли
41-1
41-2
3.
Учтена торговая наценка при оприходовании товаров
41
42
4.
Оприходованы приобретенные товары (если учет приобретения ведется без использования счета 15)
41
60
5.
Отражено приобретение товаров за счет краткосрочных кредитов или займов
41
66
6.
Отражено приобретение товаров за счет долгосрочных кредитов или займов
41
67
7.
На стоимость товаров отнесены суммы невозмещаемых налогов
41
68
8.
Оприходованы товары, приобретенные за наличный расчет
41
71
9.
Проведена дооценка товаров
41
91
10.
Товары переведены в категорию материалов для дальнейшего использования в качестве сырья или материалов
10
41
11.
Списана стоимость товаров, использованных при реализации продукции и иных аналогичных расходах (например, бесплатная раздача в рекламных целях, использование товаров при осуществлении представительских расходов и т.п.)
44
41
12.
Списаны товары на реализацию при осуществлении торговли на условиях договора комиссии
45
41
13.
Товары списаны на реализацию
90
41
14.
Выявлена недостача товаров
94
41
15.
Списаны товары, использованные при осуществлении расходов будущих периодов
97
41
16.
Списаны товары, утраченные в результате чрезвычайных обстоятельств
99
41
17.
Списаны товары, использованные при ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств
99
41
2.4 Учет товаров по покупным ценам
Товары, купленные для перепродажи, мы должны учесть по покупной стоимости. Покупная стоимость складывается из цены поставщика (без НДС) и акциза (по подакцизным товарам). Если фирма не является плательщиком НДС, то в покупную стоимость включают и НДС, уплаченный поставщику.
В бухгалтерском учете в покупную стоимость импортных товаров включают контрактную цену (в том числе расходы по доставке товара до границы), таможенные пошлины, сборы за таможенное оформление, другие обязательные таможенные платежи.
Суммы, причитающиеся поставщику товаров, отражаем по дебету счета 41 «Товары»:
Дебет 41 Кредит 60 — отражены суммы, уплаченные поставщику товаров;
Дебет 19 Кредит 60 — учтен НДС по затратам, непосредственно связанным с приобретением товаров (на основании счета-фактуры поставщика);
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 — произведен налоговый вычет.
После оплаты товаров сделаем запись:
Дебет 60 Кредит 51 (50…) — оплачены товары.
В налоговом учете суммы таможенных пошлин отражают в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ). Следовательно, на стоимость товаров они не влияют. Однако фирма может сформировать стоимость товаров с учетом таких расходов (ст. 320 НК РФ). Об этом следует написать в налоговой учетной политике.
Расходы, связанные с приобретением, хранением и продажей товаров, учитывают на счете 44 «Расходы на продажу». К таким затратам, в частности, относят:
· расходы по подработке, подсортировке, доработке, улучшению технических характеристик товаров и по приведению их в товарный вид;
· расходы, связанные с продажей товаров, включая расходы на рекламу;
· транспортно-заготовительные расходы.
Если договор поставки содержит условие, что в цену товаров включаются транспортные расходы, то их учитывают в покупной стоимости товаров.
Условие о том, что транспортные расходы включаются в покупную стоимость товаров, мы можем отразить в учетной политике.
Организация может получить для покупки товаров заем. В настоящее время предусмотрено два способа отражения в бухгалтерском учете процентов по заемным средствам, уплаченным до даты оприходования товаров:
· проценты включаются в фактическую себестоимость товаров (то есть учитываются на счете 41 «Товары»);
· проценты учитываются в составе операционных расходов (то сеть по дебету субсчета 91-2 «прочие расходы»).
2.5 Учет товаров по продажным ценам
Организации розничной торговли, которые ведут учет товаров по продажным ценам, должны использовать счет 42 «Торговая наценка».
Установленную сумму торговой наценки нужно отразить по кредиту счета 42:
Дебет 41 Кредит 42 — отражена сумма торговой наценки на поступившие товары.
продолжение
–PAGE_BREAK–
В торговую наценку включается доход торговой организации и налог на добавленную стоимость (если фирма является плательщиком НДС).
Сумму торговой наценки по выбывшим товарам мы должны списать.
Товары, которые организация использует на собственные нужды (например, израсходованные при проведении рекламной компании, для ремонта помещения и т.д.), мы должны списать на счет 44 «Расходы на продажу» по продажным ценам.
Делаем в учете проводку:
Дебет 44 Кредит 42 — списана сумма торговой наценки по товарам, использованным для собственных нужд.
Если товары выбыли в результате недостачи или порчи, их стоимость мы должны списать на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по продажным ценам.
Торговую наценку по таким товарам спишем проводкой:
Дебет 94 Кредит 42 — списана сумма торговой наценки по товарам, выбывшим в результате недостачи или порчи.
2.6 Особенности учета товаров, приобретаемых за иностранную валюту
Торгующие организации, приобретающие товары с правом торговли за инвалюту и российские рубли, обязаны учитывать их в двух оценках (по валютной цене и в рублях).
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов денежные средства в иностранных валютах и операции с ними учитываются на счетах денежных средств в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу, действующему на дату выписки денежно-расчетных документов. Одновременно эти средства отражаются в валюте расчетов и платежей. Курсовые разницы по операциям с иностранной валютой, в том числе от переоценки остатков денежных средств на дату составления бухгалтерского баланса, относятся на счет 91 «Прочие доходы и расходы» [14].
Правила отражения в бухгалтерском учете отчетности операций с имуществом и обязательствами, стоимость которых выражена в иностранной валюте, установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006, утвержденным Приказом Минфина РФ от 27.11.2006 г. №154н.
Центральный банк РФ приказом от 24 сентября 1997 г. №503 «О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги)» утвердил «Положение о прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги)».
2.7 Составление товарного отчета
Одним из признаков учета товаров в организациях торговли является составление материально ответственными лицами отчетности о наличии и движении товаров. Материально-ответственное лицо на основе фактического получения товаров и их реализации составляет товарный отчет.
В приходной части товарного отчета каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дата документа, сумма поступивших товаров) записывается отдельно и подсчитывается общая сумма оприходованных товаров за данный отчетный период, а также итог прихода с остатком на начало периода. В расходной части товарного отчета также отдельно записывают каждый расходный документ (направление выбытия товаров, номер и дата документа, сумма выбывших товаров). После этого определяют остаток товаров на конец отчетного периода. Внутри каждого вида прихода и расхода документы располагаются в хронологическом порядке. Общее число документов, на основании которых составлен товарный отчет, указывают прописью в конце отчета. Товарный отчет подписывает материально-ответственное лицо. Товарный отчет составляют под копирку в двух экземплярах. Первый экземпляр скрепляют с документами, которые располагают в порядке последовательности записей и отдают в бухгалтерию. Бухгалтер в присутствии материально-ответственного лица проверяет товарный отчет и расписывается в обоих экземплярах о приемке отчета и указывает дату. Первый экземпляр отчета вместе с документами, на основании которых он был составлен, остается в бухгалтерии, а второй передается материально-ответственному лицу. После этого каждый документ проверяют с точки зрения законности совершенных операций правильности цен, таксировки и подсчета.
В течение месяца сведения из товарных отчетов группируются в накопительную ведомость. Данные этой ведомости сверяются с соответствующими регистрами по счетам 50 «Касса», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. [14].
Товарный отчет и сопроводительные документы в двух экземплярах мы передаем в бухгалтерию. Бухгалтер проверяет товарный отчет и напротив каждой суммы проставляет бухгалтерские проводки. Эти проводки затем разносятся, как было сказано выше, в ведомости и журналы-ордера. При компьютерном способе учета проводки заносятся в баланс по мере обработки первичных документов.
В начале каждого месяца бухгалтер торговой организации и материально-ответственное лицо сверяются по товарным остаткам. Для этого мы выводим товарный остаток в суммовом выражении на последнюю дату отчетного месяца и сверяем его с данными последнего товарного отчета. Остаток по товарному отчету в суммовом выражении должен совпадать с остатком по счету 41 «Товары». Дебетовый оборот счета должен быть равен сумме поступившего товара за период по данным приходной части товарного отчета, а кредитового оборота — сумме расходной части.
К товарным отчетам мы прилагаем по порядковым номерам документы и прошиваем их. Срок хранения товарных отчетов — 5 лет. Ответственность за сохранность документов возлагается на главного бухгалтера организации. Отчеты материально-ответственных лиц и приложенные к ним документы служат основанием для отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению и выбытию товаров.
2.8 Учет возврата товаров от покупателей
Законом покупателю предоставлено право обменять купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона или комплектации (ГК РФ, ст. 502).
Предприятия розничной торговли обязаны соблюдать права покупателя, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей» и Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55.
Требование покупателя об обмене или возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены общий вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца, за исключением товаров, не подлежащих обмену или возврату в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с разделом IV Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.1993 №104 возврат денежной суммы производится из операционной кассы магазина по чеку ККМ, выданному в данной кассе. При этом на чеке должна быть подпись руководителя организации (или его заместителя).
На сумму возврата денежных средств оформляется акт по форме КМ-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 №132. Данный акт составляется в одном экземпляре комиссией в составе заведующего товарным отделом (секцией), старшего кассира и кассира-операциониста. Принятые от покупателя и погашенные кассовые чеки наклеивают на лист бумаги и вместе с вышеуказанным актом сдают в бухгалтерию при кассовом отчете.
Денежные суммы, выплаченные по возвращенным покупателям кассовым чекам, отражаются в графе 16 Книги кассира-операциониста. На итог этой графы уменьшается сумма выручки, полученной торговой организацией за данный день.
В случае предъявления покупателем кассового чека, содержащего несколько наименований товара, торговая организация может выдать покупателю взамен копию чека, заверенную администрацией организации.
Логичнее возврат денег покупателю отражать по отдельной секции, тем самым организовав аналитический учет с помощью кассового аппарата так, чтобы всегда можно было правильно заполнить Книгу продаж.
Если деньги за товар возвращаются не в день покупки, а также если кассовый чек покупателем утерян, то следует руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 №40. В этом случае возврат денег осуществляется только из главной кассы по расходному кассовому ордеру (форма №КО-2) на основании письменного заявления покупателя при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Такой же порядок предусмотрен и Методическими рекомендациями [19].
Если возвращенный товар потерял свои потребительские свойства и подлежит уценке, то это делается в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (пункт 62) с отражением в учете согласно Плану счетов (Инструкции по применению Плана счетов).
Возвращенный товар приходуется по продажной стоимости.
2.9 Особенности учета продажи товаров в оптовой торговле
Реализация товаров в оптовой торговле регулируется договорами: купли-продажи, поставки, мены, комиссии, перевозки и т.д.
В бухгалтерском учете продажи товаров в оптовой торговле следует различать понятия: момент исполнения обязанности продавца передать товар (ст. 458, 224 ГК РФ); момент перехода риска случайной гибели товара (ст. 459 ГК РФ); момент возникновения права собственности у приобретателя (ст. 223 ГК РФ); момент отражения продажи товаров для налогообложения и дата продажи товаров (работ, услуг).
Так, моментом исполнения обязанности оптовой организации передать товар покупателю (если иное не предусмотрено договором) считается момент либо вручения товара покупателю (иди указанному лицу), либо сдача перевозчику для отправки покупателю. Товар считается врученным покупателю с момента его фактического поступления во владение покупателя или указанного лица.
Моментом возникновения права собственности у покупателя является момент передачи товара, если иное не предусмотрено законом или договором. Моментом отражения продажи товаров для целей налогообложения в оптовой торговле являются отгрузка и предъявление покупателю расчетных документов. Согласно ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения в организациях, применяющих момент продажи «по отгрузке», датой продажи товаров (работ, услуг) считается наиболее ранняя из следующих дат:
день отгрузки (передачи) товара (выполнения работ, оказания услуга);
день оплаты, частичной оплаты товаров (работ, услуг) в счет предстоящих поставок товаров.
В случаях если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности приравнивается к его отгрузки.
Бухгалтерский учет продажи товаров осуществляется на сопоставляющем операционно-результатном счете «Продажи». Он называется так потому, что здесь сопоставляется сумма оборота по кредиту (продажная стоимость реализованных товаров, включая НДС) с суммой оборота по дебету (себестоимость этих товаров, НДС, акции или издержки обращения, относящиеся к проданным товарам) и выявляется результат от продажи товаров (прибыль или убыток).
Счет «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанные с обычными видами деятельности организации, и определения финансового результата по ним.
При реализации со склада оптовой организации в момент продажи товаров по их отгрузке и предъявлению покупателям расчетных документов к оплате составляются следующие бухгалтерские записи:
отгружены товары покупателям по продажной стоимости-
Д-т сч. «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
К-т сч. «Продажи», субсчет 1 «Выручка»;
отгружена тара под товаром-
Д-т «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т «Товары», субсчет 3 «Тара под товаром и порожняя»
Если договором поставки обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права собственности (владения, пользования и распоряжения) на отгруженные товары и риска их случайной гибели (например, при их экспорте), то при учете продажи применяется счет «Товары отгруженные». На этом счете учитываются также готовые изделия (товары), переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах.
Продажа товаров транзитом с участием базы в расчетах характеризуется тем, что товары не поступают на склады оптовых организаций, и, следовательно, счет «Товары», субсчет 1 «Товары на складах», не применяется, а моменты покупки и отгрузки отражаются в учете одновременно.
Аналитический учет отгруженных и проданных товаров ведется на счетах «Товары отгруженные» (если он применяется) и «Расчеты с покупателями и заказчиками». По счету «Товары отгруженные» учет ведется с указанием: покупной и продажной стоимости, суммы тары, налога на добавленную стоимость по местам нахождения и отдельным видам отгруженных товаров.
Аналитический учет по счету «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по валютам, регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией [15].
2.10 Особенности учета товаров в розничной торговле
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ). Состав розничного товарооборота определяется Инструкцией по заполнению унифицированных форм №П-1-П-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 08.12.98 №122 (с учетом последующих изменений и дополнений).
Продажа товаров населению за наличный расчет может осуществляться: традиционным методом через прилавки, по предварительным заказам, по образцам, с доставкой на дом, через автоматы и т.д. Объем продажи товаров за наличный расчет определяется суммой денежных средств, поступивших в кассу торговой организации за проданные товары. Для расчета с покупателями в магазинах используются контрольно-кассовые машины.
Сумма выручки за проданные товары определяется как разница между показаниями счетчика кассовой машины на начало и конец дня или смены.
Синтетический учет розничной продажи товаров ведется на сопоставляющем операционно-результатном счете «Продажи». По кредиту счета отражается продажная стоимость реализованных товаров (включая НДС и налог с продаж), а по дебету — их себестоимость (включая покупную стоимость, расходы на продажу) и налоги.
Счет «Продажи» называется сопоставляющим операционно-результатным, потому что для выявления результата от продажи необходимо сопоставить сумму оборота по кредиту с суммой оборота по дебету. Этот счет предназначен для выявления:
объема выручки от продажи товаров или товарооборота;
себестоимости проданных товаров;
валового дохода от продажи товаров (валовой прибыли);
финансового результата (прибыли или убытка с продаж);
На основании отчета кассира на сумму выручки от продажи товаров составляется бухгалтерская запись:
Д-т сч. «Касса»
К-т сч. «Продажи», субсчет 1 «Выручка».
3. Выявление финансового результата от продажи товаров
Финансовый результат представляет собой прибыль или убыток. Согласно п. 79 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по действующим в соответствии с нормативными документами правилам. Финансовый результат в бухгалтерском учете выявляется и отражается ежемесячно.
Организации получают основную часть прибыли от продажи продукции, товаров, работ и услуг (финансовый результат от обычных видов деятельности). Прибыль (убыток) от продажи продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от продажи продукции, товаров (работ, услуг) в действующих ценах без НДС и акцизов, экспортных пошлин и других вычетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и затратами на производство и продажу продукции и товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Как было сказано выше финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) формируется на счете 90 «Продажи»». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость:
По кредиту счета 90 «Продажи» отражаются суммы выручки (доходов от продажи), а по дебету — суммы расходов, связанных с продажей. Сопоставлением сумм дебетового и кредитового оборотов счета определяется величина финансового результата — прибыли или убытка от продаж.
Для детализации доходов и расходов, связанных с продажей, к счету 90 «Продажи» открываются следующие субсчета:
90-1 «Выручка»;
90-2 «Себестоимость продаж»;
90-3 «Налог на добавленную стоимость»;
90-4 «Акцизы»;
90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
В бухгалтерском учете операции по продаже продукции, товаров, работ и услуг отражаются следующими записями: Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90-1 «Выручка» — на сумму выручки от продаж.
Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» и др. производятся накопительно в течение отчетного года, т.е. все субсчета счета 90 в течение года не закрываются, на субсчете 90-1 в конце каждого месяца всегда будет кредитовое сальдо, а на субсчетах 90-2 — 90-7 — дебетовое сальдо.
В конце каждого месяца на счете 90 выявляется финансовый результат (прибыль или убыток) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, для чего сумму выручки от продаж за отчетный месяц (кредит субсчета 90-1) сравнивают себестоимостью продаж (суммарный дебетовый оборот за отчетный месяц по субсчетам 90-2 — 90-7). Выявленный таким образом финансовый результат отражают на специальном субсчете 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» [19].
Если выручка от реализации продукции превышает ее себестоимость, то на конец периода на субсчете 90.9 образуется кредитовое сальдо. Если, напротив, себестоимость превысит выручку, то образуется дебетовое сальдо. Кредитовое сальдо свидетельствует о размере прибыли, дебетовое — о размере убытка. Перед составлением бухгалтерской отчетности счет 90 закрывается — он должен иметь нулевое сальдо. Поэтому если получился кредитовый остаток, он списывается в кредит счета 99 как прибыль, если остаток дебетовый, то он списывается в дебет счета 99 как убыток.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
Закрытие субсчета 90-1:
Д-т субсч. 90-1 К-т субсч. 90-9;
Закрытие субсчетов 90-2 — 90-7:
Д-т субсч. 90-9 К-т субсч. 90-2 (90-3, 90-4, 90-6, 90-7).
продолжение
–PAGE_BREAK–