–PAGE_BREAK–Затраты учитывают по следующей номенклатуре статей:
– Расходы на оплату труда. Элементы “Затраты на оплату труда” отражают затраты на оплату труда персоналу вспомогательного производства предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсационные выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексации доходов, компенсации женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста, а также зарплату на оплату труда не состоящих в штате работников, занятых в основной деятельности.
– Отчисления на социальные нужды. Элементы “Отчисления на социальные нужды” отражают обязательные отчисления по установленным законодательством нормам в пользу органов государственного социального страхования, Пенсионного фонда. Величина отчислений исчисляется от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу “Затраты на оплату труда”.
– Сырье и материалы, в том числе:
1. Нефтепродукты;
2. Запасные части;
3. Спецодежда и др. Данный элемент включает в себя стоимость покупных сырья и материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды, а также комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке в данной организации
– Содержание и эксплуатация основных средств. Элементы “Содержание и эксплуатация основных фондов” отражают сумму амортизационных отчислений на полное восстановление производственных фондов вспомогательного производства, исчисленную исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая ускоренную амортизацию их активной части;
– Работы и услуги;
– Расходы денежных средств;
– Затраты по организации производства и управлению;
– Прочие затраты.[3]
Организации пищевой промышленности могут корректировать перечень калькуляционных статей затрат в случае необходимости с учетом специфики и особенностей деятельности того или иного вида вспомогательного производства.
Во вспомогательных производствах применяются практически те же методы учета затрат на производство и способы калькулирования производственной себестоимости, как и в основном производстве. При этом прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, которые можно отнести на конкретную единицу готовой продукции после прохождения определенного цикла обработки в цехах вспомогательных производств, относятся в дебет счета 20. Неподдающиеся непосредственному списанию затраты этих участков распределяются на счета учета: прямых расходов основного производства (счет 20), готовой продукции (43 «Готовая продукция»), продаж (счет 90 «Реализация») пропорционально установленному учетной политикой показателю.
Прямые затраты также могут подлежать распределению, так как они могут относиться как к основному, так и к вспомогательному производству (в том случае, если данным подразделением производится побочный выпуск какой-либо продукции для реализации на сторону).
Расходы производственных подразделений связаны с количеством потребленных услуг вспомогательных цехов. Сумма фактических расходов вспомогательных цехов распределяется на расходы основного производства по видам деятельности пропорционально доле услуг, потребленных основными подразделениями в общем объеме услуг, оказанных вспомогательными цехами
1.2. Себестоимость продукции (услуг) и принципы е формирования в современных условиях хозяйствования При осуществлении хозяйственно-производственной деятельности на любом предприятии естественным образом потребляются сырье, материалы, топливо, энергия, работникам выплачивается заработная плата, отчисляются платежи на их социальное и пенсионное страхование, начисляется амортизация, а также осуществляется еще ряд необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Чтобы подсчитать сумму всех расходов предприятия, их нужно привести к единому знаменателю, то есть представить в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.[7, с.111]
Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления.
Конкретный состав затрат регулируется законодательно практически во всех странах. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты фирмы по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции и, следовательно, возмещаемые за счет цен на нее и возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей).
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
– учёт и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
– база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
– экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
– определение оптимальных размеров предприятия;
– экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
По объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости:[6, с.132]
– цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;
– производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;
– полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, — показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).
Её реальное определение на предприятии необходимо для:
– маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами;
– определения степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);
– ценообразования;
– правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложения прибыли.
Корме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимостьопределяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимостьопределяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.
Но, помимо затрат, прямо или косвенно обусловленных процессом производства, предприятие несет и непосредственные затраты, которые не связаны с выпуском продукции (работ, услуг) и в себестоимость, как правило, не включаются.
Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др.[8, с.105]
По характеру участия в создании продукции (работ, услуг)
При определении затрат как по отдельным подразделениям, так и по предприятию в целом выделяют:
1. основные расходы, непосредственно связанные с процессом изготовления продукции (выполнения работ, услуг), в частности затраты сырья, основных материалов и комплектующих, топлива и энергии, заработная плата производственных рабочих и т.д.,
2. накладные расходы, т.е. расходы по управлению и обслуживанию производства — цеховые, общезаводские, внепроизводственные (коммерческие), потери от брака.
Накладные расходы при калькулировании себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость, как правило, методом косвенного распределения их пропорционально какому-либо показателю (заработной плате основных производственных рабочих, машино-часам использования производственного оборудования и т.д.).[3]
По изменяемости в зависимости от объемов производства.
Затраты, которые изменяются (увеличиваются или уменьшаются) пропорционально изменению объема продукции, называются условно-переменными.
Затраты, которые остаются неизменными и величина их прямо не связана с ростом или сокращением выработки продукции (выполнения работ, оказания услуг), называют условно-постоянными. Размер условно-постоянных расходов почти не зависит от объема производства продукции. К ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
По способу включения в себестоимость продукции.
Очень часто при калькулировании себестоимости продукции невозможно точно определить в какой степени те или иные затраты, возникающие на предприятии, могут быть отнесены на те или иные виды продукции. В связи с этим все затраты предприятия подразделяются на прямые, которые могут быть непосредственно отнесены на данный вид продукции (работы, услуги), и косвенные, которые связаны с производством многих изделий. Как правило, это все остальные затраты предприятия. Косвенные затраты распределяются между отдельными видами производства и продукции пропорционально какому-либо установленному показателю[8, с.118].
По периодичности возникновения.
Текущие — расходы, имеющие частую периодичность, например расходы сырья и материалов.
Единовременные — расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходов, связанных с пуском нового производства.
По участию в процессе производств.
По участию в процессе производства затраты делятся на производственные и коммерческие.
Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах:
– неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в течение года,
– полнота отражения в учете всех хозяйственных операций;
– правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам,
– разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальные вложения;
– регламентация состава себестоимости продукции.
Одно из основных условий получения достоверной информации о
себестоимости продукции — четкое определение состава производственных затрат.
1.3. Значение и задачи учета затрат и калькулирование себестоимости продукции вспомогательных производств В современной экономической литературе калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.[6]
По видам продукции (работ, услуг) затраты группируют для исчисления их себестоимости. В процессе калькулирования себестоимости единицы продукции вспомогательного производства учитывают все издержки, связанные с выполнением одного заказа или производством единицы продукции какого-либо вида. Объекты калькуляции – это отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, работа и услуги, себестоимость которых определяется. Определение себестоимости служит основой для установления цен, является базой для исчисления налогов на сбыт, а также для текущей оценки результатов деятельности предприятия.
Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу продукции вспомогательного производства, предназначенных для реализации, а также на единицу продукции вспомогательного производства для внутреннего потребления.[9, с.165]
Конкретные функции в процессе калькулирования издержек:
– определение производственной или заводской себестоимости для оценки запасов продукции вспомогательного производства или полуфабрикатов;
– определение величины себестоимости для установления и контроля цен;
– предоставления данных о себестоимости продукции для оценки результата деятельности предприятия и обеспечения процесса принятия решений руководством.
Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций. Все виды калькуляции отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции вспомогательного производства в разрезе калькуляционных статей.
Калькулирование позволяет изучить себестоимость полученных в процессе производства конкретных продуктов.
Калькулирование себестоимости продукции вспомогательного производства условно можно подразделить на три:
Плановая себестоимость разрабатывается на основе прогрессивных норм и экономических нормативов за отчетный период. и представляет собой принятие предприятием решений о предельной величине затрат на производство соответствующих видов продукции, выполнение работ или оказание услуг.
Фактическая (отчетная) себестоимость определяется на основе данных бухгалтерского учета по истечении отчетного периода и представляет достоверную информацию о фактических затратах на производство продукции, работ, услуг. Она служит основой для экономического анализа, прогнозирования, планирования и принятия решений на краткосрочную и долгосрочную перспективу по изготовлению, совершенствованию или замене данного вида продукции.
Нормативная себестоимость представляет собой один из видов предварительной себестоимости и определяет величину затрат на изделие по статьям и действующим, текущим нормам, нормативам и сметам[10, с.125]
Калькулирование себестоимости продукции вспомогательного производства является объективно необходимым процессом при управлении производством т.к. содержащаяся в них информация позволяет не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций как:
– целесообразность дальнейшего выпуска продукции вспомогательного производства;
продолжение
–PAGE_BREAK— установление оптимальной цены на продукцию;
– целесообразность обновления действующей технологии и станочного парка;
– оценка качества работы управленческого персонала.
Таким образом, производственный учет и калькулирование является основными элементами системы управления не только себестоимостью продукции, но и производством в целом.
1.4. Краткая экономическая характеристика исследуемой организации Данная курсовая работа будет рассмотрена на примере ОАО Толочинский маслодельно-сыродельный завод. Завод расположен по адресу: г. Толочин,
Предприятие основано в 1957 году, в 1996 году было преобразовано в открытое акционерное общество.
ОАО Толочинский МСЗ производит и реализует:
– сыры твердые сычужные;
– мороженое;
– сливочное масло;
– цельномолочная продукция;
– мягкие и плавленые сыры;
– майонезы, соусы томатные, горчица;
– молоко сухое обезжиренное;
– сыворотку молочную сухую;
– молочный сахар-сырец;
– заменитель цельного молока
По данным предприятия, в январе текущего года Толочинский маслодельно-сыродельный завод увеличил объем производства продукции в сопоставимых ценах на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 829 млн. В частности, произведено 61,1 т жирных сыров, а также 345 т цельномолочной продукции.
Продукция ОАО Толочинского МСЗ хорошо известна на территории Республики Беларусь. Партнерами предприятия являются более 600 организаций из всех регионов республики. Это крупные торговые предприятия областных городов, предприятия потребительской кооперации, комбинаты общественного питания, индивидуальные предприниматели. Предприятие работает и на международном рынке с такими странами, как Российская Федерация, Польша и др.
В январе предприятием реализовано 41,6 т жирных сыров, 0,6 т полутвердых сыров, а также 10,2 т животного масла, 5 т обезжиренной и 342,4 т цельномолочной продукции.
Кроме того, сыр, животное масло и часть цельномолочной продукции экспортируется в Россию (в Москву, Санкт-Петербург, Смоленскую область). В первом месяце текущего года на экспорт предприятие поставляло только цельномолочную продукцию. Так, в Смоленскую область было реализовано 275,9 т цельномолочной продукции. Подтверждением высокой гарантии стабильного качества выпускаемой ОАО Толочинский МСЗ продукции является работа всего коллектива в системе менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9000.
Управление в обществе осуществляют:
-Общее собрание акционеров;
-Наблюдательный совет,
-Директор.
Собрание акционеров является высшим органом управления общества.
Наблюдательный совет осуществляет руководство деятельностью общества в период между собраниями акционеров. Руководство текущей деятельностью общества осуществляет директор. (Приложение 1)
Всю производственную деятельность можно представить в виде двух составляющих: основное производство и вспомогательное производство.
В свою очередь, они подразделяются на следующие цеха и отделы:
Основное производство:
1. Цех по производству масла и цельномолочной продукции.
2. Участок по производству сухого молока.
3. Цех по выработке и уходу за сыром.
4. Приемно-аппаратный участок
5. Участок фасовки.
6. Тарный участок.
7. Лаборатория по контролю производства.
Вспомогательное производство
1. Компрессорная.
2. Котельная.
3. Очистные сооружения.
4. Ремонтно-строительный участок.
5. Служба КИП и А.
6. Служба электриков.
7. Механическая мастерская.
8. Транспортный цех.
Цеха основного производства и 1,2, 3 вспомогательного производства возглавляют начальники.
Другие службы возглавляют:
мастерскую — главный механик;
службу КИП и А- главный метролог;
службу электриков — главный энергетик;
ремонтно-строительный участок, транспортный цех — мастер.
За 2005 год поступило молока от заготовок 118895 тонн, в том числе от населения 39852 тонн, что составляет 33,5% в общем объеме молока. По сравнению с 2004 годом объем закупа молока увеличился на 8089 тонн или на 7,3% за счет общественного сектора.
В среднем рентабельность на предприятии составляет 7,1%. Данные таблицы свидетельствуют о том, что наиболее рентабельной продукцией являются сырки (15,4%), напитки из сыворотки (15,3%), йогурт (14,9%), сырки глазированные (12,9%). Эта продукция пользуются спросом у потребителей, и дает возможность предприятию выжить в сложных условиях. (Приложение 2)
Финансовые показатели ОАО Толочинский МСЗ приведены в таблице 1.1
Таблица 1.1 Сравнительные финансовые показатели ОАО Толочинского МСЗ за период 2004-2005гг.
2004год
2005 год
%
Выручка от реализации, млн. руб
58825
64643
110
Себестоимость РП, млн. руб
36309
38124
105
Прибыль от реализации продукции, млн. руб
3920
4508
115
Прочая прибыль
В том числе
Внереализац.прибыль, млн. руб
56,4
66
117
Балансовая прибыль, млн. руб
4041
4526
112
Рентабельность производства %
6,96
7,1
102
Налоги из прибыли, млн. руб
17797
19043
107
Прибыль остающ. в распоряж. предпр., млн. руб
Из нее:
1762
2130
121
В фонд накопления и пополнения
СОС
814
1001
123
В фонд потребления
895
1065
119
Создание резервного фонда
53
64
121
Данные таблицы свидетельствуют о незначительном увеличении финансовых показателей работы завода, в первую очередь это связано с влиянием инфляционного фактора. На 115% увеличилась в 2005 году по сравнению с 2004 годом прибыль от реализации продукции. На 121% увеличилась прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Рентабельность производства практически не изменилась.
По итогам работы за 2005 год балансовая прибыль составила 4526 млн.р., в том числе
-от реализации продукции 3230 млн.р.
-от фирменной торговли 316 млн.р.
-от прочей деятельности 980 млн.р.
Фонд накопления и пополнения СОС забирает 47% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, 50% направляется в фонд потребления, незначительная часть идет на создание резервного фонда — 3%.
Готовая продукция, созданная в процессе производства, должна быть реализована. Для этого в составе предприятия создается коммерческая служба по реализации — служба сбыта, организующая и осуществляющая поставку продукции к потребителю.
В новых условиях хозяйствования вопросы изучения рынка сбыта приобретают на предприятии первостепенное значение: это способствует не только формированию реальных планов сбыта продукции, но и является основой разработки стратегии развития предприятия. В связи с этим все большее значение находит система маркетинга.
Уровень реализации продукции за март 2005 г. Представлен в таблице 1.2
Таблица 1.2. Удельный вес реализованной продукции в общем объеме реализации за март 2005года на ОАО Толочинский МСЗ.
Реализовано
Реализовано в оптовых ценах, млн. руб.
Удельный вес,%
г. Минск
13183,1
81,53
По областям РБ
1733,4
10,72
В т.ч. Жлобин
84,5
0,52
Брест и Брестская область
130,5
0,81
Витебск и Витебская область
333,2
2,06
Полоцк, Новополоцк
135,1
0,84
Гродно и Гродненская область
65,5
0,41
Гомель и Гомельская область
392,8
2,43
г. Червень
29,3
0,18
Могилев и Могилевская область
278,8
1,72
г. Бобруйск
283,7
1,75
Прочая реализация
824,1
5,1
Экспорт
429,4
2,66
Всего
16170
100
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в 2005году реализовано продукции на сумму 16170 млн.руб. Из них прочая реализации составила 5,1%; экспорт- 2,66%.
В 2006 году экспорт составил 3363,5 тыс. долл. США, что свидетельствует об увеличении экспорта, по сравнению с 2005г. почти в 1,5 раза.
В связи с политико-экономической ситуацией в республике, улучшением материального благосостояния населения, стабильной работой предприятий и широким ассортиментом выпускаемой продукции, конкуренция растет с каждым днем все больше. Это говорит о том, что предприятие- изготовитель должно очень строго отслеживать качество выпускаемой продукции, постоянно расширять ассортимент, удивлять новыми оригинальными видами продукции, красочной, стильной упаковкой. В целом увеличение объема продаж в 2007 году планируется осуществить за счет еще более гибкой ценовой политики предприятия, разработки и ввода в производство новых видов продукции, постоянном удержании на высоком уровне качества выпускаемой продукции. Данный курс развития предприятия будет базироваться именно на данной маркетинговой политике и в последующие пять лет.
2. Учет затрат и калькулирование себестоимости услуг вспомогательных производств Стоимость выполненных работ и оказанных услуг вспомогательного производства ОАО Толочинский МСЗ в течении отчетного периода (месяц, квартал) относится на затраты основных производств по соответствующим объектам учета затрат исходя их объемов выполненных работ, оказанных услуг и фактической себестоимости единицы этих работ.
Учет затрат и калькулирование себестоимости услуг вспомогательного производства рассмотрим на примере ремонтного цеха Толочинского МСЗ.
Объектами учета затрат в ремонтно-механических мастерских являются отремонтированные объекты (автомобили, оборудование и др.) или изготавливаемые изделия.
Затраты мастерских Толочинского МСЗ делятся на прямые и цеховые. В состав прямых затрат включаются: оплата труда с отчислениями на социальные нужды рабочих, занятых ремонтом объектов или изготовлением изделий, стоимость израсходованных запасных частей, ремонтных материалов, топлива» смазочных материалов, затраченных на ремонт и изготовление объектов.
Прямые затраты группируют в журнале учета затрат на аналитических счетах по видам ремонтов (работ) и изготовляемым изделиям на основании ведомостей дефектов машин, лимитно-заборных карт, накладных, нарядов по каждой ремонтируемой машине и прочим работам по изготовлению изделий и инвентаря. Здесь же учитывают и затраты по ремонту и техническому обслуживанию, произведенному непосредственно в бригадах, затраты на ремонт, выполняемый в сторонних организациях.
В течение года фактические (прямые и цеховые) затраты собираются в дебетовой части счета 23 субсчета «Ремонтно-механические мастерские».
Предварительно цеховые расходы мастерских ОАО Толочинский МСЗ собираются на отдельном аналитическом счете. К ним относят оплату труда с отчислениями на социальные нужды цехового персонала (заведующего мастерской, механика, бухгалтера), расходы на ремонт, износ основных средств мастерской (здания, оборудования).
2.1 Документальное оформление и учет материальных затрат, учет расходов на оплату труда в организации Техника, поступающая в мастерскую ОАО Толочинского МСЗ для ремонта (трактора, автомобили, станки), подвергаются тщательному осмотру в присутствии инженера-механика и заведующего ремонтной мастерской. В необходимых случаях проводится разборка соответствующих узлов и агрегатов. В результате этого определяется степень износа отдельных деталей и узлов, устанавливается сложность ремонта, объем работ, потребность в запасных частях и ремонтных материалах.
На основании такого осмотра составляется ведомость дефектов на ремонт машины. В этом документе дается краткая характеристика состояния основных узлов и агрегатов машины, приводится объем ремонтных работ, указываются потребность в запасных частях и исчисляется сметная стоимость ремонта машины. Стоимость запчастей и ремонтных материалов устанавливается исходя из их фактической себестоимости. Затраты на оплату труда определяют на основе действующих норм и расценок.
Ведомость составляют в 2 экземплярах: один передается заведующему складом для подбора и выдачи деталей и материалов, необходимых для ремонта машины; второй остается в ремонтной мастерской как сметный документ для проведения ремонта.
На основании ведомостей дефекта выписывают наряды на выполнение ремонтных работ. Отпуск со склада запасных частей и ремонтных материалов производится на основании ведомостей на получение запасных частей или требований – накладных, которые выписывают по данным дефектной ведомости. При этом имеют место дублирующие записи. В ведомости дефектов приводится перечень и указывается количество, стоимость необходимых для ремонта запасных частей и ремонтных материалов. Все эти данные из ведомости дефектов переносятся в ведомость на получение запасных частей и ремонтных материалов. Затем в ведомости на получение запасных частей и ремонтных материалов указывают количество фактически отпущенных запасных частей и ремонтных материалов. После этого в ведомости дефектов опять записывается фактическое количество и стоимость израсходованных (поставленных на машину) запасных частей и ремонтных материалов.
В дебет счета 23 в течение месяца относятся все затраты вспомогательных производств ОАО Толочинского МСЗ с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов (10 “Материалы”, 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 28 “Брак в производстве”, счетов 02, 05, 10,15,16, 23, 50, 60, 69,76 и др.).
Расходы по обслуживанию производства можно накапливать на счете 23 без предварительного накапливания на счете 25.
По окончании месяца затраты вспомогательных производств ОАО Толочинского МСЗ распределяют пропорционально количеству потребленных услуг или произведенной продукции в соответствующих единицах измерения.
При журнально-ордерной форме учета затрат по каждому цеху вспомогательных производств осуществляют в ведомости учета затрат обслуживающих производств и хозяйств (форма № 13). В них затраты учитывают по отдельным видам продукции (услуг) и статьям затрат. Месячные итоги ведомостей переносят в журнал-ордер № 10.
Фактическую себестоимость произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг списывают со счета 23 в дебет счетов:
20 “Основное производство”— при отпуске продукции (работ, услуг) основному производству или основному виду деятельности,
90 “Реализация”— при выполнении работ и услуг для сторонних предприятий;
продолжение
–PAGE_BREAK–29 “Обслуживающие производства и хозяйства”— при отпуске продукции (работ, услуг) обслуживающим производствам и хозяйствам,
других счетов (08, 10, 15, 43 и др.).
В бухгалтерских записях движение полуфабрикатов не отражают, а контроль за их движением от одного цеха к другому осуществляет бухгалтерия по данным оперативного учета в натуральном выражении. В соответствии с таким порядком учета затрат себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а исчисляют лишь себестоимость готового продукта.
При втором варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими записями и калькулируют себестоимость полуфабрикатов после каждого предела. При этом бухгалтерские записи на счете основного производства столько раз повторяют ранее учтенные производственные затраты, сколько фаз обработки проходят сырье и основные материалы. Такое наслоение ранее учтенных затрат на производство усложняет учет и калькулирование себестоимости продукции, возникает необходимость очистки сводных показателей предприятия о затратах на производство от внутризаводского оборота. Вместе с тем этот вариант позволяет выявлять себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях его обработки и тем самым обеспечивает более действенный контроль за процессом формирования себестоимости продукции.
В ОАО Толочинский МСЗ применяется смешанный, или частично полуфабрикатный вариант, при котором полуфабрикаты отражаются в учете на первых стадиях по полуфабрикатному, а на последующих стадиях — по бесполуфабрикатному варианту.
Затраты на производство продукции входят в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты — предварительной (арендная плата и др.) или последующей (оплата отпусков рабочих и др.).
При журнально-ордерной форме учета сводный учет затрат на производство осуществляют в журнале-ордере № 10.
Журнал-ордер № 10 составляют на основании итоговых ведомостей учета затрат цехов (форма № 12), учета затрат обслуживающих производств и хозяйств (форма № 13), учета потерь в производстве (форма № 14), учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и внепроизводственных расходов (форма № 15) и др.
Указанные ведомости составляют на основании ведомостей и разработочных таблиц распределения сырья и материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств и непромышленных хозяйств, расчетов по амортизационным отчислениям, листков-расшифровок но прочим денежным расходам.
В статью «Оплата труда рабочих вспомогательного производства» учитывается оплата труда рабочих, занятых на вспомогательном производстве (в ремонтных мастерских) включаются:
– оплата работ по сдельным нормам и расценкам, а также повременная оплата труда;
– доплаты по сдельным и повременно-премиальным и другим системам оплаты труда;
– все виды доплат рабочим вспомогательного производства за сверхурочные часы работы, работы в ночное время, совмещение профессий и другие;
– выплаты, предусмотренные законодательством о труде за непроработанное на производстве (неявочное) время, оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск, оплата льготных часов подростков, оплата времени, связанного с выполнением государственных и общественных обязанностей, и другие виды выплат, включаемых в соответствии с установленным порядком в фонд оплаты труда (за исключением расходов по оплате, финансируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций, и других целевых поступлений). Сюда относятся доплаты в случае временной утраты работоспособности до фактического заработка, установленные законодательством, затраты по назначенному возмещению утраченного заработка работником (нетрудоспособным иждивенцам работника в случае его смерти) в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением им трудовых обязанностей, при осуществлении выплат в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, в том числе и выплачиваемые субъектом хозяйствования как правопреемником в соответствии с законодательством (при этом не имеет значения, работает получатель у нанимателя — причинителя вреда либо вообще прекратил трудовую деятельность), другие виды оплат;
– выплаты работникам, высвобождаемым из организаций в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и штатов. В эту же калькуляционную статью включаются премии производственным рабочим.
По статье «Отчисления на социальные нужды» отражаются отчисления по установленным нормам от сумм оплаты труда рабочих вспомогательного производства (кроме тех выплат, на которые отчисления не производятся) в соответствии с нормативными правовыми актами.
2.2 Учет накладных расходов вспомогательных производств Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
К расходам по обслуживанию производства и управлению в ОАО Толочинский МСЗ относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
Указанным расходам, имеющим общие характеристики, свойственны некоторые различия. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования считаются условно-переменными, т. е. зависящими от объема производства продукции, а цеховые и общезаводские расходы — условно-постоянными, т. е. не зависящими от объема производства продукции.[10, с.160]
По окончании месяца расходы на содержание и эксплуатацию оборудования в ОАО Толочинский МСЗ списывают на счета 23 «Вспомогательное производство» и 28 «Брак в производстве» (в части исправимого брака) и распределяют между отдельными видами продукции и незавершенным производством пропорционально сметным (нормативным) ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования. При отсутствии сметных ставок расходы на содержание и эксплуатацию оборудования распределяют между видами продукции, как правило, пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих.
Следует отметить, что распределение косвенных расходов между объектами калькуляции может осуществляться несколькими способами: пропорционально основной заработной плате, нормативным или плановым затратам, сметным (нормативным) ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования, массе и объему продукции, количеству отработанных рабочими человеко-часов, количеству машино-часов оборудования и др.[11, с.201]
При выборе способа распределения косвенных расходов ОАО Толочинский МСЗ учитывает специфику его работы, в том числе уровень механизации и автоматизации отдельных подразделений, уровень квалификации счетных работников и другие факторы.
Распределение накладных расходов на различные объекты затрат даст полную их себестоимость. Чаще всего это производится пропорционально уровням отдельных показателей, связанных с соответствующими объектами затрат, — факторам распределения накладных расходов: суммой прямых трудозатрат в человеко-часах, стоимостью прямых трудозатрат в виде фонда оплаты труда основного производственного персонала, затрат машинного времени, объема производства или продаж и т.п. Каждый раз выбирается фактор, наиболее точно отражающий причинно-следственные связи между объектами затрат и возникновением накладных расходов. При этом важным моментом является то, что для одного вида накладных расходов (или даже всех накладных расходов) выбирается всего один фактор распределения. Это является критическим недостатком традиционной системы калькуляции. Очевидно, что на возникновение накладных расходов (даже в пределах одного вида) влияет не одна характеристика объекта затрат, а некоторая их совокупность. Традиционный метод калькуляции усредняет это влияние, выбирая фактор с наибольшим весом и игнорируя прочие причины возникновения накладных расходов.[11, с.203]
Аналитический учет расходов по содержанию и эксплуатации производственного оборудования ведут по каждому цеху вспомогательного производства в отдельности по следующей типовой номенклатуре статей:
1) «Амортизация оборудования и транспортных средств»;
2) «Эксплуатация оборудования» (стоимость смазочных, обтирочных и прочих вспомогательных материалов, заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, отчисления на социальные нужды, стоимость потребленного топлива и всех видов энергии, услуги вспомогательных производств и т. п.);
3) «Текущий ремонт оборудования и транспортных средств»;
4) «Внутризаводское перемещение грузов»;
5) «Износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений»;
6) «Прочие расходы».
В некоторых организациях по статье 2 «Эксплуатация оборудования» отражают затраты электроэнергии, как силовой, так и технологической, вследствие отсутствия их раздельного учета и большого удельного веса силовой энергии.
Для аналитического учета расходов по содержанию и эксплуатации оборудования используютведомости учета затрат цехов (ф. № 12), которые открывают на каждый цех в отдельности. Запись в ведомость производят на основании первичных документов и разработочных таблиц распределения материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств, износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и листков-расшифровок по прочим денежных расходам, отраженным в журналах-ордерах.
2.3 Методика калькулирования себестоимости услуг и работ вспомогательного производства Методику калькулирования себестоимости услуг и работ вспомогательного производства ОАО Толочинский МСЗ рассмотрим на условном примере.
1. Начислена зарплата:
рабочим основного производства Д-т 20- Кт 70 – 2 730 тыс.руб.( в т.ч. 1530 тыс. руб. рабочим, занятым на производстве сыра и 1200 тыс. руб. – производстве творога)
рабочим цехов Д-т 25 – К-т 70 – 700 тыс.руб.
рабочим ремонтных мастерских Д-т 23 – К-т 70 – 510 тыс.
2. Начислены взносы в ФСЗН (35% от ФОТ):
рабочим цехов Д-т 25 – К-т 69 – 245 тыс.руб.
рабочим ремонтных мастерских Д-т 23 – К-т 69 – 179 тыс.руб.
3. Начислена амортизация:
здания цеха Д-т 25 – К-т 02 – 161 тыс.
здания и оборудования ремонтной мастерской Д-т 23 – К-т 02 – 60 тыс. руб.
4. Приняты к оплате счета поставщиков за э\энергию, воду,:
здания цеха Д-т 25 – К-т 60 – 15 тыс. руб.
здания ремонтной мастерской Д-т 23 – К-т 60 – 50 тыс. руб.
5. Списаны материалы, использованные:
В цехах Д-т 25 – К-т – 10 – 45 тыс. руб.
В ремонтной мастерской Д-т 23 – К-т 10 – 21 тыс.руб.
6. В результате распределения списываются общепроизводственные расходы на содержание основного производства Д-т 20 – К-т 25 – 1156 тыс. руб.
7. В результате распределения списываются расходы вспомогательного производства на содержание основного производства Д-т 20 – К-т 23 – 820 тыс. руб.
Порядок распределения вспомогательных расходов по видам продукции отражен в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Расчет распределения общепроизводственных и расходов вспомогательного производства по видам продукции за июнь 200_
№ п\п
Показатели
Ед. измер.
Всего
В том числе по видам продукции
Сыр
Творог
1
2
3
4
5
6
1.
Заработная плата производственных рабочих
Тыс. руб.
2730
1530
1200
2.
Удельный вес заработной платы по видам работ
%
100
56
44
3.
Общепроизводственные расходы
Тыс. руб.
1156
647
509
4.
Вспомогательное производство
Тыс.руб.
820
459
361
В течение года ежемесячно цеховые расходы в плановых размерах (пропорционально прямой зарплате рабочих) списываются на себестоимость выполненных работ в ремонтно-механических мастерских (кредит аналитического счета «Цеховые расходы»), а в конце года плановый размер цеховых расходов корректируется до фактических затрат, при этом часть их относится на незавершенное производство.
Следовательно, аналитический счет «Цеховые расходы» закрывается первым в составе субсчета «Ремонтные мастерские».
В течение года фактическая себестоимость законченного ремонта или изготовленного объекта в ремонтной мастерской списывается на те производства, для которых выполнялись работы, и оформляется записью: дебет счетов 20/1, 20/2, 20/3, 25, 26 и другие кредит счета «Ремонтно-механическая мастерская ».
В связи с этим объектами калькуляции в ремонтно-механических мастерских являются отремонтированные объекты и изготовленные изделия, калькуляционной единицей — 1 шт. Метод калькуляции — простой.
Фактическую себестоимость отремонтированного объекта или изготовленного изделия можно определить по формуле 2.1:
Фс = Пз + Пц +(-) Оц (2.1)
где Фс — фактическая себестоимость отремонтированного объекта или изготовленного изделия;
Пз — фактические прямые затраты в течение года;
Пц ,— плановый размер цеховых расходов в течение года;
Оц — отклонения фактических цеховых расходов от плановых в конце года.
Например, по данным журнала учета затрат в ремонтной мастерской, затраты на ремонт станка составили 12800 тыс. руб., в том числе затраты на оплату труда — 3200 тыс.руб. Плановый размер цеховых расходов мастерской по отношению к прямым расходам на оплату труда равняется 10%. Следовательно, на ремонт станка следует отнести 320тыс. руб. (3200: 100х10) цеховых расходов. Это оформляется записью: дебет счета «Ремонтная мастерская» и кредит счета «Цеховые расходы». Фактическая себестоимость ремонта станка составит 13120 тыс.руб. (12800 + 320), которая по окончании ремонта списывается: дебет счета 20 «Основное производство», кредит счета 23 «Ремонтная мастерская».
В конце года на тех же потребителей услуг мастерской относят отклонения фактических цеховых расходов от плановых методом дополнительного списания или сторнирования.
После чего субсчет «Ремонтная мастерская» закрывается и сальдо не имеет.
3. Совершенствование учета затрат и калькулирования себестоимости продукции вспомогательного производства В современной жизни важнейшей категорией становится прибыль. Прибыль предприятия обусловлена ею доходами и расходами, причем в условиях рыночной доходы в значительной степени зависят от конъюнктуры, а расходы- в существенно большей степени от работы самого предприятия, деятельности его администрации и усилий трудового коллектива.[6, с.159] Поэтому учет затрат и калькуляция себестоимости продукции вспомогательного производства, а также аналитические методы нахождения оптимальных управленческих решений выдвигаются в центр внимания теоретиков и практиков учета.
Сегодня существуют две проблемы учета затрат. Первая — заключается в переориентации отечественной теории и накопленной в этой области практического опыта на решения новых задач, стоящих перед системой управления в условиях развития рыночных отношений в Беларуси.
Вторая, не менее важная проблема- изучение зарубежного опыта организации управленческого учета, создания новых нетрадиционных систем получения информации об издержках производства (в том числе вспомогательного) отечественных предприятий, применение современных подходов к калькулированию себестоимости продукции, определению финансовых результатов, а также использование этой информации для контроля, анализа, прогнозирования и регулирования производственной деятельности.
В зарубежной теории и практике учета в настоящее время самой точной считается калькуляция, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, а не калькуляция, которая после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия.[10, с.209]
продолжение
–PAGE_BREAK–