–PAGE_BREAK–
1.3 Нормативно-правовая база учета затрат на проведение ремонта и модернизации основных средств
В Беларуси, как и во всех странах мира, государство регулирует бухгалтерский учет, в том числе и основных средств. Особенно актуальным вопрос государственного регулирования становится в период экономического кризиса. Бухгалтерский учет должен быть прозрачным и должен регулироваться государством.
Нормативно-правовое обеспечение расчетных операций определяется и регулируется соответствующими документами, принимаемыми в Республике Беларусь:
— законы,
— указы,
— декреты,
— постановления и другие нормативно-правовые акты по финансовым, экономическим и правовым вопросам.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь, которое принимает обязательные для исполнения организациями нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, а также утверждает нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, разработанные и внесенные в установленном порядке государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь
Методическое обеспечение бухгалтерского учета представляет собой совокупность нормативных актов, регламентирующих его организацию на макро — и микроуровне, т.е. на уровне государства и отдельных организаций.
Учет ремонта, реконструкции и модернизации в Республике Беларусь регулируется следующими нормативными документами:
1. Закон Республики Беларусь от 18.10.1994г. №3221-XII«О бухгалтерском учете и отчетности» (в ред. от 26.12.2007г.).[4]
Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.
2. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по применению типового плана счетов бухгалтерского учета» (в ред. от 11.01.2010 г.). [7]
Типовой план счетов предназначен для применения всеми юридическими лицами Республики Беларусь. Инструкция по его применению устанавливает единые подходы к применению Типового плана счетов бухгалтерского учета и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных из них.
В частности для отображения основных средств предназначен счет 01 «Основные средства», для учета затрат по ремонту основных средств предназначен счет 23 «Вспомогательные производства», для учета реконструкции и модернизации – счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».
3. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 г. N 62 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»» (в ред. от 26.05.2008 г.).[8]
Инструкция устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации. Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Так, например, в учетной политике устанавливается порядок признания выручки (по оплате или по отгрузке), способ начисления амортизации основных средств (линейный, ускоренный и т.д.), создание фондов (накопления, потребления, резервного).
4. Постановление Совета министров Республики Беларусь от 23.07.2001 г. № 1081 «О составе затрат включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» (в ред. от 10.07.2009 г.). [9]
Постановление определяет состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость. Основные положения разработаны в соответствии с действующим законодательством и имеют целью обеспечить единообразное определение состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях республики независимо от вида их деятельности, форм собственности и ведомственной подчиненности.
Пункт 19 Инструкции гласит, что организации в целях равномерного включения в себестоимость продукции (работ, услуг) предстоящих расходов на ремонт основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, могут образовывать как резерв предстоящих расходов по ремонту основных средств сроком на один год, так и ремонтный фонд для проведения особо сложных ремонтов в течение ряда лет. Резерв предстоящих расходов по ремонту основных средств определяется исходя из плановой сметы затрат на ремонт. Ремонтный фонд определяется исходя из балансовой (остаточной) стоимости основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, и нормативов отчислений, утверждаемых в установленном порядке самими организациями, либо исходя из плановой сметы затрат на ремонт.
В остальных случаях затраты на проведение всех видов ремонтов основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим элементам затрат (материальным затратам, затратам на оплату труда и др.).
В целях равномерного списания затрат на проведение ремонта основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, в том числе производимого сторонней организацией, включение их в себестоимость продукции (работ, услуг) производится исходя из установленного организацией норматива с отражением разницы между общей стоимостью ремонта и суммой, относимой по нормативу на себестоимость продукции (работ, услуг) в составе расходов будущих периодов.
5. «Временный республиканский классификатор амортизируемыхосновных средств и нормативные сроки их службы» утвержденный Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21.11.2001г. № 186 «Об утверждении временного республиканского классификатора основных средств и нормативных сроков их службы» (в ред. от 02.11.2009 (в ред. от 02.11.2009). [10]
Классификатор отражает классификацию основных средств предприятий по отраслям народного хозяйства; функциональному назначению; натурально-вещественному составу; степени использования; принадлежности. Устанавливает нормативные сроки службы основных средств.
6. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 20 декабря 2001 г. N 127 «Об утверждении Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами» (в ред. от 10.01.2009 г.).[11]
Инструкция определяет порядок организации учета основных средств и отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций в коммерческих и некоммерческих организациях (исключая банки, иные небанковские кредитно-финансовые организации, организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), у индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета.
На основании Инструкции и иных нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь по бухгалтерскому учету и отчетности организации разрабатывают локальные правовые акты, необходимые для организации учета основных средств и контроля за их использованием.
7. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 № 118 «Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета основных средств» (в ред. от 30.10.2009 г.).[12]
Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств устанавливает единый порядок формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, находящихся на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, для коммерческих и некоммерческих организаций.
Гл.3 Инструкции гласит: в процессе использования объектов основных средств возникают затраты, которые направлены:
— на улучшение состояния объекта для продления срока службы, ресурса и (или) повышения его производительности. Затраты на проведение модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки, технического диагностирования и соответствующего освидетельствования, иных работ капитального характера не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости объектов основных средств после окончания работ;
— на поддержание основных средств в рабочем состоянии. К таким затратам относятся расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта, которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
8. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 08.12 2003 г. № 168 «Об утверждении типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов и Инструкции о порядке заполнения бланков типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов» (в ред. от 10.01.2009 г.) [13]
Постановление определяет перечень и порядок заполнения типовых форм первичных учетных документов по учету основных средств и нематериальных активов.
ГЛАВА 2
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЗАТРАТ НА РЕМОНТ, РЕКОНСТРУКЦИЮ И МОДЕРНИЗАЦИЮ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
2.1 Документальное оформление и учет затрат на проведение текущего и капитального ремонта основных средств
Поскольку в процессе эксплуатации основные средства изнашиваются и могут преждевременно выбывать из строя, то для поддержания в рабочем состоянии их необходимо периодически ремонтировать. В зависимости от объема, характера и периодичности проведения работ различают текущий и капитальный ремонт основных средств, также различают и средний ремонт, проводимый в промежутке между текущим и капитальным ремонтом. В учете все три вида объединяются, поскольку источники их покрытия одинаковы.
Текущий и средний ремонт, как правило, выполняется хозяйственным способом, т.е. силами своих ремонтно-механических или ремонтно-строительных цехов.
Капитальный же ремонт может осуществляться как хозяйственным, так и подрядным способом.
До начала ремонтных работ по каждому объекту согласно сметно-финансовому расчету, составленному на основании дефектной ведомости, определяется плановая (нормативная) их себестоимость. Затраты на капитальный ремонт в смете рассчитываются по нормативам на единицу сложности, которая характеризует трудоемкость ремонта конкретного вида оборудования или планируемого объема работ.
Работы по техническому обслуживанию, текущему и среднему ремонтам объектов производятся, как правило, на основании ранее составленных калькуляций исходя из перечня работ по ремонту.
По окончании ремонта комиссией составляется «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств» формы № ОС-3. Акт, подписанный комиссией, работником цеха (отдела), уполномоченным на приемку основных средств, и представителем цеха (организации), производившего ремонт, сдают в бухгалтерию организации. Он подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицами, на то уполномоченными. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств должны вноситься необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с ремонтом.
При выполнении ремонта хозяйственным способом указанный акт составляется в одном экземпляре, а подрядным способом – в двух экземплярах. Второй экземпляр передается организации, производившей ремонт. [5, с.64-67]
Расходы на проведение указанных видов ремонта основных средств всеми организациями (независимо от ведомственной подчинённости и организационно-правовых форм) включаются в состав затрат на производство продукции (работ, услуг). Существует несколько методов отнесения затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции, выполненных работ и оказанных услуг: [15, с.79]
1) по фактическим затратам — расходы на ремонт отражаются непосредственно на счетах учета производственных затрат или издержек обращения (при условии, что организация в соответствии со своей учетной политикой не создает резерва предстоящих затрат по ремонту основных средств (ремонтного фонда) и не отражает расходы по неравномерно производимому ремонту в составе расходов будущих периодов);
2) произведенные затраты относятся на счета учета расходов будущих периодов (сч. 97 «Расходы будущих периодов») с последующим равномерным их списанием на счета учета производственных затрат или издержки обращения в течение срока, определенного учетной политикой организации (при условии, что она не создает резерва предстоящих затрат по ремонту основных средств (ремонтного фонда);
3) предварительное создание резерва предстоящих затрат по ремонту основных средств или ремонтного фонда с последующим списанием расходов на ремонт за счет этого резерва (ремонтного фонда).[1, c.141]
По фактическим затратам имеет смысл учитывать затраты, связанные с проведением ремонта, имеющего нерегулярный характер и не требующего значительных денежных вложений. Учет этим способом показан в таблице 2.1 и таблице 2.2.
Таблица 2.1 – Учет хозяйственных операций по учету ремонта хозяйственным способом
Содержание операции
Корреспонденция счетов
дебет
кредит
Стоимость израсходованных з/ч или материалов
23
10
На сумму начисленной заработной платы
23
70
На сумму начисленных отчислений на заработную плату
23
69/1, 76/2
Примечание – Источник: собственная разработка
После окончания ремонта производственные затраты списываются с кредита 23 счета в дебет 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» и т.д.
Таблица 2.2 –
Учет хозяйственных операций по учету ремонта подрядным способом
Содержание операции
Корреспонденция счетов
дебет
кредит
На сумму акцептованных счетов от подрядчика
23
60
На сумму налога на добавленную стоимость
18/3
60
При оплате счетов подрядчика
60
51,55
Примечание – Источник: собственная разработка
Если расходы на ремонт основных средств в течение года неравномерны, а в отдельные периоды даже значительны, затраты на него предварительно учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» когда организация не создает соответствующий резерв или фонд. [5, с. 69]. При этом составляются записи как в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Учет хозяйственных операций по учету ремонта с использованием счета 97 «Расходы будущих периодов»
Содержание операции
Корреспонденция счетов
дебет
кредит
На стоимость израсходованных материалов
97
10
На долю отклонений, относящихся к израсходованным материалам
97
16
На сумму начисленной заработной платы
97
70
На сумму начисленных отчислений на заработную плату
97
69/1, 76/2
На сумму резерва на оплату отпусков ремонтных рабочих
97
96
На долю общепроизводственных расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования
97
25
На долю общехозяйственных расходов
97
26
На сумму счета подрядной организации, принятой к оплате за выполненный объем ремонтных работ без учета налога на добавленную стоимость
На сумму налога на добавленную стоимость
97
18
60
60
Примечание – Источник: собственная разработка
В дальнейшем собранные расходы, связанные с ремонтом основных средств, со счета 97 списываются равными долями на счета производственных затрат в зависимости от места эксплуатации и назначения ремонтируемых основных средств сроком до 5 лет. [5, с.69] Эти операции отражены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Учет хозяйственных операций по списанию затрат но ремонт с использованием счета 97 «Расходы будущих периодов»
Содержание операции
Корреспонденция счетов
дебет
кредит
На сумму расходов по ремонту в кооперативах, на малых и совместных организациях, учитывающих все затраты на указанном счете
20
97
На сумму расходов по ремонту основных средств цехов вспомогательных производств
23
97
На сумму расходов по ремонту оборудования, зданий и сооружений цехов основного производства
25
97
На сумму расходов по ремонту основных средств общезаводского назначения
26
97
На сумму расходов, связанных с ремонтом жилищно-коммунального хозяйства, садов, санаториев и др.
29
97
Примечание – Источник: собственная разработка
В тех отраслях промышленности, где затраты на текущий или капитальный ремонт отдельных видов основных средств значительны и производятся на протяжении года неравномерно, может создаваться ремонтный фонд (резерв) [5, с.70], как показано в таблице 2.5:
Таблица 2.5 – Учет хозяйственных операций по учету ремонта с созданием ремонтного фонда
Содержание операции
Корреспонденция счетов
дебет
кредит
На сумму расходов по ремонту в кооперативах, на малых и совместных организациях, учитывающих все затраты на указанном счете
20
96
На сумму расходов по ремонту основных средств цехов вспомогательных производств
23
96
На сумму расходов по ремонту основных средств цехов основного производства
25
96
На сумму расходов по ремонту основных средств общезаводского назначения
26
96
Примечание – Источник: собственная разработка
В дальнейшем все затраты, связанные с ремонтом основных средств, покрываются за счет созданного ремонтного фонда. При этом составляются следующие проводки:
Д-т сч. 96 «Резервы предстоящих расходов» (субсчет «Ремонтный фонд»),
К-т сч. 23 «Вспомогательные производства» — при проведении ремонта силами цехов вспомогательных производств;
К-т сч. 10 «Материалы», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» при осуществлении ремонта силами основных цехов или отнесении расходов прямо за счет ремонтного фонда, минуя счет 23. [5, с.71]
В ЗАО «Солигорский ИПРсОП»при выполнении ремонтахозяйственным способом выписываются лимитно – заборные карты (Приложение Д) на получение со склада материалов и запасных частей. Затем эти затраты списываются на счета учета производственных затрат или издержек обращения либо на счет 23 «Вспомогательные производства».
При ремонте подрядным способом ЗАО «Солигорский ИПРсОП» заключает договор со специализированной организацией (Приложение Е), к которому прилагается Калькуляция стоимости ремонтных работ и стоимости заказа (Приложение Ж), также выписывается Протокол согласования отпускной цены (Приложение И). По окончании ремонта, выполненного подрядным способом, приемку произведенных ремонтных работ оформляют Актом выполненных работ (Приложение К), который составляется в двух экземплярах (один экземпляр — для заказчика, а второй — подрядчику).
При проведении ремонта основных средств силами основных цехов все расходы по ремонту отражаются непосредственно на дебете счетов затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию» и др.) с кредита разных счетов (10 «Материалы», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.).
При проведении ремонта собственными специализированными ремонтными цехами согласно Плана счетов ЗАО «Солигорский Институт проблем ресурсосбережения с Опытным производством» (Приложение Л) все затраты учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства». В этом, случае произведенные расходы по ремонту основных средств в бухгалтерии ЗАО «Солигорский ИПРсОП» отражают записями как показано в таблице 2.6: продолжение
–PAGE_BREAK–
Таблица 2.6 – Учет хозяйственных операций по учету ремонта хозяйственным способом
Содержание операции
Корреспонденция счетов
дебет
кредит
На стоимость израсходованных материалов
23
10
На долю отклонений, относящихся к израсходованным материалам
23
16
Продолжение таблицы 2.6
На долю общепроизводственных расходов
23
25
На долю общехозяйственных расходов
23
26
На сумму начисленной заработной платы
23
70
На сумму обязательных страховых отчислений по страхованию от несчастных случаев на производстве
23
76
На сумму резерва на оплату отпусков ремонтных рабочих
23
96
Примечание — Источник: собственная разработка.
В конце месяца расходы по ремонту основных средств, собранные на дебете счете 23 «Вспомогательные производства», бухгалтерией ЗАО «Солигорский ИПРсОП» списываются по направлениям затрат, как показано в таблице 2.7:
Таблица 2.7 -Учет хозяйственных операций по списанию затрат на ремонт
Содержание операции
Корреспонденция счетов
дебет
кредит
На сумму затрат по ремонту основных средств цехов вспомогательных производств
23
23
На сумму затрат по ремонту основных средств цехов основного производства
25
23
На сумму затрат по ремонту основных средств общезаводского назначения
26
23
На сумму затрат по ремонту основных средств жилищно-коммунального хозяйства, детских дошкольных учреждений, домов отдыха и других основных средств непромышленного назначения
29
23
Расходы по ремонту основных средств за счет образованного резерва расходов на ремонт основных средств
96
23
Примечание — Источник: собственная разработка.
При подрядном способе выполнения ремонта ЗАО «Солигорский ИПРсОП» с подрядчиком заключает договор на выполнение работ. В этом случае на сумму счета, предъявленного подрядчиком за ремонт, бухгалтерией предприятия составляются следующие записи:
Таблица 2.8 -Учет хозяйственных операций по затратам на ремонт при подрядном способе
Содержание операции
Корреспонденция
счетов
дебет
кредит
На стоимость ремонта основных средств вспомогательных цехов
23
60
На стоимость ремонта основных средств цехов основного производства
25
60
На стоимость ремонта основных средств общезаводского назначения
26
60
На стоимость ремонта основных средств непромышленного назначения
29
60
При отнесении расходов за счет резерва расходов на ремонт основных средств
96
60
При отнесении затрат по ремонту предварительно на счет 97 «Расходы будущих периодов»
97
60
На сумму НДС
18
60
На сумму оплаты выполненных ремонтов
60
51
Примечание — Источник: собственная разработка.
2.2 Документальное оформление и учет затрат на проведение реконструкции и модернизации основных средств
Реконструкция – совокупность работ по полному или частичному переоборудованию или переустройству объекта, изменению и при необходимости дополнению его технологической схемы с заменой морально устаревших и физически изношенных частей, обеспечивающая получение более высоких качественных и количественных показателей объекта. В результате проводимых работ происходит изменение и при необходимости дополнение технологической схемы объекта, замена устаревших и малоэффективных конструктивных элементов и систем новыми, изменение конструкции объекта. При реконструкции технико-экономические показатели, конструкция и комплектация изменяются, также могут изменяться ресурс и стоимость объекта, а срок службы может быть пересмотрен.
Модернизация – это совокупность работ по усовершенствованию объекта путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта. В результате модернизации происходит замена имеющихся устаревших конструктивных элементов и систем объекта новыми, более эффективными, а также изменяются технико-экономические показатели, стоимость объекта. При этом конструкция и комплектация объекта остаются прежними, однако может увеличиться его ресурс и, кроме того, может быть пересмотрен срок службы.
Затраты на проведение реконструкции и модернизации основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются. Они отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» и в налоговом и в бухгалтерском учете увеличивают их стоимость. При этом следует учитывать, что при реконструкции и модернизации изменяется амортизируемая стоимость.
Согласно п.31 Инструкции о порядке бухгалтерского учета основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127 (с изменениями и дополнениями), фактические затраты, связанные с модернизацией и реконструкцией отражаются в бухгалтерском учете записями по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — при осуществлении работ подрядным способом и по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др. – при осуществлении работ хозяйственным способом.
Фактические затраты по законченным и оформленным актам приемки – сдачи работ относятся на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств и отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». [2]
По окончании реконструкции и модернизации комиссией составляется «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств» формы № ОС-3. Акт, подписанный комиссией, работником цеха (отдела), уполномоченным на приемку основных средств, и представителем цеха (организации), производившего реконструкцию и модернизацию, сдают в бухгалтерию организации. Он подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицами, на то уполномоченными. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств должны вноситься необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с реконструкцией и модернизацией. [5, с.65]
При выполнении ремонта хозяйственным способом указанный акт составляется в одном экземпляре, а подрядным способом – в двух экземплярах. Второй экземпляр передается организации, производившей реконструкцию и модернизацию. [5, с.67]
Наряду с ремонтом основных средств ЗАО «Солигорский ИПРсОП» проводит и модернизацию объектов основных средств. Затраты, связанные с модернизацией основных средств, оформляются бухгалтерией предприятия в качестве капитальных вложений и учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Созданной комиссией составляется акт о необходимости модернизации основного средства (Приложение М и Приложение Н). По окончании реконструкции и модернизации на основании Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3) (Приложение П и Приложение Р) затраты списывают с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство и создание объектов основных средств» в дебет счета 01 «Основные средства» и увеличивают первоначальную (восстановительную) стоимость основных средств. Также составляется акт, в котором комиссией определяется стоимость демонтированных запасных частей, агрегатов, узлов (Приложение С и Приложение Т). Затем данные по модернизации заносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (Приложение У и Приложение Ф). Данные по модернизации и реконструкции отражаются также в журнале – ордере № 13 (Приложение Х и Приложение Ц).
При осуществлении работ по модернизации объектов основных средств подрядным способом фактические затраты отражаются в бухгалтерском учете ЗАО «Солигорский ИПРсОП» по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По результатам проведения модернизации бухгалтерия составляет следующие бухгалтерские записи:
Таблица 2.9 — Отражение в учете хозяйственных операций по модернизации основных средств при подрядном способе
Примечание — Источник: собственная разработка.
При осуществлении работ по модернизации основных средств хозяйственным способом в ЗАО «Солигорский ИПРсОП» в учете делаются следующие записи:
Таблица 2.10 — Отражение в учете хозяйственных операций по модернизации основных средств при хозспособе
Содержание операции
Корреспонденция
счетов
дебет
кредит
На стоимость материалов, использованных при модернизации
08
10
На сумму начисленной заработной платы за работы по модернизации основных средств
08
70
На сумму отчислений на социальное страхование
08
69
На сумму обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
08
76
Увеличение стоимости основных средств при вводе в эксплуатацию
01
08
Примечание — Источник: собственная разработка.
Фактические затраты после окончания работ относятся на увеличение первоначальной стоимости основных средств и отражаются по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Затраты по модернизации уменьшаются на сумму материалов, полученных от разборки основных средств, и отраженных по цене возможного использования, что оформляется следующей проводкой: Д-т 10 «Материалы» К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы».
2.3 Порядок учета создания и использования ремонтного фонда
В тех отраслях промышленности, где затраты на текущий или капитальный ремонт отдельных видов основных средств значительны и производятся на протяжении года неравномерно, может создаваться ремонтный фонд (резерв).
Для учета ремонтного фонда используется пассивный синтетический счет 96 «Резервы предстоящих расходов» и вводится субсчет «Ремонтный фонд (резерв)». [5, с.70]
Отчисления в ремонтный фонд (резерв) отражаются в учете, исходя из 1/12 части их сметной годовой суммы, следующими проводками:
Таблица 2.11 – Учет хозяйственных операций по учету ремонта с созданием ремонтного фонда
Содержание операции
Корреспонденция счетов
дебет
кредит
На сумму расходов по ремонту в кооперативах, на малых и совместных организациях, учитывающих все затраты на указанном счете
20
96
На сумму расходов по ремонту основных средств цехов вспомогательных производств
23
96
На сумму расходов по ремонту основных средств цехов основного производства
25
96
На сумму расходов по ремонту основных средств общезаводского назначения
26
96
Примечание – Источник: собственная разработка
В дальнейшем все затраты, связанные с ремонтом основных средств, покрываются за счет созданного ремонтного фонда. При этом составляются следующие проводки:
Д-т сч. 96 «Резервы предстоящих расходов» (субсчет «Ремонтный фонд»),
К-т сч. 23 «Вспомогательные производства» — при проведении ремонта силами цехов вспомогательных производств;
К-т сч. 10 «Материалы», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» при осуществлении ремонта силами основных цехов или отнесении расходов прямо за счет ремонтного фонда, минуя счет 23.
Превышение фактических затрат по ремонту над величиной созданного резерва относится на дебет счета 97 «Расходы будущих периодов» с кредита счетов расходов (10, 16, 20, 21, 25, 26, 29, 51, 70, 76 и др.) Затем разница списывается со счета 97 за счет издержек производства в течение 5 лет (Д-т сч. 20, 23, 25, 26, 29, 44 и др. и К-т сч. 97)
Если в течение пяти лет достигнута экономия по ремонту основных средств, то она списывается за счет уменьшения издержек производства в зависимости от направления затрат следующими сторнировочными записями:
Д-т сч. 20 «Основное производство»,
Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства»,
Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы»,
Д-т сч. 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»,
Д-т сч. 44 «Расходы на реализацию» и других счетов,
К-т сч. 96 «Резервы предстоящих расходов» [5, с.71]
В ЗАО «Солигорский Институт проблем ресурсосбережения с Опытным производством» ремонтный фонд не создается, а все расходы по ремонту сразу списываются на счета затрат.
2.4 Особенности учета ремонта арендованных основных средств
В случае если выполнение капитального ремонта арендуемого имущества в соответствии с договором аренды возложено на арендатора, то фактические затраты по такому ремонту отражаются в учете последнего в следующем порядке:
Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию»
К-т 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 10 «Материалы», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.
В аналогичном порядке должны отражаться в учете арендатора расходы по текущему ремонту арендуемого имущества.
Учетной политикой арендатора, может быть предусмотрено резервирование затрат на выполняемый им капитальный ремонт арендуемого имущества. В таком случае вместо перечисленных выше счетов учета затрат на производство и учета расходов на реализацию задействуются счета 96 «Резервы предстоящих расходов» (субсчет «Резерв предстоящих затрат на ремонт арендованных основных средств») и 97 «Расходы будущих периодов» (субсчет «Затраты по капитальному ремонту арендованных основных средств»).
В учете арендатора создание резерва предстоящих затрат на капитальный ремонт арендованных основных средств и его использование может отражаться в следующем порядке:
Д-т счетов учета затрат на производство (расходов на реализацию) — ежемесячное резервирование затрат исходя из сметной стоимости ремонта и предусмотренного договором срока аренды имущества
К-т 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв предстоящих затрат на ремонт арендованных основных средств»
Д-т 97 «Расходы будущих периодов», субсчет «Затраты по капитальному ремонту арендованных основных средств» – фактические затраты арендатора, связанные с осуществлением капитального ремонта арендованного имущества
К-т 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 10 «Материалы», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.
Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв предстоящих затрат на ремонт арендованных основных средств» – списание (ежемесячно) расходов будущих периодов по капитальному ремонту арендованных основных средств (в пределах имеющегося резерва на осуществляемый ремонт)
К-т 97 «Расходы будущих периодов», субсчет «Затраты по капитальному ремонту арендованных основных средств»
Д-т счетов учета затрат на производство (расходов на реализацию) — списание неиспользованного резерва предстоящих затрат на ремонт арендованных основных средств (методом «красное сторно» в конце отчетного года)
К-т 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв предстоящих затрат на ремонт арендованных основных средств»
Если выполнение капитального ремонта арендуемого имущества было возложено на арендодателя, но такой ремонт выполнялся арендатором, арендодатель обязан возместить арендатору стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы.
В бухгалтерском учете (в соответствии с описанием счета 97, данным в Инструкции) расходы будущих периодов по капитальному ремонту основных средств, производимому за счет средств арендодателя, должны отражаться следующим образом:
Д-т 97 «Расходы будущих периодов», субсчет «Затраты по капитальному ремонту арендованных основных средств» – фактические затраты арендатора, связанные с осуществлением капитального ремонта арендованного имущества
К-т 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 10 «Материалы», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – списание (ежемесячно) расходов будущих периодов по капитальному ремонту арендованных основных средств (в пределах начисленной в пользу арендодателя арендной платы)
К-т 97 «Расходы будущих периодов», субсчет «Затраты по капитальному ремонту арендованных основных средств»
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – списание в конце года оставшейся суммы произведенных арендатором затрат по капитальному ремонту арендованных основных средств (если такие затраты не были списаны в течение года) на расчеты с арендодателем
К-т 97 «Расходы будущих периодов», субсчет «Затраты по капитальному ремонту арендованных основных средств» [2, с. 64]
В ЗАО «Солигорский Институт проблем ресурсосбережения с Опытным производством» нет арендованных основных средств, их пополнение осуществляется только путем покупки. продолжение
–PAGE_BREAK–