–PAGE_BREAK–За прошедшие годы на территории Ставропольского, Краснодарского краев, Калмыкии, Осетии, Дагестане построили новые железнодорожные линии: Дивное – Элиста, Благодарное – Буденновск, Красногвардейское – Передовая, Кизляр – Карлан-Юрт, 145 км подъездных железнодорожных путей к промышленным предприятиям, выполнена электрификация железнодорожных участков Тихорецкая – Краснодар, Кавказская – Краснодар, две казармы для МВД в г. Владикавказе, пос.Затеречном. Построено в г. Ставрополе: железнодорожная поликлиника, школы № 12 и № 64, железнодорожный детский сад, ремонтно- механический завод, инженерный корпус сельхозтехники, жилые дома общей площадью 32 тыс.м2, на территории Ставропольского края, Калмыкии – 50 тыс.м2; в г. Минеральные Воды – Бальнеофизиотерапевтический комплекс на 208 коек ЦБ № 5 МПС РФ и другие объекты. СМП-334 располагает технически оснащенной производственной базой, имеет столярный цех, растворо-бетонный узел, укомплектован грузоподъемной, землеройной техникой в количестве 32 еденици, автотранспортом для перевозки людей, материалов, конструкций- 42 еденицы.
На строительно-монтажных работах и подсобном производстве трудится около 300 квалифицированных работников. Все руководители и специалисты имеют высшее и средне — техническое образование. Многие работают в коллективе 10, 15, 20 лет и более.
В настоящее время СМП №334 выполняет работы по реконструкции центра Госсанэпиднадзора СК в г. Ставрополе, объектов Северо-Кавказской железной дороги и другие работы.
Главным направлением всех работ являются повышение качества и эксплуатационной надежности сооружений при одновременном снижении трудоемкости и сроков строительства объектов.
СМП-334 является одним из филиалов ОАО «Кавтрансстрой», которое находится в г. Владикавказе. ОАО «Кавтрансстрой» является акционерным обществом открытого типа: 51% акций общества находится во владении Государственным комитетом имущества, 49% акций – у акционеров, которые либо работали, либо работают в данный момент в ОАО «Кавтрансстрой».
ОАО «Кавтрансстрой» действует на основе Устава, в котором указан размер уставного фонда, порядок распределения прибыли и возмещения убытков, состав совета директоров.
На конференции трудового коллектива принят коллективный договор, который направлен на обеспечение стабильной работы СМП №334, его конкурентоспособности, создания социально-экономических условий для производительного труда, регулирует социально- трудовые отношения, устанавливает нормы оплаты труда и охраны труда, а также социальные гарантии и льготы для всех работников.
Руководитель СМП №334 создает необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечивает обязательное выполнение всеми службами и работниками, имеющими отношение к учету, требования главного бухгалтера в части порядка оформления предоставления для учета документов и сведений. Все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру, аппарат бухгалтерии состоит из 7 человек. В СМП-334 филиал ОАО «Кавтрансстрой» применяется автоматизированная форма обработки информации. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется при помощи компьютерной технологии с применением программы «1С: Предприятие». Эта форма имеет очевидные преимущества, обеспечивая высокую скорость, высокую надежность и всеобъемляющий сервис.
Необходимым условием эффективной деятельности предприятия является рациональное построение организационной и производственной структуры.
Организационная структура управления удовлетворяет потребностям предприятия и создает предпосылки высокой оперативности управления, согласованной работы всех структурных подразделений.
2.2 Экономическая характеристика СМП №334
Таблица 1 — Показатели численности и заработной платы работников организации
Показатели
2004
2005
2006
Отклонения
2006 к2005
2006 к 2004
Среднесписочная численность работников, чел.
453
389
285
-104
-168
в том числе:
рабочих
402
340
243
-97
-159
служащих
51
49
42
-7
-9
Фонд заработной платы, тыс. руб.
12925,0
16634,0
13956,0
-2678,0
+1031,0
в том числе:
рабочих
10799,0
13999,0
10979,0
-3020,0
+180,0
служащих
2126,0
2635,0
2977,0
+342,0
+851,0
По данным таблицы 1 видим, что в общем объеме численности работников наибольший удельный вес приходится на рабочих, так за анализируемый период он составяет более 87 %.
Наблюдается уменьшение численности работников в 2006 году на 104 человека по сравнению с 2005 годом и на 168 человек по отношению к 2004 году. Количество служащих уменьшилось в 2006 году на 9 человек, а рабочих на 159 человек по сравнению с 2004 годом. Удельный вес заработной платы рабочих в 2006 году составил 78,67%, а служащих 21,33 %. Фонд заработной платы вырос в 2006 году на 1031 тысячу рублей по сравнению с 2004 годом. Это произошло за счет увеличения оплаты труда рабочим на 180 тысяч рублей и служащих на 851 тысячу рублей. Однако фонд уменьшился на 2678 тысяч рублей по отношению к 2005 году за счет уменьшения заработной платы рабочих на 3020 тысяч рулей.
Уменьшение численности рабочих произошло в связи с уменьшением объемов работ.
\s
Рис. 1 — Объем выполненных СМР, тыс.руб.
На рисунке 1 мы видим, что за анализируемый период объем выполненных строительно-монтажных работ значительно сократился. В 2004 году объем строительных работ составил 132345 тысяч рублей, в 2005 году – 76357 тысяч рублей, в 2006 году – 47821 тысяча рублей.
Снижение объемов работ произошло в связи с тем, что основным заказчиком является МПС РФ, которое в последнее время находится в сложном экономическом положении в связи с постоянной сменой руководства, реорганизацией и приватизацией.
Таблица 2 — Состав и структура источников средств организации
Источники средств
2004
2005
2006
Изменения
Тыс.руб.
Уд.
вес,%
Тыс.
руб.
Уд.
вес,
%
Тыс.
руб.
Уд.
вес,
%
2006 к 2004
Тыс.
руб.
Уд.
вес,%
Собственный капитал и резервы
Фонд социальной сферы
54
0,07
7
0,02
—
—
-54
-0,07
Нераспределенная
прибыль
5111
7,01
3526
10,87
3058
13,22
-2053
+6,21
Итого
5165
7,08
3533
10,89
3058
13,22
-2107
+6,14
Заемные средства
Кредиторская задолженность
46061
63,16
11833
36,46
4581
19,81
-41480
-43,35
Прочие краткосрочные обязательства
13430
18,42
14074
43,34
13797
59,65
+367
+41,23
Прочие долгосрочные обязательства
8271
11,34
3012
9,28
1692
7,32
-6579
-4,02
Итого
67762
92,92
28919
89,11
20070
86,78
-47692
-6,14
Всего
72927
100
32452
100
23128
100
-49799
–
За анализируемый период можно отметить, что собственный капитал в структуре источников средств предприятия составил около 10%, а заемные средства – 90%. На конец 2006 года мы видим, что примерно 60% в структуре источников средств организации составляют прочие краткосрочные обязательства.
Доля кредиторской задолженности уменьшилась на 43,35 %, что в сумме составило 41480 тысяч рублей. Удельный вес нераспределенной прибыли в структуре источников средств предприятия увеличился на 6,21%, но уменьшился в сумме на 2053 тысячи рублей.
Таблица 3 — Расчет наличия собственных оборотных средств, тыс. руб.
Показатели
2004
2005
2006
Изменения
2006к 2005
2006к2004
Оборотные средства
Производственные запасы и затраты
17543,0
7341,0
6356,0
-985,0
-11187,0
Расходы будущих периодов
2,0
9,0
38,0
+29,0
+36,0
Дебиторская задолженность
51208,0
20253,0
11517,0
-8736,0
-39691,0
Денежные средства
—
379,0
1040,0
+661,0
+1040,0
Итого оборотных активов
68753,0
27982,0
18951,0
-9031,0
-49802,0
Краткосрочные обязательства
Кредиторская задолженность
46006,0
11833,0
4581,0
-7252,0
-41425,0
Прочие пассивы
13485,0
14074,0
13797,0
-277,0
+312,0
Итого
59491,0
25907,0
18378,0
-7529,0
-41113,0
Собственные оборотные средства
9262,0
2075,0
573,0
-1502,0
-8689,0
Уд. вес собственных оборотных средств в общей сумме оборотных средств, %
13,47
7,42
3,02
-4,43
-10,45
По данным таблицы 3 удельный вес собственных оборотных средств в составе оборотных средств в 2006 году составил 3,02%, что на 10,45 % меньше чем в 2004 году и на 4,43 % меньше чем в 2005 году, что свидетельствует о недостатке собственных оборотных средств.
Общая сумма оборотных средств сократилась в 2006 году на 49802 тысячи рублей по отношению к 2004 году и составила 18951 тысячу рублей. По сравнению с 2005 годом сумма оборотных средств также уменьшилась на 9031 тысячу рублей. Эти изменения произошли за счет уменьшения суммы производственных запасов на 11187 тысяч рублей, уменьшения дебиторской задолженности на 39691 тысячу рублей, увеличения суммы денежных средств на 1040 тысяч рублей, и расходов будущих периодов на 36 тысяч рублей. Также на уменьшение собственных оборотных средств повлияло изменение кредиторской задолженности. За период с 2004 года по 2006 год наблюдается тенденция к снижению задолженности. Собственные оборотные средства в 2006 году составили 573 тысячи рублей, что на 1502 тысячи рублей меньше, чем в 2005 году и на 8689 тысяч рублей, чем в 2004 году.
Таблица 4 — Состав кредиторской задолженности, тыс. руб.
Показатели
2004
2005
2006
Отклонение
2006 к 2005
2006 к 2004
Поставщики, подрядчики
37621,0
8225,0
826,0
-7399,0
-36795,0
Оплата труда
1849,0
975,0
935,0
-40,0
-914,0
Социальное страхование
1417,0
783,0
1029,0
+246,0
388,0
Бюджет
3386,0
1819,0
1598,0
-221,0
-1788,0
Прочие кредиторы
1733,0
31,0
193,0
+162,0
-1540,0
Дивиденты
55,0
—
—
—
-55,0
Итого
46061,0
11833,0
4581,0
-7252,0
-41480,0
За анализируемый период по данным таблицы 4 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в составе кредиторской задолженности в 2006 году составила задолженность перед бюджетом 34,88 % и задолженность по социальному страхованию 22,47 %.
Однако наблюдается положительная тенденция по уменьшению кредиторской задолженности. В 2006 она уменьшилась на 41480 тысяч рублей по сравнению с 2004 годом, за счет уменьшения задолженности перед поставщиками и подрядчиками на 36795 тысяч рублей, бюджетом- 1788 тысяч рублей, по заработной плате — 914 тысяч рублей.
В 2006 году СМП № 334 задолженности по дивидентам не имеет.
Используя таблицу 5, рассмотрим состав дебиторской задолженности в динамике за 3 года.
Таблица 5 — Состав дебиторской задолженности, тыс. руб.
Показатели
2004
2005
2006
Изменение
2006 к 2005
2006 к 2004
Покупатели
11,0
2,0
1,0
-1,0
-10,0
Заказчики
51091,0
20124,0
11335,0
-8789,0
-39756,0
Прочие дебиторы
106,0
127,0
181,0
+54,0
+75,0
Итого
51208,0
20253,0
11517,0
-8736,0
-39691,0
Наибольший удельный вес в составе дебиторской задолженности занимает задолженность заказчиков за выполненные работы. Так в 2004 году она составила — 99,77%, в 2005 году – 99,36%, а в 2006 году — 98,42 %.
На конец 2006 года дебиторская задолженность уменьшилась по сравнению с 2004 годом на 39691 тысячу рублей, а по отношению к 2005 году на 8736 тысяч рублей. Изменения произошли за счет погашения задолженности покупателей на 10 тысяч рублей, заказчиков на 39756 тысяч рублей. Однако увеличение дебиторской задолженности произошло за счет прочих дебиторов на 75 тысяч рублей по отношению к 2004 году и на 54 тысячи рублей к 2005 году.
По данным таблицы 6 рассмотрим динамику показателей прибыли.
За анализируемый период можно сделать вывод, что прибыль в 2006 году выросла на 34,14 % по отношению к 2005 году, что привело к увеличению прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.
Но по отношению к 2004 году прибыль значительно снизилась на 83,78 %, так как уменьшилась выручка на 84524 тысячи рублей. Это привело к снижению нераспределенной прибыли на 2897 тысяч рублей.
Рентабельность выросла в 2006 году на 66,96 % к 2005 году, но уменьшилась на 50,66 % по отношению к 2004 году.
В целом уменьшение показателей прибыли произошло в связи с уменьшением объемов выполненных работ и уменьшением суммы выручки.
Таблица 6 — Динамика показателей прибыли, тыс.руб.
Показатели
2004
2005
2006
Отклонение, %
2006 к 2005
2006 к 2004
Выручка от реализации
132345,0
76357,0
47821,0
62,63
36,13
Себестоимость
127506,0
75513,0
46945,0
62,17
36,82
Валовый доход
4839,0
844,0
876,0
103,79
18,10
Прибыль (убыток) от реализации
4839,0
844,0
876,0
103,79
18,10
Рентабельность,%
3,79
1,12
1,87
166,96
49,34
Сальдо операционных результатов
-1126,0
-73,0
-188,0
—
—
Сальдо внереализационных результатов
16,0
-320,0
-83,0
—
—
Прибыль (убыток) до налогообложения
3729,0
451,0
605,0
134,14
16,22
Налог на прибыль
522,0
303,0
295,0
—
—
Используя таблицу 7, проведем анализ финансовой устойчивости предприятия.
Из таблицы анализа финансовой устойчивости видим, что значение коэффициента соотношения собственных и заемных средств превысило максимально допустимое значение и составило к концу 2006 года 6,56 %. Это свидетельствует о финансовой неустойчивости организации. На каждый рубль собственных средств приходится 6,56 рублей заемных средств. Но при этом наблюдается тенденция к снижению финансовой зависимости организации от привлеченного капитала.
Таблица 7 — Анализ финансовой устойчивости организации
Наименование показателя
2004
2005
2006
Экономическое содержание
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств, %
КС=1,5
Ф№1стр.590+стр.690: стр.490
13,11
8,18
6,56
Характеризует величину заемных средств, приходящихся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы организации.
Коэффициент автономии (финансовой независимости),%
Кфн= 0,5
Ф№1 стр.490: стр.300
0,07
0,11
0,13
Определяет отношение стоимости капитала и резервов организации, очищенных от убытков, к сумме средств организации в виде внеоборотных и оборотных активов.Кфн определяет долю активов организации, которые покрываются за счет собственного капитала.Чем выше значение коэффициента, тем более организация финансово устойчива.
Коэффициент концентрации привлеченного капитала,%
Кк
Ф№1 стр.590+стр.690: стр.300;
или 1- Кфн
0,93
0,89
0,87
Характеризует долю заемного капитала в общей сумме имущества организации. Он связан с показателем финансовой автономии выражением Кфн+Кк=1
Рост Кк означает увеличение доли заемных средств, снижение финансовой устойчивости и увеличение зависимости от внешних кредиторов.
Коэффициент маневренности собственного капитала,%
Км= 0,5
Ф№1 стр.490-стр.190: стр.490
0,19
-0,36
-0,26
Характеризует часть собственного капитала, используемую для финансирования текущей деятельности, т.е. вложенную в оборотные средства. Отрицательная величина Км свидетельствует о необеспеченности текущей деятельности собственными средствами.
Коэффициент общей платежеспособности,%
Коп
Ф№1 стр.690+стр.590:
стр.010 Ф №2
0,51
0,38
0,42
Характеризует общую ситуацию с платежеспособностью организации, объемами ее заемных средств и сроками возможного погашения задолженности перед кредиторами. Определяет величину заемных средств, приходящихся на 1 рубль полученной среднемесячной выручки.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами,%
Косс = 0,1
Ф№1 стр.490-стр.190: стр.290
0,01
-0,03
-0,06
Косс показывает обеспеченность собственными оборотными средствами, или какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных оборотных средств. Результат расчетов показывает о недостатке собственных оборотных средств.
продолжение
–PAGE_BREAK–Коэффициент автономии и концентрации собственного капитала свидетельствуют о неблагоприятной финансовой ситуации, т.е. собственникам принадлежит только 7% стоимости имущества в 2004 году, 11% в 2005 году и 13 % в 2006 году. Финансовая зависимость от привлеченного капитала возросла в 2004 году до 93 %, но снизилась в 2006 году до 87 %. Происходит уменьшение коэффициента концентрации привлеченного капитала, что незначительно, но положительно влияет на финансовую устойчивость предприятия. Отрицательная величина коэффициента маневренности собственного капитала свидетельствует о необеспеченности текущей деятельности собственными средствами. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами за анализируемый период свидетельствует о недостаке собственных оборотных средств, а также неустойчивом финансовом положении организации.
3. Учет затрат на строительство
3.1 Нормативные документы, применяемые в строительстве
Организации, осуществляющие строительную деятельность, руководствуются законодательными и иными правовыми актами, регулирующими хозяйственные отношения, а также нормативными документами соответствующих органов власти.
С отменой с 1 января 2002 года Постановления Правительства РФ от 05.08.1992 № 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», функции этого документа в настоящее время выполняют гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 №33н.
В рамках реализации в 2001-2008 гг. Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности предполагается разработка и утверждение отраслевых инструкций по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности.
В настоящее время отражение операций по инвестиционным договорам в строительстве, и в бухгалтерском учете основано на применении следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 08.08.2001г. № 128-ФЗ (ред. от 11.03.2003) «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (ред. от 18.05.2002);
Положение по ведению бухгалтерского учета в бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.98г. № 34н (ред. от 24.03.2000);
Постановление Госстроя России от 26.04.99 № 31 «Об утверждении Методических указаний по определению стоимости строительной продукции»;
Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное Письмом Минфина России от 30.12.93 № 160;
Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное Приказом Минфина России от 20.12.94 № 167.
Первичная документация составляется с обязательным кодированием, обеспечивающим учет по объектам строительства и видам работ, а также в разрезе участков, бригад, подразделений и служб строительной организации.
В капитальном строительстве для организации оперативного и бухгалтерского учета строительно-монтажных работ используются формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а и от 11.11.99 № 100.
Таблица 8 — Формы учетной документации
Номер формы
Наименование формы
КС-6
Общий журнал работ
КС-2
Акт о приемке выполненных работ
КС-3
Справка о стоимости выполненных работ и затрат
КС-6а
Журнал учета выполненных работ
Для учета выполненных работ применяется форма № КС-6а «Журнал учета выполненных работ». Журнал учета выполненных работ является накопительным документом, на основании которого составляется акт приемки выполненных работ по форме № КС-2 и справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3.
Журнал учета выполненных работ ведет исполнитель работ по каждому объекту строительства на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому конструктивному элементу или виду работ. Затраты по строке «Накладные и прочие расходы» отражаются на основе смет этих расходов за отчетный период в размерах, определяемых в соответствии с принятой в строительной организации методикой.
На основании данных Журнала учета выполненных работ (форма № КС-6а) составляется «Акт о приемке выполненных работ» (форма № КС-2).
Акт применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений, составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и заказчика (генподрядчика)).
Согласно статье 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Сметная (договорная) стоимость выполненных работ, их наименование и объем указываются в Акте о приемке выполненных работ (приложение 4).
На основании Акта о приемке выполненных работ заполняется «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» (приложение 5).
Справка применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы и составляется в необходимом количестве экземпляров. Один экземпляр – для подрядчика, второй – для заказчика (застройщика, генподрядчика). В адрес финансирующего банка и инвестора справка представляется только по их требованию.
Выполненные работы и затраты в справке отражаются исходя из договорной стоимости.
Справка по форме № КС-3 составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком – заказчику (застройщику). Форма № КС-6 «Общий журнал работ» является основным первичным документом, отражающим технологическую последовательность, сроки, качество выполнения и условия производства строительно-монтажных работ.
Журнал ведется производителем работ, ответственным за строительство отдельных здания или сооружения на строительстве (при реконструкции, расширении) или группы однотипных, одновременно строящихся зданий, сооружений, расположенных в пределах одной строительной площадки.
К отраслевым документам относятся выпускаемые Госстроем России строительные нормы и правила (СНиП), строительные расценки, правила формирования сметной стоимости строительства и заключения договоров подряда, сборники нормативных показателей расхода материалов на основные виды строительных и монтажных работ, типовые методические рекомендации по планированию себестоимости строительных работ.
В систему нормативных документов входят ГОСТы в области строительства, своды правил по проектированию, некоторые нормативные документы субъектов РФ, строительные нормы территориальных органов управления, издаваемые в пределах их компетенции.
СНиП регламентируют порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство зданий, сооружений на территории РФ.
С учетом требований законодательства в СНиПе 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве» установлено, что обязательные требования нормативных документов по строительству подлежат применению всеми органами, предприятиями, организациями независимо от форм собственности и принадлежности, а также физическими лицами. К обязательным требованиям во вновь разрабатываемых нормативных документах Системы отнесены требования по безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости продукции и применяемых в строительстве технических решений.
3.2 Учет затрат при различных способах производства строительных работ
Порядок учета затрат на строительные работы зависит от способа их производства: подрядного или хозяйственного.
Ответственными силами заказчика или инвестора. Для этого в организационной структуре заказчика создается строительно-монтажное подразделение, которое и осуществляет комплексное строительство объекта. Данный способ обычно применяют при реконструкции или расширении действующих предприятий, при строительстве небольших объектов на территории существующего предприятия.
При хозяйственном способе производства строительно-монтажных работ учет затрат ведется застройщиком на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Затраты относятся в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с кредита счетов учета производственных затрат: 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др. В организациях, осуществляющих строительство хозяйственным способом, все расходы, носящие характер общепроизводственных расходов, списываются непосредственно со счетов учета производственных затрат в дебет субсчета 08-3 «Строительство объектов основных средств»:
Дебет счета 08-3 «Строительство объектов основных средств»
Кредит счета 10 «Материалы» списана стоимость переданных материальных ценностей на строительные и монтажные работы; Дебет счета 08-3 «Строительство объектов основных средств»
Кредит счета 07 «Оборудование к установке» передано в монтаж рабочим оборудование, требующее монтажа;
Дебет счета 08-3 «Строительство объектов основных средств»
Кредит счета 23 «Вспомогательные производства» отражены затраты вспомогательных производств, привлеченных к выполнению строительных и монтажных работ;
Дебет счета 08-3 «Строительство объектов основных средств»
Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» начислена заработная плата строительным рабочим за выполнение разного вида работ по строительству объекта;
Дебет счета 08-3 «Строительство объектов основных средств»
Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» начислен социальный налог на заработную плату лиц, участвующих в выполнении строительных, монтажных и прочих видов капитальных работ;
Дебет счета 08-3 «Строительство объектов основных средств»
Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» списаны расходы, произведенные подотчетным лицом и использованные в составе затрат на капитальные вложения;
Дебет счета 08-3 «Строительство объектов основных средств»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» списаны прочие расходы, связанные с содержанием строительных площадок, монтажными работами, приемкой и хранением материальных ценностей и инструментов;
Дебет счета 08-3 «Строительство объектов основных средств»
Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» начислена амортизация по основным средствам, используемым в капитальном строительстве и работах;
Дебет счета 08-3 «Строительство объектов основных средств»
Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы» списана доля общехозяйственных расходов на затраты по строительно- монтажным работам;
Дебет счета 01 «Основные средства»
Кредит счета 08-3 «Строительство объектов основных средств» — принят в эксплуатацию сданный объект.
При подрядном способе строительство объекта осуществляется постоянно действующими специальными строительными и монтажными организациями (подрядчиками) по договору с заказчиком, которые имеют собственные материально-технические базы, средства механизации и транспорта, постоянные строительно-монтажные кадры соответствующих специальностей и опираются в своей деятельности на крупное механизированное промышленное производство строительных конструкций, деталей полуфабрикатов. Этот способ строительства является основным.
Подрядный способ работ предполагает заключение между заказчиком и подрядчиком (генеральным подрядчиком) договора (приложение ) на весь период строительства до полного завершения стройки. В договоре оговариваются взаимные обязательства сторон и ответственность за их выполнение, порядок осуществления строительства, обеспечивание материально-техническими ресурсами, регламентируются условия производства работ.
Заказчик предоставляет подрядчику площадку для строительства, своевременно передает ему утвержденную проектно-сметную документацию, обеспечивает финансирование, поставляет технологическое, энергетическое и другие виды оборудования.
В процессе строительства заказчик осуществляет технический надзор за ходом строительства, контроль за соответствием фактических объемов, стоимости и качества выполняемых работ, а также технических условий на производство и приемку работ, обеспечивает приемку и оплату законченных строительством объектов и отдельных этапов работ, рассчитывается с подрядчиком за принятую законченную строительную продукцию.
Учет затрат у подрядчика по выполнению строительных работ ведется на счете 20 «Основное производство».
Строительно-монтажный поезд № 334 является подрядной организацией и осуществляет строительные работы собственными силами, или с помощью субподрядных организаций.
Учет прямых затрат СМП №334 по выполнению строительных работ ведется на активных счетах: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы». Учет накладных расходов осуществляется на собирательно-распределительном счете 26 «Общехозяйственные расходы». По дебету указанных счетов учитываются расходы, а по кредиту — их списание. С кредита счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» списывают фактическую себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг).
Сырье и материалы отпускают в производство в соответствии с действующими нормами расхода по массе, объему, площади или счету и оформляют лимитно-заборными картами, требованиями, накладными. По истечении месяца материально-ответственные лица составляют материальные отчеты формы
М-19а, формы М- 29, где указывают фактические расходы материалов на каждый объект строительства. На основании этих отчетов бухгалтерия составляет ведомости распределения израсходованных сырья и материалов:
Дебет счета 20 «Основное производство»
Кредит счета 10 «Материалы» — 1570948,11 рублей списана стоимость использованных в производстве материалов ( приложение 1);
Также к материальным расходам относят выполненные работы, услуги поставщиками, подрядчиками и внутрихозяйственными подразделениями. На основании полученных счетов-фактур делается запись:
Дебет счета 20 «Основное производство»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 251581,17 рублей списана стоимость работ, услуг, оказанных сторонними организациями (приложение 1);
Дебет счета 20 «Основное производство»
Кредит счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» — 4760 рублей отражены услуги выполненные подразделением ОАО «Кавтрансстрой» (приложение 1);
По дебету счета 23 «Вспомогательные производства» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг основному производству организации. По кредиту данного счета отражаются суммы фактической себестоимости выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных основному производству услуг.
Стоимость изготовленных строительных материалов, конструкций, изделий приходуется на счет 10 «Материалы» по фактической себестоимости изготовления. Учет затрат ведется по каждому цеху вспомогательных производств в разрезе отдельных видов продукции по статьям затрат. Выпуск продукции
Дебет счета 20 «Основное производство»
Кредит счета 23 «Вспомогательные производства» включены затраты вспомогательного производства в себестоимость продукции основного производства. Выпуск продукции вспомогательных производств оформляются такими документами: накладная, путевой лист, справки главного механика, главного энергетика и другими.
По статье «Расходы на оплату труда рабочих» учитываются суммы основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих. В состав основной заработной платы производственных рабочих включают: оплату операций и работ по сдельным нормам и расценкам, а также повременную оплату труда; доплаты по сдельно — и повременно-премиальным системам оплаты труда и др. Заработная плата основная и дополнительная производственных рабочих включается в себестоимость конкретного объекта по данным табелей учета использования рабочего времени, нарядов, рапортов, ведомостей и др. На основании первичных документов, сгруппированных по направлениям затрат, составляются ведомости распределения заработной платы по каждому структурному подразделению. Согласно этим распределительным ведомостям, на счетах делаются записи:
продолжение
–PAGE_BREAK–Дебет счета 20 «Основное производство»
Кредит счета 70 «Расчеты по оплате труда» — 492084,01 рублей отражена сумма начисленной заработной платы производственных рабочих (приложение 1);
Отчисления на социальные нужды включаются в себестоимость продукции в установленных законодательством процентах от начисленной заработной платы по направлениям произведенных затрат. Данные из ведомостей переносятся в сводный регистр для обобщения всех затрат. После расчетов делаются записи:
Дебет счета 20 «Основное производство»
Кредит счета 69 «Расходы по социальному страхованию и обеспечению» начислена сумма единого социального налога, начисленного на сумму расходов на оплату труда основного производственного персонала.
Синтетический учет затрат на содержание строительных машин и механизмов ведется на активном собирательно- распределительном счете 25 «Общепроизводственные расходы».
В статью «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов» включаются:
· затраты по оплате труда рабочих, занятых управлением строительными машинами и механизмами:
Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы»
Кредит счета 70 «Расчеты по оплате труда» — 134834,61 рубля начислена заработная плата работникам, обслуживающим строительные машины и механизмы (приложение 3);
· затраты материальных ресурсов, включая топливо и энергию на эксплуатационные цели;
Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы
Кредит счета 10 «Материалы» -110802,42 рубля списаны израсходованные горюче смазочные материалы (приложение 3);
· амортизационные отчисления на полное восстановление строительных машин и механизмов, а также производственных приспособлений и оборудования, учитываемых в составе основных средств:
Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы»
Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» — 12254 рубля начислена амортизация по строительным машинам (приложение 3);
· затраты на техническое обслуживание и диагностирование строительных машин и механизмов;
· затраты на перебазирование строительных машин и механизмов ли отчисления в резерв;
· прочие затраты, связанные с эксплуатацией строительных машин и механизмов.
Затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, используемых на работах, выполняемых не по договорам на строительство, а также затраты на содержание строительных машин и механизмов, сданных в аренду, в себестоимость строительных работ не включаются.
Для организации оперативного и бухгалтерского учета работы строительных машин и механизмов используются формы первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 №78 (путевой лист строительной машины, рапорт о работе строительной машины и механизма, журнал учета работы и др.).
Расходы, учтенные на счете 25 «Общепроизводственные расходы», полностью списываются в дебет счета 20 «Основное производство»:
Дебет счета 20 «Основное производство»
Кредит счета 25 «Общепроизводственные расходы» — 263662,70 рубля списаны общепроизводственные расходы в полном объеме (приложение 3).
Аналитический учет расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования ведется в ведомости Ф №12, Ф№13. по следующей типовой номенклатуре статей:
1) «Амортизация оборудования и транспортных средств»;
2) «Эксплуатация оборудования» (стоимость смазочных, обтирочных и прочих вспомогательных материалов, заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, стоимость потребленного топлива и т.п.);
3) «Текущий ремонт оборудования и транспортных средств» и другие.
Накладные (косвенные) расходы строительной организации представляют собой затраты, связанные с управлением, а также обеспечением общих условий для функционирования организации в целом. При этом отсутствует их связь с производственным процессом. В частности к таким затратам могут быть отнесены:
— административно-управленческие расходы;
— содержание общехозяйственного персонала, непосредственно не связанного с производственной деятельностью;
— амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
— расходы на обслуживание работников строительства;
— расходы на организацию работ на строительных площадках;
— расходы по оплате информационных, консультационных услуг;
— другие аналогичные по назначению расходы.
Виды и структура затрат, включаемых в общехозяйственные расходы строительной организации, определяются в соответствии с отраслевыми указаниями по планированию и учету себестоимости продукции ( работ, услуг), а также сметой затрат на строительство объекта. Согласно п.5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» они являются составной частью расходов организации по обычным видам деятельности, связанным с изготовлением строительной продукции. В практике строительных организаций эти расходы принято называть накладными. Накладные расходы невозможно непосредственно включать в себестоимость строительной организации по соответствующим объектам учета. Данные расходы относятся к деятельности строительной организации в целом и поэтому включаются в себестоимость объектов учета с помощью специальных методов: пропорционально прямым расходам, расходам на оплату труда рабочих или с применением других методов, обеспечивающих наиболее достоверное выявление себестоимости отдельных видов выпускаемой строительной продукции.
Согласно учетной политики, принятой в СМП №334 филиал ОАО «Кавтранстрой», накладные расходы ежемесячно распределяются пропорционально расходам на оплату труда рабочих.
Синтетический учет накладных расходов в СМП № 334 осуществляется с применением активного собирательно-распределительного счета 26 «Общехозяйственные расходы». Накладные расходы учитываются на основе первичной учетной документации (платежные требования, накладные, выписки банков, расчетные ведомости, наряды, акты, счета- фактуры и др.), оформленной в порядке установленном соответствующими нормативными актами, в журнале-ордере №10-с по счету 26 раздельно по накладным расходам, относящимся к основному производству, и по расходам, относящимся к вспомогательным производствам.
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит счета 02 «Амортизация основных средств»- 9289 рублей начислена амортизация по основным средствам непроизводственного назначения (приложение 2);
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит счета 51 «Расчетные счета» -16480,11 рублей отнесены услуги банка на общехозяйственные расходы (приложение 2);
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 185603,23 рублей — учтены услуги сторонних организаций;
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит счета 70 «Расчеты по оплате труда» — 207566,81 рублей начислена заработная плата работникам аппарата управления (приложение 2);
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию»- 564947,93 рублей начислен ЕСН, отчисления по травматизму;
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит счета 96 «Резервы предстоящих расходов» — 191500,31 рублей начислен резерв на оплату отпусков (12% от ФЗП);
Дебет счета 20 «Основное производство»
Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы» — 1989918,86 рублей списаны общехозяйственные расходы в полном объеме (приложение 2).
В журнале-ордере №10 отражаются все производственные затраты по их элементам с кредита соответствующих материальных и расчетных счетов. При этом в журнале-ордере №10 записываются лишь те суммы кредитовых оборотов материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет одного из счетов затрат на производство. Так как бухгалтерский учет в организации ведется при помощи ЭВМ, то вся информация о затратах на производство работ (о движении материалов, начислении амортизации, заработной платы) группируется в ЭВМ по корреспондирующим счетам и составляется ведомость оборотов по счету 20 «Основное производство». Затем на основании сводных данных машинограмм, ведомостей распределения сырья, материалов, заработной платы и т.п., получаемых в результате обработки первичных документов, осуществляется сводный учет затрат.
Для каждого объекта учета в журнале-ордере № 10 отводится отдельная строка, где накапливаются фактические затраты с кредита счетов 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства»; 25 «Общепроизводственные расходы»; 26 «Общехозяйственные расходы»; 70 «Расчеты по оплате труда»; 96 «Резервы предстоящих расходов « и другие.
Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж»
Кредит счета 20 «Основное производство» — 5060660,65 рублей – списана себестоимость выполненных работ (приложение 1).
В регистре бухгалтерского учета приводится незавершенное строительное производство на начало и конец месяца по фактической себестоимости и его стоимости, определяемой в соответствии с договорной ценой.
3.3 Определение состава и структуры себестоимости СМР
Исчисление себестоимости объекта «Удлинение приемоотправочных путей ж/д станции на участке Лихая-Ростов»
По данным бухгалтерской отчетности и журналу-ордеру №10-с рассмотрим состав и структуру себестоимости за период 2004-2006 г.г.
Таблица 9 — Состав и структура себестоимости СМР за 2004 год
Статьи затрат
Сметная стоимость, тыс.руб.
Уд. вес в сметной стоимости, %
Фактическая себестоимость, тыс.руб.
Уд. вес в себестоимости, %
Отклонение от сметной стоимости, тыс.руб.
Влияние статьи затрат на снижении себестоимости, %
Материалы
42812,0
60,62
34284,0
52,12
-8528,0
-12,07
Заработная плата рабочих
7388,0
10,46
6279,0
9,54
-1109,0
-1,57
Расходы по эксплуатации машин и механизмов
9348,0
13,24
9000,0
13,68
-348,0
-0,49
Итого прямые затраты
59548,0
84,32
49563,0
75,34
-9985,0
-14,13
Накладные расходы
11076,0
15,68
16222,0
24,66
+5146,0
+7,29
ВСЕГО
70624,0
100,0
65785,0
100,0
-4839,0
-6,85
Приведенные в таблице 9 данные свидетельствуют об изменении структуры себестоимости СМР в 2004 году по сравнению с запланированной.
Снижение затрат на заработную плату и материалов является положительным фактором. Проявляется тенденция снижения затрат и по расходам на эксплуатацию машин и механизмов. Однако накладные расходы по сравнению со сметной стоимостью выше на 5146 тысяч рублей, что составило 24,66% удельного веса в себестоимости СМР за 2004 год.
Общая экономия себестоимости СМР составила 4839тысяч рублей или 6,85%. Образовалась она за счет экономии заработной платы на сумму 1109 тысяч рублей, расходов по эксплуатации машин и механизмов на 348 тысяч рублей и материалов на 8528 тысяч рублей.
Перерасход сметных затрат по статье «Накладные расходы» уменьшил общее снижение фактической себестоимости на 5146 тысяч рублей.
Фактический предельный уровень затрат на 1 рубль СМР составил 93 рубля.
Приведенные в таблице 10 данные за 2005 год показывают снижение затрат на заработную плату на 438 тысяч рублей с одновременным ростом стоимости материалов на 882 тысяч рублей, что является следствием повышения степени сборного строительства и снижения тем самым затрат живого труда на строительной площадке. Положительно характеризует организацию работы и снижение накладных расходов на 609 тысяч рублей. Снижение удельного веса затрат на эксплуатацию машин и механизмов в общем объеме себестоимости с 7,29 до 6,40% связано с уменьшением организации производства работ на строительной площадке.
Общая экономия себестоимости СМР составила 844 тысяч рублей или 1,21%.
Образовалась она за счет экономии заработной платы на сумму 438 тысяч рублей, расходов по эксплуатации машин и механизмов и накладных расходов.
Перерасход сметных затрат по статье «Материалы» уменьшил общее снижение фактической себестоимости на 882 тысяч рублей.
Фактический уровень затрат в 2005 году на 1 рубль СМР составил 99 рублей
Таблица 10 — Состав и структура себестоимости СМР за 2005 год
Статьи затрат
Сметная стоимость,
тыс.руб.
Уд. вес, в сметной
стоимости, %
Фактическая себестоимость, тыс.руб.
Уд. вес,
в себестоимости, %
Отклонения от сметной стоимости,
тыс. руб.
Влияние статьи затрат на снижение себестоимости, %
Материалы
43483,0
61,83
44365,0
63,85
+882,0
+1,25
Заработная плата рабочих
7687,0
10,93
7249,0
10,43
-438,0
0,63
Расходы по эксплуатации машин и механизмов
5129,0
7,29
4450,0
6,40
-679,0
-0,96
Итого прямые затраты
6299,0
80,05
56064,0
80,68
-235,0
-0,34
Накладные расходы
14028,0
19,95
13419,0
19,32
-609,0
-0,87
ВСЕГО
70327,0
100,0
69483,0
100,0
-844,0
-1,21
В таблице 11 по составу и структуре себестоимости СМР за 2006 год наблюдается, как и в прошлые годы, тенденция к снижению фактических затрат от сметных.
Затраты по статье »Материалы» меньше сметной стоимости на 2454 тысячи рублей, «Заработная плата рабочих» на 1587 тысяч рублей.
Однако произошел перерасход сметных затрат по статье «Накладные расходы» — на 2641 тысячу рублей. Общая экономия себестоимости СМР составила 1417 тысяч рублей или 3,04%.
Образовалась за счет экономии по статьям: материалы, основная заработная плата рабочих, расходы по эксплуатации машин и механизмов.
Таблица 11- Состав и структура себестоимости СМР за 2006 год
Статьи затрат
Сметная стоимость,
тыс.руб.
Уд. вес, в сметной стоимости, %
Фактическая себестоимость, тыс.руб.
Уд. вес, в себестоимости,%
Отклонение от сметной стоимости, тыс.руб.
Влияние статьи затрат на снижение себестоимости, %
Материалы
24363,0
52,30
21909,0
48,51
-2454,0
-5,27
Заработная плата рабочих
5782,0
12,41
4195,0
9,29
-1587,0
-3,41
Расходы по эксплуатации машин и механизмов
6617,0
14,20
6600,0
14,61
-17,0
-0,04
Итого прямые затраты
36762,0
78,91
32704,0
72,41
-4058,0
-8,72
Накладные расходы
9819,0
21,09
12460,0
27,59
+2641,0
+5,68
ВСЕГО
46581,0
100,0
45164,0
100,0
-1417,0
-3,04
Рис. 2 — Структура фактической себестоимости за 2004-2006 гг.
На рисунке 2 мы видим, что за анализируемый период наибольший удельный вес в структуре фактической себестоимости занимает статья «Материалы» (в среднем 55 %), а наименьший – статья «Заработная плата рабочих»- 10 %.
Накладные расходы в структуре фактической себестоимости составляют более 23 %, расходы по эксплуатации машин и механизмов более 11 %.
На примере объекта «Удлинение приемоотправочных путей ж/д станции на участке Лихая-Ростов» заказчик ООО «Мир» определим себестоимость строительных работ.
Таблица 12 — Исходные данные для анализа себестоимости по объекту Лихая-Ростов, тыс.руб.
Показатель
Сумма статей затрат, тыс. руб.
Удельный вес в сметной стоимости, %
Сметная стоимость
25073,0
100,0
в том числе: материалы
17188,0
68,55
расходы по эксплуатации машин и механизмов
1283,0
5,12
заработная плата
1521,0
6,06
прямые затраты
19992,0
79,73
накладные расходы
5081,0
20,27
продолжение
–PAGE_BREAK–